Правила христианской жизни

Правила христианской жизни

1. В постели пробуждаясь, прежде всего, помяни Бога и знамение Креста положи на себя.

2. Без молитвенного правила не начинай провождение дня.

3. В течение всего дня везде, при каждом деле молись короткими молитвами.

4. Молитва — крылья души, она делает душу престолом Божиим, вся сила духовного человека в молитве его.

5. Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем.

6. Никто из окружающих да не останется без твоего искреннего привета.

7. Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие. Кто принуждает себя к молитве при сухости души, тот выше молящегося со слезами.

8. Новый Завет надо тебе знать разумом и сердцем, поучайся в нем постоянно. Непонятное не толкуй сам, а спрашивай у святых отцов-толкователей или опытных.

9. Воду святую не забывай пить и с жаждой принимай во освящение души и тела…

10. Приветствие благодарственное Царице Небесной Богородице Дево, радуйся… произноси чаще, хотя бы каждый час. В свободное время читай писания святых Отцов и учителей духовной жизни.

11. Во искушениях и напастях тверди Псалтирь и читай молебный канон Пресвятой Богородице Многими содержим напастьми… Она у нас Заступница.

12. Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, грех приближается к тебе, то пой песнопения Страстной седмицы и Святой Пасхи, читай канон с акафистом Иисусу Сладчайшему.

13. Если не можешь петь и читать, то в минуты брани поминай имя Иисусово: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божией, помилуй мя, грешного. Стой у креста и радуйся плачем своим.

14. В постное время постись, но знай, что Богу угоден пост — не одного тела, то есть воздержание от греха, но паче воздержание ушей, очей, языка, а также воздержание сердца от служения страстям.

15. Человек, приступающий к духовной жизни, должен помнить, что он — больной, ум у него (как орган познания – болен и находится в заблуждении, воля более склонна ко злу, нежели к добру, и сердце — к нечистоте от клокочущих в нем страстей, поэтому начало духовной жизни — в приобретении духовного здоровья: (через нравственно-здоровый образ жизни: правильный характер отношений, режим дня, питания, движения, закалки, сна и отдыха).

16. Духовная жизнь есть постоянная неумолкаемая война: с врагом спасения души: никогда не спи душевно, дух твой должен быть всегда бодрый. Всегда зови на помощь Спасителя твоего.

17. Бойся соединяться с греховными помыслами, приступающими к тебе, согласившийся с такими помыслами уже сотворил грех, о котором помыслил. Не потворствуй плотским стремлениям и воображениям, дабы не оскверниться, потеряв чистоту, благодать и мирный покой.

18. Помни, чтобы не погибнуть, нужно иметь искреннее покаяние перед Богом: «Господи, прости и помоги, Духа Твоего Святаго не отыми от меня».

19. Постоянно проси: «Страх Твой, Господи, всели в сердив мое». Как блажен тот, кто имеет постоянный трепет перед Бегом!

20. Все сердце твое без остатка отдай Богу и ощутишь рай на земле.

21. Не пребывай никогда без дел, в праздности, церковные и праздничные дни почитай по заповеди Божией.

22. Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а так же от общения с людьми духовно опытными, глубокой веры.

23. Заведи себе помянник, запиши туда всех живых и умерших, всех ненавидящих и обидящих тебя и ежедневно поминай их.

24. Ищи непременно дел милосердия и любви сострадательной, без дел невозможно угодить Богу. Будь солнышком для всех. Милость выше всяких жертв.

25. Без необходимости неотложной никуда не ходи, можно меньше говори, не смейся, не любопытствуй праздным любопытством.

26. Люби святое уединение.

27. Все обиды терпи сначала молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обижающих.

28. Самое главное для нас — это научиться терпению и смирению: смирением победим всех врагов, бесов, а терпением — страсти, воюющие на душу и тело.

29. Не показывай на молитве никому, как только Богу, своих слез умиления и ревность о спасении.

30. Православного священника почитай как Ангела, благовестника, посланного обрадовать тебя и принести тебе избавление.

31. Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками великого царства, и так же осторожно, как с огнем.

32. Всем все прощай и всем сочувствуй в страданиях их.

33. Не носись только с самим собой, как курица с яйцом, забывая ближних.

34. Кто ищет здесь покоя, в том не может пребывать Дух Божий.

35. Тоска и смущение нападают от недостатка молитвы.

36. Всегда и везде призывай на помощь Ангела-Хранителя и святого своего.

37. Храни всегда плач сердечный о грехах своих, а когда исповедуешь их, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн, то радуйся тихо об освобождении своем.

38. Непотребства и недостатки знай только свои, а о чужих грехах тщательно берегись и думать и рассуждать, не погуби себя осуждением других.

39. Не верь каким-либо, даже добрым пожеланиям своим, прежде, чем одобрит их духовник твой.

40. Каждый вечер исповедуйся Богу во всех греховных своих делах и помыслах в течение дня.

41. Перед сном помирись со всеми земными или поясными поклонами.

42. Нас сближают с Богом скорбь, теснота, болезнь, труд: не ропщи на них и не бойся их.

43. Никто не входит на небо, живя (пресыщено) и благополучно.

44. Как можно чаще с умилением сердца причащайся Святых Христовых Тайн, (ибо по благодати) ты живешь только ими.

45. Никогда не забывай, что Господь наш Иисус Христос — близ есть, при дверех, не забывай, что скоро минет время покаяния, потом суд и воздаяние, в какой день и час — никому не известно. Будь мудр душою как евангельские девы с горящими светильниками встретившие в ночи Господа.

46. Помни еще и то, что уготовал Господь любящим Его и заповеди Его творящим.

47. Читай азбуку сию, христианин, не реже одного раза в неделю. Это укрепит тебя на пути духовном. Аминь. И Господу слава во веки веков.

Основные законы и правила поведения христианина: что человек может делать, а чего нельзя

Как не превратить законы и правила в тяжелую и бессмысленную ношу, которая тянет человека на дно, рассказывает митрополит Антоний (Паканич).

Фото: © Наталья Горошкова/Православная жизнь

– Владыко, в чем заключаются отличительные черты этики гуманизма?

– Гуманизм – понятие широкое. В самом общем смысле под гуманизмом подразумевается такая мировоззренческая система, в которой важнейшей ценностью и мерой всех вещей объявляется человек. Возникает вопрос: на каком основании можно утверждать, что человек есть высшая ценность, что делает его мерой для всех и для всего? В течение многих столетий на этот вопрос давали разные ответы, которые и определяли тип и направление идеи гуманизма. Так, классический гуманизм ренессансного типа объявляет человека высшей ценностью, поскольку он самое совершенное творение природы. Эпоха Просвещения, которая является дроблением ренессансной идеи, породила собственный гуманизм, опирающийся на превознесение человеческого разума, способности мыслить. Буржуазный гуманизм признает человека высшей ценностью, так как лишь человек наделен способностью к предпринимательству – творчески преобразовывать мир. Социалистический гуманизм превозносит человека, участвующего в революционной перестройке бытия. Эта концепция содержит в себе признание ценности человеческого труда и личности, выполняющей свой общественный, гражданский долг. Тот, кто не может или не желает участвовать в этих процессах, является, согласно данной идее, врагом по определению, а значит подлежит отрицанию или вовсе уничтожению.

Между тем, вопрос о доминирующем начале антропологического фактора в мире остается открытым. Более того, по мнению профессора Михаила Дунаева, на этот вопрос «раздробленное сознание никогда не сможет дать полного ответа, ибо любая частность может быть безусловно опровергнута. Гуманизм на всех названных основаниях изначально обречен на кризис». Проблема в том, что гуманизм в качестве отправной точки своих философских поисков использует заведомо ложную систему координат, ведь человек, пораженный грехом в результате отпадения от Бога, нуждается в исцелении своей природы. Нужно сначала исправить искажение, а потом только соизмерять с ним все остальное. Как говорили святые отцы, «кривое правило и прямое делает кривым».

– Существует ли христианский гуманизм? В чем заключается его идея?

– Христианский гуманизм теоцентричен, в отличие от гуманистических идей всех остальных направлений, которые антропоцентричны. С христианской точки зрения, высота и достоинство личности определяется тем, что человек создан по образу и подобию Божиему. По замыслу Создателя, Адам был поставлен в центр тварного бытия, являлся средоточием и венцом всего творения. Существует принципиальное различие между гуманизмом и христианством. Гуманистическая этика принесла в мир идеи атеизма, богоотступничества, она противопоставила Творцу человеческий разум. В то время как христианская этика напоминает, что единственным возвышающим человеческое достоинство событием мировой истории является Искупительная Жертва Спасителя, которая вернула людям возможность утраченного в первородном грехе единства с Богом. Как писал Н. Бердяев: «Остается вечной истиной, что человек в том лишь случае сохраняет свою высшую ценность, свою свободу и независимость от власти природы и общества, если есть Бог и Богочеловечество».

– В чем суть христианской этики? Какие ее главные постулаты?

– Если не прибегать к энциклопедическим определениям, то коротко смысл христианской этики можно обозначить словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Существенным поводом для всепобеждающего христианского оптимизма служат также слова апостола Павла: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире» (1 Тим. 3:16). То есть мы не одиноки, не забыты и не предоставлены некому фатуму. Господь не оставил Свое творение. Он открыл нам Свою волю и Самого Себя в воплощении Сына Божия. Он явил нам такую любовь, благодаря которой только и стала возможна Голгофская Жертва, принесенная за всех и за вся. Об этой любви Самим Господом сказано, что на ней «вeсь закон и пророцы висят» (Мф. 22:40). Это значит, что всевозможные установления, заповеди и постулаты, пророчества с призывами к праведной жизни ценны и важны не сами по себе, а исключительно как выражение главной идеи – человек призван всего лишь ответить взаимностью Тому, Кто уже прежде возлюбил его (1 Ин. 4:19). Любые законы, правила и предписания без любви превращаются в тяжелую и бессмысленную ношу, которая тянет человека на дно. Для того Господь и пришел в мир, чтобы избавить человека от этой тяжести и главным заменить второстепенное.

Если говорить о неких основных принципах, которые отличают христианскую этику от других этических систем, то их можно назвать несколько. Во-первых, христианская этика – это не столько система теоретических принципов, сколько жизнеучение, определенный образ жизни, подобающий «новому творению». Как учит апостол, «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Во-вторых, в основе всех нравственных требований находится принцип домостроительства спасения рода человеческого. Бог не только сообщил людям их нравственные обязанности, но и Сам исполнил дело спасения людей в Искупительной Жертве, тем самым сообщив людям и благодатную силу, чтобы эти обязанности исполнять. В-третьих, нравственная жизнь христианина находится в тесной связи с церковным благочестием и выражается в степени воцерковленности человека. Вне Церкви нет спасения. И если основная идея христианской этики заключается в процессе преображения личности, обожения и спасения в вечности, то совершенно очевидно, что все это осуществляется исключительно в границах Церкви, за пределами Которой нет и не может быть никаких благодатных воздействий на человеческую личность. В качестве еще одного принципа христианской этики я бы назвал ее антиномичность, парадоксальность. Последнюю удачно выразил святитель Афанасий Александрийский: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».

– Если говорить о внешней, поведенческой стороне: как это отражается на поведении человека? Существует ли особый свод законов и правил поведения христианина? Что человек может делать, а чего нельзя?

– Быть христианином – значит жить по Евангелию, соблюдать заповеди, через ревностное исполнение Закона Божьего приобретать характер Христов. Внутреннее преображение личности будет невозможным без воздействия на человека благодати Божией, которая в изобилии изливается в наши души, когда мы участвуем в Таинствах Церкви. Чтобы открыть доступ благодати в наше сердце, необходимо принести Богу покаяние, которое является альфой и омегой духовной жизни христианина. Следование за Христом – это и есть покаяние длинною в жизнь. Поэтому нам нужно учиться нести свой крест, бороться со страстями, очищать внутреннего человека от духовных болезней и плотских привязанностей. Всему этому способствует богослужебный Устав и сам уклад церковной жизни, приобщаясь к которому в человеке происходит перемена ума и воскресение личности.

При этом нужно помнить, что существует духовная опасность страшной подмены, когда те средства, которые даются для исправления в виде заповедей, Устава, предписаний, становятся для человека самоцелью. Тогда теряется главная цель христианской жизни – Встреча со Христом. Если живое общение с Богом подменяется внешним исполнением некого свода правил, то христианское благочестие исчезает и появляется фарисейство. Это происходит потому, что подчас заглядывать в свое сердце и искать в нем Бога тяжело и скучно, это требует самоотречения и смирения. Легче исполнять внешние правила и хвалиться своими достижениями. Святые отцы строго предостерегают христиан от подобного отношения. Для нас руководством к действию является живое Слово Божие, открытое в Евангелии, Которое тогда только действует в нашей жизни, когда каждое Его слово написано на страницах нашей души.

Бог пришел на землю, чтобы освободить Закон от его связи с юридическим порядком. «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17), – напоминает апостол Павел. Христос снимает с человека шоры внешних предписаний и обращает его взор к собственному сердцу, которое отныне становится теми новыми скрижалями, на которых написан Закон, взамен старых каменных. Бог ищет на земле живые горящие сердца, способные узнать своего Творца, услышать Его голос и откликнуться в живом и искреннем порыве. Поэтому Господь говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Богу не нужны послушные адепты, скрупулезно исполняющие предписания каких-то внешних правил и установлений. Все это уже было в истории, и именно «отличники поведения» распяли Господа.

– Какова основная установка внутренней жизни, согласно христианской этике?

– Преподобный Амвросий Оптинский на вопрос «Как жить, чтобы спастись?» любил отвечать: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». А еще он советовал: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно». Человек спасается в простоте сердца. Нужно помнить, что Бог тайны Свои «утаил от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Многие из знатных и грамотных представителей богоизбранного народа по праву считали себя достойными носителями Божьей Истины. Они были образованы и благочестивы, исполняли Закон и цитировали пророков. Но Бог решил иначе и выбрал из народа простых неграмотных рыбаков. Как говорит апостол Павел, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). Потому что Бог ждет от нас не наших мнимых достижений, а искренности сердец и открытости душ. Как у ребенка душа открыта для всего нового и прекрасного, так и мы должны смиренно и радостно искать Встречи со Христом, в Котором только и возможно человеку найти самого себя.

Беседовала Наталья Горошкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *