Послушники

Блаженнейший Митрополит Онуфрий

5 ноября 2019 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий будет отмечать свое 75-летие.

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью с Блаженнейшим Владыкой журналистам ТК «Интер» к этому юбилею и по случаю 5-летия его Предстоятельского служения. Беседа состоялась в канун Дня Крещения Руси.

Ваше Блаженство, День Крещения Руси называют днем рождения нашего народа. Как Вы думаете — выбор князя Владимира мог быть иным? Само событие было предопределено или же является стечением исторических обстоятельств?

Крещение Руси — это событие, которое для нас имеет огромное значение. Но семя христианства на нашей земле было посеяно еще апостолом Андреем Первозванным в І в. по Рождестве Христовом. Мы знаем из летописей, что он поднялся по Днепру на север и во время этого путешествия остановился на киевских холмах. Он благословил их и сказал пророческие слова, что тут будет град великий и множество церквей, и что в них будет прославляться Имя Божие. Потом он дошел до мест, где ныне стоит Новгород, после чего через земли современных Румынии и Болгарии дошел до Греции, где и отдал свою жизнь за Христа.

Мы знаем, что уже во времена апостолов на том месте, где потом возник Киев, жили люди, и они приняли те семена христианства, которые щедро сеял Первозванный ученик Спасителя. Эти семена жили в нашем народе долгие века. Возможно, они не давали до поры до времени обильных всходов, но это и не удивительно — все развивается постепенно. И вера тоже.

Кто-то скажет, что так было потому, что наши давние предки были людьми дикими, но я бы оспорил это, потому что наши «дикие» предки не сделали никакого зла святому апостолу Андрею. Он проповедовал, говорил о Христе, и его отпустили с миром. А когда пришел к цивилизованному миру языческому — к грекам, они его убили. Распяли. Выходит, они были свирепее нас. Просто случилось так, что в силу каких-то политических, географических обстоятельств их земля дала ростки христианства быстрее. У нас — медленнее.

Святой князь Владимир спровоцировал очень мощный духовный всплеск. Он создал все условия для бурного расцвета христианства. Знаете, весной, бывает, ложишься спать — деревья в одном состоянии, словно замерли в ожидании. А утром встаешь — они уже все покрыты прекрасными цветами. Расцвели за одну ночь. Вот таким был и духовный всплеск при святом князе Владимире.

Князь был авторитетным правителем крупного, сильного государства и хотел лучшего для своего народа. Духовные поиски привели его к принятию Православной веры, и вслед за ним весь народ принял христианство. Эти судьбоносные перемены были обусловлены, во-первых, его внутренним желанием преображения и, конечно же, стремлением перестроить свое государство по образцу передовой тогда державы — Византии. Потому что народ наш был молодой, сильный, государство было богатое, большое. Возможно, внутренней упорядоченности и внешней отшлифованности, как в Византии того времени, у нас еще не было. И вот он взял и то и другое.

Уже традиционным стало по-настоящему народное празднование Дня Крещения Руси — ежегодно и в молебне на Владимирской горке, и в крестном ходе к Киево-Печерской Лавре принимает участие все большее количество людей. Например, в прошлом году, по подсчетам организаторов крестного хода, в нем приняли участие 250 тыс. человек. Мы видим, как с каждым годом поток верующих увеличивается. Почему так происходит?

Это день нашего духовного всплеска. Он для нас очень дорог, потому что в этот день многие наши предки пришли ко Христу. Это великая радость о человеке, который нашел Истину. Он пришел ко Христу, принял Крещение, он стал сыном Божиим и сыном вечного спасения. Потому и чтим мы и празднуем этот день, совершаем каждый год многолюдный крестный ход с Владимирской горки в Киево-Печерскую Лавру. Это говорит о том, что люди ищут духовного общения.

Количество людей, которые желают вот этого общения духовного, ежегодно увеличивается…

Это говорит о том, что люди имеют жажду духовного. Нас с утра до ночи кормят информацией — политическими лозунгами, фактами, идеями, новостями. Конечно, в какой-то мере человеку важно знать, что происходит вокруг, но запрос души человеческой не в том, чтобы знать, где случились землетрясения, где — потопы, где — революция или еще что-то… Истинный запрос человеческой души — узнать о Боге. Узнать свое будущее, узнать, для чего человек создан, каково его предназначение.

Потому люди и собираются в Церкви, выходят на крестный ход и там друг с другом общаются, духовно обогащаются от этого общения, друг друга поддерживают и утоляют свою духовную жажду — жажду слова Божия, жажду молитвы, жажду единения со Христом.

Многие из тех, кто далек от церковной жизни, не понимают, что такое каноническая Церковь. Объясните, пожалуйста, суть проблемы. И почему в канонической Церкви есть благодать, а у раскольнических образований ее нет?

Каноническая Церковь — это общество верующих, которое живет по канонам, то есть по определенным правилам Церкви Христовой.

У каждого государства есть свод правил — конституция. И все граждане должны жить согласно этому документу. Если гражданин живет по конституции, значит у него все хорошо, все гладко, все нормально. Если же он нарушает правила, то его действия называются антиконституционными, и за это человека наказывают.

Церковь тоже имеет свою конституцию — это каноны. Если мы живем по канонам, то называемся канонической Церковью, если же нарушаем каноны, то называемся неканонической церковью, то есть незаконной. Конечно, если человек нарушает каноны церковные, его за это не штрафуют, не сажают в тюрьму — это не наши меры, — но молитвенное и евхаристическое общение с такими людьми пресекается. Мы таким способом отсекаем их от себя, отделяем себя от них ради сохранения чистоты вероучения.

Наша каноническая Церковь даже в сегодняшних непростых условиях старается не нарушать никаких канонов. Если кто-то хочет детально узнать, какие именно у нас есть каноны, тот может открыть и почитать «Книгу правил» и посмотреть, как христиане должны жить, чтобы находиться в русле церковных правил. Они написаны людьми, но по внушению Духа Святого. Кто соблюдает каноны, тот сам наполняется благодатью Святого Духа, а кто нарушает — тот лишается этой благодати.

Не так давно была создана новая религиозная организация, которую назвали «Православной церковью Украины». На фоне этого участились случаи захватов храмов. Кроме того, есть факты давления на верующих, избиения священников и мирян, а в Верховной Раде на рассмотрении находятся законопроекты, которые сама Церковь называет дискриминационными. Это то, о чем говорят СМИ. Хотелось бы получить комментарий из первых уст — какова ситуация на самом деле? Есть ощущение, что она меняется. Соответствует ли это действительности и что вообще необходимо сейчас делать, чтобы современные гонения, нападки на Церковь полностью прекратились?

Когда человек находит свое место в жизни, он успокаивается. Бог каждому дал какие-то таланты и предназначение, и пока мы их не откроем — мира в душе не будет.

Агрессия, которая идет в наш адрес со стороны сторонников «ПЦУ», свидетельствует о том, что они не нашли себя и пребывают вне истины. Агрессия — это своеобразная лакмусовая бумажка, которая говорит о том, что нет благодати Святого Духа в этом сообществе. Там, где есть такая благодать, там всегда мир, радость, спокойствие, счастье, блаженство.

Где этого нет, человек мечется и думает, что если он захватит храм или всех сделает подобными себе, то это его успокоит. Поверьте, это никогда не успокоит человека. Пока он не познает истины, не придет к Богу и не смирится перед Ним, не будет мира у него в душе. Даже если весь мир пойдет за ним, будет его слушать и делать, как он говорит. Диавол в таком же положении находится — ему плохо, у него внутренний дискомфорт, и он думает: «Если всех людей я к себе переманю, то успокоюсь». Но этого не происходит! Сатана переманивает к себе многих людей, но покоя не находит, потому что не живет с Богом.

Наша Церковь никогда не проявляла никакой агрессии ни к кому, никогда не захватывала чужие храмы. Есть у нас примеры, когда к архиереям УПЦ приходили представители власти и давали ключи от храмов, принадлежащих УГКЦ или «УПЦ КП», но епископы всегда отказывались от подобных «подарков». Нам чужого не надо! И это — отношение настоящей Церкви.

Сегодня волна рейдерских захватов наших храмов идет на спад и катится уже больше по инерции. Инерция захватов продолжается еще в некоторых регионах, но она уже потеряла подпитку из центра, ведь именно оттуда шла инициатива. Сегодня, слава Богу, ситуация успокаивается.

Я уже говорил нынешнему президенту, что мы не ждем от властей никаких преференций. Мы просим, чтобы все были равны перед законом, чтобы не было законов для одних и для других. В том числе и тех законов, которые сегодня все еще стоят на повестке дня против нашей Церкви. Так не должно быть — должны быть все равны перед законом, и в этом суть демократического государства.

Государственное искусство не в том, чтобы всех обратить в единомыслие, а в том, чтобы всех разномыслящих объединить — разумно объединить, не нарушая их свободу слова, свободу воли. Настроить их так, чтобы они работали на всеобщее благо. И делать это нужно без принуждения.

«ПЦУ» была создана для подчинения других этой структуре, чтобы действовать в интересах определенных политиков. Но Церковь — вне политики! И, тем более, не может служить какой-либо отдельной партии. Церковь служит всем людям — вне зависимости от их взглядов, убеждений, уровня дохода или образования. Все перед Богом одинаковы, все равны. Мы все — дети Божии.

К сожалению, за последние годы церковная тематика стала слишком политизированной. Что Вы можете сказать тем, кто слово «Церковь» воспринимает исключительно в политическом контексте?

Хочу сказать тем людям, которые не понимают природы Церкви, чтобы они не вмешивались в ее жизнь, потому что это очень опасно.

Это не угроза. Я и сам боюсь переступить правила Церкви, потому что знаю: это потом обратится для меня трагедией. Поэтому я бы советовал таким людям: если не понимаешь — не вмешивайся, не давай советы. А политикам скажу: если хотите объединить — объединитесь сами сначала. Мы посмотрим, как это делается, и, может, сами объединимся по такому же сценарию. А разъединять гораздо легче…

Политики во все времена стремились завладеть Церковью, потому что не знают ее природы и не видят ее подлинного Главу — Христа. Они видят, что идет корабль, а Капитана не видят. И думают: давай-ка я сяду, возьмусь за штурвал и тоже «покерую Церквою». А тут не все так просто — кто взялся за штурвал церковный, у того руки отсохли. Кто полез Церковью управлять, все кончили трагически. Поэтому я вас прошу — не надо! Церковь сама разберется в своих проблемах. У политиков есть свои задачи, у Церкви — свои. И каждый должен заниматься своим.

Есть мнение, что сейчас в мире идет полномасштабная борьба с христианством. И что нападки и гонения на Церковь, которые наблюдаются в нашей стране, — это не просто борьба с УПЦ, а часть глобальной антихристианской кампании.

Абсолютно согласен с этим. Мы являемся свидетелями общей большой борьбы против Христа, которая сейчас развернулась по всему миру.

Идет глобализация, выстраивается большой мир, большой общий дом, в котором должны все люди жить. Выстраивается мир, где не будет политических границ, ведь они порождают множество проблем. И в рамках этого мира места для Христа и Церкви Его не предполагается.

Сейчас мы занимаемся тем, чтобы отстоять для Церкви законное место в новом пространстве, но не хотим за это платить чистотой своей веры. Потому что навязываемые нам шаги идут вразрез с канонами, с Божиими заповедями. И хоть формально нам дают оставаться христианами, по сути, мы перестаем ими быть, если преступаем законы Христовы. Ну какой я христианин, если буду делать то, что Христос запрещает? Я уже буду не христианином, а мыльным пузырем — огромных размеров, но пустым.

Потому мы и боремся, чтобы оставаться верными канонам и в то же время занимать законное место в этом мире. Как часть борьбы нарождающегося миропорядка с христианством и выступают сегодня и нападки на УПЦ, и история с томосом.

Для многих из тех, кто далек от христианской жизни, к сожалению, роль Церкви стала формальной. С другой стороны, и среди тех, кто регулярно ходит в храм, немало людей, ведущих не совсем христианский образ жизни. Что Церковь сегодня может противопоставить современному обществу, чтобы поднять общий уровень духовности человечества?

Есть люди, которые говорят, что Церковь устарела, что она консервативна, слишком догматизирована, что ее надо менять под стандарты современного общества. Сторонники такого подхода призывают к перестройке, новшествам, зачастую — антихристианским. Но, знаете, так делают далеко не все. Многих людей Церковь вполне устраивает и привлекает — именно своим «консервативным» устроением, взглядами.

Тем, кого Церковь не устраивает, кто хочет ее изменить, я хотел бы сказать: менять нужно. Но не Церковь, а себя. Если я требую Божие установление откорректировать согласно моим желаниям — это неправильно. Наоборот, надо меня откорректировать, чтобы я подходил Церкви и был сообразным ей. Если мы так не будем делать, а будем Церковь под себя подстраивать, то попросту окажемся вне Церкви, станем на путь погибели — духовной и физической. Потому что есть только один закон жизни — Божии заповеди. Все остальное закон смерти. И он рано или поздно ведет к уничтожению.

Церковь — это дар Божий всем людям. Она способна и хочет обнять всех людей и привести их к Богу, не исключая того, что человек живет на земле, и учитывая все потребности человека.

Но в то же время общий вектор Церкви направлен к Богу. Если мы хотим идти в другое место, то мы выходим из Церкви, уходим от Бога. Но только Бог является источником жизни, блага и любви. Тот, кто идет от Бога, — идет к смерти, неустройству и трагедии.

Можно ли говорить, что в консервативности — сила Церкви?

Церковный консерватизм страшен для греховного человека, который привык жить в своих страстях. А для того, кто живет по воле Божией, консерватизм Церкви — источник свободы.

К примеру, я себя не чувствую ничем связанным, живя в Церкви. А я практически в ней родился, и в священном сане служу уже 48 лет — с того момента, как меня рукоположили в диакона. И скажу, что в Церкви мне очень интересно! Жизнь в Церкви связана с внутренним миром человека, а он — очень красив, важно только увидеть эту красоту. Захотеть увидеть.

Человек во вселенной — это оазис в пустыне. Это микромир. Когда ты начинаешь разбираться в своем микромире, это очень интересно. Интересно бороться с собой. И только на первый взгляд кажется, что это нудное упражнение, нудное занятие, когда ты сам в себе разбираешься, сам себя где-то давишь. Нет, когда давишь в себе греховное, и в тебе восстает Божие, это очень интересно, и большая радость от этой борьбы рождается у человека внутри.

У меня есть опыт мирской жизни. Я жил, но полноты жизни не было — она была постной, однообразной. Встали, пошли, поработали, пришли… И всё. Завтра опять то же самое. А в Церкви жизнь такая разнообразная, красивая, содержательная.

И ради чьих-то желаний перестраивать эту жизнь, делать ее постной, скучной и бесцельной мы не можем. Церковь остается такой, какой она есть. А если кто хочет жить другой жизнью… Что ж. Вольному — воля, спасенному — рай.

Вы возглавили Украинскую Православную Церковь в один из самых непростых для нее периодов. Что самое сложное сейчас для Вас как для Предстоятеля?

Для любого Предстоятеля есть свои сложности. Они одинаковые. Я послушник Церкви. Я не являюсь кем-то другим. Находясь на послушании, я по долгу своего служения должен общаться и с иноверными людьми, которые имеют искаженные понятия о Боге, и с бизнесменами, и с политиками. И моя задача как Предстоятеля — общаясь с иноверными, не потерять чистоту своей Православной веры. Общаясь с бизнесменами — не превратиться в бизнесмена. Общаясь с политиками — не превратиться в политика. Я должен остаться Божиим слугой, слугой Церкви.

По этому случаю расскажу об анекдотическом случае из реальной жизни. Один архиерей постриг своего послушника в монашество. Пришел его друг, тоже архиерей, и поздравляет только что постриженного монаха: «Поздравляю тебя с принятием ангельского образа. При этом желаю, чтобы ты не потерял образа человеческого».

Стать монахом — это хорошо. Но если ты потеряешь при этом образ человеческий, монахом ты уже не будешь. Образ человеческий — это фундамент, на котором строится все.

Получив служение Предстоятеля, я желаю себе не потерять образ простого христианина, на котором все базируется. Простого христианина, который должен жить благочестиво, любить Бога и ближнего, быть терпеливым, смиренным, кротким. Вот этот образ христианина я стремлюсь не потерять.

А как Вам это удается? Ведь известно, что Вы ведете очень строгий, аскетичный образ жизни, много времени посвящая молитве. Как удается Вам совмещать служение Предстоятеля Церкви, связанное с постоянным вовлечением в решение административных, политических вопросов, о которых мы здесь говорили, и в то же время такую суровую монашескую жизнь?

Вы меня переоценили. Я не считаю себя таким. Я сказал о своих целях — что, неся послушание Предстоятеля, не должен потерять образ настоящего христианина. Но я не сказал, что я его не потерял.

Я падаю, спотыкаюсь, я немощный, грешный. Но уповаю на милость Божию и совершаю служение по мере своих сил и стараний. Ну, а Бог — Бог делает. И если что-то сделано хорошо, то это сделано Богом, а не мною. А если при общении с другими людьми, с мирскими, я не растворяюсь, то это, наверное, потому, что уже и видел, и слышал, и проходил то, что мне порой предлагают. Я испытал все на себе, и это меня совершенно не прельщает. Я знаю этому цену.

Вы очень часто, обращаясь к верующим в своих проповедях, призываете их хранить чистоту Православной веры. Как это возможно, особенно сейчас, в наше время?

Вера — это собрание знаний, правил, законов, которые дают человеку правильное понятие о Боге. Если я стремлюсь сохранить чистоту Православной веры, то даже если духовно упаду — имею шанс в любое время встать, исправиться и стать нормальным человеком, христианином. Если у меня не будет этого правильного образца, то я уже не смогу стать духовно здоровым.

Чистота хранения святой веры — это залог того, что человек всегда имеет шанс измениться, исправить себя. Это не значит, что мы, члены Церкви, святые — мы все больные, мы все грешники, и каждый свои недостатки имеет, свои немощи и слабости. Но у нас есть образец, который нам дает возможность в любой момент посмотреть на него, себя исправить и стать таким же. Если этого образца не будет, у нас не будет шанса наслаждаться тем блаженством, которым наслаждаются живущие с Богом.

Беседовал Андрей Данилевич,

5 Ноября 2019 Источник: Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ

После определенного периода трудничества в монастыре, во время которого испытывается твердость намерения всецело посвятить свою жизнь служению Богу, по решению игумена или Духовного собора человек может быть принят в число послушников обители. Для этого трудник подает соответствущее прошение и выражает согласие исполнять устав избранной им обители.

Послушник – это уже член братии, готовящийся принять монашество и проходящий новый этап искуса – проверку, насколько этот образ жизни ему близок, насколько есть к нему призвание. Обычно срок монашеского искуса составляет не менее трех лет, но он может быть сокращен до одного года для тех, кто получил духовное образование или учится на дневном отделении духовного учебного заведения (еще одна причина уменьшения срока – тяжелая болезнь). Испытательный срок может быть и продлен, решение об этом принимает игумен обители – единолично или вместе с Духовным собором.

Следует сразу заметить, что желающий посвятить себя монашескому подвигу не должен быть связан в миру такими обстоятельствами, как оставленные без помощи престарелые родители, семья и не достигшие совершеннолетия дети, долговые и иные гражданские обязательства. Все отношения с миром нужно разрешить до ухода в монастырь.

Живя в монастыре, послушник должен неукоснительно исполнять устав. При этом он еще до пострига может отказаться от своего намерения и вернуться в мир, не понеся никаких канонических прещений. Помимо занятости на монастырских послушаниях, кандидат на принятие пострига участвует в богослужениях, в Таинствах Церкви. В этот период он находится под особым духовным окормлением самого игумена и назначенного ему духовного наставника.

Во время монашеского искуса особенно внимательно надо следить за собой и своими помыслами и понимать, что именно в данный момент полагается основа всей монашеской жизни. Монашество – особое призвание, особый вид подвига. Обстоятельства прихода в монастырь могут быть разными, но целью монаха всегда является, по слову Евангелия, стремление к нравственному совершенству и стяжание благодати Духа Святого путем оставления мира, отсечения своей воли, путем усиленной молитвы и труда.

Трудовая деятельность послушников и монахов – неотъемлемая часть жизни в стенах монастыря. Послушания, налагаемые на братию, необходимы не потому только, что нужно создавать какие-то материальные блага для поддержания существования. Приходя в обитель, человек приносит с собой и свои страсти, которые являются следствием измененной грехом человеческой природы; пагубные для спасения привычки. Именно через самоотверженный труд тело, а вместе с ним и душа освобождаются от страстей, отсекаются греховные воля и желания, побеждаются гордость, самолюбие и саможаление. «Общее послушание паче всего содействует к избавлению от гордости. На общем послушании человек обучается духовному искусству, если захочет, и когда на вещи смотрит просто…» (преподобный Амвросий Оптинский). И зачастую именно неправильное отношение к послушаниям, налагаемым в монастыре, является причиной того, что человек по наущению врага рода человеческого оставляет этот благодатный и спасительный путь и уходит из обители. Исполнение послушаний – это прежде всего жертвенное служение Богу и братии, во исполнение заповедей Христовых.

Но послушнический труд должен быть постоянно сопровождаем молитвенным деланием, которое является основанием жизни монашеской.

Во время монашеского искуса послушник должен стараться внимательно и деятельно изучать Священное Писание и аскетические творения святых отцов, прежде всего – Поучения аввы Дорофея, «Оглашения» преподобного Феодора Студита, «Лествицу» преподобного Иоанна Синайского, «Руководство к духовной жизни…» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (начиная с ответа 216), творения преподобного Ефрема Сирина, творения святителя Игнатия Брянчанинова и прочие – с совета и благословения игумена или игумении монастыря.

При принятии в послушники благословляется ношение подрясника. При этом совершается обряд, который называется «перемена риз» или «совлечения мира»: трудник (трудница), положив три земных поклона в Алтаре перед святыми Престолом (а трудница перед Царскими вратами) и один поклон игумену (игумении), принимает из его (ее) рук подрясник, монашеский пояс, скуфью и четки. С этого момента он не носит в монастыре мирской одежды.

В некоторых случаях, если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению правящего архиерея и при письменном согласии послушника может быть совершен чин его облачения в рясу и клобук. После этого послушник именуется рясофорным послушником или иноком, что налагает на него более серьезную ответственность. Покидая монастырь, послушник не имеет более права носить особые одежды, в которые был облачен в период испытания. Игумен монастыря, внимательно наблюдающий за прохождением послушником монашеского искуса и видя его готовность к принятию ангельского образа, сам, или совместно с Духовным собором, письменно представляет кандидата правящему архиерею, испрашивая благословения на монашеский постриг.

***

Время послушничества – это особый период в жизни монаха. Многие вспоминают его с любовью. Вот что пишет, например, о послушничестве в своей книге «Несвятые святые» наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов): «Неповторимым и, быть может, самым счастливым временем монашеской жизни надо признать послушничество. Это потом у инока будут и духовные взлеты, и превосходящие всякое воображение события, которых мирской человек даже представить не может. Будут победы и поражения в невидимой аскетической брани, удивительные открытия – мира и самого себя. Но все равно – годы послушничества не сравнимы ни с чем.

Как-то у престарелого патриарха Пимена спросили:

– Ваше Святейшество, вы достигли высшей ступени церковной иерархии. Но если бы сейчас можно было выбирать, кем бы вы хотели быть?

Обычно малоразговорчивый, погруженный в себя патриарх, не задумываясь, ответил:

– Послушником, сторожем на нижних воротах Псково-Печерского монастыря <…>

Это напоминает лишь светлую отраду беспечального детства – жизнь состоит из одних прекрасных открытий в новом бесконечном и неизведанном – мире. Кстати, две тысячи лет назад апостолы, по сути, три года были самыми настоящими новоначальными послушниками у Иисуса Христа. Их главным занятием было следовать за своим Учителем и с радостным изумлением открывать для себя Его всемогущество и любовь.

Ровно то же самое происходит с послушниками наших дней. Апостол Павел сделал великое открытие: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Эти слова подтверждаются всей историей христианства. Меняются времена и люди, но Христос и для поколения первых христиан, и для наших современников остается все Тем же.

Истинные послушники получают от Бога бесценный дар – святую беззаботность, которая лучше и слаще всякой другой свободы».

1. В настоящее время решение о принятии в число послушников утверждается правящим архиереем. Проект «Положения о монастырях и монашествующих» предлагает передать право окончательного решения о приеме послушников игумену/игумении и Духовному собору монастыря. Сегодня этот вопрос находится в компетенции Межсоборного присутствия.

А. Покровская
Фото А. Ольшанской

Что такое послушание? Ответить на этот вопрос совсем не просто. С одной стороны, оно является одной из самых главных добродетелей христианина и при этом одним из основных требований к его личности. С другой – слово «послушание» вызывает у многих либо осознанный, либо неосознанный протест. Ведь в каждом человеке самой природой предусмотрены механизмы, вызывающие сопротивлению принуждению. Услышав только одно слово «послушание», у многих сразу же мысленно возникает самый крайний вариант, предполагающий отказ от собственной воли. Так что же это за понятие? Как его разъясняет церковное учение?

Определение понятия

Что такое послушание? В православной церкви под этим термином понимают исполнение приказаний определенного рода. Само слово «послушание» уже означает повиновение и покорность. В церковной практике данный термин означает определенную работу или обязанности, которые возлагаются на послушника монастыря или монаха. Выполняет он их во искупление какого-либо поступка или греха. Тогда на человека налагаются молитва и послушание.

Для обычных людей значение этого слова заключается в формировании определенной позиции, основанной на убеждении. Другими словами, при ответе на вопрос «что такое послушание для рядового гражданина?» можно дать разъяснение, что это некий порядок, который заключается в подчинении нижестоящего сотрудника вышестоящему.

Однако этот термин все же в первую очередь имеет отношение к жизни в монастыре. Переносить его чисто механически на обычный мир не стоит.

Достижение счастливой жизни

Вряд ли найдется человек, который бы не желал для себя здоровья и благополучия, удачного брака, послушных и хороших детей, мира на нашей планете, покоя в сердце и многих других благ. В отношении верующих людей здесь же можно упомянуть о получении благодати, спасении и единстве с Творцом. Многие стремятся к этому, прикладывают все свои силы и старания, но желаемого результата так и не получают. Тайну неудач раскрывает нам Библия. От первых ее страниц до последних можно проследить одну закономерность. Она заключается в получении благословения Бога через послушание ему.

Конец земному раю и счастливой жизни наступил еще во времена Адама и Евы. Эти первые люди выразили непослушание Духовному Отцу. Этим они положили начало бедствиям всего рода человеческого. И так было до тех пор, пока Иисус Христос не искупил людей своим послушанием Отцу Небесному. Этим он дал возможность тому, кто покорен Его сердцу, вернуть для себя потерянный рай, но только не земной, а небесный.

Определение послушания

В чем заключена суть этого понятия? Как уже было сказано выше, значение слова «послушание» сводится к покорности и повиновению. Это понятие является доказанным на деле подчинением своей воли указаниям другого.

Что такое послушание? Это та основа, на которой складываются добрые взаимоотношения человека, прежде всего, с Богом. Ведь на примере Библии мы видим, что тот, кто нарушит святое послушание, получает боль и страдания, проклятие и смерть. За столь, казалось бы, незначительный поступок Адама и Евы уже не одно тысячелетие люди живут в горестях и страданиях, болезнях и тяжком труде, войнах и неудовлетворенности, что в конце концов заканчивается смертью. Это и есть цена непослушанию. Ведь ненужных и незначительных запретов у Бога не существует. Он не дозволяет лишь то, что не принесет Его творению счастья. В связи с этим становится понятным, почему столь важно осознать значение христианского послушания и научиться слышать Творца, радостно повинуясь его воле. В этом и должно состоять счастье для каждого человека.

Обучение послушанию

Бог всегда стремился создать между собой и человеком правильные взаимоотношения. Сразу он учил его, а после испытывал послушание своему Слову. И если человек терял Высшее благословение, то он тут же обрекал себя на несчастное существование, в дальнейшем оказываясь на Божием суде. Так было в период допотопного мира, так продолжается и сегодня.

Этот вопрос затрагивает и Библия. В ней говорится о том, что, выводя народ из Египта, Бог дал ему на горе Синае закон. Это заповеди Божьи, исполнение которых позволит людям жить в благословении и счастливо. С тех пор прошло много времени. Израильский народ получил для себя Ханаанскую землю. Однако принцип послушания и сегодня остается для всех неизменным.

Познание Бога

Оно в первую очередь становится понятным при изучении Священного Писания. Тот, кто совершает любой выбор или действие, которое противоречит этому канону, не подчиняется воле Божьей.

Но познать Священное Писание невозможно вне Святого Духа и вне Церкви. Примером тому является сектантство. Эти отступники Евангелия придерживаются превратных толкований Святой Книги, отходя от Бога и толкая себя к гибели. Только Священное Писание должно являться для человека тем источником, который ежедневно станет утолять его жажду. Только из Евангелия мы узнаем волю Божью и сможем найти ответы на многие свои вопросы.

Суть послушания

Что стоит за повиновением законам Духовного Отца всего человечества? Послушаться воле Божьей означает переступить через свое малодушие и страх, через суету и гордость, через «хочу — не хочу». Причем все это не приходит быстро. Любой человек не становится послушен в одно мгновение. Об этом же говорится и в Библии. В этом Священном Писании рассказывается о том, как народ по своему малодушию не послушался Моисея. Люди побоялись менять устоявшийся уклад жизни для того, чтобы изменить ее к лучшему.

О послушании в Библии говорится как о чувстве, проявлять которое человек должен лишь к тому, кого знает. И это вовсе не является унижением. Ведь за послушанием всегда стоит Бог. И нет ничего стыдного в том, чтобы прислушаться к чьему-либо совету. Ведь вполне возможно, что Бог испытывает человека таким образом. В Библии указывается и на то, что послушание не является постыдным и для самого Господа. Творец земли и неба снизошел, удовлетворяя просьбе человека. Моисей заступился за свой народ, и Бог не воспротивился этому. И если послушание является вполне допустимым для Господа, то это нормально для каждого из нас.

Соблюдение заповедей

Если послушать проповедь о послушании, то становится ясно, что Господь вовсе не настаивает на нем. Он лишь указывает на то, чего он ожидает от людей, не заставляя их исполнять его законы и не принуждая их к этому. Послушание, как правило, исходит из духовного единения с Богом. Именно поэтому всякий раз, когда в проповеди звучит слово «ученичество», то возле него обязательно присутствует «если».

Господь не дает правил. Он лишь указывает на нормы. И совершенно очевидно, что тот, кто любит Его, будет выполнять все заповеди беспрекословно. И только тогда откроются для души послушника все Божьи откровения, которые невозможно познать ни размышлениями, ни с помощью философии.

Не секрет, что каждый человек стремится к благодати. А мера ее роста напрямую зависит от послушания Господу. На тех, кто послушен, Бог ставит печать покоя, которая является свидетельством глубокого умиротворения

Как не сбиться с пути?

С самых древних времен и по сегодняшний день, вплоть до Второго Пришествия, всегда были и есть святые отцы – сосуды Святого Духа. Они жили и живут согласно воле Божьей и могут обучить познанию цели каждого христианина других. Тому же, кто уже обрел такого старца и во всем слушается его, можно сказать, что он самым прямым путем направляется к Богу. И дорога эта лежит через христианский монастырь.

Конечно, познать волю Божью может и простой мирянин. Однако достичь этого все же нужно другим способом. Нужно стать монахом и при этом придерживаться границ послушания. Каковы они? Такими границами являются заповеди Божьи. Все, что противоречит им, не может идти от Создателя и, следовательно, не должно исполняться.

Служение Богу

Что это за человек, который решил посвятить свою жизнь Всевышнему? Какую он преследует цель?

Для того чтобы стать монахом, человек должен принести Богу обеты. Шаг этот очень серьезен, ведь обратного пути после него нет. Чтобы не совершить роковой ошибки и не разочароваться в содеянном, каждого, кто пришел в монастырь, обязательно испытывают в течение длительного времени. Для этого предусмотрено несколько этапов. Каковы же ступени монашеской жизни?

  1. На первом этапе еще не подготовленный человек становится трудником. Он знакомится с монастырем и работает там бесплатно во Славу Божию. На данном отрезке монашеской жизни трудника не обязывают брать на себя какие-либо обязательства. Человек всегда волен вернуться в тот мир, из которого он пришел. Греха в этом нет. Жизнь трудника течет согласно того распорядка, который существует в монастыре. При этом он выполняет послушание и работает по благословлению высших чинов. В монастыре труднику предоставляют общежитие (жилье), его кормят и дают все то, что нужно для выполнения своих обязанностей.
  2. Послушник. Это вторая ступень монастырской жизни. На нее переходит человек, который твердо решил в будущем стать монахом. Для того чтобы стать послушником, люди пишут прошение с просьбой принять их в братию. Оно удовлетворяется игуменом, если тот видит, что намерения у человека достаточно серьезные. Тогда трудника вносят в списки братии, и он становится послушником. На этой ступеньке монастырской жизни человеку выдают подрясник. Далее ему предстоит пройти испытательный срок. Конкретное время для этого не определено. Одни послушники отправляются на постриг раньше, другие — позже. Все зависит от того, насколько внутренне человек готов к монашескому подвигу. Но, как правило, послушание в православии длится на протяжении нескольких лет. В этот период человеку еще дозволяется вернуться в свой прежний мир, отказавшись от намерений служить Богу. Сделать такое ему не возбраняется, однако отречение от послушания в монастыре особенно и не приветствуется.
  3. Следующий этап является заключительным. Это период, когда человек принимает монашество. Он должен принести обеты Богу, после которых обратной дороги просто нет. Отречься от такой жизни означает измену Всевышнему. В прежние времена расстриг даже не хоронили на кладбище. Они покоились за оградой, так же как и самоубийцы.

Как же сделать первый шаг и занять место послушника в монастыре? Для этого нужно начать с трудника. Как правило, на имя иеромонаха монастыря при этом пишут рассказ о себе. В том случае, если просьба будет удовлетворена, человек приезжает в монастырь со своей рабочей обувью и одеждой.

Такой путь к Богу являлся реальным для всех православных людей не только в прежние времена, существует он и в 21 веке.

Условия послушничества

Стоит иметь в виду, что человек, который пожелал посвятить свою жизнь монашескому подвигу, должен быть свободен от любых связей с обычным миром и обязательств перед другими людьми. Например, он не может оставить без помощи престарелых родителей, свою семью, а также несовершеннолетних детей. Не должно быть у него долговых и прочих гражданских обязательств. И если с обычным миром какие-либо отношения имеются, то разрешить их следует еще до того, как уйти в монастырь.

Что должен делать кандидат на постриг? Послушнику следует неукоснительно придерживаться устава. Кроме этого, он должен участвовать в Таинствах Церкви и в богослужениях. Одним из занятий такого человека также являются монастырские послушания.

В этот период будущие монахи должны всецело следовать указаниям своего духовного наставника и самого игумена. Это также и время, когда человеку следует особенно тщательно следить за своими помыслами и за собой. Ведь в такой период создается основа его будущей жизни.

Монашество является особым видом подвига, особым призванием. Человек начинает восхождение к Богу по разным причинам, однако цель у него всегда одна. Монах, согласно Евангелию, стремится к нравственному совершенствованию и стяжанию благодати Святого Духа. И к этому он идет путем отсечения собственной воли, оставления привычного мира, путем усиленного труда и молитв.

Работа в монастыре

Каков он, день послушания? Для обитателей монастыря труд является неотъемлемой частью жизни. На братию налагаются самые различные послушания. Необходимы они не только для создания материальных благ, которые позволяют существовать всем членам обители. Приходя в монастырь, человек приносит сюда все, что накопилось у него на душе. Все его страсти — это не что иное, как следствие изменения человеческой природы каким-либо грехом, например, пагубными привычками. И только благодаря самоотверженному труду душа и тело могут стать свободными. Послушание отсекает греховную волю и желание, побеждает самолюбие и гордость, а также самосожаление. В этот период человек, если захочет, обучится духовному искусству. Только после этого на все вещи он станет смотреть просто.

Послушанием называют различную работу в монастыре. Но какой бы она ни была, она обязательно будет связана с организацией богослужения и внутренней монастырской жизни. Это может быть церковное пение или работа в храме, на кухне, в хлебопекарне, на огороде, в коровниках, а также в различных мастерских (иконописной, пошивочной и т.д.) В монастыре востребованной становится практически любая профессия.

Служить во благо обители является особым Божьим призванием. Но не стоит думать о том, что жизнь в монастыре очень трудна. Тяжелым здесь являются не труды, а изменение своей воли. Ведь послушнику предстоит в безропотной покорности делать все что прикажут ему сестры, братья или отцы. Наградой всему этому станет смирение, мир и душевный покой.

Посвящение

Из-за неправильного отношения к тем послушаниям, которые налагаются в монастыре, человек может оставить этот спасительный и благодатный путь. Тогда он покидает обитель. Но всем, кто намерен принять постриг, следует понимать, что исполнение послушаний является не чем иным, как жертвенным служением Богу и братии. Это и позволяет исполнять заповеди Христовы.

Но одного послушнического труда мало. Этот период в жизни человека должен сопровождаться постоянными молитвами, которые являются основой монашеской жизни.

Во время послушания человек должен деятельно и внимательно изучать каноны Священного Писания, а также аскетические творения, созданные святыми отцами. Это, например, «Поручения», написанные аввой Дорофеем, «Оглашения» Феодора Студита преподобного и т.д.

При принятии новоиспеченным послушником подрясника совершается определенный обряд. Его называют «перемена риз», а также «совлечения мира». Трудница или трудник при этом должны положить три низких поклона перед Алтарем и один игумену или игуменье, приняв из его или ее рук четки, скуфью, монашеский пояс и подрясник. Начиная с этого времени, человек перестает носить мирскую одежду.

Порой данная церемония проводится с использованием дополнительных действий. Если это предусмотрено уставом обители, то послушника облачают в клобук и рясу. Делают это с письменного согласия будущего монаха. С этого момента послушника называют иноком или рясофорным. Подобный чин налагает на человека большую ответственность.

За прохождением послушничества всегда внимательно наблюдает игумен. И только после того как он увидит готовность человека принять ангельский образ, он сам или вместе с Духовным собором представляет кандидата в письме к правящему архиерею. В этом послании испрашивается благословение человека на монашеский постриг.

Период послушничества является особым в жизни каждого из будущих монахов. После многие с любовью вспоминают это время. Ведь послушание вовсе не является жертвоприношением. Все совершается по собственной воле с получением взамен великой благодати. Именно поэтому каждому будущему монаху стоит повиноваться своим наставникам, заботящимся о душе послушника.

Конечно, под послушанием в монастыре понимают выполнение тех или иных работ, на которые людей благословляет игумен. Однако более всего это направление должно быть рассмотрено в качестве основной оставляющей духовной жизни братвы обители, а также главным путей к спасению человека.

Каждый послушник стремится понять Божью волю. Именно поэтому он усердно трудится над своими желаниями и над собой. Бог хочет, чтобы каждый будущий монах осознал Его волю. А раскрываться и проникать в послушника она будет благодаря духовно опытным людям, а также через жизненные обстоятельства, совесть и исполнение заповедей Божьих.

Так что же такое послушание? Это основа христианской религии, которая предполагает непрестанное сотрудничество человека и Бога. Оно позволяет Всевышнему преображать людей и пребывать в них.

Виды послушания многогранны. При этом все они будут зависеть от Божественного Промысла. Послушание можно рассматривать в разных аспектах. Это может быть терпение скорбей, отпущенных Богом, или же прохождение особого вида подвига с одновременным исполнением советов опытного духовного наставника или старца, обладающего даром рассуждения и прозорливости. Но, как бы там ни было, все имеющиеся виды послушания объединяются исполнением и взысканием Божественной воли.

ПОСЛУШНИК

Смотреть значение ПОСЛУШНИК в других словарях

Послушник М. — 1. Тот, кто живет в монастыре и готовится стать монахом. 2. Прислужник в монастыре.
Толковый словарь Ефремовой

Послушник — -а; м. Прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом. Монастырские послушники. Пойти в послушники.
◁ Послу́шница, -ы; ж. Поступить в монастырь послушницей.
Толковый словарь Кузнецова

Послушник — лицо, готовящееся к пострижению в монахи; воспитанник вмонастыре.
Большой энциклопедический словарь

Послушник — — в русских православных монастырях лицо, готовящееся принять монашество и проходящее испытания. Исполняет разные послушания, т. е. низшие обязанности во время церковной……..
Исторический словарь

Послушник — — в рус. правосл. монастырях — лицо, готовящееся принять монашество и проходящее испытат. срок. Исполняет разные послушания, т. е. низш. обязанности во время церк. службы и в монастыр. хозяйстве.
Философский словарь

Перевести ПОСЛУШНИК на язык :

  • Английский
  • Испанский
  • Итальянский
  • Немецкий
  • Французский
  • Португальский
  • Китайский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *