Поворот колеса дхармы

Три поворота Колеса Дхармы (Дхармачакра)

Дхармачакра — символ дхармы, учения Будды о пути к просвещению, освобождению от кармических перерождений в сансаре.

История буддизма в Индии традиционно разделяется буддистами на три периода, получивших название «Три поворота дхармачакры». Вращение колеса символизирует изложение и объяснение Закона для спасения всех живых существ. Таким образом, Будда является «вращателем колеса» (Чакравартин).

Первый поворот относят ко времени, когда Будда Шакьямуни произнёс свою бенаресскую проповедь, получившую название «Сутра запуска дхармачакры» («Дхармачакра-правартана-сутра»).Второй поворот связывают с появлением праджняпарамитских сутр, третий — с возникновением учения виджнянавады.

По воззрениям школ махаяны Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы: это значит, что он дал три больших цикла поучений, которые соответствуют различным способностям учеников и показывают им путь к непреходящему счастью. Начиная с этого времени, в распоряжении всех, кто живет в эпоху после появления Будды, есть методы, при помощи которых можно достичь совершенного состояния полного Просветления. По воззрениям наиболее древней нереформированной школы Тхеравада, Будда поворачивал Колесо Учения только один раз, во время произнесения Дхармачакра-правартана сутты в Варанаси. Дальнейшие повороты Тхеравада относит к позднейшим изменениям первоначальной доктрины.

Содержание трёх поворотов Колеса Дхармы вкратце следующее:

1.В первом повороте Будда объяснял Четыре Благородные Истины и закон Кармы, которые, с одной стороны, ясно показывают нашу ситуацию в круговороте существования и причины этого, и, с другой стороны, объясняют также и освобождение от страданий и трудностей и причины для этого. Если соотнести эти циклы поучений с различными направлениями буддизма, тогда можно сказать, что первый цикл поучений Будды является основой для традиции Тхеравады. В первом цикле поучений говорится, главным образом, о внешнем поведении, которому соответствует нравственный кодекс монаха или монахини. Эта традиция практикуется главным образом в южных странах Буддизма, как, например, Шри Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос и Камбоджа. Здесь ударение делается на позитивном внешнем поведении и освобождении от страданий обусловленного существования через осознание отсутствия себя в личности.

2. Во втором повороте колеса Дхармы он показал далее, что природа всех вещей свободна от действительного, независимого существования. Здесь он учил высочайшей истине – Праджняпарамите. Во втором цикле поучений говорится о внутреннем настрое, которому соответствует кодекс поведения мирянина или мирянки, берущих на себя ответственность за других, например, за семью или за какие-либо социальные группы. Этот цикл (совместно с третьим повотором) поучений Будды является основой для Великой Колесницы (Махаяны). Она практиковалась в основном в северных странах Буддизма: Гималайских – Тибете, Лхадаке, Непале, Сиккиме, Бутане, а также в Монголии, Китае, Японии, Вьетнаме, Тайване, Корее и т.д. В рамках Махаяны существует дальнейшее разделение на Колесницу Сутры и Колесницу Тантры. Упрощённо можно сказать, что второй поворот Колеса Дхармы в основном образует Колесницу Сутры, которая также является основной практикой большинства стран Махаяны. Колесницу Сутры называют также Колесницей Причины, так как здесь создаются причины для просветления. Осознание пустотности или отсутствия самости всех явлений осуществляется посредством тщательного исследования вещей и через практику соответствующей медитации.

3. В третьем повороте, Будда дал учения о присущей всем существам Будда-природе, которая уже наделена всеми совершенными качествами просветления. В этом цикле поучений говорится об аспектах восьмеричного пути, соответствующих нравственному кодексу йогинов, которые соединяют чистый взгляд на вещи с постоянной практикой. Третий поворот Колеса Дхармы является наиважнейшей основой для Колесницы Тантры, которая в своей полной форме практикуется сегодня лишь в Тибетском Буддизме. В некоторых других традициях, как например, в большинстве подшкол Чань-Буддизма в Китае и Дзен-Буддизма в Японии, передаются отдельные аспекты Колесницы Тантры. Другие названия буддийской Тантры, например, такие: Тайная Мантраяна и Ваджраяна или Алмазный Путь. Её называют также Колесницей Плода, так как в ней ученик отождествляется непосредственно с плодом – совершенным состоянием Будды. В Тантрах Будда учил, что наивысшие качества просветления уже сейчас есть в уме, и нужно только удалить поверхностные завесы, которые удерживают нас от переживания Будда-природы собственного ума.

  1. Историческое развитие буддизма и разделение на различные школы

Из исторического развития Буддизма можно узнать, как из практики содержимого трех циклов учений появились известные нам сегодня традиции. Хотя сам Будда давал только устные учения, однако его ранние ученики записали эти учения и передавали их дальше в первоначальной форме. Великие буддийские мастера составили позже дальнейшие труды, в которых разъясняли учения Будды. Ударение делалось на подлинную и точную передачу учения. Уже в Индии через столетия возникли различные линии передач, которые могли организовать три цикла учений. Непосредственно после времени Будды все уровни учений не могли открыто практиковаться. Некоторые стали очень тайными или передавались очень малым количеством людей. В первые 400-500 лет после Будды, который, согласно большинству источников, жил с 563 по 479 до н.э., открыто практиковалась только Малая Колесница. В общей сложности из 18 под школ Малой Колесницы признания добились только те, что постоянно заботились о подлинности передачи. Главным образом это были Старейшие (пали: Тхера) в собрании. Отсюда и пошло название Тхеравада (букв. Учение Старейших Ордена), что сейчас используется в качестве термина для обеих ныне существующих школ Малой Колесницы – Стхавиравадины и Сарвастивадины.

Самые же ранние тексты махаяны — это сутры Совершенствования мудрости (Праджня-парамиты), которые датируются 1 в. до н. э. — 1 в. н. э. и которые начали переводиться на китайский язык уже со второй половины 2 в. По легенде считается, что их тоже произнес Будда Шакьямуни, но смысл их не был понят людьми и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги (змеи-драконы) и боги, пока не пришел Нагарджуна (историки датируют его жизнь 2-3 вв.), которого махаянисты именуют Вторым Буддой, и не возвестил их вновь, дав подробные разъяснения и комментарии. То же примерно произошло и с махаянскими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям Майтреей (или Майтреянатхой) и Асангой в 4-5 вв. Махаянские тексты, как сутры, так и комментарии к ним и др. труды, записывались на санскрите, но далеко не все сохранились в оригиналах. Причина того, что большинство традиций северного Буддизма содержат эти уровни учения состоит в том, что в этот период в Индию пришли первые переводчики и перевели тексты на свои языки. Уже в первое столетие н.э. началось распространение Буддизма по Центральной Азии и Китаю. В третьем столетии учения достигли Бирмы, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама и Индонезии. В IV и V веках многие важные буддийские тексты были переведены на китайский язык Кумараджей (344-413), Хуи-юанем (334-416), и другими. Примерно около 520 г. н.э. в Китай пришёл великий индийский мастер Бодхидхарма и стал основателем Чань-Буддизма. Дзен-Буддизм в Японии начался несколькими годами позже, в 538 г., и в 594 г. он стал государственной религией.

Затем наступил третий великий период индийского Буддизма, время великих йогинов и реализованных мастеров, так называемых Махасиддх. Последователи Будды развились и стали способны практиковать и высшие учения Будды – Ваджраяну или Алмазный Путь. Хотя эти мастера, обладавшие необычными способностями (санскр. Сиддхи), были обоих полов и всех социальных классов, были также обычные странствующие йогины, которые очень часто были весьма необычны обликом и поведением. Традиция Алмазного Пути объединяет наиболее важных мастеров того периода в группу 84 махасиддх, главным из которых был Сараха. Как знак своей реализации они сочиняли много песен, которые стали известны как дохи. Эти три периода соответствуют трём поворотам Колеса Дхармы, длившихся по 500 лет каждый, что означает, что в пике этих периодов в Индии практиковались все уровни учения Будды. Когда в восьмом столетии по приглашению тибетского короля Тризонга Децена в Тибет пришёл великий мастер Падмасамбхава (тиб. Гуру Ринпоче) и там распространил Буддизм, он сделал особое ударение на тантрический аспект учения, Алмазный Путь, и сделал его доступным для широких слоёв. С тех пор под Тибетским Буддизмом можно подразумевать Алмазный Путь. Одновременно король заботился о том, чтобы на тибетский были переведены многие важные буддийские тексты. Эти ранние учения и передачи привели к развитию первой из четырёх великих тибетских традиций, традиции Ньингма, что буквально означает Старая традиция. Позднее, в XXI в. был второй большой период перевода, в Тибет стали проникать различные буддийские традиции из сопредельных стран, что привело к Новым традициям (тиб. Сарма), из которых наиболее известными являются Кагью, Сакья и Гелугпа.

Различные традиции Буддизма – просто упаковка, в которой находится Буддизм. Содержание же – это непрерывный путь к совершенному постижению природы собственного ума, путь к необусловленному счастью.

Школы Махаяны

Интерпретации Мадхьямакахридаи

Согласно Мадхьямакахридае можно выделить три поворота колеса дхармы соответственно глубине постижения. Существует две интерпретации поворотов — первая принадлежит Бхававивеке и вторая Мадхьямикам (Дхармапала и др.)

Интерпретация Бхававивеки

  1. Первый поворот учения относился к учению Четырёх Благородных Истин и предназначался для шраваков. Были даны учения отсутствия субстанции у личности (пудгаланайрамтья), но не было дано учений отсутствия субстанции у дхарм (дхарманайрамтья). Таким образом, это были поверхностные учения.
  2. Второй поворот соответствует учению Махаяны о признаках, и основан на Самдхинирмочана сутре, но все ещё говорит о восприятии сущностей. Таким образом, это все ещё не глубокие поучения.
  3. Третий поворот соответствует учению Махаяны об отсутствии признаков и основан на праджняпарамитских сутрах. Следовательно, это глубочайшие поучения, так как они учат пустоте всех дхарм.

Интерпретация Мадхьямиков

Дхармапала и другие отстаивают следующую интерпретацию основываясь на своих агамах.

  1. Будда учил благородным истинам во время первого поворота.
  2. Учению отсутствия признаков во время второго поворота.
  3. И Учению высшего смысла во время третьего поворота.

Оба последних поворота говорят об отсутствии признаков, поэтому здесь нет различия в глубине. Единственная причина для их различения двух (типов) сутр (Самдхинирмочана сутры и праджняпарамитских сутр) на учения окончательного смысла (нитартха), и требующие интерпретации (нейартха), это то, что отсутствие субстанции у сущностей (нихсвабхававата) имеют три аспекта, которые хорошо разъяснены в нитартха сутрах, благодаря ясности с которой там объяснена логика существования и несуществования. И хотя праджняпарамита сутры тоже учат нихсвабхавате всех дхарм, там все ещё есть не раскрытые аспекты требующие интерпретации.

Интерпретация Йогачары

Учение о трех поворотах в Йогачаре впервые дается в Самдхинирмочана сутре. Идея такова, Будда давал весьма различные поучения в зависимости от различных способностей слушающих. Таким образом учения восходят от специфичных противоядий (пратипакша, санскр. प्रतिपक्ष, pratipakṣa IAST) против отдельных ошибочных взглядов, до всесторонних учений, с подробными разъяснениями того что ранее только подразумевалось.

  1. Первый поворот — Четыре Благородные Истины (Никая) и Абхидхарма.
    • Акцент на дхармах, скандхах и т. д. и «сокрытие» пустотности, что может привести к этерналистическим взглядам.
  2. Второй поворот — Учения Мадхьямаки (срединного пути).
    • Акцент делается на отрицании, и «сокрытие» положительных качеств Дхармы. Что может привести к нигилизму.

Оба предыдущих поворота считаются «требующими разъяснений» (neyārtha).

  1. Третий поворот — Учения Виджнянавады (учение о сознании). В котором все явно объясняется (nītārtha).
    • Так, основной темой третьего поворота становится учение о «только сознании» — читтаматра. Согласно этому учению всё феноменальное бытие происходит из ума, который, в свою очередь, происходит из «единого ума» — экачитта, а потому зовется «творцом всего». Эта идея раскрывается в таких сутрах как Аватамсака, Шрималадевисинханада и Ланкаватара.

См. также

  • Три колесницы
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.

Третий цикл Будда передал в Вайшали, столице Республики Вадджи. Будда неоднократно проходил через территорию Вадджи на пути из Кошалы в Магадху и обратно. Именно там он согласился основать женскую монашескую общину. Вадджи была бедной республикой, поэтому интересно, что Будда основал женскую общину, находясь в эгалитарном обществе, где элитисты и консервативные брамины были не так сильны.
Есть два объяснения того, что именно включал в себя третий цикл учения. В соответствии с одним из них, третий цикл – это учение махаянской школы читтаматра («только ум»). Основное философское положение этой школы – что содержимое нашего восприятия и умственные факторы, с помощью которых мы его воспринимаем, не происходят из разных источников. У них один натальный источник – кармическое «семя», или склонность, в нашем сознании-основе. По этой причине мы можем доказать существование того или иного явления только относительно ума, который думает о нём, видит его, описывает его и так далее. Таким образом, когда двое видят что-либо или кого-либо, например монахиню из недавно основанной общины монахинь, не существует общего знаменателя – объективного человека, на которого они оба смотрят. Какой эта монахиня покажется каждому из двух наблюдателей – зависит от кармических склонностей в его уме. Поэтому, если кто-то считал, что быть монахиней – неподходящее дело для женщин, – это не объективная реальность, а лишь субъективное мнение.
Согласно второму определению, третий цикл включал учение о природе будды – неотъемлемых факторах, которые есть у всех и которые позволяют стать просветлёнными буддами. Поскольку у всех есть природа будды, все существа равны, в том числе мужчины и женщины. Учение о природе будды могло помочь мужчинам-монахам принять основание института монахинь, а монахинь оно могло вдохновить сильнее стремиться к просветлению. Поэтому примечательно, что Будда дал это учение в Вадджи, эгалитарном государстве, где его лучше могла понять и общая аудитория. Кроме того, всем было бы полезно знать, что, несмотря на конфликты и войны, базовая природа ума каждого существа, включая врагов, чиста.

Колесо Дхармы

(санск. Дхармачакра , тиб.Чокьи Кхорло) — колесо учения Будды.

Колесо Дхармы, иконка

В целом после достижения Просветления Будда Шакьямуни дал три больших цикла наставлений, соответствующих различным способностям и склонностям учеников – то есть трижды «повернул Колесо Учения», о чем было провозглашено в «Сандхинирмочана сутре» (санск. «Сутра о развязывании узла глубочайшей тайны») .

Колесо Учения Будды является одним из важнейших символов буддизма.

Его символизм заключается в том, что Будда учил не только тех, кто встречал его лично, но учение, подобно колесу, продолжает «вращаться» и приводить существ к Просветлению в течение долгого времени после этого.

Шантидэва в тексте Книга Путь Бодхисаттвы написал про это:

Как драгоценность и древо, исполняющие желания, Осуществляют чаяния существ, Так и Победители приходят в этот мир Благодаря молитвам ведомых. Даже многие годы спустя После смерти заклинателя змей, Столб, им возведенный и освященный201, Продолжает останавливать действие ядов. Подобно этому, “столб” тела Победителя, Возведенный совершенными деяниями бодхисаттвы, Продолжает исполнять любые задачи Даже после того, как бодхисаттва ушел в нирвану.

На карте Распространение буддизма в мире видно, как Учение Будды (санск. Буддадхарма, тиб. Сангье чой) за две с половиной тысячи лет из Индии распространялось в северном и южном направлениях по всему миру.

Также от этого происходит и название трех направлений буддизма — «колесницы»:

  • Хинаяна (санск.; тиб.: theg chung) – «Малая колесница», или «Узкий путь спасения»;
  • Махаяна (санск.; тиб.: theg pa chen po) – «Великая колесница», или «Великий путь спасения»;
  • Ваджраяна (санск.; тиб.: rdo rje theg pa) – «Алмазная колесница», или «Алмазный путь».

Иконография Колеса Дхармы

Колесо Дхармы в окружении двух оленей символизирует основополагающее Учение Первого поворота Колеса Дхармы. Это восьмирадиусное колесо, спицы которого соотносятся с этапами Восьмеричного Пути Бодхисатв и восемью ступенями медитативного сосредоточения. Так как первые поучения Будды Шакьямуни пришли послушать два оленя, их образы традиционно дополняют композицию. Этот символ украшает входы во многие буддийские храмы мира, в том числе и в России (дацаны Бурятии и Санкт-Петербурга, хурулы Калмыкии).

Колесо Дхармы – древний, наиболее распространенный и популярный буддийский символ. В частности, он был обнаружен на буддийских надгробиях эпохи Птолемеев (304-30 гг. до н.э) в Египте. До распространения антропоморфных изображений Колесо Закона (санск. Дхармы) символизировало Будду . Дхармачакра расположена по центру современного флага Индии и на некоторых исторических и региональных флагах (флаг Сиккима).

Один из Восьми благоприятных символов тибетского буддизма. Частый мотив для ювелирных украшений.

>См. также

  • Три Поворота Колеса Дхармы
  • Чокор Дучен — праздник первого поворота Колеса Дхармы

>Литература

  1. Дешпанде О.П. Индийская скульптура в Эрмитаже: древность и средневековье. СПб, 2008.
  2. Торчинов Е.А. Введение в буддизм, 2005

Три Поворота Колеса Дхармы

(санск. Трипариварта, tri-parivarta, кит. сань-чжуань, яп. Сантэн, корейск. самджон)

Сиддхартха Гаутама достиг Просветления в возрасте 35 лет и, став Буддой Шакьямуни После этого он прожил 45 лет, которые посвятил обучению других тому, как можно достичь необусловленного счастья.

Он дал три больших цикла наставлений, соответствующих различным способностям и склонностям учеников, то есть трижды «повернул Колесо Учения», о чем провозглашено в «Сандхинирмочана сутре» (санск. «Сутра о развязывании узла глубочайшей тайны») .

Самое первое наставление Будды о Четырех благородных истинах (рис. 1) — основополагающее:

  • существует страдание, подобное болезни;
  • у него есть причина;
  • если устранить причину — исчезнет и само страдание;
  • и существует путь устранения причин, который подобен «лекарству».

Под четвертой благородной истиной о Пути, имеются в виду Учения Трех поворотов Колеса Дхармы:

  1. обеты и медитации Восьмеричного пути, путь монахов (традиция Тхеравада)
  2. постепенный Благородный Бодхичарья-аватара (Путь Бодхисаттвы), основанный на сутрах — путь монахов и мирян (традиция Махаяна).
  3. и «молниеносные» тантрические методы — путь йогинов (традиция Ваджраяна; слово «ваджра» на санскрите имеет еще значение «молния»).

Колесо Учения

Колесо Учения Будды (рис.2) — важнейший символ буддизма. Его смысл заключается в том, что Будда учил не только тех, кто встречал его лично, но учение, подобно колесу, остается в движении, продолжает «вращаться» и приводить существ к Просветлению в течение долгого времени после Паринирваны Будды.

Эти циклы учения и даже спустя тысячелетия остаются актуальными, на их основе выросли три большие традиции мирового буддизма:

  • Хинаяна
  • Махаяна
  • Ваджраяна

Поэтому эти традиции, продолжающие приводить существ к Освобождению и Просветлению до сих пор, названы «колесницы»:

Хинаяна (санск.; тиб.: theg chung) – букв. «Малая колесница», или «Узкий путь спасения»;

Махаяна (санск.; тиб.: theg pa chen po) – букв. «Великая колесница», или «Великий путь спасения»;

Ваджраяна (санск.; тиб.: rdo rje theg pa) – букв. «Алмазная колесница», или «Алмазный путь».

Решение учить людей Дхарме считается одним из важнейших событий жизни Будды, одним из его двенадцати подвигов, и называется Поворотом Колеса Дхармы.

Этому событию посвящена Дхармачакра-правартана сутра («Сутра запуска Дхармачакры»).

Колесо Учения (Дхармачакра) было впервые в тот день приведено в движение новым историческим буддой, и тем самым было положено начало Учению о Просветлении в нынешний период истории человечества.

Место, где Будда Шакьямуни дал первые объяснения Дхармы, он особо выделял и рекомендовал для паломничества своим последователям, — это Сарнатх (Олений парк) возле города Варанаси (в прошлом Бенарес).

Это важное событие в иконографии символически выражает определенный жест рук будды: Дхармачакра мудра (рис.3), и ее разновидность Витарка-мудра.

По легенде, когда Будда достиг Просветления, первыми узнали об этом боги и пришли почтить его. Великий Брахма, поднес ему золотую Дхармачакру («Колесо Закона»), подразумевавшую все полномочия вселенского правителя Чакравартина.

Первый Поворот Колеса Дхармы

Первый поворот состоялся в Сарнатхе, именно здесь были впервые произнесены Четыре благородные истины.

В Учения Первого поворота вошли базовые положения Абхидхармы, объяснения о карме – законе причины и следствия, способах избегать личного страдания и личном Освобождении, а также и были даны разъяснения методов — Благородного Восьмеричном Пути.

Традицию, сложившуюся в Индии только на основе учений Первого Поворота, называют Хинаяна, или Малая Колесница, она была развита затем в южном буддизме в странах Юго-Восточной Азии, где получила название Тхеравада (Учение старейшин- «тхера»).

Практиковать этот путь возможно только будучи монахом, в точном соответствии с правилами устава (Виная).

По мнению Бхававивеки, Первый поворот учения предназначался для шраваков.

Цель этого пути: «малая нирвана», идеал: монах-архат (санск. бхикшу, пали бхиккху), достигший личного освобождения.

По легенде, эти первые поучения прозвучали из уст Будды в ответ пяти шраманам, его бывшим коллегам по аскетическим практикам, на их просьбу объяснить, как Будде удалось все-таки добиться необусловленного счастья. Говорится, что послушать учение пришли также боги и две антилопы (газели).Традиционно Дхармачакра в окружении двух газелей — символ Первого Поворота Колеса Дхармы — украшает ворота и центральные входы в буддийские монастыри разных стран (рис.5).

Второй Поворот Колеса Дхармы

Второй поворот состоялся в Раджагрихе (рис.6), где Будда дал учение Праджня-парамиты, на котором базируется Махаяна, или Великая колесница.

Ее называют Великой оттого, что велико сострадание тех, кто практикует этот путь: для того, чтобы чувствовать себя счастливыми им уже не достаточно личного освобождения, а важно, чтобы и другие вокруг тоже были счастливы.

Эти учения выходят за рамки одной личности и говорят также о развитии сострадания ко всем существам (санск. каруна; тиб.: thugs rje), а также о «пустоте» (тиб.: stong pa nyid) — отсутствии реальной сущности явлений обусловленного мира.

Это учения постепенного Пути Бодхисаттвы практикуют не только монахи, а в большинстве своем миряне, цель которых — Просветление для блага всех живых существ.

Идеал практикующего: бодхисаттва, стремящийся из жизни в жизнь на протяжении множества кальп к Просветлению (состоянию Будды), для того, чтобы обладать необходимыми способностями помогать другим, вновь и вновь возвращающийся в миры сансары ради помощи всем живым существам. Этим путем идут все исторические будды.

Учения Второго поворота дополняют те Учения Первого поворота, которые считаются базовыми во всех буддийских традициях мира.

Учения Второго поворота изложены в сутрах Праджня-парамиты, которые в свою очередь стали основой для развития философских систем Мадхьямаки (тиб. Рантонг) и Йогачары; и в целом — традиции Махаяны мирового буддизма.

С точки зрения Махаяны, три поворота колеса дхармы соответствуют разной глубине постижения, что объясняется в Самдхинирмочана сутре.

Будда давал различные учения в соответствии с различными способностями слушающих, поэтому учения Будды строятся от специфичных противоядий против отдельных ошибочных взглядов (санскр. pratipaksha), до всесторонних учений, с подробными разъяснениями того, что ранее лишь подразумевалось.

Так, в Первом повороте акцент делается на дхармах, скандхах и т. д., при умолчании о пустотности (санск. Шуньята) (что может привести к этерналистическим взглядам). Были даны учения «отсутствия неизменной субстанции у личности» (пудгаланайрамтья), но не было дано учений «отсутствия неизменной субстанции у дхарм» (дхарманайрамтья).

Во втором повороте акцент уже делается на пустотности и отрицании истинного существования дхарм, при умолчании о положительных качествах истинной природы реальности (что может привести к нигилизму).

По мнению Бхававивеки и мадхьямиков (Дхармапала и др.): учение второго поворота разъясняет отсутствие признаков и пустоту дхарм, но все еще говорит о восприятии сущностей.

Поэтому оба этих поворота считаются «требующими разъяснений» (neyārtha).

Третий Поворот Колеса Дхармы

Третий поворот связан с разными местами, но чаще всего речь идет о Шравасти (рис.7) и Вайшали (рис.8). На учениях Tретьего Поворота основано воззрение Ваджраяны, или Алмазной колесницы (пути).

Будда учил здесь окончательному смыслу, свободному от всех крайностей — изначальной мудрости вне концептуальных ограничений (Природа будды, Татхагатагарбха, Сугатагарбха и др.).

В Учениях Третьего поворота вошли Учения Виджнянавады (учение о сознании), в котором все явно объясняется (nītārtha).

Так, основной темой третьего поворота становится учение о «только сознании» — читтаматра. Согласно этому учению всё феноменальное бытие происходит из ума, который, в свою очередь, происходит из «единого ума» — экачитта, а потому зовется «творцом всего». Эта идея раскрывается в таких сутрах как Аватамсака, Шрималадевисинханада и Ланкаватара.

Оба последних поворота говорят об отсутствии признаков, здесь между ними нет различие в глубине; единственная причина для их разделения на учения окончательного смысла (нитартха), и требующие интерпретации (нейартха), это то, что отсутствие субстанции у сущностей (нихсвабхававата) имеют три аспекта, которые хорошо разъяснены в нитартха сутрах, благодаря ясности с которой там объяснена логика существования и несуществования.

И хотя цикл сутр праджня-парамиты учений Второго поворота тоже учит нихсвабхавате всех дхарм, там все еще есть не раскрытые аспекты, требующие интерпретации.

К циклу Третьего Поворота Колеса Дхармы относятся и три системы:

  • Великое Совершенство, или санск. Махаати, тиб. Дзогчен
  • , или санск. Махамудра, тиб. Чаг Чен
  • Великий Срединный Путь, или санск. Махамадхъямака, тиб. Жентонг.

Система Великого Совершенства Дзогчен впоследствии нашла наиболее полное воплощение в традиции Ньингма в буддизме Тибета, и сегодня получила распространение во многих странах мира.

Система Великой Печати Махамудра во всей своей глубине и целостности практикуется в тибетской традиции Кагью.

Система Великого Срединного Пути Жентонг сохранилась в полном виде до нашего времени благодаря тибетской традиции Джонанг.

Ваджраяна включает в себя Учения Будды Первого и Второго Поворота колеса Дхармы и добавляет к ним идею равной Природы будды (тиб.: sangs rgyas kyi snying po) всех существ и концентрируется на качествах пробужденного ума.

Основная идея Ваджраяны, в том, что совершенство всегда уже здесь и сейчас. И нужно научиться всецело осознавать и использовать то, что уже присутствует.

Цель этого пути такая же, как и в Махаяне – Просветление для блага всех существ.

Но в отличие от постепенного пути сутр Махаяны, в Важраяне применяется «молниеносный» путь тантр.

Ваджраяна иначе называется «колесницей тантр» (тиб.: rgyud), Тантраяной, «быстрым путем», методы которого позволяют достигать Просветления в течение одной жизни. Ваджраяне следуют буддийские йогины, а также эти методы могут использовать миряне и монахи.

Идеальный практикующий: будда – бодхисаттва, осуществивший Просветление для блага всех живых существ, и продолжающий свою просветленную активность

Таким образом, Будда давал разным людям разные методы, в зависимости от их склада ума.

Желавшие избежать страданий получали наставления о причине и следствии, известные сегодня как Учение Хинаяны (санскрит; «Малый путь»), или Тхеравады (пали; «Слова старейшин»). Тем, кто хотел больше делать для других, давались поучения о мудрости и сочувствии – Махаяна (санксрит; «Великий путь»). Если же люди были способны доверять собственной природе Будды и видеть тот же потенциал у других существ – Будда учил их Ваджраяне (санскрит; «Алмазный путь»). Давая посвящения этим ученикам, он представал в формах энергии и света (йидам) или напрямую передавал свое просветленное видение как поток осознавания. На этом высшем уровне целью является полное развитие ума.

Лопён Цечу Ринпоче (Бутан): «Ваджраяна содержит эффективные методы, ведущие к прямому переживанию ума. Медитации развивают осознавание глубокого внутреннего богатства, и ум становится неискусственным и непоколебимым, в нем может развертываться любая просветляющая активность».

Возникнув 2500 лет назад в Древней Индии, Учение Будды проделало путь от Востока до Запада, преодолев этнические рамки и государственные границы. Буддизм исповедуют во многих странах мира.

Особенностью его стало многообразие, заложенное в учениях Будды изначально.

Это многообразие породило два процесса в распространении буддизма в мире:

  • распространение трех Больших традиций Учения Будды в мире – Хинаяны (Тхеравады), Махаяны и Ваджраяны в северном и южном направлениях,
  • возникновение различных национальных форм бытовой религиозности.

На карте видно, как из Древней Индии Учения Будды распространились сначала в южном и северном направлениях, а затем северное – в восточном и западном, по всем миру, включая Россию.

Южный буддизм опирается на те духовные традиции, которые из Индии, распространились в Шри-Ланке к XIII веку и оттуда попали в Мьянму (Бирму), Камбоджу, Лаос и Тайланд (Сиам) . Это были главным образом учения Хинаяны, оформившиеся на Шри-Ланке (о.Цейлон) в традицию Тхеравады.

Северный буддизм, проникая на север из Индии, развивался в двух направлениях – восточном и западном. Так сложились

1) дальневосточный буддизм Махаяны со свойственными ему традициями Китая, Японии, Кореи (дзен буддизм, чань-буддизм и др.)

и

2 ) индо-тибето-монгольский буддизм Центральной Азии и европейской части России с традициями Махаяны и Ваджраяны. Он является традиционным в ряде гималайских районов: Тибете (КНР), Ладаке и в Сиккиме (Индия), Мустанге (Непал), а также в ряде стран: Непале, Бутане, Монголии и в Российской Федерации.

Начиная с XIX века, и особенно в эпоху глобализации, буддизм еще более активно стал распространяться в западном направлении. Сегодня последователи Будды есть во многих странах Европы и на обоих Американских континентах.

Буддисты: монахи, миряне, йогины

Южный буддизм традиции Тхеравады («Малая колесница») исповедовать могут только монахи, они дают множество обетов ограничивающих их поведение, в числе которых обет безбрачия. Во многих странах Юго-Восточной Азии такой вид буддизма является государственной религией. Например, в Мьянме (Бирме). Тем не менее, в этой буддийской стране появляются новые поколения граждан и государство не исчезает с лица Земли. Парадокс. Фактически помимо монахов как таковых, большинство населения — миряне. Но каждый мужчина, гражданин страны, раз в год обязан принимать монашеские обеты и месяц проводить в монастыре, изучая Дхарму, а потом он возвращается к своей повседневной мирской жизни.

В странах, где распространился северный буддизм Махаяны («Великой колесницы») и Ваджраяны («Алмазной колесницы»), большинство буддистов также миряне, но они могут органично совмещать буддизм и повседневную жизнь круглый год.

Помимо монахов и мирян, северный буддизм Ваджраяны знаменит своими йогинами, совершенствующими в первую очередь свой ум, чей стиль подходит людям, стремящимся глубоко изменить свое восприятие, которые все свое время и ситуации жизни связывают с практикой Дхармы, но при этом не дают ограничивающих обетов, как монахи, и не тратят столько времени на бытовую сторону жизни, как миряне.

Они могут жить многие годы в холодных пещерах, в горах, довольствуясь очень скудной пищей.

При этом все они способны и к общественной деятельности.

Примером служат индийские махасиддхи прошлого, а также тибетские ламы, прошедшие многолетние ритриты (уединенные практики). Некоторые из них монахи, другие имеют семью и воспитывают детей и при этом возглавляют монастыри. (Например, выдающийся лама, йогин традиции Ньингма, Дзонгсар Кхьенце Ринпоче).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *