Православное поселение

Написать эту статью меня побудила пришедшая случайно (случайно ли?) мысль о том, какой сегодня должна быть община православных христиан. Речь пойдет ни о юрлице, подлежащем государственной регистрации, а о живой общности живых людей, связанных крепкими узами веры, дела и просто дружбы.

Время больших храмов прошло. Наступил период храмов «шаговой доступности». Более того, наступил он не сегодня, не вчера, а позавчера. Людям нужно единение. Людям нужно общение. Им требуется социум своих единомышленников. Им требуется естественная «моральная» поддержка единоверцев, укрепление в вере и поднятие духа через пример брата во Христе, который живет так же, сталкивается с теми же проблемами, но где-то более успешен духовно. Пусть это словосочетание не смущает. Духовный успех, в противовес мирским заслугам, отражает наши маленькие победы в невидимой брани, которые нам по милости Божией дарованы.

У нас сложилась благочестивая традиция всё хорошее искать в прошлом. Настолько истощилось, обесцветилось настоящее в своих жизненных красках, что просто беда. И я за хорошим примером отправлюсь в недалекое (и далекое) прошлое.

Говоря про приходскую общину дореволюционной России, конечно, надо делать скидку на аграрность нашей страны. Подавляющее большинство населения проживало в деревнях, где религиозное единство дополнялось круговой порукой, совместным трудом, многослойными родственными связями… Однако храм для всех и так «повязанных» людей становился духовным и нравственным центром, при нем решались все важные вопросы. Через приход изыскивали средства на различные нужды, реализовывали проекты и даже бизнес-стартапы того времени (особенно ярко проявилось это в старообрядчестве), обсуждали волнующие вопросы эпохи с богословской точки зрения. Крепкое социальное образование, не правда ли? Помножишь на масштаб империи и в очередной раз горько вздохнешь о былом величии страны.

Хорошо ли вы знаете того, кто вместе с вами каждое воскресенье поет «Отче наш»? Знакомы ли вообще?

Сегодня, несмотря на регулярные заявления Святейшего и попытки людей на местах пробить некий застой в приходской жизни, никак не может решиться элементарная проблема знакомства постоянных прихожан друг с другом. Хорошо ли вы знаете того, кто вместе с вами каждое воскресенье поет «Отче наш»? Знакомы ли вообще? А ведь вы, как дети, обращаетесь в данный момент «едиными усты и единым сердцем» к своему Отцу. Много ли вам известно случаев, когда дети одного отца, обращаясь к нему, были незнакомы друг с другом?

Русские люди считали, что спасаться надо «всем миром», а не в одиночку

Я часто вспоминаю слова священномученика Симона (Шлеева), тогда архимандрита, обращенные к Временному правительству (еще не до конца понималась его временность в самом буквальном смысле), суть которых сводилась к тому, что приход в каноническом смысле – это основа Русского государства. Владыка исходил из вековых принципов Святой Руси, когда приход представлял собой не отдельных людей, собирающихся в храме на богослужение, а настоящую христианскую общину, для членов которой вера была образом жизни. Русские люди считали, что спасаться надо «всем миром», а не в одиночку. Оттого и добрые дела творили этим самым «миром», причем всем, то есть всей общиной. Общину постановил как необходимую единицу спасения Сам Господь наш Иисус Христос: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20).

Некий перекос в современной церковной политике привел к тому, что на священника легло бремя всевластия на приходе. Батюшка только-только отслужил Литургию, а ему уже миллион вопросов о стройке или о чем-нибудь еще. И на требы надо успеть, и с хозвопросами разобраться. Одним святым духом батюшка питаться не в силах, дома большая семья… Снова вернемся к дореволюционному опыту. В нормальном приходе священник служил, молился, справно исполнял требы и получал достойное жалованье от приходского совета, на котором лежали в том числе и мирские попечения, касающиеся и архитектурного облика храма, и организации приходской жизни, и многих других вопросов. Миряне, духовно грамотные (заметьте, не пишу: образованные – действительно, дипломов не имевшие, но в вере разбиравшиеся благодаря постоянному самообразованию пусть и по небольшому количеству доступных книг) и инициативные, часто сами строили церкви, украшали, обучали детей в самостоятельно организованных воскресных школах. И просили у архиерея священника на служение (либо сами рекомендовали кого-то из своего числа). Сегодня встречаются удручающие ситуации, когда на приходе к перегруженному заботами священнику сотрудники могут подходить за благословением по абсолютно несущественным вопросам.

Возрождение института активных мирян укрепит приходские общины, станет подспорьем священнослужителям

Мирянам необходимо возвращаться в активную приходскую жизнь. Сколько самых интересных должностей существовало в прошлые века в Церкви! Как активны были миряне, и какие серьезные обязанности на них возлагались! Именно возрождение института активных мирян поможет укрепить приходские общины, станет серьезным подспорьем священнослужителям в службе, катехизаторской и миссионерской работе, даже в решении возникающих жизненных трудностей у кого-то из членов общины.

Универсального механизма создания живой приходской общины нет. Господь дал нам дар творчества, который мы реализуем во всех аспектах нашей жизни. Главное – иметь целью возникновение общности на приходе. Важно ловить сердцем дух Христа, концентрировать внимание в своем сердце именно на нем и через призму духа строить свое общение с братьями. Иначе существует серьезный риск мирщения прихода, сосредоточения на формах объединения как на цели. В этом опасность множащихся на приходах «общественных» мероприятий, развития излишней самодеятельности. Повторюсь, поиск Христа, стремление всё пронизывать Его духом – вот критерий правильной настройки духовного компаса. Именно этот дух даст прихожанам подлинное единство, любовь, ощущение домашнего уюта на приходе.

Конечно, всех приходящих в храм не объединишь. До общины нужно внутренне дорасти каждому лично. Мы – не от мира сего, а потому и готовность пострадать за други своя, отдать последнюю рубашку, стать другом новому человеку, особенно при сегодняшних негласных правилах вежливой дистанцированности, есть определенный бунт против общественных норм. Готов ли каждый покинуть эту свою зону комфорта, уютного, обособленного, направить свою индивидуальность на служение живому организму людей? Далеко не всегда. Потому и от тех, кто вроде бы довольно давно посещает храм, можно услышать искренне удивленное: «А зачем нам эта община? Что, нельзя просто приходить молиться? Ну, можно еще чаю вместе в воскресенье попить, и этого вполне достаточно». Важно, чтобы те, у кого внутренне созрело желание стать частью общины, это желание смогли реализовать.

Мне довелось в течение нескольких лет довольно плотно заниматься изучением и созданием нескольких православных общин. И на приходах, и в рамках общественных организаций. Как итог работы – возникновение небольшого, но очень дружного и живого, молодого (в возрастном выражении прихожан) мужского (по преимущественному составу), придерживающегося в ряде вопросов старых принципов организации быта прихода. Да, община наша единоверческая, что, конечно, отличает ее по специфике, но никто не мешает современным православным приходам брать на вооружение благодатный многовековой опыт (в предыдущих статьях я постарался описать быт приходов, подобных нашему).

Мы – дети советских родителей, дети с отпечатком «поколения пепси». Православная община в своем живом выражении – очень ценное наследие, которое мы можем передать своим детям. Можем ли мы не восхищаться крепостью общин первых христиан, монашескими общинами древности, в которых общность была одним из залогов нравственного баланса? Нам трудно, мы до сих пор, к великому сожалению, не доросли до общинного жития, прельстившись предельным индивидуализмом. Но у нас есть шанс оставить серьезный задел для своих детей. И для нашей Родины. Другой, кроме России, у нас нет. Мы желаем ей процветания, мы кровно в этом заинтересованы. Это наш дом испокон века. Приход сегодня действительно может стать основой государства. Было бы желание. В первую очередь – прихожан. Церковь – это не религиозная организация со штатным расписанием и должностями. Церковь – это Тело Христово. Это мы с вами.

По случаю празднования православного Рождества департамент социологии Финансового университета при правительстве РФ провел исследование вовлеченности населения российских регионов в православную культуру и веру. Опрос проводился среди жителей городов с населением более 250 тыс. человек.

Всем участникам исследования предлагалось оценить, насколько активен их интерес к православной культуре и вере, а также иным основным религиозно-культурным традициям. Далее тем, кто заявил об интересе к православной религии и культуре, предлагалось ответить на вопросы о наличии дома или на работе икон и религиозной литературы, а также оценить свою активность в части посещения церковных служб.

Более углубленный опрос среди заявивших об интересе к православию показал, что практически все они крещеные, большинство имеют дома иконы, а также Библию, Новый завет, молитвослов или современную религиозную литературу. Однако только 12% от общего числа этих граждан посещают религиозные службы несколько раз в месяц или чаще, только 10% знают полностью «Символ веры».

Посещают службы несколько раз в месяц или чаще женщины (13%), люди в возрасте от 50 до 60 лет (16%), а также лица с высоким доходом. В верхней имущественной группе частота посещений религиозных служб более чем в 2 раза превосходит средний уровень и достигает 29%.

Стоит также добавить, что модное в определенных кругах неоязычество, или родноверие, ставящее перед собой задачу возрождения древнерусских, дохристианских верований, по данным исследования набрало лишь 0,2% почитателей в среднем по России.

Предлагаю вашему вниманию Проект православной общины — поселения, который я пыталась осуществить с различными людьми в течение длительного времени.Находились люди, места, но не было спонсоров и заинтересованных батюшек. Надеюсь, что кому-то что-то из этого понравится. Есть конкретные места, но увы, я уже ничего не могу сделать, так как прошло 12 лет, ситуация изменилась. Если кого — то это заинтересует, напишите. Укажу места и многое другое. Хотелось бы участвовать в этом проекте… Я не всё изобразила, там есть планы по каждому пункту Проекта. Со мной можно пообщаться на счёт Проекта в контакте: Королёва Людмила Николаевна.
Устав православного поселения – общины.
«ЯКО С НАМИ БОГ!»
(примерный)
1. Православная община – поселение состоит из православных семей и одиноких людей, желающих жить и трудиться во Славу Божию рядом с храмом или монастырем.
2. Она подчиняется Церкви, т.е. батюшке, священнику, а главное – Закону Божьему и Уставу Церкви.
3. Члены общины также подчиняются совету директоров, руководителям общины.
4. Община – поселение будет осуществлять свою деятельность за счет личных средств и средств жертвователей, т.е. спонсоров.
5. Совместная молитва и совместный труд во Славу Божию — главное направление этого объединения.
6. В личной собственности будут находиться некоторые средства производства, а также дома, транспортные средства, денежные сбережения, личные вещи. Ничего не у кого не отнимается. Но если человек захочет покинуть общину, может забрать всё, кроме недвижимости и того, что принадлежит другим членам или всему обществу. Если вложит свои средства в жилье, то может его продать, а денежные средства забрать себе.
7. Главное в общине помимо молитвы, труд на благо всех!
8. Излишки будут реализовываться вовне, в миру, доходы будут распределяться по справедливости: по труду, по членам семьи, по состоянию здоровья, по милосердию. Община создается не для личного обогащения, а для общей пользы. По образу и подобию монастыря, только семейного.
9. Важная часть для чего создается община: в несении своего креста, в борьбе со страстями, для смирения, терпения, для благих дел на общую пользу.
10. В общине – поселении будут проживать дети – сироты, пожилые люди, больные, одинокие, инвалиды. Для них будут особые помещения и особый уход. Они тоже должны будут вносить свою посильную лепту в общее дело.
11. Ряд работ будет выполняться сообща: уборка территории,
сельскохозяйственные работы, охрана правопорядка, оказание безвозмездной помощи нуждающимся.
12. Развитие материальной базы будет вестись по мере поступления денежных средств на счет общины.
13. Жизнь в поселении – общине будет подчинена общему распорядку, определенному ритму. На первых порах она будет полумирской, т.к. не все члены общины будут на одних уровнях духовного, нравственного и физического развития. Для немощных, пожилых и малышей будут послабления. Она должна быть для радости людей, а не для печали.
14. Вся жизнь в общине – поселении должна будет направлена на прославление Бога и возрождение Родины – России. Все должно быть православным: культура, печать, медицина, образование, наука.
15. Жизнь в общине будет направлена на сохранение экологии природы, экологии тела человека, экологии души. Главные критерии в отношениях: любовь, ласка, милосердие, доброжелательность. Борьба со страстями: пьянством, сквернословием, курением, с похотью, с растлением души и тела, с ересями бесовскими т.к.
16. Для членов общины внутри ее все бесплатно: гимназия, детсад, трапезная, транспорт (общий). Для внешних – за плату, пока есть деньги.
17. Принцип жизни в общине: все для всех, кроме личного имущества, членов семьи.
а) не воровать,
б) не пьянствовать.
г) не курить,
д) не сквернословить, не обзываться,
е) не драться,
ё) вести себя достойно, подчиняться разумным доводам,
ж) участвовать в общественных работах, оказывать посильную помощь, нуждающимся людям,
з) у каждого свое дело, своя работа,
и) трудные вопросы решать сообща.
18.Предприятия, цеха, мастерские – в личной и коллективной собственности (небольшие по размеру).
19.Семейные отношения: не разводиться, не изменять друг другу. Ответственно относиться к браку, семье, детям. Вдовым можно создавать семью, венчаться. Остальные все – братья и сестры.
20.Мода. Желательно всем одеваться скромно, но красиво. Женщинам не носить короткие юбки, брюки, декольте, татуировки. Не ходить в шортах, только около реки или озера, в миру. Мужчинам не обнажать торс. Женщинам желательно покрывать голову, особенно при работе в храме или монастыре или на их территории.
21.Желательно использовать всё натуральное: хлопок, лён, шерсть; питаться тем, что вырастим! Перейти на натуральное хозяйство.
22. Лечить прежде всего: душу – постом, молитвой, святой водой, ладаном, покаянием; тело – травами, народными средствами, массажем, гимнастикой, в крайнем случае – химиотерапия и хирургия.
23.Культура: русская, народная, классическая, скромная, доброжелательная. Народные промыслы, рукоделие, народное творчество.
24.Не терять бдительности. В военный период – лагерь для беженцев, лазарет, госпиталь – для больных. Пред приходом антихриста – уход в подполье…
25.Девиз: чистая природа, чистые мысли, взаимоотношения, дела, чувства, сердца.
Слава Богу за всё!
План православного поселения – общины.
Леса река
пруд
дома
святой источник воскресная школа
храм или церковь
дом для священника лавка в храме
библиотека трапезная
кафе
хлебопекарня
печать
(газета или журнал) гостиница для паломников
Гимназия (начальные классы)
Прогимназия (подготовка детей
к школе)
приют для детей – сирот
приют для одиноких и больных
приют для женщин,
подвергшихся насилию,
с детьми, оставшихся без жилья
котельная
склад гараж мастерские:
пошив, вязание,вышивка
столярная, кузница,
слесарная
План сельскохозяйственной деятельности:
Сад поле: зерновые
Огород
Скотный двор:
Коровы,
Куры, утки, гуси
Кролики,
Поросята,
Козы,
Овцы
машинно – тракторный парк
Авто — мастерские
Православная община «Торжество православия»
«Яко с нами Бог!»
1. Берём под свою защиту всех униженных и оскорблённых, обременённых, трудящихся во Славу Божию.
2. Не берём в общину ленивых, корыстолюбивых, эгоистичных, пьяниц, нераскаянных блудников, воров, сектантов, сквернословов и наркоманов…(хотя бы на первых порах!)
3. В общине нельзя:
4. А) сильно нарушать пост, кроме случаев, когда по необходимости и состоянию здоровья,
5. Б) распивать спиртные напитки, когда нет в этом нужды,
6. В) курить, особенно в присутствии детей и женщин и на территории храма. Лучше вообще не курить!
7. Г) сквернословить, обзываться,
8. Д) осуждать кого – либо, выпытывать личные тайны, празнословить, злословить.
9. Е) неприлично одеваться (вызывающе, крикливо), сильно краситься.
10. Ё) присваивать себе чужое добро, т.е. воровать.
11. Ж) скандалить, драться.
12. З) сожительствовать без венца и росписи.
13. И) женщинам молиться без платка (в храме), ходить в брюках, короткой юбке, мужчинам находиться в храме в шортах, майках.
14. Оплата труда: часть дохода – часть отдавать на нужды церкви и столько же на нужды общины. Например: зарплата 10000 р. 1000 р – храму, 1000 р. – общине.
15. Для своих членов в общине будет бесплатно: проезд, трапезная, баня, воскресная школа, обучение в гимназии (частичная оплата) и многое другое.
16. За деньги для всех: кафе, магазин.
17. Общий труд: уборка территории, помощь в храме, батюшке, работа на огороде и в саду, в поле, помощь другим, распространение православной литературы, воспитание детей, просвещение неверующих людей.
18. Ничегонеделания не должно быть! Молитва — тоже труд!
19. Обязанности между членами общины будут распределены чётко, в
соответствии с талантами и способностями людей. Главное – ответственность и добросовестность.
20. Все доходы делятся между членами общины в зависимости от личного вклада и качества труда, часть из доходов – для больных, стариков, детей. Когда отменят деньги, будут трудовые соглашения, на первых порах – учёт и распределение, потом – по совести.
21. Труд. На первых порах каждый возьмёт себе по 2 – 4 дела, обязанности и будет трудиться для всех и для себя, своей семьи.
22. Сначала община будет полу-мирская, т.к. люди в основном – маловоцерковлённые, даже, кто считает себя христианами и православными.
23. Частный труд. Мужчины: столярный, слесарный цеха, пило-рама, кузница. Строительство, изготовление мебели, охрана, транспорт, сельхозработы, рыбалка, животноводство. Женщины: воспитание, обучение, кулинария, ремонт одежды, рукоделие, цветоводство, огородничество, стирка, уборка, торговля и т.д.
24. Наказание за неповиновение священнику или Совету общины. Предупреждение. Выговор. Беседа при членах общины. Вывод из состава общины, удаление с территории общины.
25. Отношения в общине: все братья и сестры между собой, так же и в семьях! Радость, дружба, любовь, взаимопомощь!
Можно:
быть культурным, терпеливым, вежливым, доброжелательным, аккуратным, чутким, отзывчивым, дружелюбным, ласковым, общительным (в меру),
оказывать помощь другим людям, спрашивать доброго совета у священника и старших,
выходить замуж или жениться одиноким, вдовам или вдовцам.
Главное – соблюдать Заповеди Божие, трудиться во Славу Божию и молиться по мере сил. Любить Бога и церковь, людей!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *