Православная Германия

Известна крайне тревожная ситуация, связанная с эпидемией коронавируса в Европе. Корреспондент портала «Православие.ru» обратился к митрополиту Берлинскому и Германскому Марку с просьбой рассказать о том, как живут православные в сложившихся новых обстоятельствах.

Митрополит Берлинский и Германский Марк

– Владыка, как сейчас наши православные братья и сестры из Русской Зарубежной Церкви в Германии переживают это время?

– Переживают трудно, потому что у нас нет возможности совершать богослужения как обычно, с нашими прихожанами. Но мы совершаем ежедневные богослужения: два священника, иногда диакон, два певчих в нашем монастыре в Мюнхене – и это богослужение транслируется через интернет по домам прихожан. Мы не можем никого причащать на службе. Но мы приготовили много запасных Даров и приглашаем людей по одному входить в храм, где мы причащаем их запасными Дарами. Помимо этого мы сказали всем, что готовы в любой момент приехать домой к нашим прихожанам, чтобы там их причастить.

Мы готовы в любой момент приехать домой к нашим прихожанам, чтобы их причастить

– Какие законы в Германии православные верующие должны сейчас исполнять?

– Сейчас фактически каждый день издаются новые законы. Одно время в разных городах было по-разному: в одном городе можно было собираться не более 50 человек, в другом – не более 10, а в третьем – не более 5. А сейчас уже во всей Германии определили: не более 2. Конечно, для Церкви это крайне-крайне тяжело…

– Возносятся ли особые молитвы в связи с этой эпидемией?

– Мы по всем храмам молимся теми прошениями и молитвами из Требника, которые содержатся в чине об избавлении от морового поветрия и смертоносной заразы. Эти прошения мы включаем в последование Литургии, каждый священник по-разному. Одни священники читают молитву из этого чина, другие включают прошения из чина в сугубую ектинию. В общем, это на усмотрение каждого священника.

– Нет ли паники среди православных Германии? Насколько православные в Германии и вообще в РПЦЗ с пониманием воспринимают вынужденные меры, направленные на профилактику и преодоление тяжелой эпидемиологической ситуации?

– Должен сказать, что наши верующие принимают это по-разному. Одни совершенно не доверяют всему этому и считают, что паника раздувается специально. Другие считают, что всё оправданно. Тут большой диапазон. До сегодняшнего дня было так, что в основном умирают престарелые люди от 70 лет и старше. Но буквально сегодня пришло известие, что эта болезнь охватила и более молодых.

Мы, естественно, должны предпринимать все меры предосторожности, которые есть в нашем распоряжении. Естественно, мы не можем сопротивляться общему стремлению к тому, чтобы упорядочить дело ограничения распространения болезни. Мы понимаем, что главное сейчас – не допустить перегрузки больниц и имеющихся ресурсов клиник. Врачи критически перегружены, и мы должны сделать всё, что можем, чтобы облегчить их труд.

– Наверно, среди верующих есть и люди, которые говорят, что вся эта ситуация похожа на гонения на веру и Церковь, как в первые века христианства?

– Такого я не слышал и думаю, что это несерьезный аргумент. Потому что сейчас прежде всего страдает экономика. Немецкая авиакомпания «Люфтганза» (флагманский авиаперевозчик Германии, крупнейший авиаконцерн Европы, одно из крупнейших авиапредприятий в мире. – Ред.) фактически уже обанкротилась. Они производят сейчас всего 4% перелетов от их обычного объема. То есть эта компания будет нуждаться в огромной государственной помощи, чтобы вообще выжить после всего этого. Это только одна крупная компания, которая наиболее видна. И я думаю, что другие предприятия также страдают, даже маленькие обычные семейные предприятия – например, пекарни. Тут очень серьезное положение, и я не думаю, чтобы кто-то допустил бы это ради какой-то пропаганды или ради того, чтобы всех жителей этой страны подчинить какому-то режиму.

– Как живет сегодня ваш монастырь преподобного Иова Почаевского?

– Мы живем в монастыре и можем совершать все богослужения так, как мы привыкли. Транслируем богослужения для наших верующих, не только прихожан нашего монастыря, но и вообще для верующих Германии. В нашем монастыре мы – одна семья, и нам не могут запретить ничего внутри нашей обители.

– Могут ли паломники посещать ваш монастырь сейчас?

– Нет, паломников мы не принимаем – в первую очередь ради безопасности людей. Кроме того, это запрещено сейчас и законом.

– Как причащаются прихожане вашего монастыря?

– Монастырские священники принимают исповедь и причащают прихожан запасными Дарами вне богослужения. Так, за последние дни мы причастили таким образом ряд наших верующих, которые часто приходят сюда на богослужения.

– Сердечно благодарим вас, дорогой владыка, за это интервью. Что бы вы хотели пожелать вашим прихожанам и всем нам в это непростое время?

– Спасибо вам! Мы сейчас очень нуждаемся в ваших молитвах.

РПЦ, расположена на территории ФРГ. Кафедральный город — Берлин. Кафедральный собор — Воскресенский. Епархия разделена на 5 благочиний: Северное, Южное, Западное, Восточное и Баварско-Гессенское. Правящий архиерей — архиеп. Тихон (Зайцев). В янв. 2002 г. в епархии было 42 прихода и 22 храма, численность священнослужителей — 33 священника и 8 диаконов. В 2018 г. в епархии — 102 прихода, 68 священников, 19 диаконов, 15 монашествующих. В епархиальном управлении работают отделы: по образованию и преподаванию Закона Божия и катехизиса, информационный, по делам молодежи, по делам женщин, по работе с казачеством, отдел межцерковных отношений, паломнический отдел, епархиальный суд, литургическая комиссия.

В XVIII-XIX вв. правосл. храмы на территории Германии в основном возникали при рус. дипломатических учреждениях и в местах наиболее массового проживания российских подданных (как правило, в курортных городах). После 1917 г. русскоязычное население Германии стало резко увеличиваться за счет покинувших родину эмигрантов. В местах постоянного и временного пребывания русских стали образовываться крупные правосл. общины. 8 апр. 1921 г. Патриарх Московский свт. Тихон, ссылаясь на постановление ВЦУ за границей от 19 нояб. 1920 г., своим указом поручил управление приходами в Зап. Европе архиеп. Волынскому Евлогию (Георгиевскому), оказавшемуся в эмиграции в числе др. иерархов РПЦ. Местом пребывания архиеп. Евлогия стало здание Александровского приюта в Берлине, куда он прибыл вместе с архим. Тихоном (Лященко) и где отслужил первый молебен на Страстную пятницу 1921 г.

Стараниями архиеп. (с 1922 митрополит) Евлогия была устроена деятельность правосл. общин в Берлине, Тегеле, Дрездене, Висбадене, Бад-Киссингене, Баден-Бадене и Гамбурге. Кроме того, появились общины в лагерях рус. военнопленных и поселениях беженцев в Вюнсдорфе, Кведлинбурге, Лихтенхорсте и Шойене. Важным шагом к передаче храмов в собственность рус. общин послужила отмена их принудительной опеки со стороны Германского гос-ва после заключения мирного договора с Советской Россией. Однако нехватка храмовых помещений сильно затрудняла полноценную церковную жизнь рус. диаспоры. Напр., в Берлине до 19 июня 1922 г. богослужения совершались в бывш. посольском Владимирском храме, но после установления дипломатических отношений Германии с РСФСР храм при посольстве был закрыт уполномоченными советского правительства. Для богослужений общинам часто приходилось использовать помещения в частных домах.

Напряженность в отношениях между главой РПЦЗ митр. Антонием (Храповицким) и проживающим с 1922 г. в Париже митр. Евлогием, а затем разрыв между ними вызвали разделение рус. правосл. общин в Германии. После Архиерейского Собора РПЦЗ в Сремски-Карловци в июне 1926 г., на к-ром Германия была выделена в особую самостоятельную епархию во главе с еп. Тихоном (Лященко), в юрисдикции РПЦЗ оказались почти все рус. правосл. приходы в Германии.

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Берлине. Фотография. 1998 г.
Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Берлине. Фотография. 1998 г.

В связи с расколом между РПЦЗ и митр. Евлогием было осложнено закрепление прав рус. общин на церковную недвижимую собственность. Самым крупным владельцем рус. правосл. церковной собственности в Германии было Владимирское братство, основанное в 1890 г. прот. А. П. Мальцевым и временно утратившее свои права после его отъезда в Россию во время первой мировой войны. Впосл. приходы как РПЦЗ, так и РПЦ признавали за собой исключительное право наследовать имущество Владимирского братства, регистрируя религ. общины с правом владеть отдельными храмами и земельными участками. Как правило, решающее слово в данном вопросе оставалось за герм. правительством, назначавшим собственника по своему усмотрению. После прихода в 1933 г. к власти А. Гитлера и национал-социалистической партии гос-во стало оказывать давление на приходы митр. Евлогия, к-рый 10 июня 1931 г. был уволен митр. Сергием (Страгородским) и затем перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата, и настаивало на их подчинении еп. Берлинскому Тихону (Лященко).

В нач. 1938 г. Берлинскую епархию РПЦЗ возглавил архиерей нем. происхождения еп. Серафим (Лядэ), к-рый от нацистского правительства получил титул «фюрера всех православных в Третьем рейхе и на всех контролируемых им территориях». Бывш. архиеп. Берлинский Тихон, уволенный на покой, уехал из Германии в Белград. 25 февр. 1938 г. Гитлер издал закон, по к-рому вся рус. церковная собственность передавалась в распоряжение еп. Серафима (закон не аннулирован после окончания Великой Отечественной войны). После назначения еп. Серафима власти Германии оказали помощь в ремонте 19 правосл. храмов РПЦЗ. В результате давления нем. властей все приходы, ранее подчиненные юрисдикции К-польского Патриархата, перешли в юрисдикцию РПЦЗ. Митр. Евлогий пытался договориться с Синодом РПЦЗ о совместном управлении приходами в Германии, но его предложение было отклонено.

Когда гестапо арестовало в мае 1940 г. архиеп. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского), обличавшего Гитлера в своих проповедях, возведенный в сан митрополита Серафим (Лядэ) добился у властей передачи архиепископа ему на поруки и поместил его в Русском доме для престарелых в Тегеле, где тот пребывал до окончания войны. 22 мая 1942 г. правосл. храмы Германии вошли в Среднеевропейский митрополичий округ, образованный с согласия нем. правительства и возглавляемый митр. Серафимом.

После окончания войны и подписания Германией акта о капитуляции начался процесс перехода приходов РПЦЗ в юрисдикцию РПЦ. В окт. 1945 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I направил в Германию делегацию во главе с протопр. Николаем Колчицким, управляющим делами МП, осуществившую 11 окт. воссоединение рус. приходов, временно управляемых архиеп. Брюссельским и Бельгийским Александром (Немоловским): Воскресенского собора и ц. во имя равноап. кн. Владимира в Берлине, ц. во имя равноапостольных Константина и Елены при рус. кладбище в Тегеле, Александро-Невского храма в Потсдаме, храма во имя св. Симеона Дивногорца в Дрездене и храма-памятника русской славы во имя свт. Алексия, митр. Московского, в Лейпциге. По возвращении делегации на родину Свящ. Синод вынес решение об управлении приходами РПЦ в Германии архиеп. Александром (Немоловским) на правах викария Патриаршего экзарха в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского). Послевоенные годы были благоприятны для возрождения церковной жизни в Германии, для восстановления правосл. храмов.

С окт. 1946 г. правосл. приходы Московского Патриархата в Германии были включены в состав образованного Среднеевропейского Экзархата РПЦ, главой к-рого стал архиеп. Венский Сергий (Королёв). В 1945-1948 гг. церковной жизнью правосл. общин в Германии непосредственно руководил архиеп. Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский), в нояб. 1948 г. возвратившийся в Брюссель.

Церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Потсдаме. Фотография. 1998 г.
Церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Потсдаме. Фотография. 1998 г.

Б. и Г. е. учреждена определением Свящ. Синода РПЦ 16 нояб. 1948 г. на территории ФРГ и ГДР. В ее состав вошли приходы Московского Патриархата, находившиеся в ведении упраздненного Среднеевропейского Экзархата. Одновременно с учреждением епархии на нее получил назначение архиеп. Сергий (Королёв), бывш. экзарх Московского Патриархата в Ср. Европе. Резиденция Берлинского архиерея разместилась в берлинском р-не Карлсхорст (при резиденции с апр. 1951 действовал домовый храм во имя прп. Сергия Радонежского). За годы управления епархией (1948-1950) архиеп. Сергий вернул в лоно РПЦ множество эмигрантских семей, утративших с ней связь. Возвращение бывш. эмигрантов в юрисдикцию РПЦ продолжалось и при последующих архиереях. 25 окт. 1953 г. с РПЦ воссоединился бывш. настоятель общины РПЦЗ в Берлине архим. Мстислав (Волонсевич), впосл. архиепископ.

15 авг. 1954 г. Б. и Г. е. преобразуется в Германское благочиние в составе Западноевропейского Экзархата. 15 авг. 1957 г. Германское благочиние выделяется из состава Западноевропейского Экзархата и вновь преобразуется в самостоятельную епархию, а правящему архиерею возвращается титул «Берлинский и Германский».

30 июня 1960 г. определением Свящ. Синода Б. и Г. е. вошла в состав Среднеевропейского Экзархата и стала именоваться Берлинская и Среднеевропейская, а епископ Берлинский стал экзархом Московского Патриархата с титулом «Берлинский и Среднеевропейский экзарх Московского Патриархата в Средней Европе». На тот момент Экзархат состоял из 2 епархий — Берлинской и Среднеевропейской, Венской и Австрийской.

25 нояб. 1965 г. в составе Среднеевропейского Экзархата образовано Тегельское вик-ство, на к-рое 28 нояб. того же года хиротонисан Ионафан (Кополович). Для пастырского окормления Зап. Германии 28 дек. 1965 г. образовано Мюнхенское вик-ство Среднеевропейского Экзархата, 30 янв. 1966 г. во епископа Мюнхенского хиротонисан Ириней (Зуземиль). В 1969 г. построен храм в честь Воздвижения Креста Господня в Мюнхене.

24 февр. 1971 г. произошло территориальное изменение Берлинской епархии: решением Свящ. Синода РПЦ в Среднеевропейском Экзархате учреждены Баденская и Баварская епархия на территории федеральных земель Баварии и Баден-Вюртемберга и Дюссельдорфская епархия в пределах земель Бремен, Гамбург, Гессен, Н. Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Сев. Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В составе Берлинской епархии осталось 7 приходов в Берлине, Веймаре, Дрездене, Лейпциге и Потсдаме. В 1981 г. возведен новый храм во имя свт. Нектария Эгинского в Бишофсхайме.

На Архиерейском Соборе РПЦ 30-31 янв. 1990 г. было принято решение об упразднении всех зарубежных Экзархатов РПЦ. После упразднения Среднеевропейского Экзархата Берлинская епархия стала именоваться Берлинская и Лейпцигская. В авг. 1991 г. после объединения ФРГ и ГДР она получила статус корпорации публичного права, что дало ей новые юридические возможности. 23 дек. 1992 г. Синод РПЦ принял постановление об объединении 3 епархий (Берлинской и Лейпцигской, Баденской и Баварской, Дюссельдорфской) в единую Б. и Г. е., т. е. епархии было вновь возвращено первоначальное название. В 1992 г. основан приход во имя прп. Марии Египетской в Тюбингене. В 1993 г. в юрисдикцию РПЦ перешли приходы в честь Покрова Пресв. Богородицы в Бонне и во имя свт. Николая Мирликийского во Фрайбурге, ранее относившиеся к РПЦЗ, и образована община во имя мч. Христофора в Майнце. В 1993 г. в Б. и Г. е. было 18 приходов.

Иконостас ц. во имя Марии Магдалины в Веймаре. Фотография. 1998 г.
Иконостас ц. во имя Марии Магдалины в Веймаре. Фотография. 1998 г.

На сер. 90-х гг. ХХ в. пришелся пик эмиграции в Германию русскоязычных граждан из стран СНГ, увеличение паствы Б. и Г. е. привело к открытию новых приходов. В 1995 г. деревянный храм, ранее установленный в музее ветряных мельниц в Гифхорне, был предоставлен в пользование РПЦ и освящен во имя свт. Николая Мирликийского. В сент. 1995 г. основан приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бранденбурге (утвержден Свящ. Синодом РПЦ 3 апр. 2001). 8 сент. 1996 г. на территории бывш. концлагеря в Дахау под Мюнхеном построен деревянный Воскресенский храм. Для более эффективной координации приходской жизни епархиальным советом Б. и Г. е. 2 нояб. 1996 г. было принято решение об учреждении Юж., Зап. и Вост. благочиннических округов. В 1997 г. образован приход во имя Христа Спасителя во Франкфурте-на-Одере (утвержден Свящ. Синодом РПЦ 3 апр. 2001), проводящий богослужения в местной евангелической капелле. К кон. 2000 г. численность жителей Германии, относящих себя к пастве РПЦ, достигла более 50 тыс. чел.

Решением Свящ. Синода РПЦ от 3 апр. 2001 г. в составе Б. и Г. е. утверждены новообразованные приходы: Благовещения Пресв. Богородицы (Ахен), новомучеников и исповедников Российских (Бремен), преподобномучениц вел. кн. Елисаветы и мон. Варвары (Вупперталь), прав. Иоанна Кронштадтского (Гамбург), Воздвижения Креста Господня (Галле), Благовещения Божией Матери (Ганновер), арх. Михаила (Гёттинген), Троицкий (Дортмунд), новомучеников и исповедников Российских (Кассель), Всехсвятский (Магдебург), Троицкий (Падерборн), блж. Ксении Петербургской (Росток), мучеников Валентина и Пасикрата (Ульм), Рождества Пресв. Богородицы (Кемниц). Одновременно образован Сев. благочиннический округ Б. и Г. е. В 2001 г. ни один из новых приходов не имел в собственности храмовых зданий, богослужения проводились в арендуемых помещениях или храмах др. христ. конфессий. 5 мая 2002 г. в Магдебурге освящено место под строительство правосл. деревянного храма в честь Всех святых. Решением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. в состав Б. и Г. е. включен приход во имя святых равноап. Кирилла и Мефодия в Гамбурге (ранее в юрисдикции Польской Православной Церкви).

В Дюссельдорфе расположено Представительство РПЦ в Германии (при нем ставропигиальный Покровский приход), где устраиваются ежегодные выставки рус. иконы, организованы занятия по иконописи. В Берлине, в здании епархиального управления, проводятся богословские семинары для всех интересующихся историей и вероучением правосл. Церкви. В епархии ведется активная миссионерская и благотворительная деятельность. С авг. 2000 г. в Лейпциге постоянно действует об-во в честь мц. царицы Александры, занимающееся благотворительностью и духовным просвещением. В епархии действуют 54 церковно-приходские школы.

Монастыри: Свято-Георгиевский мужской монастырь в Гётшендорфе (основан 31 мая 2008 г.).

СМИ Берлинской и Германской епархии: Официальный сайт епархии (www.rokmp.de).

Арх.: Архив ОВЦС МП; Архив Берлинской и Германской епархии МП.

Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 1949. № 1. С. 4; 1960. № 8. С. 4; 1965. № 12. С. 3; 1966. № 3. С. 3; 1985. № 2. С. 10; То же // ИБ ОВЦС МП. 1992. № 1. С. 3; ЖМП. 1995. № 9. С. 5; 2001. № 5. С. 6-7; Официальная хроника // Stimme d. Orthodoxie . 2000. № 1. С. 3; 2001. № 3. С. 5; 2002. № 1. С. 4; Германская епархия во время Второй Мировой войны // Вестн. Германской епархии РПЦЗ. 2001. № 4. С. 9; 2001. № 6. С. 40.

Д. А. Пестун

19 января праздник Крещения, или Богоявления, отметят и в Западной Европе те православные христиане, которые придерживаются «старого стиля». В Германии, к примеру, многие православные приезжают на праздник в Георгиевский монастырь в Гётшендорфе – окунуться в «иордань». Кстати, в Германии в этот день будет находиться и президент Владимир Путин. О православии в этой стране – обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.

В Германии насчитывается около полутора миллионов православных. Это примерно 2% от всего населения страны. В основном иммигранты – греки, румыны, русские. А также так называемые русские немцы, многие из которых, покинув Россию, остаются прихожанами РПЦ. Вообще, германские епархии имеют разные православные церкви. Часть из них уже отметили Крещение, так как перешли на новый стиль. Другие только готовятся к празднику.

В Германии – сразу две русские епархии: Русской православной церкви заграницей, которая, объединившись с Московским Патриархатом, сохранила самостоятельность, и Берлинская епархия непосредственно РПЦ – это 90 приходов и единственный монастырь – Святого Георгия Победоносца в Гётшендорфе. Он находится в земле Бранденбург – на северо-востоке страны.

Это – новая монашеская обитель. Идея ее создания принадлежит немецкому журналисту, ценителю нашей культуры Норберту Кухинке. Этот человек хорошо известен у нас. Он сыграл датского профессора Билла Хансена в фильме «Осенний марафон». Помните: «Я – алкач, а вы – ходок». 15 лет назад Кухинке предложил митрополиту Кириллу – будущему Патриарху – приобрести для монахов поместье Гётшендорф. Местные власти согласились отдать его за символическую цену – 1 евро. Правда, с условием восстановления имения – прежде всего, ветхой усадьбы. Поместье к тому времени было заброшенным. После войны – а это территория бывшей ГДР – там какое-то время был санаторий.

Норберт Кухинке активно помогал монастырю. Крест на новый храм Святого Георгия установили за несколько месяцев до его смерти. Это – современная церковь, но в древнерусском стиле, напоминает о новгородской архитектуре.

Монастырская братия – немногочисленна, несколько человек. Но богослужения совершаются каждый день. На Крещение верующие окунаются в воды озера Кёльпинзее.

В мае 2015 года в монастыре установили пятиметровый бронзовый Крест – в память о 70-летии Победы.

Добавлю, что в Германии есть и старые – дореволюционные – русские храмы. К примеру, церковь Александра Невского в Потсдаме, построенная 200 лет назад на средства императора Николая Павловича. Это – едва ли не первый храм в так называемом русском стиле – предшественник московского Храма Христа Спасителя. Или же церковь святого Алексия Московского в Лейпциге 1913 года. Там захоронены наши воины, павшие за 100 лет до того в «битве народов», когда русские и немцы вместе сражались против Наполеона. Этот храм построен по образцу Вознесенской церкви в Коломенском.


Изучая немецкий язык, важно знакомиться также с культурой и жизнью страны. Германия – страна с многовековой историей и богатой культурой. В средневековых немецких городах вся жизнь вращалась вокруг двух главных осей – городского собора и замка феодала. В наши дни эти две неотъемлемые составляющие жизни средневекового города стали главными достопримечательностями многих городов! В нашей сегодняшней статье мы расскажем о самых необычных, самых высоких, самых старинных и других «самых-самых» соборах Германии, которые непременно стоит увидеть своими глазами!

Самый знаменитый — Кёльнский собор (Kölner Dom)

Кёльнский собор – визитная карточка города. Расположенный в непосредственной близости от Рейна, собор с его двумя устремленными к небу башнями украшает большинство открыток с видами города и является излюбленным местом посещения туристов в Кёльне.
Собор достигает 157,38 метров в высоту и является вторым по высоте собором в Германии, и третьим – в мире. При этом Кёльнским собор можно назвать самым высоким собором в мире с двумя равновысокими башнями.

Датой основания собора считается 1248 год, при этом еще задолго до этого на месте нахождения собора были обнаружены остатки домов римлян и находившихся на этом месте раньше церквей. История строительства собора не завершена и по сегодняшний день – существует легенда, что архитектор, задумавший строительство собора, вступил в сделку с дьяволом, пообещав отдать тому свою душу в обмен на чертежи и планы собора. Но жена архитектора помешала этому плану, обманув дьявола, и тогда дьявол воскликнул: В тот день, когда закончится строительство этого собора, наступит конец света! – Кто знает, как это было на самом деле, но работы по строительству собора ведутся и по сегодняшний день. Наверное, чтобы не наступил конец света. Приехав на главный вокзал Кёльна (Hauptbahnhof), выйдите на площадь к Кёльнскому собору и полюбуйтесь его богато украшенными резьбой стенами и башнями, затем обязательно зайдите внутрь и поднимитесь наверх собора – и ваши воспоминания от поездки в Кёльн останутся поистине незабываемыми! Этот собор действительно впечатляет своей величественность и красотой и является одним из самых популярных соборов в Германии – ежедневно его посещает до 20.000 человек! Кельнский собор открыт ежедневно с 06:00 до 21:00 в период с мая по октябрь и до 19:30 с ноября по апрель, за исключением времени проведения религиозных служб. Вход в собор бесплатный, но за удовольствие подняться на башню придется заплатить. За отдельную плату можно также воспользоваться услугами экскурсовода на разных языках.

Официальный сайт собора, где вы можете найти больше подробной информации: www.koelner-dom.de

Самый старинный — Трирский собор (Trierer Dom)

Самый старинный собор с Германии насчитывает около 1700 лет истории — начиная со второй половины III века н.э. этот собор является резиденцией епископа, с тех пор и по сегодняшний день здесь регулярно проходят церковные службы.
В этом соборе слились воедино различные архитектурные и исторические стили и эпохи. Собор был почти полностью разрушен в 9-ом веке норманнами, и к концу 12-ого века отстроен заново в романском стиле. Изначально интерьер собора был довольно сумрачным и аскетичным, но в 18-ом веке его внутреннее убранство было заметно дополнено и обогащено элементами барокко, был сконструирован также новый пышно украшенный алтарь. Во время Второй мировой войны здание собора сильно пострадало из-за бомбежек, и заново отстроенный собор был вновь освящен и открыт лишь в середине 70-х годов прошлого века. Сегодня Трирский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одним из лучших образцов романской архитектуры. Совершая поездку в самый старинный немецкий город – Трир, не оставьте без внимания и самый древний немецкий собор. Кстати, на сайте собора можно заранее забронировать экскурсию на разных языках, в том числе и на русском.

Самый высокий — Ульмский собор (Ulmer Münster )

Уже издалека, приближаясь к городу, можно увидеть возвышающийся на горизонте Ульмский собор, или Мюнстер – главный символ города. Этот собор является самым высоким не только в Германии и Европе, но и в мире! Его высота составляет 161,53 метра. 768 ступенек внутри собора ведут нас на высоту большую, чем высота десятиэтажного здания!
Собор был заложен в 1377 году, а в 1392 году началось его строительство под руководством Ульриха Энсингена. В 1817–1890 годах строительство собора было полностью завершено. Что примечательно, во время Второй мировой войны Мюнстер практически не пострадал от бомбардировок, разрушивших большую часть исторического центра города, и сегодня мы можем наслаждаться красотой этого собора практически в его первоначальном виде. По сути, Мюнстер в Ульме – это лютеранская церковь, но на самом деле она она не является собором, т.к. епископ Евангелической земли Вюртемберга имеет резиденцию в Штутгарте, а в не в Ульме. Но составляя список «самых-самых» соборов Германии, мы просто не могли пройти мимо самого высокого собора в мире!

Самый королевский — Ахенский собор (Aachener Dom)

Во времена Римской Империи короли и императоры короновались изначально в древнем городе Риме. В IX веке король Карл Великий, основатель династии Каролингов, решает заложить собор, в котором проходили бы коронации франкских и в последующем германских королей на том месте, где сегодня находится стык трёх европейских государств — Германии, Бельгии и Нидерландов.
В древнем городе Ахене в 786 году было начато строительство собора, в котором в течение 600 лет было короновано 35 германских королей и 14 королев.

После смерти император Карл был похоронен в построенном им же Ахенском соборе, и сегодня могильный склеп Карла Великого относится к числу великих реликвий, которые можно посмотреть, посетив этот собор. Также стоит обратить внимание на большой трон, находящийся в верхней капелле соборе – именно на этом троне проходили раньше коронации королевских особ.
В Ахенском соборе был коронован Оттон I или Великий, и этот момент считается началом отсчета существования истории Священной Римской империи, и позднее – Священной Римской империи немецкой нации (с 1512 года). В наши дни имперский собор в Ахене стал первым объектом Германии, занесенным в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как «шедевр архитектуры Каролингов» и принадлежит к числу наиболее важных сокровищниц Европы наряду с Кёльнским собором, собором Парижской Богоматери во Франции и привлекает ежегодно сотни паломников.
Кроме того, к числу «имперских», или «императорских» соборов, где также проходили коронации царствующих особ, относятся и другие соборы: первым имперским собором был Шпайерский собор (Kaiser- und Mariendom zu Speyer), строительство которого началось в 1030 году императором Конрадом II. При Генрихе IV статус имперского собора получили три храма: Шпайерский, Майнцский и Вормсский соборы. Все три строения были расположены в городах на Рейне, из-за чего их называют Рейнскими имперскими соборами. Франкфуртский собор в городе Франкфурт-на-Майне (Kaiserdom St. Bartholomäus), ставший местом коронации германских правителей с 16 века, также относится к числу имперских.

Собор с самым большим куполом — Frauenkirche в Дрездене

Этот собор считается самой значительной протестантской церковью в Германии, построенной в стиле барокко. Вершину собора венчает большой купол, примечательный прежде всего своей вогнутой формой, напоминающей колокол. Во времена постройки это был единственный такого рода купол в мире, и здание в народе прозвали «каменным колоколом».
Строилась Фрауэнкирфе с 1726 по 1743 год по замыслам архитектора Георга Бера. Однако после бомбежек Второй мировой войны церковью была практически полностью разрушена, и долгое время, вплоть до объединения Германии, жители и власти не приступали к ее реконструкции, оберегая это место и руины как священную память о войне.

В 1989 году было положено начало движению «Акция-Фрауэнкирхе» по восстановлению церкви из руин, и первый камень в фундамент новой церкви был заложен в мае 1994 года. Завершились восстановительные работы только лишь в 2005 году.
Примечательно, что в первый год после своего освящения Фрауэнкирхе в Дрездена посетило более 2,5 миллионов человек. Побывав в Дрездене, вы также можете свободно посетить этот невероятно красивый собор – Фрауенкирхе открыта для посетителей с 10 до 18 часов каждый день, за исключением служб и особых мероприятий.
А напоследок, немного полезной лексики по теме «церкви и соборы»:
die Kirche, -n – церковь der Dom, -e – собор die Kuppel, -n – купол die Messe, -n – церковная служба, литургия die Gemeinde, -n – община der Pfarrer, = – пастор, священник der Bischof, die Bischöfe – епископ die Kerze, -n – свеча der Altar, die Altäre – алтарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *