Православная культура

Глава 1. Источники формирования древнерусской культуры 5

Многие говорят, что раздел культуры – самая скучная часть подготовки к экзаменам. Но это не так, любое занятие можно сделать интересным. Стоит только напрячь воображение.

Особенности культуры IX-XIII веков мы знаем с детства. Вспомните любую русскую сказку, мультик и вам сразу станет все понятно. Итак, особенности домонгольской культуры: (читаем и сравниваем со сказками)

  1. Преобладание религиозного мировоззрения.

  2. Накопление научных знаний без обоснования их (поэтому и придумал русский народ так много примет)

  3. Традиционализм. Все чтили традиции, старались жить так, как жили когда-то их деды.

  4. Замедленные темпы развития.

В IX-XII веках на русскую культуру большое влияние оказывала византийская культура. Это и понятно, ведь именно оттуда к нам пришло православие. В дальнейшем (XII-XIII века ; времена домонгольской раздробленности) русская культура испытывала влияние стран западной Европы (например Польши).

Перейдем к более конкретным темам.

Русская азбука. Наверняка, всем вам с детства знакомы имена Кирилла и Мефодия. Так вот, именно они во второй половине IX века придумали русский алфавит. Разумеется, изначально он был не таким, каким мы видим его сейчас. Сначала братья придумали глаголицу, потом немного изменили ее и новый алфавит назвали кириллицей. Вторая версия алфавита была очень похожа на наш теперешний, но современные буквы упрощены. (Были реформы, проведенные Петром Великим, а также в советские времена)

Просвещение. Письменность на Руси была и до крещения, но мало кто умел читать и писать. Принятие православия способствовало увеличению количества грамотных. О чем свидетельствуют записки, рукописи обычных людей. Обучение же проводилось монастырями и церквями. Интересен еще тот факт, что в Европе религиозные книги были на латыни, на Руси же все молитвенники и прочая литература были на древнерусском.

Литература. Книг было мало, но от того они были еще более ценны. Писались они в ручную, передавались из поколения в поколения. Самые известные произведения:

«Остромирово Евангелие» – древнейшая из книг, которая дошла до нас (1056-1057), была написана для новгородского чиновника Остромира.

«Слово о законе и благодати», написанное Илларионом, первым русским киевским митрополитом времен Ярослава Мудрого. До этого митрополитов на Руси назначала Византия. «Слово..» датируется первой половиной XI века. (несложно запомнить, если ассоциировать эту дату с временами Ярослава Мудрого)

«Повесть временных лет» – самая известная летопись, написанная Нестором в начале XII века. Она рассказывает о действиях, происходящих на Руси от второй половины IX века до времен написания книги.

«Слово о полку Игореве». Автор неизвестен. Написано произведение в конце XII века. Книга повествует нам о походе русских князей в 1185 году на половцев, который был организован князем Игорем Святославовичем. Основная идея – призыв к единению русских князей.

«Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Это очень похожие произведения. Время написания – начало XIII века. «Моление Даниила Заточника» было адресовано одному из князей (Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое Гнездо) и было очень богато с точки зрения языка книги: в нем использовалась сатира, сочетались разговорная речь с книжной.

Вот пожалуй и все книги тех времен, короткие данные о которых вам нужно запомнить.

Архитектура. До конца X века не было каменных строений вообще. Первым каменным сооружением на Руси была Десятинная церковь в Киеве, построенная Владимиром в конце X века.

Еще одним выдающимся архитектурным памятником был Софийский собор в Киеве. Он был построен в 1037 году Ярославом Мудрым в честь победы над печенегами. Позже соборы, подобные Софийскому собору в Киеве, строились и в других русских городах.

Политическая раздробленность на Руси способствовала развитию культуры в отдельных княжествах. Так например Владимиро-Суздальское княжество интенсивно застраивалось во времена Андрея Боголюбского (Церковь Покрова на Нерли, Золотые Врата, Успенский собор – все это было построено во Владимире, во второй половине XII века).

Среди Новгородской архитектуры стоит отметить церковь Спаса на Нередице (конец XII века).

Живопись.

В IX-XIII веках была широко распространена иконопись. Самая популярная икона –Владимирская икона Божией матери. (наверняка копию ее вы тоже видели, иллюстрация сбоку) Дата написания – рубеж XI-XII веков. Эта икона была очень значима для Руси. Русский народ верил, что эта икона спасла их от многих нападений. Также в некоторой мере икона поспособствовала объединению русских земель: икону из Владимира перенесли в Москву, которая позже стала религиозным, а потом и политическим центром Руси.

Также важной составляющей культуры Руси были фрески и мозаики.

Вот и все, заучивайте данные об произведениях искусства этого периода, а также особенности культуры домонгольской Руси. Это вам очень пригодится на экзамене. Скоро будет задание на эту тему.

Введение 3

1.1 Влияние религии на развитие культуры Руси 5

1.2. Христианство и духовно-нравственные ценности личности и общества 10

Глава 2. Основные направления в развитии культуры Древней Руси IX–XIII вв. 14

2.1. Письменность и литература 14

2.2. Фольклористика и литература 21

2.3. Зодчество и изобразительное искусство 24

2.4 Искусство 27

Заключение 32

Список использованной литературы 34

Введение

Становление и развитие русской культуры – это длительный процесс. Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.

Мощной основой формирования древнерусской культуры было богатое наследие восточных славян. Восточные славяне (смесь различных расовых линий, индоевропейских арийских, тюркских) выделились как самостоятельная ветвь славянства в VI в и уже тогда рассматривали себя как часть европейского мира В VII -VIII вв. у них сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, определились главные виды производственной деятельности, были накоплены практические знания о природе. Закреплению и передаче накопленною опыта, трудовых навыков и полезных наблюдений служила языческая религия.

На мой взгляд, выбранная мною тема курсовой работы «Культура Древней Руси IX – XIII в.в.» очень интересна, т.к. именно в тот период происходило развитие письменности, литературы, иконописи, зодчества и т.д. Проследить данное развитие очень интересно, да и просто необходимо об этом знать и помнить.

Цель курсовой работы – рассмотреть основные черты развития культуры Древней Руси IX – XIII в.в., определить роль христианства на развитие культуры Руси того времени, на менталитет народа.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие вопросы:

— определить источники формирования Древнерусской культуры;

— изучить основные направления в развитии культуры Древней Руси IX – XIII в.в.

Курсовая работа строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, 2 основных глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены вопросы влияния религии на развитие культуры Руси и влияние христианства на духовно-нравственные ценности личности общества. Во второй главе раскрыты основные направления развития культуры Древней Руси: письменность и просвещение, фольклористика и литература, зодчество и изобразительное искусство.

1.1 Влияние религии на развитие культуры Руси

Культурные общения Руси с другими странами складывались по-разному и различались по степени интенсивности, по характеру и масштабам влияния на древнерусскую культуру. Первоначально наиболее интенсивным и плодотворным было влияние Византии на древнерусскую культуру . Но оно не было постоянным и всеобъемлющим. В большей степени оно проявилось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Это естественно, ибо Русь приняла христианство от Византии. Светская культура была затронута слабее. В то же время ориентация на Византию имела и другую сторону. Она означала отторженность от латинства, от греко-римского наследия. Разумеется, полностью отрезанной от античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма сказалось через византийскую культуру. В первичном варианте античное наследие Руси усвоить не удалось. Оно пришло позднее, опосредованно, через опыт европейского возрождения.

Иной характер носили культурные связи Руси со странами Западной Европы. Они усилились во второй половине XII – начале XIII вв., в период расцвета романского искусства на Западе и ослабления византийского влияния на Русь. Важно отметить, что культурное взаимодействие Руси со странами Западной Европы было обоюдным и равноправным. Так, некоторые элементы романского стиля нашли свое отражение в архитектуре Новгорода, Полоцка, особенно ярко проявились в декоре Владимира – Суздальских храмов. Русь в свою очередь так же оказывала благотворное влияние на западноевропейскую культуру.

Не умаляя значения культурных контактов, следует, однако, подчеркнуть, что главную и широкую основу для вхождения Руси в европейское общество создало принятие христианства. Оно явилось важным источником формирования древнерусской культуры, так как способствовало развитию письменности, просвещения, литературы, зодчества, искусства, гуманизации нравов народа, духовному возвышению личности. Христианство создало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных ценностей. В этом заключается его прогрессивное значение.

Теперь остановимчя подробней на крещении Руси в 10 веке Князь Владимир Святославович, как и его отец, отнюдь не был приверженцем христианства, напротив, он был истинным язычником, что подтверждается словами Соловьева: «торжество Владимира над Ярополком сопровождалось торжеством язычества над христианством, но это торжество не могло быть продолжительно: русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одною из религий, имевших место в юго- восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством. Ревность Владимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукрашенных кумиров, частые жертвы проистекали из желания поднять сколько-нибудь язычество, дать ему средства, хотя что-нибудь противопоставить другим религиям, подавляющим его своим величием; но эти самые попытки, эта самая ревность и вела прямо к падению язычества, потому что всего лучше показывала его несостоятельность.»

Несомненно следует отметить, что Владимир, как и Ольга, понимал всю ущербность и упадочность состояния язычества и пытался найти новую религию, способную встать на место язычество и объединить народ русский. Однако трудным был путь единодержавного правителя Руси – князя Владимира к христианской вере. Дело в том, что в конце X века на Руси господствовало язычество. В жертву богам могли приноситься и человеческие жизни. Однажды князь Владимир, желая отблагодарить идолов, изъявил согласие на такое жертвоприношение. Жребий пал на сына одного христианина-варяга. Но христианин не только отказался отдать сына, но и обличал безумие идолопоклонничества: «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? сами деланные; не дам сына своего бесам!». Толпа растерзала отца и сына. Князь Владимир, присутствовавший при этом, был поражен их бесстрашием и проникся уважением к этой вере, которая так укрепляет дух своих поклонников, что они без колебания идут на смерть ради своей веры.

Постепенно Владимир пришел к мысли о замене языческой веры своего народа на одну из религий соседних народов. Об этом слышали многие иноземцы, и от многих вер приходили миссионеры с проповедями. По словам Соловьева: «Греческий проповедник и произвел также сильное впечатление на Владимира; после разговора с ним Владимир, по преданию, созывает бояр и городских старцев и говорит им, что приходили проповедники от разных народов, каждый хвалил свою веру; напоследок пришли и греки, хулят все другие законы, хвалят свой, много говорят о начале мира, о бытии его, говорят хитро, любо их слушать, и о другом свете говорят: если кто в их веру вступит, то, умерши, воскреснет и не умрет после вовеки, если же в другой закон вступит, то на том свете будет в огне гореть. Магометанские проповедники также говорили о будущей жизни, но самое чувственное представление ее уже подрывало доверие: в душе самого простого человека есть сознание, что тот свет не может быть похож на этот, причем раздражало противоречие, по которому одно наслаждение допускалось неограниченно, другие совершенно запрещались. Владимиру, по преданию, нравился чувственный рай магометов, но он никак не соглашался допустить обрезание, отказаться от свиного мяса и от вина: «Руси есть веселье пить, говорил он, не можем быть без того».»

Христианство было к тому времени уже «давно знакомо в Киеве вследствие частых сношений с Константинополем, который поражал руссов величием религии и гражданственности. Бывшие в Константинополе после тамошних чудес с презрением должны были смотреть на бедное русское язычество и превозносить веру греческую. Речи их имели большую силу, потому что это были обыкновенно многоопытные странствователи, бывшие во многих различных странах, и на востоке, и на западе, видевшие много разных вер и обычаев, и, разумеется, им нигде не могло так нравиться, как в Константинополе; Владимиру не нужно было посылать бояр изведывать веры разных народов: не один варяг мог удостоверить его о преимуществах веры греческой перед всеми другими.» Призвав на совет бояр и старцев, Владимир просил у них помощи в выборе веры. Ему посоветовали послать собственных мудрых мужей в разные страны, чтобы они узнали какая из вер лучше подходит его народу. В итоге выбор пал на греческую православную веру. Послов поразила особая красота и пышность богослужения в Византии.

Не сразу принял русский народ новую. Веру, но всетаки принял. По душе ему пришлось то, что Христианская религия давала веру и надежду каждому человеку, бедному и богатому, что ему поможет Бог, Бог – заступник и благодетель. И верил русский человек, что «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля ни болезни» . И вера эта помогала ему жить.

Христианство и язычество – религии различных ценностных ориентации Язычество пережили многие народы мира. Повсюду оно олицетворяло природные стихии и силы, рождало множество природных богов – политеизм.

Но язычество, в том числе славянское, не обладало главным – понятием человеческой личности, ценностью ее души. Как известно, этими качествами не обладала и античная классика. Переход к христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическим и нравственным идеалам.

Реферат»Влияние православных церквей на русскую культуру»

С Крещения Руси началась ее подлинная культурная и государственная жизнь. Под влиянием христианства жестокие нравы смягчились, потому что Церковь принесла с собой учение о любви и милости. Принятие Православия стало определяющей чертой духовного облика русского человека, как его культуры, так и культуры Государства российского в целом.

Цель моей работы – узнать как повлияла Православная церковь на развитие русской культуры, для чего необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1)Место и роль христианства в русской национальной культуре: письменности и образовании, истории, литературы, зодчества,

живописи, музыки

2) культурологическая роль православия в современной России

Письменность и образование

После принятия христианства остро ощущалась необходимость в священнослужителях. Для этого были организованы школы, в которых обучались дети представителей разных социальных групп.

Навсегда в русской культуре останутся Кирилл и Мефодий (братья Солунские), славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита. Кирилл и Мефодий в 863г. были приглашены из Византии князем Ростиславом для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.

С принятием христианства появилось большое количество переводной литературы. Первыми проникли на Русь книги, переведенные с греческого языка на старославянский. Среди них были собрания служб на весь год, тексты праздничных служб до и после Пасхи, различные служебники. Появились Евангелие, тексты апостольских деяний, жития, в которых ставились и разрешались вопросы христианской морали, монашеской жизни, описывались жизнь и подвиги деятелей Церкви. Книги носили, главным образом, поучительный характер.

История, литература

Появление христианства кроме распространения письменности, во многом способствовала и появлению первых литературных произведений. Потребность в которых испытала прежде всего церковь для изложения христианского вероучения. С конца X и до начала XII в. в культуре Киевской Руси появляется несколько литературных жанров. Здесь были и проповеди и летописи и жития святых.

Выдающимся литературным памятником того периода, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Главная цель этой летописи состояла в том, чтобы показать место Русской земли среди других держав, доказать, что русский народ имеет свою историю. Вводная часть начинается с описания всемирной истории, но на сей раз от «всемирного потопа» и распределения земли между сыновьями Ноя. Нестор передает библейскую историю о Вавилонском столпотворении, во время которого люди разделились на народы и заговорили на разных языках.

«Повесть временных лет» определяет место русского народа среди народов мира, описывает происхождение славянской письменности, образование Русского государства.

Зодчество

После крещения киевлян великий князь велел рубить храмы и ставить их на местах, где раньше стояли идолы. Первым из них стал храм святого Василия, чье имя получил Владимир при Крещении. Другой великолепный каменный храм князь воздвиг во имя Пресвятой Богородицы. Для храма он выбрал место, где были убиты первые христианские мученики — варяги Федор и Иоанн. В Суздале, Переславле, Ростове, Белгороде и других городах Руси стали возводиться храмы во времена княжения Владимира и после него.

В основном это были небольшие четырехстолпные одноглавые храмы без притворов. В них уже заметен отход от крестообразной композиции и влечение к более классическим кубическим формам. Эти постройки очень гармоничны, производят впечатление уравновешенной пирамиды. Излюбленным строительным материалом стал белый камень (известняк) — наследие владимиро-суздальской традиции. Так строятся первые каменные постройки в Московском Кремле — храм Успения Богородицы, Рождественский храм, Благовещенская церковь.

Идея соборности («собор –соединени» воплотилась в самом русском храме, который понимался как объединяющее начало, призванное господствовать в мире. Сама вселенная должна сделаться храмом Божьим. Это стало тем духовным идеалом, к которому стремился русский человек. Из скудости и бедности повседневной жизни, к богатству потусторонней, духовной жизни, ее образом служили горящие на фоне неба золотые главы белокаменных храмов, «луковицы» русских церквей, воплощающие идею молитвенного горения. Так появляется русский храм — гигантская свеча-напоминание, что высшее еще не достигнуто здесь, на земле. Основная идея русского религиозного искусства — соборное единение мира людей и ангелов, а также любого живого создания на земле.

Живопись

От Византии искусство Киевской Руси восприняло не только главные жанры живописи (мозаика, фреска), но и станковую живопись — иконопись. Еще задолго до крещения Руси христианские богословы, обосновывая культ почитания икон (икона рассматривалась как видимый символ невидимого мира), выработали жесткую систему их написания — иконографический канон. Согласно преданию древнейшие христианские иконы либо появлялись чудесным образом (Спас Нерукотворный), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери, созданное евангелистом Лукой). Поэтому христианская церковь никогда не допускала написания икон с живых людей или по воображению художника, а требовала четкого соблюдения иконописного канона.

Первые христианские храмы Киевской Руси строили и украшали иконами византийские мастера.

Выразителем новгородского стиля в живописи стал Феофан Грек, великий византиец, нашедший на Руси свою вторую родину.

В общей сложности в Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве Феофан Грек расписал около сорока церквей, в том числе церковь Спаса ,часть фресок которой сохранилась до наших дней.

Выразителем этих идей стал гениальный русский живописец Андрей Рублев, на все последующие эпохи определивший стиль иконописи. В основе творчества Андрея Рублева лежит иная, чем у Феофана Грека, религиозная концепция. Она лишена идеи мрачной безысходности и трагизма. Это философия добра и красоты, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев, в отличие от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия. И его Спас — не грозный вседержитель и беспощадный судья, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог

Главным памятником творчества Андрея Рублева в области монументальной живописи признаны фрески Успенского собора во Владимире.

Основным творческим открытием Андрея Рублева стал новый идеал искусства, пришедший с ним в русскую художественную культуру. В его творчестве глубокое выражение получила высокая нравственная ценность человека.. Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия русская иконопись достигла непревзойденных высот. В этом виде изобразительного искусства за Русью признается такое же первенство, как за Древней Грецией — в скульптуре, Византией — в мозаике.

Музыка

Не менее значимой в искусстве, характерном для русской культуры, была музыка, особенно важная в церковном богослужении. По сути дела, икона и звучащее перед ней песнопение, молитвы составляли основу духовной культуры Древней Руси. Древнерусское богослужение носило характер волшебства, во время которой человек мог получить духовное очищение, освободиться от тяготивших его забот и суеты, нравственно просветиться.

Как для иконописных, так и для музыкальных изображений был обязателен канон. Как и подлинники икон, канон был творением соборным. Соборность присуща русской культуре. Также церковное пение не имело инструментального сопровождения.

Русское церковно-певческое искусство развивалось в непрерывном взаимодействии византийского начала с исконно русской певческой природой. Это и породило такое величайшее явление русской музыки, как знаменный распев — величественное творение древнерусских музыкантов, обладавшее поразительной внутренней мощью, эпической силой и строгостью.

Творчество русских распевщиков (композиторов) отразило важнейшие события истории того времени. Особенно это заметно в службах, написанных в честь русских святых. Первой была создана служба первым русским мученикам Борису и Глебу. Позже в службах отразились самые яркие страницы русской жизни.

Церковь , государственная политика и культура России.

В России в её политической истории отмечалось противостояние двух ветвей власти — духовной и светской, где наблюдается или борьба или взаимовыгодное сотрудничество между их идеями.

В современном российском обществе произошел пересмотр основополагающих идеологических ценностей, повлекший за собой изменение мировоззрения на религиозное и культурное наследие. Это способствовало тому, что утвердилось мнение о единении религиозных и культурных ценностей. Неоспоримостью является, что гражданин и патриот формируется в лоне национальной культуры. Русская же культура глубинными своими корнями уходит в Православие.

Важнейшей частью православной культуры являлось то, что она способствовала единению русского народа, который и есть часть Государства российского.

В наше время с поддержки Государства церковь начинает свою «вторую» жизнь, восстанавливаются разрушенные храмы—обители духовной жизни на земле .Если взять наш родной город, то за последнее десятилетие возросло количество святых обителей .Это уже построенные и действующие церкви Дэержинска:

Церковь Антония Великого Церковь Всех Святых Церковь Иоанна Предтечи Церковь Сергея

Радонежского

Православный киот Ц ерковь иконы часовня Архистратига Благовещенская церковь

Владимирской Богоматери Михаила в Желнино

Достраиваются

Храм Серафима Саровского Собор Воскресенья Христова

Появление святых обителей несомненно имеет большое значение в современной России и повлияет на духовное развитие будущих поколений дзержинцев и развитие российской культуры в целом..

Заключение

Тысячелетняя Русская Церковь достойно выдержала все испытания. И сегодня она по-прежнему крепка своей верой, живет любовью к миру и надеждой, что Господь и Матерь Божия и в будущем не оставят Её.

Нет и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви.

Литература

1. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь.

2. Карташев А.В. Очерки но истории русской церкви.

3.Нечволодов А. Сказания о Русской земле Памятники литературы Древней Руси.

4.Танчер В.К. Христианство и общественное развитие

5. Хрестоматия по истории России

>О чём рассказывает христианская православная культура

3.

Наиболее полно догматы Христианства описаны все в
Символе Веры
1. Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего и
видимого и невидимого.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца
рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога
истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого
всё произошло.
3. Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и
воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.
4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшего в третий день, по Писаниям.
6. И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца.
7. И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не
будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и
Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков.
9. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Признаю одно Крещение для прощения грехов.
11.Ожидаю воскресения мёртвых,
12. и жизни будущего века. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *