Право происхождение слова
» Назад
Содержание
ЗАКОН 26.03.2017 21:07
ЗАКОН –Приставочный корень за- происходит от *g’ho «из-за» и означает порядок, ниспосланный из запредельного мира: Царства небесного. Основной корень –кон в современной научной этимологии не рассматривается как составной. Его происхождение возводят к древнеславянскому *kon/ken и определяют как «предел», «порядок». Однокоренными с кон несомненно являются слова конец, чати (начало, зачатие), искони, покон («обычай»), испокон («изначально»). По нашему мнению, слово кон происходит от двух древнейших первокорней: къ ( как в приставках ко-, со-) «присоединение» и -нъ (как в слове нить) «сопряжение, пряжа». Единое древнейшее представление о законе: «сопряжение воли с запредельными высшими силами, обязывающее исполнять высшую волю»: «Ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; а беззаконные будут извержены и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек. Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его» (Псалом Давида 36: 28-31). Согласно Евангелию, высший закон, объединяющий и направляющий волю своих подданных в нужное русло, называется любовью: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (От Матфея, 22:40). Евангелький закон милосерден. Он предписывает поступать не по букве, а по духу любви и сострадания ближнему: «За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание , и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным» (От Иоанна, 7:16-24).
См. заповедь, любовь, конец.
![]() |
Слово дня 19 июля 2009. |
![]() |
В Википедии есть страница «Право (значения)». |
Русский
![]() |
В Викиданных есть лексема право (L149990). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | пра́во | права́ |
Р. | пра́ва | пра́в |
Д. | пра́ву | права́м |
В. | пра́во | права́ |
Тв. | пра́вом | права́ми |
Пр. | пра́ве | права́х |
пра́-во
Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1c по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -прав-; окончание: -о.
Произношение
- МФА: ед. ч.
(файл) мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- обычно ед. ч. регулятор общественных отношений, совокупность законодательных норм, юридическая составляющая жизни общества ◆ На этом факультете изучают право. ◆ Римское право.
- обусловленная законом возможность делать, совершать что-либо, пользоваться чем-либо ◆ Право на труд. ◆ Избирательное право.
- моральное основание для совершения какого-либо действия ◆ Тварь ли я дрожащая или право имею… Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» (цитата из Викитеки) ◆ Возьму вторую порцию — а что, имею полное право!
- мн. ч. то же, что водительские права; документ, разрешающий управление автомобилем ◆ У него отобрали права за езду в нетрезвом виде. ◆ ГАИшникам разрешено снимать номера, а затем лишать прав за езду без номеров.
Синонимы
- юриспруденция
- разрешение
- —
- —
Антонимы
- беззаконие
- бесправие
- —
- —
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: полуправо
Список всех слов с корнем «прав-» | ||
|
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
совокупность законодательных норм, юридическая составляющая жизни общества
- Амхарскийam: ሕግ
- Английскийen: law
- Белорусскийbe: права
- Венгерскийhu: jog
- Греческийel: δίκαιο
- Датскийda: jura
- Испанскийes: derecho м.
- Киргизскийky: укук
- Корейскийko: 권리
- Латинскийla: ius
- Немецкийde: Recht ср. -s, (-e)
- Польскийpl: prawo
- Румынскийro: drept
- Таджикскийtg: ҳуқуқ
- Татарскийtt: хокук
- Украинскийuk: право
- Французскийfr: droit
обусловленная законом возможность
- Английскийen: right
- Болгарскийbg: право
- Венгерскийhu: jog
- Греческийel: δίκαιο
- Датскийda: ret
- Индонезийскийid: hak
- Испанскийes: derecho
- Итальянскийit: diritto
- Казахскийkk: құқық
- Латинскийla: jus
- Латышскийlv: tiesība
- Литовскийlt: teisė
- Немецкийde: Recht ср. -s, -e
- Нидерландскийnl: recht
- Норвежскийno: rett
- Польскийpl: prawo
- Португальскийpt: direito
- Румынскийro: drept
- Сербскийsr (кир.): право
- Таджикскийtg: ҳақ
- Татарскийtt: хак
- Турецкийtr: hak
- Украинскийuk: право
- Финскийfi: oikeus
- Французскийfr: droit
- Хорватскийhr: pravo
- Чешскийcs: právo
- Шведскийsv: rätt
- Эсперантоиeo: rajto
- Эстонскийet: õigus
моральное основание
- Английскийen: right
- Казахскийkk: құқық
- Киргизскийky: укук
- Немецкийde: Recht ср. -s, (-e)
водительские права
- Английскийen: driver’s license
- Испанскийes: carnet de conductor
- Немецкийde: Führerschein м. -s, -e
- Польскийpl: prawo jazdy
- Румынскийro: permis de conducere
- Французскийfr: permis de conduir
- Шведскийsv: körkort
Анаграммы
- вапор, Вопра, повар
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
право II
пра́-во
Вводное слово, неизменяемое.
Корень: -право-.
- МФА:
(файл)
- честное слово, право слово
- —
- —
Список всех слов с корнем «прав-» | ||
|
См. право I.
- Английскийen: really, truly, indeed
- Немецкийde: вводн. ehrlich gesagt; в середине фразы wirklich, ehrlich, wahrlich
- Добавить необходимые разделы в «Семантические свойства» (Синонимы, Антонимы, Гиперонимы, Гипонимы)
- МФА:
(файл)
Перевод
Список переводов
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
право III
пра́-во
Наречие; неизменяемое.
Корень: —.
- в составе некоторых устойчивых сочетаний правая сторона ◆ Ты что, не знаешь, где право, а где лево?
- лево
Ближайшее родство
- направо, вправо
- право на борт
- право руля
Список переводов
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
право IV
пра́-во
- краткая форма среднего рода единственного числа прилагательного правый
![]() |
Статья нуждается в доработке.
Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. (См. Общепринятые правила). |
Украинский
пра́-во
Существительное, неодушевлённое, средний род, тип склонения 1c.
Корень: —.
- право (аналог. русск. право I) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- Право
Ближайшее родство
- Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
- Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Корни понятия «право» уходят в историю. В древнерусских источниках этот термин впервые появился в конце 1-го тысячелетия н. э. В зависимости от контекста употребления «право» (как существительное) могло подразумевать «установление, закон», «юрисдикцию», «свободу действий, власть», «обязательство», «присягу». Русскому слову «правый» соответствуют римские термины «rectus» и «justus» (jus — право), древнегреческое «dikaios» (dike — право, справедливость). По мнению Э. Бенвениста, римское «jus» обозначало формулу указания на правильный порядок вещей.
В юридической теории и практике термин «право» используется в двух разных значениях — объективном и субъективном.
Под объективным правом понимается система действующих правовых норм, установленных государством. Это законы, указы, постановления правительства и другие нормативные правовые акты, принятые компетентными органами государства. Термин «объективное право» означает, что право в данном случае рассматривается как система норм, внешняя по отношению к человеку и в каждый отдельно взятый момент времени независимая от него.
Субъективное право, напротив, обозначает правовые возможности, принадлежащие субъекту права, например гражданину. Права собственности на вещи, машину, квартиру, семейные права, права автора, право избираться и быть избранным и многие другие — все это субъективные права гражданина. Как будет показано ниже, в теме 11 «Правовые отношения», субъективные права имеют определенную структуру, могут подразделяться на части — правомочия.
Несмотря на видимые различия, между объективным правом и субъективными правами существует глубокая внутренняя связь. Они имеют сходные признаки, которые будут рассматриваться ниже. Если объективное право — это фундамент свободы общества, в основе которой лежат законность, порядок и дисциплина, то субъективное право — маленький «кусочек» свободы, принадлежащий конкретному гражданину. Свобода общества и свобода личности, как известно, тесно связаны между собой: если нет объективной, основанной на законе свободы в обществе, не будет и субъективных прав и свобод, принадлежащих гражданам. Верно и обратное: свобода в обществе складывается из маленьких субъективных прав и свобод, принадлежащих каждому из нас.
Право регулирует лишь поведение, т. е. внешние отношения между людьми. Право не может предписать испытывать определенное нравственное отношение к другим людям. Например, норма «должно любить своих родителей», будучи закрепленной в законодательном акте, не станет правовой, оставшись моральной.
Исходя из того, что право регулирует лишь поведение между людьми, оно не может изменить законы природы, например создать техническую норму получения серной кислоты. Действительность технических норм не зависит от закрепления их в нормативных текстах. Право лишь может зафиксировать социально-технические нормы — нормативы изготовления пищевой или иной продукции. Однако это технические нормы, обеспеченные принудительной силой государства, но не правовые по сути.
Право есть совокупность правомочий и обязанностей. В отличие от морали, говорящей прежде всего об идее долга (обязанности), право состоит из двух противоположных начал — правомочий (мер возможного поведения) и обязанностей (мер должного поведения). «Правомочие» и «обязанность» — два не выводимых друг из друга понятия: из того, что субъект может сделать, нельзя заключить, что он должен. Наиболее ярко такое соотношение иллюстрирует частное право. В публичном же праве правомочие и обязанность сливаются в понятии властного полномочия, становятся правообязаностями.
Происхождение права
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.
Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений.
Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно «складывались» в единую и внутренне согласованную правовую систему конфетного общества.
Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой жесткое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко. При нанесении побоев, увечья, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств.
Вопрос о происхождении права, так же как и вопрос о происхождении государства, не имеет в современной отечественной теории государства и права однозначного решения.
Можно выделить три основных позиции. Одни исследователи по-прежнему связывают возникновение права с возникновением государства, хотя причины его возникновения видят не столько в расколе общества на антагонистические классы, сколько преимущественно в развитии производящей экономики и необходимости ее регулирования. По мнению других, право возникает не одновременно с государством, а несколько раньше, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения. Некоторые представители этой точки зрения считают, что возникновение права повлекло за собой возникновение государства, а силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство. Представители третьей точки зрения исходят из того, что право возникает одновременно с обществом, поскольку без права общество не может ни существовать, ни развиваться.
Говоря о происхождении права, не лишним будет уточнить, о происхождении какого права идет речь — естественного или позитивного. Право естественное — это право в общесоциальном смысле. Это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Такие возможности складываются сами по себе, естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они закрепляются в обычаях. Позитивное право — это право в юридическом смысле. Это установленные или санкционированные государством правила (нормы) поведения людей.
Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Этими нормами были первобытные обычаи, которые постепенно складывались в общении между людьми и затем передавались из поколения в поколение, принимая нередко форму обрядов и ритуалов.
Едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. Вполне оправданно их называть мононормами, как это делают многие современные исследователи, учитывая, что в первобытных обычаях в единстве выражены религиозные и нравственные (моральные) начала.
С переходом первобытного общества к производящей экономике, с возникновением и развитием товарно-рыночных отношений постепенно начинают складываться новые обычаи, обычаи с собственно правовым содержанием.
С возникновением государства возникает позитивное право, т.е. право в юридическом смысле. Оно уже обеспечивается государством, государственным принуждением и четко разграничивает юридические права и обязанности. Принято выделять три основных способа возникновения позитивного права — санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов.
Санкционирование обычаев — наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму. Так возникли первые источники позитивного права.
Создание юридических прецедентов — тоже довольно ранний способ возникновения позитивного права; выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами для решения аналогичных дел.
Установление нормативных правовых актов считается более поздним способом возникновения позитивного права. Он выражается в издании государственными органами нормативных правовых актов, в которых содержатся юридические нормы — правила поведения, исходящие непосредственно от государства.