Православная церковь в польше

Православие в Польше

Православие в Польше — вторая по численности религиозная конфессия после католицизма.

Христианство на территории современной Польши появилось с проникновением христианства в VIII веке. После заключения Кревской унии (1385) и принятия уний, в особенности Брестской унии (1596), и последовавших притеснений со стороны Римско-Католической церкви Православная церковь оказалась в тяжёлом положении и вплоть до вхождения этих территорий в состав Российской империи была немногочисленной. После обретения Польшей независимости, в 1924 году, была получена автокефалия Польской православной церкви, однако польское правительство начало преследовать православных: были разрушены сотни храмов, в том числе Александро-Невский собор в Варшаве. После Второй мировой войны положение Православной церкви в Польше стабилизировалось, хотя вследствие отхода Волыни к УССР (что влекло включение соответствующих епархий в юрисдикцию РПЦ) стала малочисленней. Ныне на территории Польши действуют 6 православных епархий с 11 епископами, 27 деканатами, 250 приходами и 10 монастырями. Возглавляет Польский православную церковь митрополит Варшавский Савва (Грыцуняк).

История

Появление христианства

На территории, входящие в состав современной Польши, христианство проникало с разных сторон: с юго-запада — Великого Моравского княжества, с запада — германских земель и с востока — Киевской Руси. Вполне естественно, что польские земли как смежные с Великой Моравией подверглись воздействию миссии святых Кирилла и Мефодия. С расширением Моравского княжества Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велиградской епархии.

В 966 году польский князь Мешко I приниял христианство, за чем последовало крещение народа. По преданию, Мешко сначала принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на княгине Дубравке в Польше усилилось латинское влияние.

Ко времени Крещения Руси земли по западной стороне реки Буга, где находятся города Холм и Перемышль, входили в состав Киевского княжества. В этих краях христианство усиливало своё влияние одновременно с распространением его в других русских землях. В XI веке в Западной Руси возникли два самостоятельных княжества — Галицкое и Волынское, которые в конце XII века были объединены в единое Галицко-Волынское.

Первая православная кафедра

В XIII веке при князе Даниила Романовича Галицко-Волынское княжество достигает своего могущества. В его столице — Холме — стараниями князя была основана православная епископская кафедра. Дети и внуки князя Даниила сохраняли верность православию, но во второй четверти XIV век род Галицко-Волынских князей по мужской линии угас. Две галицкие княжны были замужем за Литовским и Мазоветским князьями. Волынь попала во владение Литовского князя Любарта, который исповедовал православие, но с Галицией было иначе. Сын Мазоветского князя Юрий II Болеслав был воспитан матерью в православии, но впоследствии перешёл в католичество. Став Галицким князем он, по установкам папы Римского, притесняет православных.

Ухудшение положения Православной церкви

После смерти Болеслава его продолжателем стал польский король Казимир Великий. В середине XIV века он завладел Галичиной. Волынь, несмотря на призывы папы к крестовому походу против «схизматиков», литовскому князю Любарту удалось отстоять. После присоединения Галицких и Холмских земель к польским владениям, положение православных здесь заметно ухудшилось. Православное население подвергалось различного рода дискриминациям, осложнялась возможность торговой и ремесленной деятельности.

После вступления великого князя Литовского Ягайло в брак с польской королевой Ядвигой было положено начало объединению Польского королевства и Литовского княжества. Одним из условий брака был переход Литовского князя в католичество. Ещё в 1385 году Ягайло официально отрёкся от православия, а через год после брака в 1387 году он объявил римско-католическую веру господствующей в Литве. Вскоре начались притеснения православных. Крупнейшие насилия происходили в Галичине. В Перемышле католикам был передан православный собор. На Городельском сейме 1413 года, который подтвердил объединение Литвы с Польшей, был издан указ о недопущении православных к высшим государственным должностям.

Православие в период уний

В 1458 году униатский Константинопольский патриарх Григорий Мамма, пребывавший в Риме, поставил литовско-галицким митрополитом Григория, бывшего в своё время протодиаконом у митрополита Исидора. Григорий попытался утвердить в своей митрополии унию и начал гонения на православное духовенство, но не нашёл поддержки у польского короля и в 1469 году сам присоединился к православию. Ягеллоны, впрочем, не желали покровительствовать православию и охотно урезали его права и ослабляли материальное положение Православной церкви и верующих.

В XV и XVI веках в районах, которые теперь входят в Люблинское, Белостоцкое и Ряшевское воеводства, большая часть населения исповедовала православную веру, или, как называли её в официальных документах, «русскую веру», «греческий закон».

В Люблинской унии 1569 года политическая программа Городельскаго сейма получила своё завершение. Если к этому Польша и Литва находились только в конфедеративного союзе и имели свои отличия в управлении, то Люблинская уния уничтожила самостоятельность Литовского княжества. Православное население Беларуси и Западной Украины, которое оказалось в составе Польши, начало ощущать систематический гнёт со стороны католицизма. Особенно тяжелым временем для Православной церкви было правление польского короля Сигизмунда III. Этот воспитанник иезуитов, проникнутый крайними католическими взглядами, ставил выше всего интересы Римского престола.

Сложное положение было и с православной иерархией. До конца XVI век века большая её часть во главе с Киевским митрополитом Михаилом (Рогозой) приняла провозглашённую на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского епископа. Но православные верующие преимущественно не приняли и стали на защиту Православной церкви. В настоящее время создается много полемических произведений, направленных на защиту чистоты веры от посягательств со стороны инославию и прежде всего Римско-католической церкви. Очень важную роль в защите православия от распространителей унии играли православные церковные братства. Необходимо особо упомянуть Львовское и Виленское православные братства, представлявшие собой сплочённые союзы городского населения. Согласно принятым уставам главным своим делом братства считали: открытие и содержание духовных училищ, подготовку образованной православной молодежи, создание типографий и издание необходимых книг. Однако силы в борьбе с наступающим католицизмом были неравны. Православные братства, лишившись поддержки со стороны шляхты, перешедшей в католичество, постепенно сокращали свою деятельность.

XVII—XVIII века

До конца XVI века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. С второго десятилетия XVIII века для всего православного населения Западной Украины, которая входила в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не внёс существенных изменений в положение православных в Польше и Великий сейм 1788—1792 годов, провозгласивший среди прочего, религиозную свободу.

В конце XVIII века в Польшу попадают греческие православные купцы, поселяются здесь и стремятся поддержать православие. Однако власть не позволяла им обустраивать храмы, поэтому богослужения проходили в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции.

В Российской империи

Ситуация коренным образом изменилась после присоединения польских земель к Российской империи (1795 год — третий раздел Польши; 1814—1815 года — решение Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав империи, сразу улучшилось без особых мероприятий. Прекратились гонения, насильственные обращения в унию, антиправославная пропаганда. Большинство приходов в присоединённых к Российской империи землях составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минская. Число православных стало увеличиваться за счёт возврата униатов в православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 году в Варшаве было основан викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (после обращения холмских униатов) Холмско-Варшавским. В 1905 году была выделена самостоятельная Холмская епархия.

В Польском государстве

После Первой мировой войны, в 1918 году, была возрождено Польское государство. Согласно Рижскому договору 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный синод Московской патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии.

В 1922 году при поддержке государственной власти Собор православных епископов в Польше, который состоялся в Варшаве, решительно высказался за установление автокефалии Православной церкви в Польше. За были митрополит Георгий (Ярошевский), епископы Дионисий (Валединский) и Александр (Иноземцев), против — пророссийские архиепископ Елевферий (Богоявленский) и епископ Владимир (Тихоницкий).

8 февраля 1923 года в жизни Польской православной церкви произошло чрезвычайное событие — архимандрит Смарагд (Латышенко), бывший ректор Волынской духовной семинарии, отстранённый от должности и запрещённый в священнослужении митрополитом Георгием (Ярошевский), выстрелом из револьвера убил митрополита. Через два дня после этого трагического события обязанности Митрополита и Председателя Священного Синода принял на себя архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий (Велединский), и 27 февраля того же года Собором православных епископов Польши он был избран Митрополитом Варшавским. Убийство усилило антироссийские и проавтокефальные настроения в Польской церкви, и иерархия начала полноценные переговоры с Константинопольским патриархатом.

Предоставление автокефалии Православной церкви в Польше

Константинопольский патриарх Мелетий IV 13 марта 1923 года утвердил митрополита Дионисия (Валединского) в этом сане предстоятеля и признал за ним титул Митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше и священноархимандрита Почаевской Успенской Лавры. Митрополит Дионисий обратился к Константинопольскому патриарху Григория VII с просьбой благословить и утвердить автокефалию Польской православной церкви, затем сообщить об этом и всем главам поместных православных церквей. 13 ноября 1924 за три дня до своей кончины патриарх Григорий VII подписал Патриарший и Синодальный Томос Константинопольской Патриархии о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. Однако официальное провозглашение автокефалии задержалось почти на год в связи с возникновением проблем в Константинопольской патриархии после смерти Григория VII. Его преемник, Константин VI, в конце января 1925 году был выслан из Константинополя турецкими властями, и патриаршая кафедра до июля того же года оставалась свободной. Новоизбранный Патриарх Василий III сообщил в августе Митрополиту Дионисию, что в следующем месяце он пришлёт в Варшаву делегацию, и привезет Томос об автокефалии Православной церкви в Польше. В середине сентября в Варшаву прибыли представители Константинопольской и Румынской церквей и 17 сентября в их присутствии, а также при наличии всего епископата Польши, представителей епархий, варшавской паствы и членов правительства в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное объявление Патриаршего Томоса. Автокефалию Православной церкви в Польше признали в то время все поместные и автономные церкви, за исключением Русской православной церкви.

Новая волна гонений

Опираясь на подписанный в 1927 году польским правительством и Римским папой конкордат, который признавал в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римско-католики в 1930 году выступили с судебным иском о возвращении православных храмов, святынь, другого церковного имущества, которое когда-то принадлежало католической церкви. Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди них были такие православные святыни как Почаевская Лавра и многие другие монастыри, Кременецкий и Луцкий кафедральные соборы, старинные храмы. Основанием для таких претензий католики выдвигали то положение, что упомянутые церковные объекты когда-то принадлежали греко-католикам, но правительством Российской империи были переданы православным. В это время был разрушен Александро-Невский собор в Варшаве, расписанный Виктором Васнецовым и другими русскими художниками (построен в 1892—1912 годах, вмещал до 3000 верующих). Вскоре Польшу наводнили иезуиты и представители других католических орденов. Одновременно под давлением правительства происходила полонизация духовного образования, делопроизводства и богослужения.

К моменту провозглашения автокефалии Православной Церкви в Польше, здесь действовали две духовных семинарии — в Вильно и Кременце и несколько духовных мужских и женских училищ. В феврале 1925 году было открыто высшее духовное учебное заведение — Православный богословский факультет при Варшавском университете.

В конце 1936 года появились тревожные симптомы нового наступления на Православную церковь. В этом году в связи с 300-летием со дня смерти греко-католического митрополита Вельямина Рутского в городе Львове собрался съезд греко-католического духовенства. Почётным председателем съезда был греко-католический митрополит Андрей Шептицкий (умер в 1944 году). Решено было, что для украинского народа наилучшей формой церковности является его уния с Римом, поэтому УГКЦ должна получить полную свободу для миссионерской деятельности среди украинцев, белорусов, русских, проживающих в Польши (смотри статью Неоуния).

Продолжением намеченной съездом программы стала публикация 25 мая 1937 года новой инструкции по внедрению «восточного обряда». В этой инструкции обращалось внимание на то, что Ватикан придаёт большое значение «возвращению православных к вере отцов», а между тем работа в этом направлении идет медленно и малоуспешно. В результате 1938 году в Холмщине и на Подляшье православные храмы стали не только закрывать, но и разрушать. Было разрушено около полутора сотен храмов и молитвенных домов. Более 200 священнослужителей и церковнослужителей оказались безработными, лишёнными средств к существованию. В польской прессе не говорилось о подобных бесчинствах, но за некоторое время до указанных событий на Холмщине и Подляшье была проведена соответствующая подготовка. Так, в польских газетах появились сообщения, что на Холмщине и в некоторых других городах есть много православных храмов, построенных царским российским правительством с намерением русифицировать край. Эти храмы выставлялись как памятники рабства, поэтому нужно их разрушить. Никакие протесты православных, в том числе обращения митрополита Дионисия (Валединского) к высшим должностным лицам не помогли.

Вторая мировая война

1 сентября 1939 началась Вторая мировая война. Меньше чем через месяц немецкие танки уже находились на улицах Варшавы. Восточные области Польши были заняты Советским Союзом. Польша, таким образом, была разделена между СССР и Германией. На территории бывшей Польши, которая была оккупирована Германией, было создано так называемое Генерал-губернаторство, в котором существовали три епархии: Варшавская, Холмская и Краковская. Земли, занятые советскими войсками в 1939—1941 годах, вошли в состав Минской епархии. Также в составе СССР оказалась Волынская епархия. Здесь, как повсюду в СССР, Православная церковь терпела притеснения со стороны государства.

Вывозили в советские лагеря не только католиков, военных, но и верных православной церкви, а вместе с ними духовенство. В духовной жизни наступили изменения во время немецкой оккупации. Немцы стремились к уничтожению коммунистической идеологии и в этой связи позволяли открывать закрытые ранее храмы. На территории Украины стали действовать украинские епископы Польской православной церкви во главе с митрополитом Поликарпом (Сикорским). Эту структуру традиционно называют Украинской автокефальной православной церковью, хотя формального провозглашения автокефалии не было, епископат считал себя частью бывшей Польской православной церкви (которая после ликвидации государства Польша перестала использовать в своём названии слово «Польская»). Параллельно здесь оставались структуры Московского патриархата — Украинская автономная православная церковь.

Послевоенный период

После Второй мировой войны автокефалия Польской православной церкви была признана определением Священного синода Русской православной церкви от 22 июня 1948 года. Предстоятелем стал архиепископ Тимофей (Шрёттер), с 1951 до 1961 года — митрополит Макарий. В 1949 году были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцкая-Гданьская и Лодзинское-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и на запад Польши был осуществлён новый раздел епархий. К 1952 году в Польской православной церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познанская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосонченская епархия, а в 1989 году — Люблинской-Холмская.

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Польше находятся в храмах и монастырях Римо-Католической Церкви и Польской Православной Церкви.

С. ГРАБАРКА (в Мельницкой пуще, недалеко от города Семятыче — польск. Siemiatycze):

  • Святая гора Грабарка.

ЧЕНСТОХОВА. Католический монастырь Ясна-Гура:

  • оригинал «Ченстоховской» иконы Божией Матери.

С. ГИДЛЕ (25 км. к северу от Ченстоховы). Католический храм Вознесения Девы Марии:

  • оригинал «Гидлянской» («Гидельской») иконы Божией Матери.

КРАКОВ. Католический храм Св. Барбары:

  • оригинал «Юровичской» иконы Божией Матери.

ВРОЦЛАВ. Католический храм Св. Войцеха:

  • оригинал «Снежной» («Подкаменской») иконы Божией Матери.

ГНЕЗНО (ок. 40 км. к северо-востоку от Познани). Католический кафедральный собор Вознесения Святой Девы Марии и Св. Адальберта. Мощи:

  • свмч. Адальберт (Войцех) Пражский (Х в.).

БЕЛОСТОК. Православный Никольский собор. Мощи и икона:

  • мч. младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский) (XVII в.),
  • «Белостокская-Смоленская» икона Божией Матери.

БЕЛЬСК-ПОДЛЯСКИ (ок. 40 км. к югу от Белостока). Православный храм Рождества Богородицы:

  • оригинал иконы Божией Матери «Одигитрия-Бельская».

СУПРАСЛЬ (Подляшское воеводство). Православный Супрасльский Благовещенский монастырь:

  • список «Супрасльской-Смоленской» иконы Божией Матери.

ЛЮБЛИН. Православный Спасо-Преображенский собор:

  • оригинал «Люблинской» иконы Божией Матери.

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ОНУФРИЕВСКИЙ ЯБЛОЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Люблинское воеводство, к юго-востоку от Бяла-Подляска, близ с. Яблечна):

  • прмч. Игнатий Яблочинский (+1942 г.).

С. ЗДЫНЯ (Малопольское воеводство, 21 км. к югу от Горлице). Кладбище:

  • могила свмч. Максима Горлицкого (+1914 г.).

>Храмы

  • Собор св. Николая Чудотворца в Белостоке
  • Церковь Святого Иоанна Лествичника в Варшаве
  • Церковь Марии Магдалины в Варшаве

Исторический очерк

Христианство пришло в пределы нынешней Польши с юго-запада из Моравского княжества, с запада из Германии и с востока из Киевской Руси. В 966 году в Гнездно принял крещение польский князь Мешко (Мечислав) I, за которым массово крестился и его народ. С X века на часть Польши распространялась Владимиро-Волынская епархия Киевской митрополии Константинопольской Церкви, из которой в XI-XII веках была выделена Перемышльская, а в XIII веке — Холмская епархии. С отпадением Римской Церкви от Православия с запада страны начинает распространяться римо-католицизм. После того как в 1385 году князь Ягайло объявил о своём выборе в пользу римо-католицизма, многие последовали за ним и Православие перестало быть преобладающей верой в Польско-Литовском государстве.

За века могущества польско-литовской Речи Посполитой её короли радели о насаждении римо-католицизма в своей державе и Православие продолжало умаляться. В 1596 году бывшие ранее православными архиереи польско-литовских земель во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли унию с на Брестском Соборе. Православие оказалось вне закона до 1632 года, верующие подверглись тяжкому гонению, и многие приняли унию. Затем Киевский митрополит святитель Петр (Могила) провел ряд преобразований которые, ценой сближения с римо-католическими образцами, утвердили Православие как терпимую веру в Речи Посполитой. Однако, давление государства и римо-католического клира поддерживало динамику перехода православных в униатство на протяжении последующего века.

Вместе с переподчинением Киевского престола, с конца XVII века православные Польши перешли под омофор Московского патриарха. Одновременно, в течении XVIII века шло поглощение Речи Посполитой соседними государствами, причём к концу столетия бо́льшая часть, под именем Царства Польского, вошла в состав Российской империи. В этих землях Православие превратилось из теснимой веры меньшинства в господствующую государственную, что обусловило массовый переход униатов в Православие на протяжении следующего века. С 1785 для окормления православных в Польше было учреждено Переяславское коадъюторство Киевской митрополии, а с 1793 года его заместила Минская епархия. С 1799 года польские земли вошли в Волынскую епархию. В 1840 году специально для Царства Польского была образована Варшавская епархия, а с 1905 года существовала также отдельная Холмская кафедра.

В связи с провозглашением в 1918 году независимости Польши указом патриарха Московского и всея Руси святителя Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 году была дарована «широкая поместная автономия.» В середине июня 1922 года митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Польской Церкви. Вместо священноначалия в Москве было решено обратиться в Константинополь и 13 ноября 1924 года Константинопольский патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Московским Патриархатом, но Русская Православная Церковь Заграницей приняла её. В 1920-30-х годах в рамках политики полонизации и окатоличивания в Польше было разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен Варшавский Александро-Невский кафедральный собор.

В первые годы Второй мировой войны восточные пределы межвоенной Польши отошли к СССР и были выведены из состава Польской Церкви, всё еще находившейся в расколе с Московским священноначалием. Затем, в ходе Великой Отечественной войны, автокефалисты на Украине, оправдывали свою раскольническую деятельность номинальным подчинением митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому).

По итогам войны Польша оказалась в советской сфере влияния и вошла в социалистический лагерь. В условиях холодной войны взамен прежних связей с Константинопольским Патриархатом стали налаживаться связи с Московским. В июне 1948 года делегация во главе с архиепископом Белостокским Тимофеем (Шрёттером) обратилась к Русской Церкви с ходатайством о даровании автокефалии Польской Церкви и 22 июня того года был подписан соответсвующий Акт.

После падения коммунистического режима в Польше Церковь получила возможность расширить свою благотворительную социальную деятельность. В 1996 году был создан центр «Элеос» для более действенной помощи нуждающимся; были созданы ряд сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

Использованные материалы

  • «Польская Православная Церковь,» официальный сайт Русской Православной Церкви:
  • Wynot, Edward D., Jr., «Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,» East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.

По состоянию на середину 2013 года было четыре храма с богослужением по-польски: во Вроцлаве, Варшаве и два в Белостоке. Данные прот. Ярослава Антосюка, сообщение от 21 июня 2013,

«Польская Православная Церковь,» официальный сайт Русской Православной Церкви,

Махакеев Артем, «В Польше прошел международный съезд монашествующих,» Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012,

Первая оценка по «Польская Православная Церковь,» официальный сайт Русской Православной Церкви, ; вторая — по заметке Махакеев Артем, «В Польше прошел международный съезд монашествующих,» Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012,

При двойной дате, первая – дата избрания, вторая (в скобках) – дата интронизации.

Drugi Powszechny Spis Ludnosci z dnia 9 IX 1931 r., “Statystyka Polska,” Seria C, z. 94a, таблицы 10, 13, 15, 16, по Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323. Разбивка по национальным категориям – по классификации довоенного Польского государства. Историк Януш Зарновский считает процент поляков завышенным, полагая что поляки составляли около 4% православных, тогда как остальные, вошедшие в эту категорию, были чехи, греки, цыгане и те обитатели восточных краёв страны которые назвались «местными». Zarnowski, Janusz, Spoleczenstwo Drugiej Rzeczypospolitej 1918-1939, Warszawa, Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1973, 375.

Adamczuk и Mironowicz, 93-94, по Wynot, 326.

Urban, по Wynot, 337, n. 10.

Wynot, 330.

Rocznik statystyczny 1980, 40, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, 1980, 27, таблица 10/50, по Wynot, 330.

Польская православная церковь

Польская православная церковь

польск. Polski Kościół Prawosławny
церк.-слав. По́льскаѧ правосла́внаѧ цр҃ковь


Кафедральный собор святой Марии Магдалины в Варшаве

Общие сведения

Основатели

Равноапостольные Кирилл и Мефодий (согласно церковному преданию)

Церковь-мать

Константинопольский патриархат

Автокефалия

1924 (от Константинопольского патриархата)

1948 (от Московского патриархата)

Автономия

Руководство

Предстоятель

Блаженнейший Савва, Митрополит Варшавский и всея Польши

Центр

Варшава, Польша

Резиденция предстоятеля

Варшава

Территории

Юрисдикция (территория)

Польша

Епархии за пределами юрисдикции

Португалия, Бразилия

Богослужение

Богослужебный язык

польский, церковнославянский, украинский, португальский (в Бразилии)

Музыкальная традиция

византийская

Календарь

юлианский

Статистика

Епископов

Епархий

6 + военный ординат в ранге епархии и епархия в Бразилии

Учебных заведений

Монастырей

Приходов

Верующих

ок. 600 000

Сайт

Польская Православная Церковь

Медиафайлы на Викискладе

По́льская правосла́вная це́рковь (польск. Polski Autokefaliczny Kościół Prawosławny) — автокефальная поместная православная Церковь в Польше, имеющая 12-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского патриархата и 13-е место в диптихе Московского патриархата; в современной форме была учреждена в 1948 году.

История

Основная статья: Православие в Польше

Христианство пришло на территорию нынешней Польши в 966 году при князе Мешко I.

После разделения Церкви (1054) православные доминировали в государстве Рюриковичей (на территориях востока Польского государства в границах 1938 года) и в его местном наследнике Галицко-Волынском княжестве, где в 1235 году учредили епископскую кафедру в городе Холм.

В 1385 году литовский великий князь Ягайло объявил себя католиком (что было условием его брака с польской королевой Ядвигой), а в 1387 году — своё государство католическим, после чего многие из православных перешли в католичество.

В октябре 1596 года бо́льшая часть православных епископов во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой приняли на Брестском униатском Соборе юрисдикцию папы римского (православными оставались епископ Львовский и Каменец-Подольский Гедеон Балабан и Перемышльский Михаил Копыстенский, с 1610 года — только Иеремия Тиссаровский). Совершение новых епископских хиротоний для православных не дозволялось польским правительством. В 1620 году восстановлена православная Киевская митрополия.

После вхождения в конце XVIII века польских земель в состав России, православные приходы присоединенных к России земель составили учрежденную в 1793 году Минскую епархию российской церкви. В 1834 году как викариатство Волынской епархии на территории Царства Польского учреждена Варшавская епархия, с октября 1840 года — самостоятельная «Варшавская и Новогеоргиевская», впоследствии «Варшавская и Волынская», «Холмская и Варшавская», «Варшавская и Привислинская», с 1923 года — «Варшавская и Волынская»..

С 1918 года, после обретения Польшей независимости, среди значительной части православного духовенства Польши, находившегося в юрисдикции Российской церкви, стали преобладать автокефалистские настроения. Назначенный 17 сентября 1918 года на кафедру митрополита Варшавского и Привислинского Серафим (Чичагов) не смог выехать из Советской России в Варшаву. Указом патриарха Московского Тихона от 28 сентября (11 октября) 1921 года пребывавшему в эмиграции бывшему епископу Минскому Георгию (Ярошевскому) было поручено временное управление Варшавской епархией с одновременным назначением Патриаршим экзархом в Польше; в январе следующего года патриаршим указом архиепископ Георгий был возведён в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии.

После убийства митрополита Георгия 8 февраля 1923 года и избрания 27 февраля Собором епископов Польши на кафедру Варшавской митрополии Дионисия (Валединского) патриарх Константинопольский Григорий VII без согласования с Московским патриархатом (патриарх Московский Тихон находился тогда под арестом), ссылаясь на неканоничность передачи в 1686 году части Киевской митрополии под юрисдикцию Московскому патриархату, своим томосом утвердил его избрание 13 марта, признав за митрополитом Дионисием титул Митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше и священно-архимандрита Почаевской Успенской лавры.

16 августа 1924 года митрополит Варшавский Дионисий созвал в Почаеве заседание Синода для принятия экстренных мер в связи с настроениями в Церкви, вызванными календарной реформой. Епископы выступали за то, чтобы придерживаться впредь гибкой линии: там, где народ отказывался принимать новый стиль, благословлять совершение богослужения по юлианскому календарю. С тех пор новый календарь остался в употреблении в Варшавском митрополичьем соборе и в православных церквах воеводств с преимущественно польским населением. На Волыни и в Белоруссии в православных церквах вернулись к юлианскому стилю. Решение Синода было, очевидно, согласовано с польскими властями. Министерство вероисповеданий и общественного просвещения (польск. Ministerstwo Wyznań Religijnych i Oświecenia Publicznego) направило тогда же волынскому воеводе распоряжение не допускать административного воздействия на приходы, где совершаются православные богослужения по старому календарю.

13 ноября 1924 года в Константинополе был дарован Патриарший и Синодальный Томос о признании Православной церкви в Польше автокефальной. В сентябре 1925 года представители Константинопольской и Румынской церквей прибыли в Варшаву, где 17 сентября в присутствии всего епископата Польши в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное чтение Патриаршего Томоса. Автокефалия была признана прочими поместными Церквами, кроме Московского патриархата, который разорвал общение с митрополитом Дионисием и епископатом Польши.

Первым предстоятелем автокефальной Польской церкви был митрополит Дионисий (Валединский) (1923—1948). После установления в Польше коммунистического режима митрополит был вынужден примириться с Московским патриархатом на условиях отказа от сана предстоятеля. До своей кончины в 1960 году проживал на покое, вёл дружескую переписку с патриархом Алексием І.

Поскольку в 1924 году в состав Польши входили Западная Украина, Западная Белоруссия и Виленский край, то свыше 90 % верующих Польской православной церкви составляло восточнославянское население. Поляки составляли не более 10 % от состава верующих. Польская православная церковь до 1939 года включала пять епархий: Варшавскую, Виленскую, Волынскую (центр — город Кременец), Гродненскую и Полесскую (центр — город Пинск).

В течение двух летних месяцев 1938 года в рамках политики полонизации, которая проводилась в Польше в 1938—1939 годах, было разрушено 127 православных храмов, треть всех церквей, существовавших на юго-востоке Польши.

После присоединения к СССР западных областей Украины и Белоруссии в 1939 году власти СССР содействовали переподчинению церковных структур этих областей Московскому патриархату.

В сентябре 1940 года управление Церковью в Генерал-губернаторстве было возвращено митрополиту Дионисию. Церковь в Генерал-губернаторстве была разделена на три епархии — Варшавскую, Холмско-Подляшскую и Краковско-Лемковскую. На Варшавской кафедре был оставлен митрополит Дионисий. Епископом Холмским стал украинский националист Иван Огиенко, принявший монашество с именем Иларион и 2 ноября 1940 года рукоположённый во епископа Холмского. 9 февраля 1941 года состоялась хиротония архимандрита Палладия (Выдыбиды-Руденко) во епископа Краковского и Подляшского. Поскольку оба новых архиерея в Генерал-губернаторстве были идейными украинцами, начался процесс украинизации церковной жизни. Немецкая администрация рассматривала украинизацию как стратегически важную задачу. Готовилась война с Советским Союзом, поэтому поддержка украинского национального движения должна была привлечь украинцев на сторону Третьего рейха.

В годы Великой Отечественной войны предпринималась попытка создания иерархами Польской церкви Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Была провозглашена автокефалия Украинской церкви, митрополит Дионисий был интронизован Патриархом, однако, из-за наступления советских войск закрепить автокефалию и получить признание не получилось. Иерархи УАПЦ продолжили свою деятельность за границей.

Под давлением установившегося в Польше коммунистического просоветского режима митрополит Дионисий 22 августа 1948 года обратился с покаянным письмом к патриарху Московскому Алексию с просьбой, чтобы его приняли в каноническое общение с Русской церковью. Священный синод Московского патриархата удовлетворил просьбу митрополита Дионисия и принял его в сане митрополита в молитвенное общение, при этом лишив его титула Блаженнейший и не признав его главой Польской церкви. Двумя месяцами ранее в Москву прибыла польская церковная делегация во главе с епископом Белостокским и Бельским Тимофеем Шрёттером, и 22 июня 1948 года на заседании Священного синода ей было вручено постановление Синода, «согласно которому Русская церковь благословляла Польскую церковь на самостоятельное существование». (Сбор подписей епископов Русской церкви под Грамотой о даровании прав автокефалии Православной церкви в Польше продолжался до 22 ноября 1948 года, после чего она была послана архиепископу Тимофею как «председателю Временной Правящей Коллегии Православной Церкви в Польше»). Отныне её предстоятель получил титул Митрополит Варшавский и всея Польши. С 1949 по 1952 год Польская церковь имела три, а с 1952 года — четыре епархии: Варшавско-Бельскую, Белостокско-Гданьскую, Лодзинско-Познаньскую и Вроцлавско-Щецинскую. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 году — Люблинско-Холмская.

В 1990 году к Польской православной церкви присоединилась на правах автономии Православная церковь Португалии, однако в 2001 году большинство её иерархов и рядовых священнослужителей, за исключением двух бразильских епископов и некоторых европейских приходов, вновь ушли в раскол.

После падения коммунистического режима в Польше Церковь получила возможность расширить свою благотворительную социальную деятельность. В 1996 году был создан центр «Элеос» для более действенной помощи нуждающимся; были созданы ряд сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

18 марта 2014 года Архиерейский собор постановил отменить соборное решение от 12 апреля 1924 года о введении нового (григорианского) стиля и постановил вернуться к старому (юлианскому) стилю, начиная с 15 июня 2014 года (Неделя Всех святых). «Там, где есть подлинная нужда, может использоваться новый стиль».

В ноябре 2018 года Архиерейский собор запретил священникам ППЦ вступать в литургические и молитвенные контакты с духовенством Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.

Современное устройство и состояние

См. также: Епархии Польской православной церкви

По данным Центрального статистического управления, насчитывает 506 800 верующих. Количество приходов Польской Церкви на 2012 год — 237 (226 — в Польше, 11 — за границей), численность клира — около 420 чел. Тем самым она является второй по величине церковью в Польше.

Православные в основном проживают на территории бывшего Белостокского воеводства, особенно в районе городов Белосток, Гайновка, Бельск-Подляшский и Семятыче.

Предстоятель — Блаженнейший митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк) (с 12 мая 1998 года).

Состоит из семи епархий:

  • Варшавская и Бельская епархия, возглавляемая Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой (Грыцуняк). Епархия разделена на 6 благочиннических округов. Действуют 67 приходов и три монастыря, одна семинария.
    • Бельское викариатство — Архиепископ Григорий (Харкевич) (с 2017 г.).
    • Гайновское викариатство — Епископ Павел (Токаюк) (с 2017 г.).
    • Семятыченское викариатство — Епископ Варсонофий (Дорошкевич) (с 2017 г.).
  • Белостокская и Гданьская епархия, во главе с Архиепископ Иаковом (Костючуком) (с 1998 г.). Епархия разделена на 5 благочиннических округов. Действуют 56 приходов и три монастыря (в том числе Супрасльский Благовещенский монастырь). Существует молодёжное братство.
    • Супрасльское викариатство — Епископ Андрей (Борковский) (с 2017 г.).
  • Лодзинская и Познаньская епархия, правящий архиерей Епископ Афанасий (Нос) (с 2017 г.). Епархия разделена на 3 благочиннических округа. Ныне действуют лишь 12 приходов.
  • Перемышльская и Горлицкая епархия, правящий Архиепископ Паисий (Мартынюк) (с 2016 г.). Епархия разделена на 3 благочиннических округа. Действуют 24 прихода и монашеская община Покрова Б. М. в с. Высова Здруй. После смерти архиепископа Адама (Дубеца) (24.07.2016) решением Собора Епископов Польской Православной Церкви название Епархии переименовано с Перемышльско-Новосондецкая на Перемышльско-Горлицкая (25.08.2016).
  • Вроцлавская и Щецинская епархия, возглавляет Архиепископ Георгий (Паньковский) (с 2017 г.), возглавляющий Православный ординариат Войска Польского (военный ординариат в ранге епархии) (с 2010 г.). Епархия разделена на 5 благочиннических округов. Действуют 43 прихода.
  • Люблинская и Холмская епархия, правящий архиерей Архиепископ Авель (Поплавский) (с 1989 года). Епархия разделена на 4 благочиннических округа. Действуют 31 приход и два монастыря.
  • Архиепархия Рио-де-Жанейро и Олинда — Архиепископ Хризостом (Муниз Фрейре) (с 1991 года)
    • Ресифийское викариатство — Епископ Ресифи Амвросий (де Альмейда Кубас) (с 1998 года)

В Варшаве действует трёхгодичная православная семинария. Высшее православное образование в Польше можно получить в Христианской Теологической Академии на факультете православной теологии и на аналогичном факультете в Белостокском университете. В Белостоке существует православный культурный центр, существует православное молодёжное объединение.

Примечания

  1. Zmiana kalendarza liturgicznego. (польск.)
  2. The Orthodox Church of Poland // cnewa.org
  3. Чистовая И. Очерк истории Западно-Русской Церкви. Ч. 1. — СПб., 1882. — С. 50.
  4. Киевская митрополия в первой половине XVII в. // Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988, вып. 1.
  5. ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ
  6. Георгий (Ярошевский) в Православной энциклопедии
  7. Дионисий (Валединский) Архивировано 27 октября 2007 года.
  8. Польская Православная Церковь отметит 70-ю годовщину массового разрушения храмов на юго-востоке страны. 21.7.2008.
  9. Вторая мировая и судьбы польского православия. Релігія в Україні.
  10. Представители Польской православной церкви о своём посещении Москвы // Журнал Московской Патриархии. — 1948. — № 7, июль.
  11. Польская Православная Церковь (недоступная ссылка) // Журнал Московской патриархии. — 1949. — № 3. — С. 8.
  12. История «Католической Православной Церкви Португалии» с 2001 г. Повторное уклонение в раскол.
  13. ustav: Польская Православная Церковь переходит на старый стиль
  14. Польская православная церковь запретила контакты с украинскими раскольниками. Интерфакс-Религия, 16.11.2018.
  15. Польская Православная Церковь // Патриархия.ru
  16. http://russian.cerkiew.pl/index.php?id=513&tx_ttnews=8&tx_ttnews=433&cHash=bb10364233

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Православный портал на польском
  • Скурат К. Е. История Православных Поместных Церквей. Гл.: Польская Православная Церковь
  • Свитич А. К. Православная церковь в Польше и её автокефалия
  • Польская Православная церковь // Сайт «Иерархия Церквей»
  • Православный Приход в Италии — Сардиния
  • Польская Православная Церковь

  • Латвийская
  • Молдовы
  • РПЦЗ
  • Украинская (МП)*
  • Эстонская (МП)

  • Северной Америки (Антиохийская)
  • Западной и Южной Европы (Румынская)

Автокефальные
Автономные
  • Китайская* (Русская)
  • Критская (Константинопольская)
  • Охридская (Сербская)
  • Синайская (Иерусалимская)
  • Финляндская (Константинопольская)
  • Эстонская апостольская* (Константинопольская)
  • Японская* (Русская)
Само-
управляемые
в составе РПЦ в составе КПЦ другие
Примечания: * Автокефалия или автономия признана не всеми поместными Церквами, при этом каноничность епископата и клира не оспаривается.
** Решение КПЦ о признании рукоположений УАПЦ и УПЦ КП и о предоставлении автокефалии объединившей их церкви не получило признания других поместных церквей.

На территории Польши проживает немало людей православного вероисповедания, поэтому во время церковных праздников (и не только) они часто задаются вопросом, есть ли в их городе православные храмы, куда можно сходить на богослужение, послушать молитвы на родном языке, либо просто посетить святое место, которое навевает спокойствие, умиротворение и мысли о доме. Чтобы немного облегчить поиск, «Польша Сегодня» подготовила для вас список самых популярных среди прихожан православных храмов в Польше.

Православная церковь Марии Магдалины в Белостоке

В Белостоке половина населения является представителями Православной церкви, поэтому неудивительно, что самые старинные и известные храмы находятся именно здесь. Православная церковь Марии Магдалины – одна из самых старых из сохранившихся до наших дней церквей в Белостоке. Храм был основан гетманом Яном Клеменсом Браницким в 1758 г. Интересным яляется то, что в 1966 г. она была внесена в реестр памятников архитектуры Польши.

Собор Николая Чудотворца в Белостоке

Собор Николая Чудотворца в Белостоке – один из самых красивых и знаменитых в Белостоке. Храм был построен в 1843–1846 гг. Главной святыней Собора являются нетленные мощи мученика младенца Гавриила Белостокского (Заблудовского), перенесенные 22 сентября 1992 г. из собора в белорусском городе Гродно.

Православная Церковь Веры, Надежды, Любви и их матери Софии в Сосновце

Православная церковь святых Веры, Надежды, Любви и их матери Софии является административным центром одного из двух православных приходов, охватывающих территорию нынешнего Силезского воеводства. Храм был построен в 1888-1889 гг.. и стилизирован по византийскому образцу. Примечательно, что в церкви также находится, более чем столетний иконостас.

Спасо-Преображенский собор в Люблине

Спасо-Преображенский собор в Люблине – один из старейших православных храмов на территории Польши. Был возведен в 1607-1633 гг. Собор является главным в Люблинско-Холмской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви и резиденцией Преображенского благочиния Люблина. В феврале 1960 г. Спасо-Преображенский собор был также внесен в реестр памятников Польши.

Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Варшаве

Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины был построен в столице Польши в 1869 г. На сегодняшний день в колокольне храма находится 9 колоколов, вылитых в Германии, а основным элементом интерьера является позолоченный иконостас. В 1921 г. церковь была переименована в кафедральный собор, а после получения автокефалии в 1925 г., храм стал главной святыней Польской православной церкви. В 1926 г. в храме разместили Ченстоховскую икону Божией Матери, которая более известна, как «Черная мадонна», поскольку именно эта икона считается главной святыней та территории Польши.

Татьяна Пастушина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *