Православные песни текст

Самое подробное описание: молитва богородице которую поют в храмах — для наших читателей и подписчиков.

Содержание

Что за молитву поют все вместе на службе в храме (см.)?

Ходила в церковь на службу и чувствовала себы просто неловко, когда все молились вслух хором, а я даже не знала слов. Знаю только «Отче наш. » и «Богородица Дева. » Кто знает – помогите, пожалуйста!

В православных храмах можно петь очень много молитв (но поскольку народ их зачастую не знает, то поют в основном Символ веры, «Отче наш», «Достойно есть» – последнее в честь Пресвятой Богородицы).

Символ веры должен знать наизусть каждый христианин. Если бы Вы выполняли то, что положено делать всем православным людям (то есть, молились бы прилежно ежедневно – утром и вечером), то уже знали бы Символ веры наизусть, поскольку он помещен среди утренних молитв в православном молитвослове.

Так что, обзаведитесь такой вот прекрасной книгой (вышеназванным сборником молитв) – и побыстрее исправляйте положение: учитесь молиться по нему ежедневно. Можете на первых порах петь Символ веры прямо по молитвослову во время службы (в этом нет ничего зазорного!) – так будет даже легче его запомнить. И молитва «Достойно есть» тоже имеется в этой книге. Она короткая, запомнить её совсем просто!

Если Вы были на службе утром, вернее всего была Литургия, а значит пели Символ веры.

И, хотя часто Символ веры называют молитва Верую, по большому счету, Символ веры – не молитва,

а исповедание основ своей веры.

То есть, православный христианин на вопрос «во что ты веришь»,

должен ответить именно текстом Символа веры:

  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием
  6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца
  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
  9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
  11. Чаю Воскресения мертвых
  12. И жизни Будущаго Века. Аминь.

Если же Вы были на вечернем субботнем богослужении, то вернее всего, все пели

«Воскресение Христово видевше. «:

Воскресение Христово видевше, Поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняимся, Христе, и Святое воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем, приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову воскресению. Се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его; распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Еще часто, например перед молебном, всем миром поют «Царю небесный»:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,

Иже везде сый и вся исполняяй,

Сокровище благих и жизни Подателю,

прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша.

В русской православной церкви обычно поют во время литургии две молитвы – это «Символ веры» и «Отче наш». На всенощном бдении после чтения Евангелия поют молитву «Воскресение Христово видевше», обычно постоянные прихожане знают эти молитвы наизусть. Иногда еще на утрене верующие подпевают хору на песни Богородице:

Молитва богородице которую поют в храмах

Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами.

За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. v.3.4.143

Контакты

Восстановление пароля
Регистрация нового пользователя

Молитвы которые поют все

Поискала у себя в книжке где написаны молитвы и кто за кем поёт на службе, не нашла. Подошла к женщинам в лавке при храме, так она можно сказать, отмахнулась от меня, сказала что ей некогда тут народ стоит за свечками и т.д. хотя я тоже очередь выстояла и сказала чтоб я пошла там спросила у тех кто поёт. Вобщем не знаю больше куда и обратиться.

На вечерне, в самом окончании службы обычно поют: «Ныне отпущаеши меня Владыко» – молитву Симеона Богоприимца и Богородичны. Ну и опять же тропарь и кондак праздника между песнями канона. Считается то, что поет хор и должен петь народ (т.е. они наши представители Вообще я тут нашла сайтик посмотрите, может поможет http://www.liturgy.ru/nav/utrena/utren11.php

Можно найти в лавочке в полном молитвослове раздел «Часы Святой Пасхи» или отдельно купить «Всенощное бдение и Литургия». В нашем храме, многие стоят с такой книгой, очень полезно.

«Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице. «

Звезда комедии «Кудряшка Сью» Элисон Портер предпочла музыку, а не Голливуд

Юлия Снигирь признана самой яркой актрисой уходящего года

Московские парки, в которых в Новый год запустят фейерверки

То ли жизнь, то ли песня: Наргиз Закирова презентовала новую композицию

«Зачем вам 9 чемоданов?»: Оксана Самойлова рассказала о количестве багажа

Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами.

За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. v.3.4.143

Какие молитвы Пресвятой Богородице поют прихожане хором?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Обычно прихожане в храме поют следующие песнопения:

«Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши, во веки веков. Аминь».

«Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Молодежный отдел

Помощь храму

духовно-просветительский центр

храмы благочиния

© 2008-2013 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье г. Набережные Челны.

Ответы на вопросы

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

Значение и смысл церковной молитвы

Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.

Совместная общая молитва людей в храме

В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

Богослужебные молитвы

Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).

Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:

  • Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» – на Божественной Литургии;
  • песнь «Воскресение Христово видевше…» – на воскресном всенощном бдении;
  • возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» – на пасхальной службе.

Молитва идущих в храм

Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Фото: Фотобанк Лори

Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Литургия и таинство Евхаристии

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Евхаристическая молитва

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение в храме

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:

Крестное знамение без поклона:

  • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
  • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш. «
  • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
  • на Литургии во время пения Символа веры

Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

  • при входе в храм и при выходе из него
  • при чтении «Приидите, поклонимся. «
  • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
  • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный. «
  • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. «
  • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
  • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
  • на литии после первых двух прошений ектении

Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

  • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
  • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
  • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
  • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
  • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
  • после «Честнейшую херувим. » перед «Именем Господним благослови, отче. » (низкий поясной поклон)
  • на утрене после чтения Евангелия
  • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
  • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
  • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса

На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

  • после песнопения «Тебе поем»
  • после «Достойно есть»
  • при возгласе «Святая святым»
  • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш»
  • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
  • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Поясной поклон без крестного знамения:

Земной Великий поклон

Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.

Земные поклоны совершаются:

  • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
  • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим. «
  • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
  • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
  • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся. » (три раза)
  • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.

Как правильно молиться в церкви перед иконой

В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.

При этом про себя произносят молитву:

  • у иконы Христа – Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
  • перед ликом Богородицы – «Пресвятая Богородице, спаси нас»
  • у образа святого – «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»

После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

  • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
  • у Богородицы и святых — руку или одежду
  • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы

Церковнославянский язык — значение и роль

Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?

По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к субботней всенощной и воскресной литургии

ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ

ВОСКРЕСНОЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (глас 1)

15 октября 2011 года

Блажен муж

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды)

Сподоби, Господи

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.
Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородице Дево (после Ныне отпущаеши)

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Благословлю Господа (Псалом 33) (в конце вечерни)

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святи Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага.

Бог Господь (в начале утрени после шестопсалмия)

Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне.

Тропарь, глас 1: (после Бог Господь)

Камени запечатану от иудей, / и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, / воскресл еси тридневный, Спасе, / даруяй мирови жизнь. / Сего ради силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: / слава воскресению Твоему, Христе, / слава Царствию Твоему, // слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче.

После Воскресение Христово видевше:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших. И ныне и присно и во веки веков, аминь: Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость.

СТИХИРЫ ВОСКРЕСНЫЕ, ГЛАС 1

(ПОЮТСЯ КЛИРОСОМ)

Стихиры на Господи воззвах: (поются в начале вечерни после Блажен муж)

Вечерния нашя молитвы приими Святый Господи, и подаждь нам оставление грехов, яко Един еси Явлей в мире Воскресение.
Обыдите людие Сион и обымите его, и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых: яко Той есть Бог наш, Избавлей нас от беззаконий наших.
Приидите людие, воспоим, и поклонимся Христу, славяще Его из мертвых Воскресение: яко Той есть Бог наш, от прелести вражия мiр Избавлей.
Веселитеся Небеса, вострубите основания земли, возопийте горы веселие: се бо Еммануил грехи нашя на Кресте пригвозди, и живот даяй, смерть умертви, Адама Воскресивый, яко Человеколюбец.
Плотию волею Распеншагося нас ради, Пострадавша и Погребенна, и Воскресша из мертвых, воспоим глаголюще: утверди православием Церковь Твою, Христе, и умири жизнь нашу, яко Благ и Человеколюбец.
Живоприемному Твоему гробу предстояще недостойнии, славословие приносим неизреченному Твоему благоутробию, Христе Боже наш: яко крест и смерть приял еси Безгрешне, да мiрови даруеши Воскресение, яко Человеколюбец.

На стиховне стихиры:(поются в конце вечерни после Сподоби Господи)

Страстию Твоею Христе, от страстей свободихомся, и воскресением Твоим из истления избавихомся, Господи, слава Тебе.
Да радуется тварь, небеса да веселятся, руками да восплещут языцы с веселием: Христос бо Спас наш, на кресте пригвозди грехи нашя: и смерть умертвив живот нам дарова, падшаго Адама всероднаго Воскресивый, яко Человеколюбец.
Царь сый небесе и земли непостижиме, волею распялся еси за человеколюбие. Егоже ад срет доле огорчися, и праведных души приемшя возрадовашася: Адам же, видев Тя Зиждителя в преисподних, воскресе. О чудесе! Како смерти вкуси всех жизнь; но якоже восхоте мiр просветити зовущий и глаголющий: Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.
Жены мvроносицы, мvра носящя, со тщанием и рыданием гроба Твоего достигоша, и не обретшя Пречистаго Тела Твоего, от Ангела же уведевшя новое и преславное чудо, Апостолом глаголаху: воскресе Господь, Подаяй мiрови велию милость.

На хвалитех стихиры: (поются в конце утрени после чтения канона)

Поем Твою, Христе, спасительную страсть, и славим Твое Воскресение.

Крест претерпевый, и смерть упразднивый, и воскресый из мертвых, умири нашу жизнь, Господи, яко един Всесилен.
Ада пленивый, и человека воскресивый, Воскресением Твоим Христе, сподоби нас чистым сердцем, Тебе пети и славити.
Боголепное Твое снисхождение славяще, поем Тя Христе. Родился еси от Девы, и не разлучен был еси от Отца, пострадал еси яко человек, и волею претерпел еси крест, воскресл еси от гроба, яко от чертога произшед да спасеши мiр, Господи слава Тебе.
Егда пригвоздился еси на древе крестнем, тогда умертвися держава вражия: тварь поколебася страхом Твоим: и ад пленен бысть державою Твоею: мертвыя от гроб воскресил еси, и разбойнику рай отверзл еси: Христе Боже наш слава Тебе.
Рыдающя со тщанием гроба Твоего дошедшя честныя жены, обретшя же гроб отверст, и уведевшя от ангела новое и преславное чудо, возвестиша апостолом: яко воскресе Господь, даруяй мiрови велию милость.
Страстей Твоих Божественным язвам покланяемся Христе Боже, и еже в Сионе владычнему священнодействию, на конец веков богоявленне бывшему: ибо во тьме спящыя, Солнце просвети правды, к невечернему наставляя сиянию: Господи слава Тебе.
Любомятежный роде еврейский внушите, где суть, иже к Пилату пришедшии: да рекут стрегущии воини: где суть печати гробныя? где преложен бысть Погребенный? где продан бысть Непроданный? како украдено бысть Сокровище? что оклеветуете Спасово востание пребеззаконии иудеи? воскресе Иже в мертвых свободь, и подает мiрови велию милость.

ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ

ЛИТУРГИЯ (Неделя 18-я по Пятидесятнице. Глас 1)

16 октября 2011 г.

Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского (96). Сщмч. Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Свт. Агафангела исп. митр. Ярославского (1928). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI). Прп. Дионисия, затворника Печерского (XV).

1-й антифон

Благослови, душе моя, Господа, Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.

2-й антифон
Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них; хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы; Господь возводит низверженныя; Господь любит праведники; Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век. Бог твой, Сионе, в род и род.
Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Блаженны:

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

После малого входа с Евангелием:

Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: аллилуия.

Тропарь воскресный, глас 1:

Камени запечатану от иудей, / и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, / воскресл еси тридневный, Спасе, / даруяй мирови жизнь. / Сего ради силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: / слава воскресению Твоему, Христе, / слава Царствию Твоему, // слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче.

Кондак воскресный, глас 1:

Воскресл еси яко Бог из гроба во славе,/ и мир совоскресил еси,/ и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе;/ Адам же ликует, Владыко,/ Ева, ныне от уз избавляема, радуется, зовущи:// Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение.

После причащения:

Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.
Вместе: Видехом Свет Истинный,/ прияхом Духа Небеснаго, /обретохом веру истинную, /Нераздельной Троице поклоняемся: // Та бо нас спасла есть.
Иерей: Всегда, ныне и присно и во веки веков.
Вместе: Да исполнятся уста наша / хваления Твоего, Господи, / яко да поем славу Твою, / яко сподобил еси нас причаститися / Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; / соблюди нас во Твоей святыни, / весь день поучатися правде Твоей. // Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

АПОСТОЛЬСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Послание к Римлянам ап. Павла, гл. 2:10-16 Братия, при сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Евангелие от Луки, гл.6: 31-36 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Версия для печати

лист 245 об.

Успенский сборник. конец XII — начало XIII века

пергамен, чернила

Государственный исторический музей, Москва

Успе́нский сбо́рник — древнерусская пергаменная рукопись южнорусского происхождения конца XII — начала XIII века из собрания Государственного исторического музея (шифр: ГИМ, Усп. 4 перг.); своё название получила по месту обнаружения в 1840-е годы в Успенском соборе Московского Кремля.

Вводные сведения

До 1895 г. рукопись входила в состав библиотеки Успенского собора, затем вместе с другими рукописями Успенской библиотеки была передана в Синодальную библиотеку и присоединена к Синодальному собранию рукописей, вместе с которым в 1920 г. поступила в ГИМ.

Рукопись Успенского сборника имеет объём 304 листа, дошла без начала и конца; по содержанию является сборником особого состава типа Торжественника, включает в себя житийные чтения на некоторые месяцы, а также Слова преимущественно Иоанна Златоуста на страстную и пасхальную недели.

Особая значимость Успенского сборника обусловлена тем, что среди прочих текстов в него входят древнейшие списки таких важных для русской культуры произведений, как Житие Феодосия Печерского (л. 26а — 67в) и Сказание о Борисе и Глебе (л. 8б — 18б).

Изучение рукописи

Изучение Успенского сборника историками и филологами началось в XIX веке, и по настоящее время рукопись является одним из наиболее часто привлекаемых исследователями к рассмотрению памятников древнерусского языка. Одними из первых к рукописи обратились М. П. Погодин и О. М. Бодянский. Бодянский предложил первую аргументированную датировку рукописи:

Относя эту рукопись к XII или началу XIII в., я опираюсь в этом не на одно лишь письмо ее: здесь решительное слово принадлежит языку ее, некоторые формы коего, утвердительно можно сказать, не встречаются уже в памятниках второй половины XIII в.

Также О. М. Бодянский первым обратил внимание на то, что рукопись была написана двумя писцами.

Полный текст рукописи с описанием палеографии и графики был издан в 1971 г.

Состав сборника

Успенский сборник включает в себя тексты различного происхождения: оригинальные восточнославянские и древнеболгарские произведения, а также переводы, осуществлённые с греческого и латинского языков южными славянами. Произведения, вошедшие в сборник, в жанровом отношении делятся на две части: в первой половине (с л. 1 до 175) находятся жития святых, во второй (с л. 175 до конца) — поучения и слова.

Листы Тексты Место создания / перевода
1 1а—5а Повесть Иеремии о пленении Иерусалима
2 5а—8б Житие Афанасия Александрийского
3 8б—18б Сказание о Борисе и Глебе Древняя Русь
4 18б—26а Сказание о чудесах Романа и Давида Древняя Русь
5 26а—67в Житие Феодосия Печерского Древняя Русь
6 67в—84а Мучение Ирины
7 84а—86г Память Иова
8 86г—90а Явление честного креста
9 90а—95а Видение пророка Исайи
10 95а—102б Мучение Христофора
11 102б—109в Житие Мефодия Моравского
12 109в—115г Похвальное слово Кириллу и Мефодию
13 115г—118г Житие Пахомия
14 118г—124а Житие и мучение Эразма
15 124а—130а Житие и мучение Вита, Модеста и Крискентии
16 130а—143а Житие и мучение Февронии
17 143а—146а Житие Феодосии
18 146а—157а Житие Епифания Кипрского
19 157а—175б Повесть Поливия о кончине Епифания
20 175б—180в Слово Иоанна Дамаскина о иссохшей смоковнице и о притче винограда в святый понедельник
21 180в—188а Слово Иоанна Златоуста о десяти девицах
22 188а—190в Слово Иоанна Златоуста в Великий вторник
23 190в—195а Слово Иоанна Златоуста в Великий вторник и о десяти девицах
24 195а—197б Слово Иоанна Златоуста о блуднице в Великую среду
25 197б—201в Слово Иоанна Златоуста в Великую среду о зависти
26 201в—203б Слово Иоанна Златоуста о блуднице в Великую среду
27 203б—206б Слово Иоанна Златоуста в Великий четверг на омовение ног
28 206б—212б Слово Иоанна Златоуста о честном кресте в Великую пятницу
29 212б—216б Слово Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея на утрене по Великой пятнице
30 216б—222в Слово Евсевия епископа Александрийского в Великий четверг о вшествии Иоанна Предтечи во ад
31 222в—233г Похвала Андрея епископа Критского в Лазареву субботу о четверодневном Лазаре
32 233г—239в Слово Иоанна Златоуста на Вербное воскресение
33 239в—245в Слово Григория Антиохийского на Воскресение Иисуса Христа
34 245в—250б Слово Иоанна Златоуста на Воскресение Иисуса Христа
35 250б—254г Слово Иоанна Златоуста о расслабленном
36 254г—260г Слово Иоанна Златоуста о самаряныне
37 260г—263а Слово Иоанна Златоуста на Вознесение Господне
38 263а—265в Слово Иоанна Экзарха Болгарского на Вознесение
39 265в—270б Беседа Кирилла архиепископа Александрийского о Богородице и святых отцах Эфесского собора
40 270б—278б Слово Иоанна Златоуста о терпении и о благопохвалении
41 278б—282г Слово Иоанна Златоуста на сошествие Святого Духа
42 282г—287г Слово Иоанна Златоуста о всех святых
43 287г—292г Сказание отца нашего Агапия, чего ради оставляют роды и домы своя и жены и дети и, взявше крест, идут вослед Господа
44 292г—303г Повесть блаженного Ефрема о св. Авраамии, Слово 48
45 303г Слово св. Григория
46 303г Иоанна Златоуста 13 изречений

Палеографические и икологические особенности

Успенский сборник написан на пергамене хорошего качества, имеет размеры 45 см х 34 см. Текст записан уставным почерком в два столбца по 32 строки; во всей рукописи разлиновка пергамена выполнена одинаково. Первоначальный переплёт рукописи не сохранился, дошёл позднейший, выполненный в XV веке, представляющий собой доски в коже с простым тиснением.

Текст переписан двумя писцами: первый почерк обрывается на л. 46 об. в тексте Жития Феодосия, а второй заканчивает оборот этого листа и продолжает писать до конца рукописи. Устав первого писца более стройный; в его тексте используются киноварные заголовки и орнаментированные инициалы в начале произведений. Второй почерк крупнее, инициалы и заголовки отличаются от основного текста только размерами и двойной чернильной обводкой без киновари. Некоторые буквы пишутся в двух почерках с заметной разницей. В частности ѡ (оме́га) у первого писца имеет более позднее начертание с разведёнными петлями и низкой серединой, а у второго — сохраняет архаичный вид с высокой серединой .

Примечания

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *