Поучения оптинских старцев

© ИП Измайлов, текст, 2019

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

* * *

Вступительное слово

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что люди, раздающие богатство беднякам и милующие нищих, совершают великое благо – но все же не столь великое, как те, кто своей праведной жизнью обратит к Богу хотя бы одного человека. И если даже тех, кто отвел от греха и тьмы всего лишь одного из собратьев, святитель вознес на такую вершину – то чем тогда измерить все, что совершили для нас старцы Оптиной пустыни, сумевшие уберечь от погибели многих и многих?

К ним шли те, кто стоял на пороге смерти – и обретали силы жить, к ним тянулись духовно слепые – и снова видели свет, к ним приходили в слезах и отчаянии – и находили утешение и покой. И для многих паломников, притекавших в святую обитель даже из самых дальних земель, тихие слова старца знаменовали и начало новой жизни, и становление на путь истинной «метанойи» – столь же глубокой и необратимой, как раскаяние разбойника Опты, ставшего, согласно легенде, и основателем, и первым настоятелем пустыни.

Преподобные старцы уже давно покинули земную юдоль. Но они не оставили нас. Их наследие – письма, дневники, записи бесед, наставления и советы – даже по прошествии столетий оберегает нас и направляет на верный путь. Ведь привести к Богу других, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), могут лишь те, кто сам пришел к Нему прежде, так стоит ли искать истину в неведомой дали, если познавшие ее – совсем рядом?

Владимир Измайлов

Дорога к Богу – путь к спасению

Милость и нисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

Преподобный Амвросий Оптинский

Совет старца

Как-то к старцу Анатолию Оптинскому (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:

– Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!

Господь научит путям Своим

Если бы человек мог научить путям Господним, то есть научить, как надо жить, чтобы спастись, то ученые богословы были бы первые спасающиеся. Между тем на деле оказывается не так, а именно – что весьма многие ученые люди не идут путем Господним… Но что же нужно человеку, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним. Знать это особенно важно в настоящее время, когда так заметно оскудение наставников. Смирись при помощи Божией, будь кротким, не имей злобы на ближних, уготовь кроткою, доброю жизнью свою душу для восприятия Божественного научения, и Господь Сам научит путям Своим.

Преподобный Никон Оптинский

Оптинские старцы о спасении

Без зимы не было бы весны, без весны не было бы лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется так помалу путь спасения…

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)

Как спастись? Единственно – через смирение: «Господи, во всем-то я грешен, ничего нет у меня доброго, надеюсь только на беспредельное Твое милосердие».

Преподобный Варсонофий Оптинский

Вас же всех вообще просим и молим приобучаться к мужеству и терпению, от чего бывает сорассмотрение истины, скорость же редко в чем похвальна…

Преподобный Лев Оптинский

По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову путь этот – прискорбный, тесный и узкий.

Преподобный Амвросий Оптинский

Говорят, все можно купить за деньги. Только Христа ни за какие сокровища мира нельзя купить. А без Христа нет жизни, нет спасения.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Если будешь только ожидать благоприятных условий для спасения, то никогда не начнешь богоугодной жизни.

Преподобный Никон Оптинский

Друг друга тяготы носите

Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть: так исполните закон Христов. Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной.

Преподобный Амвросий Оптинский

Живи попроще – Бог и тебя не оставит.

Преподобный Лев Оптинский

Молись только об оставлении согрешений твоих, думай о том, как бы только спасти душу свою.

Преподобный Иларион Оптинский

Нам, ищущим спасения, при исполнении заповедей Божиих самонужнейшее есть смирение, которое привлекает к нам Божию благодать и освещает все наши действия, а без оного никакие подвиги и труды не могут нам доставить многожеланного мира, который даровал нам премилосердый Создатель…

Преподобный Лев Оптинский

«Я видел рай…»

Федор Михайлович Достоевский приехал в Оптину пустынь облегчить свое горе после смерти любимого сына Алеши. И, вероятно, именно это смиренное «припадание к ногам старца» помогло ему воплотить в романе «Братья Карамазовы» образ «положительно прекрасного человека» – святого старца. Батюшка Амвросий определил состояние души Федора Михайловича словами: «Этот из кающихся». А преподобный старец Варсонофий рассказывал: «Достоевский, который бывал здесь и сиживал в этом кресле, говорил отцу Макарию, что раньше он ни во что не верил.

– Что же заставило вас повернуть к вере? – спрашивал его отец Макарий.

– Да я видел рай, как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу я забыть того, что пережил там, и с тех пор повернул к Богу.

И действительно, он круто повернул вправо, и мы веруем, что Достоевский спасся».

Оптинский патерик

Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия…

Преподобный Лев Оптинский

Каждый от своих дел или прославится, или постыдится

Если хочешь поставить себя на твердой стезе спасения, то прежде всего постарайся внимать только себе одному, а всех других предоставь Промыслу Божию и их собственной воле и не заботься никому делать назидание. Не напрасно сказано: «Кийждо от своих дел или прославится, или постыдится». Так будет полезнее, и спасительнее, и сверх того покойнее.

Преподобный Амвросий Оптинский

Ковчег – Церковь. Только те, кто будет в ней, спасутся.

Преподобный Нектарий Оптинский

Молитва преподобного Нектария Оптинского

«Господи, даруй мне благодать Твою», – так учил молиться преподобный старец Нектарий Оптинский. «И вот идет на вас туча, а вы молитесь: «Дай мне благодать!” – и Господь пронесет мимо тучу», – говорил он.

Молись, чтобы Господь воцарился в сердце твоем, тогда преисполнится оно великим ликованием и радостью и никакая печаль не в силах будет потревожить его.

Преподобный Нектарий Оптинский

Советы старцев Оптиной пустыни

Общее правило отца Антония (Путилова), равно как и всех духовных старцев, было такое, чтобы без вопроса никому не предлагать своих советов, считая это не только бесполезным, но и вредным празднословием. Вместе с тем отец Антоний зорко следил за вопрошавшими: если кто предлагал вопросы не по душевной потребности, а из пытливости или подобных побуждений, в таком случае ничего не отвечал.

«Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет около этого столпа», – говорил преподобный Никон Оптинский. А преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Давать советы – это камни с колокольни бросать. А выполнять – камни на колокольню носить».

Преподобный Нектарий (Тихонов) к каждому человеку подходил лично, индивидуально, с особой мерой. Он говорил: «Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы». Старец Нектарий редко давал указания, как жить, очевидно, оттого, чтобы не налагать ярма и чтобы вопрошающие не пострадали от ответственности за неисполнение того, что он велел. Но на прямые вопросы он всегда отвечал. Одной даме, жаловавшейся на дурные помыслы, он советовал: «Повторяй: «Господи, помилуй!” – и увидишь, как все земное отходит». В другой раз он советовал: «Не обращай внимания на дурные помыслы». И по милости Божией помыслы переставали беспокоить людей.

Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

Преподобный Никон Оптинский

Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями.

Преподобный Лев Оптинский

Каким путем идти к Богу?

Каким путем идти к Богу? Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней, смиренной надеждой, что не будете оставлены Господом, скорым помощником и любвеобильным Отцом Небесным, смиренной молитвой о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежности, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающему его благодати и удаляющему от него милосердие Божие.

Преподобный Нектарий Оптинский

Ищите благ вечных, а не временных

Мы часто забываем, что «многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие», и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому Всеблагий Господь Всепремудрым Своим Промыслом и разрешает узел сей, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, которые прочны и никогда не изменяемы.

Предисловие

Глава 1. Учение о воле Божией 1.1. Границы человеческого мышления» 1.2. Путь к смирению» 1.3. Богоугодное видение жизни» 1.4. Направление к свету лица Божия» Глава 2. Учение о смирении 2.1. Путь к Богу» 2.2. Считать себя хуже всех» 2.3. Три степени смирения» 2.4. Смирение в мирской жизни» 2.5. Срединный и малый путь» Глава 3. Учение о молитве 3.1. Смирение – основа молитвы» 3.2. Дар умной молитвы надо заслуживать» 3.3. Степени молитвы» 3.4. Молитва как испытание» Глава 4. Учение о покаянии 4.1. Признаки истинного покаяния» 4.2. Уловки врага и что господь законоположит согрешающим» 4.3. Если не исправляешься, ищи разрешения и прощения» 4.4. Признание суда Божия о нас праведным» Глава 5. Учение о спасении 5.1. Сознание своей греховности» 5.2. Умеренный путь» 5.3. Труд и лишения» 5.4. Осторожность и внимательность к спасению» Глава 6. Учение о помыслах 6.1. Когда заканчивается безгрешие» 6.2. Правила борьбы с помыслами» 6.3. О необходимости осмотрительности» 6.4. Ответственность человека и помощь Божия» 6.5. Наставления старцев на разные случаи» Глава 7. Учение о страстях 7.1. Причина и корень страстей» 7.2. Появление гордости» 7.3. Обольщение чувственностью» 7.4. Утверждение самости» 7.5. Иллюзорность сознания» 7.6. Недовольство, что все не так как хочется» 7.7. Агрессивное сопротивление разоблачению» 7.8. Безысходная скорбь и отказ от жизни» Глава 8. Учение об искушениях 8.1. Неизбежное и горькое лекарство» 8.2. Разъяснение частных случаев» 8.3. За что настигают искушения» 8.4. Что открывается искушениями» 8.5. Как вести себя в искушениях» Глава 9. Учение о любви 9.1. Любовь Бога к человеку» 9.2. Любовь человека к Богу» 9.3. Триединство любви детей света» 9.4. Союз любви и смирения» 9.5. Наши ошибки на пути любви» Глава 10. Учение о жизни 10.1. Добрые дела» 10.2. Заповеди» 10.3. Трезвение и крест» 10.4. Мир душевный» 10.5. Брак и семья» 10.6. Болезни и смерть» Литература

Предисловие

Предлагаемая книга содержит подборку поучений и наставлений Оптинских старцев. Наследие старцев обширно, и подборка включила только некоторую часть из того, что было ими сказано. Если давать определение сущности старческого учения, то его можно назвать практическим руководством по усвоению и применению слова Божия в христианской жизни. В этом качестве учение старцев бесценно.

Для ознакомления читателя с данным учением было выделено десять направлений старческой мысли, каждому из которых посвящена отдельная глава. Наставления старцев приводятся в определенной последовательности, которая позволяет убедиться в глубокой внутренней связи всех частей их учения. Комментарии к наставлениям призваны отразить эту связь и показать системность, целостность старческого учения. Автор комментариев стремился строго следовать смыслу высказываний старцев. Поэтому комментарии часто повторяют соответствующие поучения. Вместе с тем они акцентируют внимание на тех мыслях старцев, которые обеспечивают переход от одного их высказывания к другому.

В главе 1 раскрывается подход старцев к познанию и исполнению воли Божией. Отправной точкой здесь выступает признание определенной ограниченности обычного человеческого мышления. Поняв, в чем состоит эта ограниченность, человек может перейти к смирению, которое старцы определяют как путь к Богу. По их учению, только смиренный человек приобретает истинное, Богоугодное видение жизни и способен всю жизнь выдерживать направление к свету Лица Божия.

В главе 2 учение о смирении рассматривается более подробно. Ключевой момент – смирение является важнейшим для спасения качеством человека, которое в нас прежде всего ищет Господь. Именно смирение в состоянии противостоять губительному действию гордости. Проявляется смирение в способности человека считать себя хуже всех. Вместе с тем в смирении есть степени, по которым рекомендуют идти старцы, чтобы осилить путь смирения. И есть определенная специфика смирения в мирской (в отличие от монашеской) жизни, которую тоже надо учитывать.

Глава 3 излагает учение о молитве. Основой молитвы выступает смирение, благодаря которому человек может идти молитвенным путем несмотря на свою немощь и проходить степени молитвы. Старцы детально характеризовали степени молитвы, используя три взаимосвязанных классификации: по месту пребывания сознания и творения молитвы, по характеру моления и его результату, по качеству молитвы как дара Божия.

Глава 4 посвящена учению о покаянии. В нем существенное место занимает определение признаков истинного покаяния, наставление, как правильно приносить покаяние. Старцы дают знание уловок врага, который стремится сделать покаяние неистинным, и одновременно четко показывают, что Господь законоположит согрешающим. Не оставляются без внимания и вопросы, что делать, если исправление не удается и как достичь единства с Богом.

В главе 5 приводятся поучения о спасении. Указывается на необходимость иметь сознание собственной греховности, чтобы смиряться, а не гордиться. Также старцы говорят о важности умеренности (избегания крайностей), а также труда и лишений. Для спасения нужно быть осторожным и внимательным к спасению.

В главе 6 характеризуется учение о помыслах. Если первая стадия помысла (прилог) не является грехом человека, то последующие (сочетание и сосложение) уже образуют грех. Пропуск прилога на следующие стадии создает все усиливающуюся опасность поражения страстью (пленения греховным помыслом, толкающим на грех уже и через действия – слова и поступки). С исключительным искусством старцы наставляют правилам борьбы с помыслами, учат осмотрительности и прибеганию к помощи Божией.

Глава 7 содержит учение о страстях. Причина и корень страстей – гордость, которую старцы метко называли семиголовой гидрой. В соответствии с этим выделены семь тенденций гордости, которые вместе образуют совокупность различных страстей, борющих человека. Приводятся семь пунктов общего понимания причин страстей и средств борьбы с ними.

Глава 8 раскрывает учение об искушениях. Искушения необходимы для нашего исправления. Они болезненны и часто воспринимаются нами как что-то неприятное и ненужное, что надо избежать. Старцы указывают, что искушения, по сути, инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

В главе 9 рассматривается учение о любви. Бог любит людей больше, чем они порой думают – утешают старцы. А вот люди должны помнить, что ответная любовь к Богу состоит не в умилении и не в восхождении к Нему умом, а прежде всего в исполнении Его заповедей. Приводится поучение о триединстве любви детей света. Любовь без смирения падательна, а потому нужен союз любви и смирения. Как и знание наших ошибок на пути любви, которые довольно часты, особенно в начале этого пути.

В главе 10 излагается учение о жизни. Здесь старцы ведут речь о призвании человека к добрым делам и дают определение, что нужно считать добрым делом. Они говорят о заповедях как основе человеческой жизни, но также указывают на необходимость трезвения и неизбежность креста, который вырос на почве нашего сердца. Смиренное несение креста приносит душе мир. Наставляют старцы и правильному отношению к браку и семье, болезням и смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *