Поступай как хочешь

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матфея 7:12).

Христиане называют этот текст золотым правилом. Вы можете спросить: «Что особенного в этих словах? Разве другие мыслители не говорили подобное?»

Да, вы правы. Давайте посмотрим на два аналогичных высказывания. Раввин Гиллелль сказал: «То, что ненавистно для тебя самого, не делай другому. В этом весь закон, а все остальное – комментарий». Стоики тоже придерживались подобного мнения: «То, чего вы не желали бы себе, не делайте никому другому».

Какая же разница между этими словами и тем, что сказал Иисус? Очень большая, потому что Иисус сказал Свои слова в позитивной форме, а не в негативной.

Высказывание в негативной форме – это простое, разумное высказывание, которое делает возможным социальное общение. Негативная форма не способна дать что-либо сверх своих границ. Человек может исполнить правило, высказанное в негативной форме, оставаясь пассивным, то есть ничего не делая.

Но позитивная форма золотого правила в том виде, в каком его сформулировал Иисус, подразумевает новое отношение к ближним. Иисус не говорит, что мы не должны делать другим того, чего не хотели бы, чтобы сделали нам; Он ставит вопрос иначе: мы должны предпринять что-то, чтобы помочь другим людям, и быть добрыми к ним, если мы желаем, чтобы они помогли нам и были добры к нам.

Один человек показал различие между негативной и позитивной формой высказывания следующим образом: если человек имеет автомобиль, закон может вынудить его вести автомобиль таким образом, чтобы не причинять вреда другим людям, но закон не может заставить его остановиться и оказать помощь человеку, попавшему в беду.

Христиане, живущие по золотому правилу, поступают с другими не так, как позволяет закон, а так, как того требует любовь. Таким образом, золотое правило является центром, формирующим понятие о том, что значит быть христианином.

Но, возможно, вы задаете себе вопрос: как же исполнить золотое правило в практической жизни? Это хороший вопрос. Мы не можем исполнять его постоянно посредством наших собственных сил. Наш эгоизм мешает нам, наша леность не позволяет нам делать больше для других. Нам не хочется исполнять золотое правило. Фактически наш характер таков, что уклоняется от его исполнения. Даже делая добро ближним, мы, как правило, ожидаем признания и награды. Следовательно, мы делаем это для самих себя.

Иисус желает преобразовать наше сердце и разум, чтобы мы вошли в полную гармонию с Богом и Его Законом. Он хочет написать принципы Своего Царства на нашем сердце. Тогда мы полюбим золотое правило.

Итак, первое, что можно сделать, – это составить перечень того, что мне хотелось бы, чтобы другие люди сделали для меня. Не начинайте с другого человека. Начните с себя. Перечислите все то, что вы хотели бы, чтобы другие сделали для вас. Но не останавливайтесь на этом. Возьмите свой перечень и начните делать для других то, чего вы хотели бы для себя. Нравится ли вам, чтобы о вас говорили с добротой и уважением? Тогда говорите так о других людях. Хотите ли вы, чтобы кто-то протянул вам руку помощи, когда вам чрезмерно тяжело? Тогда сделайте для других то, в чем вы нуждаетесь.

Следующий шаг: составьте перечень того, что вам не нравится. Избегайте этого в ваших взаимоотношениях с ближними.

И, самое важное: просите Господа помочь вам сделать это правило принципом вашей жизни.

На вопрос: «Какая наибольшая заповедь в законе?» – Иисус ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:35-40). Эти слова созвучны золотому правилу и говорят о том, что Закон Божий – это образ жизни и мышления, а не перечень запрещений. Закон, по своей сути, скорее позитивен, чем негативен. Он касается наших отношений к другим людям. Он является выражением любви к Богу и ближним.

Подготовила Ю. Коровина

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки

(Лк. 6:31). В греческом речь несколько своеобразная и свойственная только этому языку: и так все, сколько пожелаете, чтобы делали (не поступали) вам люди, так и вы делайте им; ибо таков (таковы) закон и пророки. При толковании этого стиха многое зависит от того, признаем или нет подлинным поставленное в начале стиха «итак” (ούν). Чтение сильно колеблется: во многих кодексах этой частицы нет. Вульгата «ergo”. Если «итак” должно быть удержано, то между 12 и предыдущим стихами будет близкая связь. 12 стих будет просто выводом из предыдущего стиха. Если «итак” опустить, то мысль 12 стиха получит самостоятельное и независимое от предыдущей речи значение; другими словами, здесь связь или будет вовсе неясна, или же ее и совсем не будет. Некоторые новейшие экзегеты принимают последнее.

По мнению Цана, можно найти достаточные свидетельства в пользу того, что в первоначальном тексте этого «и так” не было и что оно подозрительно и в других местах, несмотря на древнее и более или менее сильное свидетельство в его пользу (Мф. 6:22; 7:19, 24; 13:28; 28:19; Лк. 11:36; Ин. 4:9, 30). Попробуем прежде всего взвесить, какая мысль получается при опущении «итак”. Почти единогласное объяснение таково, что этот стих поставлен у Матфея не на своем месте. Тут нам представляются целые теории. У Лк. 6:30 выражение параллельно Мф. 5:42. Поэтому 12 стих Матфея во всяком случае более уместен в 5:38-48, где идет речь о том, как мы должны обращаться с другими. Но выражение могло бы быть поставлено и у Мф., после 7:1, 2. Ст. 3-5 и 7-11 суть «интерполяции” из разных частей Логий.

(Логии, одна из ранних форм устной и письменной досиноптической традиции Евангелий. Впервые термин Логии употребил во 2 в. Папий. Жанр литературный Логий восходит к ветхозаветным временам; прообразом их служили притчи, т.е. краткие афоризмы, классический образец которых содержится в Книге Притчей Соломоновых. В междузаветный период и евангельскую эпоху поучения наставников принято было заучивать наизусть. Часть таких поучений была записана в первые века н.э. и составила сборник «Речения Отцов” (евр. Пирке-Авот). Следует отметить, что еврейский эквивалент термина Л. диврей может означать и слова, и деяния. По свидетельству Папия, евангелист Матфей первоначально записал Логии Христовы на еврейском (или, может быть, на арамейском) языке, и они вошли в греческую версию Евангелия от Матфея. Образцом Логий может служить Евангелие от Фомы. Оно состоит из 118 речений, каждое из которых начинается словами: «Иисус сказал”. По мнению большинства исследователей, Логии были одним из важнейших источников для евангелистов.)

Отсюда легко видеть, какая путаница получается, если выпустить ούν. Другие экзегеты не столь строги. Они не заподозревают стих в подлинности; но говорят, что он не имеет никакой связи с предыдущими, ούν следует здесь совсем зачеркнуть и допустить, что в 7:12 содержится самостоятельный член в цепи одинаково не имеющих синтаксической связи увещаний (7:1-5, 6, 7-11, 13-14, 15-20). Связующей нитью в этих выражениях служит только κρίνειν. К этой нити нужно прицепить и стих 15. Теперь посмотрим, какая мысль получается, если ούν признается подлинным. Иоанн Златоуст принимал ούν, хотя и считал его загадочным. Связь, которую он предполагает между 12 и предшествующим стихами, по мнению Толюка, неестественна, хотя иначе, говорит Толюк, чем Иоанн Златоуст, ее и нельзя понимать.

Как же понимал эту связь Иоанн Златоуст? «В этих кратких словах (12 стиха) Спаситель заключил все и показал, что добродетель и кратка, и удобна, и всем известна. И не просто сказал: «во всем, как хотите”; но: «итак (ούν) во всем, как хотите”; слово: итак не без намерения употребил, но с особенной мыслью. Если хотите, говорит Он, быть услышаны, то, кроме того, сказанного Мною, и это делайте”.

Теперь какое же мнение из указанных считать верным? Следует ли считать ούν подлинным? Из двух предположений, по нашему мнению, вероятнее второе: ούν следует принимать за подлинное. Слова же 12-го стиха относятся не к ближайшему 11-му, а ко всей предшествующей речи, где говорится об отношении людей друг к другу. Подобные же вставки встречаются и во всех других ораторских речах и служат или для отдохновения самого оратора, или для того, чтобы дать возможность слушателям собраться с мыслями. Во многих случаях часто встречаются здесь повторения или обобщения, или просто бросается беглый взгляд на сказанное прежде.

Содержание стиха или выражаемая в нем мысль были известны еще в древности. Гиббон, по-видимому, с целью унизить правило, предложенное Христом, указывал, что оно встречается у Сократа за четыреста лет до Р.X. в таком виде: «чем прогневляют тебя другие, того не делай им”. Диоген Лаэрций говорит, что Аристотель, когда его спросили, как нам следует вести себя по отношению к друзьям, ответил: так, как нам желательно, чтобы они вели себя по отношению к нам. Конфуций, когда его спросили, существует ли слово, в котором выражалось бы все, как мы должны вести себя, ответил: не есть ли такое слово взаимность? Чего ты не делаешь себе, того не делай другим. Подобные же выражения приписываются Будде, Сенеке, Филону и раввинам. В Ветхом Завете такого же выражения не встречается. Но древние, жившие до Христа, никогда не выражали с такой силою идеала, как Он. У Аристотеля о друзьях; в словах Иисуса Христа — о всех людях. У других лиц, высказавших такую же мысль (между прочим у еврейского раввина Гиллеля), правило выражено в отрицательной форме; у Христа — положительно. Далее, справедливо замечают, что Христос, высказав заповедь, и положив ею основание естественного права, не выставляет того, что Он хотел выступить с каким-либо новым открытием и указывает, что «в этом закон и пророки” (ср. Мф. 22:40). Однако пророки доходили до этого правила только «едва”, как Мих. 6:8. В этой заповеди выражается скоре дух и сущность ветхозаветного закона и чаяние пророков, чем самые их слова.

Выражение не значит: «что делают вам люди, то же самое делайте и вы им”, потому что мы часто не можем делать другим всего того, что делают они нам. Следует понимать его в более общем смысле: за любовь мы должны отплачивать любовью же. Общая мысль та, что мы должны делать людям, чего желаем себе. Далее, не всегда мы можем и должны делать другим то, чего желали бы себе самим, потому что, как правильно замечает Альфорд, иногда то, что было бы удобно для нас, было бы неудобно для других. «Мы должны думать о том, что нравится нам, и затем прилагать это правило к нашему обращению с другими, т.е. делать им то, чего, как мы имеем основание предполагать, они желали бы. Это очень важное различие, и такое, на которое часто не обращают никакого внимания при толковании этого золотого правила” (Альфорд).

Толковая Библия.

Всем известное этическое правило звучит так — «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Это перефразированное выражение из Евангелия от Матфея: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12).

Это правило является фундаментом многих этических учений, но лишь Иисус Христос изложил его в утвердительной форме. Многие говорили: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы они сделали тебе»; но ни один человек никогда не сказал: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы с вами поступали люди».

Вот некоторые параллели этого высказывания, изложенные в отрицательной форме: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Книга Товита. 4,16).
Конфуций: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». Стоики говорили : «Чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе, того не делай никому другому».

Но и в отрицательной, и в утвердительной форме высказывания суть одна. Наша жизнь – это отражение наших мыслей и поступков . Сделаешь добро – получишь в ответ добро, сделаешь бяку – бяка же тебя и найдет. «Как же, как же, — можете возразить Вы – я стольким людям делал добро, а они в ответ…. эх, лучше даже не вспоминать». Вот тут важно помнить, что даже если тот, к кому Вы отнеслись со всей душой, в нее изящно плюнул, добро, совершенное Вами, неминуемо вернется … с какой-нибудь другой стороны. А тот, кто не оценил хорошего к себе отношения, все равно получит сполна. Вселенная об этом позаботится.))

Вроде бы все-так очевидно. Однако, я все чаще встречаю людей, которые придерживаются иной точки зрения: «Относись к человеку так, как он относится к тебе». То есть на хорошее ответь хорошим, а уж если кому-то приспичило тебе сделать каку, то такой же какой ему и ответь. Хотя, если ответная кака будет больше и ароматнее – это даже лучше. Месть такая получается, война развязывается, раздражение, агрессия накапливается.

Конечно же, ответить на зло добром сложно . А что если отстраниться и подумать, что в твоем поведении по отношению к другим людям, спровоцировало такой поступок того или иного человека по отношению к тебе? Когда понимаешь, что всё и все вокруг тебя, это – отражение твоих действий, это «для чего-то и зачем-то», то перестаешь искать виновных и начинаешь менять себя. И это единственный человек, которого ты можешь изменить. Трудное это, конечно, дело, но когда это происходит, то меняется и все вокруг.

А что Вы думаете? Нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе? Или стоит относиться к человеку так, как он относится к тебе?

Серия сообщений «Мысли в моей голове»:
Часть 1 — Комплексы родом из детства. Как с ними бороться?
Часть 2 — Зима вернулась

Часть 14 — Что бы это значило?
Часть 15 — Тест при приеме на работу. Проверка способностей личности:)
Часть 16 — Относись к человеку так, как….
Часть 17 — Нужно ли беречь новорожденного от посторонних глаз? Ваше мнение
Часть 18 — Что случилось? Куда исчез фон дневника???
Часть 19 — Сколько времени вам нужно на утренние сборы? Опрос-беседа

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *