Правила посещения храма

В храме

Обычно начало богослужения знаменует колокольный звон — за 15 минут до него вы уже должны стоять в церковном помещении.

Во время богослужения допустимо приобретать свечи, всё остальное (кресты, книги, иконы) покупается заранее. Считается дурным тоном отвлекать прихожан, молящихся в храме, рассматривать их, устанавливать свечи напротив каждой иконы. Если вы посетили храм, когда там празднуется важное религиозное событие, постарайтесь поцеловать главную икону. Целовать нужно край образа, предварительно перекрестившись. Прикладываться к иконам напомаженными губами категорически запрещено.

При грамотном поведении в храме вы не будете мешать другим верующим. Свод правил предписывает здороваться со знакомыми тихо и не шуметь. Старайтесь не задавать в храме лишние вопросы — это можно сделать после службы. Внутри храма также запрещено использовать мобильные телефоны и фотоаппараты. Согласно действующим правилам в церкви нельзя:

  • громко беседовать;
  • лезть в карманы;
  • держаться за руки;
  • жевать;
  • смеяться.

Если вы отправляетесь в церковь с детьми, проследите, чтобы они не шумели. Маленький ребенок внутри храма может устроить истерику. В этом случае стоит покинуть здание церкви вместе с малышом. Давать своему отпрыску еду в православном храме тоже не следует — это дурной тон.

Также не стоит перемещаться по храму во время службы. Проходя мимо Царских Врат, осените себя крестом.

Сидеть во время службы строжайше запрещено. В таком поведении священнослужители могут рассмотреть признаки неуважения. Исключение может быть только одно — если у вас есть проблемы со здоровьем. При чтении Евангелия стоять нужно обязательно. Это же касается ключевых пунктов Литургии.

1. О посещении храма

1.1. Почему храм называют церковью?

– Слово «Церковь» (в переводе с греческого «собрание призванных») – означает собрание людей вследствие призыва, приглашения. Апостолы были избраны и призваны Иисусом Христом к объединению в собрание, то есть в Церковь. Поэтому в самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех истинно верующих в Него на небе и земле, исполняющих Его волю, пребывающих в Нем, причащающихся Его Божественной Жизни.

Церковь – это Богочеловеческий организм, единство Духа, обитающего в людях, старающихся жить по Евангелию. Поэтому Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

Храм также называют церковью потому, что в нем собираются члены Церкви (церковная община) для соборной молитвы и богообщения. В этом случае слово «церковь» пишется с маленькой буквы. Храм называют домом Божиим, домом Господним. Соответствующее греческое слово в переводе на церковно-славянский язык также переводится как «церковь».

1.2. Обязательно ли ходить в храм?

– Да, это необходимо. Быть христианином – значит принадлежать Христу и созданной Им Церкви, которая, по словам апостола Павла, является «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Церковь – благодатный богочеловеческий организм, частью которого человек становится, уверовав в Бога, приняв Святое Крещение и участвуя в церковной жизни. Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от ее Главы – Господа Иисуса Христа. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46).

Важнейшей частью церковной жизни человека является посещение храма – дома Божия, места Его особого благодатного присутствия на земле. Христианин старается по возможности часто бывать в храме для общения с Богом. Здесь он может принять драгоценные дары Христовы: соединиться с Ним в таинстве Причащения, очиститься от грехов в таинстве Исповеди, получить помощь в болезни через таинство Елеосвящения, вступить в молитвенное общение со святыми. Посещение храма освящает жизнь человека.

1.3. Как часто следует посещать храм?

– В четвертой заповеди Божией говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и по возможности в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.

1.4. Можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?

– По церковному Уставу делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор или просфору, которые принимают натощак. Но Устав рассчитан на физически здоровых людей. Для детей и людей, страдающих физическими недугами, возможны послабления, им разрешается принимать пищу и перед посещением храма.

1.5. Что надо делать перед входом в храм?

– Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе настрой на общение с Богом.

1.6. Как вести себя в храме?

– Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Приходя домой к своим друзьям или знакомым, любой человек соблюдает установленный в нем порядок, определенные правила приличия и ведет себя скромно, особенно если пришел просить хозяина дома о какой-либо помощи. Приходя в храм – дом Божий, тем более надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует приходить в храм в очень коротких юбках, в кофтах и блузках совсем без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины снимают головные уборы.

Приходить в храм хорошо за 10–15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого встать на свободное место. По традиции во время богослужения мужчины молятся в правой части храма, а женщины – в левой. Если свободного места достаточно, не следует занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. В Церкви существует традиция, когда во время помазания елеем, Причащения или прикладывания к кресту, мужчины подходят первыми, а женщины после них.

Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Вошедшим в храм после начала службы желательно не ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.

Непозволительно в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.

1.7. Почему в храме надо стоять во время служб?

– Христианин во время богослужения должен быть благоговейным соучастником священного действия, а не любопытным зрителем.

В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Отношение человека к Богу определяется не должностной инструкцией, а влечением духа. Поэтому для выражения глубокого почтения к Богу в храмах принято стоять во время богослужений. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости.

Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста), могут сидеть на скамейках, имеющихся в храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных моментах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).

1.8. Обязательно ли вставать в храме на колени во время богослужения?

– Существуют такие моменты во время богослужения, когда священник и все молящиеся встают на колени, например, во время молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых других молений великопостных служб, чтения молитв в День Святой Троицы, иногда встают на колени и во время молебнов. Поэтому, если священник и все молящиеся встали на колени, то желательно поступить так же.

В случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать.

1.9. Обязана ли христианка постоянно носить платок или только в храме? А если девушка не замужем?

– Традиция предписывает замужней христианке покрывать голову в храме или на домашней молитве. Платок является признаком замужней христианки: это знак власти, которой она подчинена – власти мужа. В Священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5). «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:7–10). В настоящее время такая благочестивая традиция распространяется на всех женщин. Соблюдая ее, женщины тем самым показывают свое смирение и послушание.

1.10. Может ли православная христианка носить брючный костюм или женские брюки? Допустимо ли в таком виде входить в храм Божий и участвовать в таинствах?

Называть брючный костюм или брюки исключительно принадлежностью мужской одежды – неправомерно. Брючный костюм или женские брюки являются элементами женской одежды (штаны в христианской Европе стали принадлежностью мужской одежды лишь в IX веке во времена болгарского царя Бориса).

Соблюдая соответствующие нормы приличия, православная христианка может в таком виде входить в храм Божий и участвовать в таинствах.

Современная одежда, подчеркивающая формы женского тела (например, узкие брюки), часто воспринимаются как соблазн для окружающих мужчин. Одежда и вообще внешний вид христиан, несомненно, должны выражать скромность и не подавать повода к соблазну у окружающих: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7–9). В отношении покроя одежды христианам следует учитывать реакцию окружающих людей, руководствуясь советом святого Василия Великого: «Должно избегать и такого дела или слова, которое дозволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагаются ко греху, или к тому, что теряют сколько ни есть усердия к добру».

Если стремление одеваться в одежду противоположного пола у христианина или христианки обусловлено ощущением принадлежности к противоположному полу или желанием привлекать внимание лиц своего пола, то это сфера вдумчивой пастырской и психологической помощи, но не повод оскорблять таких людей или даже изгонять из храма.

1.11. Есть ли какие-либо ограничения в церковной жизни для женщин, находящихся в естественной нечистоте?

– В условиях современного церковного бытия нет однозначного определения и отношения к правилам ритуальной нечистоты, происходящим из Ветхого Завета (см. Лев. Гл. 15). Наиболее распространенной в настоящее время является практика, позволяющая женщинам в такие дни входить в храм или его притвор, но не допускающаяся до Причастия и других церковных таинств. В случаях же тяжелой болезни и имеющейся смертельной опасности (согласно указанию Требника), такой человек не лишается Церковью Крещения и Причащения.

1.12. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чем надо молиться?

– Нет специального правила, кому и сколько свечей ставить. Можно сначала поставить свечу на подсвечник в центре храма, где на аналое обычно лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Об упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике – кануне.

В молитве в первую очередь выражают благодарность Господу Богу за Его благодеяния. Молятся о прощении грехов, которые человек совершил и чувствует от этого тяжесть на душе. Также можно просить помощи в имеющихся нуждах.

1.13. Можно ли во время Причащения ставить свечи и прикладываться к иконам?

– Желательно ставить свечи и прикладываться к иконам до начала богослужения, а если не успели – после его окончания. Во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Причащение – это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к иконам, чтобы не мешать причастникам, которые в этот момент проходят по храму к Святой Чаше, а потом к столику с теплотой. Кто не причащается, должен стоять на одном месте и молиться, сохраняя благоговение перед величайшим таинством.

1.14. Как надо себя вести при каждении храма?

– Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не надо поворачиваться спиной к алтарю. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

1.15. Что делать, если ребенок в храме расплакался?

– Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся.

Но смущаться этим не надо. Дети, которые бывают в храме каждое воскресение, обычно ведут себя спокойно.

1.16. Прикладываются ли к кресту в Радоницу?

– Да, как и в любой другой день. К кресту прикладываются по окончании богослужения по церковной традиции, потому что крест – это христианская святыня, символ веры и орудие нашего спасения.

1.17. Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?

– «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1 Кор. 9:13). Самим Господом установлено, что Церковь существует на пожертвования верующих (см. Лев. 27:32; Втор. 12:6; 14:28; 18:1–5).

Молитвенное прошение человека к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести Ему в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Святитель Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:33–34). И апостол Павел пишет: «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» (Фил. 4:16–17).

Практическая сторона. Церковь и люди ее живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов на приобретение церковной утвари, облачений, богослужебных книг, на содержание священнослужителей и сотрудников храма, преподавателей воскресной школы, а также на реставрацию, ремонт, на оплату за отопление, воду, электричество. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются, главным образом, из пожертвований верующих.

Христианин должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Апостол Павел писал к коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:7–8).

Отмечается, что «каждый прихожанин имеет своей обязанностью… содействовать благосостоянию прихода. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав Русской Православной Церкви. Глава XVI. Приходы).

1.18. Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать?

– В случае крайней необходимости уходить из храма можно в любое время. Но если с уходом можно помедлить, то нежелательно уходить во время чтения Евангелия, при пении Херувимской песни, во время Евхаристического канона. Если есть возможность, то желательно не уходить до возгласа священника «С миром изыдем», вскоре после причащения мирян.

1.19. Можно ли подойти на помазание во время всенощной службы некрещеному?

– В молитве на освящение елея подразумеваются верные, то есть крещеные христиане: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей, и умножи сия во граде сем, и во всем мiре Твоем, и вкушающия от них верныя освяти».

Если некрещеный человек проявляет искренний интерес к Церкви, то ему можно участвовать в помазании во время полиелея. Но важно не ограничиваться этим помазанием, а принять решение стать христианином через Святое Крещение.

Если же он воспринимает помазание как своего рода магию, как некое «церковное лекарство», но при этом вовсе не проявляет интереса к церковной жизни, то лучше на помазание не подходить.

1.20. Можно ли некрещеному человеку приложиться к мощам?

– К святым мощам и иконам некрещеным прикладываться можно, если они имеют веру и благоговение перед святыней.

Надо благодарить Бога, что некрещеный человек имеет благое желание приложиться к святыне, это может быть первым робким шагом на пути к Церкви, поэтому надо проявить внимание и снисхождение к такому человеку.

1.21. Как относиться к тому, что во время службы видится красивое свечение икон, врат и тому подобное?

– С большой осторожностью. Через такие видения может произойти обольщение лукавым духом, что приводит к состоянию, называемому в Православии прелестью. Также нужно быть осторожным и в отношении слышания голосов и каких-либо физических ощущений во время молитвы. Подобным видениям не надо придавать значения, стараться не обращать на них внимания, чтобы не прельститься. Если эти явления повторяются, то следует рассказать об этом священнику.

1.22. С какой стороны надо обходить иконы в храме – справа налево или слева направо?

– С любой. Главное, чтобы это делалось благоговейно, с молитвой и не мешало другим людям. Иконы обходят не ради исполнения какого-то обряда или ритуала, а ради молитвы, обращенной к Господу, Божией Матери и святым угодникам Божиим, чьи святые лики изображены на иконах.

1.23. Сколько цветов можно приносить в храм – четное или нечетное количество?

– Можно приносить любое количество цветов. Имеет значение не количество, а сердечное расположение приносящих.

Обычай дарить живым людям букеты с нечетным количеством цветов, а на кладбище нести четное их количество является человеческим установлением, не имеющим под собой никакого разумного обоснования, и лишь способствует возникновению суеверий. Например, некоторые люди панически боятся получить букет с четным количеством цветов, предвидя в этом свою скорую смерть. Однако количество подаренных цветов никаким образом не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Бога.

1.24. Разрешается ли в храме фото- и видеосъемка?

– Общецерковного запрета на фото- и видеосъемку в храмах не существует (пример: трансляция Рождественских и Пасхальных богослужений с участием Патриарха). Однако лучше в каждом конкретном случае выяснять, не запрещена ли в храме съемка.

Храм — это место спокойствия и общения с Господом. Люди приходят в Церковь для молитв, поклонения Господу, исповедания и причащения, а также для слушания Слово Божьего. Те, кто посещают богослужения регулярно, знают правила поведения в православном храме.

Те, кто приходит только на праздники часто теряются, ведь они не знают, что существуют рекомендации и правила, которых стоит придерживаться. Это необходимо для того, чтобы посещение церкви прошло правильно и человек никому не мешал.

Как правильно вести себя в храме

Правила поведения в православном храме — это свод рекомендаций, знания которых и выполнение поможет отстоять службу правильно, не помешав никому и получив от нее максимальную пользу. Это не значит, что за невыполнение кого-то пункта человека изгонят из церкви без права на возвращение, но исполнение этих рекомендаций позволит провести это время в благоговении и почтении перед Господом.

О детях в храме:

  • Как вести себя в храме детям
  • Как привить ребенку веру
  • Как научить детей молиться

Как правильно вести себя в церкви

Все люди приходят в церковь как к спокойному безопасному месту, где можно поклониться и в спокойствии помолиться, поэтому не надо никому мешать там.

  1. Приходить на богослужении надо за 5-10 минут до начала, чтобы после начала пения не протискиваться сквозь толпу и не мешать никому.
  2. Раньше окончания уходить с богослужения не стоит. Если уйти надо раньше, лучше всего стать где-то в стороне, чтобы уйти можно было незаметно, никому не мешая.
  3. По приходу, надо перекреститься у Царских врат и поклониться, и только потом проходить на свое место. Стоять у прохода к вратам запрещено.
  4. Во время службы нельзя ходить по помещению. Прикладываться к иконам и зажигать свечи надо либо до или после богослужения, либо в отведенное священником для этого время. Обычно это происходит после елеопомазания или в конце богослужения.

Кроме этого, есть рекомендации по поведению во время службы:

  • здороваться следует молчаливым поклоном, а не за руку;
  • разговаривать во время службы запрещено;
  • не стоит оглядываться вокруг, шептаться или рассматривать окружающих — скромная молитва и внимательное слушание Слова Божьего — вот что должно занимать человека на службе в храме;
  • присесть на лавку можно только в том случае, если здоровье человека сильно ослаблено. В противных же случаях надо стоять всю службу;
  • даже больные люди стоят во время чтения Евангелия и в важных местах литургии;
  • во время каждения храма надо отступить в сторону и не мешать священнику передвигаться по церкви;
  • при каждении людей, стоит опустить голову;
  • склоняют голову и во время закрытия/открытия Царских ворот, в ответ на приветствие священника «Мир вам!», благословения народа;
  • следует кланяться во время освящения Св. Даров (в это время звучит молитва «Тебе поем»), если же в церкви много людей можно просто низко склонить голову, чтобы не мешать окружающим;
  • в дни праздников и по воскресеньям, вместо низких поклонов совершают поясные;
  • свечи зажигают одной рукой от других свечей, ставить их надо ровно;
  • если в храме много людей, а служитель затушил одну свечу и поставил другую — это не страшно, Господь уже увидел молитвенное горение того человека;
  • в храме следует активно участвовать в служении — молится и петь от души, искренне, следить за ходом службы;
  • креститься и кланяться со всеми вместе — во время славословия Св. Троице и Иисусу, возглашений «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», в начале молитвы и в конце;
  • перед иконой поклониться и отходя от нее повторить поклон;
  • креститься нельзя поспешно или невнимательно — это осознанное действие и благоговейное.

Совет! Не надо осуждать людей вокруг или комментировать их действия по незнанию — надо смотреть на свое сердце и просить Господа мудрости.

Каждый человек грешен, поэтому смотреть стоит только за собой. А если кто-то осуждающе выразился, не следует обращать внимание на такого человека — принять его со смирением и мудростью и не разжигать в храме склоку.

Правила во время богослужения

С началом службы стоит отложить все дела позади и сосредоточиться на богослужении. Служба длиться до 3-х часов и с непривычки это может быть сложно, ведь всю ее необходимо стоять на ногах.

Правила поведения в православном храме

Для тех прихожан, которые не могут выстоять всю службу, предусмотрены лавочки. Никто не будет осуждать, ведь искренне молиться с чистым сердцем можно и сидя. Однако если Царские врата открыты, то надо встать, чтобы выразить благоговение.

Нельзя стоять спиной к алтарю, конечно, при выходе по-другому не получиться, но делать это вызывающе не стоит.

Важно! Главная задача прихожанина — участвовать в ходе служения, ведь это напитывает духовного человека и дает силы противостоять миру за пределами Церкви. Поэтому во время богослужения молиться со всеми вместе, креститься и кланяться, а для этого надо следить за ходом служения.

Все действия в церкви стоит совершать неторопливо, медленно и с почтением: неспешно ставить свечи, не толкаться в очереди к иконам. Это время, уделенное для Бога, поэтому надо постараться провести его с почтением и благоговением.

Правила причастия

Совершать причастие рекомендуется каждое воскресенье, для этого в субботу надо прийти на исповедь к священнику. В день Причастия нельзя есть и пить с 12 часов ночи, исключения можно сделать только по состоянию здоровья и для беременных женщин. Перед причастием также необходимо помириться с близкими, попросить прощение у тех, кого возможно обидели и попросить у Господа прощение за все прегрешения, прочесть молитвенное правило. Также положен специальный пост.

Причастие в православном храме

Причастие совершается после исповеди и разрешительной молитвы священника, исключение составляют только дети до 7 лет — они могут причащаться просто так. Процесс принятия причастия такой:

  1. После объявления Причастие, надо медленно, не торопясь подойти к Святому Причащению.
  2. Дожидаясь своей очереди, не надо толкаться или размахивать руками — это святое таинство.
  3. Причастившись, надо поцеловать Чашу и отойти.
  4. Выпить запивку, стоящую рядом на столике.
  5. Приложиться к Кресту у священника и перекреститься.

Совет! Ходить в храм надо каждое воскресенье, а также по праздникам. Детей необходимо приучать к посещению церкви регулярно.

Во время Божественной литургии можно подавать священнику записки о здравии близких и об упокоении мертвых. Подать их можно там же, где и купить свечи перед началом службы.

Общие правила

Внешний вид важен для всех. Церковная служба обязывает человека выглядит опрятно и достойно, не вводя никого в соблазн и искушение. Приходить в церковь надо в одежде, которая считается соответствующей полу человека: мужчины в брюках, женщины в юбках.

Как должна одеваться женщина в храм

Неприемлемы для церкви:

  • купальник;
  • спортивная одежда;
  • слишком открытая одежда, яркая и блестящая для похода на дискотеку и прочие вызывающие вещи.

Нескромная одежда вызывает осуждение и соблазн у окружающих. Человек приходит в храм для общения и почитания Господа, а не для показа мод. Строгая одежда обязывает вести человека достойно и почтенно.

Не надо на службу выливать на себя пузырек духов — в помещении обычно душно и кому-то может стать плохо от парфюма. Надо отказаться от приторных и резких запахов и ограничиться принятием душа и нанесением дезодоранта.

Макияж должен быть незаметным, недопустима и одежда с нехристианскими символами.

Крестное знамение

Креститься надо неторопливо, вместе со всеми.

Осенить себя крестным знамением просто:

  • соединить вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки;
  • оставшиеся два сложить и прижать к ладони;
  • правой рукой последовательно дотронуться до лба, центра живота, правого и левого плеча.

Крестным знамением осеняют себя во время чтения Евангелия, благословения священником, славословия Троицы и Христа, провозглашений, причащения и поклонения иконам, а также во время каждения.

Крестное знамение

Для женщин

Для женщин в храме действует больше правил:

  • одевать только юбки;
  • покрывать голову;
  • не носить одежды, которая оголяет поясницу, слишком обтягивает тело или открывает плечи;
  • откровенное декольте также неприемлемо;
  • не надо накладывать слишком броский откровенный макияж — ограничиться можно тушью и карандашом для бровей;
  • не надо наносить резкий парфюм;
  • во время менструаций не стоит подходить к алтарю, лучше всего будет остаться ближе к выходу;
  • стоять в левой части здания;
  • после родов также стоит стоять ближе к выходу, а на 40 день священник совершает над женщиной очистительную молитву.

Еще о церковных правилах:

  • Где и как общаться с Богом: основные правила
  • Правила хранения православных икон
  • Благодарственное правило

Идя в церковь необходимо осознавать, для чего туда вообще ходить? Наносить боевую раскраску и искать женихов или общаться и поклоняться Господу, который видит душу. Вызывающая одежда и макияж признак нескромности.

Внешний вид женщины в церкви

Для мужчин

Для мужчин правила проще, но они также существуют:

  • не носить в здании церкви шапку — ее надо снять перед входом;
  • иметь опрятный и приличный вид;
  • отказаться от спортивной или рабочей одежды;
  • быть побритым;
  • отказаться от джинс, открытых маек или прозрачной одежды (майки-сеточки);
  • не курить и не пить перед посещением храма 5-6 часов;
  • лучше всего надеть классический костюм или брюки с рубашкой;
  • вести себя скромно и почтительно;
  • останавливаться в правой части здания.

Внимание! Мужчины подходят к причастию первыми, после них могут подойти женщины, и только потом дети. Их задача — почтительно и уважительно относиться к священнослужителям, не шептаться и не обсуждать окружающих женщин.

Правила посещения храма важны, поскольку это не просто собрание общины или коммуны, а собрание верующих. Люди, не посещающие богослужения, обычно внимательно следят за тем, как православные ходят в храм, как ведут себя на богослужении.

Однако самой большой проблемой остается осуждение молодых людей, которые впервые приходят в церковь. Независимо от их вида и поведения, надо проявить снисхождение к ним и не говорить грубо или читать лекции — мягко исправить и помочь советом, это будет правильно.

Как правильно вести себя в Православном храме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *