Православие в казани

Как уповать на волю Божью

Православные верующие знают: если в доме случилась беда – нужно пойти в церковь и помолиться. И многие спешат к чудодейственному источнику в надежде исцелиться. Но, как отмечает отец Алексей (Чубаков), настоятель церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище, чтобы Бог помог, нужно сначала очистить душу, подавить в своем сердце злобу и искренне попросить прощения за свои грехи.

— Мы не поклоняемся святым местам, но мы верим в их исцеляющую силу, -говорит Нияз хазрат Сабиров, руководитель отдела пропаганды ДУМ РТ. Мусульмане проявляют искреннее уважение и почтение к тем местам, которые связаны с пророками, праведниками, учеными. Они верят, что место, где родился и творил добрые дела человек, может нести в себе чудодейственную силу.

Анисьины грядки

В Высокогорском районе, возле Седьмиозерного монастыря, есть большое поле, на котором растет дикий лук – это место называют Анисьиными грядками. По народным преданиям, здесь до революции 1917 года жила молодая девушка Анисья. Она рано овдовела и решила больше не выходить замуж, а посвятить свою жизнь Богу и богоугодным делам. Здесь, в лесной глуши, она построила маленькую хижину и разбила огород (грядки). Большую часть времени женщина проводила в молитвах и трудах. Выращенными овощами она кормила странников, нищих, больных и пожилых людей.

После смерти Анисьи большевики поспешили уничтожить ее дом. Но спустя некоторое время верующие восстановили часовню и купальню (их сейчас три).

По народным поверьям, Анисьины грядки обладают чудодейственной силой. Сюда приходят те, кто страдают бесплодием. Нужно полежать, а еще лучше — покататься по земле. Считается, что Анисьины грядки излечивают от костных заболеваний.

Анисьины грядки, Фото: www.russianlook.com

Святой ключ

Одно из самых легендарных мест Елабуги — родник Святой Ключ Пантелеймона Целителя. Сегодня, как и прежде, источник гостеприимно принимает всех желающих испить родниковой водицы и искупаться. Святой Ключ прославил наш земляк Иван Шишкин, создав полотно «Святой ключ близ Елабуги». В некоторой степени, благодаря живописцу к Святому Ключу никогда «не зарастет народная тропа».

Картина Шишкина «Святой ключ близ Елабуги» Фото: АиФ-Казань

Но вернемся к самому источнику. Знаменитый родник располагается в лесном массиве в Малом Бору (национальный парк «Нижняя Кама»), что в нескольких километрах от Елабуги, в живописной и экологически чистой местности. При спуске к целебному источнику стоит камень с надписью: «Издревле бьет из-под земли родник Святой Ключ Пантелеймона Целителя. Его живительная влага дарит людям целебную силу. Свято чти и передай детям завет предков: не оскверняй святого!»

Источник помогает при различных заболеваниях. Люди приходят на это место, чтобы отпить целебной водицы и заполнить ей бутылки. Прихожане говорят, что вода из Святого Ключа никогда не портится.

Исцеляющие… тапочки

В Лаишевском районе, в селе Большие Кабаны, есть церковь Спаса Преображения. Примечательна она тем, что в ней с XVI века хранится деревянная статуя Иисуса Христа. В этот храм верующие приносят, а те, кто живут далеко — присылают по почте свои тапочки батюшке для того чтобы он надел их на статую Спасителя. Через сутки отец их снимает и отправляет обувь обратно хозяину. Считается, что тапочки после такого ритуала становятся целебными, то есть могут излечить от различных заболеваний: будь то простуда, или боли в суставах, или же сердечные заболевания.

Многие могут удивиться, откуда зародилась такая традиция? На самом деле, все довольно просто. Обычай появился несколько веков назад, когда к Пасхе статую Иисуса Христа переодевали в одежду. А после праздника одеяние отдавали верующим. Тогда люди начали замечать, что вещи приобретают целительные свойства.

Источник прозрения

Из всех русских сел Татарстана больше всего паломников привлекает старинное Аркатово в Пестречинском районе. Там находится храм Смоленской иконы Божьей матери, построенный в XVIII веке. Около него есть ключ, который в народе называют «глазным». Поскольку Смоленская икона Богоматери иначе именуется Одигитрией («Путеводительницей» или, дословно, «Прозрительницей»), то особенно много исцелений от иконы и от святой воды связано с глазными болезнями. В наше время на «глазном» источнике зафиксированы многочисленные случаи исцеления людей, страдающих слабым зрением. Верующие регулярно пьют воду, промывают глаза и через некоторое время зрение восстанавливается.

Действие ключа на себе испытал и друг отца Алексея. У него было слабое зрение, — мужчина всю жизнь проходил в очках. Услышав про источник в Аркатово, он поспешил проверить его чудодейственные свойства. Приехав к роднику, мужчина отпил той водицы, умылся, прочитал молитву и поехал домой. Спустя некоторое время, он начал замечать, что в очках ему плохо видно – все предметы кажутся мутными и нечеткими. Мужчина снял очки, чтобы протереть их от грязи и заметил, что без них он видит намного лучше.

Храм Смоленской иконы Божьей МатериФото: Русская Православная церковь

Мощи святого мученика Авраамия

В Болгаре есть Свято-Авраамиевская церковь, названная так в честь мученика Авраамия, бывшего мусульманина, жившего здесь и принявшему христианство. Тысячи людей ежегодно приезжают в храм, чтобы приложиться к святыне — мощам Авраамия, по молитвам которого совершаются чудесные исцеления и разрешаются жизненные проблемы. Кстати, в эту церковь приходят не только православные христиане, но и мусульмане. Говорят, святой помогает всем, кто просит его о помощи. Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве, ведь при жизни Авраамий был знатным купцом. Также рассказывают о чудодейственных исцелениях детей и лечении бесплодия.

Свято-Авраамиевская церковь, Фото: Православное Закамье

Целительная вода

В микрорайоне Борисково, на берегу озера Кабан в Казани, располагается мечеть «Шамиль». Один раз в неделю, по средам, здесь проходит исцеление молитвой. Происходит это так: в мечети перед верующими имам ставит ведро с водой, над которым они читают Коран. Далее мусульмане должны выпить этой воды для исцеления. По словам людей, такой обряд помогает при душевных страданиях, стрессах, переживаниях.

Источник, возникший от посоха

В Болгаре, на берегу Волги, в устье Иерусалимского оврага, есть колодец, который называют «Габдрахман сахабэ коесы» («Колодец сахабы Габдрахмана»). Его возникновение связано с древней и красивой легендой. Говорят, что пророк Мухаммед отправил своих троих сподвижников — сахабов Зубаира бен Тальке, Зубаира бен Жадга и Габдрахмана в Булгарию для распространения ислама, вручив им для этого чалму, посох и чернильницу. Они прибыли в Болгар под видом врачей и исцеляли многих больных. В то время у булгарского хана Айдара тяжело болела 20-летняя дочь Туйбике. Айдар-хан пригласил трех врачей к себе и попросил помочь его дочери. Осмотрев больную, сахабы сказали, что для лечения нужен березовый веник. Но не простой, а из березы, выросшей из посоха. Прочитав молитву, сахаб Габдрахман воткнул посох в землю и оттуда потекла вода, а затем прямо на глазах выросла береза. С помощью этой воды и веника сахабы вылечили дочь хана. Сподвижники Мухаммеда обратились к хану и его дочери с просьбой принять исламскую веру.

Мусульмане посещают колодец «Габдрахман сахабэ коесы» для исцеления от разных заболеваний. Святая вода помогает как восстановить здоровье в целом, так и поддержать хорошее самочувствие.

Источник молодости и красоты

В двух часах езды от Казани, в Алексеевском районе, находится место, одинаково почитаемое и христианами, и мусульманами — Святой ключ. Вот уже не одну сотню лет не иссякает поток паломников к этому овеянному легендами древнему святилищу близ современного села Билярск.
Температура воды в источнике в течение года всегда одинакова: плюс шесть градусов. Тем не менее, люди не только пьют эту воду, но и умываются ею.
Старожилы помнят, как в советские годы, периода массовой антирелигиозной пропаганды, чиновники неоднократно пытались пресечь паломничество к святому ключу. Источник несколько раз засыпали, но он вновь и вновь выбивался из-под земли. Затем пробовали устанавливать ульи с пчелами, надеясь отпугнуть страждущих. Но все пчелы передохли…

С этим родником связано множество легенд. Люди называют Святой Ключ – источником молодости. Рассказывают, как однажды к Святому Ключу подошла супружеская пара средних лет. Муж, умывшись первым, обернулся к жене, и та в изумлении вскликнула, увидев перед собой помолодевшего супруга.

Один человек поведал, как его родственник привез к роднику жену с больными ногами, которая не могла передвигаться самостоятельно. Оказавшись у источника, она неожиданно встала к радости обоих!

Святой ключ, Билярск, Фото: Скриншот с сайта vk.com

Казанский Никольский кафедральный собор, 21 февраля 2010 г. Фото Андрея Петровича Сычева, с сайта sobory.ru

Казанская и Татарстанская епархия Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви

В 1555 году по указу царя Ивана Грозного при Московском митрополите Макарии соборным определением была учреждена Казанская епархия, на которую в сане архиепископа Казанского и Свияжского был назначен игумен тверского Селижарова монастыря Гурий (Руготин), отправившийся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и «наказной памятью»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). С 26 января 1589 года — митрополия.

Территориально Казанскую епархию составили: на юго-западе — до реки Суры Нагорная сторона (Козьмодемьянск, Васильсурск, Чебоксары, Цивильск, Свияжск, Тетюши) и Луговая сторона (Санчурск, Царевококшайск); на северо-западе — все земли до реки Ветлуги; часть Вятских земель до середины течения реки Вятки, которые с 1658 года отходят к новоустроенной Вятской епархии; на востоке — земли Казанского, Астраханского, отчасти Сибирского царств (с 1586 года вошла Уфа и Бирск); на юге — земли Астраханского царства до Терского городка на реке Терек, которые с 1602 года отходят к новообразованной Астраханской епархии. К 1917 году территория Казанской епархии ограничивалась пределами Казанской губернии.

С 1922 по 1938 год существовала одноименнная обновленческая епархия.

11 июня 1993 года из состава Казанской епархии была выделена Йошкар-Олинская епархия в пределах республики Марий Эл.

6 июня 2012 года были выделены самостоятельные Альметьевская и Чистопольская епархии, после чего в составе Казанской епархии осталась северо-восточная половина Татарстана — города Казань и Набережные Челны, а также Агрызский, Апастовский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тетюшский, Тукаевский и Тюлячинский районы. Тогда же Казанская кафедра была определена центром Татарстанской митрополии.

Исторические названия

  • Казанская и Свияжская (3 февраля 1555 — 26 января 1589)
  • Казанская и Астраханская (26 января 1589 — 1602)
  • Казанская и Свияжская (1602 — 16 октября 1799)
  • Казанская и Симбирская (16 октября 1799 — 10 февраля 1832)
  • Казанская и Свияжская (10 февраля 1832 — упом. 14 декабря 1930)
  • Казанская и Татарская (упом. 25 февраля 1948)
  • Казанская и Чистопольская (1949 — 26 декабря 1957)
  • Казанская и Марийская (26 декабря 1957 — 11 июня 1993)
  • Казанская и Татарстанская (11 июня 1993)

Статистика

  • 1904 — Церквей — 746, часовен и молитвенных домов — 326. Духовенство — 1521 (протоиереев — 40, священников — 713, дьяконов — 30, псаломщиков — 738). Православного населения — 1480216, старообрядцев — свыше 17399, иноверцев — 767238, протестантов — 735, католиков — 1203. Библиотек при церквях — 620.
  • 1912 — Архиерейских домов — 2. Церквей — 739, часовен — 336. Монастырей — 23 (10 женских), 2 женские общины. Духовная академия, Духовная семинария, 3 духовных училища, 589 церковных школ, центральная татарская школа при Братстве святого Гурия (1864).
  • 1 января 1958 — 31 зарегистрированный храм/молитвенный дом.
  • декабрь 2010 — приходов — 272, храмов — 221 (в т.ч. приписных — 36, монастырских — 23, часовен — 25, больничных — 4, тюремных — 8), священников — 330, диаконов — 68. В ряде населенных пунктов Татарстана действуют духовно-просветительские курсы. 13 печатных периодических изданий различного формата. 6 православных теле- и радиопередач .
  • 1 августа 2013 — 145 храмов, 35 часовен; 12 молитвенных домов, имеющих престол; 138 приходов, имеющих юридическую регистрацию, не имеющих — 9; молитвенных помещений любого вида на территории монастырей или при учреждениях (светских учебных заведениях, исправительных учреждениях, военных частях, больницах и т.п.) — 24; штатных клириков: 208 священников, 32 диакона; приходское духовенство: 152 священника, 26 диаконов; целибатных и вдовых священнослужителей: 36 священников, 5 диаконов; монашествующих приходских клириков (в мантии или рясофоре): 20 священников, 1 диакон; монашествующих, пребывающих в монастырях: мужское монашество без сана — 13, мужское монашество в сане — 49, женское монашество — 19. В ряде населенных пунктов Татарстана действуют духовно-просветительские курсы. 13 печатных периодических изданий различного формата. 6 православных теле- и радиопередач.

Архипастыри

Викарные епархии

География благочиний

  • Казанское:
    • г. Казань
  • Буинское
  • Верхне-Услонское
  • Елабужское
  • Закамское
  • Зеленодольское
  • Кайбицкое
  • Кукморское
  • Лаишевское
  • Мамадышское
  • Пестречинское
  • Спасское
  • Тетюшское

Монастыри

  • Елабужский Казанский (женский)
  • Зилантов Успенский (женский)
  • Казанский Богородицкий (мужской)
  • Казанский Введенский Кизический (мужской)
  • Казанский Иоанно-Предтеченский (мужской)
  • Макарьевский Вознесенский (мужской)
  • Раифский Богородицкий (мужской)
  • Свияжский Успенский (мужской)
  • Седмиезерная Богородицкая пустынь (мужская)

Епархиальные отделы

  • информационно-издательский
  • по работе с молодежью
  • миссионерский отдел
  • социального служения
  • религиозного образования и катехизации
  • по взаимоотношению с органами медицины и здравоохранения
  • по противодействию наркомании и алкоголизму
  • по взаимоотношения с вооруженными силами
  • по взаимоотношению с правохранительными органами
  • по канонизации святых
  • паломнический
  • православный центр глухих
  • Братство святителя Гурия

Учебные заведения

  • Казанская духовная академия (недейств.)
  • Казанская духовная семинария
  • Елабужское духовное училище (недейств.)
  • Казанское духовное училище
  • Свияжское духовное училище (недейств.)

Миссии

  • Кряшенская духовная миссия

Библиография

Использованные материалы

  • Официальный сайт епархии:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница сайта Иерархия церквей:
  • Страница епархии на официальном сайте Московского Патриархата

По Богословской Энциклопедии и Амвросию Орнатскому даты иные: 7 февраля 1555 — 4. декабря 1563. Вторая дата повторяется и в Словаре историческом о святых….

Первый митрополит Казанский. По Амвросию Орнатскому — до 11.IV.1606. По архимандриту Иосифу (О Всероссийских Патриархах и патриаршей ризнице) — до 25.VI.1606.

По другим данным с 1616 года — .

По — с 13 марта. На кафедре не был.

По Амвросию Орнатскому (с. 100) титуловался «Казанским и Болгарским».

По другим данным до 28 марта 1724

По другим данным — c 29.X.1755. По Амвросию Орнатскому — 29.IX.1755-26.VII.1762.

По Истории Нижегородской епархии и Амвросию Орнатскому — с 26.VII.1762.

По другим данным — с 20.II.1828.

По другим данным — до 1917 по , до 1919 по .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *