Потомки каина

Библия говорит, что видя греховность первобытного рода человеческого, Бог решил истребить его, чтобы очистить на земле место для новой, лучшей породы людей. Тогда уже жили люди десятого поколения после Адама. Среди них был лишь один праведник – Ной (Ноах). Бог открыл Ною, что намерен истребить всех обитателей земли всемирным потопом (наводнением), и посоветовал: «сделай себе большой деревянный корабль (ковчег) и сядь в него со своей семьёй. Помести там также по одной паре от каждой породы животных и собери запас пищи для прокормления всех в ковчеге». Ной так и поступил.

Ковчег Ноя. Художник Я. Саверей. Первая половина XVII в

Источник изображения

Вскоре начался страшный потоп. 40 дней и 40 ночей шли беспрестанные дожди. Вода залила всю землю, но ковчег Ноя уцелел, плавая по волнам. Все живое на земле погибло от всемирного потопа, кроме тех, кто был в ковчеге.

Микеланджело Буонарроти. Потоп (фрагмент). Фреска Сикстинской капеллы

Источник изображения — сайт Web Gallery of Art

Затем дожди прекратились, вода стала спадать, и ковчег остановился на высокой горе Арарат. Ной открыл окно ковчега и выпустил оттуда сначала ворона, а потом голубя. Птицы улетали и прилетали назад, так как им негде было сесть из-за воды. Но однажды выпущенный на волю голубь не возвратился в ковчег, и Ной понял, что наводнение прекратилось и где-то поднялась из моря суша.

Ной выпускает голубя из ковчега. Мозаика собора в Монреале, Италия, 1180-е гг.

Он вышел с семьёй из ковчега, вывел оттуда зверей, построил жертвенник и принес на нем в жертву Богу некоторых животных, в знак благодарности за спасение. Богу обещал Ною, что больше уже не пошлёт на землю потоп и в знак своего примирения с людьми поднял меж облаков радугу. Благословив Ноя и его детей, Всевышний сказал им: «Плодитесь и множитесь и наполняйте землю. Пусть подчиняются вам все звери земные, птицы небесные и рыбы морские; вы можете употреблять их мясо в пищу наравне со всякой зеленью и травами. Не проливайте только крови человеческой, ибо человек создан по образу и подобию Божию».

(Рассказ о всемирном потопе встречается уже в написанных до Ветхого Завета шумерских и аккадских клинописных текстах. Он составляет там сюжет мифа об Зиусудре (Утнапиштиме).)

Рубрика: Основы веры

Авель и Каин

На протяжении многих тысячелетий сюжет о взаимоотношениях двух братьев волновал умы людей. Библейская история Каина и Авеля остаётся актуальной даже спустя тысячелетия, открывая тайны о человеческой природе.

Авель и Каин были старшими детьми Адама и Евы – первых людей, созданных Богом и потерявших возможность пребывания с Ним в результате грехопадения. Каин был первенцем, его имя происходит от древнееврейского слова «создавать» или «приобретать». Вероятно, это имя было дано Каину как первому человеку, рождённому женщиной.

Согласно преданию, Ева надеялась, что первый сын будет обещанным Искупителем её с Адамом первородного греха. Однако с рождением Каина стало очевидно, что эта надежда не сбылась. И она дала второму сыну имя Авель. Оно переводится как «плач» или «уничижение» и отражает всю горечь переживаний Евы.

Каин убивает Авеля (средневековая итальянская мозаика)

История Каина и Авеля — за что брат убил брата

Из Библии известно, что Каин занимался земледелием, а Авель был пастухом. У них был обычай приношения жертвы Богу как выражения любви и благодарности Ему. Однажды вновь пришло время принести Богу плоды своих трудов. Каин возложил на жертвенник часть урожая, а Авель принёс лучших овец. Но жертва Каина не была принята Всевышним. На приношение Авеля с неба сошел божественный огонь, что означало угодность жертвы Богу. С дарами же Каина ничего не случилось. В порыве ревности и зависти Каин заманил младшего брата в поле и убил его.

Бог смотрел не на жертвенник, а в души братьев. Авель приносил жертву с благоговением и смиренным упованием на будущее искупление первородного греха. Каин же выполнял жертвоприношение лишь как внешний обряд, без усердия, веры и смирения. Потому и принёс Богу жертву без благоговения и рассуждения, принес негодную жертву. Ещё до убийства, зная о страшном намерении Каина, Бог не оставлял его Своей любовью. Творец предостерегал человека от злодеяния, призывал побороть в себе греховные помышления:

«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7).

Последствия первого убийства в истории

Но Каин не захотел услышать Бога. Даже после совершения преступления убийца не опомнился, его сердце окаменело, грех подавил в нём совесть. Бог спросил Каина, где его брат, и это был не столько вопрос (ведь для Всеведущего Творца не может быть тайн), сколько призыв раскаяться. Но Каин дерзко ответил Всевышнему: «Не знаю, разве я сторож своему брату?». Своим бесстыдством он лишь усугубил грех и отсёк возможность исправления. За это и был осуждён Богом на изгнание и скитания.

Святитель Кирилл Александрийский подробно разбирает цепочку грехов Каина:

«Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй – тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возогревал гневом и раздражен был прославлением ближнего, тогда как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства – неукротимая зависть. Четвертый – то самое: пойдем на поле — доказательство коварства и лести. Пятый – преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом” (Творения свт. Кирилла архиепископа Александрийского. Книга 2)

Узнав свой приговор, Каин затрепетал. Но не от раскаяния, а от страха, что люди отомстят ему за совершенное преступление. Снова проявив Своё милосердие, Бог отметил Каина особым знаком, который не позволял никому убить изгнанника. Этим знамением Всевышний пресёк угрозу умножения убийств из-за преступления, совершенного Каином.

Образ Каина в Библии

Вера Каина деградировала ещё до жертвоприношения. Бог для него был уже не любящим Отцом, а идолом. Своим преступлением Каин подвёл черту под давно назревавшим богоотступничеством. Не содержимое жертвы, а духовное состояние, в котором Каин её приносил, стало причиной отказа Бога. Он не принял жертву Каина по любви к нему, ради вразумления и пробуждения его совести. Но Каин из-за своей гордыни воспринял это как оскорбление.

В «Первом соборном послании» святого апостола Иоанна Богослова написано, что Каин пошёл на убийство, потому что

«дела его были злы, а дела брата его праведны” (1Ин. 3:12).

Следовательно, Каин невзлюбил Авеля задолго до рокового жертвоприношения. Наблюдая за праведной жизнью брата, Каин не только не последовал его примеру, но и взращивал в своей душе зависть и ревность. Эти страсти достигли пика после неугодного Богу жертвоприношения и породили гнев, а затем и убийство.

Не раскаявшись даже после терпеливого взывания Бога, Каин ещё больше отягчил свой грех. Превратившись в мрачного скитальца, он стал страшным, предостерегающим от совершения убийств примером для потомков. Убийство Каином Авеля символизирует осознанный выбор человека идти по пути зла. Имя Каина стало нарицательным для завистливого и жестокосердного человека, способного навредить даже самым близким людям. Такого человека называют «окаянный”.

Библейский образ Авеля

Авель рассматривается в христианстве не только как первая жертва убийства в истории, но и как первый страстотерпец за правду и веру. Христос упоминал Авеля, когда обличал фарисеев, говоря, что с них взыщется от крови праведного Авеля до Захарии (Мф. 23:25). Принесший праведную жертву, невинно убитый пастырь Авель считается прообразом Христа – тоже безвинно убиенного доброго пастыря для всех христиан, принесшего себя в жертву ради человечества. Об этом говорит святой Ефрем Сирин в «Беседах на Евангелие от Иоанна”:

«Возбудив к себе зависть добродетелью, он (Авель) смерть претерпел и, став прообразом Владыки Христа, упокоевается во веки веков” (т. 4, стр. 354).

Если кровь Авеля взывала к искуплению, то кровь Христа совершает это искупление. Каин же является предшественником всех гонителей правды.

Ветхозаветная история Каина и Авеля показывает нам два противоположных пути, по которым волен пойти человек, – служения Богу, правде и служения греху, дьяволу. Каин и Авель – это не отвлечённые персонажи далёких времён. Они являются наглядными и актуальными выражениями тех черт, которые есть в каждом человеке.

Цивилизация Земли может быть гораздо старше, чем мы думаем. В главе 5 «Книги Бытия» перечисляются первенцы в поколениях непосредственных потомков Адама: Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Яред, Енох, Мафусаил, Ламех и Ной. Все они, говорится в «Книге», жили сотни лет и рождали многих детей. Эти допотопные патриархи, возможно, представляли отдельные расы, последовательно сменявшие одна другую в течение десяти циклов, причем уровень духовного развития каждой новой из них был ниже, чем у предшествовавшей.

Берос в своей «Истории Вавилонии», основанной на тщательно сохранявшихся халдейских храмовых записях, писал: «До Великого потопа было десять царей, правивших 126 Сари (вероятно, имеются в виду какие-то временные периоды по 3600 лет), 432000 лет».

В шумерском списке царей, обнаруженном на глиняных табличках в библиотеке Ашурбанипала в Ниневии, говорится:
«Когда царство спустилось с небес, царство стало в Эриду. В Эриду царем стал Абулим и властвовал 28 800 лет. Аболж властвовал 36 000 лет. Два царя властвовали 64 800 лет. Пять городов было их. Восемь царей властвовали 241 000 лет. Потоп все смыл».

ЛЕМУРИЯ

Первая земная цивизация

За последние два-три миллиарда лет карта мира претерпела колоссальные изменения. Геологи полагают, что первоначально все земли составляли один единый континент, который называют Пангея, стоявший посреди громадного океана. Затем он распался наЛавразию, включавшую в себя нынешние Северную Америку, Европу, а также Северную и Центральную Азию, и Гондвану, в которую входили теперешние Южная Америка, Африка, Антарктида, Индия и Австралия, между которыми пролегало огромное средиземное море — Тетис. За долгие века Лавразия и Гондвана заросли бескрайними лесами, уничтоженными резкими переменами климата. Затем, терзаемые ледниками и разрываемые подземным давлением, вызванным колебаниями магнитного поля Земли, колоссальные плиты земной коры стали трескаться и медленно отступать до тех пор, пока не приняли свою сегодняшнюю форму.

Древние считали, что первая земная цивилизация зародилась на Крайнем Севере задолго до того, как он покрылся арктическими льдами. Это царство света и красоты было Землей богов. Китайцы считали, что их император наделен властью богом Дракона, пребывавшим на Небесном Северном полюсе и являвшимся символическим воплощением Царя Космоса. Египтяне поклонялись Сияющим существам, стоявшим за Осирисом в созвездии Большой Медведицы, и сориентировали Великую пирамиду на альфу Дракона (то есть самую яркую звезду в созвездии Дракона, Тубан), бывшую в те времена Полярной звездой. Некоторые индийцы считали, что арийцы пришли с Белого острова, Света-двипы, который, по их представлениям, находился на Крайнем Севере. Говорят, что «Веды» и «Махабхарата» содержат астрономические данные, которые могут быть поняты лишь в том случае, если наблюдатель находится на Северном полюсе.

Эскимосы помнят Сияющих Духов Севера. Индейцы сиу говорят об острове на севере, колыбели их предков, поглощенной водами. Знаменитые колеса пророка Иезекииля двигались с севера. Зевс и Гермес явились грекам с горы Олимп, символизировавшей северные районы. Даже сегодня рождественский дед (или Дед Мороз) обитает в своей Стране чудес на Северном полюсе. Исследователи НЛО отмечают, что эти объекты обычно сначала появляются на севере, предположительно сквозь полюсные проходы в радиационных поясах Земли, открытых Ван Алленом. Или, возможно, их направляет подземная цивилизация Агарты, якобы существующая под нашими ногами на многокилометровой глубине. Давным-давно тогдашние тропические земли Крайнего Севера наверняка привлекали людей космоса при их приближении к Земле. Адепты тайных знаний учат, что покрытый ныне льдами Северный полюс некогда был идиллическим Эдемом, колыбелью человечества.

Вторая земная цивилизация

Люди второго цикла, второй земной цивилизации, жили среди сказочных красот на приполярном континенте Гиперборее, над которым не заходило солнце. Туда наведывался Аполлон на своей знаменитой Стреле или в колеснице, запряженной лебедями, под которой, видимо, понимался космический корабль. По древним свидетельствам, гиперборейцы были очень высокими блондинами со светлой кожей и голубыми глазами, то есть представляли собой идеальный нордический тип человека. В допотопный период в полярных областях было жарко, так как Земля, вероятно, находилась ближе к Солнцу и имела ось, перпендикулярную орбите, в связи с чем ее движение не приводило к смене времен года. В легендах утверждается, что гиперборейцы были звездными пришельцами, которые колонизировали эту часть Земли, похожую на их собственную планету, и стали прародителями белой расы. В VI веке до н. э. Гекатей Милетский писал, что гиперборейцы поклонялись Аполлону в чудесном круглом храме, который часто отождествляют со Стоунхенджем, подразумевая, что страна Гиперборея в действительности была Древней Британией.

Китайский писатель Ли Цзе засвидетельствовал прибытие в Китай белых людей с Севера, общавшихся с богами. Наши древние предки называли столицу этого чудесного царства, расположенного за Северным Ветром, Туле, что напоминает мифическую родину мексиканских тольтеков под названием Туллан, означавшим якобы «Земля Солнца». Использовавшийся всеми древними народами знак свастики мог символизировать Северный полюс, вокруг которого вращается Земля. Полярный символ рыбы означал первое обиталище человека, пока он не был позднее позаимствован христианами.

В памяти народов сохранился неясный отзвук колоссального катаклизма, опустошившего эти прекрасные северные земли. В легендах говорится, как Солнце изменило свой курс, а комета или упавшая Луна сместила ось Земли, завершив тем самым один из возрастов мира. Предания майя и индусов даже наводят на предположение о какой-то ядерной войне между богами Гипербореи и магами Лемурии, которая потрясла всю планету, вызвав изменение климата и наступление ледникового периода. Скифы, сыны гиперборейцев, вокруг Черного моря воздвигали своим предкам таинственные менгиры. Божественные Короли снизошли и обучили людей наукам и искусствам, ибо человек не мог более жить в первой стране, превратившейся в замороженный труп.

Третья земная цивизация.

Третья человеческая цивизация обосновалась на континенте, известном среди народов нынешних регионов Индийского и Тихого океанов как Лемурия, или, соответственно, My. Континент простирался на север до Гималаев, а на юг, омываясь великим внутренним Азиатским морем, до Австралии и Антарктиды, западнее Филиппин.

Первые народы Лемурии состояли, якобы, из гигантов-гермафродитов. За миллионы лет они эволюционировали в мужчин и женщин, а их рост снизился с 365 до примерно 215 сантиметров. В общем, лемурийцы своим обликом напоминали краснокожих индейцев времен конкисты, хотя их кожа имела голубоватый оттенок. Посередине выдающегося вперед лба у них выступала большая выпуклость (шишка) наподобие грецкого ореха, известная как «третий глаз», свидетельство высокоразвитой психической силы. В оккультных преданиях рассказывается, что учителя с Венеры открыли посвященным Лемурии космические истины и из этих возвышенных доктрин сформировалось тайное знание Востока.

Спустя долгие века мужчины приобрели цвет восходящего солнца и достигли богоподобного совершенства, а женщины стали светлы и грациозны, развив в себе такое психическое восприятие, при котором женская интуиция превосходила научную логику. Секс рассматривался как духовное общение, брак — как самые священные узы, а разводы были неизвестны.

Смерть означала восхождение в более возвышенные миры, и лемурийцы могли умирать, когда они этого желали. Жизнь им далеко не казалась совершенной, мир, в котором они жили, опустошался катаклизмами, извержения вулканов истязали их землю, в конечном счете расколов ее пополам и низвергнув в глубины океана.

Некоторые лемурийцы, вероятно, вернулись со своими учителями на другие планеты и приобрели чудесные знания, недоступные нам сегодня. Лемурийцы строили громадные города. Из белого камня гор (мрамора) и из черного камня (подземной лавы) они высекши свои собственные изображения по своему размеру и подобию и поклонялись им.

По сведениям, почерпнутым, главным образом, из оккультных источников, выстроенные из красного дерева высокие прямоугольные дома имели широкую выступающую крышу, обеспечивающую максимум тени, поскольку солнечный блеск и жара, усиленная теплом вулканической почвы, создавали серьезные проблемы для лемурийцев, и без того страдавших из-за землетрясений, разрушавших их империю Солнца.

Гигантские дворцы и храмы, сложенные из необычайно прочного камня, не до конца поддались разрушительному действию времени, остатки циклопических построек все еще разваливаются в одиноком запустении среди дебрей Америки и Азии, где находились уцелевшие после бедствия лемурийские колонии. Золото и серебро имелись в изобилии и использовались не для чеканки монеты, а в декоративных целях, а алмазы, ввиду их широкого распространения, ценились не выше стекла.

Самыми роскошными украшениями считались редкостные ярко окрашенные перья, столь почитаемые спустя тысячелетия мексиканскими ацтеками. Освещенные солнцем здания сияли среди пышной растительности, покрывавшей просторные проспекты, так как перевозки осуществлялись в основном по воде. Лемурийцы были знаменитыми мореходами, основавшими поселения по всей Земле, отличавшиеся своими циклопическими каменными строениями. Народы этой всемирной империи говорили на одном языке, маяксе, в который своими корнями уходят шумерский и китайский языки.

Когда лемурийские жрецы чертили свои таинственные знаки на коже или камне, они имели обыкновение поворачиваться к Южному полюсу, при этом их руки двигались в направлении Востока, источника света. Соответственно они писали справа налево. Когда люди белой расы научились письму у темнокожих лемурийцев, вместо того чтобы поворачиваться на Юг, они становились лицом к Северу, но писали также в сторону Востока.

Ученые, вероятно наученные людьми космоса, изучили радионику, основанную на солнечной и космической энергии, и принесли свет и тепло в жилища и производственные помещения. Глубокие знания драгоценных камней открыли им удивительные свойства полупроводников и лазерных лучей. Лемурийцы были также знамениты своим холодным светом, столетиями не угасающим в лампах. Корабли и летательные аппараты использовали какую-то форму ядерной энергии, может быть, космическую энергию межзвездных кораблей, технология применения которой была завещана Древней Индии.

Американский полковник Джеймс Черчворд, претендующий на то, что изучил все храмовые записи предшествующих цивилизаций, приводит захватывающее описание воздушного судна, использовавшегося индусами около 20 тысяч лет назад.

Когда нефтяные скважины на Земле высохнут, ученые несомненно когда-нибудь используют космические силы, которые были известны лемурийцам, представленные в виде крестов, кругов и свастик, изображенных на древних камнях, найденных на Юкатане и в Индии. Имея в распоряжении такие силы, лемурийцы пользовались радионическими изобретениями, выходящими за пределы наших представлений, и, возможно, переняли от обитателей Венеры многие знания в области медицины и электроники, необходимые дяя космических полетов.

Затем с мощным ревом быстрого снижения с невообразимой высоты, в окружении ярких огненных масс, заполнивших небо пляшущими языками пламени, корабль Огненных Господ стремительно пронесся сквозь воздушное пространство. Он остановился над Белым островом, лежащим в море Гоби. Он был зеленым и источал ярчайшие лучи, ибо Земля сделала все, что было в ее силах, чтобы достойно встретить своего Царя.

— это первое описание космического полета, вероятно, относится ко временам Лемурии и касается сошествия с Венеры Саната Кумары, реального воплощения божества, вместе с четырьмя Огненными Господами и сотней помощников в город, похороненный ныне в песках пустыни Гоби. В южноамериканских легендах говорится о чудесной белокурой Орехоне, некогда спустившейся на сияющем, как золото, космическом корабле на остров Солнца в озере Титикака, чтобы дать цивилизацию прародителям инков. Подобные предания о богах и богинях в огненных колесницах хранятся в преданиях всех древних народов.Знание и сила порождает духовную гордыню. Ученые Лемурии втягивались в оккультную практику, пока белые и черные маги, обладавшие сокрушительным оружием, в борьбе друг с другом не уничтожили свою пришедшую в упадок цивилизацию. В преданиях азиатских народов рассказывается о космических кораблях, прилетавших с Марса и Венеры для спасения избранных, точно так же как спустя тысячелетия Сыны Неба должны были спасать оставшихся в живых с обреченной Атлантиды. Пожираемый подземным огнем, расколотый континент затонул в морских глубинах, оставив после себя лишь горные пики My в виде гирлянды тихоокеанских островов. Избранные остатки расы Лемурии укрылись на ее западной оконечности под руководством Ману, или Божественного проводника, откуда они могли добраться до Атлантиды, покрытой зеленью молодой страны, незадолго до того возникшей из океана. Другие беженцы мигрировали в Америку, Индию и Китай, где продолжили солнечную культуру своей затонувшей родины.

На каменных табличках и наскальных скульптурах Северной и Южной Америки до сих пор видны космические символы, свойственные My. Вокруг горы Шаста в Калифорнии обитает мистическое братство, члены которого претендуют на то, что они являются потомками выходцев с этого исчезнувшего континента.

Знания и культ Солнца, насажденные в Лемурии сынами неба, доходили до Европы сначала через Атлантиду, а затем из Индии, Египта и Вавилона. Считается, что Наакалы, святые братья, принесли свои секретные доктрины из My (Лемурия) в Индию примерно в 70000 году до н. э. Посвященные основали культы в Верхнем Египте и Шумере, где их знание было перенято вавилонскими магами. Таким образом, оно оказало влияние на первые Книги Библии, ставшие религиозным наследием Запада.

Упомянутые тропические острова в Тихом океане таят захватывающие проблемы. Полинезийцы Малекулы помнят крылатых женщин, спускавшихся с небес; гигантские статуи острова Пасхи предполагают существование остающихся без ответа загадок. На Каролинских островах циклопические руины на Нан-Матоле вызывают в воображении некую грандиозную цивилизацию, принесенную существами в летающих машинах. Аборигены Австралии помнят «Время мечты», идиллическую эпоху прошлого. Их наскальная живопись имеет схожие черты с изображениями инопланетян на фресках с плато Тассилин-Аджер в Сахаре и загадочными петроглифами в Андах. Новозеландские маори рассказывают о богах на волшебных птицах, прилетающих из небесной страны, чтобы помочь людям на Земле.

Кто такие Каин и Авель? Какой смысл в притче о двух братьях, один из которых — братоубийца? Чему она нас учит? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!

Каин и Авель

Тягостна ночь на земле вне Эдема.
Смертная бездна струится по венам.
Шепчет и плачет, упав на колени,
Старый Адам умирающей Еве:
«Кто
через бездну перешагнет?
Кто
восстановит Авелев род?
Кто,
пролагая сквозь небо дорогу,
скажет слова
к человеку
и к Богу?
Кто разорвет расставания муку —
Древом – за древо,
Рукою – за руку?..”

Древний шумерский миф повествовал о том, как небесная богиня Инанна предпочла из двух юношей, добивавшихся ее руки, пастуха, отвергнув земледельца. Именно пастух вступил в счастливый и божественный брак, приобщился, в понятии жителей Древней Месопотамии, божественной жизни, божественному бессмертию.

Но такого рода «божественный брак» был нарушением верности Богу Израилеву.

«Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих… И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь» (Осия 2:2;13).

Рассказ, находящийся в одной из начальных глав книги Бытия, тоже повествует о пастухе и земледельце. Но они соревнуются не за богиню Инанну (как столетиями поступали сродники Аврааама, не ушедшие из Ура) – они приносят жертву Богу Живому, который потом откроется Аврааму. История земледельца Каина, старшего брата, и пастуха Авеля, брата младшего – это предварение и истории призвания Авраама, и истории Исхода, и – прообразованного ими – Великого Исхода Христа, Его Пасхи…

…Они приносят жертву – и в жертве происходит их разделение перед лицом Божиим. Собственно, вся история рода человеческого, по Бытию – история разделения, для того, чтобы отделенный святой народ смог начать свой нелегкий путь к слышанию Бога Живого, до той поры, когда Он Сам станет посреди народа Своего на «месте равне» (Лк.6:17) и разделит Своим явлением тех, кто узнал в Нём Мессию, и тех, кто не узнал.

«…Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:3-5).

Об Авеле и его таинственной праведности сказано мало. Он принят Богом вопреки всему – вопреки тому, что он – не первенец, вопреки тому, что в самом его имени мать его, столь окрыленная рождением первенца-Каина, выразила все постигшее ее разочарование. Как Каин – не обетованное семя жены, так и брат его младший тем более, тщета и пар, и уж на него нельзя надеяться. Если Каин, «человек от Господа» (Быт.4:1), потерпел неудачу, и не вернул весь человеческий род силой своего разума и хитрости в Эдем, не исхитрился угодить Богу, то куда уж Авелю с его овцами!

Но Бог судил иначе, и потрясению Каина не было предела. Рассказ Книги Бытия таинственен и сложен для истолкования, но ясно, что он словно концентрируется на личности Каина – старшего брата. Словно в начинающемся помешательстве, слышит Каин слова Бога – издалека, из дальней прохлады рая, слова, которыми Бог пытается защитить его.

«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7)

Один из переводов этого места звучит так: «Он тебя вожделеет, ты будешь владыкой его»(Быт. 4:7)

…Человека очень сложно защитить. Для этого Богу надо умереть. Но время еще не пришло…

Каин слышит слова Божии, но его ум, привыкший уже видеть не любящего Бога, а созданного по своим представлениям идола, дарующего власть, понимает их страшно и разрушительно для обоих братьев.

«Ты господствуй над ним» — слышит Каин, и говорит Авелю странные слова.

Может быть, Каин чувствовал некий восторг и воспринимал его, как божественное откровение. Все дано Каину для господства – даже праведность Авеля! В самом деле, для чего еще нужен младший, неказистый брат, как не для великого дела брата старшего, который, быть может, именно так исполнит надежду матери, станет освободителем и долгожданным «семенем жены», возвращающим в потерянный рай?! Его жертва мала – значит, Богу угодно усилить ее, отдав самого Авеля, угодного Богу с его жертвами! Какой блестящий и страшный парадокс! Переступить через человеческую, через братскую кровь может только человек великий, незаурядный, спаситель всего человечества! Им и хотел стать Каин. И он заколол Авеля.

И сказал Господь:

«Что ты сделал?»(Быт.4:10)

Словно звучит в вопросе этом отголосок будущего: «Друг, для чего ты пришел?»(Мф. 26:50)…

«Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт.4:10-11)

Каин осознает, что он сделал. Но он не накладывает на себя рук – его долгая будущая жизнь в страхе и душевном смятении закончится тем, что он, как говорили некоторые древние толкователи, будет убит своим потомком Ламехом – тот примет несчастного скрывающегося в чащобе человека за лесного зверя…

Кажется, что спасение человечества утрачено навсегда. Если кто и мог спасти его, так это неотмирный Авель или кто-то от семени его. Но у Авеля не осталось семени. Сиф, родившийся вместо Авеля у первозданной четы, слишком крепко стоял на земле в своем благочестии не выходя из разумных рамок – он не стремился уже спасать мир, он был благоразумен. Адам и Ева с тоской понимали, что такого, как Авель, больше на земле не будет. И даже вознесенный Енох не был страдальцем-жертвой, целиком отдавшей себя – нет, не жестокости брата, а таинственному зову Бога, который стремился сойти на землю, чтобы разделить его смерть, и – пока не мог.

Для Бога нет времени. Он соединил Свою человеческую кровь, пролитую руками жестоких воинов и хитростью первосвященнических умов, полагавших, что «лучше, чтобы умер один человек, чем весь народ погиб» — соединил с кровью Авеля, став добровольно его потомком.

Паче разума и надежды – Христос есть потомок Авеля. Он – Сын и Семя Жены, Человек от Господа. Он Сам принес себя в жертву, не ища жертв от других. Ему не надо было власти над братьями – Он отдал Себя за братьев…

И Жертва его совершенная примиряет всех разбросанных по лицу земли братьев, утративших всякую надежду на возвращение на землю Бога, который будет говорить с ними в прохладе рая.

Секиру – к корню! Родит ли
пустыня манну и мед?
Сын Авраамов молитвы
и жертвы за грех принесет.

Но что-то под солнцем стало
не так, как века назад:
руку положит на рало
неузнанный младший Брат,

землю вывернет плугом,
кровью агнчей польёт,
морем, севером, югом
брата ища, пройдет.

Смирны полны и нарда
ризы Его и глава.
Исполнит всякую правду,
иcполнятся жен слова.

Расступятся скалы. Крины
в песках зацветут навек.
Единственный Сын Марии,
От Господа – Человек.

Древнейшие источники о потопе

Автор книги о гренландцах Кранц пишет: «Почти все языческие народы знают кое‑что о Ноевом потопе. Первые миссионеры нашли и среди гренландцев наивные и поэтические предания, а именно: мир был когда‑то уничтожен потопом, все люди, кроме одного человека, утонули; впрочем, некоторые были превращены в огненных духов. Единственный спасшийся от потопа человек ударил палкой о землю, и оттуда появилась женщина, их потомство заселило мир. В подтверждение того, что потоп залил всю землю, обитатели Гренландии указывают на множество раковин и остатки рыб, встречающихся внутри страны, где люди никогда не жили, а также на кости китов, найденные на одной высокой горе» .

Аналогичные доказательства слышал от эскимосов и путешественник Холл: «У них есть предание о потопе, который они объясняют необычайно высоким морским приливом. Во время моей беседы с Тукулито о её народе она как‑то сказала мне: «Все иннуиты убеждены в том, что земля была некогда залита водой”. На мой вопрос, на чём основано такое убеждение, она ответила: «Разве вы никогда не видели в горах, вдали от морей, камешки вроде ракушек и другие предметы, свойственные только морям?”» .

Самые ранние из известных на сегодняшний момент письменных источников о потопе — шумеро-аккадские клинописные таблички — датируются вторым тысячелетием до н.э., а упоминание потопа встречается как в составе имён собственных, так и в мифологических фрагментах из города Шуруппак, датируемых XXVI в. до н.э. Потоп неоднократно упоминается и в литературных текстах III династии Ура (ок. 2111 г. до н.э. — 2003 г. до н.э.), особенно в гимнах царям .

Британский ассириолог, ассистентхранитель клинописной коллекции отдела Ближнего Востока Британского музея Ирвинг Финкель указывает, что в месопотамской культуре потоп воспринимался как некий временной горизонт, деливший все главнейшие события на те, что были «до», и те, что были «после». Также Финкель констатирует, что «все важнейшие элементы цивилизации пришли к человечеству из допотопной эпохи».

Месопотамская история о потопе имеет три различных клинописных версии: Шумерскую историю о потопе, Эпос об Атрахасисе и Эпос о Гильгамеше. Поскольку в каждой версии фигурирует свой герой потопа, Финкель полагает, что правильнее говорить не об одной общей месопотамской истории о потопе, а о трёх различных историях с близким сюжетом. Внутри каждой из указанных трёх традиций сосуществовало несколько версий текста, различавшихся между собой некоторыми деталями сюжета, а также языком.

Ещё одно важное свидетельство о потопе и допотопных временах содержится в т.н. Шумерском, или Ниппурском, царском списке — документе, в котором перечисляются имена и сроки правления шумерских царей до и после потопа. В конце ХХ века в научный оборот был введён ещё один важный клинописный источник, содержащий четвёртую версию мифа о потопе — т.н. Табличка Ковчега, написанная между 1900 и 1700 гг. до н.э. на аккадском языке. Лицевая сторона таблички, содержащая руководство по строительству ковчега, превосходно сохранилась, так что практически весь текст можно прочесть и перевести.

Наличие тесной связи между библейским мифом о Ноевом потопе, изложенном в Книге Бытия (Быт. 6–9), и рассказом, содержащимся в XI табличке Эпоса о Гильгамеше, было хорошо известно с конца XIX века, после его открытия британским ассириологом Джорджем Смитом. Однако, невзирая на очевидные параллели, ветхозаветная и известные на сегодняшний момент вавилонские версии истории о потопе имеют принципиально важные различия.

Так, в Эпосе о Гильгамеше не даётся никаких объяснений причины потопа: Утнапишти просто рассказывает Гильгамешу о решении главных богов, но мотивы этого решения никак не объясняются. Из рассказов об Атрахасисе следует, что потоп был третьей попыткой богов уничтожить человеческий род, слишком шумный, многочисленный, малоценный и причиняющий им беспокойство.

В отличие от вавилонских источников, Книга Бытия объясняет причину потопа тем, что «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6:11). Содержание этого фрагмента раскрывает и комментирует псевдоэпиграфическая традиция, связанная с именем прадеда Ноя — допотопного патриарха Еноха.

Значение книги Еноха для христианском традиции

Имя Еноха было почитаемо у самых разных народов с первых веков нашей эры до начала Нового времени. Книга Еноха упоминается в Послании апостола Иуды, ссылки на неё встречаются в сочинениях Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского и Оригена. Несмотря на подобную популярность, полный текст Первой книги Еноха был неизвестен вплоть до XVII века. В 1773 году английский путешественник и исследователь Джеймс Брюс привез из Абиссинии в Европу три рукописи, содержавшие полный вариант книги Еноха на эфиопском языке. Эфиопская православная церковь и по сей день сохраняет её в составе своей Библии.

В середине XIX века, при публикации описания манускриптов, хранящихся в Ватиканской апостольской библиотеке, «задним числом» неожиданно выяснилось, что в её фондах «с давних времен» хранилась полная рукопись Первой книги Еноха.

Начиная со второй половины 40‑х годов ХХ века фрагменты Первой книги Еноха на арамейском и древнееврейском языках были обнаружены в пещерах Кумрана, древней крепости Масаде и других районах Иудейской пустыни. Вторая книга Еноха сохранилась исключительно на славянском языке, так что полностью на еврейском языке до нашего времени дошла только Третья книга Еноха.

Епископ Митрофан (Баданин) отмечает, что особое расположение каждого христианина к тексту этой книги вызывает описание призвания Еноха на Небеса, где рядом со Всевышним он видит «Сына человеческого», Чей лик окружён светом. И на вопрос Еноха: «Кто это?» — ангел отвечает, что «это Тот Сын Человеческий, Который предшествовал созданию мира. И прежде чем солнце и знамения были сотворены, прежде чем звёзды небесные были созданы, Его Имя было названо пред Господом духов» (Ен. 8:21-22). Именно в Книге Еноха грядущий Мессия называется «Сыном человеческим», и именно в этой книге подробнейшим образом раскрывается суть Его миссии.

Единственное исключение составляет упоминание «Сына человеческого» в Книге пророка Даниила (Дан. 7:13-14). Епископ Митрофан напоминает, что Иисус Христос всего лишь один раз в течение всего Своего служения назвал Себя «Сыном Божиим» (Ин. 10:36). В течение всех трёх лет Его служения Евангелие сохранило одно имя Христа — «Сын Человеческий». Восприятие выражения «Сын человеческий» равноценное слову «Христос» было полностью принято иудейским народом ко временам земного служения Спасителя: «Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому?» (Ин. 12:34).

Наряду с другими псевдоэпиграфическими текстами (Откровение Авраама, Лествица Иакова и др.), сосредоточенными прежде в замкнутой среде ветхозаветных мистиков, Книга Еноха получила широкое распространение среди славянских народов, сумевших сохранить уникальную ветвь этой древнейшей традиции. Эти книги не просто сохранялись и скрупулезно переписывались православными монахами, фрагменты из них активно распространялись через различные компиляции и сборники, призванные наставлять православных верующих (Мерило Праведное, Четьи-Минеи, Палеи и т.д.).

В результате возникла особая традиция, основанная на знании, полученном Енохом в Небесных Чертогах, которая не должна прерываться на протяжении всей последующей, послепотопной истории человечества. В Книгах Еноха подчёркивается — полученные патриархом знания со временем приобретут новое значение. Вот как об этом говорится в Славянской книге Еноха: «Тогда потоп наведу на землю, и земля сама сокрушится в грязь великую. И оставлю мужа праведного из племени твоего, со всем домом его, который делал всё по воле моей. И от семени их поднимется род последний, многочисленный и не пресыщенный. И когда взойдёт род тот, явятся книги, написанные тобой и твоими отцами, поскольку стражи земные покажут их мужам верным, и будут те книги рассказаны роду тому, и будут почитаемы впоследствии более, чем в первый раз». Более лаконично тот же самый мотив звучит в Первой книге Еноха: «От них (ангелов) я слышал всё и уразумел, что видел, но не для этого рода, а для родов отдалённых, которые явятся».

Отдельной передачи «небесного знания» удостаивается правнук Еноха — Ной: «Всех злых свирепствовавших мы связали в месте суда, оставив (только) десятую часть из них действовать на земле перед сатаной. Мы поведали Ною всё врачевство от болезней их, происходящих от вреда их, чтобы он мог лечить их с помощью земных растений. Ной записал в книге всё, чему мы научили его касательно всякого рода врачевства, и злым духам было (таким образом) воспрепятствовано досаждать сынам Ноевым. Он отдал все те книги, которые записал, своему старшему сыну Симу, ибо любил его более всех сынов своих».

В положенный срок ангелы повторно возносят Еноха, чтобы, пребывая на «небесной высоте», теперь уже в качестве архангела Метатрона, дабы он мог свидетельствовать людям будущего против поколения потопа: «Для всех, кто придёт в мир, чтобы они не могли сказать: «Милосердный — жесток!”».

Причина деградации допотопного человечества в Третьей книге Варуха

Важные указания на причины деградации допотопного человечества содержатся в некоторых фрагментах из Книги Исполинов и Третьей книги Варуха, сохранившейся исключительно в славянской версии. Согласно последней, тайновидец Варух узнаёт от ангела-путеводителя, что Бог повелел архангелу Михаилу собрать двести тысяч и три ангела, чтобы «насадить сад». Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил и Сатанаил насадили пять деревьев. Другие ангелы также насадили «различные деревья».

Далее ангел рассказывает Варуху историю затопления «небесного сада» (3 Baр. 4:8), в процессе которого потоп, наведённый Богом на Землю, потопил «всяких первенцев», включая 104 тысячи «мужей великих» (исполинов). Профессор Орлов обращает внимание на то, что и в Книге Варуха, и в Книге исполинов затопление сада представляет собой параллель затоплению всей Земли.

Таким образом, «небесные садовники», описанные в 4‑й главе Третьей книги Варуха, соответствуют «стражам», которые, согласно Книге исполинов, также насаждают на Земле гигантские «деревья». Насаждаемые ангелами «деревья» обозначают обитателей сада, представленных человеческими и смешанными существами. К примеру, избежавший потопа Ной с тремя сыновьями, также символически изображается в виде дерева с тремя ветвями, сохранившимся после разрушения сада.

Профессор Орлов констатирует, что, согласно Третьей книге Варуха, главной причиной деградации допотопного человечества явилось «древо», насаждённое «проклятым ангелом» Сатанаилом, принимавшим участие в процессе «насаждения сада» наравне с прочими ангеламисадовниками.

Побудительный мотив Сатанаила представлен в эпизоде с его отказом воздать почтение Адаму («и собрались все ангелы, и поклонились все Адаму по чину, а Сатанаил не поклонился, сказав: «Я грязи и праху не поклонюсь”»), представленный в некоторых русских рукописях Третьей книги Варуха.

Пережившие воды потопа

Для авторов Книги Еноха «злые духи убитых исполинов остаются на Земле и являются источником и причиной продолжающегося присутствия в послепотопном мире зла и греха». Временное заключение «стражей» также «ни в коей степени не предупредит гибельного влияния на человечество, и особенно — на людей Израиля», что очень детально описано автором Книги видений (1 Ен. 83–90). Аналогичные идеи фигурируют в арамейских фрагментах Книги исполинов, обнаруженной в Кумране.

Следующий фрагмент из Книги Зогар наглядно иллюстрирует мысль о том, что заточённые «стражи» в эзотерическом иудаизме считались вполне способными передавать свои знания людям: «Рабби Йоси спросил: «Где Билам научился всему тому, что делал он, а именно всему своему чародейству и всему, что знал он?” Рабби Ицхак ответил ему: «Он научился от отца своего. Но в горах Востока, в восточной земле, он изучил наибольшую часть заклинаний и разновидностей магии, ибо в этих горах обитали ангелы Аза и Азаель, которых Господь, будь Он благословен, сбросил с небес, ведь они осудили творение человека. Там прикованы они железными цепями, и там они обучают людей заклинаниям. Именно там Билам получил знание, ибо написано: «Балак , царь Моава, привёл меня из Арама, от гор восточных, где обитель Азы и Азаеля”».

В Книге Юбилеев упоминается, что письменное знание сохранилось после потопа, равно как и тексты, излагавшие тайное знание «стражей». Так, один из внуков Сима — Каинан — через обнаружение древнего письма впал в грех, приобщившись тайных знаний падших «стражей»: «отец научил Клинана писанию, и он пошёл искать себе место, где бы основать город. И нашёл скалу, на которой праотцы начертали подписание; и он прочёл его, и переписал его, и согрешил из‑за него. Ибо содержало оно учение Стражей, в согласии с которым наблюдали они приметы солнца, и луны, и звёзд, и все знамения небесные. И он записал это, но ничего о сём не рассказал, ибо он боялся рассказать о сём Ною, чтобы он не разгневался на него за это» (Юб. 8:3-4).

Пережившие Великий потоп шестипалые рефаимы упоминаются во Второй книге Царств: «Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов, и он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидова. Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его» (2 Цар. 21:20-22).

Судя по угаритским текстам, наряду с рефаимами (рапаитами) потустороннего мира, существовали также рапаиты земного мира, пережившие воды Великого потопа. В одном из угаритских текстов говорится о рапаите, который, подобно Oгy, правит в Аштароте и Эдреʼи (столичных городах Башана).

«Из остатка рефаимов» был Oг, царь Башанский (Втор. 3:11–13; И. Нав. 12:4–5, 13:12). Он был побежден евреями под руководством Моисея во втором крупном сражении в войне за покорение Земли Обетованной. Спустя несколько столетий с великанами-рефаимами активно воевал царь Давид.

Блаженный Феодорит Кирский писал: «Когда слышу, что Божественное Писание говорит об Енаке, а именно что он произошёл от исполинов (Числ. 13:34), и об Оге, что одр его был железный, девяти локтей в долготу и четырёх локтей в широту (Втор. 3:11), и что он «остался от Рефаимов”; когда слышу, как рассказывают соглядатаи: «бехом предо ними, яко прузи» (Числ. 13:34), когда слышу о Голиафе, что «высота его шесть локоть и пядь” (1 Цар. 17:4), то думаю, что исполины были весьма великорослые люди».

Относительно широкая распространённость рефаимов и их экстраординарные качества нашли своё отражение в ряде библейских текстов, где рефаимов рассматривают как особенный народ исполинов, живший в Ханаане, а также к востоку от Иордана, в Башане и на окрестных территориях.

Секретный культ рефаимов на Ближнем востоке

Первое археологическое свидетельство существования тайного культа рефаимов, сложившегося у древних обитателей Палестины и окрестных территорий, было зафиксировано при раскопках древней Эблы (ТелльМардих, в 55 километрах к югу от Халеба, Сирия), начатых в 1964 году.

Культ рефаимов, практиковавшийся в иудейских аскетических сектах ессеев и терапевтов, сформировался вокруг дренеханаанейской и древнеизраильской концепции, в которой рефаимы (или рофеимы, ивр. רפאים ,(упоминаемые в угаритских источниках как «боги», «звёздные боги», «звёздные «, «пребывавшие в обители богов», предстают в качестве «божественных предков», а также «целителей», или «врачей». В рамках этой концепции рефаимы воспринимались как реальный род, восходящий к допотопным «стражам» и унаследовавший от прародителей определённую сопричастность потустороннему миру.

Согласно народным верованиям, обитатели потустороннего мира считались обладающими экстраординарными знаниями и обозначались как «знающие (духи)» (yidde»onim). Они владели даром предвидения и способностью исцелять, откуда происходит их наименование «целители».

В некоторых угаритских текстах встречаются свидетельства того, что рефаимы-целители, наряду с земными участниками, прошедшими специальное посвящение, являлись непосредственными членами культовых сообществ (марзехим). Характерной чертой таких сообществ были совместные сакральные трапезы посвящённых и рефаимов-целителей. О практике таких трапез у ессеев и, как предполагают, их египетской ветви — терапевтов (θεραπευταί, от глагола θεραπεύειν — «исцелять», «лечить»; также «служить», «почитать») известно из сообщений античных авторов.

Замечание Иосифа Флавия о том, что ессеи, «основываясь на сочинениях древних», «изучают свойства тех корней и медицинских камней, которые могут излечивать недуги» (Иудейская война, II, 136), свидетельствует о том, что члены этих сообществ занимались целенаправленным сбором и использованием практических знаний прикладного характера. Справедливости ради, нужно отметить, что знания, собираемые ессеями, могли относиться как к тем, что были получены рефаимами от своих небесных прародителей («стражей»), так и к знаниям «касательно всякого рода врачевства», полученным Ноем в преддверии потопа.

С. Петров делает очень важное замечание о том, что тексты, возникшие внутри кумранской общины ессеев, более 170 раз упоминают богов во множественном числе — ʼlym (ʼelim) и ʼlhym (ʼelohim). В качестве полного синонима к слову «боги» используется слово «святые» (qdwšym), а также «духи» (rwḥwt), соответствующие рефаимам. Отдельные подразделения богов включают «воителей» (gbwrym), т.е. одну из разновидностей, или одно из обозначений исполинов.

Представление о могуществе рефаимов-рапаитов (rp’um) зафиксировано в угаритском тексте KTU 1, 124, где рассказывается, как сам Эл — Господин Великих Богов или Предков — приходит к угаритскому царю-рапаиту Дитану (рапаиты именовались также bn ddn — «сынами Дитану»), чтобы справиться о болезни ребёнка. Таким образом, рапаитский предок Дитану оказывается могущественнее верховного бога Эла.

Фишелев сопоставляет послепотопную активность рефаимов-целителей с допотопной деятельностью «стражей». В 10‑й главе Книги Юбилеев (10:1) описывается схожая деятельность исполинов во время Потопа: «И в третью седьмину этого юбилея начали нечистые демоны обольщать сыновей Ноя, чтобы ослеплять их и губить». Дж.С. Вандеркам переводит данный отрывок следующим образом: «Во время третьей недели этого юбилея нечистые демоны стали вводить в заблуждение внуков Ноя, заставляя их поступать глупо, и разрушать их». Фишелев отмечает, что «возможные предпосылки развития подобного представления могут заключаться в греховном обучении, в рамках которого падшие ангелы открыли людям небесные тайны».

Голландский историк древних религий профессор К. Ван дер Торн отмечает, что древнеизраильский культ предков и, в частности, представления о рефаимах/рофеимах являются «во многих отношениях скрытым наследием — скрытым, поскольку оно было удалено из письменных источников или, по крайней мере, замаскировано и завуалировано». Он также полагает, что религиозные учёные, занимавшиеся отбором, кодификацией и редактированием библейских произведений, не были склонны упоминать или ссылаться на древнеизраильские верования, связанные с почитанием (выдающихся) предков, и «пытались устранить или выхолостить любые намёки на позитивную оценку культа мёртвых».

Гебраист и переводчик И.Р. Тантлевский считает, что именно в этой плоскости следует рассматривать и огласовку масоретами термина для обозначения духов почивших как repaɩm («слабые», «немощные», «бессильные»), вместо изначального чтения ropeιm «целители», «врачи» resp. «благодетели» (от רפא» — исцелять», «врачевать»; «помогать»; «утешать»). Он указывает, что ряд основных аспектов положительных представлений о рефаимах был завуалирован, а в отдельных случаях удалён из ортодоксальных еврейских письменных источников, чрезвычайно негативно относящихся к культу лиц, перешедших в потусторонний мир, и контактам с ними в любой форме. Невзирая на это, подобные представления продолжали воспроизводиться в той или иной форме в народных религиозных верованиях, а также практиковаться отдельными сообществами Иудеи в эллинистический и раннеримский периоды.

Впрочем, следы культа рефаимов можно встретить и на Западе, в частности, в тайных учениях ряда патрицианских родов Древнего Рима, а затем венецианской аристократии. При этом известия о неких культах, связанных с персонажами допотопной истории, циркулировали на европейском Западе задолго до возникновения Римской империи. В частности, древнегреческий мифограф и космолог VI века до н.э. Ферекид Сиросский (Сирский) упоминает о неких «тайных учениях (мистериях), о Титанах и Гигантах, находящихся в противоречии с богами».

Матриархальная мистериальность как угроза человеческой цивилизации

К пережившей воды потопа традиции рефаимов примыкает матриархальная традиция, связанная с мистериальным наследием «дочерей человеческих». В этом смысле представляется глубоко неслучайным, что в различных течениях современного энвайронментализма (особенно в экологическом феминизме) особое место занимает почитание языческого образа Великой Матери-Природы, Земли, Геи. Сквозь этот образ в современный мир активно прорастает Логос Кибелы (она же — Великая тёмная Мать, тёмное верховное божество неолитического матриархата), по мнению А. Дугина, во многом определяющий структуры современного западного мира.

Фундаментальная аномальность матриархата (от противного) дважды зафиксирована в Книге Бытия: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2:24), «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). В таком ракурсе матриархат — откровенное нарушение двух фундаментальных заповедей Божиих, данных примордиальному человечеству.

Чтобы возникнуть и укрепиться в допотопном жёстко патриархальном (Быт. 3:16) обществе, обзаведясь к тому же собственной автономной (!) мистериальностью, такое, по выражению епископа Митрофана, «странное состояние человеческого общества» должно было иметь некий весьма существенный внешний повод и не менее существенную внешнюю поддержку. В качестве такой инспирирующей и поддерживающей силы в ветхозаветной традиции выступают «сыны Божии» («стражи»).

Тёмный и наиболее опасный в своей метафизической сверхнакалённости аспект матриархальной мистериальности, по всей видимости, возникает как естественная реакция «дочерей человеческих» на заточение «стражей» и взаимное уничтожение на их глазах большей части их возлюбленного (!) потомства: «Все сыны их взаимно будут избивать друг друга, и они увидят погибель своих любимцев» (Ен. 2:42). Отсюда следует, что кровавые жертвоприношения и ритуалы, практикующиеся в рамках такой мистериальности (в т.ч. человеческие), могут адресоваться как заточённым «стражам», так и «злым духам убитых исполинов», которые «остаются на земле и являются источником и причиной продолжающегося присутствия в послепотопном мире зла и греха».

Подтверждение такого предположения обнаруживается в Притчах Соломоновых, где настойчиво указывается на глубинную связь распутных и ходящих путями тьмы женщин с мертвецами (в подлиннике — рефаимами): «дом её ведёт к смерти, и стези её — к рефаимам» (Притч. 2:18). «Женщина безрассудная, шумливая, глупая» совращает с истинного пути «идущих прямо». Она нашёптывает им: «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен». И порой легкомысленно ведёт себя глупец, «и не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею» (Притч. 9:13;18). Ту же мысль продолжает автор далее: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (Притч. 21:16).

Практически не вызывает никакого сомнения «генетическая» связь библейского образа «дочерей человеческих» — первоамазонок, получивших полноту своего знания от «стражей», — с описанием матриархальной цивилизации, обладающей «высшими магическими силами», в котором классики современной научной и социальной фантастики братья Стругацкие видели смертельную угрозу (!) для всей человеческой цивилизации. Философ Б. Межуев констатирует, что в повести «Улитка на склоне» (1966), а также в её первой редакции — повести «Беспокойство» (1965) «либерально мыслящие интеллигенты Стругацкие в качестве главного зла, угрожающего человечеству, описали экологическую цивилизацию, управляемую женщинами. В нескольких местах «Беспокойства” прямо указывается на то, что этот путь представляет собой «пропасть”, в которую может свалиться не подозревающее о ней коммунистическое человечество Полдня. Женщины будущего (в описании магических способностей которых Стругацкие следуют за своим учителем Иваном Ефремовым) обладают некими высшими магическими силами, превосходящими всю премудрость технократической цивилизации. Они способны управлять живой и неживой природой вплоть до превращения одной в другую, к тому же их всемогущество обусловлено и неким психологическим тяготением людей к этому матриархатному состоянию».

Располагающийся на диаметрально противоположном от братьев Стругацких мировоззренческом «полюсе» итальянский философ-традиционалист и знаток герметической традиции барон Ю. Эвола тем не менее также отождествлял с матриархатом субстрат всякой подрывной деятельности, или, по его выражению, «деметротеллурические» силы, враждебные мужской солнечной духовности. Одержимость этой идеей заставляла его подозрительно относиться к христианству, учитывая то значение, которое придаётся в нём поклонению Деве Марии, которое Эвола полагал воплощением ненавистного ему культа Великой Матери. В революции 1789 года Эвола видел возвращение сил женского полюса и матриархата, связанного с идеями родины и народа и противоположного обществу мужчин государству, которое, по сути, имеет мужской характер. В основании картины мира Эволы лежала подвергшаяся некоторой ревизии традиция классической и индоевропейской Античности, в которой мужским солнечным силам космоса противостоят женские лунные силы хаоса.

Развенчание зверя

Оценивая перемены, привнесённые библейским потопом, епископ Митрофан констатирует, что при всей радикальности произошедшего очищения и исключительности Ноя как последнего избранника Божьего проблема духовного наследия эпохи исполинов не была уврачевана и перекочевала в послепотопный мир.

Воды потопа успешно пережили два типа традиций. К первому типу относятся традиции, связанные с именами Ноя, Мелхиседека и Еноха. Второй тип представлен традициями, ведущими своё начало от заточённых на земле «стражей» и их человеческого потомства. К последнему типу принадлежит особая матриархальная традиция, связанная с мистериальным наследием «дочерей человеческих». Все перечисленные традиции в той или иной степени оказали влияние на формирование современной человеческой культуры и цивилизации, их сложное (зачастую жёстко антагонистичное) взаимодействие продолжает определять актуальную динамику современных социальных, культурных, религиозных и политических процессов.

В этом смысле следует обратить внимание на тревожный интеллектуальный тренд, в рамках которого происходит идеализация/романтизация допотопной цивилизации. Историческая и метафизическая миссия России по спасению здоровой ветви человечества и жизни вообще должна позиционироваться как непосредственное продолжение миссии Ноя. Такое позиционирование должно сопровождаться подробным разоблачением/визуализацией губительных пороков допотопного общества и настоящих причин потопа во всей их неприглядной обнажённости, а также сил, стоящих за попытками «воскрешения» подобной цивилизационной проектности. Этот процесс должен сопровождаться глубоким изучением и публичным дезавуированием механизмов трансферта допотопной «идеальности», чрезвычайно пунктирно (!) обозначенных в данной работе.

Не потерявший своей актуальности механизм публичного разоблачения, ведущий к нейтрализации чудовищного противника (его сущностному развенчанию), закодирован в древнегреческом мифе об укрощении Гераклом стража Аида — удивительного по силе, чудовищного трёхголового пса Кербера (12‑й подвиг Геракла). Достигнув последней глубины подземного мира и вступив в борьбу с хтоническим чудовищем, Геракл не убивает его, как можно было ожидать в подобном сюжете, а душит Кербера до тех пор, пока не укрощает его. Затем он выводит чудовищную собаку на поверхность земли и, показав его царю Арголиды Эврисфею, возвращает Кербера в Аид.

Филолог и переводчик М. Евзлин следующим образом расшифровывает этот мифологический сюжет: «Смысл появления Кербера в «верхнем мире” очень хорошо «резюмируется” Диодором: «он показал его людям” (Bibl. his., IV, 26). Выводя хтонического зверя из скрытой от глаз людей «области”, Геракл неявное делает явным, таким образом лишая его «ужасности”, после чего в этом «развенчанном виде” Кербер отводится обратно в Аид. Заключительным актом священной битвы, которую Геракл ведёт со всякого рода хтоническими чудовищами, становится развенчание зверя. Ср. реакцию Кербера на солнечный свет: ослеплённый, он сопротивляется, бешено лает и исходит слюной, т.е. в верхнем «солнечном” мире он теряет всякую способность к ориентированному действию, становится жалкой (обезвреженной) игрушкой. Выведение Кербера на поверхность земли, или «освещение» его, имеет вполне конкретное значение: пугает то, что не имеет образа. В тот момент, когда это «нечто” пугающее приобретает образ, даже самый ужасный и отвратительный, оно в значительной степени нейтрализуется в своём деструктивном действии».

Примечания:

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *