Пояснения к литургии

Литургия — это богослужение, включающее причастие. Главное таинство христианской церкви основано на духовном смысле Воскрешения Христа. Литургия символизирует апостольское несение Слова Божия людям. Люди становятся сопричастными к жертве Иисуса и к жизни в Нем через совместное преломление хлеба и вкушение вина. Как на чуде Воскрешения Христа основаны церковные праздники, так на Божественной литургии основывается Церковь.

Описание и история возникновения христианской литургии

Слово «литургия» означает «общее дело», а «евхаристия» — благодарение. Литургия — церковная служба, духовно объединяющая прихожан, служителей и Бога. Схема главной церковной службы состоит из трех частей:

  1. Проскомидии.
  2. Литургии оглашенных.
  3. Литургии верных.

Смысл священнодействия — в общем вознесении благодарной молитвы Спасителю. После Вознесения Христа апостолы ходили по земле и проповедовали Слово Божие. Они входили в дома, рассказывали о жизни и чудесах Иисуса, о Его великой жертве.

Они совершали последование, причащали людей хлебом и вином, как Он накормил 5 хлебами 5 тысяч человек и превратил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской.

В 1-м веке от Рождества Христова уже исполняли напевные молитвы, славящие Бога, а во 2-м веке появилась Проскомидия. Апостолы раздавали «тело» с дискоса, а «кровь» отливали с чаши. Так же причащают современные священники. Дискос и чаша стояли на столе во время тайной вечери. В 4-м веке стало больше прихожан. Тогда стали использовать лжицу и копие.

Этапы службы в православной церкви

Части Божественной литургии отражают периоды земной жизни Иисуса Христа. Причастие совершается во время литургии верующих, и не всем прихожанам можно на ней присутствовать.

Проскомидия

Служба состоит из чтения молитв и подготовки святых даров:

  • служба начинается, когда в храме еще нет прихожан — священник читает входные молитвы у закрытых Царских Врат. Он просит Бога послать силы для свершения богослужения и очищения от грехов. Потом он надевает облачение и благословляет чтеца на клиросе;
  • начинается Литургия часов — освящение времени суток, при котором читают подобранные к нему псалмы, молитвы. В них упоминаются события жизни Иисуса;
  • приходят люди и подают записки с просьбами;
  • священник готовит священные сосуды: кланяется и прикладывается губами к дискосу и чаше. При этом он читает тропарь Великой Пятницы.

В следующей части службы готовится Агнец:

  • из просфоры вырезают центральную печать — Агнца;
  • копием откладывают ее на Дискос;
  • надрезают просфору со словами о пророчестве распятия Христа, потом отрезают нижнюю часть, упоминая о пути Спасителя на Голгофу;
  • Агнца надрезают крест-накрест со словами о том, что жертва приносится за грехи мира и за спасение;
  • протыкают копием имя Иисуса на просфоре;
  • в чашу наливают вино;
  • «жертву» устанавливают в центре Дискоса;
  • вырезают печать из второй просфоры в честь Богоматери;
  • из третьей «девятичинной» просфоры святых вынимают 9 частиц;
  • читают молитву о земной церкви;
  • из четвертой просфоры за здравие вынимают частицу, упоминая о патриархах, епископах и прихожанах;
  • пятая заупокойная просфора посвящена почившим патриархам, верующим;
  • батюшка читает поданные записки и вынимает частицы просфор за указанные в них имена.

Заключительная часть службы:

  • священник обходит храм с кадилом;
  • на дискос кладут звездицу — крестообразный символ, объединивший звезду Вифлеема и распятие;
  • батюшка обдает дымом кадила три полотна и также кладет на блюдо с частицами просфор, как символ пелен новорожденного и савана умершего Спасителя;
  • обдают алтарь дымом кадила, читая пасхальный тропарь;
  • отворяют Царские Врата.

Проскомидия означает субботу — день отдыха от трудов, подготовки к встрече с воскресшим Спасителем. Переход к литургии — окончание жизненного пути и вхождение в Царство Божие. Открытие Царских Врат символизирует пришествие Господа и всеобщее спасение.

Литургия оглашенных

Оглашенными называют людей, которые готовятся к крещению, раскаялись или отлучены от причащения за грехи. Они могут присутствовать на этом таинстве.

Как проходит служба:

  • батюшка и дьякон читают молитвы перед Престолом;
  • священник молится над антиминсом — полотном, изображающим Гроб Господень и евангелистов, поднимает над ним Евангелие, признает свою слабость и просит о помощи Господа;
  • дьякон выходит на амвон и провозглашает, что люди отдали свои приношения, и наступает очередь Господа одаривать;
  • пока дьякон возносит молитву-ектенью, сообщая о нуждах молящихся, батюшка тайно молит Господа презреть сей храм и всех его прихожан;
  • провозглашают «миром Господу помолимся» — призыв быть в мире с Богом и ближними.

В состав современной литургии входит антифонное пение — правый и левый клирос поют по очереди. Исполняются три антифона. Потом батюшка крестит прихожан Евангелием. Поются кодаки и тропари о святом, почитаемом в этот день, и его деяниях. Литургия завершается чтением Трисвятой молитвы, Апостольских посланий и сугубой ектеньи.

Священник читает сидя, в центре храма, как апостол, а дьякон проходит с кадилом через алтарь и толпу прихожан.

Литургию оглашенных также называют Литургией слова. Чтение Евангелия придает ей завершенность. Ведь, по традиции, после этого оглашенные должны покинуть храм. Они еще не родились во Христе, но, слушая слово Божие, готовятся к рождению. Ектения — общее прошение, молитва о нуждах и горестях мира и специальное о путешественниках, пленных, болезных и страждущих, и в завершение — об оглашенных. В конце батюшка разворачивает антиминс на Престоле.

Литургия верных

После слов «Изыдите, оглашенные» в храме остаются верные христиане, о которых звучит Херувимская песнь. Она состоит из малой ектеньи и молитвы о просьбе причащаться без осуждения. Так сообщают о готовности людей принять Причастие.

Ход службы:

  • дьякон продолжает обход прихожан и алтаря, читая про себя 50-й покаянный псалом. Эту молитву читают и прихожане;
  • батюшка просит прощения перед прихожанами и другими служителями, обходит с кадилом чашу и дискос — совершает Великий вход к алтарю, означающий восхождение Иисуса на Голгофу;
  • потир и дискос ставят на алтарь, снимают покровы, накрывают воздухом и снова читают тропарь Великой Пятницы о снятии Иисуса с креста.

Великий Вход заканчивает закрытие Царских Врат занавесями. Просительной ектеньей прихожан готовят к причащению. Священник произносит тайную молитву с просьбой к Господу принять жертву. С призывом ко всеобщей любви и единомыслию священнослужители целуют потир, дискос, Престол и друг друга со словами «Христос среди нас» и «Есть и будет».

Дьякон призывает следить за входом в храм, чтобы в него не вошел оглашенный. Призыв этот — дань традиции прошлого, когда у дверей стояли привратники. Так заканчивается первая часть Литургии верных — Символ Веры.

Во второй части совершается причастие. Дьякон призывает верующих к анафоре — переложению хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Священник читает евхаристические молитвы. Обращают призыв к Святому Духу, чтобы тот снизошел на дары и превратил хлеб в Тело, а вино – в Кровь Христа.

Дьякон призывает Господа благословить дискос и потир.

Следующий этап — подготовка к причастию:

  • читается «Отче Наш», как путеводитель жизни в мире с Богом;
  • прихожане преклоняют головы;
  • священнослужитель взывает к Господу, чтобы Он помог заблудшим и исцелил болезных. Следующей читается молитва о преломлении хлеба — просьба к Господу, чтобы Он преподал всем присутствующим в храме Тело и Кровь Свою;
  • дьякон входит в алтарь, призывая прихожан оставаться на местах.
  • батюшка поднимает вверх первый просфор-Агнец и говорит «Святая Святым».
  • священник разламывает Агнец на четыре части;
  • верхнюю часть под названием Залог опускают в потир и наливают туда теплоту — святую воду;
  • дьякон и батюшка кланяются перед Престолом, просят друг у друга и у прихожан прощения, затем причащаются Тела и Крови Спасителя;
  • нижнюю часть просфоры со словом «ника» делят на отдельной тарелке, и пересыпают частицы в чашу;
  • потир накрывают покровцем и выносят к прихожанам. дискос остается на Престоле.

Первыми причащают младенцев и только Кровью. Верующие целуют край чаши, который в древности символизировал ребро Христа. Во время причащения алтарь символизирует Сионскую горницу и таинство причастия апостолов и Учителя.

После окончания причастия чашу относят обратно на Престол. Все частицы, оставшиеся на Дискосе, окунают в потир в знак поминовения живых и мертвых. Чашу накрывают полотном, на дискос кладут звездицу и лжицу. Священник благословляет прихожан и кадит дары.

Причащаясь, верующие сами обращаются в тело и кровь Спасителя, принимая благодать Святого Духа.

Заключительная часть литургии — Благодарение. Дьякон читает благодарственную ектенью. Священник сворачивает антиминс, Евангелием перекрещивает Престол и славит Господа, потом уходит за амвон читать молитву, чтобы прихожане покинули храм с миром. Потом батюшка благословляет прихожан выйти из храма — читает отпуст. Он крестит верующих и дает поцеловать крест. Под благодарственные молитвы священник осеняет всех крестным знамением, проходит к алтарю, закрывает Царские Врата и занавесь.

Разновидности чинопоследования

В течение года в церквях служат несколько видов литургий. Некоторые приурочены к определенным дням постных недель или дням памяти святых.

Иоанна Златоуста

Богослужения святого Иоанна Златоуста бывают в большую часть дней. Они отличаются последовательностью анафоры: словесных выражений, поминовения святых.

Преждеосвященных даров

На литургии приобщаются заранее освященными Святыми Дарами.

На заре христианской веры причастие проходило в будние дни. Но полную торжественную службу посчитали неуместной в постные дни. Поэтому для причащения Христовых Тайн, ввели службу Преждеосвященных Даров.

Служение проходит в Великий Пост:

  • каждую среду, пятницу;
  • на седьмой постной неделе в четверг;
  • на Страстной неделе, с понедельника по среду.

Литургию по этому чину совершают в день памяти Иоанна Предтечи: 8 марта в високосный год, 9 марта в не високосный. Также служба проходит в день Сорока мучеников Севастийских — 22 марта. Но при условии, что оба дня выпадают на Великий Пост или не приходятся на Воскресенье.

Также богослужением отмечают храмовые праздники, которые проходят в этот период, исключая Благовещение.

Марка

Чинопоследование служили в 4-5 веке. Краткая служба напоминает стиль евангелиста Марка. Второе название литургии — святого Кирилла, который окончательно отредактировал последовательность. Популярность выразительной службы стала снижаться после внедрения чина Иоанна Златоуста примерно в 8-9 веке. С 11 века чинопоследование Марка запретил Константинополь.

Богослужение состоит из Литургии оглашенных и верных, без Проскомидии. В современной Православной церкви литургия восстановлена по благословению Патриарха Московского Алексия II и проходит 8 мая в день памяти евангелиста Марка.

Иакова

В чинопоследовании также опущена Проскомидия. Если она совершается, то девятая частица агнецкой просфоры вынимается в честь святого Иакова. Также в чине нет отпуста и каждения. Богослужение возрождено Московским Патриархатом и проводится в дату памяти святого Иакова — 5 ноября.

Василия Великого

Дни литургии:

  • все воскресенья предпасхального поста, кроме Вербного;
  • Чистый Четверг;
  • Великая Суббота;
  • дата поминовения Василия Великого – 14 января.

Чинопоследование проходит перед рождественскими, крещенскими праздниками.

Григория Двоеслова

Литургию Преждеосвященных Даров окончательно отредактировал в 6 веке Папа Римский Григорий Двоеслов. Поэтому богослужение также называют его именем.

Когда совершается богослужение

Богослужения проходят в храмах круглосуточно. Литургия — часть ежедневной или воскресной службы.

Утренняя

Служба складывается из трех частей:

  • полунощницы;
  • утрени;
  • первого часа.

Начало первый части — в 12 часов ночи. Служба напоминает прихожанам о грядущем Страшном Суде. Первый час начинают в 7 утра.

Дневная

Последовательность дневной службы:

  • третий час;
  • шестой;
  • литургия.

9 часов утра равняются третьему часу, а полдень приходится на шестой.

Литургия — это пик суточного круга, совершается с 9 утра и также называется обедней службой.

Вечерняя

Богослужение проводится с 15.00 и включает:

  • девятый час;
  • вечерню;
  • повечерие.

Служба девятого часа совершается редко.

Праздничная

В рождественскую и пасхальную ночь, еженедельно накануне воскресенья проходит непрерывная ночная служба. По современной традиции, она идет 2-4 часа.

Суточная

Сутки, по канону Православной Церкви, начинаются с 18.00. Храмовые службы заключены в суточный круг проведения.

Воскресная

Богослужение в воскресенье сравнимо с Пасхой, которая венчает церковный год. Это начало церковной недели, ее первый день. Его также называют евхаристическим. Начало — в 7 утра.

Церковные предметы для причащения

Все атрибуты литургии имеют смысл. Главные священные сосуды — потир или чаша и дискос.

Дискос

Плоское блюдо на ножке символизирует одновременно начало и конец жизни Иисуса — пещеру в Вифлееме и Гроба Господня. Изображения на дискосе иллюстрируют Новый Завет. Чаще блюдо покрывают иконами Рождества Христова.

Потир

Чаша символизирует священный грааль, кубок плотника, из которого пил Иисус на Тайной Вечере.

Дискос и потир покрывают полотном, которое называется воздухом. Оно символизирует пелены новорожденного младенца Иисуса и одновременно Его посмертную Плащаницу.

Лжица

Длинная ложка для причащения символизирует клещи из ветхозаветной легенды. Согласно Писанию, к пророку Исайе спустился ангел, взял клещами с жертвенника уголек и провел им по губам пророка. А после святой посланник объявил, что пророк очищен от греха.

Лжица — это способ передачи божественной благодати от Бога человеку.

Вино

На литургии разливают красное вино, разбавленное теплотой — освященной водой. Разбавленное вино пил Иисус на тайной вечере. Напиток символизирует кровь и воду, излившиеся из раны распятого Спасителя от удара копья.

Просфора

В современном богослужении используют крупные круглые хлеба, называемые просфоры или просвиры. Они делятся на две половины, которые символизируют божественную и человеческую природу Иисуса. В верхней половине на просвирах чеканят крест, по бокам имя Спасителя — «ИС ХС». В нижней части печатают слово «ника», что означает «победа», ибо Иисус — человек, победивший смерть.

На просфорах также можно увидеть выбитый образ Богоматери.

Правила поведения во время службы

Как вести себя на богослужении:

  • предварительно узнать точное начало, продолжительность службы и прийти на 15 минут раньше;
  • запрещено ведение разговоров;
  • стоять спокойно, не переминаясь с ноги на ногу;
  • не рассматривать окружающих и убранство храма, не глазеть по сторонам;
  • выключить мобильный телефон;
  • если служится всенощное бдение, больше 2-3 часов, можно присесть на скамейку;
  • открытие Царских Врат встречать стоя;
  • во время службы не поворачиваться к алтарю спиной;
  • если нужно уйти раньше окончания службы, следует перекреститься и выйти, не привлекая внимания;
  • ставить свечи, передавать записки до начала богослужения, дабы не мешать молящимся;
  • женщинам запрещено прикладываться к кресту накрашенными губами.

Если заранее известно, что службу отстоять полностью не удастся, лучше занять место ближе к выходу.

Текст с пояснениями

В тексте, похожем на либретто к опере, расписан план молитв, которые читаются во время Литургии оглашенных и верных, а также объяснение основных моментов. В кратких описаниях частей службы рассказывается:

  • какие действия совершает священник;
  • что такое ектеньи, тропари и кондаки;
  • краткие содержания псалмов;
  • когда вступает хор, а когда дьякон.

Текст и толкование литургии раздают верующим, чтобы они могли следить за службой и петь. Если христианин пребывает вдали от храма, он может следовать плану и читать молитвы самостоятельно.

Чем отличается от богослужения

Литургия — это главная суточная служба. Остальные богослужения — подготовка к ней.

В литургии участвует весь состав служителей и хор. В других службах молитвы читают только батюшка и чтец.

Пример службы

Содержание проскомидии:

  • изъятие Святого Агнца из первой просфоры;
  • поставление Агнца на дискосе и наполнение чаши вином с водою;
  • изъятие частиц из прочих четырех просфор;
  • поставление звездицы над дискосом;
  • покрытие дискоса и потира покровами;
  • каждение приготовленных Агнца и частиц;
  • чтение молитвы о принятии Святых Даров и отпуст.

Литургия оглашенных:

  • начинательные возгласы;
  • великая ектения;
  • псалом 102;
  • малая ектения;
  • псалом 145;
  • пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий»;
  • малая ектения;
  • пение Евангельских Блаженств;
  • малый Вход с Евангелием;
  • пение «Придите поклонимся»;
  • пение тропаря и кондака;
  • возглас диакона: «Господи, спаси благочестивый»;
  • пение «Трисвятого»;
  • пение «Прокимна»;
  • чтение Апостола;
  • чтение Святого Евангелия;
  • сугубая ектения;
  • ектения за усопших;
  • ектения за оглашенных;
  • ектения с повелением оглашенным оставить храм.

Литургия верных:

  • сокращенная великая ектения;
  • Херувимская песнь (1-я часть);
  • Великий вход и перенос Святых Даров;
  • Херувимская песнь (2-я часть);
  • просительная ектения (1-я);
  • внушение диаконом мира, любви и единомыслия;
  • пение «Символа веры»;
  • «Станем добре»;
  • евхаристическая молитва;
  • освящение Святых Даров;
  • «Достойно есть»;
  • поминовение живых и умерших;
  • внушение священником мира, любви и единомыслия;
  • просительная ектения (2-я);
  • пение «Отче Наш»;
  • возношение Святых Даров;
  • причащение священнослужителей;
  • причащение мирян;
  • возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и «Видихом свет истинный»;
  • «Да исполнятся уста наши»;
  • благодарственная ектения за причащение;
  • заамвонная молитва;
  • «Буди имя Господне» и 33-й псалом;
  • последнее благословение священника.

Литургия длится 1,5 часа. Окончание службы затягивается, если в храме много причащающихся.

Мы уже говорили, что литургия — главное, самое важное богослужение, во время него совершается Таинство Евхаристии, или Таинство причащения. Это Таинство впервые совершил Сам Господь наш Иисус Христос накануне Своих страданий, в Великий Четверг. Спаситель, собрав всех апостолов вместе, воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его и преломил. Он дал его святым апостолам со словами: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Потом Он взял чашу с вином, благословил ее и дал апостолам, сказав: Пейте от нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26, 28). Господь также заповедовал апостолам: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22, 19). Апостолы и после воскресения Христа и вознесения Его на Небо совершали Таинство причащения. Во время Евхаристии (греч. благодарение) каждый раз реально совершается то, что Господь совершил на Тайной Вечери. Мы таинственно, под видом хлеба и вина, причащаемся Самого Божества — Тела и Крови Спасителя. Он в нас пребывает, и мы пребываем в Нем, как сказал Господь (см.: Ин 15, 5).

Евхаристия называется еще Бескровной жертвой, потому что она есть образ той жертвы, которую Господь Иисус Христос принес за нас на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на Небо, где воссел одесную Бога Отца. Жертва Христова была принесена один раз и повторяться не будет. С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают Бескровную жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха — главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира — основа нашей веры.

Святые Дары — это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек стремится причащаться достойно. Мы причащаемся во исцеление души и тела. Приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», — говорится в молитвах ко Святому причащению.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, как Господь вразумил одного юношу, Дмитрия Шепелева, и показал, что в святом причастии подается подлинное Тело Спасителя: «Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее в нем изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны» («Отечник»).

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения Евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на Святые Дары. Да, Таинство причащения, Евхаристия — величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет в Крови Его (см.: Лк 22, 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, духовно воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин 6, 56).

Происхождение литургии

Таинство причащения, Евхаристия, с древности получило также именование литургия, что с греческого переводится как общее дело, общее служение.

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать Таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба — Евхаристию. Христиане постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян 2, 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали Евхаристию по тому самому порядку, которому научил их Учитель. В апостольские времена Евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I–II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Какие бывают литургии

Литургия апостола Иакова

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии — литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все эти литургии едины по своему смыслу и значению, но отличаются текстами молитв, которые возносит священник при освящении Святых Даров.

Сейчас в практике Русской Православной Церкви обычно совершаются три чина литургии. Это литургия святителя Иоанна Златоуста, литургия святителя Василия Великого и литургия святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме первых пяти воскресений Великого поста и будничных великопостных дней. Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы.

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель Василий Великий просил у Бога «дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре Василий, проникшись восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: «Да исполнятся уста моя хваления”, «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от Святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году:

накануне Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский Сочельники), в день памяти святителя Василия Великого 1 января (14 января по новому стилю), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и в Великую Субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова, или литургия Преждеосвященных Даров

Литургия святителя Григория Двоеслова

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост — время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключаются всякая праздничность и торжественность. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары, которыми причащаются верующие, освящаются на литургии в воскресенье.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова (23 октября по старому стилю) служится литургия по его чину.

Последовательность и символическое значение литургии

Порядок совершения полной литургии (то есть не литургии Преждеосвященных Даров) таков. Вначале приготовляется вещество для совершения Евхаристии. Затем верующие готовятся к Таинству. И, наконец, совершается само Таинство — освящение Святых Даров и причащение верующих. Божественная литургия, таким образом, имеет три части: проскомидия; литургия оглашенных; литургия верных.

Проскомидия

Слово это греческое и в переводе означает принесение. В древности члены первохристианской общины сами приносили перед литургией все нужное для Таинства: хлеб и вино. Хлеб, употребляемый при совершении литургии, имеет название просфоры, что значит приношение (в древности сами христиане приносили хлебы на литургию). В Православной Церкви Евхаристия совершается на просфорах, приготовленных из квасного (дрожжевого) теста.

Для проскомидии употребляется пять просфор в память о чудесном насыщении Христом пяти тысяч человек.

Для причащения употребляется одна просфора (агничная). Ибо и Господь причастил апостолов, преломив и раздав один хлеб. Святой апостол Павел пишет: один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор 10, 17). Агнец раздробляется после преложения Святых Даров, и им причащаются священнослужители и все готовившиеся к причастию. Вино при совершении литургии употребляется красное, виноградное, так как оно напоминает цвет крови. Вино смешивается с небольшим количеством воды в знак того, что из прободенного ребра Спасителя истекли кровь и вода.

Проскомидия совершается в самом начале литургии в алтаре во время чтения чтецом часов. Возглас «Благословен Бог наш», предваряющий чтение третьего часа, является также начальным возгласом проскомидии. Перед литургией совершается последование третьего и шестого часов.

Проскомидия — очень важная часть Божественной литургии, и приготовление Даров для освящения имеет глубокое символическое значение.

Напомним: проскомидия совершается на жертвеннике.

Из Агничной просфоры священник специальным ножом, который называется копием, вырезает середину в форме куба. Эта часть просфоры имеет название Агнец в знак того, что Господь, как Непорочный Агнец, был заклан за наши грехи. С нижней части Агнец надрезается крестообразно со словами: «Жрется (то есть приносится в жертву) Агнец Божий вземляй грехи мира, за мирской живот (жизнь) и спасение». Священник копием прободает правую сторону Агнца, произнося слова: один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин 19, 34-35).

С этими словами вливается в потир вино, смешанное с водой. Приготовление Даров на проскомидии имеет несколько значений. Тут вспоминается рождение Спасителя, пришествие Его в мир и, конечно же, Голгофская жертва на Кресте, а также погребение.

Приготовленный Агнец и частицы, вынутые из четырех других просфор, символизируют всю полноту Церкви небесной и земной. После приготовления Агнца он полагается на дискосе.

Священник из второй просфоры вынимает треугольную частицу в честь Пресвятой Богородицы и полагает ее по правую сторону от Агнца. Из третьей просфоры вынимаются частицы в честь святого Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых, чья память совершается Церковью в этот день, родителей Богородицы, святых праведных Иоакима и Анны, и того святителя, чья литургия совершается.

Из двух следующих просфор вынимаются частицы за живых и усопших православных христиан.

В алтарь на проскомидию верующие подают записки о здравии и о упокоении. За людей, чьи имена содержатся в записках, также вынимают частицы.

Все частицы полагают в определенном порядке на дискосе.

Священник, покадив, ставит на дискосе над Агнцем и частицами звездицу. Дискос знаменует и вифлеемскую пещеру, и Голгофу, звездица — звезду над пещерой и крест. Священник кадит специальные покровцы и полагает их поверх дискоса и потира в знак того, что Христа положили во гробе и повили Его тело пеленами. Эти пелены также символизируют пелены рождественские.

Значение поминовения на проскомидии

В конце Божественной литургии, после причащения верующих, священник всыпает частицы, вынутые из просфор на проскомидии, в святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Молитва на проскомидии о здравии и упокоении с изъятием за них частиц, а потом погружение их в потир — высшее поминовение в Церкви. За них приносится Бескровная жертва. Они тоже участвуют в литургии.

У мощей святителя Феодосия Черниговского нес послушание иеромонах Алексий (1840–1917), будущий старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры (ныне прославлен как местночтимый святой). Он утомился и задремал у раки. Во сне ему явился святитель Феодосий и поблагодарил за труды. Он попросил помянуть на литургии его родителей, иерея Никиту и матушку Марию. Когда иеромонах Алексий спросил святого, как он может просить молитв священника, когда сам стоит перед Престолом Божиим, святитель Феодосий сказал: «Приношение на литургии сильнее моих молитв».

Святитель Григорий Двоеслов рассказывает о том, что после смерти нерадивого монаха, страдавшего сребролюбием, он повелел отслужить по усопшему тридцать заупокойных литургий, а братии — творить общую молитву о нем. И вот после совершения последней литургии этот монах явился своему родному брату и сказал: «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо и я нахожусь во свете».

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных. Малый вход

Вторая часть литургии имеет название литургии оглашенных. В древности люди, чтобы принять святое крещение, проходили весьма длительную подготовку. Они изучали основы веры, ходили в церковь, но молиться на литургии они могли только до перенесения Даров с жертвенника на престол. Оглашенные, а также кающиеся, отлученные за тяжелые грехи от причастия, должны были выйти в притвор храма.

После возгласа священника: «Благословено Царство Отца, и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» — хор поет: «Аминь». Произносится мирная, или великая, ектения. Начинается она словами: «Миром Господу помолимся». Слово «миром» говорит нам о том, что мы должны совершать моление в мире, примирившись с ближними, только тогда Господь примет наши молитвы.

Мирная ектения охватывает все стороны нашего бытия. Мы молимся: о мире всего мира, о святых церквях, о храме, где совершается служба, о епископах, пресвитерах, диаконах, о стране нашей, властях и воинах ее, о благорастворении воздухов и изобилии земных плодов, необходимых для пропитания. Здесь мы также просим у Бога помощи всем путешествующим, больным и находящимся в пленении.

Литургия — это общее дело, и молитва на ней совершается соборно, то есть всем верующим народом, «едиными устами и единым сердцем». Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20), — говорит нам Господь. И по уставу священник не может совершать литургию один, с ним должен молиться хотя бы один человек.

После великой ектении поются псалмы, называемые антифонами, так как их положено петь на двух клиросах попеременно. Псалмы пророка Давида входили в состав ветхозаветного богослужения и составляли значительную часть песнопений в службе первохристианской. После второго антифона всегда поется песнопение: «Единородный Сыне…» — о пришествии в мир Христа Спасителя, Его вочеловечении и искупительной жертве. Во время пения евангельских заповедей блаженства из Нагорной проповеди Христа открываются царские врата и совершается малый вход, или вход с Евангелием. Священник или диакон, возвышая Евангелие, знаменуя им в царских вратах крест, возглашает: «Премудрость, прости!» В переводе с греческого прости значит прямо. Это сказано как напоминание нам о том, что нужно быть внимательными в молитве, стоять прямо.

Также здесь говорится о той премудрости, которую несет нам Божественное Евангелие и проповедь Господа, ибо Евангелие выносится из алтаря в знамение того, что Христос вышел на проповедь и несет Благую весть миру.

После пения тропарей, посвященных празднику, данному дню, святым дня и храма, поется Трисвятое: «Святый Боже…» В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху и пасхальную седмицу, в день Святой Троицы, а также в субботу Лазареву и Великую вместо Трисвятого поется: «Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись). Аллилуиа». В древности оглашенные принимали крещение традиционно в эти праздники. В праздник Воздвижения Креста Господня и неделю Крестопоклонную Великого поста вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Далее следуют положенные в этот день чтения из книг Посланий святых апостолов или Деяний апостольских и Евангелия.

К внимательному чтению Апостола и Евангелия нас готовят возгласы «Вонмем» и «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». После евангельского чтения следует сугубая (усиленная) ектения, на которой кроме различных молений о священноначалии, властях, воинстве и всех верующих происходит поименное поминовение тех, кто подал свои записки на литургию: их имена возглашают священнослужители, и весь народ вместе с ними молится о здравии и спасении рабов Божиих, «всех зде ныне поминаемых».

Во время сугубой ектении священник раскрывает на престоле святой антиминс.

После произнесенной сугубой ектении часто добавляется ектения об умерших. Во время нее мы молимся о всех прежде почивших отцах, братиях и сестрах наших, просим у Бога прощения их вольных и невольных грехов и водворения их в небесных обителях, где упокояются все праведные.

Далее следует ектения об оглашенных. У некоторых эта часть службы вызывает недоумение. Действительно, той практики оглашения, подготовки к крещению, которая была в древней Церкви, сейчас нет. Сегодня мы, как правило, крестим людей после одной-двух бесед. Но все-таки оглашенные, готовящиеся принять православную веру, есть и сейчас. Немало людей, которые еще не приняли крещение, но тянутся, идут к Церкви. О них мы и молимся, чтобы Господь укрепил их благое намерение, открыл им Свое «Евангелие правды» и присоединил к Святой Соборной и Апостольской Церкви.

В наше время много людей, крещенных когда-то, в детстве, родителями или бабушками, но совершенно не просвещенных. И о том, чтобы Господь «огласил их словом истины» и привел в ограду церковную, и нужно молиться на этой ектении.

После слов «Оглашенные, изыдите» готовящиеся к крещению и кающиеся выходили из храма, ибо начиналась главная часть Божественной литургии. При этих словах мы должны особенно внимательно заглянуть в свою душу, изгнать из нее все обиды и вражду на ближних, а также все житейские суетные помышления, чтобы с полным вниманием и благоговением молиться за литургией верных.

Литургия верных

Эта часть службы начинается после призыва оглашенным удалиться из храма. Далее следуют две краткие ектении. Хор начинает петь Херувимскую песнь. Если переложить ее на русский язык, она будет читаться так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая Животворящей Троице Трисвятую песнь, отложим теперь попечение о всем житейском, чтобы воспринять Царя всех, Которого окружают ангельские Силы. Хвалите Бога!»

В этой песни упоминается, что Господь окружен ангельскими воинствами, непрестанно прославляющими Его. И на Божественной литургии молятся не только священнослужители и прихожане. Вместе с Церковью земной литургию совершает Церковь небесная.

Однажды преподобный Серафим Саровский, будучи иеродиаконом, служил Божественную литургию. После малого входа Серафим возгласил в царских вратах: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!» Но едва, обратясь к народу, навел на предстоящих орарем и сказал: «И во веки веков!» — как озарил его луч ярче солнечного света. Взглянув на это сияние, он увидел Господа Иисуса Христа в образе Сына Человеческого во славе, неизреченным светом сияющего, окруженного Небесными Силами — Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами.

Во время Херувимской песни совершается перенесение приготовленных для освящения Даров с жертвенника на престол.

Перенесение это называется великим входом. Священник с диаконом переносят Дары, выйдя из алтаря северными (левыми) дверьми. Остановившись на амвоне, перед царскими вратами, обратившись лицом к верующим, они поминают Святейшего Патриарха, митрополитов, архиепископов, епископов, священство, всех труждающихся и молящихся в храме сем.

После этого священнослужители входят в алтарь царскими вратами, поставляют Чашу и дискос на престоле и покрывают Дары специальной пеленой (воздухом). Тем временем хор допевает Херувимскую песнь. Великий вход символизирует торжественное шествие Христа на Свои вольные страдания и смерть.

Ектения, следующая после перенесения Даров, называется просительной и готовит верующих к самой важной части литургии — освящению Святых Даров.

После этой ектении поется Символ веры. Перед пением всем народом Символа веры диакон возглашает: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» Эти слова в древности напоминали привратникам, что начинается главная и торжественная часть службы, чтобы они следили за дверьми храма, дабы входящие не нарушили благочиния. Нам же это напоминает о том, что надо закрыть двери своего ума от посторонних помыслов.

Как правило, все молящиеся поют Символ веры, исповедуя свою веру в важнейшие догматы Православной Церкви.

Часто приходится сталкиваться с тем, что крестные, восприемники при Таинстве крещения, не могут прочесть Символ веры. Это происходит оттого, что люди не читают утренних молитв (в их состав входит Символ веры) и редко ходят к литургии. Ведь в храме каждую Божественную литургию весь народ едиными устами исповедует свою веру и, конечно, знает это песнопение наизусть.

Таинство Евхаристии, святое возношение нужно приносить со страхом Божиим, с благоговением и особой внимательностью. Поэтому диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Начинается евхаристический канон. Песнопение «Милость мира, жертву хваления» является ответом на этот призыв.

Возгласы священника чередуются с пением хора. Священник читает во время пения так называемые тайные (то есть тайносовершительные, читаемые не вслух) евхаристические молитвы.

Остановимся на основных, главных молитвах евхаристического канона. Со слов священника «Благодарим Господа!» начинается подготовка к освящению, претворению честных Даров. Иерей читает благодарственную евхаристическую молитву. В ней прославляются благодеяния Божии, наипаче искупление человеческого рода. Мы благодарим Господа за то, что Он принимает от нас Бескровную жертву в Таинстве Евхаристии, хотя Ему предстоят и служат чины ангельские, прославляющие Его: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Эти слова молитвы священник произносит в полный голос.

Продолжая евхаристические молитвы, священник вспоминает, как Господь Иисус Христос накануне Своих добровольных страданий установил Таинство причащения Его животворящих Тела и Крови. Слова Спасителя, звучавшие на Тайной Вечери, священник возглашает громко: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». При этом он указывает на дискос с Агнцем. И далее: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов», — указуя на святую Чашу.

Далее, вспоминая все благодеяния, данные Богом людям, — само Таинство причащения, Его крестную жертву и обещанное нам Его Второе славное Пришествие, — священник произносит возглас, исполненный глубокого богословского смысла: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Мы дерзаем приносить Богу сии дары от Его творений (хлеба и вина), принося бескровную жертву о всех чадах Церкви и за все благодеяния, от Него нам оказанные. Хор заканчивает эту фразу словами: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, молим Ти ся (Тебя), Боже наш».

Во время пения этих слов происходит освящение, претворение приготовленных хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Священник молится, готовится к этому великому моменту, трижды читая вслух тропарь третьего часа. Он просит, чтобы Бог ниспослал Своего Пресвятого Духа на всех молящихся и на Святые Дары. Затем знаменует святой Агнец со словами: «И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего». Диакон отвечает: «Аминь». Потом благословляет вино, произнося: «А еже в Чаши сей — честную Кровь Христа Твоего». Диакон вновь отвечает: «Аминь». Затем знаменует дискос с Агнцем и святую Чашу со словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Освящение Святых Даров завершается трехкратным: «Аминь, аминь, аминь». Священнослужители делают земной поклон перед Телом и Кровью Христовыми. Святые Дары приносятся как бескровная жертва за всех и за вся без исключения: за всех святых и за Матерь Божию, о чем говорится в возгласе священника, который является окончанием священнической молитвы: «Изрядно (в особенности) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». В ответ на этот возглас поется песнопение, посвященное Матери Божией: «Достойно есть». (На Пасху и в двунадесятые праздники до отдания поется другое Богородичное песнопение — задостойник.)

Далее следует ектения, которая готовит верующих к причащению и содержит также обычные прошения просительной ектении. После ектении и возгласа священника поется (чаще всего всем народом) молитва Господня — «Отче наш».

Когда апостолы попросили Христа научить их молиться, Он дал им эту молитву. В ней мы просим обо всем необходимом для жизни: о том, чтобы на все была воля Божия, о хлебе насущном (и, конечно же, о том, чтобы Господь сподобил нас принять хлеб небесный, Тело Его), о прощении наших грехов и о том, чтобы Господь помог нам преодолеть все искушения и избавил нас от козней диавола.

Возглас священника: «Святая святым!» говорит нам о том, что к Святым Тайнам нужно приступать благоговейно, освятив себя молитвой, постом и очистившись в Таинстве покаяния.

В алтаре в это время священнослужители раздробляют святой Агнец, причащаются сами и готовят Дары для причастия верующих. После этого царские врата открываются, и диакон выносит святую Чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». Отворение царских врат знаменует собой открытие гроба Господня, а вынос Святых Даров — явление Господа по Его воскресении.

Священник читает молитву святителя Иоанна Златоуста перед святым причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз…» И люди молятся, внимая смиренной молитве, осознавая свое недостоинство и преклоняясь перед величием преподаваемой святыни. Молитва перед причащением Телом и Кровью Христовыми заканчивается словами: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд и осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

Причащающийся недостойно, без веры, без сокрушения сердечного, имея в сердце злобу и обиду на ближнего, уподобляется Иуде-предателю, который был одним из двенадцати учеников, присутствовал на Тайной Вечери, а потом пошел и предал Учителя.

Все, кто готовились к причастию и получили разрешение от священника, причащаются Святых Христовых Таин. После этого священник заносит в алтарь святую Чашу.

Иерей осеняет молящихся святой Чашей со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» и переносит ее на жертвенник. Это знаменует собой последнее явление Спасителя ученикам и вознесение Его на небо.

Диакон произносит краткую благодарственную ектению, заканчивающуюся заамвонной (то есть читаемой перед амвоном) молитвой священника.

В конце литургии священник говорит отпуст. В отпусте обычно вспоминаются Божия Матерь, святитель, чья литургия совершалась, святые храма и дня.

Все молящиеся целуют святой крест, который держит священник.

После литургии обычно читаются благодарственные молитвы по Святом Причащении. Если они не читаются в храме, все причастившиеся читают их придя домой.

Вся Литургия состоит из массы символов. И от того, как мы их понимаем, зависит наше восприятие богослужения.

Прежде чем начать толкование составляющих Литургии, нужно четко уяснить для себя православное понимание слова «символ». Есть разные интерпретации этого термина, но в этой статье мы будем исходить из понимания символа не только как связи с прошлым, как припоминания событий, совершенных Христом в Его земной жизни, но как окна в жизнь вечную, дающего возможность прикоснуться к духовной, нематериальной реальности. Исходя из этого, главная функция символа заключается не в том, чтобы изобразить, что предполагает отсутствие изображаемого, а в том, чтобы являть и приобщать к явленному через символ, приобщать верующих к символизирующей реальности.

Почему так важно определение этого термина? А потому, что вся Литургия состоит из массы символов. И от того, как мы их понимаем, зависит наше восприятие богослужения. К примеру, Церковь является символом Царства Божия, Евхаристия земная – символом небесной Евхаристии, совершаемой на небесах, Малый вход на Литургии символизирует восхождение на небо. Такое восприятие символа дает возможность человеку, будучи на земле, посредством материальных вещей прикоснуться к духовному, увидеть небесное в земном, невидимое в видимом. В противном случае, если определять символ как воспоминание прошедших событий, то, к примеру, Малый вход на Литургии будет символизировать выход Христа на проповедь. Но такое понимание чуждо восточному христианству и пришло к нам «благодаря» влиянию западного богословия в свое время. Человек, исходя из такого понимания, будет воспринимать Литургию как «священную драму», где разыгрывается вся история спасения от Воплощения Христа до Его Вознесения, будет стоять и лишь безучастно наблюдать за действиями священника в лучшем случае. Восточное же понимание предполагает деятельное, молитвенное участие каждого верующего, находящегося в храме.

Перейдем к непосредственному толкованию Божественной литургии, точнее, некоторых ее частей.

Первый возглас на Литургии «Благословенно царство…» с самого начала громогласно возвещает присутствующим: Царство Небесное уже в некоторой мере присутствует среди верующих и что оно уже благовествуется после пришествия Христа (Мк. 1:14–15). Царство, к которому мы имеем возможность прикоснуться благодаря молитве и службе в храме, т. к. это присутствие в наибольшей мере проявляется именно в храме во время совершения Божественной литургии. То положение, что Царство Небесное наступит только в конце мира и что оно сейчас нами никаким образом не может быть достигнуто, противоречит вере первых христиан, которые были убеждены в том, что Царство Небесное уже действует в мире.

Что значит «благословить Царство»? Это признание за Ним высшей и конечной ценности, провозглашение начала пути каждого из присутствующих на Литургии к странствованию, восхождению к «иным мирам». С этого возгласа начинается наш путь на протяжении всей Литургии к горнему Иерусалиму, к духовной реальности.

Великая ектения:

«О свышнем мире и спасении душ наших…» Этим прошением мы просим в лице диакона о мире свыше, т. е. о Царствии Божьем – «радости, мире и праведности в Духе Святом» (Рим. 14:17);

«О мире всего мира…» – чтобы мир был распространен на всех, чтобы все люди стали соучастниками Царства Божия;

«О благостоянии всех Божьих Церквей…» – молимся о верности и твердости всех христиан в своих позициях, чтобы не изменяли истине и проповедовали Евангелие Царства каждый на своем месте;

«О соединении всех…» – о том, чтобы были все едины в одном теле Господа нашего Иисуса Христа (Ин. 17:23);

О епископах, клире, народе, о стране, городе, областях, обо всех людях, об изобилии плодов земных и временех мирных – молитва охватывает собой весь мир, всю природу.
И завершается ектения констатацией факта, что мы сами себя и друг друга Христу Богу придадим – мы отдаем нашу жизнь Христу, потому что Он наша жизнь, наше спасение.

Малый вход с Евангелием символизирует восхождение Церкви на небо, где и совершается Евхаристия.

Нужно осознание, что после Малого входа мы таинственно присутствуем перед Святым, перед самым Небесным Жертвенником.

Возглас «Мир всем», произносимый несколько раз во время Литургии: перед чтением Евангелия, перед целованием мира (перед Символом веры), перед самим причастием – напоминает нам каждый раз о том, что сам Христос (Мир – это имя Христа) возглавляет нашу Евхаристию, потому что Он сам «Приносяй и Приносимый, Приемляй и Раздаваемый», и что Христос присутствует с нами во время Литургии.

Также хотелось бы обратить ваше внимание на возглас, с которого начинается третья часть Литургии: «Елицы верни, паки и паки миром Господу помолимся». Этот возглас напоминает нам, что не только священник служит за мирян, а миряне находятся в пассивном состоянии, но и каждый присутствующий молится и активно участвует в служении, составляя Единое Тело Господа нашего Иисуса Христа. В Священном Писании все христиане называются «царственным священством, народом святым…» (Петра 2:3), чтобы быть сомолитвенниками рукоположенному священству и для проповеди Христа в мире. Этими наименованиями каждый верующий призывается к апостольству.

Великим входом во время пения «Иже Херувимы» начинается Евхаристическое приношение, во время которого совершается перенесение Даров с жертвенника на престол.

В древности первохристианское приношение заключалось в том, что люди, каждый по возможности, приносили то свечи, то масло, то милостыню на содержание клира, для помощи сиротам, вдовам. Таким образом формировалось единство Церкви, скрепляемое любовью и состраданием к ближним, осуществлялась жертва любви. Совершая общее служение, все объединялись в одном деле, что давало возможность легче, общими усилиями достигнуть заданной цели – вхождения в Царство Небесное. В наше время такое служение тоже возможно и зависит от желания верующих быть едиными и сослужить священству.

Евхаристический канон

Евхаристический канон является главной частью Литургии, но ни в коем случае не отвергает и не нивелирует предыдущие песнопения и молитвословия.

«Горе имеем сердца» – призыв Церкви отряхнуть с себя всю мрачность мира, забыть обо всех заботах и обратить сердце к небу, но не к видимому небу, а тому, которое находится внутри нас и посреди нас, горнему, восстановленному Спасителем нашим. В этом контексте становятся понятными слова Иоанна Златоуста: «Что мне до неба, когда я созерцаю Владыку неба, когда сам становлюсь небом».

«Благодарим Господа…» – благодарение за то, что Бог уже совершил спасение рода человеческого. Наше выражение признательности в первую очередь заключается в приношении того качества, которое по праву принадлежит нам и зависит лишь от наших собственных усилий. Это приношение Богу Жертвенной Любви, потому что, по словам Максима Исповедника, Господь может преобразить все вещи, но единственное, чего он не может сделать, – это заставить человека любить, потому что Любовь – наивысшее проявление человеческой свободы.

После возглашения тайносовершительной формулы и благословения священником хлеба и вина происходит преложение их в Тело и Кровь самого Господа нашего Иисуса Христа, которую он отдал на заклание во время своей земной жизни, чтобы возвратить нам утерянный нашими прародителями рай. То, как происходит преложение, рационально трудно объяснить, но христиане твердо верят, что они во время Причастия вкушают не хлеб и вино, а Тело и Кровь Самого Господа.

Таким образом, от восприятия и понимания Литургии зависят плоды, которые мы желаем получить за богослужением. Служба – это не только лишь собрание бабушек, а возможность на земле прикоснуться к небесным реалиям, соединиться с небом. При достойном причащении самого Тела и Крови Христа получаем шанс стать богами по благодати, войти в Царствие Небесное, которое в полной мере станет ощутимым лишь после Второго пришествия Христа для тех, кто согласует свою жизнь на земле с заповедями.

Иерей Максим Бойчура

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *