Православное общество

Первые общества трезвости возникли в России в 1858 году. Вначале это были просто объединения людей, давших обет (обещание) воздерживаться от употребления алкоголя на какое-то определенное время. В августе 1889 года был принят циркулярный указ Священного Синода в котором говорилось, что «православное духовенство и само лично, и при помощи обществ трезвости, приходских попечительств, церковных советов, при непосредственном и деятельном вспомоществовании со стороны епархиальной власти, должно выступить на неустанную борьбу с пьянством и всеми силами содействовать искоренению пристрастия в народе к спиртным напиткам».

Общества, входящие в Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» Русской Православной Церкви.

ЕКАТЕРИНБУРГ
1) Общество «Трезвение»

МОСКВА
1) Школа трезвости и трезвения при Марфо-Мариинской обители милосердия. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 34. Проезд ДО станции метро «Третьяковская» или «Полянка». Тел. 8-916-095-12-62. Акафисты и беседы после них 2 раза в неделю. Раз в два месяца 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников.
2) Школа духовного трезвения во имя Новомучеников и исповедников российских. Москва, Храм Воскресения Христова в Сокольниках, Сокольническая пл., д. 6. Проезд до станции метро «СОКОЛЬНИКИ».Тел. 8-915-14G-9G-61, 8-965-124- 38-15. Акафист и занятия после него по субботам. Используется опыт дореволюционной трезвенной работы, методы православной психотерапии, изучается святоотеческое наследие отрезвении.
3) Школа трезвения в честь иконы Божией Матери «Косинская». Москва, Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино, ул. Б. Косинская, д. 29. Проезд до станции метро «Выхино». Тел. 8-910-406-88-37. Акафист и занятия после него еженедельно. Периодически 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости. Индивидуальное консультирование родственников. 4) Братство Трезвости во имя свт. Николая Чудотворца. Москва, Храм Рождества Христова в Измайлово, Измайловский проезд, владение 28. Проезд до станции метро «Измайловская». Тел. 8-910-424-90-63; 8-910-408-29-63. Только профилактическая трезвенная работа: занятия с подростками в воскресной школе, турпоходы, спортивные игры, концерты и пр.
5) Семейный клуб трезвости при Храме Всех Святых во Всехсвятском на Соколе. Москва, Ленинградский проспект, д. 73. Проезд до станции метро «Сокол». Тел. 8-916-093-75-63. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи 5 раз в неделю.
6) Семейный клуб трезвости при Храме Девяти мучеников Кизических. Москва, Б. Девятинский пер, д. 15. Проезд до станции метро «Краснопресненская» или «Смоленская». Тел. 8-909-692-98-01; 8-916-093-75-63. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи и молебны 1 раз в неделю.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
1) Братство трезвости в честь иконы «Неynиваемая Чаша», Московская область, Дмитровский район, село Озерецкое, Храм свт. Николая Чудотворца. Проезд до станции «Лобня» (Савеловское направление), далее автобусами № 23 или 50 до села Озерецкое. Тел. 8-905-749-68-48. Акафист и занятия 1 раз в неделю. Регулярно 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников. Есть возможность постоянного проживания страждущих при приходе для прохождения курса реабилитации.
2) Православный Клуб трезвости во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Московская обл, г. Клин, Храм Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе «Демьяново», пр. Танеева, д. 15, стр.7. Проезд до станции «Клин» (Ленинградское направление) далее автобусами N25, 17, 18, 30, 40,47 до остановки «Сквер Чайковского», далее по указателю «Усадьба Демьяново». Тел. 8- 963-770-29-61, 8-903-687-35-99. Акафисты и занятия 2 раза в неделю. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников. Ведется профилактическая трезвенная работа.
3) Приходское братство трезвости «Треэвение» при храме Архангела Михаила города Талдома. Московская обл, г. Тапдом, пл. Карла Маркса, д. 8. Проезд до станции «Талдом» (Савеловское направление). Тел. 8-926-111-50-80, 8-916-077-90-89. Акафист и встречи братства еженедельно. По мере необходимости проводится 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников. Ведется профилактическая трезвенная работа. При храме также собираются группы анонимных наркоманов, алкоголиков и их родственников.
4) Общество трезвости святого праведного Иоанна Кронштадтского города Егорьевск. Московская обл, Егорьевский район, дер. Гриди но, д. 155а, Храм Казанской иконы Божией Матери. Проезд от московской автостанции «Выхино» до города Егорьевск, далее автобусом N228 до дер. Гриди но. Тел. 8-916-901-48-28. Ведется обширная профилактическая трезвенная работа. Общество окормляет реабилитационный центр «Чайка» для алкоголиков и наркоманов, работающий по системе «Монар» и принимающий лиц обоего пола в возрасте от 14 до 26 лет.
5) Семейная община трезвости «Вера». Московская обп, г. Коломна, Свято-Богоявленский храм, ул. Гончарная, д. 8. Проезд до станции «Коломна» (Казанское направление). Тел. 8-916-600-27-39. Акафист еженедельно. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников священником и православным психотерапевтом. Арт-терапия в группах. 6) Общество трезвости «Соратник» города Подольск. Московская обл, г. Подольск, ул. Б. Серпуховская, д. 93, Свято-Геогриевский храм. Проезд до станции «Кутузовская» (Курское направление). Тел. 8-915-140-52-87. По субботам после литургии в 10 ч Молебен о страждущих недугом пьянства и алкоголизма. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников. Терапевтические беседы с психологом. Курсы по избавлению от алкогольной и табачной зависимости. Обеты трезвости.
7) Семейный клуб трезвости при Храме Пророка Божия Илии поселка Лесной. Московская обл, Пушкинский район, пос. Лесной. Проезд до станции «3еленоградская» (Ярославское направление), далее авт. 38 до остановки «Улица Гагарина». Тел .. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи клуба по субботам.

ПЕТРОЗАВОДСК
1) Православное общество трезвости «Неупиваемая чаша».

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1) Александро-Невское общество трезвости.
2) Православное братство трезвости во имя святого мученика Вонифатия храма Державной иконы Божией Матери на пр.Культуры

***

Общества трезвости по епархиям

Абаканская и Кызылская епархия

Иерей Андрей Габченко, клирик храма Святителей Московских, г. Абакан, тел: (39022) 4-60-11.

Тарханов Григорий Иванович, г. Абакан, тел: (3903) 22-83-29.

Иерей Алексий Щербаков Адрес: 668510, респ. Тыва, Пий-Хемский р-н, г. Туран, ул. Щетинкина, д. 2а, храм Святителя Иннокентия.

Барнаульская епархия

Братство «Трезволюбие» при храме Святого Духа села Майма республики Алтай. Председатель иерей Георгий Балакин, тел: (38844) 21-0-42.

Волгоградская епархия

Екатеринбургская епархия

Общество «Трезвение» при храме святого благоверного великого князя Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, г. Екатеринбург.

Духовник общества — иерей Игорь Бачинин. тел: (343) 251-40-76. Общины трезвости есть и в других городах этой епархии.

Ивановская епархия

Кемеровская епархия

Общество трезвости «Воскресение» и реабилитационный центр для наркозависимых «Возвращение» при храме мч. Флора и Лавра (Юргинский р-н, с. Зеледеево), руководитель иерей Дионисий Пучнин.

Краснодарская епархия

Общество трезвости при храме преп. Сергия Радонежского города Усть-Лабинск. Председатель иерей Сергий Орехов, тел: (86135) 4-17-87.

Красноярская епархия

Красноярское епархиальное братство «Трезвение» во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Председатель иерей Николай Чихичин — председатель епархиального отдела реабилитации наркозависимых. Тел. 8-923-280-0-280.

Курганская епархия

Протоиерей Анатолий Бородин, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца в г. Курган (п. Увал). Уроки трезвости проводятся при Кафедральный соборе Александра Невского. Справки по телефону Епархии: (3522) 42-18-18.

Магаданская епархия

Общество «Надежда» и реабилитационный центр при храме Благовещения Пресвятой Богородицы (Магаданская обл., Ольский район, п. Армань). Председатель иеромонах Симеон (Петров) — настоятель храма. Помошник председателя — Панин Евгений Юрьевич, тел. 8-914-868-72-39.

Московская епархия

Школа трезвения при храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино, руководитель Шилков Сергей Борисович тел. (495) 305-37-88.

Общество «Трезвение» при Покровском соборе Марфо-Мариинской обители милосердия, руководители: дьякон Илия Мамыкин, Клименко Иван Петрович тел. 8-915-113-10-77.

Православное братство трезвости во имя свт. Николая Чудотворца при храме Рождества Христова в Измайлово — профилактическая работа с молодежью, руководитель Павлов Владимир Алексеевич;

Братство трезвости в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при храме святителя Николая Чудотворца (Московская обл., Дмитровский р-н, с. Озерецкое), председатель протоиерей Алексий Тимофеев, имеется реабилитационный центр тел. (495) 577-80-70.

Протоиерей Владимир Игнатьев, клирик Аносинского женского монастыря (Московская обл., г. Дедовск) ведет индивидуальные занятия для страждущих.

Православный клуб трезвости во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Адрес: Московская обл., г. Клин, усадьба Демьяново, храм Успения Пресвятой Богородицы. Председатель Смирнов Игорь Васильевич, тел: 8-903-262-56-10.

Душепопечительский центр имени прпмц. великой княгини Елисаветы при храме святителя Николая Чудотворца Адрес: Московская обл, Одинцовский р-н, с. Ромашково. Председатель протоиерей Алексий Бабурин. Тел. (495) 591-95-81.

Омская епархия

Православное общество «Трезвение» во имя Архистратига Божия Михаила при храме свщмч. Сильвестра в Омске, руководитель Стреж Григорий Иванович, тел. (3812) 54-10-07.

Пермская епархия

Пермское епархиальное общество «Трезвение», зам. руководителя иеромонах Александр (Усачёв), тел: (3422) 675-222.

Санкт-Петербургская епархия

Школа трезвения при епархиальном отделе по противодействия наркомании и алкоголизму (Санкт-Петербург, Александро-Невская Лавра), руководители протоиерей Алексий Мороз и Цыганков Владимир Анатольевич, тел. (812) 274-33-04.

Протоиерей Александр Захаров — настоятель храма св. Царственных Страстотерпцев (Ленинградская обл., Кировский р-н, ст. Сологубовка);

В епархии действуют и другие общины трезвости, за более подробной информацией обращаться к Цыганкову В.А.

Симбирская епархия

Гультяев Андрей Иванович, г. Ульяновск, тел: (8422) 61-27-14.

Тверская епархия

Православное общество трезвости при домовой церкви во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», г. Тверь, руководитель дьякон Александр Горячев — председатель епархиального отдела по преодолению алкоголизма и наркомании, тел. (4822) 34-66-82; протоиерей Андрей Лазарев — клирик Преображенского собора г. Кимры.

Тобольско-Тюменская епархия

Православное общество «Трезвость и Трезвение» при храме Воздвижения Креста Господня, г. Тюмень, тел: (3452) 41-44-57. Председатель Басманов Сергей Николаевич.

Иерей Владимир Ашмарин, клирик храма святителя Николая Чудотворца, г. Ишим, индивидуальные беседы.

Общество трезвости при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» Адрес: Ханты-Мансийский АО, г. Лангепас, тел: (34669) 3-01-97, председатель иерей Валерий Басакин.

Удмуртская епархия

Челябинская епархия

Молодежная общественная организация «Трезвение» г. Челябинска, председатель Бушуев Олег Юрьевич, тел: 8-904-306-45-81, духовник общества иерей Александр Невзоров.

Иерей Серафим Гимадеев, г. Карабаш, тел: 8-912-310-51-88.

Читинско-Забайкальская епархия

Православное общество трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского при Свято-Ильинском храме г. Улан-Удэ, председатель иерей Георгий Иванов, тел: (3012) 25-04-37.

Православное общество трезвости при Свято-Успенском храме г. Кяхта, председатель протоиерей Олег Матвеев, тел: (3012) 63-68-40.

Ярославская епархия

Баканов Михаил Павлович, Ярославская обл, пос. Борисоглебский, тел: (48539) 21-828.

Тутаевское общественное движение за трезвость «Здоровый дух», руководитель Иванова Анастасия Васильевна, зам.руководителя иеромонах Антоний (Таньков) — настоятель собора Воздвижения Креста Господня, г. Тутаев, тел: 8-903-823-25-52.

Белоруссия, Витебская епархия

Казахстан

Иерей Дмитрий Тапеев, настоятель храма арх. Михаила. Адрес: Северо-Казахстанской обл., Жамбылслейский р-н, с. Пресновка.

Украина, Донецкая епархия

В Донецке и Авдеевке общины возглавляет протоиерей Евгений Пейков, настоятель Свято-Николаевского храма, тел. 8-10-(38)-(050) 348-63-54. Общины трезвости есть и в других городах епархии.

«Школа трезвения» — это курсы по избавлению от позитивного отношения к употреблению алкоголя и табака.

На занятия приглашаются как люди, имеющие желание избавиться от алкогольной и табачной зависимости, так и те, кто хочет помочь в этом благом деле своим близким.

Основная цель курса – это изменение убеждений человека на трезвенные, формирование позитивного мышления и умения жить трезво.

Методика разработана председателем Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» РПЦ протоиереем Игорем Бачининым (Екатеринбург). Курс состоит из десяти полуторачасовых занятий.

Данная методика в течение нескольких последних лет успешно применяется в городе Кстове в деятельности Нижегородской областной общественной организации «Трезвение» и уже помогла сотням людей обрести путь к радости трезвой жизни.

Вы сможете пообщаться с ответственным за реализацию в Нижегородской епархии «Концепции РПЦ по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Великий Враг (Кстовское благочиние) протоиереем Александром Николаевым. Он более 12 лет занимается профилактикой зависимостей в Нижегородской области и имеет огромный опыт работы с зависимыми и созависимыми людьми.

Каждое занятие заканчивается ответами о. Александра на многочисленные вопросы слушателей.

Очень многие выпускники школы принимают обет трезвости. Обет трезвения – это одна из форм испрашивания Божиего благословения на подвиг абсолютного воздержания от употребления психоактивных веществ, на отказ от соблазнения к употреблению других людей, на отказ от употребления гнилых слов, на внимательное отношение к своей внутренней жизни.

Сейчас более 40 человек посещают лекции.

Занятия проходят в вечернее время (с 18:30 до 20:00) и проводятся на безвозмездной основе (без оплаты).

Задать вопросы по «Школе трезвения» можно по телефону:
+7 961 631 72 55 – Пантюкова Светлана Александровна
Адрес центра: г. Нижний Новгород, ул. Кировская дом 9.

кадемии, Московской духовной академии, Воронежской семинарии, Екатеринбургской семинарии, Казанской семинарии, Кузбасской семинарии, Пензенской семинарии, Самарской семинарии, Саранской семинарии, Ярославской семинарии.
Как рассказали организаторы, первоочередными задачами фестиваля стали популяризация, сохранение, преемственность и развитие отечественных традиций православного хорового искусства; расширение репертуара и активизация творческой деятельности хоров регентских отделений духовных учебных заведений; расширение межрегионального культурного сотрудничества.
Оксана Евгеньевна Шелудякова, заведующая регентским отделением Екатеринбургской семинарии и представитель жюри, отметила, что благодаря фестивалю есть возможность повысить уровень духовного певческого делания, повысить уровень церковного пения. Ну и конечно, еще одной задачей станнет обмен опытом.
— На данный момент у нас очень многие семинарии достаточно разобщены, — говорит Оксана Евгеньевна, — поэтому просто не представляют, как идет обучение, как поют в той или иной семинарии или академии. И это возможность, собравшись вместе, услышать благие примеры, поучиться и, благодаря этому, создать возможности в каждой семинарии решать более высокие задачи.
Выступления коллективов будет оценивать представительное жюри, в составе которого проректор по культуре, декан факультета церковных искусств, заведующая кафедрой церковных и педагогических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии, председатель рабочей группы по разработке и апробации регентского церковного образовательного стандарта Елена Михайловна Гундяева; заведующий кафедрой дирижирования факультета церковных искусств, доцент кафедры дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Антон Александрович Максимов; помощник проректора по культуре Санкт-Петербургской духовной академии, преподаватель Факультета церковных искусств Анна Петровна Сологуб; директор Свердловской государственной академической филармонии, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, заслуженный деятель культуры РФ, лауреат Государственной премии РФ Александр Николаевич Колотурский; ректор Уральской государственной консерватории имени М.П.Мусоргского, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Валерий Дмитриевич Шкарупа; протодиакон Димитрий Тарантин; заведующая регентской школой Ярославской духовной семинарии монахиня Георгия (Кислова); доктор искусствоведения, заведующая регентским отделением Екатеринбургской семинарии профессор Оксана Евгеньевна Шелудякова.

Дорогие братья и сестры!

Общество трезвости при Храме Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) открыто для всех. Возможно, беда коснулась Вас лично, самых близких Ваших родственников или Ваша душа болит о дальних, друзьях, знакомых. Знайте: помощь есть. Поэтому каждому, кто не может пить по-старому, есть возможность научиться жить по-новому, с Богом.

Общество трезвости при Храме Воскресения Христова является преемником первоначального (с 1898 года) Александро-Невского общества трезвости, основанного народным печальником, священником Александром Рождественским. Число членов общества к 1917 году превышало 140 тысяч человек по всей России. Так русский народ радел за свою трезвость и видел в пьянстве корень зла и неустройства в семье, общественной жизни и в самом человеке.

Работа Общества является частью общего трезвеннического служения Санкт-Петербургской епархии.

Ждем Вас по понедельникам после вечернего акафиста «Неупиваемая Чаша» в 122 аудитории приходского дома.

С 2013г. Общество трезвости окормляется протоиереем Георгием Пименовым, членом епархиального координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, и иереем Игорем Хлыновым, трезвенником с 40-летним опытом.

Приход и община трезвости храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, в июле проводит традиционный крестный ход трезвенников памяти апостола трезвости священника Александра Рождественского. От храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, после Божественной литургии, крестный ход идет до храма Андрея Критского на Рижском пр., где проходит молебен.

На 09.08.2016 г. в Обществе трезвости принято 240 обетов, оно активно участвует во всех крестных ходах и других мероприятиях за трезвость в Санкт-Петербурге.

Главные оружия воинствования нашего против пьянства – это доверие Богу в Его промысле о каждом из нас, изучение Слова Божия, обеты трезвости, наша соборная молитва, пост, взаимная поддержка.

Нагрудный знак «Попечительство о народной трезвости»

Первые общества трезвости возникли в России в 1858 году. Движение трезвенников было стихийным, направлено оно было, прежде всего, против откупной системы торговли алкоголем, существовавшей в то время в России, и против крайних злоупотреблений откупщиков, которые в погоне за сверхприбылями вместо водки продавали народу по дорогой цене мутную, грязную, разведенную разными одуряющими примесями жидкость.

Вначале это были просто объединения людей, давших обет (обещание) воздерживаться от употребления алкоголя на какое-то определенное время. Обеты эти поддерживались и благословлялись священниками Православной Церкви. Но вскоре откупщики начали жаловаться. Доходы их резко сократились. Упали также доходы чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании, поэтому они начали вести борьбу против обществ трезвости: грозили судом, местными властями, выставляли тех, кто решился вести трезвую жизнь, бунтовщиками, врагами государства. При этом в правящих кругах существовало мнение, согласно которому народному «трезвенному движению» не следует оказывать поддержку, поскольку «чрез это крестьяне приучатся к единодушию и согласию, которые, обратясь в привычку, могут быть направлены ими и на другие предметы, как, например, на стачки в отказе работ помещикам…» Правительство было связано необходимостью покровительства винным откупщикам с целью сохранения и увеличения государственных доходов. В 1859 году министр финансов сообщил обер-прокурору Святейшего Синода о жалобах откупщиков на православных священников, удерживающих народ от пьянства принудительными мерами, и просил для предупреждения подобных действий духовенства сделать по этому предмету общее распоряжение. Синод возразил, что действия священников не противоречат пастырскому долгу и Синод не намерен мешать духовенству. Тем не менее, вскоре после отмены откупной системы в 1863 году трезвенное движение сошло на нет.

О трезвенном движении не было слышно до конца 1880-х годов. Впрочем, отдельные попытки организовать кружки поборников трезвости стали замечаться несколько ранее. Так, в 1874 году открылось общество трезвости в с. Дейкаловке Полтавской губернии, а 5 июля 1882 года великий русский педагог С.А. Рачинский учредил «согласие» трезвости в с. Татеве Смоленской губернии. Оно имело устав, попечителей и хорошо организованную программу по борьбе с пьянством. Конечно, не сразу С.А. Рачинскому удалось достигнуть таких результатов, но он верил, что не только для 50–70 членов– трезвенников стоит потрудиться, но даже и для одного. Тогда же он впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ и положило начало большому движению за трезвость в Русской Православной Церкви.

Народная читальня — чайная «Казанского общества трезвости»

Опыт Рачинского с самого начала привлек пристальное внимание обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, с которым Рачинский состоял в дружеской переписке. Еще в июне 1882 года Победоносцев обещал оказать новому начинанию всемерную поддержку (в частности, написать Смоленскому губернатору и поговорить с министром внутренних дел Д.А. Толстым) и просил прислать «план и организацию» образуемого общества.

Во второй половине 1880‑х годов в разных местностях России под влиянием бесед и проповедей священников крестьянами стали составляться приговоры о закрытии кабаков и питейных заведений. Однако эти начинания, поддерживаемые епархиальными архиереями, встречали ожесточенное сопротивление кабатчиков, помещиков (на землях которых зачастую и находились кабаки) и местных властей, находящихся «в тесной дружбе с виноторговцами». В результате крестьянские приговоры, как правило, не утверждались уездными и губернскими присутствиями по питейным делам, а священники подвергались преследованиям.

На эту проблему указывалось в отчете обер-прокурора за 1888–1889 год: «Хотя и составляются общественные приговоры, касающиеся устранения нравственной порчи народа от ярмарочного и кабачного зла, но они редко приводятся в исполнение. Равно оказываются часто несостоятельными общественные приговоры и о неупотреблении крепких напитков, потому что они сталкиваются с казенными интересами водочной торговли и личными интересами тех, кто пользуется прибылью от этой торговли». «Вообще же, – резюмирует Победоносцев, – борьба духовенства с пороком пьянства может быть только тогда вполне успешна, когда ему на помощь придет и законодательство, и общество».

Тем не менее, было очевидно, что начинать эту борьбу придется именно Церкви. В апреле 1889 года Победоносцев выдвинул в Синоде предложение о «возможных со стороны духовного ведомства мерах в видах содействия правительству по искоренению в народе пьянства», результатом которого стал циркулярный указ Синода от 10 августа того же года, в котором говорилось, что «православное духовенство и само лично, и при помощи обществ трезвости, приходских попечительств, церковных советов, при непосредственном и деятельном вспомоществовании со стороны епархиальной власти, должно выступить на неустанную борьбу с пьянством и всеми силами содействовать искоренению пристрастия в народе к спиртным напиткам». Епархиальным архиереям предлагалось «донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время… общества трезвости и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население».

Московская духовная консистория, исполняя указ Синода, в течение нескольких месяцев собрала сведения о наличии в епархии обществ трезвости (таковых не оказалось) и в апреле 1890 года приняла постановление, в котором отразилась как готовность развернуть борьбу с пьянством, так и серьезные опасения насчет возможного сопротивления светских властей: «Так как обществ трезвости в Московской епархии не существует, то прежде необходимо озаботиться их открытием. Но для сего епархиальному начальству и духовенству необходимо знать взгляды на сии учреждения высшего церковного правительства и иметь для своих начинаний и мероприятий по организации обществ трезвости твердую опору в ясных и определенных указаниях Святейшего Синода. В противном случае духовенство, которое, нет сомнения, с сочувствием откликается на призыв высшей духовной власти к новому роду деятельности, будет колебаться, опасаясь столкновения с правительственными лицами и учреждениями светского ведомства (далее зачеркнуто: в виды коих по разным соображениям может и не входить поощрение его деятельности по принятию мер к ограничению и совершенному искоренению пьянства в народе). <…> По крайней мере было бы полезно, чтобы о распоряжении Святейшего Синода относительно обществ трезвости было поставлено в известность официальным порядком и гражданское ведомство».

Консистория указывала на необходимость для успеха дела привлекать в создаваемые общества трезвости «влиятельных и уважаемых в приходе лиц»: церковного старосту, волостного старшину, урядника, сельского старосту, волостных судей, управляющих имениями, содержателей мельниц, местных торговцев, учителей народных школ. «Участие в обществе представителей сельской власти и деревенской знати, – подчеркивается в постановлении, – важно в том отношении, что эти лица, помимо несомненного влияния собственным примером, могут оказывать содействие силою своей власти и значения; одушевляемые целями общества, они совокупным действованием могут склонить приходскую общину если не к совершенному закрытию в приходе питейных заведений, то по крайней мере к устранению или ограничению беспорядков и злоупотреблений в питейной торговле со стороны виноторговцев, имеющих интерес поддерживать и поощрять пьянство в народе».

При устройстве обществ трезвости было рекомендовано брать за образец устав Татевского общества трезвости, написанный С.А. Рачинским.

Постановления Святейшего Синода и Московской духовной консистории подтолкнули духовенство к активной деятельности по борьбе с пьянством. Информацию о первом известном нам обществе трезвости в Московской губернии находим в справочнике Н.И. Григорьева. Он сообщает об открытии 21 ноября 1890 года священником И. Карповым общества трезвости при церкви в с. Гололобове Коломенского уезда. Покровителем общества являлся святой Пантелеимон Целитель. «При приеме в члены общества дается обет воздержания перед иконою этого святого и целуется икона, которая потом с надписью дается новому члену; после обедни служится молебен покровителю общества с акафистом; икона в доме членов держится на видном месте; члены общества поминаются на ектении за литургией; срок обета не меньше как на год. В первый год записалось 94 человека, во второй – 59, на третий – 133 человека; члены общества – большею частью рабочие на заводе Струве; много поступило в общество членами из дальних деревень и других заводов; были случаи нарушения обета, но отпавшие от общества если и пьют вино, то умереннее прежнего; многие члены повторяют свой обет из года в год».

Значительно более широкую известность получило Сергиево-Нахабинско-Баньковское общество трезвости, зарегистрированное 25 сентября 1891 года в с. Нахабино Звенигородского уезда.

Образование общества трезвости в Нахабино связано с именем священника нахабинской церкви Покрова Богородицы отца Сергия Пермского. Это был человек далеко не заурядный. Он родился в Москве в 1863 году. После окончания семинарии в начале 1880-х годов получил приход в селе Нахабино. Здесь же вел уроки Закона Божиего в начальном народном училище. Здесь основал общество трезвости, которое получило широкую известность.

Учредитель Нахабинского общества трезвости, священник церкви села Нахабина отец Сергий Пермский

Отец Сергий вел собственную статистику. Он записывал в книгу регистрации общества не только имена и фамилии, но и место рождения, сословие, профессию, место работы. Это давало возможность в какой-то мере проследить дальнейшие судьбы людей.

Вот некоторые выписки из этой книги, о которых упоминает Орлов в своей работе: «В первый год в состав общества входило 47 человек, причем нарушителей было 15; во второй год в обществе значилось 118 членов… на 3-м году существования общества в нем было уже 314 человек, на 4-м – 358, на 5-м – 1273, на 6-м – 10 368, на 7-м – 30 945 человек». Это статистика нам говорит о том, что деятельность отца Сергия с каждым годом становилась более известной не только в Нахабино, но и во всей округе. К нему стали стекаться люди из разных концов России.

Нахабинское общество трезвости, образованное как церковно-приходское, но постепенно расширившее свою деятельность далеко за рамки прихода, было нетипичным явлением. Подавляющее большинство обществ трезвости достаточно четко разделяется на два основных типа: светские (преимущественно городские) и церковно-приходские (как правило, сельские) общества трезвости.

Городские общества трезвости были подведомственны Министерству внутренних дел через Московского генерал-губернатора, которому ежегодно отчитывались о своей деятельности. Общества имели довольно подробный печатный устав, утверждавшийся установленным порядком, и пользовались правами юридического лица: владели собственностью (прежде всего недвижимой), основывали капиталы, заключали договора. Крупные общества, такие как Первое Московское, открывали отделения в удаленных районах города. Деятельностью обществ руководило правление из нескольких человек, во главе которого могли стоять священники, представители интеллигенции (врачи, учителя) или местной власти. Например, председателем Подольского общества трезвости был земский начальник А.Н. Кравченко, пожертвовавший обществу дом с землей. Участие в обществе лиц с высоким общественным положением положительно сказывалось на его деятельности. По словам врача А.М. Коровина, председателя Первого Московского общества трезвости, если «в обществе не имеется лиц, власть имущих или со средствами, крайне трудно вести борьбу: то и дело встречаются препятствия, которые мудрено осилить».

Церковно-приходские общества трезвости открывались в пределах одного прихода в сельской местности. Во главе таких обществ стояли приходские священники, реже – диаконы, иногда преподаватели духовных семинарий. Приходские общества были подведомственны Святейшему Синоду через Московскую духовную консисторию, в которую священник подавал прошение об открытии общества с приложением краткого рукописного устава или правил трезвенников. Для получения прав юридического лица общество должно было также представить устав на утверждение светской власти, однако на практике это было скорее исключением (известен лишь один подобный пример – это упомянутое выше Нахабинское общество трезвости). Как правило, церковно-приходское общество само собственностью не владело и пользовалось недвижимым имуществом, принадлежащим приходу, чаще всего – помещением церковно-приходской школы.

Важно отметить, что и в светских, и тем более в церковных обществах огромную роль играло духовенство, которое чаще всего являлось идейным вдохновителем всей организации, «обязательным работником» обществ трезвости, без которого все начинания заканчивались скорым закрытием общества. П.И. Поляков не раз в своей книге приходил к такому выводу: без духовенства в обществах трезвости не будет пользы даже при участии светских власть имущих людей. «Действительно, без батюшки у народа ничего не делается, особенно что касается его важнейшей духовно-нравственной стороны жизни. «Батюшка не благословляет” – вот то могучее вето, с которым приходится считаться при всяком новом деле на Святой Руси. Можно ли после этого сомневаться в том, что и в борьбе с пьянством, как и во всякой борьбе за существование в нашем отечестве, духовенство должно занять первенствующую роль, оно должно стать в первых рядах и даже во главе борцов за трезвость. Доколе этого не будет, дотоле все усилия лучших светских людей и учреждений будут уподобляться сизифовой работе».

Порядок открытия обществ трезвости несколько различался в зависимости от типа общества. В светских обществах он выглядел следующим образом: «начинатель дела» должен был подготовиться к открытию общества, созвав «собрание лиц, желающих стать членами-учредителями». Членов-учредителей могло быть неограниченное количество, но не менее пяти лиц. Желательно, чтобы все они были лично известны начинателю. Это собрание должно было выработать устав для дальнейшей работы общества. Устав подписывался учредителями общества и подавался при прошении в канцелярию Московского генерал-губернатора, откуда передавался на утверждение министра внутренних дел. В дальнейшем, после издания «Временных правил об обществах и союзах» 4 марта 1906 года, светские общества трезвости должны были следовать этим правилам. Согласно им, уставы регистрировались в губернском или городском по делам об обществах присутствиях.

Образец членского свидетельства

Схема открытия церковно-приходских обществ трезвости была довольно простой, и почти всегда без каких-либо препятствий удавалось открыть общество в том или ином селе или деревне. Порядок регистрации общества заключался в следующем: приходской священник или, реже, диакон писали прошение в Московскую духовную консисторию на имя правящего архиерея, излагая причину открытия. Причины, описанные в прошениях, были нескольких типов. Священники, которые формально подходили к делу, чаще всего в своих прошениях объясняли открытие обществ трезвости только исполнением предписаний Московской духовной консистории. Так пояснил причину открытия Сергий Владиславлев, священник при Николаевской церкви села Пятницкого-Берендеева: «Во исполнение предписания Московской духовной консистории за № 3371 от 27 марта 1907 года честь имею покорнейше донести, что открытие общества трезвости при Николаевской, села Пятницкого, Берендеево то же, Звенигородского уезда, церкви весьма уместно, ибо самое село служит торговым центром для окружающих селений». Открытие новых отделений какого-либо общества объяснялось обычно дальностью главного здания, то есть членов очень много, и большинство не может добраться до общества, как написано в журнале заседаний Первого Московского общества трезвости: «Имея в виду, что дальнее расстояние не позволяет обществу проявить своей деятельности в местности, прилегающей к Миусскому кладбищу, где уже замечаются факты роста членов, просить отца Георгия Богословского, священника Софийской, на Миусском кладбище, церкви, состоящего действительным членом общества, принять на себя труд по записи членов, поступающих в наше общество». Диакон Распятской церкви Серпухова Иоанн Доброхотов просил духовную консисторию разрешить открытие общества трезвости в связи с тем, что «город Серпухов и его уезд изобилует фабричным людом, и потому открытие такого общества среди местного населения было бы и полезно, и своевременно». Он пытался организовать фабричный люд и его свободное время.

После того, как в духовную консисторию попадало прошение и прикрепленный устав, она выносила резолюцию о разрешении или запрете на открытие общества трезвости. Почти всегда консистория давала согласие на открытие общества, сопровождая это такими словами: «Рассмотрев представленные прошение и проект устава открываемого в селе (название села) уезда (название уезда) церкви (название церкви) общества трезвости и не находя никаких препятствий к его утверждению, консистория полагает, что к открытию общества трезвости и утверждению устава по прилагаемому проекту со стороны епархиального начальства и духовной консистории препятствий не встречается».

Внутреннее устройство обществ трезвости наиболее полно отражается в их уставах. Обращает на себя внимание существенное различие в уставах крупных обществ трезвости (преимущественно светских) и церковно-приходских. В первом случае уставы – печатные, довольно подробные и весьма сходные по содержанию. Мы имеем семь уставов такого типа: Подольского общества трезвости, Дорогомиловского общества трезвости, Сергиево-Нахабинско-Баньковского общества трезвости в с. Нахабино, Первого Московского общества трезвости (1895 и 1909 гг.), Замоскворецкого общества трезвости и Варнавинского народного общества трезвости.

По уставам общества имели в основном одну и ту же цель – искоренение и борьбу с пьянством в народе. Общества разными методами пытались достигать этой цели. Деятельность была разнообразной: выписывались антиалкогольные издания, проводились религиозно-нравственные и просветительные беседы и чтения, для трезвенников пытались создавать условия проведения свободного времени и отдыха. Членство делилось на разные ступени в связи с положением и возможностями трезвенников. Управлялось общество своими силами, и все должности занимали члены-трезвенники. Конечно, уставы не были написаны под копирку, и каждое общество вносило туда свои параграфы и дополнения в зависимости от тех или иных условий. Так, например, Варнавинское общество расширяло свои задачи и пыталось не только огородить народ от пьянства, но и приобщить его к церковной жизни. Но в целом они все пытались обеспечить для трезвенников такие условия жизни, чтобы они не соблазнялись спиртными напитками.

Форма священного листа

Устройство приходских обществ трезвости было более простым и менее формализованным. Уставы или правила этих обществ гораздо короче, они составлены в свободной форме и написаны от руки (приходские общества не имели средств для печати устава в типографии). В архиве Московской духовной консистории сохранилось четыре подобных устава.

Как и печатные Уставы, рукописные начинаются с определения цели общества. Она также заключается в искоренении пьянства. Об этом свидетельствуют первые параграфы рукописных правил: «Цель учреждения названного общества заключается в противодействии сильно распространенному в народе пороку пьянства и пристрастий вообще к спиртному напитку». Но вот священник Рождественской церкви села Шарапова ставил своей целью не только отвадить народ от пьянства, но и «помогать исправляться нравственно и иметь попечение о бедных и нуждающихся в материальной помощи членах общества». Священник хотел создать некую кооперацию взаимопомощи для своего прихода, надеясь на сознательность своей паствы. Диакон же из города Серпухова ориентировался на рабочих, которых в его приходе было большинство. В уставе зафиксировано, что «цель общества – содействовать трезвой и трудовой жизни своих членов».

Далее в уставах идут пункты о возрасте и поле вступающих членов. Все учредители сходятся на том, что членами могут быть лица обоего пола, а вот возраст членов в одном случае ограничивается 16 годами, тогда как в селе Васильевском по настоянию священника Алексия Борисова могли вступать в члены общества лица, достигшие 14-летнего возраста, что, по-видимому, было связано с распространенным детским пьянством, которое имело место почти наравне со взрослым.

Далее речь идет об обете, который должны давать члены общества. Вступающие в члены общества дают пред Святым Крестом и Евангелием особо установленное обещание и записываются в книгу, которая хранится при церкви. Срок и условия этого обещания могут быть разными. Священник сам устанавливает, какие могут быть сроки в его обществе трезвости. Об этом в уставе может говориться кратко, как, к примеру, в уставе Серпуховского общества: «Записываться членами можно на сроки от одного месяца до года и больше. По миновании срока запись возобновляется». В большинстве случаев срок обета выбирался самим трезвенником в силу своих способностей воздержаться от спиртного, но были случаи, когда священник, видя колебания нового члена, сам назначал срок обета для него. «Срок для воздержания от порока пьянства избирается вступающим в общество, а в некоторых случаях назначается и священником, причем имеющим сильное пристрастие к пороку предварительно вступления в члены общества назначается испытание не менее 6 недель, и тогда, по истечении этого срока, принимаются таковые членами». Пастырь стремился выбрать такой срок обета для трезвенника, чтобы тот его не нарушал. Ведь это было бы нарушением обещания, данного Богу, что могло очень плохо кончиться. А с другой стороны, это нарушение могло быть соблазном и для других членов общества трезвости. В уставе священника Михаила Порецкого срок обета ограничивался членским взносом, таким образом стимулируя не нарушать данный обет. «Желающий быть членом на целый год и внесший один рубль получает икону Покрова Пресвятой Богородицы с надписью года, месяца и числа выдачи члену. Желающий записаться в число членов на 6 месяцев получает икону святого архангела Михаила тоже с надписью. Желающий быть членом на один месяц вносит в кассу 5 копеек, на 2 месяца – 10 копеек».

Один из пунктов, который есть в рукописных уставах, отличает их от печатных. В первых отдельным пунктом прописано, что член общества трезвости «обязуется чаще посещать храм Божий и непременно раз в год причащаться святых Христовых таин». Это была естественная забота священника о духовной жизни своих прихожан, и тем более вновь вступивших в общество членов. Ведь храмы посещались все меньше и меньше, а все больше становилось разгула и пьяного веселья. Поэтому такой пункт в уставе был очень уместен. Христианин должен был помнить о таинствах Церкви, а лучше всего – участвовать в них.

Обетная грамота

Остальные пункты уставов почти полностью совпадают с печатными. В них прописаны условия получения денежных средств обществом трезвости; в первую очередь это членские взносы, а во вторую – пожертвования: единовременные или постоянные. Также в уставах перечислены способы и методы борьбы с пьянством. Вот примерный перечень этих пунктов: чтения с теневыми картинками (духовно-нравственные, исторические, литературные и по другим предметам), воскресные и вечерние классы для взрослых, библиотеки, книжный склад, праздничные собрания членов, общее пение, паломничества, крестные ходы, концерты, литературные вечера, прогулки, распространение в народе книг и брошюр, поучающих воздержанию от спиртных напитков, и вообще изданий нравственного содержания, вспомогательные кассы для членов, выдача пособий на случай нужды, бюро для приискания мест и подачи советов, открытие чайных и столовых.

Последним пунктом прописано, что перед вступлением в общество необходимо прослушать молебен святому покровителю общества, а в день учреждения общества трезвости ежегодно все члены должны присутствовать и по возможности причащаться святых Христовых таин на праздничной литургии.

Сравнивая уставы крупных и приходских обществ трезвости, можно сделать вывод, что основная концепция их была очень близка, но в приходских уставах она изложена значительно короче, по-житейски, более понятно для простого народа, преимущественно крестьян. В них не упоминается о правлении или совете общества (руководил приходским обществом единолично священник), зато большое внимание уделяется индивидуальной пастырской работе с каждым из членов общества и их активному участию в церковной жизни. Священники всячески пытались охранять трезвенников от искушений, которые их ожидали на нелегком пути борьбы со страстями. Н.И. Григорьев даже утверждал, что «городские общества, если и могут гордиться, то успехами в деле отвлечения народа от кабака и вообще своею деятельностью на почве благотворительности; они по характеру своей деятельности (за редкими исключениями) являются скорее не обществами трезвости, а обществами для борьбы с пьянством, обществами для отвлечения народа от пьянства, настоящими же обществами трезвости являются пока только церковно-приходские общества трезвости, работающие в провинциальной сельской глуши».

Таким образом, начало «второй волне» трезвенного движения было положено указом Святейшего Синода от 10 августа 1889 года, который опирался на опыт предшествующих попыток борьбы с пьянством (прежде всего на достижения С.А. Рачинского). Указ и последовавшее за ним постановление Московской духовной консистории предусматривали создание церковно-приходских обществ трезвости, и численно именно они были преобладающими, однако параллельно с ними, преимущественно в городах, возникали крупные общества светского типа, делавшие больший акцент на культурно-просветительской работе. Впрочем, и в светских обществах, наряду с интеллигенцией, очень велика была роль духовенства, на плечи которого ложилась забота о пастырском окормлении людей, давших Богу обет трезвости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *