Правители древнего востока

Правители Магадхи

Царь Магадхи Бимбисара в конце VI в. до н. э. расширил пределы своего государства на восток и на запад. Ниже по течению Ганга он завоевал царство Анга — оно охватывало небольшую территорию, но имело важное значение для развития торговых связей, поскольку давало выход к морю через столицу Анги — портовый город Чампу.

Источники рассказывают о том, что Бимбисара активно развивал дипломатические отношения с соседними странами — принимал посольство из Такшашилы, породнился с царем Кошалы. Ко времени правления Бимбисары относятся основные годы жизни и деятельности Будды Гаутамы; буддийские источники приписывают ему, как и его сыну Аджаташатру, приверженность учению Будды.

Аджаташатру продолжал политику завоеваний отца. Он вел войну с Кошалой (чьим правителем в то время был Прасенаджит), в результате которой значительную ее часть присоединил к своим владениям; впоследствии эта область со своей столицей Варанаси целиком вошла в состав Магадхи. Другим крупным завоеванием Аджаташатру было государственное образование Вриджи со столицей Вайшали, представлявшее союз воинственных племен личчхавов, обитавших к северу от Ганга.

Война с личчхавами была продолжительной и полной драматических событий: Аджаташатру подослал своего человека к личчхавам, чтобы посеять среди них внутренние распри и доставлять сведения своему государю о противнике, а военные действия против отчаянно сопротивлявшихся личчхавов далеко не сразу возымели успех.

После наследников Бимбисары власть захватили магадхские цари из династии Нандов, но она имела недолгую историю в середине — третьей четверти IV в. до н. э. Изучение этого периода затруднено тем, что сведения источников о нем носят косвенный, опосредованный характер. Все источники утверждают, что Нанды имели низкое, шудрянское происхождение, были нелюбимы своим народом и пришли к власти неправедным путем.

В то же время государство Нандов достигло большого могущества, и магадхская армия того времени славилась своей силой и непобедимостью — об этом свидетельствуют в том числе античные источники. Именно в этот период Северо-Западная Индия подверглась завоеванию войсками Александра Македонского (329 г. до н. э.), который, как утверждают античные источники, расспрашивал о государстве Нандов и был наслышан о его правителе как о могущественном государе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Из множества древних бесценных артефактов, найденных при раскопках в Ираке, где некогда процветали города великой цивилизации шумеров, немногие могут равняться по степени интриги с царским списком — древним манускриптом на шумерском языке. Этот список содержит имена царей Шумера из шумерских и соседних династий со временем и местом их правления. Что же делает этот артефакт настолько уникальным?
Первый образец этого текста, 4000-летняя клинописная табличка, был найден в начале двадцатого века американским ученым немецкого происхождения Германом Хилпрехтом на месте древнего Ниппура и опубликован в 1906 году. Затем были найдены еще 18 образцов того же текста, большинство из них относятся ко второй половине династии Исин (2017-1794 гг. до н.э.). Двух одинаковых образцов не существует, однако во всех из них достаточно общей информации для того чтобы понять, что получены они из одного источника шумерской истории.
Из всех экземпляров шумерского царского списка, призма Вельд Бланделла в клинописной коллекции музея Эшмола в Оксфорде представляет собой самую полную версию. Призма двадцатисантиметровой высоты имеет по две колонки клинописного текста на каждой из четырех сторон. Считается, что изначально у нее был некий деревянный стержень, проходивший через ее центр, для того чтобы призма могла вращаться. Две колонки текста на каждой из сторон представляют собой список правителей, начиная от допотопных династий и до четырнадцатого правителя династии Исин (около 1763-1753 до н.э.).

Призма Вельд Бланделла

Список представляет огромную ценность, потому что он отражает древние события и в то же время проливает свет на хронологию царствования правителей Шумера, а также демонстрирует поразительные параллели с текстом Книги Бытия.

Древняя цивилизация Шумера

Шумер — первая известная цивилизации, располагавшаяся в южной части Месопотамии в междуречье Тигра и Евфрата, в регионе, где позже существовало государство Вавилон, а теперь распростерся южный Ирак от окрестностей Багдада до Персидского залива.
К третьему тысячелетию до нашей эры, Шумер имел в своем составе, по крайней мере, двенадцать отдельных городов — государств: Киш, Урук, Ур, Сиппар, Акшак, Ларак, Ниппур, Адаб, Умма, Лагаш, Бад-Тибира и Ларса . Каждое из этих государств включало в себя окруженный стеной город и окрестные деревни и земли. В каждом городе поклонись своему божеству, чей храм был главной постройкой города. Политическая власть изначально принадлежала гражданам, но, по мере роста конкуренции между различными городами-государствами, каждое приняло институт царской власти.
Шумерский царский список гласит, что до потопа правили восемь царей. После потопа власть над другими временно получали различные города-государства и их династии царей.

Мифическое прошлое Шумера

В царском списке сам институт царствования рассматривается как божественное установление: «царство спустилось с небес». Наиболее любопытное в этом списке то, что цари первых династий правили фантастически длинные периоды:

Алулим правил 28800 лет в качестве царя; Алалгар правил 36000 лет — два царя правили 64800 лет. Эриду был оставлен, (и) престол был перенесен в Бадтибиру.

Первые цари правили до потопа ни много, ни мало 241200 лет!!!

(Всего) в пяти городах, восемь царей правили 241200 лет. Затем потоп смыл (страну). После того, как потоп смыл (страну), и царство было ниспослано с небес (во второй раз), Киш стал местом престола.

Некоторые из правителей, упомянутые в начале списка, например, Этана, Лугал-банда и Гильгамеш, являются героями мифов, легенд и эпосов, их героические подвиги являются объектами шумерских и вавилонских повествований.

Как могли шумерские цари так долго править? Гипотезы и версии

Фантастически долгие сроки правления ранних царей вызывали множество попыток объяснить этот факт. С одной стороны, предлагалось полностью исключить таких правителей как «полностью выдуманных» и недостойных серьезного рассмотрения. С другой стороны, существуют мнения, которое разделяю полностью и я, что такие огромные числа имеют под собой основание. Данная теория предполагает, что ранние цари в действительности были богами, которые способны были жить гораздо дольше, чем люди. К примеру, уважаемый мной Захария Ситчин в своей книге «Двенадцатая планета» пишет об этом так:

Если предположить, что этими десятью правителями были нефилим, прибывшие на Землю с Двенадцатой Планеты, то нет ничего удивительного в том, что периоды их правления измерялись периодами обращения их родной планеты. Длительность их пребывания на престоле могла измеряться временем от посадки до следующего старта — один командир прилетал с Двенадцатой Планеты, а другой улетал. Поскольку такие посещения должны быть связаны с приближением Двенадцатой Планеты к Земле, то периоды правления могут измеряться лишь в единицах, сопоставимых с орбитальными периодами, то есть в «шарах».

Чем не прекрасное доказательство палеоконтактов — древних контактов с внеземными цивилизациями?! Да еще каких контактов?! Ведь, по сути, представители внеземной цивилизации не просто контактировали с людьми, а правили ими, да не просто правили, а были почти богами, если не богами, то есть создателями человека. Не для этих ли богов создавались те же геоглифы на поверхности Земли? Не для них ли и не ими ли строились пирамиды Египта и Южной Америки? Не их ли ракеты навсегда запечатлены в силуэтах христианских церквей и мусульманских минаретов? Не тогда ли зародилась самая древняя религия, прародительница и исток всех ныне существующих основных религий?
В пику двум крайностям, которые представляют собой эти гипотезы, существует мнение, что эти цифры являются чем-то вроде гипербол и выражают власть, торжество или важность персон, к которым они относятся. Например, в Древнем Египте, фраза «он умер в возрасте 110» относилась к тем, кто прожил жизнь в полной мере и внес важный вклад в жизнь общества. Подобным же образом, нереально длинные царствования могли говорить о невероятной важности этих правителей в глазах народа. Однако это не объясняет, почему периоды пребывания у власти со временем уменьшились до вполне реальных сроков. В общем, неубедительная, как по мне, гипотеза.
Наконец, некоторые ученые, как, например, Харрисон в 1993 году, пытались объяснить нереальные цифры с помощью математических исследований и толкований. Об этом интересном взгляде я как-нибудь позже выложу отдельную статью.

Параллели шумерских текстов с книгой Бытия

Многие ученые (например, тот же Захария Ситчин или Брайан Вуд в 2003 году) обратили внимание на то, что существуют замечательные сходства между шумерским царским списком и записями Книги Бытия. К примеру, Книга Бытия повествует о «великом потопе» и усилиях Ноя по спасению всех видов животных на Земле от гибели. В шумерском царском списке также присутствует описание великого потопа — «наводнение прокатилась по земле».
Шумерский царский список содержит перечень из восьми царей (в некоторых версиях десяти), которые правили до потопа в течение длительных периодов времени, 18 600 или даже 43 200 лет. Это созвучно событиям, описанным в Книге Бытия, где записаны поколения от сотворения мира до потопа. Интересно, что от Адама до Ноя было также восемь поколений, как и восемь допотопных царей в шумерском тексте.
После потопа, периоды правления шумерских царей также сокращаются, как и продолжительность жизни библейских персонажей – люди имели чрезвычайно длинную продолжительность жизни до потопа и гораздо короче после него.
Шумерский царский список действительно очень большая загадка. Почему шумеры объединили мифических правителей с реальными историческими персонажами в одном тексте? Почему так много сходств у шумерских текстов с Библией? Почему древние цари правили в течение тысяч лет? И это лишь некоторые из вопросов, которые до сих пор остаются без ответа, после более чем столетия изучения шумерских текстов.

Вскоре после Гудеа, Утухенгаль — по преданию, сын вялильщика рыбы — поднял всеобщее восстание против кутиев, чья вымогательская власть давно стала ненавистна в Месопотамии. Кутии были успешно изгнаны навсегда, но блестяще начавшееся царствование Утухенгаля вскоре оборвалось: когда он осматривал новый строившийся канал, под ним обрушилась глыба земли, и он утонул. Царство перешло к его соратнику Ур-Намму, сделавшему своей столицей г. Ур; Лагаш впал теперь в немилость, и индийская торговля перешла опять к Уру.

Новое государство получило официальное название «Царство Шумера и Аккаде»; хотя почти все надписи и канцелярские тексты составлялись по-шумерски, шумерский разговорный язык в это время уже вымирал, повсюду уступая место аккадскому. Династия, основанная Ур-Намму, в науке обозначается как «III династия Ура».

Ур-Намму (2111 — 2094 гг. до х.э.), и в особенности его сын Шульги (2093 — 2046 гг. до х.э.), создали классическое, наиболее типичное древневосточное бюрократическое государство. В различных музеях мира хранится, вероятно, около ста тысяч документов учета из государственных хозяйств царей III династии Ура — это, пожалуй, не менее трети всех сохранившихся глиняных плиток с клинописью.

На начальном этапе правления III династии Ура много внимания было уделено восстановлению ирригационной сети, сильно запущенной в годы хозяйничанья кутиев и их ставленников. Но не в этом заключалась суть политической деятельности царей Ура.

Все храмовые и государственные хозяйства в пределах «Царства Шумера и Аккаде» — а оно вскоре объединило не только Нижнюю, но и значительную часть Верхней Месопотамии, а также земли за Тигром и в Эламе, — были слиты в одно унифицированное государственное хозяйство. Все работники (илоты) назывались в нем гурушами — «молодцами», а работницы — нгеме, т.е. просто рабынями. Все они — земледельцы, носильщики, пастухи, рыбаки — были сведены в отряды (а ремесленники — в обширные мастерские) и работали от зари до зари без свободных дней (только рабыни не могли работать в свои магические «нечистые» дни — по всей вероятности, в эти дни их держали взаперти), и все они получали стандартный паек — 1,5 л ячменя на мужчину, 0,75 л на женщину в день; выдавалось также немного растительного масла и шерсти. Любой отряд или часть его могли быть переброшены на другую работу и даже в другой город совершенно произвольно, причем, скажем, ткачихи — на бурлаченье, медники — на разгрузку баржей и т.п. Работали также и подростки. Смертность была высокой. Ведомостей на постоянные выдачи пайка детям нет — женщины должны были, очевидно, содержать их за счет своего пайка. Рабочая сила пополнялась, видимо, за счет захвата пленных; они доставлялись в Ур, а оттуда уже распределялись по местным государственным хозяйствам. Однако иной раз угнанных людей, особенно женщин и детей, подолгу содержали в лагерях, где множество из них погибало.

Квалифицированные ремесленники, административные служащие и воины тоже по большей части содержались на пайке, хотя и большем, чем рядовые гуруши, — с учетом необходимости кормить семью; администрация государственного хозяйства очень неохотно выдавала служебные наделы в пользование.

Такая система организации труда требовала огромных сил на надзор и учет. Учет был чрезвычайно строгим; все фиксировалось письменно; на каждом документе, будь это хотя бы выдача двух голубей на кухню, стояли печати лица, ответственного за операцию, и контролера; кроме того, отдельно велся учет рабочей силы и отдельно — выполненных ею норм; каждое поле делилось на полосы вдоль и поперек, и один человек отвечал за контроль работы по поперечным полосам, другой — по продольным; таким образом осуществлялся их взаимный контроль крест-накрест. Разовые документы сводились в годовые отчеты по отрядам, по городам и т.д.

Урожай и продукция мастерских шли на содержание двора и войска, на жертвы в храме, на прокорм персонала и на международный обмен через государственных торговых агентов — тамкаров. Однако торговля не процветала: видимо, слишком большую часть прибыли тамкары должны были отдавать администрации.

Централизовано было не только государственное земледелие, но и скотоводство. Скот выращивался главным образом для жертв богам, а отчасти для кожевенного и сыроваренного производства. Снабжение храмов жертвенными животными было разверстано по округам; каждый округ поочередно должен был обеспечивать храмы в течение определенного срока. В центр государства со всех его концов сгонялись тысячи голов скота для храма Энлиля в Ниппуре. Это было своего рода налогом.

Вся страна была разделена на округа, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с прежними номами; во главе их стояли энси, но теперь это были просто чиновники, которых по произволу царской администрации перебрасывали с места на место. Лишь кое-где в пограничных районах были сохранены традиционные власти. Положение энси было, тем не менее, очень доходным, и они имели, например, много рабов, но во время жатвы или при срочных ирригационных работах эти рабы должны были помогать в государственном хозяйстве.

Бюрократической власти энси, вероятно, подчинялись и те из общинников, которые не были поглощены царским хозяйством. Об этих общинниках мы знаем только, что они существовали и во время жатвы часть из них нанималась жнецами в государственное хозяйство, что свидетельствует об их бедности. Важнейшего источника сведений о жизни общины, каким в Раннединастический и аккадский периоды были сделки о купле-продаже земли, мы для III династии Ура лишены, потому, видимо, что купля земли, как и вообще всякая частная нажива, была запрещена. В пределах номов народные собрания, как видно, бездействовали, хотя сохранялся как пережиток совета старейшин общинный суд.

На какой же социальный слой опиралось деспотическое государство? Дело в том, что организация единого царского хозяйства в масштабах всей страны, как уже упоминалось, потребовала огромного количества административного персонала — надсмотрщиков, писцов, начальников отрядов, начальников мастерских, управляющих, а также много квалифицированных ремесленников. Разоренные в течение аккадского и кутийского периодов, общинники охотно шли на эти должности, где пропитание было уже навсегда установленным и обеспеченным, не зависевшим от удачи, урожая или кредита. Дошедшие до нас от III династии Ура судебные дела показывают, что резко возросло число частных патриархальных рабов в хозяйствах даже лиц низшего персонала и, стало быть, участие этих лиц в получении прибавочного продукта, создававшегося илотами-гурушами и нгеме, было для них весьма доходным, т.к. значительно повышало уровень их благосостояния. Поэтому вошедшие в состав господствовавшего рабовладельческого класса мелкие надзиратели, чиновники, квалифицированные ремесленники и составляли вместе с войском, жречеством и администрацией политическую опору династии.

Надо заметить, что положение частных рабов — неполноправных членов семьи рабовладельца — было легче положения илотов-гурушей. За ними еще признавались некоторые права (например, право выступать в суде, даже против рабовладельца; сохранилось довольно много протоколов судебных дел, в которых рабы пытались оспорить свое рабское состояние — правда, во всех известных нам случаях неудачно). Эксплуатировались они менее жестоко, чем илоты, хотя их, конечно, подвергали побоям.

Около ста лет просуществовало царство III династии Ура, и казалось, ничто не могло быть прочнее и устойчивее. Упорядочены были даже культы богов: разнообразные и взаимно противоречившие системы номовых божеств были сведены в единую общую систему во главе с покровителем государственности — царем-богом Энлилем ниппурским; второе место занимал урский бог Луны — Наина, или Зуэн (по-аккадски Суэн). Было создано — или, во всяком случае, систематизировано и всячески внедрялось в сознание людей — учение о том, что люди были сотворены богами для того, чтобы они кормили их жертвами и освободили от труда. Все цари, начиная с Шульги, обожествлялись и поэтому причислялись к прочим богам в смысле обязанностей людей по отношению к ним. Тогда же был создан «Царский список», о котором речь шла выше, а с ним — учение о божественном происхождении «царственности», которая в первоначальные времена спустилась якобы с неба и с тех пор в неизменной последовательности вечно пребывала на земле, переходя от города к городу, от династии к династии, пока не дошла до III династии Ура. Наконец, при царе Шульги был опубликован первый кодекс законов.

Конец был для всех неожиданным. Пастушеские племена западных семитов, так называемых амореев, гонимые засухами из вытоптанной овцами Сирийской степи, стали переходить Евфрат, угрожая оседлым поселениям Месопотамии. Цари Ура построили стену, защищавшую Нижнюю Месопотамию с севера, вдоль края «гипсовой» пустыни, тянувшейся здесь от Евфрата до Тигра. Но аморейские пастухи, не пытаясь прорваться на юг через эту раскаленную пустыню и построенную царскими работниками стену, около 2025 г. до х.э. пересекли Верхнюю Месопотамию поперек с запада на восток, переправились через Тигр, затем через Диялу и начали вторгаться на поля Нижней Месопотамии с востока на запад.

Царь Ура Ибби-Суэн (2027 — 2003 гг. до х.э.) в это время был, по-видимому, в Эламе, города которого то подчинялись урским царям, то отлагались, то вступали с ними в союзы и заключали дипломатические браки, то воевали с ними. Увлеченный собственными военными успехами, он, вероятно, недооценил опасность. Однако амореи гнали свой скот на шумеро-аккадские хлебные поля, окружали города, отрезая пути от них к центру государства; и, не получая оттуда помощи, местные энси стали отлагаться от Ура. Отряды гурушей всюду разбегались, грабя казенное добро вместе с амореями, чтобы прокормиться.

Ибби-Суэн, вернувшись в Ур, застал здесь начинавшийся голод. Ведь своих хозяйств у большинства работников столь разросшегося в это время государственного сектора не было, и они жили на пайки из урожая царских хозяйств, а этот урожай перестал поступать с доброй половины округов. Царь послал своего чиновника Ишби-Эрру в еще не затронутые завоеванием западные районы страны с поручением закупить хлеб для государственного хозяйства у общинников. Ишби-Эрра поручение выполнил и хлеб свез в маленькое селение Иссин на рукаве Евфрата, недалеко от древнего Ниппура. Отсюда он потребовал у Иоби-Суэна ладьи для перевозки хлеба; ладей у царя не было. Тогда Ишби-Эрра, почувствовав свою силу, отложился от Ура и сам объявил себя царем — сначала осторожно «царем своей страны», а затем уже и прямо «царем Шумера и Аккада». Уцелевшие энси, еще подчинявшиеся Уру, признали теперь царем Ишби-Эрру. Ибби-Суэн несколько лет продержался в жестоко голодавшем Уре, но в 2003 г. амореи пропустили через занятые ими земли войско эламского царя, решившего воспользоваться разрухой в Шумере; он занял Ур, а Ибби-Суэн в цепях был уведен в Аншан. Несколько лет эламиты держали в опустевшем и разоренном Уре гарнизон, но потом ушли. Ишби-Эрра стал единственным царем Нижней Месопотамии. Кроме того, возникло несколько мелких царств в Верхней Месопотамии.

Новое царство I династии Иссина старалось во всем подражать III династии Ура: канцелярии оставались шумерскими, хотя уже мало кто говорил на этом языке; цари принимали обожествление в Ниппуре; мастерские, где работали гуруши, оставались прежними. Но многое и изменилось: уже не было возможности сохранять громадные царские рабовладельческие земледельческие хозяйства; оставшаяся земля раздавалась отдельным лицам, которые вели на ней частные хозяйства, не глядя на то, что эта земля была в данном случае собственностью государства; случалось, что такую «царскую» землю даже перепродавали. На общинной земле частные хозяйства оправились, в то время как государственные еще долго не удавалось наладить. Снова получили экономическое самоуправление храмы. Поскольку централизованное распределение продукта стало невозможным, начали развиваться обмен и торговля. Амореи, захватившие поля, не поддерживали ирригацию, в результате пашни стали сохнуть и скоро не годились даже как овечьи пастбища. Чтобы прокормиться, амореи стали наниматься в воины к иссинскому и другим царям и к наместникам городов.

К середине XX в. до х.э. стало ясно, что назревают дальнейшие исторические перемены. От попыток возродить порядки III династии Ура пришлось окончательно отказаться.

Источники: 1. История Востока; Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Москва, 1997
См. также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *