Пожертвование на строительство храма

Надпись «Жертва на храм» (выражающая пассивно-добровольную процедуру), целенаправленный сбор средств на постоянные нужды храма, ценник на христианской литературе и атрибутике, внесения оплаты при выполнении определенных богослужений (Крещение, Венчание и т. д.) — все это в сознании большинства людей входит в своеобразный диссонанс с их личным пониманием духовности: мол, Церковь призвана вести душу в Царство Небесное, а не отвлекаться на решение земных нужд, не связанных с деньгами, не омрачать «чистую духовность» финансовыми проблемами.

Корень данной проблемы кроется в понимании самого термина «духовность». Довольно часто люди трактуют это понятие в диапазоне от субъективно созданного набора высоконравственных качеств до абстрактных идиллий. Библейская же платформа его совсем другая.

Во-первых, духовность формируется не на основе субъективных представлений — она имеет своей основой отношение Бога к нам. А это отношение по сути своей было материально-духовным: сначала Бог сотворил материальные условия жизни человека — от первоматерии в рай, потом создал материальную субстанцию — тело человеческое и только после этого «вдохнул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2.4).

Во-вторых, основная задача человека в этих райских условиях была четко материальной — обрабатывать и хранить рай (Бытие 2.15), плодиться, размножаться, наполнять землю и обладать ею (Бытие 1.28).

В-третьих, на основе этой Богом данной материальной сферы человеку была поставлена духовная задача: самоопределиться в соответствии с волей Божьей, одухотворить свое тело и окружающее материальное бытие и через это одухотворение достичь высокого и вечного блаженства. Библия не дает нам информации о жертвоприношении в раю — в этом не было никакой необходимости, так как материальная сфера, которой обладал человек, полностью принадлежала Своему Творцу.

Грехопадение человека тоже происходило не в области призрачной «чистой духовности» — начало ложному самоопределению без Бога человек положил через простенький материальный акт потребления яблока.

Только после грехопадения и изгнания из рая Библия дает описание первого жертвоприношения, при этом описывает и его результат: Бог принимает дар Авеля и оставляет безрезультатным дар Каина. С какой целью было совершено это жертвоприношение? Святые отцы единогласно утверждают: жертвоприношения Каина и Авеля должно было стать выразителем степени их духовного совершенства: почувствовав ошибочность и невозможность самоопределения без Бога, они осознавали, что все, чем они обладают, является даром Божьим. И от этого дара они возвращали Богу лучшую часть как выражение попытки вернуть утраченное духовное родство с Богом. Причину неприятия Богом жертвоприношения Каина святые отцы видят в том, что он принес в дар Богу не лучшую, а худшую часть своего состояния: «В душе жертвователя не было любви к принимающему жертву. И, поскольку он с презрением принес жертву, Бог не принял ее» (Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия. — Гл. 4.)

В следующих библейских повествованиях будут достаточно подробно описаны различные виды жертвоприношений на разные случаи жизни. Но все они выражают два основных принципа жертвователя:

  • Все, что у нас есть, — это Божьи дары, которые в наши руки попадают только благодаря воле Божьей — «Твоя бо суть вся и от Твоих дахом Тебе» (1 Пар. 29.14 — 16);
  • Жертва Богу лучшей части — это благодарность Богу за Его любовь, это выражение попытки вернуть утраченное духовное родство с Богом.

То есть, пожертвования — это не средство хозяйственного спектра жизни храма, — это выразитель и показатель духовной жизни человека. Духовность трактуется как преображение материальной и душевной сферы силой благодатных даров Божиих. И часть этого преображенного бытия мы возвращаем Богу как выражение вышеуказанных процессов.

Журнал «Православный взгляд». Источник: http://ostrov-dp.org/

Почему надо жертвовать на храм

Церковь не занимается торговлей. В храмах нет продажи и покупки в обычном, мирском понимании, то есть не происходит обмена денег на товар и услуг на деньги. Распространение книг, икон, крестиков, свечей — это для Церкви не способ наживы, а часть ее миссии на земле, направленной на просвещение людей и их вечное спасение. Священник возносит молитвы о своей пастве к Богу, его руками Господь совершает великие и страшные таинства, но считать, что это можно оплатить деньгами, как, например, услуги маляра, парикмахера и т. д., — богохульство. Церковь не молится за деньги.

Всего золота мира не хватит, чтобы приобрести благодать Божию.

Обычай жертвовать на храм освящен многовековой церковной традицией. В Ветхом Завете в храм отдавали десятину. Сейчас в Церкви нет понятия о десятине. Каждый дает сколько может, а главное, сколько хочет. Создателю неба и земли не нужны наши материальные приношения. Святитель Иоанн Златоуст писал, что «Бог принимает наши приношения не потому, что нуждается в них, но чтобы и через них выражалась наша благодарность».

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Если ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь, скупишься, не мирно живешь, — то напрасна и жертва твоя Богу».

Узнать о благотворительном фонде «Правжизнь» и пожертвовать на восстановление храмов и монастырей можно на сайте фонда.

Зарегистрируйтесь в Едином Личном Кабинете священнослужителя, чтобы объявить сбор пожертвований на свой храм и получить доступ к другим ресурсам для священников.

Подпишитесь на электронный журнал для священнослужителей «Пастырь Добрый» и присоединяйтесь к группам в facebook и вконтакте.

Зарегистрируйтесь в первом православном мессенджере в мире и подписывайтесь на канал для священнослужителей и работников приходов «Пастырь добрый».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *