Православие это язычество

Связь христианства с язычеством славян

В.А. Чудинов

Нам хорошо известно весьма негативное отношение христианства к язычеству, существующее до сей поры. В этом смысле весьма интересны высказывания Н.М. Гальковского в его двухтомной монографии «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси”. Приведу лишь одну цитату: «Духовенство стремилось сделать жизнь народа наиболее совершенной в религиозном отношении. Для этого, прежде всего, приходилось бороться со старыми привычками и любовью народа к играм, пляскам, песням, против остатков язычества, выражавшихся в почитании старых богов, рода и рожаниц и т.д. Обличения иногда бывали страстными, как, например, в Слове Христолюбца. Но проповедник обыкновенно не исследовал причин известного греховного обычая, ограничивался обличением его»1. Иными словами, на взгляд ученого, христианство хотя и боролось с язычеством, но не очень эффективно, лишь поверхностно, не докапываясь до истоков. Следовало бы бороться основательнее.

Ну а как относилось язычество к христианству? На первый взгляд тут трудно найти какой-либо ответ, поскольку с язычеством было покончено (так принято думать) с крещением Руси, то есть тысячу лет назад, и сейчас вряд ли можно найти какие-либо языческие источники. Более того, весьма сложно обстоит дело даже с ранними христиансткими источниками Руси, которые можно буквально пересчитать по пальцам. Так что данный вопрос выглядит чисто риторическим. А умозрительно можно предположить, что как аукнется, так и откликнется, и если христиане боролись с язычниками, то те им отвечали той же монетой, а возможно и сильнее, поскольку не имели представления о христианском смирении. У язычников, как принято полагать, всё было разнузданным, несдержанным, таковы же они вроде бы должны были быть и в своем праведном гневе против христиан.

Однако это предположения. От них я хотел бы перейти к той реальности, которая открылась в связи с обретением дара чтения руницы. Неосведомленному читателю поясняю, что руницей называлось докирилловское слоговое письмо славян, где каждый знак означал не один звук, а два, согласную и гласную, то есть целый слог. Это письмо изначально было сакральным, то есть предназначалось для священных текстов, а потому было не только весьма красивым и торжественным, но и довольно запутанным, так, чтобы его в состоянии были читать только жрецы. Оно существовало на Руси, и не только на Руси, а во всех славянских странах, и во многих неславянских странах Европы, где много тысяч лет писали по-русски, разумеется, не только до крещения Руси, но и до возникновения первых христианских общин древнего Рима. Писали им не только явно, но и тайно, используя его знаки в качестве отдельных элементов рисунков. Так было, например, у древних греков, о чем я недавно опубликовал заметку в журнале «Дельфис”2. То же самое существовало у древних римлян. Поэтому нет ничего удивительного, что тайные надписи стали делать и христиане, изображавшие знаки руницы главным образом складками одежды персонажей на иконах. Вот к подобному исследованию мы сейчас и переходим.

Мозаика Спасителя из Константинополя. В храме Спасителя в ”Загородном монастыре” Константинополя, построенном в Х веке и позже превращенном турками в мечеть Кахрие-Джами при входе из внешнего нартекса во внутренний можно видеть изображение Иисуса Христа по пояс с Евангелием в левой руке3. Складки одежды образуют тексты руницы, читаемые по-русски.

Я читаю, рис. 2: на левом плече (справа от зрителя) МОЛЮ, ГОСЪПОДИ!, над пальцами правой руки МОЛЮ, между руками ГОСЪПОДИ, ЧАЙ НАША ЧАДИ!, на левом рукаве внизу МОЛЮ!, правее кисти руки — ЧАЙ, на рукаве между локтем и плечом — ЧАДИ. Общий смысл молитвы: МОЛЮ, ГОСПОДИ, БЕРЕГИ НАШИХ ДЕТЕЙ! Я вижу, что к языческому обращению ЧАЙ добавлено христианское МОЛЮ. Однако, меня удивляет наличие типично русских молельных формул на русском языке в Константинополе — вроде бы никто никогда не говорил, что это русский город или что иконы там изготавливали русские.

Рис. 1. Мозаика Спасителя в Константинополе

Некоторое разъяснение кроется в двух угловых пластинах, изображенных на переплете Библии, которую держит в руках Спаситель. Левая вроде бы обычная, но правая имеет тонкую структуру, которая при увеличении может быть прочитана как ЖИВИНА РУСЬ. Но в таком случае можно прочитать и левую пластину как ЖИВА. Тем самым, Константинополь расположен на земле ЖИВИНОЙ РУСИ, где главной остается богиня ЖИВА. А, следовательно, первым и основным сакральным языком на этой земле остается русский, коль скоро это РУСЬ.

Рис. 2. Мое чтение надписи на мозаичной иконе Спасителя

Икона Богоматери. Обычно, когда я демонстрирую какие-то новые надписи, чье существование не укладывается в голове моих слушателей, меня упрекают в том, что, на мой взгляд, как раз является моим достоинством: что я выискиваю едва заметные штрихи. На мой взгляд, это специально созданные неброские, но очень хорошо продуманные тексты; но на взгляд моих оппонентов — просто случайные сочетания линий. В вышеприведенном примере я прочитал складки на одежде; таковыми они и останутся для моих оппонентов, и тем, что одни и те же формулы применены на иконе Спасителя дважды, я их переубедить не смогу.

Но на мое счастье, имеются надписи, которые на самом рисунке задуманы как надписи. Однау из них я и демонстрирую: это фрагмент мозаичной иконы Богоматери из того же храма Спасителя в Константинополе. Называется икона «Богоматерь перед первосвященником”4. Я показываю надпись на ней в увеличенном виде; руницей там начертано РУСЬ, ДЕВА ЖИВА. Вот подлинное место новозаветных сцен.

Рис. 3. Фрагмент иконы Богоматери и мое чтение надписи

Рисунок из Синодальной рукописи. В средневековых рукописях часто помещались миниатюры с изображением святых. В данном случае я заимствовал изображение святого Глеба из Тульского словаря «Держава Рюриковичей”, где, правда, написано «Святой Борис” и иллюстрируется этим рисунком статья именно о Борисе Владимировиче5. Но на самой иконе кириллицей написано ГЛЕБ. И помимо слов, написанных буквами кириллицы, на ней весьма много и слов, начертанных руницей.

Именно потому, что надписей слишком много, имеет смысл рассмотреть их все последовательно, продвигаясь от лица к ногам и нижней части рамы.

Прежде всего имеет смысл прочитать каноническую надпись кириллицей вокруг головы. Она гласит: СВТЪ слева и АГ(ИОС) ГЛЕБ справа, что означает СВЯТОЙ АГИОС (СВЯТОЙ по гречески) ГЛЕБ. Тут все соответствует канонам.

На нимбе на левой части от зрителя снизу вверх красивыми буквами с украшениями начертано СВ. ГЛЕП. Это несколько странно, поскольку фонетическое написание имени ГЛЕБ как ГЛЕП соответствует просторечию. Верхняя часть по центру и немного справа занята надписью руницей СЬВАТОЙ, а затем кириллицей — АГИОС и опять руницей ГЛЕПЪ. Сочетание СВЯТОЙ АГИОС звучит издевкой, поскольку АГИОС и есть СВЯТОЙ; к тому же слово АГИОС совершенно не вяжется с простонародным ГЛЕП (это так же режет слух, как, например, обращение Dear Sir Пронькин!). Ниже справа начертано сначала то руницей, то кириллицей, а последнее слово — целиком руницей: ДАР ОТЪ МОСЬКЪВЫ СЬЛАВЯНАМЪ ВЪ ПЕРЬВОПЪРЕСЬТОЛЬНОЙ. Это, как я понимаю, означает ДАР ОТ МОСКВЫ СЛАВЯНАМ В КИЕВЕ. Но самые удивительные слова поместились на короне и чуть левее и ниже; корона содержит повернутое на 900 вправо изображение всадника на ослике, которое читается В ПОРУ, а левее него — ОЛУХ, что означает В МЕРУ ОЛУХ. Тем самым, христианскому святому дана уничижительная критика. Наконец, к удивлению, читается и лицо, точнее то, что ниже бровей: СЬЛАБЪ ЧЕЛОМЪ, то есть СЛАБ ГОЛОВОЙ. Говоря современным языком — СЛАБОУМНЫЙ. Иными словами, все надписи кроме первой — сплошное издевательство над православным мучеником!

Рис. 4. Изображение святого Глеба

Уже на этом этапе следует задуматься над отправителем, МОСКВОЙ, и адресатом, СЛАВЯНАМИ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОЙ. Такую пародию на православного сына киевского князя Владимира могли послать только язычники Москвы. Полагаю, они намекают на такие эпизоды жизни Глеба: «…Злой сообщник диавола послал за блаженным Глебом, говоря: «Приходи не медля. Отец зовет тебя, тяжко болен он”. Глеб быстро собрался, сел на коня и отправился с небольшой дружиной. И когда пришли на Волгу, в поле оступился под ним конь в яме и слегка повредил ногу»6. Вероятно, именно это и дало повод пересмешникам изобразить Глеба на осле приникшим к ушам животного. А повод назвать его слабоумным дает другой эпизод: «Потом взглянул на убийц и промолвил жалобным и угасающим голосом: «Раз уж начали, приступивши, свершите то, на что посланы”. Тогда окаянный Горясер приказал зарезать его без промедления. Повар же Глебов, по имени Торчин, взял нож и, схватив блаженного, заклал его, как агнца непорочного и невинного, месяца сентября в 5-й день, в Понедельник»7.

Рис. 5. Мое чтение верхнего фрагмента иконы святого Глеба

Однако продолжим чтение, перейдя к нижнему фрагменту иконы. В нижней части рамы можно прочитать слова ЗЕЛО БОЛЬШОЕ ЛИЦЕ, слева на рамке — ГЛЕПЪ РУСЬКИ. В правой нижней части рамки начертано ЖЕРЬТЪВА ЧЬЛОВЕЧА, ДАРЪ КИЕВА. Низ подола одеяния Глеба я переворачиваю на 1800 и читаю: ХРИСТИНАМЪ ГОРОДА КИЕВА КЪРОВЬНОЙ.

Рис. 6. Мое чтение нижнего фрагмента иконы святого Глеба

Верх подола содержит надпись РОЗОВЫЙ С КОРЗИНКОЙ ТА С КОТОМКОЙ, а нижняя кромка — ВЪ КЪЛОПОВОМЪ ПОЛУШУБОЧКЕ. Итак, Глеб Русский — ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ЛИЦО, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖЕРТВА, КРОВАВЫЙ ДАР ХРИСТИАНАМ ГОРОДА КИЕВА. Получается, что не язычники, а христиане приносят кровавые жертвы. Что же касается дальнейших слов, то они направлены на снижение образа Глеба: РОЗОВЫЙ С КОРЗИНКОЙ ДА КОТОМКОЙ И В КЛОПОВОМ ПОЛУШУБОЧКЕ.

Теперь можно понять, как язычники относились к христианам: во-первых, христианство считалось возникшим НА ПОЛЯХ ЖИВЫ, во-вторых, Иисус Христос полагался внуком Живы, выросшим под ее присмотром, и СЛАВЯНИНОМ, а все новозаветные деяния Христа совершались на РУСИ. А убийство детей Влвдимира Бориса и Глеба рассматривалось язычниками как типичная кровавая жертва отца, принесенная христианам города Киева. И в этом смысле на взгляд язычников христиане поступили как типичные язычники. А Глеб с их точки зрения был слаб головой и потому позволил себя убить, равно как и Борис.

Так руница помогает открывать неожиданные тайные тексты, содержащиеся на средневековых иконах, и пока никем не редактированные, а потому и подлинные.

Литература

1. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М., 1913. Репринт, М., 2000, с. 371

3. Покровский Н.В. Очерк памятников христианского искусства. СПб, 2000, с. 266, рис. 76

4. Там же, с. 267, рис. 78

5. Богуславякий В.В. Держава Рюриковичей. Славяне-Русь-Россия. Энциклопедический словарь в 6 томах. Т. 1. Тула, 1994, с. 275

6. Сказание о Борисе и Глебе // Жизнеописания достопамятных людей земли русской, Х-ХХ вв. М., 1992, с. 26

7. Там же, с. 27

Дорогие друзья!
Этот историко- публицистический жж создан с целью открыть глаза мыслящим людям на то, что происходит в России, самой темной стране параллельного мира. Я не ставлю никаких экстремистских целей. Правда не может быть экстремистом. Те, кто боится правды и есть экстремисты.
Для гбстов: я не являюсь гражданином России и проживаю не в России а в одной из свободных стран Дальнего Зарубежья. Успокойтесь.
Любые комментарии с матами ЗАПРЕЩЕНЫ и будут немедленно удалены.
Любые комментарии порочащие идеалы Свободы и Демократии ЗАПРЕЩЕНЫ.
Любые комментарии расхваливающие русский фашизм ЗАПРЕЩЕНЫ.
I- p адреса нарушителей будут сохранены для дальнейшего их выявления.
Автор.
«Есть зло скрытое, словно нечистоты в клоаке, стыдливо погребенное под покровом тайны и мрака; стоит его коснуться, как оно начинает источать яд и зловоние; даже самые проницательные умы порою не могут решить, что лучше — понять его сущность или закрыть на него глаза”.
Жан де Лабрюер
Я спросил его тогда, зачем православные понавыдумывали еще кучу посредников — святых?? Знаете, что он мне ответил? Цитирую : «а посредники посреднику»??!!! И тогда я понял, что разговариваю с идиотом.
Автор.
В России официальной религией, всячески поощряемой властями есть ПРАВОСЛАВИЕ.
Как то я попытался пристыдить одного пьяного православного и сказал ему — Что ж ты пьешь, как свинья, ты же христианин? На что тот мне ответил — А я не христианин , я- ПРАВОСЛАВНЫЙ. И он был прав!!! Действительно, православие не имеет ничего общего с христианством!! Только одни лживые утверждения. Вот этот вопрос мы и попытаемся тут рассмотреть. Так ли это? Что говорит Библия по этому поводу? Соответствует ли православие библейским заповедям? Как они соблюдаются?
Как то я разговаривал с православным священником ( отцом, как они себя называют). Речь шла о том, что Библия говорит: » ибо один Бог и один Посредник перед Богом и людьми -Человек Иисус Христос». Я спросил его тогда, зачем православные понавыдумывали еще кучу посредников — святых?? Знаете, что он мне ответил? Цитирую : «а посредники посреднику»??!!! И тогда я понял, что разговариваю с идиотом.
Чем же опасно православие? Дело в том, что люди, искренне ищущие Бога , думая, что это и есть христианство идут в православную церьковь….( ну , а в какую же еще, она же » единстверно правильная»). Но проходит немного времени, и любой мыслящий человек, прочтя библию, начинает задавать очень неудобные вопросы » батюшке». Например, почему в ПЦ священника называют отцом, батюшкой? Ведь Иисус Христос заповедовал обратное?!
Или почему верующих убеждают в важности поклонения и лобызания икон, тогда как Сам Господь Бог в 10 заповедях категорически это запретил?4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Исх 34:17; Лев 19:4; 26:1;Втор 4:15–18; 27:15
На эти вопросы ищущий » прихожанин» не найдет сколь нибудь внятных ответов. В лучшем случае » батюшка» укажет ему, что он тупой и ничего не понимает, ну , или что церкви видней и кто он такой , что бы спорить с церьковью.
Ну а если Вы еще поинтересуетесь, почему Гундяев , глава РПЦ, митрополит, как говорят и пишут многие СМИ замечен в сязях с гомосексуалистами,. Вас могут вообще репресировать.
И вот тогда, обманутый человек, разуверившись в Боге ( да, да, потому что многие отождествляют РПЦ с Богом) пускается во все тяжкие и душа его погибает. Так было не раз, такие случаи были не единожды описаны.
А причина кроется в грандиозном обмане, в том, что на самом деле Православная церьковь НЕ ЕСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ. По сути это самая страшная языческая секта, страшная тем, что на самом деле ПОД МАСКОЙ ХРИСТИАНСТВА УВОДИТ ЧЕЛОВЕКА ОТ БОГА. Кроме того, РПЦ является буквально ФИЛИАЛОМ ФСБ. Все священнослужители этого филиала имеют звание в ЧК-НКВД-КГБ-ФСБ. И, конечно своего куратора в этой организации.И сообщают все, что было сказано на исповедях в отчетах .
ПРАВОСЛАВИЕ, как и любое лжеучение страшно боится правды, по этому настоятельно НЕ РЕКОМЕНДУЕТ прихожанам читать Библию ! Вдумайтесь, поп не рекомендует ХРИСТИАНИНУ ЧИТАТЬ ГЛАВНУЮ ХРИСТИАНСКУЮ КНИГУ!! А почему, спросите вы? Да потому, что любой человек , внимательно прочитавший и изучивший Библию, покинет православие, убедившись, что оно — сатанинский обман, языческая секта, плюющая на заповеди Господа нашего !!! Но, как любое ЗЛО, православие хитро и изобретательно! Они придумали СВОЙ, ПРАВОСЛАВНЫЙ «Закон божий» . Где, в отличие от Библии убеждают в необходимости поклонения изображениям, костям, истуканам ангелам и …. Людям! ДА, да людям!! Посмотрите- авторитет митрополита виправославии равен авторитету Бога. Всякий сомневающийся будет предан анафеме и отлучен от » церкви».

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ
«Это – НЕ древнее славянское язычество. Это – т.н. «народное христианство”, которые мы тут очищаем в меру способностей”
(совместно с Мирославом Курганским).

Сразу же, чтобы задать верный тон – все нижеследующее написано для тех, кого В ПРИНЦИПЕ притягивает славянская мифология и славянское язычество, иначе смысла заморачиваться просто нет. А то я, с того момента, когда начал публичную деятельность, лет пять назад, насмотрелся на людей, которые критиковали современное славянское язычество и за то и за иное, – а в итоге, когда я смог найти ответы на все их возражения, все свелось к тому, что славянское неоязычество в принципе плохо и хорошим быть не может, что с ним не делай (ср. «хороший индеец – мертвый индеец”

). Вот так – не надо. Мы здесь все же собрались из любви к предмету и пытаемся что-то сделать, а не просто посетовать на то, насколько все прогнило.

Все начинается, конечно же, с удручающего состояния источников. Проблема, кстати, не в скудности информации, а в том, что она разнородна и имеет разнообразное происхождение. Собственно дохристианские представления славян, античное язычество, христианское – «книжное” влияние – все это переплеталось и трансформировалось самым причудливым образом. Наука пытается, конечно, отделить одно от другого, но.. научные гипотезы – это именно, что гипотезы, а не установленные факты. Мы говорим о «славянском язычестве”, но то, что мы реконструируем – чаще всего «может быть, славянское”, и не более того.
Вообще, большая часть «слав. яз-ва”, каким мы его сейчас себе представляем – это, скорее всего, 16-17 век (например – путешествие к центру мира (все эти остров Буян, дуб, Лата-камень и проч.) в заговорах – где исконный мифологический образ «Центра мира” наложился на христианскую практику паломничества к святым местам) .
Или такие мифологические персонажи как русалки, которые появились у нас вряд ли ранее 10-12 века (заимствованнное у греков название весеннего праздника «розалии” персонифицировалось в виде сезонных духов женского рода южными славянами и затем перешло к восточным). Однако это не сколько заимствование, – а чисто наша славянская инновация. С принятием хр-ва процессы заимствования и трансформации внутри культуры не прекратились ведь, несмотря на то, что все это происходило неизбежно уже под влиянием христианства.
Вот мы с вами сейчас на каком языке говорим? На славянском по происхождению русском языке, сформированном под сильным влиянием церковнославянского, тоже славянского по происхождению, но все это, за столетия претерпело значительные трансформации. То же самое и с духовной культурой, картиной мира и прочим.
Если мы не задаемся вопросом о происхождение наших воззрений – то на каком основании мы вообще говорим о славянском язычестве?
Не об абстрактном «шарообразном- язычестве-в вакууме”. Не об славянском народном христианстве. Именно о славянском язычестве?
Или «славянское” – это не то, что в обязательном порядке произошло от славян дохристианского времени, а все то, что они приняли в качестве «своего” на протяжении столетий?

Многие, кстати, идут этим путем: начиная с родноверия, углубляются в народную традицию и заканчивают «народным христианством”.
Ведь логично же. Всё вот это, что мы исследуем – поверья эти, обряды непонятного просхождения – это ведь «народное христианство” как оно есть.
И в рамках этой системы оно всё органично и естественно. Вроде бы. Вот они туда и уходят. Что мешает это сделать нам?
Мешает – христианство, которое изначально чуждо этой мифопоэтической картине мира. Все же там никуда не уйти от идеи спасения и всего такого – «сатанинское”, «нечисть” и т.д. Самое главное, христианство – оно же радикально АНТИязыческое. Было бы как с буддизмом и синто в Японии, мы бы вообще не парились и не изобретали бы велосипед.
Но нар. хр-во – оно этим и не устойчиво. Получилась немного шизофреническая конструкция, где, с одной стороны, в порядке вещей с домовыми христосоваться на Пасху, а с другой – это осуждается церковью как «языческое”. Изначально то есть не совсем органично оно все срослось, не благодаря, а, скорее, вопреки. Неудивительно, что сто лет назад это все так быстро рухнуло…

Не скажу, что мы сами не примирялись к «народному хр-ву”. Примерялись.
я примерялся было.. но нас это оттолкнуло, помимо всего прочего, и чисто эстетически.
Да, именно эстетика. Именно благодаря ей нас и воротит, потому что идейно – христианства в этом всём «народном” не то чтобы очень много – там хрен пойми что, но точно не то, что в Библии. Но все эти греческие заморочки… они явно лишние.
Вот в русле нашего любимого вопроса, эстетика – это «шашечки” или «ехать”? В нашем примере, это не «шашечки” на боках автомобиля, а сложная карнавальная лепнина, которая МЕШАЕТ ехать, ну или рекламные баннеры, которые залепляют водителю все окна, какой-то такой пример )))

Для меня «ехать” – это картина мира. Так вот, к «языческой” картине мира больше подходят одни шашечки, а не другие. Картина мира – первична и является мерилом вещей. То есть не так, что «на происхождение верований и обрядов нам пофигу, лишь бы эстетики христианской не было”, а «пофигу, лишь бы была языческая картина мира”
Это одухотворенность мира, например, или приоритет «природного” и т.п. (я пытался уже как-то сформулировать https://vk.com/wall-119055965_9150).

То есть, по факту мы приходим к тому, что мы пытаемся выкинуть из «народного христианства” христианские наслоения, потому что они нам эстетически и идейно не нравятся. Не сами, а с опорой на тех, кто делает это профессионально и с помощью научного метода (в конечном счёте – все равно сами, ведь именно мы оцениваем построения ученых; это же наука – она тем и отличается от ненауки, что объясняет ход рассуждений и метод, чтоб каждый мог оценить правдободобность).
Мы берём целостную исторически сложившуюся традицию, сочетающую в себе много разновременных и разнокультурных источников, и начинаем отрезать от неё то, что нам не нравится. Но мы тем самым не кастрируем, а ОЧИЩАЕМ. От всего налипшего (тру-фольклористы, конечно, не согласятся с нами насчёт этого «очищаем от грязи”, но мы не столько реконструируем, сколько конструируем, поэтому проблема синхронии/диахронии для нас не столь существенна).
Почему результат нашего очищения мы называем славянским язычеством?
«Славянским” – потому что таков научный метод , на который мы опираемся (в основном, этнолингвистика). В рамках его мы берем всю Славию, всех славян. После чего мы отбрасываем все местное и локальное, и выделяем очищенное от этого местечкового, – Общее.
Этим, кстати, страдают многие – приходят сюда и начинают доказывать, что «все совсем не так, а эдак”. Январский вот этим страдал, например, пока его не забанили. Блин, да оно «так” только в тех деревнях, где вы были, а съездите в Польшу куда-нибудь или в Сербию – и будет уже «эдак”. Традиция, она, знаете ли вариативна. Надо частное от общего-то, все же, отделять…
«Язычеством” – потому что соответствует нашей картине мира.
Нам не важно, например, имеет ли народный культ «Неба-Отца” христианское, «книжное” происхождение. Его происхождение – для нас вообще не вопрос. Вопрос – в соответствии картине мира, где есть Мать-Земля и Отец-Небо.

Т.е. получается, что наше «славянское язычество” = народное христианство в котором перемешано всё со всем за минусом христианства. И с акцентом на «всеславянскость” получившегося.
Очень хороший пример – Духовный стих о Голубиной книге (см. наше https://vk.com/wall-119055965_7763).
Мешанина из хрен пойми чего, с кучей христианских образов, но выражающая языческую картину мира. Убираем все «христианское” и получаем языческую основу.
Это возможно потому, что то, что мы считаем «язычеством” – это базовое мировоззрение, которое лежит в основе всех прочих. Это – не ветвь на дереве религий, а его ствол, – метафора Льва Прозорова, однако сам он, к сожалению, вопреки данной метафоре, смотрит на славянское яз-во как на ветвь, – ибо так устроено то, что называется Родноверием.
Родноверы ведь, они не просто «очищают”, как мы. Они «оязычивают”. Это -принципиальный момент.
Мы – не лепим свои шашечки вместо христианских. Нам – достаточно самой машины. Она едет, и едет НЕ благодаря «шашечкам”.
На том же примере «голубиной книги” – происхождение мира из первосущества (https://vk.com/wall-67741956_7679). Таблица соответствий его органов – элементам мира (https://vk.com/wall-67741956_13304).Этого достаточно. Это – языческая картина мира. Суть. Ее – достаточно.
Просто отказаться от этого «От Самого-то Оспода Христа, Царя небесного”, – и получим язычество, – ствол, который лежит в основе веток, – но не заниматься переименованием христианских святых в языческих богов.
Зачем нам переименовывать «Господа Исуса” в «Рода/Сварога” ? – вот это уже и будет оязычивание. По образцу родноверия.

Насчёт более сложных ситуаций – тех же «лесенок” на Сорок мучеников и лествицы Иакова, или сроков поминовения, которые неизвестно откуда произошли… Это чья эстетика – христианская или языческая?
Выбрасывать или нет?
А не суть. Личный выбор каждого – это локальное же все. Не системообразующее. Для кого-то из язычников вот и Перун – бог грозы, а для кого-то – уже целиком Неба. Однако оба они язычники

#ОСНОВЫ_ОСНОВ_НЯ #РАЗМЫШЛЕНИЯ_НЯ

P.S.: И вообще, все это лишь языки описания. Но, помимо языков, есть и основа – то, что эти языки описывают. Вот это – действительно важно и это – делает нас язычниками.
Первый гром (см. https://vk.com/wall-119055965_15361) также как и первый снег, первые одуванчики и т.д. – пробуждают в нас религиозные чувства сами по себе . Поэтому все эти размышления поверх – «эклектика” это или нет – это уже иной и во многом отвлеченный вопрос. Основа-то остается.

Максим Сухарев

Языческая вера — это как начальное знание о мирозданье. Около тысячи лет назад Христос дал людям высшее Божественное знание и пытался спасти иудеев из лап Сатаны. Но раввины его за это казнили. И уже почти тысячу лет они хотят лишить людей этого знания. Неоязычники — инструмент Запада для уничтожения Православной веры — носителя учения Христа.

Древнерусское язычество против христианства. Христос осуждает не веру язычников, а их обычаи. У иудеев он порицает саму веру.

Последнее время, на просторах социальных сетей часто приходится сталкиваться с представителями, как они сами себя называют, старой веры, языческой веры…

Если же рассмотреть эти религиозные течения через призму истории, то очень легко убедиться, что все эти течения можно назвать одним словом «неоязычество». То есть, от того древнерусского язычества остались лишь названия и термины.

Учение язычников, каким бы правдоподобным оно не казалось, создаётся под влиянием христианства. Когда своих прорывных идей нет, приходиться подражать.

Если вы откроете Новый завет, да и прочие раннехристианские книги, то увидите одну характерную черту. Там нет критики язычества как такового. Да есть отдельные замечания по поводу некоторых нестроений в церкви, связанных с языческим менталитетом новообращённых верующих.

Почему? Да потому что критиковать, по существу, нечего. Язычество это народная вера, которая отражала некоторые законы духовной жизни, о которых можно было узнать через естественное откровение. Естественное откровение это жизненный опыт от которого не убежишь. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Рим 1.20

Христос, да и апостолы, иногда похваляет веру язычников. У-у-у, там в Новом завете много примеров, я цитировать не буду, Самарянка, Сотник Корнилий, проповедь в Ареопаге…

Что порицает христианство у язычников? Обычаи, стремления, нравы, идолопоклонство, но никак не веру.

В отличии кстати от иудейской среды. В иудаизме Иисус критикует именно веру иудеев. Вот чего бойся. У иудеев оказывается вера не правильная.

Что же у язычников неправильно в стремлениях? Да тоже, что и у всего грешного человечества. Похоть очей — приятно для глаз. Похоть плоти — хочу всего и много. И гордость житейская — будете как боги. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, , ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Гал 5.19

На мой взгляд, причина, по которой возник конфликт между христианством и язычеством, на начальном этапе, это мощь христианского вероучения. Не духовная мощь, а интеллектуальная.

Язычникам нечего было возразить против Евангелия. Сработал комплекс неполноценности. Поэтому языческий мир окрысился против христианства и начались гонения. Физическое насилие это результат бессилия.

Во времена апостолов христиане не имели никакой силовой поддержки и не навязывали своё мировоззрение силой. Это началось после, когда политики вынуждены были принять сторону побеждающей стороны.

А потом они уже приручили и направили христианскую религию в нужное им русло. Именно это и создало необходимость реформирования языческих верований. Результат — возникновение Ислама, написание Корана и Бхагавад-Гиты. До этого, язычники не очень то заботились о написании своих религиозных книг. Да и писать туда было особенно нечего. Стишки друг другу пересказывали.

Сегодня, по сути, между «языческим» и христианским миром происходит нечто подобное. Язычники по-прежнему клевещут на христианство. Язычество не стало книжной религией, потому что ничего по-настоящему умного написать в эти книги нечего. Всё самое умное у христианства.

Душа человека, по природе, язычница. Все стремления человека и его поведение, с самого раннего детства, как правило, это поведение язычника. В свете этого становится вообще не понятно, зачем нужно язычество? Культивировать человеческие страсти?

Ну а что ещё даёт языческое мировоззрение?

У язычников нет идеала, нет примера для подражания, нет авторитетов. Куда стремиться?

Жить в гармонии с миром и самим собой, может и атеист. Вести здоровый образ жизни?

Повторюсь, никакого древнерусского язычества нет. Есть неоязычество.

Все новоиспеченные язычники говорят о необходимости что-то возрождать. А что возрождать? Зачем возрождать то, что ушло в историю, то что не выдержало и не выдерживает конкуренции?

Я знаю, зачем это нужно «волхвам»? Им бабло нужно, новые адепты, желательно безмозглые и богатые.

Родноверие, а точнее членопочитание, — самая распространённая ветвь неоязычества. Поклонение фаллосу, под прикрытием монотеистического благочестивого учения. Было бы смешно, если бы не было так грустно.

О каком возрождении нравственности в стране можно говорить, если объектом для почитания является фаллическая скульптура Род?

что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Иуд 1.10

Семья это конечно хорошо, особенно если она многодетная. Но главное для родновера это его род, его маленькая нация, его секта. В основе всего этого лежит эгоизм, вражда, конкуренция.

Как вы думаете, сможет ли Россия существовать как единое многонациональное государство, если русские люди станут Родноверами?

Россия это единственная страна в мире, которая возникла благодаря христианству. Это самая большая страна в мире. Не было бы на Руси христианства, не было бы и России.

Язычество, как традиционная религия, сохранилось, на территории России, у малых народов севера. Не надо ничего выдумывать, съездите туда и посмотрите. Почему сохранилось? Потому что это религия , благодаря которой человек выживает в суровых климатических условиях.

Теперь вы понимаете разницу, между традиционным язычеством и вымышленным?

Современный неоязычник это прежде всего человек, который не хочет бороться со своими страстьми и похотьми. Современный язычник это человек, которому не нужны религиозные табу.

Современный язычник это человек, которому нужен небесный покровитель, который будет крышевать своего адепта за умеренную плату и более ни к чему не будет его обязывать.

Знаменитые язычники современности это юморист Михаил Задорнов и боксёр Александр Поветкин.

Источник

Дополнительная информация — ссылки.

1) Евгений Хиневич, родной брат А.Хиневича, обратился в бюро по репатриации евреев на историческую родину и передислоцировался вместе с семьёй в Израиль – http://via-midgard.info/razoblacheniya/12209-koe-chto-o-nacionalnosti-patera-diya-xinevicha.html

2) Деятельность трёх общин церкви инглингов была запрещена в 2004 г. на основании решения Омского областного суда, который счёл её проявлениями экстремизма – Википедия.

3) Подробнее об иудействующих неоязычниках: как был создан новодел 1990-х годов — «Славяно-арийские веды»; статья: «Провокаторы в славянстве. Чьи они Славяно-арийские веды.» – http://cont.ws/post/139852

Почему реальная жизнь православных больше походит на театр абсурда, нежели на образец христианского благочестия? Разбирается иеродиакон Иоанн (Курмояров).

Согласно статистике, более 80% украинцев считают себя верующими людьми, принадлежащими к Православной Церкви. Почему же страна, в которой количество православных — подавляющее большинство, занимает первые места в мире по уровню коррупции, количеству разводов, абортов и множеству других негативных явлений социальной жизни?

Недавно во время прогулки по Киеву ко мне подошла женщина средних лет и ошарашила меня следующим вопросом. «Отче, — недоумевала она, — почему людям так тяжело найти общий язык между собой? После Майдана мы в нашем квартале решили создать жилищное товарищество, чтобы совместно решать проблемы ЖКХ. Но в результате из этой затеи ничего не вышло. Все разругались и разошлись по домам. А ведь все мы хотели сделать как лучше?». — «А вы не думали, что всю историю человечества люди только и делают, что в своих попытках устроить рай на земле провоцируют насилие, войны, революции и т.д.? Вы не думали о том, что даже со своими родными и близкими мы часто не можем жить в мире и согласии, отчего рождаются ссоры, обиды, непонимание и т.д.?». — «А в чем же причина? Что мешает людям понимать и слышать друг друга?», — переспросила моя собеседница. Я сказал, что причина такого печального положения дел кроется в страстях человеческих. «И все?» — удивилась она. — «А разве этого мало?», — спросил я. — «А есть какой-то механизм для того, чтобы с этим бороться?», — поинтересовалась моя собеседница.

Механизм решения проблем в жизни, который не нравится большинству

И вот тут я допустил ту ошибку, которую повторяю снова и снова в разговорах с людьми, когда они подходят на улице и спрашивают меня, как решать те или иные проблемы в их жизни. Я сказал, что механизм есть и что он очень простой — жизнь по заповедям Евангелия в Церкви. Вот механизм.

После этих слов женщина моментально потеряла интерес к разговору и, не прощаясь, ушла. Признаюсь, эта реакция не была для меня удивительной. Я целиком понимаю и эту женщину, и других людей, которые ведут себя подобным образом после того, как им дали похожий ответ. Да я и сам до воцерковления повел бы себя таким же образом – и знаете, почему? Да потому, что люди ждут от священнослужителя совершенно другого ответа. Часто после того, как вы предлагаете человеку взять в руки Евангелие и постараться жить по его заповедям, на вас смотрят, в лучшем случае, как на еретика, ничего не понимающего в истинной вере, а в худшем случае — как на провокатора.

На самом же деле люди ждут от нас того, что вы посоветуете им помолиться перед чудотворной иконой, искупаться в источнике, поставить свечку святому, прочитать какую-нибудь длинную «сильную» молитву, отслужить молебен, съездить куда-нибудь в паломничество и т.д. Они ждут от вас совета, как ждут от врача таблетки, которая снимет их боль: выпил таблетку — и полегчало, поставил свечку — и сынок поступил в институт, и т.д. И никакие наши аргументы в пользу того, что такой таблетки не существует в природе, что если бы такая таблетка была, то все мы уже давно жили бы в раю на земле, не работают, а наши слова отскакивают от ушей слушателей, как горох от стены.

Каких советов ждут на самом деле люди от священника?

Собственно, они ждут этого не от нас, священнослужителей, а от Бога. А мы только должны подсказать, как правильно сделать, куда свечки ставить, куда креститься, куда кланяться и т.д. Для таких людей Бог является точно таким, как и мы с вами – страстным существом, и поэтому мы всецело зависим от Его прихотей и настроений. Кому ж хочется, попасть в немилость Небесному Царю? Естественно, никому. Вот мы и ублажаем Его, как ублажали бы земного царя, случись нам впасть в немилость и пострадать. Точно так же, кстати, мы ублажаем чиновников, начальников, власть имущих. Даем взятки, пытаемся получить должность и вообще — устроиться в жизни как можно лучше. И нам даже кажется, что и в «канцелярии» Небесного Царя действуют точно такие же законы и правила.

На богословском языке это явление называется «антропоморфизм»* — это ситуация, когда мы переносим наши страстные, земные представления на область Божественного присутствия, а Самого Бога уподобляем существу, наделенному властью наподобие земного царя или хана. По меткому замечанию апостола Павла, в данном случае мы служим твари вместо Творца. Собственно, это и есть суть язычества — служить твари вместо Творца! Так что «белая магия православного обряда» — это язычество в православной обертке. Это такая ситуация, когда второстепенные, обрядовые вещи выходят на первый план, а сама суть христианской веры полностью игнорируется. Попробуйте сказать людям с подобными представлениями о Православии, что Бог никого не наказывает, что люди сами наказывают себя страстями и грехами, что кажущиеся наказания Божии на самом деле есть благо и проявление Божией любви к человеку, процитируйте при этом прп. Антония Великого: «Бог благ и только благое творит, вредить никому не вредит пребывая всегда одинаковым» — и вас сочтут невеждой, который ничего не смыслит в духовных вопросах. Или попробуйте написать в Фейсбуке о том, что Церковь Христова не может служить ничему тленному, временному, преходящему (ни Украине, ни России, ни Евросоюзу), что христианин не может быть националистом и что высшей ценностью для христианина может быть только Христос и Его Святая Церковь. И вас тут же запишут во «враги украинского народа» и «слуги Кремля».

Если угодить Богу, то жизнь наладится?

И действительно, язычнику все это не нужно и непонятно. Язычник твердо уверен, что если угодить Богу, то жизнь наладится, и проблемы решатся. Именно поэтому они и идут в церковь в поисках некоего магического ритуала, формулы, молитвенной мантры, выполнение или прочтение которой гарантирует стопроцентный успех.

Язычника не волнует тот факт, что магизм в Церкви, прежде всего, извращает отношения человека и Бога, извращает саму мысль о Боге, т.к. магическая точка зрения строится на том основании, что Богу нужен только обряд, правильно, вовремя исполненный; в остальном человек Богу ничего не должен, и отношения человека и Бога этим вполне исчерпываются. Более того, сами эти отношения строятся на таких человеческих пороках, как лицемерие и человекоугодничество, что и рождает соответствующую духовность, а вместе с ней — и парадоксы нашего общества, когда в стране с 80% православных людей процветает взяточничество и нетерпимость друг ко другу.

И все же в каком-то смысле язычников можно понять, т.к. очень часто со Христом человеку не всегда легко и комфортно. Он заповедает: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь (Мк. 12, 30). Это требует от человека нравственного напряжения, устремления сердца ко Господу, а людям это неудобно, скучно и неинтересно: «Им нужен, — пишет свт. Игнатий Брянчанинов, — эффект и развлечение; поэтому христианство «расцвечивается» самыми разнообразными вещами, такими как: видения, знамения, откровения; поездки в поисках прозорливых старцев и стариц; почитание разнообразных источников и прочих «святынек»; высчитывание признаков скорого конца света; создание огромного количества преданий о тех или иных почитаемых святых и т.д. Нередко сюда примешивается и язычество, облекшееся в церковные одежды, например, почитание Медовых, Яблочных и прочих «Спасов», Масленица, разного рода полусуеверные обычаи, связанные с праздниками Рождества и Крещения, и проч. Опасность здесь та, что в качестве учения Церкви выступают не Священное Писание, не догматическое и нравственное святоотеческое Предание, но исторически небезупречные сведения инегодные и бабьи басни (1 Тим. 4, 7)».

Наша вина в обрядовости и магизме «православных украинцев»

Но самое обидное состоит в том, что в некоторой степени мы сами виноваты в сложившейся ситуации. Нужно признаться себе: миссионерство — это не самая сильная сторона Церкви, и наша надежда на то, что большинство из тех людей, которых мы крестили все эти годы, придут в Церковь и станут сознательно исповедовать Христа, не оправдалась. И что теперь со всем этим делать я, признаюсь, не знаю. Хотя справедливости ради нужно заметить, что такое уже было не раз в истории человечества. Вот, например, прислушайтесь к словам свт. Иоанна Златоуста и скажите: вам это ничего не напоминает?

«…Я вижу, — пишет святитель, — что многие после крещения живут небрежнее некрестившихся, и даже не имеют никакого признака христианской жизни. Потому-то ни на торжище, ни в Церкви, не скоро различишь, кто верующий, и кто неверующий; разве только при совершении таинств можешь увидеть, что одни бывают высылаемы, а другие остаются в храме. Между тем следовало бы отличаться не по месту, а по нраву. Достоинства внешние обыкновенно познаются по внешним признакам, а наши достоинства надобно распознавать по душе. Верующий должен быть виден не только по дару, но и по новой жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А если ты самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то почему нам узнать тебя? Потому ли, что ты погружался в священные воды? Но это может довести тебя до наказания. Величие почести для нежелающих жить сообразно этой почести увеличивает казнь…

Итак, скажи мне, почему могу узнать, что ты верный, когда все исчисленное мною уверяет в противном? И что говорю — верный? Даже человек ли ты, и того не могу узнать доподлинно. Когда лягаешься, как осел; скачешь как вол; ржешь на женщин, как конь; объедаешься, как медведь; утучняешь плоть, как лошак; злопамятен, как верблюд; хищен, как волк; сердит, как змея; язвителен, как скорпион; коварен, как лисица; хранишь в себе яд злобы, как аспид и ехидна; враждуешь на братьев, как лукавый демон, — как могу счесть тебя человеком, не видя в тебе признаков естества человеческого? Ища различия между оглашенным и верным, подвергаюсь опасности не найти различия даже между человеком и зверем. Как, в самом деле, назову тебя зверем? Ведь у каждого зверя какой-нибудь один из этих пороков. А ты, совокупив в себе все пороки, далеко превосходишь и их своим неразумием. Назову ли тебя бесом? Но бес не служит мучительству чрева, не любит денег. А когда в тебе больше пороков, нежели в зверях и бесах, скажи мне, как можно назвать тебя человеком? Если же нельзя назвать тебя человеком, то как наименуем тебя верным? А что всего печальнее, находясь в столь худом состоянии, мы и не помышляем о безобразии души своей, не имеем и понятия об ее гнусности. Когда ты сидишь у брадобрея и стрижешь волосы, то, взявши зеркало, со всем вниманием рассматриваешь прическу волос, спрашиваешь близ стоящих, и того, кто стриг, хорошо ли они лежат у тебя на лбу? Будучи стариком, часто не стыдишься до неистовства предаваться юношеским мечтам. А того, что душа наша не только безобразна, но даже зверообразна, и стала сциллою или химерою, упоминаемыми в языческом баснословии, нимало не чувствуем…»

Крестить ли и венчать всех подряд?

Вот и сейчас миллионы людей в нашей стране называют себя христианами, но никогда не брали в руки Евангелия и даже не собираются жить по-христиански. Увы, христианство без Христа и Евангелия стало нормой для большинства наших сограждан, которые именуют себя православными. И это беда. И поэтому еще раз скажу: я не знаю, что с этим делать. Мы – соль, потерявшая силу!

От осознания своего бессилия я начинаю мечтать. Мечтать о том, как было бы хорошо, если бы мы перестали крестить, венчать, отпевать всех подряд. Как было бы хорошо, если бы возродились настоящие приходские общины, где люди знают друг друга, где помогают друг другу, где в общину принимались бы люди, действительно ищущие спасения и жизни во Христе. Конечно, в этом случае Церковь неминуемо опустеет. Но ведь в первые века в Римской Империи до того, как был издан Миланский эдикт, христиан было не более 10% от всего населения империи. Но зато — какая была вера? Вера, перевернувшая всю Вселенную. Вера, поражающая нас до сих пор своей силой и высотой. Вера, которая и сейчас изумляет и восхищает, и будет изумлять и восхищать христиан до самых последних дней существования этого мира.
Конечно, я понимаю, что это несбыточная мечта. Но она такая красивая, что ради нее я вновь и вновь буду отвечать людям на их вопросы и чаяния так же, как и всегда: «Живите по заповедям Евангелия в Церкви, и Христос никогда вас не оставит, и жизнь станет другой. НАСТОЯЩЕЙ!»

*Антропоморфиты – термин, употреблявшийся церковными историками и писателями для обозначения тех, кто полагал, что Бог имеет человеческий образ. В 4-м веке буквальное толкование антропоморфизмов Св.Писания получило распространение в учении Авдея Эдесского и ереси авдиан (или антропоморфитов), которая была отвергнута Церковью, что нашло свое отражение в чинопоследовании Торжества Православия, совершаемого в 1-ю неделю Великого поста: «Глаголящим Бога не быти Дух, но плоть – анафема». (Православная Энциклопедия. Т.2. «Ал-Ан». Статьи «Антропоморфизмы» и «Антропоморфиты», стр. 710)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *