Пост подготовки

Распятие, фрагмент (монастырь Студеница, Сербия)

Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период.

Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица).

В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».

Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.

Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2, 7).

В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое».

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном суде.

В Неделю о блудном сыне евангельской притчей (Лк. 15, 11 – 32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.

Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.

Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем читается на литургии Евангелие (Мф. 25. 31 – 46).

В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестие и усопших благочестно, или в пустынех, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте… от Адама даже и до днесь, послужившыя Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребий светлем, и достойным быти Царствия Его».

По неисповедимому Промыслу разной бывает кончина у людей. «Подобает же ведати, – говорится в синаксаре, – яко не вси в пропасти впадающии, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо суть Божия судьбы, ихже ова (одним) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же ведения ради и прещения (предупреждения), и уцеломудрения иных бывают».

В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Церковь молится «в части праведных учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус (землетрясение) же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали». Возносятся моления о тех, кто в неведении и не в своем разуме окончил свою жизнь, о тех, которым Господь, вся полезная ведый, попустил умереть внезапной кончиной – «от печали и радости предшедшыя ненадежно (неожиданно)» и о тех, кто погиб в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, сожжены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом или стенами, убиты чрез отравление, удавление и повешение от ближних, погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти.

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 – 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.

Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.

Какова вероятность того, что вы их тех, кто либо никогда не постился, либо делает это крайне редко? Спокойно, я не утверждаю, что вы не читаете Библию или не ходите в церковь – скорее всего, вы даже слышали проповеди о посте, но просто руки все никак не доходят.

Скорее всего, это происходит от того, что общество, в котором мы живем, навязывает нам еду вне зависимости от нашего голода. Мы едим на дружеских встречах, свиданиях, бизнес-ланчах, или чтоб просто отвлечься.

И боимся выйти из зоны пищевого комфорта.

Но не все так просто

Пост – добровольный отказ от пищи (или любого другого приятного времяпровождения) ради духовной пользы. В светском обществе к нему относятся с недоверием – почти также, как к воздержанию от секса до брака.

Если мы заново научимся практически утерянному искусству поста и сможем наслаждаться его плодами, наш путь проляжет не среди людских мнений, но по страницам Библии. Тогда вопрос будет заключаться не в факте поста, а в сроках. Иисус считает само собой разумеющимся тот факт, что его ученики постятся (Мф. 6:16, 9:15).

Мы постимся сейчас, ожидая будущей жизни. Нам не нужно получать все срочно прямо сейчас, потому что мы держимся за обетование вечной жизни. Мы постимся от всего, что видим и чувствуем, потому что уже увидели и вкусили благость невидимого вечного Бога, жаждем быть с Ним.

Временная радикальная мера

Пост – от окружающего нас мира, для растяжки мышц наших сердец и вдыхания свежего воздуха за пределами боли и сложностей, поглощающих нас. Он – битва против греха и наших слабостей. Постом мы выражаем недовольство своей греховностью и страсть по Богу.

Когда Христос вернется, пост потеряет актуальность. Это – временная мера для настоящего времени, позволяющая обогатить нашу радость в Иисусе и подготовить наши сердца к следующей жизни, когда увидим Его лицом к лицу. И когда Он придет, Он не будет призывать нас к посту, но созовет всех на пир, и тогда все наши попытки воздержания будут оправданы, и мы поймем, зачем это все было нужно.

А до тех пор нам остается только поститься.

С чего начать пост?

Поститься нелегко. Звучит проще, чем на практике. Просто удивительно, как легко вывести из себя голодного человека. Немало идеалистов решили упростить задачу и пропускать обед, но это привело к перееданию за ужином.

Пост только кажется таким простым, но мир и наша плоть под предводительством сатаны ставят нам все возможные к нему препятствия. Предлагаю рассмотреть шесть простых принципов, которые помогут начать поститься. Что-то из перечисленного может показаться педантичным, но, как минимум, оно подтолкнет к посту начинающих или даже тех, кто еще никогда не постился.

Начните с малого.

Не нужно сразу брать пост на целую неделю. Начните с пропуска одного приема пищи в неделю и поститесь так несколько недель. Потом пропускайте по два приема пищи и постепенно дойдите до поста в целый день. А потом можно поститься аж по два дня, позволяя себе только сок.

Пост с соком – это когда воздерживаешься от всей твердой и жидкой пищи, позволяя себе только воду и сок. Сок содержит в себе достаточно сахара и питательных веществ, чтобы поддерживать организм, но не вытесняя чувство голода. Воздерживаться от воды вообще не рекомендуется ни на какое время.

Распишите свой график, заменив в нем время на еду чем-то другим.

Пост – это не воздержание ради самого воздержания, а духовное упражнение, нацеленное на поиск Бога. То есть, во время, обычное для еды, нам следует заниматься чем-то духовно полезным. Мы проводим за едой довольно длительное время. Пост хорош тем, что освобождает время для молитвы и размышлением над Божьим Словом, или проявлением любви к ближнему.

Прежде чем погружаться в пост, составьте план. Придумайте цель своего поста. У каждого поста должна быть своя конкретная духовная цель. Поймите, что именно это за цель и планируйте время достижения этой цели во время, выделенное на пост. Без цели и плана пост – не пост, а добровольное голодание.

Учтите последствия вашего поста на других.

Пост – это не позволение не любить. Грустно получится, если за всем нашим стремлением к Богу мы забудем, как заботиться об окружающих. Любовь к Богу и к ближнему идут рука об руку. Правильный пост ставит вертикальные и горизонтальные стремления под прямым углом. Когда мы постимся, окружающим должно доставаться от нас еще больше любви.

Поэтому, планируя свой пост, думайте о его эффекте на окружающих. Если ваш день обычно подразумевает обеды с коллегами, друзьями, или семьей, позаботьтесь об их чувствах и заранее предупредите, что временно не сможете обедать в их компании вместо того, чтоб просто не прийти и сослаться на свою святость пост-фактум.

Также можно подумать о дополнительных возможностях для поста. Например, если вы еженедельно с кем-то обедаете, а тут они внезапно уехали в командировку или отпуск – не ешьте в одиночку, а проведите это время в молитве и посте.

Пробуйте разные способы поста.

Типичная форма поста – это личное время в уединении. Но в Библии мы находим разные виды поста: личный и совместный, общинный и народный, ежегодный и внезапный, полный и частичный.

Например, попробуйте поститься вместе с семьей, малой группой, церковью. Возможно, вам всем необходим какой-то ответ от Бога. Может быть, церковь испытывает какое-то затруднение, или даже все общество, и ему срочно необходимо Божье вмешательство? Или вы хотите напомнить себе и всем о скором возвращении Иисуса Христа? Приходите к Богу со всей честностью, взявшись за руки других постящихся с вами верующих.

Поститесь от чего-то еще – не обязательно еды.

Пост от еды подходит не всем. Кого-то от такого поста удерживает состояние здоровья. Пост не ограничивается воздержанием от пищи. Как сказал Мартин Ллойд-Джонс, «Пост – это воздержание вообще от чего угодно, если это позволит достичь необходимой духовной цели».

Если вам кажется мудрым не ухудшать состояние здоровья воздержанием от еды, воздерживайтесь от телевидения, компьютера, социальных сетей, или любого другого занятия, которое отвлекает вас от наслаждения в Боге. Апостол Павел даже предлагает супругам воздерживаться от секса на время молитвы (1Кор. 7).

Не думайте о белом слоне.

Когда желудок начинает ворчать и отправлять вам всевозможные сигналы о своей пустоте, не позволяйте себе останавливаться на мысли о том, что еще не поели. Если вы сможете сказать ему железное «нет» и не свернуть с пути молитвы, это и будет победой любви к Богу над любовью к еде.

Христианский пост обращает наше внимание на Иисуса или Его замысел для этого мира. Такой пост смещает акцент с мук голода на песнь торжества над грехом, гимн спасения, борьбу за жизнь, и жажду по Богу.

Источник: Православная жизнь

Время Великого поста – это духовный экзамен, во время которого проверяется каждый христианин на верность Своему Спасителю. Это сложный путь к встрече с Воскресшим Христом – Солнцем Правды. Это время усиленной духовной брани с невидимым «египетским фараоном», который не хочет нас просто так отпустить на свободу. Без подготовки достичь благих плодов в посте очень сложно. Поэтому наша Святая Церковь установила перед Великим постом подготовительные для нашей души воскресенья и недели. В этот период подготовки к предстоящим подвигам мы должны правильно настроить нашу душу, проложить на духовной карте спасительный «маршрут» нашего покаянного пути. Лучше всего для нас это сделать следуя тем важным урокам, которые в этот период на богослужениях предлагает Церковь на основании чтений из Библии и особых песнопений.

1-й урок покаяния: молитва, смирение и неосуждение

Подготовка к посту и покаянию начинается с молитвенного вопля великой грешницы Марии Египетской, которая не смогла войти в Иерусалимский храм, пока не осознала, кто она, и не обратилась за помощью к Богородице через Ее икону, пока не пообещала изменить свою греховную жизнь. Покаянное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» сопровождает нас не только во все подготовительные воскресенья. Оно звучит до 5-го воскресенья Великого поста. И Бог открывает нам «дверь» покаяния, помогает войти ею в счастливое время воздержания и нового «рождения».

Первое воскресенье дано нам для того, чтобы внимательный христианин сам себя заставил задуматься над тем, почему он не должен молиться как фарисей, почему гордость уменьшает ценность наших подвигов, осуждение слабых лишает нас Божьей благодати, а смирение дает старт духовной жизни в период поста. Мытарь не видел никого, кроме себя, осознавал свои грехи, осуждал только себя и, как осужденный, нуждался в Спасителе и просил милости для себя. Вывод, который мы должны сделать, следующий: всякий возвышающий себя, т. е. ставящий себя на место Бога, чтобы судить других, унижен будет (точнее, он сам себя удаляет от Бога), а унижающий себя, смиряющий возвысится и приблизится к Богу! Добрые дела надо делать так, чтобы не нас хвалили, а благодарили Бога!

2-й урок: целомудрие и послушание

Чтение Евангелия о блудном сыне второго воскресенья призывает нас к «всецелому» покаянию – к покаянию не словами, а делами, всей жизнью. Христос показывает нам, к чему приводят непослушание и оставление «Отчего дома» – Святой Церкви: младший сын своей греховной жизнью сам попал в капкан позорного рабства и жизни со свиньями. Господь одновременно предупреждает нас, почему мы не должны ощущать себя в Церкви старшим сыном, который с изумлением смотрит на то, как младший брат смиренно, с покаянием возвращается к своему отцу, а тот его радостно встречает с распростертыми объятиями.

136-й псалом (поется на вечернем богослужении в это воскресенье и два следующих) говорит о том, что земная жизнь после грехопадения – плен, с которым многие свыклись. Мы – граждане Неба. Для получения свободы нам следует решительно разбивать о камень веры «младенцев» греховных помыслов. Это сделать легко в самом начале появления греховных мыслей, когда они еще не выросли и не повязали нас, подобно тем отступникам, которые за грехи духовного блуда с ложными и чужими богами были уведены в далекий плен.

Апостольское Послание (1 Кор. 6:12–20), содержащее богословие тела, воздержания и служения Богу, говорит о драгоценности для Творца каждого человека. Не все, что нам позволительно, полезно. Воздержание от излишеств, в том числе и в пище, помогает нам «придти в себя», стать настоящим человеком, быть в единстве с Богом. Тело христианина с момента Крещения является храмом Духа Святого, частью Тела Христова. И задача христианина – прославлять Бога телом и душою, которые являются Божьими. Апостол Павел предупреждает, что блудник сам себе враг и разрушает свое тело, портит себе жизнь!

3-й урок: доброделание и любовь

Евангельское чтение третьего воскресенья – Недели о Страшном суде – говорит о том, как у Бога премудро сочетаются любовь и справедливость, как Христос будет судить, миловать и спасать. Небесный Судья будет осуждать, никого не осуждая, так как каждый человек пишет сам для себя тот закон, по которому будет осужден или оправдан. Этот судебный кодекс пишется всей нашей жизнью. Кто не оказывает милосердия и любви к другому человеку, тот отвергает Спасителя, не хочет Его милости к себе. Евангельские овцы есть образ смирения, покорности, а козлы – упрямства. Главное правило Суда Божьего: Бог помилует нас, если мы делаем добро. Митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди сказал, что Христос хочет, чтобы мы «стали руками и ногами Бога, делающими добро». Пост – солидарность с нищими и убогими, лишенными насущного хлеба. Это время любви и усиленного милосердия. Постараемся особенно в дни Великого поста жить и творить добро так, чтобы Страшный суд стал для нас благословенным, радостным и спасительным!

4-й урок: прощение и плач о грехах

В последнее воскресенье перед постом Церковь учит нас прощению. Это призыв не только признать себя виновным, осознать свою вину, не перекладывать ее на других людей и обстоятельства. Слово «прости» Христовой заповеди «если не будете прощать людям…» (Мф. 6:15) значит: сделать снова отношения с Богом и ближними «простыми», т. е. прямыми, ровными, такими, какими они были с самого начала в раю. Адам не осознал себя виновным в грехе перед Богом и не попросил у Него прощения, не простил Еву, но на нее и на Самого Бога попытался взвалить, переложить свою вину, ведь это Он дал ему такую жену. Ева же в свою очередь указала на змия. И вот за то, что они, как маленькие дети, обвиняли друг друга, обстоятельства и даже Самого Бога, за то, что не каялись, не попросили у Бога прощения, стали прятаться от Него и убегать, скрываться от Всевидящего, они оказались за вратами рая. Бог отправил Адама за врата рая, чтобы он увидел ту пагубу, к которой приводит греховное непослушание, и научился покаянию, воздержанию, посту для ограждения души от грехов и соблазнов; чтобы научился оплакивать грехи, т. к. слезы, как вода, омывают душу от греховной грязи. Другими словами, изгнание из рая было и с педагогической целью, в чем-то похоже на то, как ребенка из родительского дома отправляют в школу.

Пусть Христос поможет всем нам достойно подготовиться к Великому посту, чтобы очиститься покаянием, омыться слезами раскаяния, победить диавола – главного врага нашего спасения, освободиться от страстей, вновь родиться духовно в Таинстве Исповеди, напитаться Манной Небесной в Таинстве Евхаристии и с радостью достичь духовной новой Земли Обетованной – блаженного бессмертия и духовного ликования в светлый праздник новозаветней Пасхи!

Записала Наталья Горошкова

Источник: Православная жизнь

В этой статье мы опишем вам базовые принципы православных постов. Шесть простых правил, которые помогут разобраться впервые постящимся и бывалым христианам.

Первое правило православного поста: дело не в еде

С наступлением постного времени интернет и эфир заполняются подробнейшими гастрономическими указаниями о том, что отныне можно, а что нельзя вкушать православным. Указания эти бывают порой, мягко говоря, странными – несколько лет назад на одном из центральных телеканалов в список «запрещенных продуктов» попал, Бог весть почему, морковный сок.

Добавляют ажиотажа и календари, до сих пор активно перепечатывающие предписания монастырского устава с его сухоядением, а иногда и полным воздержанием от пищи.

Глядя на всю эту «постную вакханалию», я вспоминаю выражение Иоанна Дамаскина: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы». И как человек, в свое время не успевший, но честно пытавшийся испортить здоровье буквальным соблюдением Типикона, хочу напомнить правило, ставшее в последнее время повсеместным: меру Вашего поста Вы определяете в личной беседе с духовником или исповедующим священником.

И не стоит приходить на нее со списком и «поштучно» утверждать виды разрешенных продуктов. Основная идея здесь – пост – это не ритуал «священного вкушения картошки», а наша жертва Богу. И уж конечно, он не должен превращаться в кратчайший способ попасть в больницу.

Пост призван дисциплинировать, но при этом быть посильным. Шахтер не может поститься так, как домохозяйка, студент – как пенсионерка с гипертонией, не говоря уже о детях, беременных или, например, диабетиках, для которых отказ от пищи или отдельных продуктов может быть смертельно опасен.

Весьма неплохо «компенсировать» «допуск запрещенных продуктов» в ваше меню бóльшей разборчивостью в пище духовной. Например, можно почитать хорошие, не обязательно даже «духовные» книжки, которые вы так давно откладывали. А вот телевизор и соцсети ваше отсутствие в течение семи недель вполне себе переживут.

И все-таки еще немного про еду

С другой стороны, допускаемые послабления тоже должны быть разумны. И, поверьте, взрослый, условно здоровый человек обходиться без животной пищи в течение семи недель без ущерба для здоровья может вполне.

Да, при этом немного меняется физическое состояние, к этому просто надо привыкнуть. При переходе на растительную пищу есть, как правило, хочется чаще (особенно если на улице холодно). Может, особенно поначалу с непривычки, меняться настроение.

Как правило, подобные проблемы переносятся легче, если в пост входить плавно и использовать Масленицу именно как «сырную седмицу», а не «блинную обжираловку». Выход из поста тоже требует определенной умеренности, но мы пока не об этом.

Разумный подход надо проявить и тем, кто регулярно занимается спортом. Если вы не член олимпийской сборной, то до Пасхи вполне можете удержаться от рекордов – ведь ресурсов стало меньше, а организм не железный. Зато спортивное упорство и выдержка пригодятся вам вполне.

Православный пост – время молитвы

Многажды говорилось, что главная цель поста – молитва. Собственно, для того, чтобы немного «вынуть» человека из его обычного состояния и направить на молитву, и придуманы все пищевые ограничения. В общем же, пост призван стать временем наблюдения себя, внутреннего спокойствия и ясности.

Молитвенные упражнения, предписанные верующим во время Великого поста, – это ряд особенных общих служб и ваше личное молитвенное правило. Мера того и другого, опять же, в разумных пределах, колеблется.

Службы в православный пост

Понятно, что присутствовать постом на всех церковных службах так, как это делали иногда древнерусские крестьяне (поскольку полевые работы в средней полосе в это время еще не начинались), современный человек, особенно житель мегаполиса, позволить себе не может. И все же есть несколько особенных богослужений, побывать на которых желательно.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели поста, а затем вечером в среду пятой недели (формально – на утренней службе четверга) в храмах читают Великий покаянный канон Андрея Критского. Конечно, его можно почитать дома, а теперь даже и послушать на диске. Но при возможности быть в храме – очень желательно.

Великим, а теперь и другими постами в храмах массово проводится таинство Соборования, очень созвучное постной дисциплине. Время его проведения и продолжительность в разных храмах различается, нужно просто узнать про ближайшие и выбрать удобный.

Очень помогает достойно завершить пост и подготовиться к празднику Пасхи посещение служб последней Страстной седмицы. Некоторые православные даже берут на эти дни отпуск, а в православных гимназиях – объявляют специальные каникулы.

Все перечисленное выше – ключевые моменты, которые хорошо бы не пропустить. Разумеется, что прочие церковные службы постом тоже продолжаются (правда, чуть реже служатся литургии, которые в первые шесть недель по будням бывают только в среду и пятницу). И их посещение зависит от Ваших возможностей.

Важно иметь в виду, что после Соборования необходимо при первой же возможности причаститься. То есть в обычном порядке подготовиться и побывать либо на ближайшей литургии, либо – на литургии в ближайшие выходные (разумеется, всё – с посещением вечерней службы накануне).

Также на литургии по будням могут быть отслужены полным чином Часы, и тогда служба займет больше времени, чем обычно. Впрочем, это зависит от обычаев конкретного храма, о которых стоит заранее расспросить дежурную у свечного ящика.

Молитвенное правило во время православного поста

Пост – время молитвы, и личному правилу в это время тоже стоит уделить чуть большее внимание. Но здесь опять необходимо призвать на помощь разум.

Помните, что пост – это забег на длинную дистанцию. А потому человек, решивший ежедневно в качестве подвига вычитывать пол-Псалтири, рискует бросить вообще все еще до конца первой недели. Рассчитайте свои силы, при необходимости посоветуйтесь со священником, учтите обстоятельства.

В итоге кто-то добавит что-то к набору ежедневных молитв, кто-то – просто постарается, наконец, дочитывать до конца утреннее и вечернее правило. Это – опять же вопрос совести, личных сил, времени и терпения. Главное, чтобы молитва в принципе не уходила из фокуса вашего внимания.

Фото: «Новый сад»

О ближних

Отдельных замечаний требует общение с окружающими.

Все мы живем среди людей. Это – и домашние, и наши коллеги. И именно постом нередко возникают ситуации в стиле «был бы праведником – но ближние так мешают!». Но, в конце концов, именно того человека, который стоит перед Вами сейчас, некоторые Отцы называли главным человеком Вашей жизни.

Поэтому православный пост – самое время помириться или наладить отношения. И уж конечно, он – не время раздувания конфликтов (хотя иногда с голодухи очень хочется).

К тому же на Великий пост выпадает у нас несколько гражданских праздников, сопровождающихся иногда коллективными застольями. И тут – опять призываем на помощь разум.

Понятно, что на разухабистом корпоративе православным лучше не гулять. Но немного посидеть с коллегами за столом с бутылкой шампанского и парой салатиков, демонстрируя тем самым, что православные – вообще-то не угрюмые отшельники, а вполне себе мирные люди, – можно. (Небольшой жизненный совет: принесите к столу связку бананов. В противном случае набор «шампанское+соленый огурец» вам обеспечен.)

***

Надеемся, все вышесказанное хоть немного поможет вам благополучно перебраться через обширное море поста (или, как обычно бывает, к его окончанию вновь констатировать, что «не успел, «не сделал», «не прочитал», «не стал») и достойно встретить праздник Пасхи.

И тихонечко шепотом: «Христос Воскресе!»

В 2020 году Великий пост начинается в понедельник, 2 марта, и заканчивается в субботу, 18 апреля. Пост – это аскетическая практика, которая заключается в воздержании тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души – от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвления.

Более того, Великий пост важен при приготовлении к Пасхе, он начинается за семь недель до этого праздника. Сам по себе, вне пасхального контекста, он теряет смысл. Пост — не диета, и воздержание от определенных видов пищи — не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь.

Пост человеку нужен для того, чтобы примириться со своей душой, постоянно стремящейся к Богу и блаженному состоянию. А это достигается через преодоление греховного навыка, который человек имеет в себе и никак не хочет с ним расставаться.

Правила питания в Великий пост

Воздержание в пище во время поста занимает, пожалуй, второстепенное значение, но оно тоже важное. Вообще на время поста человек должен меньше уделять внимания кулинарным вопросам, а это в свою очередь позволит человеку сэкономить часть денежных средств, которые следует потратить на нищих, больных, голодающих, малоимущих и т.д.

Великий пост – это строгий пост в гастрономическом отношении. Питаться в дни поста необходимо так, чтобы это не навредило здоровью. В современном городском ритме жизни человеку трудно соблюдать кулинарные уставные церковные правила. Например, человеку, который трудится интеллектуально, хорошо попоститься аскетически и в пище, а человек, который занят физическим трудом, пусть больше внимания уделит молитве.

О том, как готовиться к посту, читайте в статье: Что нужно делать на Масленицу и в Прощеное воскресенье, рассказал православный священник

Что запрещено делать в пост?

Церковь ничего не запрещает и ничего не разрешает, а всегда рекомендует что-то делать, а что-то нет. Даже апостол Павел по этому поводу говорит, что «все мне позволительно, но не все полезно». Стихира (церковное песнопение) говорит о посте: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть, и благоприятный».

Вдобавок я бы еще порекомендовал современному человеку поститься, например, глазами (касается просмотра телевизора и пользования современными гаджетами), языком (сквернословие, осуждение, пустословие), ушами (прослушивание музыки, сплетни).

Кому нельзя соблюдать пост?

Для человека, имеющего телесные недуги, необходима рассудительность при воздержании в пище или при аскетических подвигах. Чтобы воздержание и подвиг не были во вред здоровью.

Хотя при многих болезнях врачи рекомендуют соблюдать гастрономическую диету, поэтому пост в пище бывает полезен и для больных.

С другой стороны, никто не лишен возможности поститься постом, о котором говорилось выше. Пост послабляется больным, беременным, кормящим мамам, путешествующим, служащим, трудящимся и т.д. Церковь находит для нас много оправдательных моментов.

Какие возможны послабления в Великий пост

Конечно, у многих могут быть срывы в пище, но мы понимаем, что поститься можно устами, глазами, ушами. Более того, надо вспомнить, что, пока мы живы, Господь принимает наше покаяние и возвращение всякий раз, когда мы к Нему обращаемся.

Во время Великого поста, конечно, есть дни строгого поста – это первая неделя, Крестопоклонная седмица и последняя неделя.

Послабление бывает на праздники Благовещения и Вербного воскресенья, когда разрешается вкушать рыбу. Во время поста есть дни, когда разрешается употребление сухого некрепкого вина. В каждое воскресенье поста, на праздники Благовещение и вход Господень в Иерусалим и Великий Четверг.

Однако Иоанн Златоуст говорил: «Вино дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа». Если с кем-то поругались, следует примириться, ведь это время, когда мы учимся любить друг друга.

Супружеская близость

Вообще-то это интимная зона, даже я бы сказал сакральная, тайная. Однако по этому поводу замечательно сказал апостол Павел: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».

И тут нечего возразить «разве по согласию». С другой стороны, воздержание на некоторое время может укрепить семейные чувства и любовь друг ко другу.

Александра РАЗИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *