Правда о кришнаитах

Большинство текстов Вед представлены в стихах, а их метрический строй необычайно разнообразен. Так, например, то, что мы привыкли именовать Гаятри мантрой, не является единственной в своём роде мантрой и текстом. Стоит также принять во внимание, что «Гаятри» не обязательно обозначает одноимённую богиню, но ещё и форму (тройственную), в которой передаётся эта мантра.
Для того чтобы читателю стала окончательно понятна разница между текстами шрути и смрити, проиллюстрируем это следующим примером: к смрити относится всё, что не входит в состав четырёх вышеобозначенных Вед, а именно: шастры, различные сутры, даршаны, а также йога-сутры, «Рамаяна» и «Махабхарата», т. е. всего 36 Пуран, плюс исторические тексты.
Однако существует довольно интересная, так называемая пятая Веда — «Бхагавад-гита». Но нам известно, что она входит в состав «Махабхараты», поэтому её не стоит относить к шрути, или священному знанию. Какое бы глубокое послание мы не получили из «Бхагавад-гиты», философских диалогов между Арджуной и Кришной, тем не менее она является дополнением упанишад (составной части Вед, о которых мы поговорим позже) и творением человека.
Существенное отличие смрити («запомненного знания») от шрути («услышанного знания») заключается в том, что смрити передаётся в форме историй. Они более просты для восприятия. Поэтизированная форма передачи знаний во многих шрути в какой-то мере затрудняет их понимание, но именно благодаря поэтической природе «услышанного знания» оно и превосходит, становится выше тех слов, которые передаёт. Оно выходит за пределы словесной передачи информации, т. е. становится трансцендентальным. Нужно признать, что в поэзии всегда скрыто куда больше знаний, чем в прозаическом тексте. Поэтому часто, когда нам особенно нравится какой-то текст в прозе, мы называем его поэтичным. Не правда ли?
Теперь перейдём к внутренней структуре самих Вед. Каждая из книг Трайвидьи и «Атхартхаведа» состоят из четырёх разделов. Наиважнейший из них называют «самхита». Самхита — это сборник, антология Вед. Иначе можно было бы сказать, что «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхартваведа» — это и есть самхиты. Остальные три раздела — брахманы, араньяки и упанишады — являются комментариями к самхитам. Обычно главную часть, самхиту, объединяют с брахманами и называют «ритуальной частью» — карма-кандой. В то время как араньяки и упанишады — это философское осмысление самхит, джнана-канды. Араньяки и упанишады впоследствии послужили основой веданты, как последнего периода ведического знания.
Араньяки — это те знания, которые открыты в процессе медитации в лесу. «Упанишады» в переводе с санскрита означают ‘приди сюда’ (упани), ‘чтобы я разрушил тебя’ (шад). Казалось бы, для чего потребовалось подобное разрушение, но, как и само содержание упанишад, перевод термина стоит понимать в иносказательной форме. Разрушение не физической субстанции, а представлений, скорее, даже иллюзий, которые сложились в процессе жизни. Таким образом, иллюзии будут разрушены, чтобы взамен их мы получили чистое священное знание Вед.

На форуме, по-моему, есть представители вайшнавизма (кришнаизма)?
Что скажете?

Во многих сектах психология их адептов примерно такая же как и кришнаитов…

«Портрет типичного российского кришнаита» или «Общество авторитетных прабху»

Поскольку волею судеб нам уже не первый год приходится периодически сталкиваться с кришнаитами — в реальном и виртуальном пространстве, в диспутах, спорах и откровенных срачах – мы можем подробно, в специфических деталях, описать типичного российского кришнаита. Если вы не кришнаит и даже никогда о них не слышали, то из нижеследующего текста вы узнаете, сможете ли вы когда-нибудь стать одним из них или же вашему счастливому кришнаитскому будущему не суждено случиться в реальности. Итак, ниже ключевые особенности российских кришнаитов.

По-детски бесхитростная вера в чудеса

Типичный российской кришнаит обладает гипертрофированной верой в чудеса и всякую мистику. А иначе как он сможет на полном серьезе верить в старинные мифы, которые кришнаиты учат воспринимать буквально? Например, в то, что у Уграсены – одного из царей прошлого, было несколько квадриллионов телохранителей, или что глиняный горшок, в который мудрец Бхарадхваджа собрал свое семя, сумел зачать, выносить и родить ребенка – Дрону, и прочие и прочие.

Антинаучное мировоззрение

Типичный российский кришнаит ненавидит науку. Он называет ее уничижительным словом «официальная» и верит, что все ученые, или их большинство, являются негодяями, глупцами, великими грешниками, да и вообще врагами рода человеческого. Впрочем, у кришнаитов есть своя собственная наука, настоящая, ведическая. Достижения настоящей ведической науки кришнаитов впечатляют. Кришнаиты верят, что Земля плоская и поддерживается черепахой, что во Вселенной всего одно Солнце, звезды светят его отраженным светом, и что Луна самая большая из звезд. А на все аргументы против этого отвечают, что официальную науку придумали демоны, что чувства людей несовершенны и только поэтому Земля кажется нам эллипсоидом, а не блином, и что вообще так говорил Шрила Прабхупада, а Шрила Прабхупада, понятное дело, не может ошибаться, ведь он величайший ученый современности.

Кришнаиты пытаются убедить весь мир в том, что полета на Луну в 69-м на самом деле не было и что все было сфабриковано демонами. А все дело в том, что Луна, по представлениям кришнаитов, это райская планета, а в рай на ракете, само собой, не добраться. Как считают кришнаиты, на Луну можно попасть, только совершая хорошие благостные поступки или поклоняясь Кришне, что само по себе, безусловно, является самым лучшим поступком. Может оно и так, откровенно говоря, иногда кажется, что многие из кришнаитов уже побывали на Луне и успели вернуться обратно. Подробнее обо всем этом читайте в книге Шрилы Прабхупады «Легкое путешествие на другие планеты».

Доверчивость и наивность

Кришнаит – это первый кандидат на то, чтобы поверить в любую ахинею. Чтобы убедить кришнаита в том, что в древности люди были гигантского роста, достаточно показать ему картинку сделанную в фотошопе. Чтобы кришнаит поверил в существование «славяно-арийских вед» достаточно рассказать ему об их существовании. Также не составит труда убедить среднестатистического российского кришнаита в существовании разумной нефти, торсионных полей, чупакабры, мирового заговора рептилоидов и прочих скрываемых от общественности фактов.

Отсутствие критического мышления и слепая вера в авторитеты

Среднестатистический кришнаит никогда не ставит под сомнение авторитетность своих авторитетов (уж простите за тавтологию). У него их много: ачарьи, гуру и «старшие преданные». Их устами глаголет Истина. И если факты противоречат тому, что говорят авторитеты, тем хуже для фактов.

В качестве иллюстрации можно привести пример, который, возможно, многие знают. В разных проповеднических текстах кришнаитов для посторонних людей можно прочитать, что веды, это такие древние писания, которые существовали вечно, передавались устно, а затем, пять тысяч лет назад, были записаны мудрецом Вьясой. Откуда взяли, что были записаны? Да ниоткуда, придумали. Ни в одном источнике, ни в пуранах, ни в Махабхарате, нет ни слова о том, что они были Вьясой записаны. О том, что были поделены на части действительно говорится, а вот о том, что были записаны, нет даже намека. Шакхины (клановые брахманы, хранящие части вед) никогда не записывают веды и никогда не читают их по бумажке и по сей день. Каждый кришнаит во время проповеди новым людям считает своим долгом сообщить, что веды были записаны мудрецом Вьясой пять тысяч лет назад, однако никому из них даже в голову не приходит попытаться установить происхождение этого утверждения и степень его подлинности. И действительно, зачем? Ведь об этом ему сообщили авторитетные прабху, а тем другие авторитетные прабху, а значит, для кришнаита это априори является истиной. И этот миф, который был кем-то когда-то придуман, передается теперь по инерции без малейшей попытки его критического анализа.

Все мировоззрение кришнаита сплошь состоит из таких «авторитетных» мифов. Кришнаиты верят, что принадлежат к древней и авторитетной парампаре (цепи ученической преемственности), но ни один кришнаит вплоть до их гуру и ачарьев не удосужился проверить подлинность этой парампары, а проверившие покинули движение. Кришнаиты верят в многочисленные проповеднические подвиги Чайтаньи, основателя их движения, но никто не попытался удостовериться в их историчности, а попытавшиеся разобраться остались разочарованными. И подобным примерам слепой веры нет числа.

Лень, инертность и никакого излишнего любопытства

Кришнаит хочет чтобы его проблемы за него решил кто-нибудь другой: гуру, Кришна, старшие преданные, господь Чайтанья – кто угодно, главное самому не напрягаться. Типичный российский кришнаит сам не хочет ни в чем разбираться, он готов целиком переложить ношу ответственности за свою жизнь на плечи авторитетных прабху. Он хочет, чтобы авторитетные прабху думали за него, определяли за него, что верно, а что не верно, решали, что он должен делать и чего не должен. По этой причине кришнаит не способен думать самостоятельно и критически. Он говорит заученными на проповеднических программах фразами, которые никогда не подвергает сомнению. Апелляция к надуманной авторитетности является и главным защитным средством от справедливой критики, и от лишних сомнений и беспокойств.

Кришнаит не задает лишних вопросов. Ему не придет в голову спросить себя: если, как нам говорят, все веды утверждают, что Кришна – верховная личность Бога, то почему же в индуизме существуют движения, считающие верховными других божеств, не выслушать ли мне аргументы и другой стороны? Он никогда не задаст себе вопрос вроде: а о чем, интересно, говорится в упанишадах, которые нам не рекомендуется изучать, не почитать ли мне их? Типичному кришнаиту никогда не станет любопытно, что говорится в ведах (самхитах) и классических брахманских комментариях на них.

Кришнаит прочитавший Махабхарату исчезающе редок. Кришнаит не интересуется и не изучает санскрит – сакральный язык мантр и священных текстов. Кришнаиту не интересны классические комментарии даже собственных патриархов, вроде Шридхары Свамина или Вашванатхи Чакраварти, не говоря уже о мэтрах вайшнавской философии вроде Рамануджи и Мадхвы. Пусть другие, авторитетные прабху, разбираются со всем этим – так он считает. Даже если кришнаит пробует изучать Шанкару, Рамануджу или других классиков, он очень скоро оставляет эту затею, так как не понимает их. По этой причине он считает их глупцами или, по крайней мере, недостаточно авторитетными, Шрилу Прабхупаду, однако, он считает величайшим философом, ведь он понимает Шрилу Прабхупаду.

Широта кругозора измеряемая в нанометрах

Мирок, в котором живет среднестатистический российский кришнаит, очень мал и многим показался бы чрезмерно тесным. Об остальном индуизме он знает только то, что рассказали ему авторитетные прабху, которых, в свою очередь, просветили другие авторитетные прабху. Кришнаит искренне удивляется, когда узнаёт, что «господь» Чайтанья, основатель их движения, которого они считают воплощением Бога, был далеко не единственным господом в те времена. Каждый второй, если не более того, средневековый индийский святой, каковых были десятки, почитается последователями каким-нибудь аватаром. Тут тебе и Рамананда, и Валлабха, и Шанкара, и гуру Нанак и множество других. Это вообще отличительная особенность индийского менталитета – обожествлять своих кумиров. Он удивляется, когда слышит, что далеко не все «веды» считают Кришну «верховной личностью Бога», а в действительности, сколько текстов столько и верховных личностей. Одни называют Индру высшим Брахманом и Параматманом, другие то же говорят о Шиве, третьи о Савитаре, четвертые о Ганеше и так далее. То же касается и духовных практик. Кришнаит не знает, что, сколько текстов, столько и мнений относительно самой эффективной практики в кали-югу.

Специалисты широкого профиля

Типичный российский кришнаит считает себя знатоком всех традиционных религий. Как вы думаете почему? Ему в подробностях рассказали о них авторитетные прабху. Кришнаит готов всем указать на ошибки в их мировоззрении и продемонстрировать преимущества своего. Правда адепты других религий обычно не спешат соглашаться с его доводами и принимать безусловное прибежище под сенью лотосных стоп Шрилы Прабхупады. А вся беда в том, что представления о других традициях у кришнаитов обычно свои собственные, кришнаитские, почерпнутые из мифов имеющих распространение внутри их общества.

Так, например, типичный российский кришнаит убежден и старается убедить всех остальных, что Шанкара – основатель школы, которую кришнаиты считают одним своих главных философских оппонентов – был убежденным кришнаитом. В доказательство они приводят его гимн «Бхаджа Говиндам», в котором Шанкара призывает славить Кришну. При все при этом кришнаит, представления которого о других религиозных традициях сформированы расхожими кришнаитскими мифами и который, разумеется, сам лично никогда не изучал наследие Шанкары, не подозревает, что тот написал десятки гимнов посвященных всем основным индуистским божествам, наиболее глубокие и вдохновенные из которых обращены к Шиве и Деви.

Однако главным специалистом-религиоведом у кришнаитов безусловно является Бхактивинода Тхакур — один из их ачарьев. Его книга «Таттва вивека» («Распознавание истины»), которая посвящена выявлению недостатков и критике основных известных религий и философских доктрин, является для религиоведа просто кладезем чудесных откровений. В ней Бхактивинода, например, пишет, что учение о Троице придумали иудеи (sic!), причем он утверждает, что у иудеев изначально присутствовало учение о Троице, как о трех различных богах, но потом они поразмыслили и решили, что правильнее считать их разными категориями, а не богами.

Бхактивинода также сообщает, что в соответствии с представлениями иудеев и мусульман, Сатана равен по силе Господу, что Татарстан является буддийской страной, что атеистическая санкхья породила учение о поклонении Шиве, что в Европе существует религия – пессимизм, которая не отлична от буддизма, что смарты исповедуют пурва-мимансу и о многих других фактах из параллельной Вселенной. В общем, читайте «Распознавание истины» авторитетного прабху Бхактивиноды Тхакура и наслаждайтесь.

А мы заметим, что типичному российскому кришнаиту есть у кого поучиться религиоведческому кругозору.

Гипертрофированное чувство исключительности

Типичный российский кришнаит в глубине души думает, что он святой. Ну почти. По крайней мере, он очень благостный, его жизнь очень чиста и сам он невероятно духовный. Мир кришнаита поделен на две части: преданные (кришнаиты) и все остальные, которых он называет «непреданные» или «карми». Карми, это как маглы, только гораздо хуже, они грязные, вонючие (в духовном смысле, разумеется) и совсем не благостные – бездуховное быдло одним словом. Шрила Прабхупада называл всех карми глупцами и негодяями и считал их животными, а стало быть, так оно и есть, да и мысль эта греет душу. Бедняги карми не обладают ни совершенным знанием, которое есть у кришнаита, ни чистотой, ни духовностью, поэтому кришнаит относится к ним брезгливо-сострадательно. Сострадательный элемент является обязательной составляющей той благостно-духовной маски, которую кришнаит носит большую часть времени. Это часть образа, необходимое правило игры, позволяющее кришнаиту оставаться убежденным в своей чистоте и благостности. Так как кришнаит верит, что он очень духовная личность, он хочет всех спасти. Каждый кришнаит – спаситель! А может быть спасатель… впрочем, не важно. Поскольку кришнаит никогда не забывает об этом, он разговаривает со всеми некришнаитами без разбору в назидательно-поучительном тоне.

Двойные стандарты

Кришнаиты, нисколько не смущаясь, всюду применяют двойные стандарты. Они считают, что только бездуховные негодяи и глупцы могут критиковать их и их учение, ведь духовный человек должен отличаться терпением и смирением, именно на это они указывают всем кто их критикует. Однако же сами кришнаиты не стесняются критиковать другие религии, да и вообще всех, кто в чем-то не разделяет их мировоззрения, зачастую применяя весьма крепкие и оскорбительные словечки. Каждый авторитетный прабху знает, что всякий критикующий кришнаитов является завистником, и непременно будет гореть в аду. Для нас, однако, остается загадкой, почему кришнаиты, критикующие все прочие религии, не относят себя к той же категории грешников и великих завистников.

Обитатели Мира коров

Хотя с первого взгляда кажется, что кришнаиты живут среди нас на грешной земле, на самом деле все они живут на Голоке (букв. «коровий мир») – выдуманном ими фентезийном мире Кришны. Вы можете подумать, что это шутка, однако не делайте поспешных выводов. Кришнаиты действительно живут в своей собственной реальности, которую создал для них Шрила Прабхупада. Это реальность, в которой плоскую Землю поддерживает черепаха, в которой звезды светят отраженным солнечным светом, в котором Луна – рай, в котором демоны-инопланетяне захватили власть на Земле и культивируют атеизм, в котором кришнаиты – спасители человечества, а все остальные – несчастные бедолаги нуждающиеся в срочном кришнаитском наставничестве и который во многих других отношениях отличается от того мира, в котором живешь ты, читатель. В действительности кришнаита не интересует реальность, он живет своими фантазиями. Если вы предоставите ему факт рушащий какой-то аспект его мировоззрения, он не примет его каким бы неопровержимым он ни был. Хотя кришнаит не хочет себе в этом признаваться, в глубине души ему не нужна истина, которая отличалась бы от его ожиданий, он не готов принять истину, какой бы она ни была, все, что ему нужно в действительности – удобный миф.

И пару замечаний напоследок

Я славлю того, кто есть всё.
Властелина всего, бесконечного,
нерождённого, непостижимого, нераздельного,
Нараяну, мельчайшего из всего самого мелкого,
обширнейшего из всего самого обширного!
Он — тот, кто есть всё,
от кого возник этот (мир);
он — бог всех богов,
он — высшее (прибежище) высших целей!
«Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 39–41

Бог Вишну (санскр. विष्णु — ‘всепроникающий’, ‘всеобъемлющий’), согласно ведической традиции, представляет собой один из аспектов триединого божества — Тримурти, объединяющего в себе три силы мироздания: творение (Брахма), хранение (Вишну) и разрушение (Шива). При этом Шива и Вишну иногда рассматриваются в единстве как проявление высшей формы бога, представленной в совместном изображении «Харихара» (соединении половины Вишну и половины Шивы). Брахма и Вишну также являются единым венцом творения Вселенной, Вишну — проявляющая сила, а Брахма исходит из него (Брахма рождён из пупа Вишну). Мир был создан благодаря переходу из абстрактного состояния в конкретное, божественная изначальная мысль породила проявленный материальный мир, постигаемый органами чувств. Подробнее космогония и акт творения мироздания будут описаны далее.

Аналогом в русской ведической традиции является бог Вышень, который управляет миром Слави, покровительствует всем, кто несёт в мир добро и светлое истинное знание, следуюет стезёй Прави и соблюдает законы мироздания. Он помогает всем, вставшим на Путь духовного самосовершенствования, и наделяет их способностью отличать правду от кривды.

Согласно «Вишну-пуране», наша земля, кормилица мира, именуемая Притхиви, родилась от подошвы ноги Вишну. Он является хранителем Вселенной, имеет 1000 имён (Viṣṇusahasranāma), каждое из которых представляет собой отражение определённого качества Вишну. Список всех 1000 имён содержит Вишну-сахасранама-стотра («Махабхарата», Шантипарва).

Корень слова «Vish» означает ‘всепроникать’, ‘углубляться в природу сущего’. Бог Вишну — всепроникающий, он — тот, кто есть всё и кто находится внутри всего. Все существа получают благо от Вишну, который несёт энергию гуны благости.

(Ты) неотделим от нижних, средних и верхних (зон) земли, от тебя — эта Вселенная, от тебя — то, что было, и то, что будет, от тебя — этот мир, имеющий образ, со всем сущим! «Вишну-пурана», кн. I, гл. XII, шлоки 60–61

Маха Вишну: аватары

С санскрита слово «аватара» (अवतार) переводится как ‘нисхождение’, соответственно, обозначает инкарнацию (воплощение) божественной сути в явном мире, проявленную в определённом образе. Всякий раз, когда миру угрожают силы зла, тогда является один из аватаров Вишну в качестве защитника и оберегает мир от разрушения и хаоса.

Само понятие «аватара» чаще всего ассоциируется именно с Вишну, как хранителем Вселенной, а аватары проявляются в материальном мире, когда необходимо наделить силой добро, дабы победить зло и восстановить Дхарму во Вселенной, где была нарушена гармония, и вернуть равновесие между проявлениями вечных сил добра и зла.

Всякий раз, когда праведность приходит в упадок, а несправедливость и безбожие преумножаются в этом мире, я сам нисхожу, дабы оградить этот мир от зла, уничтожить злодеев и освободить праведников, восстановить правду и справедливость. Я прихожу сюда из века в век «Бхагавад-Гита», гл. IV, тексты 7–8

В «Бхагавата-пуране» описываются аватары, как беЗчисленные: «Воплощения Вишну, океана благости, бесчисленны, как ручьи, проистекающие из неисчерпаемого источника». Хотя при этом перечисляются 22 воплощения Вишну: четыре Кумара — сыновья Брахмы, рождённые из его ума; вепрь Вараха; мудрец Нарада; близнецы Нара и Нараяна; мудрец Капила; Даттатрея — сын Атри; Яджна; Ришабха; царь Притху; рыба Матсья; черепаха Курма; целитель Дханвантари; прекрасная дева Мохини; человеколев Нарасимха; карлик Вамана; Парашурама; сын Сатьявати и Парашары Муни, разделивший Веды; царь Рама; Баларама; Кришна; Будда; будущее воплощение — Калки — сын Вишну Йаши.

Так или иначе, основными аватарами Вишну, или маха-аватарами, считаются десять его воплощений — дашаватара (санскр. दशावतार — ‘десять аватаров’). Они же упоминаются в «Агни-пуране» и «Гаруда-пуране».

Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна, Будда, и также Калки «Гаруда-пурана», гл. VIII, тексты 10–11

В «Агни-пуране» даётся описание всех десяти основных воплощений Вишну. Первые четыре воплощения бога Вишну произошли в светлую эпоху чистоты и сияния истины — Сатья-югу: Матсья, Курма, Вараха и Нарасимха; в последующую Трета-югу Вишну явился в образах Ваманы, Парашурамы и Рамы; в образе восьмой аватары Кришны Вишну пришёл в этот мир в Двапара-югу; в образе Будды бог Вишну явился в начале нынешней эпохи Кали-юги, в конце которой грядёт его десятое воплощение — Калки. Рассмотрим их подробнее.

Матсья (санскр. मत्स्य — ‘рыба’). Вишну проявился в форме рыбы, которая попалась в руки при омовении в реке седьмого Ману Вайвасваты. По просьбе рыбы не отпускать её обратно, он поместил её в сосуд с водой, рыба постепенно увеличивалась в размерах, так что приходилось постоянно перемещать её в бОльшую ёмкость, но, в конце концов, она выросла до такой степени, что Ману пришлось выпустить её в океан, где она стала гигантской, тогда он узрел, что его рыба есть проявление бога Вишну, который в образе рыбы явился в этот мир, дабы защитить его от сил зла. После того как мир был затоплен, он спасает Ману и семь риши на лодке (в которой также припасены семена будущих растений). После потопа живые существа были созданы вновь. Лодка — символ Вед, истинного знания, которые демон Хаягрива пытается уничтожить, но Матсья убивает его и возвращает Веды.

Курма (санскр. कूर्म — ‘черепаха’). Вишну проявляется в этом образе во время пахтания млечного океана.

Вараха (санскр. वराह — ‘вепрь’). Вишну, явившийся в этой аватаре, спасает мир от непобедимого демона Хираньякши, одолевшего дэвов и завоевавшего небеса, который погружает землю на дно океана. Поединок с ним Вишну длился 1000 лет. Вепрь поднимает из глубин космического океана на своих клыках землю. И спасает богов.

Нарасимха (санскр. नरसिंह — ‘человеколев’). Вишну предстаёт в образе человека с головой льва. Хираньякашипа (брат Хираньякши) — король демонов, став могущественным и сильным, обладая особыми свойствами, что ни одно существо не имеет возможности его убить, стремится отомстить за смерть брата. Лев побеждает его, спасает демона Прахладу — сына Хираньякашипы, противостоявшего своему отцу и безраздельно преданного Вишну.

Карлик Вамана (санскр. वामन). Король дайтьев Бали (внук Прахлады) злоупотребляет своими силами, обладая властью над тремя мирами. Аватара Вишну — карлик Вамана — приходит к нему в виде брахмана. Бали предлагает богатства несметные в день жертвоприношений, когда он никому не откажет во благе, но карлик отказывается от богатств и просит клочок земли, который он сможет измерить всего тремя шагами. Бали даровал ему то, что он просил. Карлик начинает расти, и первым своим шагом он покрывает землю, вторым — небо, он пробивает оболочку вселенского космического яйца, откуда хлынули воды Причинного океана (Ганга), достигает высшей из райских планет — Брахмалоки. Так, он покрывает собой всю Вселенную. Для третьего шага не остаётся места, и Вишну указывает Бали на то, что тот не выполнил обещание, значит, должен отправиться в адские миры, но Бали подставляет свою голову, на которую и ступает нога Вишну, за что Бали получает от Вишну в дар грядущее воплощение царём в эпоху царствования Ману Саварни, а до того момента он будет жить на планете Сутала, где неведомы старость, болезни и страдания.

Мудрец Парашурама (санскр. परशुराम — дословно можно перевести как ‘Рама с топором’). Сын брахмана Джамадагни. Воины-кшатрии, захватив чужую собственность, используют в удовольствие свои силы. Аватара убивает короля и всех его воинов. Передаёт главенство в мире брахманам.

Рама (санскр. राम). Принц, царь Айодхьи, одним из предков которого является Сурья. Воплощение идеального царя. Он уничтожил демона Равану. Об этом воплощении Вишну повествует история «Рамаяны».

Кришна (санскр. कृष्ण ). Эта аватара Вишну избавляет с помощью пандавов мир от зла, дабы установить первенство добра. История «Махабхараты» повествует об этом воплощении Вишну. Брат его Баларама иногда выступает как девятая аватара, вместо Будды.

Калки (санскр. कल्कि ) — последняя аватара, в которой ещё только предстоит воплотиться Вишну в конце текущей Кали-юги, в образе человека на белом коне. Истребить зло и восстановить дхарму — его задача перед возрождением мира, наступлением новой Сатья-юги. Конец века Кали — 428 898 г. н. э.

Тривикрама — явление аватары Ваманы

В Ригведе описан подвиг, совершённый Вишну, называемый Тривикрама. Кстати, в пещерном храме Эллора (индуистский храм), можно обнаружить изображение аватара Вишну карлика Вамана и всю легенду Тривикрама (в переводе с санскрита — ‘три ступени’, ‘три шага’). Также три шага Вишну можно трактовать как землю, атмосферу и небо, или как восход, полдень и закат, также иначе как сошествие божественного луча в Дух, Душу и в материальную форму. На изображениях его нога поднята вверх, что символизирует широкий шаг вперёд. Также во многих других индуистских храмах можно встретить изображение Вишну, как например, в Бхактапуре (Непал), на горельефах пещерных храмов Бадами.

Я хочу сейчас провозгласить героические деяния Вишну Который измерил земные пространства, Который укрепил верхнее общее жилище, Трижды шагнув, (он,) далеко идущий. Вот прославляется Вишну за героическую силу, Страшный, как зверь, бродящий (неизвестно) где, живущий в горах, В трёх широких шагах которого Обитают все существа «Ригведа» I.154 (Вишну-сукта) В ведических писаниях описывается титаническое усилие Вишну по созданию и получению такой силы, которая способствует одержанию победы над асурами, олицетворяющими зло, захватившими три мира. Вишну здесь выступает как спаситель всех существ трёх миров. Здесь прошагал Вишну.
Трижды запечатлел он следы.
В его пыльном (следе всё) сосредоточено.
Три шага прошагал
Вишну — страж, не поддающийся обману,
Оттуда поддерживая законы «Атхарваведа», книга VII, 27

Ригведа (гимн I.22) описывает Вишну как солнечного бога, который тремя шагами пересекает семь миров Вселенной, окутывая при этом всё пространство светом своих лучей: «Оттуда пусть помогут нам боги, откуда зашагал Вишну, через семь местностей земли. Через это шагнул Вишну. Трижды запечатлел он (свой) след. В его пыльном (следе всё) сосредоточено. «…» На этот высший след Вишну всегда глядят приносящие жертву, как на глаз, разверстый в небе. Вдохновенные, громко прославляющие, рано пробуждаясь, зажигают того, кто есть высший след Вишну». По сути, он является проявлением солнечной энергии, троекратно пронизывающей семь слоёв мироздания. Он — семеричное солнце.

Энергия Вишну, состоящая из трёх Вед и происходящая от качества благости, руководит солнцем, а также семью существами, принадлежащими ему; и вследствие присутствия этой силы солнце светит сильным сиянием, разгоняя своими лучами тьму, которая распространена во всём мире. «….» Вишну, в форме активной энергии, никогда ни поднимается или заходит, и этим одним солнце в семь раз отличается от него. Таким же образом, как человек приближается к зеркалу, размещённому на подставке, и видит в нём своё отражение, так и энергия Вишну никогда не разъединяется, но остаётся каждый месяц на солнце (как в зеркале), которое там находится «Вишну-пурана», кн. II, гл. XII

Пахтание млечного океана — явление аватары Курмы

Когда тридцать богов, включая Индру, потерпев поражение от дайтьев, обратились за помощью и поддержкой к Вишну, он призвал их пахтать амриту в млечном океане, обвязав змеем Васуки гору Мандару. Так, испив нектар беЗсмертия амриту, боги смогут получить силу и одолеть дайтьев. Боги, заключив союз с асурами с целью добыть амриту, бросили в океан травы целебные и, последовав наставлениям Вишну, начали пахтать океан. Вишну предстал в образе черепахи, на спине которой находилась гора Мандара, одновременно он находился среди богов, и также среди асуров, при этом восседая на вершине горы. Асуры лишились раджаса, ибо находились в изголовье огнедышащего Васуки. Из сотворённой водной круговерти из млечного океана начали появляться: корова Сурабхи, богиня Варуни, древо Париджата, апсары, луна, бог Дханвантари с чашей амриты, богиня Шри. Асуры захватили амриту, и тогда Вишну явился в образе прекрасной девы, омрачив разум асуров, которые и лишились чаши с нектаром, а Вишну передал её богам, которые преисполнившись силой, одолели асуров в битве.

Изображение Вишну

Вишну обычно изображают как мужчину с тёмным или бледно-голубым ликом и с четырьмя руками, в которых он держит цветок лотоса, как символ духовной чистоты; булаву («каумодаки»), олицетворяющую божественную силу; раковину («шанкха»), представляющую собой спираль, олицетворяющую циклическое существование Вселенной; и огненный диск («Сударшана-чакра»), как символ восстановления нарушенного космического равновесия. Всего существует 24 различных вариаций изображений Вишну, в зависимости от того, что он держит в руках.

Ваханой Вишну является орёл Гаруда. В ведической традиции он является царём птиц, одарённый великой силою. Гаруда является также символом просветлённого ума. Гаруду, занявшего положение Индры среди пернатых, произвела на свет прекрасная богиня по имени Вината. Дабы освободить свою мать, он выкрал амриту — нектар беЗсмертия у богов, отважно сражался и летел без устали, не испив ни капли этого божественного напитка. Вишну, довольный подвигом и беЗкорыстием Гаруды, одарил его беЗсмертием, а царь птиц стал его своей ваханой.

Гаруда сказал Вишну: ”Я тоже дам тебе дар, выбирай же и ты!”. И великий Кришна избрал ту могучую птицу в качестве колесницы и поместил её (изображение) на своём знамени «Махабхарата». Адипарва, глава 29

Гаруда олицетворяет собой также временной цикл Манвантары.

В периоды покоя между манвантарами (пралайи) Вишну пребывает в состоянии космического сна на тысячеголовом синем змии Шеше — символ бесконечного космического пространства.

Вишну в ведических писаниях

Можно найти упоминания о боге Вишну в Веде гимнов «Ригведе» (гимн VII.99). Он, как и Индра, разделяет небо и землю, порождает Солнце (связь с небесным светилом Сурьей просматривается в его имени Сурьянараяна, являющимся источником света и тепла). В гимнах I.154, X.15 описано местопребывание Вишну в высшей обители для всех душ. В гимне I.56 Вишну выступает как помощник Индры в битве против олицетворения зла Вритры.

В «Атхарваведе» он предстаёт как Праджапати. В «Шатапатха-брахмане» Вишну упоминается как поместивший в себя все миры, проникающий все миры и присутствующий в каждом живом существе, являющийся сущностью всего сущего. В упанишадах он представлен как высшая метафизическая реальность, здесь же описываются различные формы почитания и поклонения бога Вишну. В пуранах можно найти разнообразие космогонических представлений о возникновении Вселенной. В «Ваю-пуране» Вишну — «хираньягарбха» — золотое космическое яйцо, породившее все формы существования во Вселенной. В «Бхагавата-пуране» описывается космогония через аватару Вишны — Кришну. Здесь повествуется о том, как изначально зло одержало победу над силами добра (война между асурами и дэвами). Вишну примиряется с асурами, но потом побеждает их, возвращая справедливость, свободу и добро. Здесь прослеживается циклическая тема смены состояний, энергий мироздания. Легенды пуран вдохновили многие пьесы и драматическое искусство, представленное посредством исполнительского мастерства: Сатрия (танец, посвящённый Вишну), танец в честь Кришны — Манипури, танец, использовавшийся при поклонении богу Вишну — Одисси, а также Качипуди, Катхакали, Катхак.

«Вишу-пурана» — центральный элемент космогонии, об этом подробнее поговорим далее.

Космогония «Вишну-пураны»

Согласно «Вишну-пуране», Вишну — источник мироздания, причина творения, сохранения и разрушения мира. Он находится в мире, а мир состоит из Вишну, присутствующем в каждом творении. Он устанавливает циклы существования мироздания, он прародитель предматерии и сознания. Первичная материя представлена водами Причинного океана, но вода здесь как подвижная субстанция, это аллегория, представленная свойствами и качествами этого элемента.

Из предматерии в начале времён развёртывается весь явный мир, и она же «поглотит» в себя всю материю в конечной точке цикла существования Вселенной. Из предматерии появляется принцип творения, представляющий собой сознание, имеющее три качества: благость, страсть и косность. Сознание является источником первоэлементов и органов чувств, с помощью которых постигается весь проявленный мир. Яйцо Брахмы создано из первоэлементов, объединённых в единое целое. Оно постепенно увеличивается в размерах, оно и есть Вишну, преисполненный качеством раджаса и проявленный в образе Брахмы на этапе творения Вселенной. Бхагаван Вишну в благости защищает и охраняет созданный мир в течение кальпы. И в конце времён Джанардана в качестве костности, приняв образ Рудры, разрушает этот мир и поглощает Вселенную.

А затем, очнувшись от сна, с началом нового периода жизни Вселенной, он вновь созидает Вселенную. Так, циклично повторяется творение-существование-разрушение Вселенной в течение кальп.

Всё, что воспринимает разум, воспринимает глаз и другие (органы чувств), а также все, что различается сознанием, — (всё) это твой образ! «Вишну-пурана», кн. I, гл. IV, шлока 19

Супруга Вишну — прекрасная богиня Шри

Прекрасная лотосоокая богиня Шри-Лакшми всегда и повсюду сопровождает Вишну. Она является спутницей всех аватаров бога Вишну.

Подобно тому, как Хозяин мира, царь богов Джанардана рождается (в образах различных) аватар, так и его подруга Шри. Когда Хари был сыном Адити, она была рождена из лотоса; когда он был (рождён) как Рама из рода Бхригу, она была Дхарани. Он был рождён как Рагхава, она — как Сита; когда он был (рождён как) Кришна, она была (рождена как) Рукмини, и в других аватарах Вишну она была его подругой «Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 138–141

Жена бога Вишну упоминается во многих ведических писаниях. В частности, в Веде гимнов она предстаёт как «приносящий счастье знак» («Ригведа», X.71.2). В Веде заклинаний «Атхарваведе» (санскр. अथर्ववेद — «Веда жреца огня Атхарвана») представлена в различных аспектах благоприятного состояния. В «Шатапатха-брахмане» (санскр. शतपथ ब्राह्मण — «Брахмана ста дорог») она описывается как прекрасная богиня, покоряющая своей божественной красотой, владеющая многочисленными талантами и могущественной силой.

О, Любящая лотосы! Падмини, Держащая лотос в руках! Обитающая в лотосе, Лотосоокая! Любимая Вселенной, Умилостивляющая ум Вишну, Сделай Твои лотосные стопы приближенными ко мне! <…> Ни гнева (не будет), ни гордости, ни жадности, ни дурных мыслей, а будут благие заслуги для преданных, которые постоянно произносят Шри-сукту «Ригведа», ч. 2 Шри-сукта-пхала-шрути, стихи 20,26

Янтра Вишну

Созерцая янтру Вишну, мы погружаемся в божественный светлый мир, где отсутствует двойственность восприятия. Именно концентрация на образе Вишну наполняет нас энергией благости, а иллюзия, порождённая майей материального мира, растворяется, и мир воспринимается в истинном свете единства всех творений Вселенной.

В центральной части янтры представлены: точка бинду и два пересекающихся треугольника, при этом один направлен вершиной вверх, другой — вниз, что представляет собой единство противоположностей, иначе говоря, единение нераздельного, что и есть суть Вишну — причины всего сущего, пребывающего вне двойственности. Два треугольника окружают два лотоса: восьмилепестковый и двенадцатилепестковый. Вся эта геометрическая схема расположена в защитном квадрате (бхупуре).

Шри Вишну Янтра используется для поклонения Вишну, для получения благословения на достижение и сохранение здоровья, семьи, богатства. Она призвана защищать все живые существа. Медитация на янтру приносит процветание, умиротворение, счастье, успех.

Символ Вишну — знак, олицетворяющий структуру мироздания

Символ Вишну представляет собой священный древнеарийский знак. Изображается как гексаграмма — два пересекающихся равносторонних треугольника (три вершины — три ипостаси божественной силы как созидающей, сохраняющей и разрушающей), образующих на пересечении шесть треугольников (шесть измерений пространства), основаниями формирующих в центре шестиугольник. Два треугольника, как упоминалось выше, символизируют единение двух противоположностей: активного (мужского) начала — треугольник вершиной вверх, и пассивного (женского) — треугольник вершиной вниз, также этот символ олицетворяет проникновение Духа в материю, иными словами, воплощение в материальном мире, единство сознания и материи, являющейся источником ложного эго живых творений во время проявленного существования в материальном мире. Позднее символ Вишну был заимствован каббалистами и известен как «Печать Соломона» или «Звезда Давида» ().

Мантры Вишну

Основные мантры, которые воспевают, славя бога Вишну, следующие:

  • Восьмислоговая мантра: «OM Namo Narayanaya»;

«Ом намо Нараянайя — эта мантра помогает в достижении любых благ. Почитатели, которые её повторяют, достигают небес, получают освобождения и успеха (плоды деяний).

<…> Уничтожающая все грехи, благословенная, высшая из всех мантр, Произнеся эту восьмислоговую мантру, следует вспоминать Нараяну».

(«Нарсимха-пурана»)

  • Приветствие Вишну: «OM Vishnave Namaha»;

  • Поклонение Васудеве: «Om Namo Bhagavate Vasudevaya»;

«Ом, вечная слава Васудеве, Бхагавану, тому, кто не отличается (ото всего) и кто отличается от всего (мира)!»

(«Вишну-пурана», книга I, гл. XIX, 78)

  • Вишну-Гаятри мантра:

«OM Narayanaya vidmahe

Vasudevaya dhimahi

Tanno Vishnuh prachodayat»;

  • Мантра Нарасимха-Кавача

Воспевая мантры Вишну, мы пребываем в состоянии единства и гармонии с окружающим миром, в абсолютном осознании нераздельности всего сущего, произошедшего из единого источника и являющегося единым целым. Всё бытие предстаёт божественным творением и несёт в себе частицу божественной природы.

ОМ.

Не буду вдаваться в историю, кому надо, тот сам найдет и прочитает то, что надо.
Начну с того, что на самом деле кришнаиты не являются такими белыми и пушистыми, какими они себя представляют взору общественности. Я клоню к тому, что кришнаиты — это типичная секта, а не религиозное учение. Просто прошу людей открыть глаза и посмотреть на все это чистым взором.
Итак, начнем разоблачение.

Кришнаиты склонны приукрашивать свои достижения в вербовке приверженцев. В России они утверждают, что в Индии у них миллионы сторонников, в Индии — что у них миллионы сторонников в России. На деле весьма незначительное течение индуизма, которое имеет ничтожное число адептов в Индии, всего несколько тысяч адептов в РФ и несколько десятков тысяч — во всем остальном мире. Но от своей малочисленности оно не становится менее опасным для общества из-за своей агрессивной внутренней доктрины и обладания значительными финансовыми ресурсами.
Сегодня кришнаиты активно обходят административные организации со своими угощениями и подарками. Возможно, что при приготовлении блюд для угощений используются слабодействующие наркотические вещества. Не вызывает сомнения, что над этими блюдами в процессе их приготовления совершается ритуал «очищения,» т.

е. пища становится идоложертвенной. Регулярно проводятся курсы лекций по изучению «ведической культуры,» другие культурные программы для представителей различных слоев населения. Чаще всего во время рекламы подобных мероприятий представляться кришнаиты «забывают.» Известны случаи открытия пунктов общественного питания с меню специфического кришнаитского направления.
Согласно их учению, спасение должно быть заслужено посредством ряда дел. Чтобы избавиться от невежества, надо прилежно повторять имя Кришны, участвовать в обрядах и церемониях поклонения. Кришнаиты никогда не расстаются с ожерельем из 108 четок, которые они перебирают во время декламации или пения мантр. Каждый обитатель ашрама должен ежедневно повторить мантру не менее 1728 раз (16 «кругов,» круг — 108 мантр). Мантра Кришны — это формула, состоящая из 16 сочетаний слов «харе,» «Кришна,» «рама.» Считается, что ее произнесение освобождает человека от материального мира и вызывает реальное присутствие Кришны. По мнению экспертов, многочасовое повторение одних и тех же слов вводит человека в особое гипнотическое состояние, в котором он легко поддается воздействию «духовного учителя,» послушно участвует в тщательно разработанных ритуалах, практикуемых в общине. Доктрина МОСК требует беспрекословного подчинения адептов секты лидерам.
В кришнаизме очень ярко выражено характерное для тоталитарных организаций разделение доктрины культа на несколько частей. Одна из них — «фасадная,» предназначенная для общественного мнения и потенциальных последователей. Она мало соответствует истинному содержанию учения и призвана играть роль приманки. Другая — для людей, уже успевших в той или иной мере «очиститься» во время постоянных мантр и ритуальных действий, а оттого уже утративших способность критически оценивать, что есть добро, а что есть зло с общечеловеческой точки зрения, а не с точки зрения своего «бога.» И еще одна — для людей, уже точно знающих, что и зачем они делают, каких целей добиваются, для тех, которые держат в своих руках ниточки управления организацией. «Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве» (Свами Прабхупада. «Бхагават-Гита как она есть»).

Что привлекает людей в ашрамы (храмы, собрания) кришнаитов? Прежде всего то, что Прабхупада проповедовал идеал «высшей» духовности, стремление к истине и чистоте. Кроме того, кришнаиты призывают не причинять насилия, хранить супружескую верность, как можно реже злиться и ради любви к животным питаться исключительно растительной пищей. Все это выглядит весьма заманчиво для человека, страдающего от аморальности современного «цивилизованного» мира. Немалую роль играют также экзотические ритуалы, непонятные слова и термины. Даже одеваются кришнаиты как-то необычно: мужчины носят дхоти, а женщины — сари. Главный закон жизни, учил Прабхупада, — духовное совершенствование, самореализация собственного «я,» слияние с чистым божественным миром. Но для этого нужно обрести «сознание Кришны» — почитать его, постигать небесную истину, чтобы душа человека слилась с божественным миром.
Но вероучение движения «Харе Кришна» можно усвоить, лишь вступив в ашрам — «ворота в духовное небо,» где культ Кришны является единственным мотивом и результатом поведения и мироощущения человека. Новообращенные порывают со своими семьями, отказываются от сложившихся привычек и образа жизни, бросают работу. Они получают новые, «духовные» имена. Мужчины бреют головы, оставляя косичку на затылке. На лоб наносится особый знак, тилак, в форме буквы «Y.» Женщина в секте — это существо второго сорта. Кришнаиты полагают, что женское тело — это наказание за грехи и ошибки предыдущего существования, а потому ее участь — поклоняться мужчине. Прабхупада говорит: «Женщина никогда не может быть равной мужчине, поскольку несет детородные функции и обладает несравненно более низкой ментальностью и духовностью.» Поэтому женщинам поручается лишь второстепенная работа. Что же касается детей, рождающихся в ашраме от ослабленных голодом и лишениями матерей, то их участь еще более безрадостна. Известны случаи, когда русские дети вывозились на «воспитание» в ашрамы Индии, где вынуждены были побираться в пользу движения, подвергались всевозможному насилию, в том числе и сексуальному, со стороны взрослых мужчин ашрама. Вопрос сексуального насилия, в том числе и по отношению к детям, в закрытых от всего мира общинах кришнаитов настолько актуален, что даже некоторые лидеры движения «обеспокоены» размахом этого явления. Запрет на нормальную супружескую жизнь взрослых адептов культа толкает их на подобные деяния, причем иногда они приобретают вид ритуальных, что делает их еще более необузданными. Часто используются в ритуальных целях наркотические вещества разной силы действия, которые «расширяют сознание,» а по сути снимают сдерживающее человека чувства стыда и способствуют проявлению самых низменных чувств человеческой природы

Особое распространение среди членов МОСК имеют две книги: «Бхагавад-Гита как она есть» и «Шримад Бхагаватам.» «Бхагавад Гита» является частью «Махабхараты» (древнеиндийского поэтического эпоса) и представляет собой компилятивный свод знаний из поздних и ранних ведических текстов. Утверждения, что «Бхагават Гита» — одно из самых древних писаний, которые можно часто слышать от представителей МОСК, не верны, так как, по мнению ученых востоковедов, время окончательного написания и оформления (литературной фиксации) «Махабхараты,» относится к 3-4 векам н.э. «Бхагавад-Гита» никогда не являлась для индуистов таким же бесспорным авторитетом в вопросах вероучения, как сами ведические писания. Можно сказать, что «Бхагават-Гита» скорее является второстепенной книгой по отношению к основным ведическим текстам. Не очень высокого мнения о ней и сам Прабхупада: «В великий исторический эпос — «Махабхарату,» произведение, специально предназначенное для не очень разумных людей: женщин, рабочих и недостойных потомков брахманов….»
От себя еще раз добавлю: «Люди, будьте внимательными, думайте, головой, а не социальными стереотипами.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *