Повесть повествует

… Если посмотреть на имеющиеся архивы, то обнаружим две странности: полное отсутствие летописей народов Евразии I-XII веков н.э. и все русские архивы созданы только с XVIII века.

Например в РНБ есть греческие рукописи III-IX вв. н.э., славянские и древнерусские рукописные книги XIII-XIX вв., актовые материалы XIII–XIX вв., архивные материалы XVIII-ХХI вв.


В «Российском государственном архиве древних актов» (бывш. древлехранилище хартий и рукописей)- всего ~400 единиц хранения. Это остатки архивов великих и удельных князей, архивов Великого Новгорода и Пскова, московского великокняжеского архива и так называемого Царского архива ХVI века.
Самым древним документом архива является договорная грамота Великого Новгорода с великим князем тверским и владимирским Ярославом Ярославичем 1264 года.
Помещенная в Ипатьевской летописи перечневая роспись коллекции книг, пожертвованных владимиро-волынским князем Владимиром Васильковичем в разные церкви и монастыри Волыни и Черниговской земли — это первая опись, дошедшая до нас, датированная 1288 годом.
Наиболее ранняя из дошедших до нас описей Кирилло-Белозерского монастыря составлена в последнюю четверть XV века. Дошел до нас и перечень рукописей Слуцкого Троицкого монастыря, составленный в 1494 году. Хранятся списки (копии) Русской Правды, Судебника 1497 года Ивана III (единственный известный науке список), Судебника Ивана IV 1550 года, а также подлинный столбец Соборного уложения 1649 года.
Самая древняя — грамота XIII века, но где все славянские летописи I—XII вв., где они? Т.н. «старые» архивы созданы в конце XVIII века и старые летописи они — не собирали вообще.
Так, Межевой архив создан по указу Сената от 14 января 1768 года, Московский архив был образован в 1852 году при объединении Разрядно-Сенатского архива (существовал с 1763 года) и Архива прежних вотчинных дел (с 1768 года), Государственного архива старых дел (с 1782 года).
На Западе книги просто массово жгли. И свои, и наши.
Например, в XI веке, все исторические материалы были вывезены из киевских земель Святополком Окаянным во время его бегства от Ярослава Мудрого к своему шурину и союзнику польскому королю Болеславу Храброму в 1018 году. Больше о них никто не слышал.
Еще факты…
С именем папы Павла IV связана не только борьба против науки и ученых, но и чудовищное истребление книг.
Был «Индекс запрещенных книг», первое официальное издание которого вышло в Риме в 1559 г. В «Индексе» значились Декарт и Мальбранш, Спиноза и Гоббс, Локк и Юм, Савонарола и Сарпи, Гольбах и Гельвеций, Вольтер и Руссо, Ренан и Штраус, Тэн, Минье, Кинэ, Мишле, Золя, Флобер, Жорж Санд, Стендаль, Виктор Гюго, Лессинг, Прудон, Мицкевич, Метерлинк, Анатоль Франс, ряд энциклопедий.
В «Индекс» включались и католики, которые критиковали принцип непогрешимости папы, например — богослов Игнатий Деллингер (Иоанн Игнатий фон Dollinger, 1799-1891 гг., проф. Мюнхенского унив.).
Специальная «конгрегация по Индексу» под председательством самого папы Пия V (1566-1572г) была создана в 1571г. Эта конгрегация просуществовала в своем первоначальном виде до 1917 г.(!), когда она передала свои функции т.н. конгрегации Святой инквизиции, учрежденной еще в 1542 г. С XVI по XX в. включительно вышло 32 издания списка запрещенных книг.

Последнее издание «Индекса» было предпринято в 1948 г., в понтификат папы Пия XII. По ТВ не говорят, что выполняя решение Тридентского собора (XIX Вселенский собор католической церкви, 1545-1563 гг), огромный массив книг, содержащих тексты с датировкой событий не по Христу — был сожжен.
В России принято официально утверждать, что документы гибли во время войн, восстаний, вследствии плохих условий хранения и стихийных бедствий (особенно пожаров и наводнений) — т.е. гибель документов носила случайный массовый характер.
Признается, что многие старые документы гибли уничтожались уже позже — в XVI-XVII веках из-за того, что современники не видели в них исторической ценности и использовали старые документы на пергамене в качестве поделочного или вспомогательно материала — например, оклеивали ими крышки переплетов книг.
Распространенной была практика уничтожения нежелательных документов: согласно логике того времени, уничтожение договорного документа освобождало от выполнения его обязательств. Была и практика уничтожения документов, юрисдикция которых аннулировалась.
Старинных русских карт даже XV-XVIII веков — почти нет. Карта Як.Брюса 1696 г, «Книга Сибири» Ремезова (1699-1701 гг), «Карта полушарий» В.О. Киприянова 1713 года, Атлас Кирилова 1724-1737 гг — все! Хотя иностранных карт этого периода — тысячи и тысячи.
Русские карты либо уничтожили, либо они лежат в архивах под грифом «секретно» (официально в архивах Библиотеки РАН хранится аж 10.000 старинных карт). Спрятано потому, что в них — совсем другая история России.
Т.е. найти исследователям хронологии документы первой половины второго тысячелетия — безумно сложно. Даже те древние рукописи, что сохранились, доходят до нас не в оригинале, а в списках, иногда очень многочисленных и всегда имеющих большие или меньшие отличия от исходного текста.
Каждый список начинает жить своей собственной жизнью, являясь как образцом для подражания, так и материалом для компиляций и фальсификаций.
Факты…
На Руси накапливать старые документы раньше других начали князья, архиереи и монастыри. Письменные документы в Древнерусском государстве были распространенным явлением.
И документы, и книги, и материальные ценности и сокровища имели общее место хранения — в скотнице, казне, сокровищнице (в Западной Европе — scrinium, thesaurum, tresor).
В уцелевших летописях содержатся весьма ранние упоминания о существовании княжеских скотниц: например, в них есть сведения о том, что у князя Владимира существовала скотница, или о том, что Изяслав Мстиславич в 1146 году захватил скотницу во владениях Ольговичей.
С появлением христианства на Руси большие комплексы документов складываются в церквах и монастырях, сначала в ризницах (вместе с церковной утварью, облачением, культовыми книгами), потом отдельно.
В архивах монастырей и церквей (на местах) хранилось просто огромное количество документов. А согласно Судебнику 1550 года старосты, сотские и десятские должны были вести «разметные книги» — с указанием имущественного положения и повинностей посадских людей.

Еще были документы периода Золотой Орды. Это так называемые «дефтери» (писанные на пергаменте), «ярлыки» (называвшиеся также «тарханными грамотами») и «пайцзы» («байсы»). В золотоордынских диванах (канцеляриях) письменное делопроизводство было столь развито, что там были трафаретные образцы официальных бумаг (называемые на Западе формулами).
Где все это? Почти ничего нет, жалкие крохи, а остальное — исчезло…
Кстати, с угрозой пожара боролись: «…для приказов было выстроено каменное двухэтажное здание… Комнаты, в которых хранились документы, были оборудованы железными дверьми с засовами, на окнах были железные решетки..» (С.Ю.Малышева, «Основы архивоведения», 2002 год). Т.е. камень специально, так как — не горит.
Рассмотрим известные пожары с XVII века:
— ценные документы гибли по всей России в Смутное время польско-шведской интервенции (1598-1613гг);
— 03 мая 1626 года случился страшный «московский большой пожар», пострадали документы приказов, в частности, сильно пострадали архивы Поместного и Разрядного приказов. Сгорели едва ли не все московские архивы: документы с более ранней датировкой сегодня встречаются редко;
— в годы восстания Степана Разина (1670-1671гг). Вопрос: почему при крестьянской войне на Волге «погибло большое количество ценных источников» в столицах?;
— в пожаре 1701 года пострадал архив приказа Казанского дворца;
— с утра 19 июля 1701 года загорелись кельи Новоспасского подворья в Кремле. От жара на колокольне Ивана Великого лопнули колокола. Сгорели царские сады и примыкавшая к ним Садовническая слобода, «…даже струги и плоты на Москве-реке погорели без остатку. И земля сырая горела на ладонь толщиною..».
— в пожаре 1702 года — пострадали документы Посольского и Малороссийского приказов;
— в пожаре 13 мая 1712 года выгорел центр Москвы, Новинский монастырь, патриарший Житный двор, 11 церквей и 817 дворов;
— в 1713 году на Троицу, 28 мая, загорелся двор бояр Милославских за Боровицким мостом. Огонь уничтожил более 2.500 дворов, 486 лавок, множество церквей, Кремль;
— 29 мая 1737 года от пожара в Москве сгорела большая часть учреждений и их архивов.
— В течение мая 1748 года Москва горела шесть раз. Сгорело, как докладывал генерал-полицеймейстер, «дворов 1227, покоев 2440, да разломано 27. Да людей мужеска полу 49, женска — 47».
— документы гибли в период восстания Емельяна Пугачёва (1773—1775гг);
— в 1774 году в г.Черкасске сгорел дотла Донской архив, содержащий все материалы о казачестве;
— много документов погибло в Отечественную войну 1812 года. Почти полностью уничтоженны архивы Смоленска и Московский Архив коллегии иностранных дел и Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного, Межевого архивов. Трагична была судьба неэвакуированных частновладельческих архивов и коллекций: они погибли в московском пожаре, в том числе коллекции А.И.Мусина-Пушкина, Д.П.Бутурлина. Вопрос: все-все списывают на французов и пожар в Москве, но по любому(!) конкретному документу вообще нет подтвердения, что он там был ДО пожара. Это как?;
— в 1866 году сильно пострадал от огня архив Екатеринославской казённой палаты;
Не слишком ли много пожаров в именно XVIII веке, начале правления Романовых?
Гибель документов при пожарах в более ранние века тоже имела место, например 1311 год — в Новгороде сгорели 7 каменных церквей, в том числе «въ Варязькой божници». 12 апреля 1547 года полностью сгорел Кремль и большая часть Москвы. Но не надо «сгущать краски»- летописи пережили и войны, и пожары… Но летописи не пережили сознательное уничтожение и поджоги.
Примеры:
архивы тверских, рязанских, ярославских и др. княжеств в период объединения русских земель вокруг Москвы вошли в «Царский архив в Москве». К концу XVI века они составляли не менее 240 ящиков, но в начале XVII века – во время польско-шведской интервенции – большая часть этого архива была вывезена в Польшу и бесследно исчезла.
М.Ломоносов пришел в ужас, когда узнал, что немец А.Шлецер получил доступ ко всем сохранившимся на тот момент древним русским летописям. Надо ли говорить, что тех летописей больше нет?
К XV веку сформировался Государственный архив Новгородской феодальной республики. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году этот обширный архив не был уничтожен великокняжеской властью (см. разыскания И.П.Шаскольского), а просто был перевезен в здание на Ярославовом Дворище, где без надлежащего ухода в XVII-XVIII вв. пришёл в естественную ветхость.

12 января 1682 года на Руси было отменено местничество. И тут же все «книги, содержащие местнические дела, были сожжены». В т.ч. были сожжены знаменитые «разрядные книги», содержащие историю государственных назначений на Руси в XV-XVI веках. «Местничество – порядок назначения на высшие государственные должности… в Русском государстве XV-XVII вв. на основании родовитости происхождения и иерархического положения предков на великокняжеской и царской службе… Все назначения на государственные должности происходили на основании этой иерархии и записывались в особые «разрядные книги»;
при Петре I, Указами 1721 и 1724 годов, предписывалось присылать с мест в Синод и на Печатный двор старинные рукописи и книги, которые использовали раскольники, и вообще «подозрительные сочинения». С другой стороны, появляются указы 1720 и 1722 годов о присылке с мест в Сенат и Синод (губернаторами и епархиями) материалов исторического характера — в подлинниках или копиях. На места посылались и специальные «немцы-эмиссары», как командированный на Восток страны и в Сибирь Готлиб Мессершмидт (1685-1735гж). Конечно обратно — ничего не вернулось. А «могильщик» Д.Г.Мессершмидт ныне назван родоначальником русской археологии!
древнерусский летописный свод нам составил немец Миллер на базе утерянных оригинальных русских летописей. Даже комментариев не надо…;
Фрески и зарубежные архивы…
Если нет документов — можно посмотреть фрески церквей. Но… При Петре I на территории Кремля разместили кабак, а в его подвалах — тюрьмы. В святых для Рюриков стенах играли свадьбы и ставили спектакли. В Архангельском и Успенском соборах Московского Кремля Романовы в XVII веке полностью сбили (!) все фрески-штукатурку со стен и заново зарисовали стены новыми фресками.
Уничтожение шло до нашего времени — на субботнике 1960-х годов в Симоновом монастыре Москвы (где захоронены Пересвет и Ослябя, монахи-воины Куликовской битвы) бесценные плиты с подлинными древними надписями были варварски раздроблены отбойными молотками и вынесены из церкви.
В Крыму был православный Успенский монастырь, который имел свой архив и тесные связи с Русью ДО прихода к власти Романовых. Монастырь часто упоминается в источниках XVI-XVII веков. В 1778 году, как только русские войска заняли Крым, «по приказу Екатерины II, командующий русскими войсками в Крыму граф Румянцев предложил главе крымских христиан митрополиту Игнатию со всеми христианами переселиться в Россию на берега Азовского моря… Организацией переселения руководил А.В.Суворов…
Эскортируемые войсками А.В.Суворова 31.386 человек двинулись в путь. Россия выделила на эту акцию 230 тысяч рублей». Это было за пять лет до того, как в 1783 году Крым становится частью Российской романовской империи! Успенский монастырь был закрыт (!) и оставался закрытым до 1850 года. Т.е. в течение ни много ни мало 80 лет. Как раз такой срок, за которой любой человек, который мог что-то помнить об истории спрятанных архивов, уйдет из жизни.
Книги по истории…

За многие века полная история славян — вообще не написана или уничтожена!
Книга Мавро Орбини («Славянское царство», см. ч.2 Источники) сохранилась чудом. Все, что есть — тысячи фальсификаций о «диких славянах… лесных зверях… рожденных для рабства… стадных животных».
Даже самый первый русский «Хронограф по великому изложению» 1512 года был составлен на основе западных данных (византийских хронографов).
Далее — ложь на лжи XVII века. Сначала фальсификациями руководили назначенные царем лица — протопоп Стефан Вонифатьевич (царский духовник), Ф.М.Ртищев (царский боярин), приглашенные «западнорусские учителя» из Киева (Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Даскин Птицкий), виршеслагатель Симеон Полоцкий.
В 1617 и 1620 годах «Хронограф» был сильно подредактирован (т.н. вторая и третья редакции) — история России была вписана в западные рамки всеобщей истории и хронологию Скалигера. Для создания официальной лжи в 1657 году был даже создан «Записной приказ» (во главе — дьяк Тимофей Кудрявцев).
Но размеры фальсификаций и исправления старых книг в середине XVII века еще были скромными. Например: в «Кормчей» (церковный тематический сборник) 1649-1650 годов 51-я глава заменена на текст западного происхождения из требника Могилы; создали литературное произведение «переписка Грозного с князем Курбским» (написано С.Шаховским) и фальшивую речь И.Грозного 1550 года на Лобном месте (архивист В.Н.Автократов доказал ее сфабрикованность). Создали панегирик «Историю о царях и великих князьях земли Русской» (она же «Степенная книга благоверного и благочестивого дома Романовых», в конце 60-х годов), автор — дьяк приказа Казанского дворца Федор Грибоедов.
Но… малый объем фальсификаций истории не удовлетворял царский двор. С приходом на престол Романовых отдаются приказы в монастыри для сбора документов и книг с целью их исправления и уничтожения.
Идет активная работа по ревизии библиотек, книгохранилищ, архивов. Даже на Афоне в это время жгут старые русские книги (см. книгу Бочаров Л.И. «Заговор против русской истории», 1998г.).
Волна «переписчиков истории» нарастала. И основоположниками новой версии русской истории (современной) становятся немцы. Задача немцев — доказать, что восточные славяне были сущими дикарями, спасенными из тьмы невежества Западом; никакой Тартарии и евразийской империи — не было.
В 1674 году издается «Синопсис» немца Иннокентия Гизеля, первый официальный прозападный учебник истории Руси, многократно переиздававшийся (в т.ч. 1676г, 1680г, 1718г и 1810 гг.) и доживший до до середины XIX века. Не надо недооценивать творение Гизеля! Русофобская основа о «диких славянах» красиво упакована в героизм и неравные битвы, в последних изданиях даже происхождение названия славян от латинского «раб» сменилось на «слава» («славяне»-«славные»). Одновременно немец Г.З.Байер придумал норманнскую теорию: прибывшая на Русь кучка норманнов за несколько лет превратила «дикую страну» в могучее государство. Г.Ф.Миллер не только уничтожал русские летописи, но защитил диссертацию «О происхождении имени и народа российского». И пошло…
По истории России до ХХ века были книги В.Татищева, И.Гизеля, М.Ломоносова, М.Щербатова, западника Н.Карамзина (см. «Справка: люди»), либералов С.М.Соловьёва (1820-1879гж) и В.О. Ключевского (1841-1911гж). По знаменитым фамилиям — еще были Михаил Погодин (1800-1875гж, последователь Карамзина), Н.Г.Устрялов (1805-1870гж, эпоха Николая I), Константин Аксаков (1817-1860гж, нет ни одного цельного исторического труда), Николай Костомаров (1817-1885гж, биографии бунтарей, немецкая основа), К.Д.Кавелин (1818-1885гж, попытки совместить западничество и славянофильство), Б.Н.Чичерин (1828-1904гж, ярый западник), А.П.Щапов (1831-1876гж, история отдельных областей). Но в сухом остатке — исходные семь книг, а по сути — всего три истории! Кстати, даже по официозу было три направления: консервативное, либеральное, радикальное.
Вся современная история в школе и ТВ — это перевернутая пирамида, в основании которой фантазии немцев Г.Миллера- Г. Байера- А.Шлёцера и «Синопсис» И.Гизеля, популизированные Карамзиным.
Отличия С.Соловьёва от Н.Карамзина — отношение к монархии и самодержавию, роли государства, идей развития, другие периоды деления. Но основа у М.Щербатова или С.Соловьёва — В.О.Ключевского — та же самая — немецкая русофобная.
Т.е. выбор Карамзин-Соловьёв — выбор между прозападной монархической и прозападной либеральной взглядами.
Русский историк Василий Татищев (1686-1750гж) написал книгу «История российская с самых древнейших времен», но издать не успел (только рукопись). Немцы Август Людвиг Шлецер и Герард Фридрих Миллер (XVIII век) издавали труды Татищева и так их «отредактировали», что после этого в его работах ничего не осталось от оригинала. Сам В.Татищев писал про огромные искажения истории Романовыми, его ученики применяли термин «романо-германское иго.».
Оригинал рукописи татищевской «Истории российской» после Миллера бесследно исчез, а некие «черновики» (Миллер ими пользовался по официальной версии) ныне также неизвестны.
Великий М.Ломоносов (1711-1765гж) в своих письмах страшно ругался с Г.Миллером насчет его лже-истории (особенно ложь немцев о «великой тьме невежества», якобы царившей в Древней Руси) и подчеркивал древность империй славян и их постоянное передвижение с востока к западу. Михаил Васильевич написал свою «Древнюю Российскую историю», но стараниями немцев рукопись издана так и не была. Более того, за борьбу с немцами и их фальсификацией истории, решением Сенатской комиссии М.Ломоносов «за неоднократные неучтивые, бесчестные и противные поступки… по отношению к немецкой земле подлежит смертной казни, или… наказанию плетьми и лишению прав и состояний».
Почти семь месяцев Ломоносов просидел под арестом в ожидании утверждения приговора! Указом Елизаветы он был признан виновным, однако от наказания «освобожден». Ему вдвое уменьшили жалованье, и он должен был «за учиненные им предерзости» просить прощения у немцев-профессоров.
Подонок Г.Миллер составил издевательское «покаяние», которое Ломоносов был вынужден публично произнести и подписать… После смерти М.Ломоносова, на следующий же день(!), библиотека и все бумаги Михаила Васильевича (включая историческое сочинение) были по приказу Екатерины опечатаны графом Орловым, перевезены в его дворец и исчезли бесследно.
А потом… был напечатан лишь первый том монументальной работы М.Ломоносова, подготовленный к изданию к изданию тем же немцем Г.Миллером. И содержимое тома почему-то странно полностью совпало с историей от самого Миллера…

изображение пожара в Радзивиловской летописи.

12-ти томная «История государства Российского» литератора Николая Карамзина (1766-1826гж) — вообще переложение немецкого «Синопсиса» в художественном стиле с добавлением клеветы перебежчиков, западных летописей и вымысла (см. «Справка: люди — Карамзин»).
Интересно, что в ней НЕТ обычных ссылок на источники (извлечения помещены в примечаниях).
Автор 29-ти томной томной «Истории России с древнейших времен» Сергей Соловьёв (1820-1879гж), на труде которого училось не одно поколение российских историков, «европейский человек — типичный либерал середины XIX века» (советский академик Л.В.Черепнин).
С какой идеологией мог подавать русскую историю Соловьев, учившийся в Гейдельберге на лекциях Шлоссера (автора многотомной «Всемирной истории»), а в Париже — на лекциях Мишле?
Вывод К.С.Аксакова (1817-1860ж, русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства) по поводу признанной властями «Истории» Соловьева:
«Автор не заметил одного: русского народа».
Л.Н.Толстой говорил о макулатуре Соловьева:
«Читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно приходишь к вопросу: ЧТО грабили и разоряли? А от этого вопроса к другому: кто производил то, что разоряли?». Знания истории С.М.Соловьева были настолько убогими, что например возразить на адресную критику А.С.Хомякова по существу он — ни разу не смог, сразу переходя в плоскость прямых оскорблений. Кстати, у С.М.Соловьева тоже НЕТ прямых ссылок на источники (только Приложения в конце труда).
Помимо В.Татищева и М.В.Ломоносова про-западной лжи в разные годы противостояли такие русские люди, как историк и переводчик А.И.Лызлов (~1655-1697гж, автор «Скифская история»), историк И.Н.Болтин (1735-1792гж), историк и поэт Н.С.Арцыбашев (1773-1841гж), польский археолог Ф.Воланский (Фадей/Тадеуш, 1785-1865 гж, автор «Описание памятников, объясняющих славяно-русскую историю»), археолог и историк А.Д.Чертков (1789-1858гж, автор «О переселении Фракийских племён за Дунай и далее на север, к Балтийскому морю, и к нам на Русь»), статский советник Е.И.Классен (1795-1862гж, автор «Древнейшая история славян и славяно-руссов до рюриковского времени»), философ А.С.Хомяков (1804-1860гж), дипломат и историк А.И.Манкиев (х-1723гж, посол в Швеции, автор семи книг «Ядро российской истории»), имена и работы которых сегодня незаслуженно забыты.
Но если «прозападной», официальной историографии, всегда давался «зеленый свет», то настоящие факты от патриотов считались инакомыслием и в лучшем случае замалчивалось.
Летописи — скорбный вывод…
Старые летописи не только существовали во множестве, но и постоянно использовались вплоть до XVII века.
Так, православная церковь еще в XVI веке использовала ханские ярлыки Золотой Орды для защиты своего землевладения.
Но захват власти Романовыми и тотальное истребление наследников Рюриков, истории Тартарии, деяний цесарей, их влияния на Европу и Азию, требовал новых страниц истории, и такие страницы были написаны немцами после тотального уничтожения летописей времён Рюриков (включая церковные).
Увы, только М.Булгаков сказал, что «рукописи не горят». Горят, и еще как! Особенно если целенаправленно их уничтожать, что и было, безусловно, предпринято церковью в отношении древних письменных актов в XVII веке.
Среди авторов книги Мавро Орбини — два русских историка древности — Еремея Русский (Иеремия Русин / Geremia Russo) и Иван Великий Готский. Да мы их имен даже не знаем! Причем Еремей написал «Московские анналы» от 1227 года, судя по всему — первую историю Руси.
Опять же — странные пожары в архивах церквей вспыхивали то тут, то там, а то, что удалось сберечь, изымалось для сохранности людьми людьми Романовых и уничтожалось. Часть — подделывали (см. главу «Киевская Русь» — миф! Упоминание в летописях»).
Большая часть остатков архивов — с запада Руси (Волыни, Чернигова и т.д.), т.е. оставили то, что НЕ противоречило новой истории Романовых. Мы о древних Риме и Греции сейчас знаем больше, чем о временах правления Рюриков. Даже иконы были сняты и сожжены, а фрески церквей — сколоты по приказу Романовых.

По сути, сегодняшние архивы — это только три столетия русской истории при доме Романовых.

Кроме документов всех царственных особ с начала царствования Петра I до отречения Николая II, хранятся только материалы известных дворянских фамилий, родовые фонды землевладельцев и промышленников, игравших заметную роль в России XVIII-XIX веков. В их числе — поместно-вотчинные фонды (Елагины, Кашкаровы, Мансыревы, Протасовы) и семейные архивы (Болотовы, Блудовы, Бутурлины, Веригины, Второвы, Вындомские, Голенищевы-Кутузовы, Гудовичи, Карабановы, Корниловы, Лонгиновы, Николаи, Половцовы, Репинские).

Все! Кто-то еще сомневается в фальсификации истории?

«Повесть временных лет» относится к наиболее ранним древнерусским летописным сводам, дошедшим до нас. Была написана в Киеве в XII веке, предположительно, монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. Свод вобрал в себя большое количество сказаний, легенд, преданий о различных событиях и исторических лицах.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Повести временных лет» по частям для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Главными героями произведения являются князья династии Рюриковичей.

«Так начнем повесть сию…»

После потопа трое сыновей Ноя – Сим, Хам и Иафет – разделили землю, и договорились не нарушать границы владений друг друга. Симу «достался восток», Хаму отошли земли на юге, а «Иафету же достались северные страны и западные».

Когда численность людей заметно увеличилась, было принято «создать столп до неба». Увидев это, бог разрушил высокую башню, разделил народы и «рассеял по всей земле».

Одним из народов оказались славяне, занявшие земли потомков Иафета. Многие из них осели на берегах Днепра: поляне жили в полях, древляне обитали в лесу.

Апостол Андрей, брат Петра, распространял учение о Христе на берегах Черного моря. Однажды он отправился вверх по течению Днепра, чтобы добраться в Рим. Во время стоянки он увидел живописное место с высокими холмами. Андрей взошел «на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу», сказав, что здесь появится великий город.

Среди полян жили «три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь». На том месте, что благословил апостол Андрей, был ими построен город и назван в честь старшего брата Кия – Киевом.

После смерти братьев поляне оказались во власти хазар, которые потребовали платить им дань. Поляне передали им с каждого дома по мечу. Увидев столь необычную дань, старейшины хазар предсказали, что поляне в будущем будут сами собирать дань с других народов.

Начиная с 852 года «стала прозываться Русская земля». Многочисленные племена, устав от постоянных междоусобиц и войн, порешили между собой выбрать одного общего князя, который управлял бы ими и судил по единым законам. Им стал князь Рюрик, представитель варягов, что «назывались русью». Обосновался Рюрик в Новгороде.

Два боярина Рюрика – Аскольд и Дир – с его позволения отправились с «войной на греков». Поход их окончился сокрушительным поражением – византийский правитель всю ночь молился, и неожиданно началась сильнейшая буря, сокрушившая корабли противника. Лишь немногим из них «удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

В 879 году умер Рюрик, передав княжение своему родственнику Олегу до тех пор, пока не повзрослеет его малолетний сын Игорь. Олег переселился в Киев, провозгласив его столицей. Он «начал ставить города и установил дани» с большого количества племен, а также покорил Царьград. После своей блестящей победы он получил прозвище – Вещий.

Со временем Олег стал спокойно княжить в Киеве, «мир имея со всеми странами». Помня о предсказании, согласно которому смерть настигнет его от любимого коня, князь приказал больше не приводить его. Конь давно умер, и Олег, смеясь над пророчеством, пнул ногой его череп. Из него выползла ядовитая змея, от укуса которой и скончался князь Олег.

После смерти Олега в 913 году «стал княжить Игорь». Древляне отвернулись от нового князя, но он пошел на них с свойском и обложил еще большей данью. Игорь отправился на Византию, где потерпел поражение. Укрепив свой флот, он вновь отправился к грекам, чтобы отомстить за свой позор.

Византийский царь, оценив военную мощь князя Игоря, предложил ему богатую дань. Посоветовавшись с боярами, князь согласился. Алчные дружинники Игоря надоумили его взять еще дань с древлян, но те взбунтовались и убили князя.

После смерти Игоря осиротела его жена Ольга и маленький сын Святослав. Древляне хотели выдать ее в жены своему князя. Однако женщина не только не допустила этого, но и отомстила убийцам мужа, уничтожив их.

Начало княжения Святослава, сына Игорева

В 955 году «отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду». Царь Константин, восхищенный ее красотой и острым умом, решил сделать ее своей женой. Ольга призналась, что является язычницей. Византийский царь и патриарх окрестили ее. Став крестной дочерью Константина, она избежала замужества с ним и вернулась в Киев.

Повзрослев, Святослав собрал большое войско и начал вести войны. Он прославился как сильный, выносливый и неприхотливый воин, который неизменно одерживал победы.

Святослав сообщил матери и боярам, что намерен княжить не в Киеве, а в Переяславце на Дунае, поскольку «туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

После 28 лет правления Святослав был убит печенежским князем Курей, который сделал из его черепа чашу и пил из нее вино.

После смерти законных сыновей Святослава, править Киевом стал его сын Владимир, рожденный от связи с ключницей. Возле своего терема он установил языческих идолов, которым регулярно приносили жертвы. У Владимира было четыре жены и несколько сотен наложниц.

К Владимиру «пришли болгары магометанской веры» и предложили принять их веру. Узнав, что ислам запрещает свинину и вино, он отказался. Владимир всерьез задумался над тем, какую веру ему принять. Спустя время, изучив все существовавшие тогда вероисповедания, он остановился на христианстве. Поспособствовал тому и брак с христианкой – сестрой византийских царей.

Владимир распорядился уничтожить всех идолов, а на их местах воздвигнуть церкви. Он приказал всем своим подданным явиться к реке, чтобы провести обряд крещения – так Русь стала православной.

Спокойно править Владимиру мешали печенеги, которые регулярно устраивали набеги. Победа оказывалась то на одной, то на другой стороне, пока однажды князь обманом не отвадил печенегов от своих земель. Он приказал выкопать в земле два колодца, куда были поставлены котлы: в одном варился пшеничный кисель, в другом – медовый узвар. Владимир пригласил печенегов убедиться, что еду им дает сама земля, и никто и никогда их не одолеет.

Об убиении Бориса

После смерти Владимира княжеский престол занял Святополк. Он принялся щедро одаривать своих подданных, «но сердце их не лежало к нему» – простой люд и войско стояло за другим сыном Владимира, Борисом. «Дружина отцовская» предложила ему силой взять власть, однако наследник не посмел поднять руку на старшего брата.

Однако Святополк ненавидел Бориса и решил «как-нибудь его погубить». Он приказал своим воинам ночью напасть на брата и заколоть его. После смерти Бориса Святополк задумался над тем, «как бы убить Глеба» – другого брата. Обманом он заманил его и так же безжалостно убил, как и Бориса. Святополк решил перебить всех своих братьев, чтобы одному «владеть Русскою землею».

Узнав о бесчинствах брата, Ярослав собрал всю свою новгородскую дружину, войско варягов и отправился в Киев, чтобы отомстить Святополку за смерть братьев.

Начало княжения Ярослава в Киеве

В 1016 году Ярослав, одолев Святополка в честном бою, стал княжить в Киеве. Спустя четыре года у него родился сын Владимир, однако Ярослав не ведал спокойной жизни: досаждали ему постоянные княжеские междоусобицы. Лишь в 1026 году Киевскому князю удалось заключить мирный договор с братом Мстиславом, разделив «по Днепру Русскую землю: Ярослав взял эту сторону, а Мстислав ту».

После смерти Мстислава в 1036 году «завладел всем его владением Ярослав и стал самовластцем в Русской земле». Он посадил своего старшего сына Владимира в Новгороде.

В годы правления Ярослава стала «вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться». Кроме того, он всячески развивал книжное учение, заложив таким образом основы просвещения.

Перед смертью князь Ярослав дал наставление своим сыновьям жить в любви и мире промеж собой. Киевский престол он оставил Изяславу, не обидел и других сыновей, честно разделив между ними города и «запретив им переступать пределы других братьев и изгонять их».

Начало княжения Изяслава в Киеве

После смерти Ярослава было «знаменье на западе, звезда великая, с лучами как бы кровавыми», предвещавшая многочисленные войны. Так и случилось, и с тех пор «были усобицы многие и нашествие поганых на Русскую землю».

В 1068 году прибыло огромное войско половцев. Изяслав с братьями вышли ему навстречу, однако были вынуждены в страхе бежать. Киевляне решили еще раз дать отпор половцам, но Изяслав их не послушал. Его подданные подняли бунт, и князь был вынужден покинуть Киев. Когда же он вернулся с войском, то жестоко наказал зачинщиков бунта и полностью восстановил свою власть.

«Однажды во время неурожая в Ростовской области» в 1071 году явились два волхва, заявившие, будто знают, по чьей вине нет хлеба. Они принялись путешествовать по волостям и обвинять в голоде зажиточных женщин. Обманом они внушали голодающим людям вину этих несчастных, после чего женщин убивали, а все их имущество волхвы присваивали себе. Справиться с мошенниками удалось воеводе Киевского князя – Яну Вышатичу.

Изяслав, сын Ярослава, был убит в 1078 году.

Начало княжения Всеволода в Киеве

«Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, приняв власть над всей Русской землей». В течение многих лет он участвовал в кровных междоусобицах, пытаясь удержать свою власть любой ценой. Он продолжил великое дело князя Ярослава и заложил в городах немало православных церквей.

В 1093 году «преставился великий князь Всеволод, сын Ярославов, внук Владимиров». Он вошел в историю как справедливый, истинно верующий правитель, который «воздерживался от пьянства и похоти».

Сын Всеволода, Владимир, решил встретиться со Святополком, который также претендовал на Киевский престол, и уладить все споры миром. Однако их претензии на власть были остановлены огромным войском половцев, которые двинулись на Русь. В той битве потерпели князья великое поражение, и простые люди оказались пленниками половцев. Лишь спустя несколько лет Святополку и Всеволоду удалось наказать половцев и спасти из плена свой народ.

Поучение

Владимир Мономах решил написать «грамотку» – отеческое наставление для потомков. Началом «всякого добра» он считал страх Божий и щедрость в подаянии милостыни. Он призывал – «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие». Отрокам он советовал «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». А также уважительно относиться к ученым мужам старшим по возрасту, «с равными и младшими любовь иметь», избегать суеты, общения с «нелепыми женщинами», не лениться.

Продолжение по Ипатьевской летописи

Владимир Мономах и Святополк Изяславович решили «пойти на язычников весною». Узнав о предстоящем походе русичей, собрались было они дать отпор, но, увидев многочисленное войско, принялись в страхе отступать. В этой битве Владимиру Мономаху удалось одержать громкую победу, и вернулись они домой «со славой великою, разнесшейся ко всем людям, так и по всем дальним странам».

После смерти Святополка в 1113 году жена его «щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим». «После того на десятый день устроили киевляне совет» и попросили Владимира Мономаха занять престол Киевский.

Начало княженья Владимира, сына Всеволода

Владимир Мономах сел «на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады». Своих сыновей он поставил князьями в крупных городах.

Князь построил новую каменную церковь, куда со всеми почестями были перенесены мощи Бориса и Глеба. В тот день «было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду». По приказу князя было уготовано великое пиршество, были накормлены все нищие и странники. В том же 1115 году Владимир «построил мост через Днепр».

Данное произведение, имеющее большое значение для русской литературы, было призвано передать потомкам традиции и обычаи того времени, увековечить идею могущества русского государства.

После ознакомления с кратким пересказом «Повести временных лет» рекомендуем прочесть книгу в полной версии.

Тест по летописи

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *