Православие Беларусь

Со Святой Земли христиане уносили на память пальмовые ветви. Отсюда и слово «паломник».

А потом паломничества стали совершать не только к Гробу Господню, но в монастыри и храмы, к мощам угодников Божьих, к чудотворным иконам.

Необязательно ехать в дальние края или часами стоять в очередях к привозным дарам, мощам, иконам. В Минске немало редкостных святынь, всегда доступных для поклонения. На Светлой седмице мы открываем рубрику «Паломник». И отправляемся в главный городской храм – Свято-Духов кафедральный собор.

Хоть раз в жизни тут побывал каждый православный минчанин. А больше особо и некуда было ходить: с 1949 по 1991 год в нашем городе помимо Свято-Духова кафедрального собора действовала лишь церковь на Военном кладбище… Сориентироваться в главном столичном храме корреспондентам агентства «Минск-Новости» помог протоиерей Александр Шимбалев.

– В соборе много древних икон, имеющих и духовную, и художественную ценность, – рассказывает отец Александр. – Перед ними столетиями молились люди. К примеру, образ Николая Чудотворца с житием описан даже в музейных каталогах. Есть очень красивые иконы, подаренные разными монастырями. В частности, Серафимо-Понетаевская. На ее поле можно прочесть: «Список чудотворного образа Знамение Пресвятой Богородицы, прославившегося в Серафимо-Понетаевский обители Нижегородской губернии Арзамасского уезда».

Серафимо-Понетаевская икона Богородицы «Знамение»

Икона Богородицы Оршанская

– Есть образы Божьей Матери, выполненные в манере старой белорусской живописи, а также вырезанные по дереву, – продолжает священник. – Есть старинный образ Христа «Спас нерукотворный», его еще называют «Спас на холсте». Замечательные иконы Казанской Божией Матери. Я бы посоветовал паломнику походить не спеша, постоять возле каждой из них. И конечно, помолиться у Минской иконы Богородицы – это наша самая древняя чудотворная святыня, она с 1500 года в Минске. Припасть к мощам святой Софии Слуцкой – поблагодарить Господа за милость, что они сохранились во время лихолетий, не были уничтожены в годы войны. Словом, провести время духовно, вспомнив, что собор освящен в честь сошествия Святого Духа.

Спас нерукотворный

Николай Чудотворец с житием

Минская чудотворная

Вряд ли нужно пересказывать историю появления на нашей земле этого образа. Напомним только, что Минская икона Богородицы находила пристанище в разных точках нашего города, разделив с ним все исторические потрясения. Более 100 лет, с момента обретения в 1500 году, она хранилась в церкви Нижнего замка. Но в 1616-м униатский архимандрит Афанасий Пакоста начал строить на месте отобранной у православных деревянной церкви униатский храм. А потом туда перенесли чудотворную икону, чтобы привлечь горожан к унии. Когда же Минск вошел в состав Российской империи, униатский храм передали православным и превратили в Петропавловский собор. Находился он на Соборной площади (ныне площадь Свободы). Однажды почти весь внутри выгорел, но икона не пострадала.

В 1922-м во время кампании по изъятию церковных ценностей с Минского образа хотели снять серебряную вызолоченную, украшенную бриллиантами ризу.

Прихожане выплатили властям равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями. Чиновники охотно приняли этот сбор, но через пару дней содрали и саму ризу.

Летней ночью 1936 года Петропавловский собор взорвали. Икону забрали в Краеведческий музей. В запасниках, располагавшихся возле Дома офицеров, она пролежала до начала Великой Отечественной войны.

В 1941-м православная минчанка Варвара Слабко выпросила чудотворный образ у оккупационных властей. Его обновили и передали в церковь на Немиге.

После закрытия этого храма в 1945 году Минскую перенесли в Свято-Духов собор. Она находится там и сегодня – в северном приделе слева от алтаря.

Каждый год летом многонедельный крестный ход со списком Минской иконы отправляется от стен собора. Впервые ход состоялся в 2010-м и двигался по границам столичной области. А возвращаются крестоходцы в Свято-Духов как раз в день рождения чудотворного образа – 26 августа. Здесь же у входа служат краткий молебен.

Никола Угодник

Наши земляки во главе с Владыкой Филаретом привезли из паломничества частицу мощей Николая Чудотворца. В 2006 году они побывали в итальянском городе Бари у гробницы угодника. А затем посетили швейцарский Фрибург – там хранится левая рука святителя Николая. В Швейцарии белорусским паломникам и преподнесли ковчежец с частью мощей. Теперь он хранится в одном из алтарей Свято-Духова собора.

– Каждый четверг в 17.00, когда служим акафист Чудотворцу, драгоценную святыню выносят в центр храма, и все молящиеся могут к ней приложиться, – пояснил отец Александр. – Также во время праздников, когда особо чтим память святителя, 22 мая и 19 декабря.

Княгиня из Слуцка

В левом, северном приделе собора находится рака с мощами святой Софии Слуцкой.

– Канонизировали праведную Софию, княгиню Слуцкую не так давно, в 1984-м. Но народ так ее любил и почитал, что на протяжении столетий шли к гробу Софии, приносили цветы, чтили останки, – рассказывает отец Александр.

Ее считали покровительницей больных женщин, готовящихся стать матерями. У гробнице происходили чудеса. В 1848 году крестный ход с мощами Софии избавил Слуцк от холеры. Облачением святой во гробе занимались только лица женского пола. Даже священники не могли присутствовать при этой процедуре. И только однажды целомудренная традиция была нарушена. В 1930-м комиссия чиновников вскрыла раку и составила протокол осмотра с приложением заключения и фотографий. Признали отсутствие специального бальзамирования тела, а нетление обосновали «типичным примером натуральной мумификации трупа». Мощи доставили в Минск в анатомический музей медицинского факультета БГУ.

Во время Великой Отечественной святыню обнаружили в развалинах и перенесли в Свято-Духов собор. Хотя почти весь период оккупации останки праведной Софии сберегали в подвале частного дома из-за угрозы вывоза в Германию.

Переоблачение мощей святой Софии Слуцкой происходит раз в пять лет. Участницы сестричества милосердия при кафедральном соборе сами шьют для нее новые ризы.

Святыни Свято-Духова

В соборе немало других христианских реликвий: ковчеги, мощевики, иконы с частицами мощей многих святых.

Здесь ежедневно в 17.00 служат акафисты. В понедельник – иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша». Во вторник – великомученице Варваре (с выносом частицы мощей). В среду – Минской иконе Божьей Матери. В четверг – святителю Николаю Чудотворцу (с выносом мощей). В пятницу – Казанской иконе Божией Матери. В субботу – праведной Софии Слуцкой.

Даты собора

Здание построено в 1633–1642 годы для монастыря бернардинок (монастырь закрыли в 1852-м).

В 1860-м храм освящен как православная церковь, предназначенная для студентов Минской духовной семинарии (они тогда временно жили в кельях опустевшей обители).

В 1870-м стал одноименным храмом основанного в городе мужского Свято-Духова монастыря. Там хранилось немало святынь, в числе которых четыре посеребренных креста, служивших ковчегами для мощей многих угодников Божьих. На главном престоле лежало древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году слуцким князем Юрием Олелько.

В 1918 году обитель закрыли, богослужения в храме прекратились, почти вся церковная утварь бесследно исчезла. В здании устроили спортивный зал для пожарной команды, затем архив. Криптовую часть в конце 1920-х приспособили под пересыльную тюрьму НКВД: там содержали раскулаченных крестьян. С башен собора сняли кресты.

Богослужения возобновились в 1943 году. В храме установили новый иконостас – деньги пожертвовал минчанин, продавший два собственных дома.

В 1945-м в Свято-Духов перенесли из закрытой в тот же год церкви на Немиге чудотворный Минский образ Богородицы.

В 1947-м на башни вернули кресты.

В 1968 году в храме на постоянное место установили раку с мощами святой Софии Слуцкой.

Патриарх Алексий II в 1991-м наградил собор правом служения литургии с открытыми Царскими вратами.

В 1999 году в кафедральном соборе состоялось церковное прославление 23 новомучеников Минской епархии (священнослужителей, погибших в XX веке за православие), а в 2006-м – блаженной Валентины Минской.

Фото Тамары Хамицевич

Крест Евфросинии Полоцкой

Первым делом, когда спрашивают о православных белорусских святынях, наверняка многим на ум приходит Крест Евфросинии Полоцкой, изготовленный в 1161 году Лазарем Богшей. Оригинал креста был утерян во время Второй мировой войны и до сих пор не найден. Копию креста в 1997 году сделал брестский ювелир-эмалировщик Николай Кузьмич.

Оригинал креста был утерян во время Второй мировой войны и до сих пор не найден.

Где: Витебская обл., Полоцк,Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, Спасо-Преображенский храм.

Купятичская икона Божией Матери

Икона является не только самой древней белорусской святыней, но и первой чудодейственной.

В 1182 году она явилась в ярком сиянии в лесу. Ее нашла шестилетняя девочка, которая недалеко пасла овец. Анна несколько раз пыталась отнести найденную святыню домой, но каждый раз крест с иконой возвращался на свое место в лесу. Купятичская икона отличается своей формой от всех чудодейственных икон, образ оформлен в виде небольшого медного креста, с одной стороны изображена Богоматерь с Младенцем, с другой — распятие. На месте явления образа сельчане возвели храм, который сожгли татары, но икона была найдена неповрежденной.

Икона славилась исцелением от различных болезней, благодаря чему Купятичи стали местом паломничества не только жителей Полесья, но и всех белорусов. Также помолиться у иконы приезжают украинцы и поляки.

Где: Брестская обл., Пинский р-н, д. Купятичи, храм во имя святителя Николая Чудотворца.

Барколабовская икона Божией Матери

Одна из самых почитаемых икон в Восточной Беларуси.

В середине XVII века во время военных действий мимо деревни двигалось русское войско. В одном обозе находился образ Богородицы, который военные, видимо, прихватили с собой из одного из храмов Центральной или Западной Беларуси. Внезапно у стен монастыря повозка, в которой была икона, остановилась, и лошадей никак не могли сдвинуть с места. Тогда икону решили оставить в монастыре.

На поклонение чудодейственному образу стекались не только православные паломники, но и католики и униаты.

Ченстоховская икона Божией Матери

В XVII — XVIII веках списки иконы были перенесены во многие храмы Беларуси, Польши, Украины и России.

По преданию эта икона была написана евангелистом Лукой и хранилась в Иерусалимской церкви.

Одна из древних копий, сделанных на холсте, сегодня хранится в Хмелевском монастыре. И именно с ней связана легенда. У одного местного помещика икона хранилась в часовне. Во время пожара часовня полностью сгорела, а икона осталась цела. Во сне помещику было откровение заложить Спасо-Преображенскую церковь, которая стоит и сегодня.

В ХХ веке икону пытались много раз украсть, но каждый раз она возвращалась на свое место. У чудодейственного образа сегодня происходят исцеления от бесплодия, рака, пьянства и наркомании.

Где: Брест, Свято-Афанасиевский мужской монастырь.

Брестская обл., Жабинковский р-н, д. Хмелево, Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Гродненская область, Зельвенский р-н, д. Сынковичи.

Козельщанская икона Божией Матери

молитвы перед Козельщанской иконой Божией Матери помогают молодым девушкам устроить семейное положение.

Икона известна с XVIII века как родовая святыня семьи Капнистов и находилась в их имении в селе Козельщина. Икона славится исцелением от тяжелых болезней и недугов. Также в народе говорят, что молитвы перед Козельщанской иконой Божией Матери помогают молодым девушкам устроить семейное положение.

Где: Гомель, Свято-Никольский мужской монастырь, ул. Д.Бедного, 4.

Коложская икона Божией Матери

Чудесами икона славится с XVII века.

В 1738 году в храме записали историю появления иконы: старые люди говорили, что какой-то нищий всегда носил с собой по обету этот образ Пресвятой Богородицы. А перед смертью у него было видение, чтобы он этот образ поместил в Коложской церкви. Этот образ является копией Виленской иконы Одигитрии. Чудесами икона славится с XVII века. Еще тогда со всей страны и из-за границы приезжали люди за исцелением от слепоты, одержимые злыми духами, парализованные и с болезнями конечностей.

В 1915 году при эвакуации в Россию икону вывезли вместе с другими святынями, но после войны ее след простыл. Сегодня в храме хранится список чудотворной иконы.

Где: Гродно, Борисо-Глебская (Коложская) церковь.

Минская икона Божией Матери

Эта икона одна из самых почитаемых святынь Минского края.

Эта икона одна из самых почитаемых святынь Минского края. По церковному преданию она много лет находилась в Византии. Не исключено, что на славянские земли ее привез Владимир, во время крещения Руси. Святой образ сначала хранился в Киеве. Во время взятия города крымским ханом один из татар сорвал с иконы золотую ризу, а саму святыню бросил в Днепр. Спустя время икону нашли в Минске — это было 13 августа 1500 года.

За пять столетий икона сменила много мест хранения, и в итоге объединила православных, униатов и католиков. Во время нескольких пожаров икона уцелела.

Где: Минск, Кафедральный собор в честь Святого Духа.

Жировичская икона Божией Матери

Эта икона входит в число ста самых значимых икон православного мира.

Эта икона входит в число ста самых значимых икон православного мира. Она самая маленькая среди почитаемых икон Божией Матери, является национальной святыней белорусов, почитается также и соседними народами.

Чудотворную икону в необыкновенно ярком свете заметили пастухи на ветках груши в 1470 году. На месте явления построили храм в честь Пресвятой Богородицы. Около 1520 года во время сильного пожара храм сгорел, в огне пропала и икона. Но однажды дети увидели сидящую на камне красивую деву, она держала в руках икону, которую все считали сгоревшей. Храм был восстановлен, а вскоре на том месте возник монастырь.

Поклониться иконе приезжали короли Речи Посполитой, а также Сапеги, Радзивиллы и др. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Где: Гродненская обл., Слонимский р-н, пос. Жировичи, Свято-Успенский ставропигиальный мужской монастырь.

Туровские каменные кресты

Двухметровый святой крест хранится в кладбищенской Крестовоздвиженской часовне.

Они являются свидетелями времен раннего христианства на Беларуси и датируются XII веком. В начале ХХ века было известно 10 крестов в Турове и его окрестностях, но на сегодня сохранилось только пять.

Где: Гомельская обл., Туровский р-н., д. Погост. Двухметровый святой крест хранится в кладбищенской Крестовоздвиженской часовне.

Гомель. Областной краеведческий музей хранит два креста.

Туров. В храме Всех Святых хранятся еще два креста.

Блаженная Валентина Минская

Матушка Валентина — первая в истории Белорусской православной церкви причислена к лику святых в чине блаженных.

Больше 30 лет своей жизни она провела прикованной к постели из-за болезни. Все это время она помогала людям обрести покой и найти истину, утешала скорбящих, молитвами возвращала здоровье больным.

Еще при жизни многим своим посетителям она говорила: «Я умру, но приходите ко мне, как к живой, и я вам помогу». По сей день она исполняет свое обещание. Ее скромная могилка стала местом паломничества, куда приходят многие люди за верой, духовным утешением, помощью и исцелением от болезней души и тела.

Где: Минская обл., Дзержинский р-н., д. Коски.

Частицы мощей святого Николая Чудотворца

Один из самых почитаемых святых во всем христианском мире — святитель Николай.

Один из самых почитаемых святых во всем христианском мире — святитель Николай. Он является заступником моряков, торговцев, детей, а также опекуном бедных и сирот. Николай Угодник является прообразом Санта-Клауса. Именно он через дымоход доставлял детям подарки.

Мощи святого Николая Чудотворца хранятся в итальянском городе Бари. Этим летом частицу мощей Николая Чудотворца выкупили братья Короткевичи (они родом из Гомельской области) и подарили ее верующим Гомельской епархии.

Где: Гомельская обл., Ветковский р-н, д. Железняки, Свято-Никольский храм.

Минск, Кафедральный собор в честь Святого Духа.

Могилев, Свято-Никольский женский монастырь.

Гродненская обл., Новогрудок, Кафедральный собор во имя Святого Николая Чудотворца.

Витебская обл., Полоцк, Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.

С ранних веков религия была неотъемлемой частью жизни белорусов. Не удивительно, что на её территории строилось большое количество католических и православных храмов. Многие великие памятники истории и архитектуры были утрачены, и теперь мы можем их видеть только в виде руин либо на старых картинах и фотографиях.

Тем не менее, сколько церквей в Беларуси уцелело и до сих пор хранит следы духовенства былых времен! Цифра немаленькая – более 1200 православных храмов открыто в Беларуси. Среди них есть те, которые выделяются стариной, архитектурой или особой атмосферой. Мы приготовили наш топ-10 белорусских церквей.

Церковь в Сарье

Церковь Успения Пресвятой Богородицы всем своим видом говорит о том, что она возводилась как костёл. В середине 19 века в Сарье Игнатий Лопатинский начал строительство храма в память о своей покойной жене. В разное время храм попеременно принадлежал католической и православной церкви. Но в итоге был передан православной конфессии.

Успенская церковь и прилегающий к ней парк с экзотическими деревьями внесены в список историко-культурных ценностей Беларуси.

Церковь Св.Михаила архангела

Без сомнения, о церкви Святого Михаила в Сынковичах слышал каждый белорус. Уникальный для Беларуси памятник архитектуры был построен в 16 веке неподалеку от Слонима и до сих пор не потерял своего величия. Элементы поздней готики, эклектики и Ренессанса прослеживаются в формах церкви. Церковь увенчана четырьмя башнями, под каждой из которых ранее располагался склеп.

Борисоглебская церковь

Во времена ВКЛ на территории современного Новогрудка был построен один из красивейших храмов Беларуси – Борисоглебский. Впрочем, посетить святыню, которой насчитывается 500 лет, может каждый и в любой день. Готическая церковь святых мучеников князей Бориса и Глеба построена из кирпича в виде корабля и не раз перестраивалась, вбирая в свой образ черты барокко и псевдорусского стиля.

В 2010 году церковь была реконструирована. На башни установили луковичные купола, не свойственные архитектуре храма, что вызвало недовольство среди узких кругов белорусской интеллигенции.

Коложская церковь

Ещё одна церковь в Беларуси имеет название Борисоглебской. Её многие знают как Коложскую. Впечатляющий, дышащий стариной храм был основан в 1180 году. Многократные разрушения и восстановления придали церкви особый вид. Старый кирпич и камни в стенах распределены неравномерно. Коложская церковь охраняется ЮНЕСКО и притягивает к себе немало туристов.

Софийский собор

Один из первых храмов в Беларуси, ознаменовавший приход христианства на наши земли сохранился в Полоцке. Святыня была построена в 11 веке по указу Всеслава Чародея. С тех пор и по сей день Софийский собор является религиозным центром белорусской земли.

Ежегодно в Полоцкой Софии проходят концерты камерной и органной музыки. Поэтому обязательно съездите туда.

Храм Сошествия Святого Духа

Профессиональнее зодчие в 1642 году создали в Минске яркий пример сарматского барокко. Им стал храм Сошествия Святого духа, который возведён в нынешнем центре белорусской столицы, на Немиге.

Как и многие храмы, Свято-Духов кафедральный собор возводился для католического ордена бернардинцев. Однако, в дальнейшем костел был перестроен и отдан православной церкви. Благодаря удачному расположению, этот собор является одной из главных и наиболее посещаемых достопримечательностей города.

Свято-Успенский собор

Молодой кафедральный собор в Витебске, возведенный на месте разрушенного униатского храма 18-го века, находится на возвышенности, откуда открывается чудесный вид на город и реку Западную Двину. Только здесь, со звонницы Свято-Успенского собора можно услышать звон самого большого пятитонного колокола в Беларуси.

Покровская церковь

Гродненская область богата на достопримечательности и религиозные постройки. В небольшой деревне Турец, в Кореличском районе, в 19 веке была возведена Покровская церковь. Её заложили из камня в ретроспективно-русском стиле, который был популярным в Беларуси во время строительства храма. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы богато декорирована и увенчана пятью куполами. Справа от главного входа возвышается двухъярусная колокольня.

Спасо-Преображенская церковь

Массивный, но от этого не менее привлекательный храм в Заславле – интересный объект и одна из святынь белорусского народа. Примечательно то, что Преображенская церковь выступала оборонительным сооружением, чему свидетельствуют бойницы на главной башне. Постройка 16-17 веков изначально принадлежала кальвинистам и только в 18 веке была передана православной церкви.

Петропавловская церковь

Из далекого 18-го века до нас дошла ещё одна церковь – храм Святых Петра и Павла. Находится она в Берёзе, в 110 км от Бреста. Петропавловская церковь представляет собой красивый каменный храм, который после реконструкции приобрёл новый облик. В архитектуре Петропавловской церкви можно отметить черты русско-византийского стиля.

Конечно, мы перечислили не все церкви Беларуси, заслуживающие внимания. Еще больше православных храмов смотрите . А если вас интересуют костелы, их можно найти .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Белорусский портал Царква

Интервью с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси от 09.04.2007

– Ваше Высокопреосвященство, можно ли дать четкое определение, где проходит граница, которая отделяет церковную сферу деятельности от государственной или общественной?

– Чтобы ответить на Ваш вопрос, попробуем воспользоваться сравнением: где проходит черта между требованиями совести, доводами рассудка и голосом чувств? Согласитесь, полноценная личность не может довольствоваться какой-нибудь избирательной комбинацией этих понятий. Ведь она только тогда и начнет свой путь к полноценности, когда постарается хоть немного приблизиться к сбалансированному состоянию трех этих качеств.

Мне уже приходилось не раз говорить о тройственной модели, которая лежит в основании многих явлений в мире: Бог троичен в Лицах; человека составляют дух, душа и тело; музыка основана на гармонии, мелодии и ритме… Задавая этот вопрос, Вы и сами предложили своеобразную триаду – церковная, общественная и государственная сферы деятельности…

В определенной степени эти сферы взаимно пересекаются, образуя общие области задач, ответственности и трудов. Это в первую очередь область морали и нравственности, затем – педагогика и образование, далее – наука и культура: эту линию можно продолжить, шаг за шагом определяя круг наших национальных интересов. Церковь, общество и государство в наши дни вполне здраво оценивают степень своего участия в совершенствовании этих общих областей народной жизни. В качестве примера можно привести Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью и около двух десятков специализированных совместных программ, которые наполняют общие договоренности конкретным содержанием.

В то же время природа и миссия Церкви предполагают определенные ограничения, которые препятствуют ее всецелой вовлеченности в государственную и общественную сферы. А именно: Церковь не позволяет вовлекать себя в политическую деятельность – например, запрещая в настоящее время священнослужителям, епископам и священникам участвовать в качестве кандидатов в избирательных кампаниях всех уровней. Избирать – можно, ибо это гражданский долг, но быть избираемым – нельзя, потому что на современном этапе развития общества епископат и священство призваны заниматься своим главным делом, то есть духовным окормлением паствы, церковным строительством и миссионерской деятельностью. Подробнее об этих и других ограничительных особенностях сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.

И потом, Церковь – это не ведомство и не гражданский институт. С мистической точки зрения Церковь – это Тело Христово, и Глава Церкви – Христос. С социальной точки зрения в состав Церкви как сообщества людей, верующих в бытие Бога и исповедующих Его заповеди и законы, входят представители всех слоев общества: взрослые и дети, бедные и богатые, ученые и деятели искусств, государственные мужи и военнослужащие, политики и экономисты, вплоть до тех, кого конвоируют, и тех, кто осуществляет конвой… Для христиан Церковь является объединительной силой, которая в рамках приведенного мною в начале сравнения ассоциируется с совестью. Вспомним, что даже законы, определяющие юридическое положение Церкви в обществе, называются «О свободе совести» или «О свободе вероисповедания».

Коротко говоря, Церковь объединяет самых разных людей, но не позволяет тем или иным группам вовлекать себя в политические игры и идеологические распри, в лоббирование отдельных экономических вопросов или в защиту чьих-либо корпоративных интересов.

В жизни человека и общества бывают периоды, когда доводы холодного рассудка или бурное волнение чувств могут временами заглушать голос совести или же требовать от нее оправданий своих действий и намерений… Но, в конце концов, именно совесть побуждает рассудок и чувство придти к созидательному равновесию. Думаю, это хорошо известно каждому человеку, верующему и неверующему.

Вот почему сама Церковь, которой также не чужды рациональные побуждения и эмоциональные переживания своих членов, всегда стремится к умиротворению, к равновесию. А это, как известно, полнее всего достигается постом и молитвой.

– Каким Вам видится идеал белорусского общества, белорусской социальной модели?

– Поверьте мне, идеальных обществ на земле не существует и никогда не существовало. Даже социальные утопии мыслителей разных времен и народов не претендовали на статус идеальных обществ.

В свое время Сам Господь Бог предложил одному из народов построить его религиозную, государственную и общественную жизнь в соответствии со статьями Божественного закона, известного как «Синайский кодекс». Если бы это вполне осуществимое предложение Творца было не только принято, но и воплощено в жизнь, человечество могло бы получить прецедент создания общества, близкого к идеалу.

Однако это строительство никогда не было реализовано целиком и полностью, потому что, как говорит Священное Писание, «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21: 25). Обратите внимание: «казалось» справедливым, но не было таковым. А народ наш совсем не случайно подметил, что «когда кажется – надо креститься».

Мы можем говорить лишь о принципах, которые должны быть всегда полагаемы в основания общественного строительства и которые дадут обществу реальную надежду на справедливую жизнь. Но «справедливое» вовсе не означает «идеальное», как о том свидетельствуют приведенные выше библейские слова и как это наверняка известно каждому из нас по его личному опыту. В трагическом 1917 году многим сторонникам революционных преобразований казалось, что они действуют справедливо. Но история свидетельствует об обратном. К тому же, многие из этих идеалистов были перемолоты в жерновах революции, которые они сами раскрутили.

Для верующего христианина мерилом идеальности всякого земного предприятия является совесть: в согласии ли с совестью совершаются те или иные деяния? что отвечает мое сердце на укоры личной и общественной совести? Вот почему одной из наиболее часто произносимых в Церкви молитв стали слова из Псалтири: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50: 12).

Белорусское общество не вчера возникло, чтобы по-детски мечтать об идеальном устройстве или слепо следовать даже за самой заманчивой мечтой. Белорусы сумели выжить в условиях многих иноземных нашествий, межславянских браней и революционных потрясений. Им свойственен особый взгляд на мир, а тем более – на социальное устройство своей жизни, в основе которого лежит опыт выживания в жесточайших исторических испытаниях. По большому счету, главное – это не мешать людям самим обустраивать свою жизнь, не навязывать жителям белорусской земли никаких «социальных моделей».

Внимательный взгляд в многовековую, я подчеркиваю, именно многовековую историю белорусского народа и почтительное отношение к труженикам на всех уровнях социальной лестницы – вот что открывает нам искомые основания, которые необходимы для успешного общественного строительства. А основания эти просты: христианская отеческая вера, отсутствие войны и экономическая самостоятельность.

– Сейчас церковные структуры имеют свободу действий, большинство верующих Беларуси в той или иной степени ассоциируют себя с Православием, однако на деле большинство населения знакомо с учением Церкви поверхностно. Чем Вы объясняете это парадоксальное состояние, и есть ли выход из него?

– Такое состояние лишь на первый взгляд кажется парадоксальным. Совсем не случайно в Евангелии Христос Спаситель называет Своих верных и твердых последователей малым стадом (см. Лк: 12: 32). Так было во все времена: далеко не все люди даже при самом благонамеренном расположении их сердец к Богу и к Церкви способны понести всю полноту ответственности, весь труд веры, всю меру испытаний, связанных с исповеданием Бога. Да и противник Господа никогда не дремлет, и его усилия по отклонению человека от спасительного пути порою весьма продуктивны.

Поэтому терпимость к человеческим слабостям, понимание всей тяжести суетного бытия, снисхождение к немощам человеческим – это тоже часть церковного милосердия. Лишь одного решительно и бескомпромиссно требует Святая Церковь от человека, от тех, кто является ее членами – желания быть лучше, стремления становиться чище душою и сердцем, раскаяния в своих пороках, грехах и прегрешениях.

Вы считаете, что у вас есть основание для упрека части наших сограждан в поверхностном знании основ веры…. Что ж, народные наблюдения тоже не без грусти свидетельствуют, что «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Но так бывает лишь до первого «грома»… Этот упрек теряет остроту, когда наступает беда, когда случается горе, когда приходят болезни или смерть расторгает привычные и дорогие сердцу жизненные узы.

Но такова одна из особенностей человеческой психологии: многие вспоминают о Спасителе только тогда, когда остро нуждаются в сиюминутном спасении. Но и это не может служить человеку упреком, потому что Господь наш Иисус Христос сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 12-13).

Главное в Церкви – не сумма знаний, не отсутствие грехопадений, не щепетильное соблюдение обрядов. Все усилия Церкви Христовой в конечном итоге ведут к сохранению и проявлению первозданной, подлинной природы каждого человека, то есть к прославлению в нем образа и подобия сотворившего его Бога. Пока люди будут желать этого, общество будет иметь будущее. А когда и почему, и в каких обстоятельствах человек обратится к Церкви – о том ведает Бог… Мы же должны быть всегда готовы открыть перед каждым приходящим в Церковь дверь храма, страницу книги, уста для проповеди.

– Бытует стереотип, что православным, в отличие, скажем, от баптистов, не свойственно миссионерство как вид религиозного служения. Каково состояние и перспективы развития православной миссии в обществе? Каким сегодня должно быть православное миссионерство?

– Это ложный стереотип, который не имеет ни исторического обоснования, ни современного подтверждения. В Православной Церкви существуют свои, свойственные именно ей формы миссионерской деятельности. Если говорить в целом об историческом миссионерстве Русской Православной Церкви, то вспомним, что даже в Золотой Орде в период татаро-монгольского ига была создана православная епархия, объединявшая не только русских людей, но и немалое число обратившихся татаро-монголов.

В пределах царской империи Православие никогда не насаждалось среди малых народов насильно, но всегда совершало свою миссию с любовью и уважением к их достоинству. Обратитесь для подтверждения этого к истории Православия в Сибири и на Аляске, в Японии и Китае, в Западной Европе и Южной Африке. Православный миссионер призван говорить от сердца к сердцу, а не от огня, меча, властных полномочий или тугой мошны.

Этот принцип особенно важен сегодня, когда мы совершаем нашу миссию не «на стране далече», но среди своих соотечественников. Современное миссионерское служение Белорусской Православной Церкви проходит в системе образования, в вооруженных силах, в местах лишения свободы. Православным миссионером становится в современном обществе тот, кто умеет не только говорить о Законе Божием, но способен жить в соответствии с этим законом и личным примером жизни свидетельствовать о Боге и о своей вере. Если у Вас есть такой друг, приятель, сосед, то Вы знакомы с православным миссионером и сами можете стать таковым, если у Вас хватит любви и решимости.

– Молодежь и Церковь: крепка ли сегодня эта связь?

– Молодежь, как известно, не терпит формализма. Там, где в приходской жизни допускается формальное отношение к богослужению, молитве, посту, молодежи будет немного. Молодые люди как-то особенно чувствительны к фальши и одновременно весьма восприимчивы к искреннему слову и делу.

Пока человек молод, он ищет способы самовыражения и самоутверждения. Церковь предоставляет ему богатые возможности для этого. Но проблема состоит в том, что достойно самовыражаться и плодотворно самоутверждаться можно лишь при условии строгой духовной или внутренней дисциплины. А это свойственно далеко не всем.

Ваш вопрос сформулирован так, как будто Церковь и молодежь – это две совершенно автономные сферы. На деле есть молодежь церковная и нецерковная, и неожиданностей в обеих частях молодежной среды бывает предостаточно. В семье священника могут быть легкомысленные в духовном отношении дети, а в семье офицера – глубоко верующие. Рок-музыкант, прошедший огонь, воду и медные трубы, порою способен проявить более глубокое религиозное чувство, чем иной член приходской общины… И разгадка этого феномена проста и понятна, ее прекрасно сформулировал в одном из своих стихотворений Булат Окуджава: «А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она».

Здесь мы опять возвращаемся к сердцу человека, потому что, по слову Христа Спасителя, «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мф. 15: 21-23).

Все, перечисленное выше, это плоды болезни духа, от которых страдает и душа, и тело, а в данном случае – молодая душа и молодое тело. К тому же, молодые люди приходят в мир не на пустое поле и перед ними – не чистый лист бумаги…

Когда старшие поколения ругают современную им молодежь, они во многом обличают самих себя, потому что не дают отчета в том, какое духовное, а вернее бездуховное наследие они оставляют молодым. Воздаваемое обществом уважение к преклонным летам не освобождает представителей старшего поколения от ответственности быть мудрыми и добрыми, отзывчивыми и терпеливыми, самокритичными и рассудительными.

С какой тревогой и одновременно с надеждой звучат из глубины веков слова Писания: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч. 23: 26). И к какой ответственности отцов и дедов перед детьми и внуками они призывают!

Мы ответственны за то, что видят глаза наших детей, и прежде, чем привлекать их сердца к себе, мы обязаны честно и бескомпромиссно дать себе отчет о содержании своих сердец. И не дай нам Бог попытаться привлечь молодежь фальшью или формальностью!

Молодое сердце будет там, где оно найдет свою сердечную привязанность. Именно здесь возникает та связь, о которой Вы спрашиваете. А степень ее крепости, как всегда, испытывает время.

– Беларусь – независимое государство с самобытной культурой. Насколько активно происходит внедрение белорусского языка в богослужебную и молитвенную практику, издание священных книг и богословских трудов, использование белорусского языка в проповедях духовенства? На какой стадии находится перевод Библии на родной язык белорусов?

– Слово «внедрение» имеет в этом контексте оттенок насильственности. Поэтому в разговоре о языке постараемся его избегать.

Исторически белорусский язык не имеет сложившейся собственной богословской и литургической терминологии. В этой области слишком часто используются так называемые «русизмы» и «полонизмы», которые бывают несозвучны общему лингвистическому строю белорусского языка. Поэтому сегодняшняя задача Библейской комиссии Белорусской Православной Церкви – выработать на научно-богословских принципах такую белорусскую терминологию и испытать ее на практике.

Для этого мы осуществили перевод на белорусский язык всех четырех Евангелий. Они изданы в составе четырехъязычных книг, которые содержат тексты на греческом, латинском, церковнославянском и белорусском языках. Продолжается перевод Апостольских посланий.

Готовится специальное богослужебное издание Святого Евангелия на белорусском языке. Его особенности состоят в том, что тексты организованы именно для их чтения за Богослужением, во время совершения Таинств и молитвенных последований. Издан на белорусском языке Православный молитвослов, переведены чинопоследования Божественной литургии, таинств Венчания и Крещения.

Что касается востребованности этих текстов в приходской жизни, то здесь все зависит от прихожан: если они захотят, чтобы в их церкви за богослужением звучал белорусский язык, ничто и никто не будет этому препятствовать, тексты доступны. А на каком языке проповедовать, разговаривать и видеть сны – это личное дело каждого, о внешнем «внедрении» речи быть не может.

– Каким должно быть православное богословие сегодня? Какую пользу теология как наука приносит обществу?

– Православное богословие сегодня должно быть своевременным. Оно призвано давать четкие ориентиры для сферы церковного образования, катехизации и миссионерства. Церковь после долгого периода несвободы ныне вновь осмысливает себя и в условиях современности, и в истории пройденного ею в XX столетии пути. А это, в свою очередь, требует догматической верности и единства богословской мысли и церковной жизни.

Богословы должны быть внимательны к современному миру, к его поискам, сомнениям, проблемам, должны прилагать усилия, чтобы понять противоречивые пути его развития. Богословие призвано изучать современную культуру и вести диалог с нею.

Как Председатель Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви я мог бы долго рассуждать об истории и сегодняшнем дне богословия… Но вместо этого позвольте в качестве иллюстрации напомнить темы наиболее значительных богословских форумов, проведенных в недавнее время: это Православное учение о Церкви, о Пресвятой Троице, о церковных Таинствах, о человеке; это рассмотрение темы эсхатологического учения Церкви, аспектов диалога богословия и философии, взаимоотношения нравственного богословия и философской этики; это исследование проблемы зла, изучение места и значения православного богословия на Западе в ХХ столетии…

Без богословского осмысления представители Церкви не могли бы, да и не имели бы права высказывать суждения о современном мире и предлагать ответы на «вызовы времени». Поэтому утилитарная польза, которую может извлечь общество из богословской деятельности и богословской мысли современной Церкви, очевидна: это проверка степени соответствия своего сегодняшнего состояния духу вечности и смыслу всеобщего бытия.

– В какой степени возможен сегодня синтез религиозного и научного знания? Каким должно быть образование, чтобы воспитывать полноценную личность?

– Этот синтез не только возможен, но реально существует и весьма динамично развивается уже, по крайней мере, полтора столетия. Тот, кто отрицает такую возможность, выглядит сегодня, мягко говоря, комично. Об этом было много сказано в рамках недавней дискуссии в прессе и в интернет-пространстве на тему о науке и обществе.

Что касается образования, то оно само должно быть полноценным для того, чтобы претендовать на воспитание полноценной личности. Образовательные программы призваны учитывать традиционные ценности и исторические основания того народа, для которого они создаются. Без христианства и осознания своей славянской и национальной идентичности наш народ не мог бы существовать в течение последней тысячи лет. И если кто-то сегодня захотел бы поставить перед собой задачу его деидентификации, то достаточно было бы вычеркнуть из народной жизни две эти базовые ценности.

Кроме того, образование, просвещение и воспитание – это не синонимы. Если под образованием понимать сумму знаний, то просвещение – это сумма морально-нравственных и этических принципов. А воспитание – это не что иное, как развитие навыка использовать свои знания в соответствии с требованиями морали, нравственности и общественной этики. Религиозная составляющая в этом случае становится цементом, который единственный способен скрепить все плоды этой триады и одухотворить ее высшим, божественным смыслом, без которого тщетны все усилия ученых, учителей и педагогов.

– Сейчас в странах Запада мы наблюдаем заметное охлаждение к христианству, в том числе на государственном уровне. Означает ли это некую необратимую тенденцию, в чем причины этого явления?

– Мне кажется, уместнее было бы назвать это явление не «охлаждением», а подчеркнутой секулярностью государственных властей ряда стран Запада. Желание продемонстрировать свою «сверхдемократичность» приводит к тому, что в ранг абсолютной ценности сегодня возводится совершенно искусственный принцип так называемой «политкорректности». Стремление соблюсти его уже давно оставило позади даже заботу о правах человека и доходит порою до абсурда. Недавно британская общественность была возмущена тем, что три поросенка из известной сказки официально превращены в трех щенят, дабы не оскорблять чувства тех, кто считает свинью презренным животным.

Запреты на ношение «больших» изображений религиозных символов в общественных местах, замена крестов, полумесяцев и звезд на бортах карет скорой помощи какими-то снежинками или квадратами – все это лишь малые звенья тяжкой цепи, сковывающей свободу совести человека и право сохранять свою религиозную идентичность в своей стране, на своей земле.

Из последних общеевропейских документов изъяты упоминания о христианских основаниях Европейской цивилизации. Когда бы правительства были столь же чутки к голосам своих избирателей-христиан, как внимательны они в соблюдении ритуалов «политкорректности», судьбы Европы могли бы быть более благоприятными.

Разумеется, эта тенденция обратима, потому что противоречия, которые она порождает, неизменно потребуют здравомыслия и государственной трезвости для их устранения. Да и ситуация, в принципе, не нова: вся история человечества – это летопись отступления народов от Бога и возвращения к нему, когда, образно говоря, «гром грянет». Алгоритм человеческой истории, а точнее, причинно-следственная закономерность чередования периодов войны и мира сформулированы в Библии очень четко: «Избрали новых богов, от того война у ворот» (Суд. 5: 8).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *