Православное учение о человеке

Урок 9. Православное учение о человеке . Конспект

Бондаренко Т.Н., зам.директора по ВР, учитель начальных классов МОУ «Начальная школа – детский сад» г-к Железноводска

Тема: Православное учение о человеке: душа.

Цель: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека.

2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе Power Point, в который входят: репродукции икон с изображением Христа – Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного»; карточки с текстом «Размышления маленького христианина о человеке» К.Д. Ушинского для каждого учащегося.

Ход урока:

1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

2.Актуализация знаний.

1) Опрос (по желанию).

Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

2) Блиц – опрос «Основы православия».

-Кто такие христиане?

-Что значит быть православным человеком?

-Что значит слово «молиться»?

-Как по-другому называют Библию?

-Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

-Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

-Чем человек отличается от животных?

— Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.

3. «Открытие» нового знания.

1)Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».

Чудный домик.

К.Д.Ушинский

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.

В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, — на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека

Эконом – с _ _ _ _е (сердце)

Зала – л _ _ _ _ е (легкие)

Ставенки – г _ _ _ а (глаза)

Хозяйка – д _ _ а (душа) человека

— А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?

— О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?

— Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке».

2) Беседа.

— Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.

— Как вы думаете, что такое «тело»?

— Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру.

— А что же такое душа? Какому Миру она принадлежит?

3) Построение информационной карты слова.

— Давайте вместе составим информационную карту слова «душа».

1.Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,

2.Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.

3.Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.

4.Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.

5.Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.

6.Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.

7.Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) — духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

— Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания?

Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем.

— Как вы думаете, что из себя представляет небесный огонь?

Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали?

— Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа.

Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремиться к духовному миру.

— Давайте подведем итог: что же такое душа?

4) Комментированное чтение статьи «Душа» из учебника.

— А теперь давайте выясним, что о душе нам говорит учебник. Прочитайте статью «про себя»

4.Первичное закрепление.

1)Выборочный пересказ текста.

— Расскажи, с чем автор учебника сравнивает душу.

— Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике.

— Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом.

— Прочитайте выразительно стихотворение монахини из московского Ново-Девичьего монастыря.

2)Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.

— Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

— Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?

— Как Библия рассказывает о происхождении души?

— Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

— Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре.

— Объясните, как поняли эти предложения.

3.Обобщение изученного на уроке.

Работа с текстом К.Д.Ушинского.

— А сейчас я предлагаю вам размышлением на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:

— Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе.

«Размышления маленького христианина о человеке»

(Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).

«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.

В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

К.Д.Ушинский.

— Расскажите о ваших впечатлениях.

— Какая главная мысль этих размышлений?

— Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.

Назовите их! — Выписываем на доске (и в тетрадь):

•Дар слова

•Память

•Воображение

•Вера в Бога

•Желание и возможность сделаться лучше

— огласны ли вы с К.Д. Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?

— Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?

— Бог-Творец.

Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?

7. Итог.

— Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека?

8.Рефлекия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

9. Домашнее задание: Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе?

Напишите об этом в тетради сочинение-миниатюру.

Православное учение о человеке

  • Рослякова Юлияна Евгеньевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Цель: познакомить учащихся с пониманием человека в Православии.

Задачи:

  • Раскрыть понятия “человек”, “душа”, “тело”.
  • Создать условия, в которых у учащихся формируются понятия о гармоничности, целостности человека.
  • Создать ситуацию самостоятельного нравственного осознания учащимися необходимости воспитания своей души.

Ход урока

Актуализация

Звучит песня в исполнении М.Блантера “Когда душа поёт”.

— Кто может назвать тему урока?

— А у кого и где живёт душа?

Человек Душа Тело

— В предложенную таблицу (на доске) впишите свои размышления, ассоциации к словам. (К доске выходит и записывает каждый ученик!)

— Давайте выделим основное в каждом столбике, а в конце урока проанализируем, верны ли были ваши размышления.

— Уточним тему урока.

— Будем говорить не просто о душе, а о человеке в православии.

Работа по теме

Презентация.

1. Слайд 1

Работа со словарём (определение понятий)

2. Приложение 1

Чтение текста “О душе” по ролям подготовленными детьми. (листки на парте у всего класса)

— Согласны ли вы со словами старца о терпении?

— Почему мы должны быть терпеливы друг к другу?

— Кто может привести пример?

3. Слайд 2

— Объясните, как понимаете эти утверждения.

4. Фильм “Человек – существо духовное”

— Что такое “дыхание жизни”?

— Каков рай для тела?

— А для души?

5. Чтение текста учебника стр. 33 от слов Слово “душа” до у животных отсутствуют.

— От какого слова произошло слово “душа”?

— Что человека делает человеком?

6.Слайд 3

— Из предложенного видеоряда дайте определение изображениям, которые соответствуют тексту учебника

Физкультминутка под музыку “От улыбки”

7. Фильм “Богоподобие человека”

— Какими качествами наделил Бог человека?

— Что такое “совершенная мудрость”?

— В результате чего человек приобрёл образ Божий?

— А в результате чего Подобие?

8. Слайд 4, 5

Дай названия изображениям. Сгруппируй изображения и слова, противоположные по смыслу.

9. Продолжение чтения текста учебника стр.33 — 34 до слов: И добрее стал весь мир.

-Что составляет внутренний мир человека в православном учении о человеке? (Запись понятий на доске в левый столбик: свобода, любовь, разум, творчество)

— Какое основное свойство души? (Процитируйте)

10. Приложение 2

К. Д. Ушинский “Размышление маленького христианина о человеке” (чтение текста по цепочке, листки у каждого ученика) — Какова главная мысль размышлений?

— Что является внутренним миром человека со слов мальчика? (запись на доске в правый столбик: память, воображение, дар слова, вера в Бога, желание и возможность сделаться лучше.)

11. Сравнение с левым столбиком и основным в записи учащихся (таблица)

— Какое же православное учение о Человеке?

— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать лучше?

Рефлексия

Опишите случай из своей жизни, о которых можно сказать: “было радостно, светло на душе”, или напротив: “тяжело на душе, больно” (У каждого листочки)

Песня в исполнении Шуры “Твори добро”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *