Права сословия духовенство

⇐ Предыдущая12

В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а не­которые рыцари иногда были очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

В сословие работающих вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую зем­лю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы кре­стьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати {оброк). Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за на­рушение законов. Другую категорию представляли феодально­зависимые крестьяне. Они считались прикрепленными к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности зависи­мых крестьян (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора, их продавали и покупали вместе с землей.

Помимо воюющих и работающих имелось сословие моля­щихся. Его считали главным. Считалось, что феодал или кре­стьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же лю­дей постоянно искушает дьявол. Только христианская цер­ковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем Божественные законы, связать человека с Богом, защи­тить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Все­вышним. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники крестили детей, венчали ново­брачных, принимали исповедь кающихся и отпускали грехи, причащали умирающих.

В отличие от воюющих и работающих духовенство было открытым сословием. Это означает, что священниками мог­ли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания духовенства с работающих взимали подать в размере десятой части дохода {церковная десятина). В непосредственном вла­дении Церкви находились немалые земли.

Крестьяне.

Крестьяне в Средние века помимо земледелия и животноводства занимались охотой, ловили рыбу, собира­ли мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и воз­водили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство все же оставалось для них главным делом.

Успехи земледелия во многом были связаны с изобретени­ем тяжелого плуга с сошником — приспособлением для от­вала земли. Придумали и хомут для лошади. Он позволил использовать этих животных для вспашки полей.

Крестьянами было освоено трехполье (чередование сево­оборота: пар — вспаханное поле, не занятое посевами; ози­мые — засев под зиму; яровые — засев весной). На поля ста­ли вносить навоз и другие удобрения. Широкое распростра­нение получило выращивание овощей и фруктов. Виноград­ники постепенно распространялись даже в северных районах, вплоть до Англии.

Каждая крестьянская семья обрабатывала свой надел. Этот надел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей и полосы господской земли. После сбора урожая на общее поле выго­нялся скот. Скот не только пасся, но и удобрял пашню. В та­ких условиях все работы должны были проводиться одновре­менно, все сажали одну культуру. Жители деревни помогали попавшим в беду соседям, совместно защищались от грабите­лей, расчищали новые поля, пользовались лесами и лугами.

Важнейшие вопросы решались на общих сходах, там же избирали старосту — главу крестьянской общины. Община была необходима крестьянам и в их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.

Феодалы.

Рядом с деревней находилось укрепленное жили­ще сеньора — замок. В IX — X вв. замки возводили для защи­ты от норманнов, арабов и венгров. Вначале их сооружали из дерева, затем из камня. По периметру замок часто окружал ров с водой, через который перебрасывался подъемный мост. Самым неприступным местом замка была многоэтажная баш­ня — донжон. Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, внизу — слуги. В подвале находилась темница. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в маленькую кре­пость. Взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно хранились большие запасы продовольствия.

Рыцарство.

Вся жизнь сословия воюющих проходила в по­ходах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцарской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах, но даже передвигаться в них. С семи лет мальчики станови­лись пажами, с четырнадцати лет — оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруже­носцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой от­ряд во главе с рыцарем назывался копье, и феодальное войско состояло из нескольких таких отрядов. В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец — с оруженосцем, остальные воины осыпали противника стрелами. В восемнадцать лет оруже­носцы становились рыцарями. При посвящении в рыцари они получали от сеньора пояс, меч и шпоры.

Постепенно сложились правила рыцарской чести. Неоспо­римыми считались верность по отношению к сеньору и щед­рость к вассалам. Еще более важным качеством была доб­лесть. По правилам рыцарской чести доблестный рыцарь дол­жен был постоянно стремиться к подвигам, проявлять хра­брость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. Рыцарю не к лицу было нападать тайно, он, напротив, должен был предупредить врага о предстоящем сражении, во время по­единка с ним иметь такое же оружие и т.д. Священной была воинская дружба, за оскорбление полагалось вызывать на поединок.

Правила рыцарской чести предписывали защищать Цер­ковь и ее служителей, а также всех слабых — вдов, сирот,нищих. Но в реальной жизни правила часто нарушались. Среди рыцарей встречалось немало необузданных, жестоких, лживых, жадных людей.

Любимыми развлечениями феодалов были охота и турни­ры — военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, Церковь осуждала турниры. Ведь на них рыцари тра­тили свое время и силы, необходимые для борьбы с врагами христианства. Однако, несмотря на огромный авторитет Церк­ви, ее призывы в этом случае оказывались напрасными.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое феодализм? В чем состояли причины его зарожде­ния?

2. Из каких сословий состояло феодальное общество? Каковы были функции этих сословий?

3. Почему, по вашему мнению, средневекового крестьянина на­зывают универсальным работником?

4. Расскажите о жизни и быте феодалов.

5. Заполните таблицу.

Сословия Права Обязанности

Сосло́вие — социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Священник, рыцарь и простолюдин (книжная иллюстрация, Франция, XIII век)

Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников (простолюдинов). В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян.

Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.

Этимология

В древнерусском литературном языке слово «сословие» начинает встречаться в списках XVI в. (иногда с памятников XIII—XIV вв.). М. Р. Фасмер связывает церкославнославянский термин сословие с греческим σύλλογος «сонм, собрание»: συν-+λόγος. Предположительно, до XVII в. слово «сословие» принадлежало торжественному церковно-книжному стилю и не выражало общественно-политического значения.

Сословия Древнего Рима

  • Нобилитет
  • Патриции
    • Сенаторы
    • Эквиты
  • Плебеи

Сословия у Платона

Сословия описаны Платоном в VIII книге «Государства». Все население в таком государстве разделено Платоном на три сословия:

  • правители-философы
  • воины-стражи
  • демиурги.

Франция

Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (все остальные).

  • Первое сословие — те, кто молятся, в него входили все священники. В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Духовенство владело 10-15 % земель во Франции; они не облагались налогом. Общая численность Первого сословия на 1789 год оценивалась в 100 тыс. чел, из которых около 10 % принадлежали к высшему духовенству. Существовавшая во Франции система наследования старшему сыну приводила к тому, что младшие сыновья зачастую становились священниками.
  • Второе сословие — те, кто воюют, аристократия. В нее входило всё дворянство от рыцарей до членов королевской семьи, за исключением самого монарха. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща» («мантии»), представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча» («шпаги»). Численность аристократов составляла около 1 % населения; они были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов, в частности, габель (налог на соль), и традиционный налог талья. К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.
  • Третье сословие — те, кто работают, в него входили люди, которые работают сами: крестьяне, рабочие, ремесленники, буржуазия. Представители этого сословия были обязаны платить налоги, и составляли на 1789 год около 96 % населения.

Традиционным сословно-представительным органом во Франции являлись трёхпалатные Генеральные Штаты, впервые учреждённые Филиппом IV в 1302 году. Постепенное нарастание экономического влияния Третьего сословия привело к тому, что в 1789 власть перешла к однопалатной Национальной Ассамблее (17 июня), затем — к Национальной Конституционной Ассамблее (9 июля). Фактически, представители Третьего сословия в Генеральных Штатах провозгласили себя Национальной Ассамблеей, которая, по их утверждениям, являлась представительством не сословия, но всего народа. Несмотря на то, что ряд аристократов, в частности, маркиз де Лафайет, поддержали отмену традиционной системы, налоговые льготы для привилегированных сословий были отменены.

Великобритания

В королевстве вплоть до настоящего времени сохраняется формальное разделение на дворянство (англ. lord temporal), высшее духовенство (англ. lord spiritual) и общинников (англ. commoners). Низшее духовенство при этом считается входящим в сословие общинников.

Сословия в российском обществе

Русское государство

Наивысшим сословием считались князья. Впрочем, через некоторый промежуток времени к этой группе стали относить духовенство. Их причислили к высшему сословному чину из-за их земельной собственности (вотчины). Дружина на Руси также пользовалась определенными привилегиями.

Для периода Русского государства характерно разделение сословий на «тяглые» (обязанные государству повинностями и податями) и «служилые» (обязанные службой).

Привилегированным классом являлась традиционная аристократия, бояре; низшие слои аристократии назывались дворянами и «детьми боярскими». К числу других служилых сословий относились стрельцы.

К тяглым сословиям в Московском царстве относились крестьяне и посадские люди.

Низший слой населения составляли несвободные люди, которые именовались холопами и смердами.

Среди них особую категорию составляли так называемые смерды. Это крепостные крестьяне, которые, в свою очередь, подразделялись на три группы:

  • свободные;
  • прикрепленные;
  • несвободные.

Российская Империя

В России со 2-й половины XVIII века утвердилось сословное деление на:

  • Дворянство, делилось на потомственное и личное;
  • Духовенство;
  • Почётные граждане;
  • Купечество;
  • Мещанство;
  • Войсковые обыватели (1765—1866);
  • Казачество;
  • Крестьянство, это сословие делилось на лично свободных однодворцев и черносошных крестьян, а также на зависимых от феодалов удельных и крепостных крестьян;
  • Разночинцы.

С введением Петром Великим Табели о рангах стало возможным получение дворянства недворянами; для этого было достаточно получить чин низшего, XIV класса (на военной службе — потомственного дворянства; на гражданской службе, а после 1845 года — и на военной — личного, потомственное же давалось лишь с VIII класса). С целью сдержать массовый приток недворян, с 1856 года планка повышается до IX класса. С той же целью в 1832 году вводится сословие почётных граждан, получавших ряд дворянских привилегий (в частности, свобода от телесных наказаний), но, вместе с тем, не получавших даже личного (не говоря уж о потомственном) дворянства.

Русское православное духовенство традиционно разделялось на белое (приходское), и чёрное (монашествующее).

Купечество также пользовалось рядом привилегий, и с конца XVIII века было разделено на три гильдии, членство в которых определялось размером капитала.

Русское крестьянство в сословной системе разделялось на ряд категорий:

  • государственные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших государству;
  • монастырские крестьяне;
  • помещичьи крестьяне;
  • удельные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших императорской фамилии;
  • поссесионные (приписные крестьяне), приписанные к определённым заводам;
  • однодворцы;
  • белопашцы.

Те, кто не относился ни к одному сословию, назывались разночинцы. Юридически не вполне оформленная категория населения в Российском государстве XVII—XIX вв. и не принадлежащая ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни к купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана.

После отмены крепостного права произошли существенные изменения в общественном строе страны:

  • дворянство потеряло бесплатную рабочую силу;
  • духовенство получило больше привилегий-освобождение от службы в армии, освобождение от телесных наказаний, преимущественное право на получение образования.

Декрет ВЦИК и СНК (РСФСР) от 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство граждан.

Сословная структура современной России

Иерархия титульных сословий и корпоративные отношения

По мнению некоторых российских ученых, среди которых выделяется социолог, профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель фонда «Хамовники» Симон Кордонский, который и ввёл в научный оборот концепцию сословности современного российского общества, несмотря на декларативную ликвидацию имперской сословной системы, советское правительство после НЭПа приступило к созданию новой сословной системы, образованной отношениями между рабочими, крестьянами и «интеллигенцией». Окончательное оформление советской сословности зафиксировано И. В. Сталиным в речи на Чрезвычайном 8 Съезде Советов в 1936 г.: «…произошли изменения и в области классовой структуры нашего общества. Класс помещиков, как я уже говорил, давно уже ликвидирован, в результате победоносной гражданской войны. Что касается других эксплуататорских классов, то они разделили судьбу класса помещиков. Не стало класса капиталистов в области промышленности. Не стало класса кулаков в области сельского хозяйства. Не стало спекулянтов, купцов, ростовщиков в области товарооборота. Все эксплуататорские классы оказались ликвидированными. Остался рабочий класс. Остался класс крестьян. Осталась интеллигенция».

Основными советскими сословиями, статус которых закреплялся Конституцией СССР и различными законами, стали рабочие, крестьяне, специалисты и служащие, маргинальные группы (например, зэки, «лишенцы» и т.п.). Особым сословием стала КПСС, членство в которой обеспечивало возможности карьеры при сохранении базовой сословной принадлежности, которая фиксировалась в графе «происхождение» в обязательной для заполнения при приеме на работу и учебе рукописной автобиографии. Социалистическое государство создавало новые сословия по необходимости, когда возникала новая угроза и для ее нейтрализации конструировалась новая социальная группа с особыми условиями обеспечения ресурсами. Так, для нейтрализации угрозы «буржуазного влияния на молодежь» и негативной по отношению к власти социализации были созданы группы «октябрят», «пионеров» и «комсомольцев», и особый институт молодежной политики.

Отношения между нетитульными сословиями

После развала СССР советская сословная система, оставшаяся без идеологического и ресурсного обеспечения, постепенно распалась как институт, но сохранилась в стереотипах восприятия реальности — как мифическое существование рабочих, крестьян и интеллигенции. Исчезновение советской сословности и привилегий отдельных сословий сопровождалась социальными протестами, такими как митинги против монетизации льгот, а классовому расслоению по уровню потребления резко противопоставлялись требования «социальной справедливости» при распределении ресурсов. В 2003 году был издан Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», которым вводилось три вида государственных служений (государственная гражданская служба, военная служба и охрана правопорядка) и соотвественно три базовых сословия: государственные гражданские служащие, военнослужащие и правоохранители. Базовые сословия подразделяются на подсословия. Так, государственные гражданские служащие разделяются на группы федеральных государственных гражданских служащий, региональных государственных гражданских служащих и дипломатов.

Важно уточнить, что, в отличие от современных классов (групп, различающихся уровнем потребления), которые возникают в рыночной экономике стихийно и воспроизводятся институтами кредитов и потребительской рекламы, сословия формировались и формируются государством «по различным основаниям, в основном для нейтрализации угроз» и «распределения ресурсов «по справедливости». При этом важно отметить, что сословные компоненты социальной структуры тем или иным образом сохранились и воспроизводятся во всех современных обществах. Любую группа, обладающую особым государственным статусом, можно считать современным сословием. Таковы, например, группы мигрантов, гендерные группы, группы, находящиеся на велфере. В современном понимании «сословия» — это не полностью закрытые группы. Речь не идет о строгой передаче сословного статуса по рождению, статус родителей не определяет по умолчанию статус детей, хотя прецеденты «династийности» встречаются довольно часто.

Отношения между нетитульными сословиями

В настоящее время сословная социальная структура России в основном сформирована. Население страны делятся на две группы: служилые (титульные) сословия и обслуживающие сословия. В первую группу входят государственные гражданские служащие, военнослужащие, судьи, правоохранители, муниципальные служащие, депутаты. Во вторую группу входят бюджетники, наемные работники, коммерсанты, пенсионеры, осужденные и ограниченные в правах, лица свободных профессий. и др.. Сословная система современной России сложилась еще не полностью: формально сословия существуют, соотвествующие законы есть, но нет сословной самоидентификации, сословных судов, сословных собраний, сословной этики.

В политической практике сословная структура актуализирована в делении населения на «власть», «народ», экономически активное население («коммерсантов») и маргиналов. К власти относятся служилые сословия, к народу — часть обслуживающих сословий (пенсионеры, бюджетники, работающие по найму), к коммерсантам — члены гильдий РСПП, Деловой России и Опоры.

См. также

  • Класс
  • Служилые люди
  • Социальная иерархия
  • Титул
  • Сословно-представительная монархия

Примечания

Литература

Ссылки

  • Анпилогова Е. С. Публичная жизнь женщин высших сословий на рубеже XVII–XVIII веков // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 6 — История.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *