Поснов история христианской церкви

Часть I Предисловие Предварительные сведения Источники церковной истории Издания источников Требования от историка объективности и аконфессионализма Отношение церковной истории к другим наукам – светским и богословским Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды Церковная историография Период I-й Период II-й Вводная глава 1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа 2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова Первый период (30–313 гг.). Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви в борьбе с иудейским и греко-римским миром Глава I. Миссия Церкви в первые три века Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос Библейские источники О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям Дело Иисуса Христа Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме Устройство жизни в первой христианской общине Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников Апостол Павел Апостольский Иерусалимский Собор (49 г.) Деятельность ап. Павла после Апостольского Собора. Прибытие его в Рим Апостол Петр Основание Римской Церкви Судьба первой христианской общины и погибель Иерусалима Деятельность Св. Иоанна Богослова и прочих Апостолов Христианская миссия во II-III в Страны, города и места распространения христианства к началу IV-го века Распространение Христианства среди различных слоев общества Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством Гонение на христиан со стороны язычников Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века Организация Церкви Апостолы, пророки и учители Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви Так называемый монархический епископат Митрополиты в первые три века христианства Римские епископы за первые три века: Взаимоотношение между отдельными христианскими Церквами в первые три века Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме Споры о перекрещивании. Значение еретического крещения. Глава IV. Церковное вероучение в первые три века Иудео-христианские заблуждения Гностицизм Монтанизм Монархианство Манихейство Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения 1. Учение 12-ти Апостолов Св. Иустин Мученик Минуций Феликс «Октавий» Полемика с монархианами. Учение о Логосе-Христе Богословские воззрения Тертуллиана. Его система Развитие в Церкви спекулятивного богословия (преимущественно на востоке) Ориген (182–251 г.) Глава V. Христианское Богослужение § I § II Священные дни и времена I-III вв Праздники годовые подвижные и посты Места богослужебных собраний Христианская живопись Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан Церковная дисциплина Религиозное моральное состояние верующих Начало монашества Часть 2. Период вселенских соборов Глава I. Распространение Христианства Великое переселение народов Армения и Иверия (Грузия) Аравия и Абиссиния Христианская миссия среди славянских народов Христианство среди чехов Христианство в Польше Христианство на Руси Глава II. Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе Сыновья Константина Великого – Константин II, Констанс и Констанций. Императоры Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший Отношение между церковною и государственною властью на Западе. Возвышение Папы над императорами Бедствия Церкви. Реакция язычества. Император Юлиан Отступник Гонение на христиан в Персии Языческая полемика и христианская апологетика с IV-го века Ислам Глава III. Церковная организация Римский Папа Александрийский патриархат Антиохийский патриархат Иерусалимский патриархат Возвышение епископа Константинополя «Нового Рима» Justinlana Prima Каноническая точка зрения Восточных об управлении Христианской Церкви пятью патриархами Епископы. Хорепископы Епископское управление Особые церковные должности Низший клир Церковное Законодательство О Соборах Поместных и Вселенских Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Соборов Поместных и Вселенских О собраниях канонов Апостольские каноны Апостольская дидаскалия Так называемые Апостольские Постановления Раскол донатистов Мелетианский раскол Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века) Первый Вселенский Собор Учение Афанасия Александрийского Выступления Ария Первый Вселенский Собор в Никее в 325-м году Борьба за Никейский Символ Веры «Ново-никейцы», Каппадокийцы Феодосий I-й (379–395 г.). Константинопольский Собор 381-го г. (II-ой Вселенский) Христологический вопрос Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский Учение Кирилла Александрийского Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов Несторий, как Константинопольский архиепископ Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г «Соборик» Распоряжения императора Феодосия Продолжение соборных заседаний Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его Попытки императора Феодосия II-го примирить спорившие партии Судьба Ефесского Собора. Антиохийская уния Антиохийская уния Судьба несторианства. Несториане Происхождение монофизитства Так называемый «разбойничий» Ефесский Собор 449 г Халкидонский Собор 451 г. IV-ый Вселенский Собор Значение Халкидонского Собора История монофизитов после Халкидонского Собора Учение монофизитов и деление их Император Юстиниан I-й (527–565 г.) Пятый Вселенский Собор 553 г. в Константинополе Монофелитский спор VI-й Вселенский Собор 680–681 г Иконоборческий спор Вопрос об иконопочитании после VII-го Вселенского Собора Иконоборчество на Западе Павликиане Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно) Глава V. Христианское Богослужение Суточное, седмичное и недельное богослужение Годичный круг праздников Круг Рождественских праздников Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы Церковное песнопение с IV-XI-го веков Западные песнописцы Церковные Таинства Евхаристическая литургия Богослужебный устав Места христианского богослужения Христианское искусство Глава VI. Нравственная жизнь Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV-го по ХI-ый в Монашество История монашества Монашество на Западе Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви Великий Церковный Раскол. «Разделение Церквей» Последнее столкновение Византии с Римом в половине ХI-го века. Так называемое разделение Церквей

Рака в христианской церкви (греч. — μνημεία, лат. — capsa, monumentum, франц. — chasse, значение и происхождение русского названия не определено) — так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название «рака» вполне соответствует русскому слову «гробница»; это не гроб (τάφος, sepulchrum), a монументальный большой ларец, продолговатый, в меру длины гроба, в котором помещаются мощи, чаще — вместе с гробом. Рака существовала у евреев еще в Ветхом Завете, как видно из слов И. Христа о фарисеях, которые «зиждут гробы пророков и украшают раки (μνημεία) праведных» (Мф. XXIII, 29). Это указывает именно на монументальное назначение раки, отличающее ее от обычного места погребения. Христиане с самых первых времен церкви благоговейно хранили и чествовали останки своих святых, особенно мучеников (см. Мощи). После того как христианство восторжествовало над язычеством, тайное чествование мощей, укрытых в простых гробах, уступило место созиданию рак, украшенных снаружи, имевших вид монумента. Роскошные раки, содержавшие в себе мощи святых, распространены были на Западе, особенно в VII в., везде, где находились мощи. Их постоянной принадлежностью была какая-либо особая форма (замка, башни и т. п.), а не стереотипная удлиненная форма гроба, безусловно господствующая для рак в церкви православной. Есть немало в католических странах древних рак из массивного серебра, обильно позолоченных, с рельефной чеканкой отдельных фигур, целых групп, картин из библейской или церковной истории и т. д. Эти рельефные изображения рак особенно высоко ценятся в истории искусства, как произведения большей частью высокохудожественные. Существует обширная французская литература, посвященная подробному описанию предметов этого рода (эта литература исчислена в статье «ch â sse» Prou в «La grande Encyclop é die», т. X, Пар., 1861, где приведены хорошие рисунки всех главных достопримечательностей этого рода, имеющихся на Западе). Общий каталог всех коллекций рисунков рак на Западе составлен и издан за границей нашим соотечественником гр. Салтыковым. Первые Р., в которые полагались мощи (целое тело), были каменные, как это видно из повествования о мощах свв. Бориса и Глеба (1072 г.), которые из деревянных гробов были перемещены в каменные раки. Для этих рак устроены были особые «клети» или своды («комары»), решетки которых были также окованы золотом и окружены хрустальными золочеными подсвечниками и висящими золочеными лампадами. Привозимые из Константинополя частицы св. мощей хранились или каждая в особом ковчежце, называвшемся иногда ракой, или по нескольку частиц вместе, вделанными по отдельным местам в крест; таков, например, крестообразный серебряный «кивот» с черневыми изображениями, устроенный суздальским князем Димитрием Константиновичем в 1363 г. для так назыв. «страстей Господних», приобретенных в Константинополе (часть крови Христовой, гроба Его, терновый венец, хранящийся ныне в Благовещенском соборе в Москве). По мере открытия мощей собственно русских святых они поставлялись в главном храме монастыря в особых Р., украшенных серебром и золотом, в нишах в той или другой стороне храма, большей частью — на возвышении и под художественно устроенными «сенями» (балдахинами). Р. всех русских святых неизменно сохраняют форму гроба — удлиненного, в меру роста святого, четырехугольного ковчега, сверху имеющего доску, златокованную ризу и открытый или закрытый лик святого и открытую руку его для целования. Если мощи почивают не открыто, а «под спудом», т. е. недоступны для поклоняющихся, то поверх раки имеется живописное или живописно-металлическое изображение святого, покрытое особым покрывалом из парчи, атласа или бархата.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

С чего началась современная евангельская церковь «Христианская Миссия»? Именно об этом расскзывается в первой части документального фильма «Наследие», где рассказывается об история церкви от лица ее участников. В фильме принимают участие Начальствующий епископ РОСХВЕ(п) Сергей Ряховский, Заместитель Начальствующего епископа в Южном федеральном округе епископ Эдуард Дерёмов, Полномочный представитель Начальствующего епископа по Черноморскому побережью Краснодарского края пастор Виталий Любченко, Полномочный представитель Начальствующего епископа по Краснодарскому краю епископ Олег Сторожев и другие служители.

Церковь «Христианская миссия» — это тысячи посвящённых Богу людей в более чем 100 городах Российской Федерации. Это современная церковь с древним посланием.
В уходящем году церкви «Христианская Миссия» исполнилось 18 лет, и по случаю её «совершеннолетия» вышла в свет первая часть документального фильма «НАСЛЕДИЕ», в которой пасторы и служители церкви рассказывают о своём обращении, освобождении от зависимостей, поиске выхода из проблем.

О чём этот фильм:
о том, с чего началось служение церкви;
о чуде, которое произвёл Бог в жизнях посвящённых Ему людей;
и ещё о разных интересных фактах из жизни нашей церкви.
Смотреть фильм «Наследие»

М.Э. Поснов. История христианской Церкви (До разделения Церквей 1054 г.). — М.: Высшая школа, 2005, 648 с.

Выход в свет книги известного русского церковного ученого Михаила Эммануиловича Поснова (1873-1931), впервые опубликованной в 1964 г. в брюссельском издательстве «Жизнь с Богом», несомненно, весьма отрадное явление. Поснов принадлежал к тому поколению отечественных ученых, которые при европейском уровне общегуманитарной и богословской подготовки могли дерзновенно ставить проблемы, связанные с историей христианства и церковными разделениями.

В 1913-1919 гг. Поснов был профессором на кафедре истории Древней Церкви в Киевской духовной академии, а затем читал лекции по данной дисциплине на богословском факультете Софийского университета. Собственно они и легли в основу рассматриваемой книги, законченной им за три месяца до кончины.

Прежде всего эта книга поражает всесторонностью охвата материала, дающего представление о том, как формировалась Церковь в первое тысячелетие своего исторического бытия. Данный труд, безусловно, выгодно отличается от заполнивших в последние годы церковные книжные лавки курсов по древней церковной истории, написанных не столько с научной, сколько с идеологической точки зрения. Ученый не только дает слово авторитетным историкам Церкви — православным, католическим и протестантским, он в первую очередь заставляет говорить сами за себя источники.

Впрочем, это несомненное достоинство книги Поснова представляло в ее брюссельском издании известную трудность. Дело в том, что, адресуя ее в качестве учебного пособия студентам-богословам Софийского университета, Поснов обращался к выпускникам прежних семинарий и гимназий, имевшим классическое образование. Для них многочисленные цитаты на греческом и латыни не требовали перевода. Не то — наш нынешний студент (да и не только студент), богослов или религиовед. Учитывая этот факт, издательство обеспечило их перевод, равно как и переводы оригинальных цитат и выражений на европейских языках.

Понятно, что, будучи объективным историческим трудом, книга Поснова по идеологическим соображениям устраивает не всех. Его противники, обычно встав в позу снобов, просто заявляют, что она устарела. На этот аргумент проще всего было бы ответить тем, что более «свежего» курса древней церковной истории, находящегося на таком же академическом уровне, на русском языке пока просто не существует. Однако если мы посмотрим, что произошло в мировой церковно-исторической науке за истекшие десятилетия, то увидим, что книга Поснова далеко не так устарела, как это кто-то хотел бы представить.

Начнем с того, что за это время в научный оборот не было введено новооткрытых древних церковно-исторических источников, а также не произошло уточнения в датировках тех или иных событий древней церковной истории. Классические исследования и курсы общего характера по истории Древней Церкви, появившиеся в последней четверти XIX — первой трети ХХ века, по сей день постоянно находятся в пользовании как у исследователей частных проблем, так и у популяризаторов церковно-исторических знаний, пишущих «Истории Церкви».

В достаточной мере всем этим пользуется и Поснов. При этом следует отметить, что, если сообщенные им сведения в свете позднейших специальных работ можно дополнить и уточнить, то их в любом случае ввиду взвешенной позиции автора не требуется радикально пересматривать. Последнее обстоятельство весьма важно, поскольку, будучи по преимуществу учебным пособием, книга Поснова обладает достаточной степенью надежности. Тем не менее есть важный раздел книги, который, безусловно, требует восполнения для дальнейшего развития науки. Речь идет о церковной историографии и] прежде всего об изданиях церковных источников, появившихся в последние семь с лишним десятилетий. О них говорится в сопровождающих сочинение Поснова комментариях Д. Г. Артемьева. В них содержится много справочного материала, позволяющего современному читателю лучше разобраться в древне-церковных реалиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *