Православные святыни в Турции

Современная Турция – это светское государство, более 90% которого исповедуют религию Ислам. Несмотря на то, что сегодня число христиан в стране менее 1%, турецкая земля некогда была «колыбелью» христианства, где родились и проповедовали такие важные личности как апостол Павел, Николай Чудотворец, Тимофей Эфесский, Поликарп Смирнский. Апостол Павел проповедовал и основывал храмы в 1 веке. В откровении Иоанна Богослова упоминаются 7 церквей, которые расположены на современных землях Турции: Эфес, Пергам, Смирна (Измир), Фиатира, Сарды, Лаодикия, Филадельфия (Алашехир). На территории Турции находилось государство Византия, откуда распространилось христианство на Русь. Сегодня в этой стране находятся многочисленные христианские святыни, посетить которые приезжают туристы из разных точек земного шара.

Топ-5 самых посещаемых христианских мест в Турции.

1. Стамбул

Бывший Константинополь и столица Византийской империи. Сегодня в этом городе сохранилось большое количество христианских церквей, монастырей и чудодейственных источников, некоторые из которых выполняют свои функции по сей день. Самая известная христианская достопримечательность Стамбула – это, безусловно, собор Святой Софии, которой был построен всего за 5 лет и долгие годы оставался одним из главных христианских храмов. На территории дворца Топкапы сохранилась самая древняя церковь Святой Ирины, построенная в 4 веке. В Стамбуле находится действующий женский монастырь с чудодейственным источником, на который по преданию указала сама Богородица.

2. Эфес.

Был известным городом уже во времена Древней Греции и являлся важным религиозным центром поклонения богине Артемиде, где в ее честь был воздвигнут храм, который считался одним из семи чудес света. Позже Эфес стал важным христианским центром, где на протяжении нескольких лет проповедовал апостол Павел, Иоанн писал повествование о Сыне Божьем и, по преданию, в конце жизни проживала Дева Мария. Сегодня Дом Девы Марии является важным паломническим центром. С пещерой около города Эфес также связано предание о «Семи спящих отроков», которые проспали в ней несколько веков.

3. Кападокия.

Этот регион имеет много названий, одно из которых «жемчужина христианства». Кападокия – это уникальное по природным ландшафтам место с причудливыми горами и целыми подземными городами, где проживали ранние христиане, начиная с первого века, проповеди вели апостол Павел и Петр. В 3-4 веках земля Кападокии становится важным христианским центром, который своим уединением привлекал многочисленных монахов и отшельников. Более 50 имен праведных, святителей и мучеников связаны с Кападокией, среди них Григорий Богослов и Василий Великий. Кападокия – это родина Георгия Победоносца. Сегодня Кападокия сохранила великое христианское наследие: множество пещерных церквей и монастырей с уникальными фресками эпохи раннего христианства, уединенные кельи отшельников и удивительные подземные города. Музей под открытым небом Гереме является всемирным наследием и охраняется Юнеско.

4. Монастырь Панагея Сумела.

Каждый год этот труднодоступный храм, высеченный в скале на высоте более 300 метров над уровнем моря, посещают многочисленные паломники из разных стран мира. Начало строительства монастыря было положено еще в 4 веке и до 1923 года там хранилась ценная христианская святыня – икона Богородицы Панагия Сумела, которая была написана Святым Лукой. Святой Лука является составителем одного из существующих Евангелий, а также считается первым человеком, написавшим икону и подарившим христианам несколько чудотворных образов Богородицы. По преданию монахам Варнавию и Сафронию явился образ Божей Матери, которая указала, что ее образ, написанный Святым Лукой, надлежит хранить в труднодоступном месте на горе Мела. Повинуясь данному повелению, монахи в 386 году основали монастырь на горе Мела, где со временем были высечены в скале 3 церкви и дома, рассчитанные для приема многочисленных паломников. На протяжении многих веков монастырь оставался очень почитаемым и пользовался покровительством монархов и даже султанов Османской Империи, однако во время первой мировой войны получил существенный ущерб, разграблен, были уничтожены настенные росписи. Монахи покинули монастырь, предварительно спрятав икону Богоматери Панагии Сумелы, которую в 1923 году нашел один из монахов и передал в Афины. Сегодня икона также находится в Греции. Монастырь Панагея Сумела сегодня не может похвастаться былой красотой росписи и убранства, однако церкви, монастырские кельи и гостиницы доступны для посещения. Дорога до монастыря и сегодня остается труднодоступной – подниматься предстоит по многочисленным ступеням на крутой склон, однако, побывавшие там паломники, описывают ощущения озарения и благодати от посещения этого места.

5. Город Демре, Миры Ликийские.

Это место связывают со служением почитаемого во всем христианском мире Святого Николая или Николая Чудотворца. Сегодня город Демре – это один из самых легкодоступных и посещаемых христианских мест в Турции. Здесь сохранилась церковь Николая Чудотворца, а также его саркофаг, несколько раз в году в храме проходит священнослужение. Впервые церковь была построена в 4 веке, однако позже подвергалась набегам и разрушениям. До наших дней сохранились настенные росписи, которые датируются 11-12 веками. Мощи Святого Николая были вывезены в 11 веке и хранятся сейчас на территории Италии. Святой Николай является покровителем мореплавателей, ему приписывается чудо воскрешения моряка. По Католической традиции образ Николая Чудотворца является прообразом Санта Клауса, благодаря преданию о еще помощи бедным и тайному дарению подарков. В настоящее время храм не является действующим и имеет статус музея.

Эти места — только неполный список христианского наследия на территории Турции, во многих городах сохранились значимые места проповедей, отмеченные посещением апостолов и связанные с их деятельностью. Число паломников, посещающих Турцию, растет с каждым годом, возрастает интерес к богатой истории этой страны. В прошлом году на территории Алании совершилось значимое событие — был построен и открыт новый христианский храм, который на данный момент является действующим и ярко отражает толерантность и прекрасное отношение турецких граждан к другой культуре и религии.

Содержание

1. Религия в Турции

Прочитав статью, вы охватите весь религиозный спектр Турции, за 15-19 минут.

Турция издавна была домом для существования трёх мировых религий — ислама, христианства и иудаизма. На сегодняшний день страна является одним из самых мирных мусульманских государств с великим вкладом в мировую культуру, искусство, архитектуру и литературу.

Несмотря на то, что с 1928 года Турция провозглашена светским государством, подавляющее большинство населения считает себя верующими людьми. Титульной религией в Турции является ислам, его придерживаются более 99% населения. И лишь малая часть населяющих страну людей исповедуют иные религии, в числе которых христианство, иудаизм и езида.

Турция является второй по счёту страной в мире, где ислам был отделён от государства. Но, по причине принятой в 1980 году стратегии «Турецкого исламского синтеза», власть стала теснее взаимодействовать с религиозными институтами.

Основные религии Турции в процентах

В стране свободно исповедуют следующие религиозные учения:

  • ислам — 99,1%;
  • христианство — 0,6%;
  • иудаизм — 0,2%;
  • езида — 0,1%.

Преобладающее количество мусульман Турции исповедуют ислам в форме суннизма халифатского толка, распространён и шафиитский толк суннизма и шиизм. Из христиан представлены православные, армяно-григориане и халдо-католики. Встречаются иудеи и езиды.

1.2 Религия и население Турции

Суннитский ислам Ханафи доминирует среди остальных толков в обществе по всей стране. Шафиитский суннизм распространён среди турок некоторых районов Восточной Анатолии, а также среди курдов и части арабов. Шиитов представляют последователи двух организаций — Али-Илахи (в основном это курды с севера Харпутской равнины и Дерсимских гор, а также туркмены и юрюки) и нусайриты (в основном это арабы с приграничных с Сирией территорий). Христианство в Турции исповедуют, в основном, греки, болгары, армяне и малая часть арабов.

После государственных реформ Кемаля Ататюрка в 1928 году, в Турции стало происходить реальное отделение религии от государства. Это привело к упрощению и некоторому упразднению свода правил, присущих поведению мусульманина.

К примеру, пять намазов сокращены до двух в день и стали необязательными. Для женщин отменялась необходимость носить паранджу, разрешалась и повседневная европейская одежда — плащи, брюки и платки. А религиозные головные уборы в правительственных зданиях, школах и университетах, стали и вовсе запрещены.

Турки начали употреблять алкоголь. Однако, некоторые правила не изменились. Это касается обязательного обряда обрезания у мальчиков 12-14 лет, или запрета на употребление в пищу свинины.

1.3. Религия и политика в Турции

В результате принятых идей секуляризма (религия не вмешивается в дела государства и политику), место религии было оттеснено на задний план, у религиозных организаций отняли право участвовать в политической жизни страны. Официальная религия в Турции перестала существовать.

Но для Турции светскость и лациизм никогда не олицетворяли атеизм или отсутствие веры. Стремление некоторых представителей турецкого народа в последние годы, воссоздать значимость их страны как носителя исламских идей, вызывает ослабление светского характера государства и свободы религии.

На сегодняшний день турецкое правительство включает в себя Управление по делам религий (Турецкий Даянет (тур. Diyanet)), которое финансирует строительство суннитских мечетей, курирует действующие мечети, утверждает все проповеди и выплачивает государственную зарплату имамам.

Это интересно! Глава управления по делам религии Турции считается министром и является Хафизом, он имеет высшее духовное образование, знает Коран наизусть.

В 2002 году к власти пришла Партия справедливости и развития, 75% электората которой является активными верующими людьми. Наметилась тенденция того, что голоса отдаются тем кандидатам в члены парламента, которые демонстрируют свою религиозность.

Это интересно! На сегодняшний день все жены кабинета министров Турции носят исламский платок, ведь, согласно исламским обычаям, голова должна быть покрыта. В связи с этим, их мужей-политиков называют «партией платочников».

Светский характер государства сохраняется, но влияние исламского фактора на внутреннюю и внешнюю политику государства усиливается, и это — главный признак исламизации Турции. Уже сейчас судебную систему страны, по сути, светскую, порой сложно отличить от шариатских судов.

Справка! Прецедент в турецком суде. Гражданин Турции предстал перед судом по обвинению в нанесении тяжких телесных повреждений своей жене с применением отвертки. Согласно выводам обвинения – с намерением убить. Решением суда вынесен приговор – пожизненное заключение. Однако при пересмотре дела, срок был сокращен до 11 лет. Причиной тому послужила новая информация о том, что супруга выходила с подругами и употребляла алкоголь. Это позволило суду постановить, что женщина «заслужила» быть убитой.

Одно из значительных различий между законом светского государства и законом шариата, является то, что первое считает преступлением, нанесение ущерба человеку или обществу, тогда как второе имеет склонность наказывать за «грех». Турция, стараниями Ататюрка, когда-то светское государстве, сегодня устанавливает близкие к шариатским порядки, только без названия Шариат.

2. Ислам в Турции

Тюрки приняли ислам в 8 веке. Его установление на территории страны закончилось в конце первой половины XI века, когда турки-сельджуки окончили расширение в Восточной Анатолии. В эпоху Османской империи Турция была одним из самых влиятельных мусульманских центров мира и служила примером следования традиционной исламской религии.

Сегодня на территории Турции прочно доминирует ислам суннитского толка, его придерживаются порядка 75% населения страны. Шииты-алевиты составляют 20% населения. В каждом поселении находится как минимум одна мечеть, а общая численность мечетей по стране достигает порядка 88 тысяч. Количество школ имам-хабы превысило 4 тысячи.

В последнее время в Турции резко увеличилось количество людей, совершающих ежедневный намаз, а женщины всё чаще выбирают одежду, связанную с мусульманской религией.

2.1 Какой ислам в современной Турции

Действующий президент страны Реджеп Тайип Эрдоган ведет себя в жизни как истинный мусульманин, тем самым подавая пример турецкому народу. Он не курит, не пьёт алкоголь, исправно посещает мечеть, в священный месяц Рамадан соблюдает пост.

Партия Эрдогана активно финансирует строительство новых мечетей, которые напоминают дворцы. Они заменяют населению библиотеки, клубы, досуговые центры. Проповеди произносятся посредством десятков динамиков.

2.1.1 Религия в Турции в 20-21м веках

В последние годы страна значительно продвинулась в сторону исламизации, в 90-е годы усилилось движение радикального ислама.

Движимые политическими и стратегическими интересами, сторонники радикальных исламских групп развернули в стране террористическую деятельность. Салафита, вахаббиты и другие крайне правые представители суннитской ветви ислама рьяно соблюдают нормы шариата, например, строго судят женщин за излишне вольное поведение.

Радикальная группировка Хизбулла остается влиятельной силой на Юго-Востоке Турции, способной мобилизовать значительные людские ресурсы, благодаря пропаганде исламистских идей.

Справка! Хизбулла или Хизболла (в переводе с арабского «партия Аллаха»), более известная под названием Курдская Хизболла, (курд. Hizbullahî Kurdî), для придания большего отличия от военизированной ливанской шиитской организации с тем же именем, —курдская воинствующая группировка суннитских исламистов, действующая в юго-восточных частях Турции. Есть не мало сведений, что Хизболла основана разведкой самой Турции для оппозиции левой и светской КРП, но со временем спецслужба Турецкой республики потеряла контроль над ней.

2.1.2 Понятие «этнические мусульмане» в Турции

Среди молодого населения на западе страны и в больших городах, преобладает количество этнических мусульман. Это «номинальные» мусульмане, зачисленные в список верующих, поскольку являются потомками тех, кто соблюдает или соблюдал ислам. Эта информация заносится в удостоверении личности при рождении.

Справка! Человеку, рождённому как «этнический мусульманин» нельзя официально поменять свою религию, будь он даже ярым атеистом.

Поэтому, по исследовательски данным, процентное соотношение реально верующего турецкого населения примерно такое:

  • 20% населения живут почти по шариату (5 раз в день молятся, не пьют алкоголь, носят религиозную одежду);
  • 20% — молятся лишь иногда, как правило, в пятничную обеденную молитву;
  • 60% — не молятся или делают это крайне редко, например, на праздниках или на похоронах.

2.1.3. Религиозное образование в Турции

Религиозное образование в стране начинается в 4 классе начальной школы, уроки духовности занимают 2 часа в неделю. В средней школе предусмотрен 1 час в неделю. Половина программы включает в себя основы религии ислам, другая часть учит гуманизму, основам морали и этикету, а также знакомят с другими ведущими вероучениями мира.

Ученики, которые не исповедуют ислам, вправе отказаться от прохождения учебной программы. На период школьных каникул организуются бесплатные курсы по изучению молитв и арабского языка. Их могут посещать не только школьники, но и все желающие.

При мечетях созданы курсы, разработанные Министерством по делам религии, на которых преподают историю учения Пророка и толкование Корана. Хорошо развита в Турции и система подготовки преподавателей курсов Корана и имамов, читающих Коран и хутбу.

Начиная с 1949 года в ведущих университетах страны стали открываться теологические факультеты, на которых не только мужчины, но и женщины могут получить высшее религиозное образование.

2.1.4. Ношение платков в Турции

В последнее время в Турции усилилась пропаганда элементов одежды, соответствующих требованиям ислама, особенно для девушек и женщин.

В городах можно увидеть плакаты с изображением девушек в исламском платке с надписью «Это не только красиво, но и модно!». С каждым днём на улицах страны появляется всё больше женщин в платках.

Однако, ношение мусульманского головного убора не является гарантией того, что его обладательница регулярно молится. Это может быть и данью моде, и привычкой. А ещё, возможно, девушка происходит родом из традиционной семьи, и её верующие родители приучили её к этому, а она не желает им перечить.

2.1.5. Радикальные мусульманские группы в Турции

Активизировавшись в 90-е годы 20-го столетия, экстремистские исламские группировки до сих пор являются в Турции реальностью и напоминают о себе беспощадными террористическими акциями, которые уносят десятки или сотни жизней мирных людей.

Требования возрастающей исламизации

В стране насчитывается несколько экстремистских организаций, стремящихся к установлению шариатского государства и халифата. Среди них – «Исламская освободительная армия», «Турецкий исламский джихад», «Джейшуллах» и другие.

Силы, противостоящие строгим исламистам в мире

В 2006 году в провинции Анбар был создан «Совет пробуждения мусульман» (Ас-Сахва), в который вошли главы 57 местных кланов. Движение приняло форму полувоенного ополчения, которое по всей стране борется с радикальными исламистами. Ас-сахва оказалась эффективным инструментом в борьбе против джихаддистов, боевиков Аль-Каиды и членами других исламистских повстанческих группировок.

2.1.6. Ограничение продажи алкоголя и рекламы в Турции

Алкоголь в Турции разрешен к продаже и употреблению, его свободно можно купить в специальных барах (не во всех барах, как и ресторанах и магазинах, продают алкоголь, скорее всего это обусловлено высокими налогами в Турции на спиртные напитки, а также необходимостью получать лицензии), супермаркетах, ресторанах. Запрет на продажу алкогольных напитков в магазинах действует с 22 до 6 часов.

Существует закон о запрете курения в кафе, ресторанах, барах и торгово-развлекательных центрах. В Турции запрещено рекламировать табачные изделия и демонстрировать сцены курения в фильмах, музыкальных клипах.

2.2. Бадиуззаман Саид Нурси

Бадиуззаман Саид Нурси (годы жизни — 1876-1960) — выдающийся турецкий исламский богослов и толкователь Корана. Саид Нурси выступал за развитие в мусульманском обществе современной науки и техники, был сторонником объединения мусульман с другими верующими против безбожия и атеизма. Он являлся видным представителем курдского религиозно-националистического движения и лидером оппозиции режиму Мустафы Кемаля Ататюрка. По этой причине в течение 28 лет Нурси подвергался многочисленным преследованиям. неоднократно был в тюрьмах и ссылках.

2.3. Ислам в Османской империи

Феодалы Османской империи уделяли большую роль мусульманскому духовенству в управлении страной. Представители высшего мусульманского духовенства могли влиять на политику правительства, давать Фетву — заключение, соответствует ли тот или иной правительственный акт Корану. Для мусульманских подданных империи справедливость распределялась религиозными судами Шариат, которые регулировали все аспекты жизни. Власть над толкованием и применением законов шариата была у верховного муфтия (шейха или лидера ислама).

2.4. Реформы Кемаля Ататюрка в Турции

Преобразования Мустафы Кемаля Ататюрка, затронули все аспекты жизни турецкого общества, политики и экономики. Реформы модернизировали промышленность и сельское хозяйство и превратили Турцию в сильную и продвинутую державу.

Важно! Турция превратилась из мусульманского в светское государство.

С приходом к власти Кемаля Ататюрка в 1923 году халифат был упразднён и образована Турецкая республика. Как последствия реформ, проведённых Ататюрком, в стране произошло официальное отделение религии от государства. Изменения коснулись и традиционно исламских ценностей: арабской письменности, религиозными обычаями и укладом жизни. Последствия отмены государственной религии и принятия реформ приводят к бурному росту промышленности и экономики.

Это интересно! Специальным указом, Ататюрк запретил тюрбан и феску, которая столетиями была визиткой карточкой одежды жителей Османской империи. Этот запрет получил название «революция шляп» (тур. Şapka Devrimi). Феска – невысокий головной убор из войлока, обычно красного цвета, с плоским верхом и шелковой кисточкой, свисающей из центра колпака.

2.4.1 Таблица-схема реформ Кемаля Ататюрка:

Дата реформ Суть преобразований
1922 г Упразднение султаната. Последний османский султан и 101-ый халиф Мехмед VI, уезжает из страны
1923 г Создание Республиканской народной партии и провозглашение Турецкой республики.
1924 год Упразднение Халифата.
Основание турецкой банковской системы. Создается Деловой банк (İş bankası) – первый турецкий банк.
1925 г Реформа головных уборов и одежды.
Запрет на деятельность религиозных орденов и обителей. Даже традиционные монахи – дервиши были вынуждены оставлять свой нищенствующий орден и искать работу. На смену медресе приходят светские школы.
1926-1934 гг Предоставление женщинам прав, равных с мужчинами. Запрет многоженства. Реформы Ататюрка в образовательной сфере способствовали появлению женщин в профессиональных сферах – доктора, преподаватели, юристы и многие другие. В 1934 году женщины Турции получили право голоса.
1927 г Постепенная отмена Маджаллы (мусульманского свода законов и правил), отмена шариатских судов и перевод законов и судопроизводства с шариатского законодательства на перенятый у европейцев, гражданский, уголовный и экономический кодексы, приспособленный для применения в Турецкой республике. Энергичное кредитование промышленной сферы на выгодных условиях, а также введение льгот для ведения предпринимательской деятельности приводит к промышленному буму.
1928 г Переход с арабской вязи в письменности на турецкий алфавит на базе латинского с использованием дополнительных символов.
Организация лингвистического общества, целью которого было выявление заимствованных иностранных слов в турецком языке.
1925-1931 гг Закон о фамилиях. Турки получают фамилии. Мустафа Кемаль, становится Ататюрк – «Отец турков».
1934 г Введение международной системы времени, календаря и мер измерения.
Отмена приставок к именам в виде прозвищ и званий. Закрепление светского государства в Турции.

2.4.2. Лаицизм

Один из принципов преобразований Ататюрка, являлся лаицизм, который включал в себя:

  • отмена шариатского права;
  • светский характер республики;
  • закрытие медресе (религиозных школ);
  • секуляризм;
  • преследование партий происламской ориентации.

2.4.3 Реформы Ататюрка коротко – доктрина «Шести стрел»

Основное политическое и социальное содержание реформ Ататюрка характеризует доктрина «Шести стрел»:

  • Революционность (курс на борьбу с пережитками традиционного общества, опора на прогресс и просвещение);
  • Республиканизм (утверждение демократического конституционного строя турецкой республики);
  • Национализм (патриотическое воспитание граждан в духе преданности титульной нации);
  • Лаицизм (светский характер государства);
  • Народность (суверенитет народа и борьба против классового неравенства);
  • Этатизм (основная роль государства в экономике).

2.5. Суфизм

В Турции функционируют два ордена суфистов — Мевлеви и Бекташи. Последователи Мевлевли базируются в Центральной Турции, в городе Конья, а Бекташи — в городе Хаджибекташ. Они проповедуют бедность и отказ от имущества и любых мирских действий, практикуют безмолвные молитвы.

2.6. Имамы в Турции

Мусульманин, желающий стать и работать имамом в Турции, должен окончить государственную имам-школу Хатиб, где учат Коран, историю и различные толкования религии. Выпускники с аттестатами становятся хафизами. Турецкий Даянет занимается распределением имамов по стране, направляя их для службы, порой, в отдалённые глухие деревни. Имам служит в мечети вместе с мудзином, который призывает к молитве за 10 минут до её начала. И имам, и мудзин получают официальную зарплату. У имама, к примеру, она может доходить до 600 долларов за месяц.

2.7. Ислам и туризм в Турции

В турецких курортных зонах к туристам относятся дружелюбно и либерально. Там нет ограничений на ношение закрытых одежд. Однако, при посещении священных мест, мечетей, женщинам следует закрывать голову платком, а мужчинам — надеть широкие штаны. Блюда из свинины также под строгим запретом в отелях Турции.

2.8. Главные религиозные праздники в Турции

Так как большая часть населения Турции принадлежит к исламской вере, существует и множество праздников или, иначе, байрамов с религиозным характером. Даты определяются согласно лунному календарю Хиджры, поэтому каждой год выпадают на разные числа. Знакомство с некоторыми мусульманскими праздникам поспособствует пониманию культуры, религии и повседневной жизни в Турции.

2.8.1. Рамадан и Рамазан в Турции

Рамадан — это период появления священного писания Коран. Мусульмане считают Рамадан временем покаяния и добрых дел. В светлое время суток мусульмане соблюдают пост, им запрещается есть, пить и иметь интимную близость. Тот, кто соблюдает пост, избавляется от зла, для него закрываются двери в Ад и открываются — в Рай.

Не далее пары столетий назад жизнь в Рамадан целиком переходила на новый ритм. В солнечные часы она фактически прекращалась, а с заходом солнца оживала. Работа развлекательных заведения приостанавливалась. Но в наши дни пост уже не соблюдается так аскетично. Мусульмане ограничивают себя только некоторыми продуктами и стараются больше времени уделять молитвам. Но в крупных городах, в быстром темпе повседневной жизни, соблюдать строгие ограничения становится все сложнее, и желания все меньше.

Ураза-Байрам или Рамазан (Ramazan Bayramı) — это «Праздник прекращения поста» после завершения священного месяца Рамадан. В этот день верующие собираются в мечетях, ходят друг к другу в гости, совершается молитва Ид-намаз. Ураза-Байрам считается выходным днем, но в сегодняшнем мире множество компаний не останавливают работу в этот праздник.

2.8.2. Новруз Байрам в Турции

Этот праздник считается началом нового года, согласно древнему зороастрийскому календарю. В Турции он празднуется в день весеннего равноденствия — 21 марта. Непременным атрибутом Новруза в семье является праздничный стол хафт-син с обильным угощением. На нем обязательно должно быть семь блюд — это могут быть яблоки, пророщенные зерна, орехи, молоко.

2.8.3 Курбан Байрам в Турции

Третий важный для мусульман Турции праздник – это Курбан Байрам, он празднуется 2-3 дня и нередко сопровождается паломничеством в Мекку. Жители, которые не покидают родных мест, обычно посещают мечети, восхваляют Всевышнего в песнях и молитвах, приносят ему жертву в виде животных. На Курбан Байрам в Турции принято посещение кладбищ, чтобы почтить память усопших предков.

3. Другие религии Турции

Ислам, несомненно, является лидирующей и почти официальной религией на территории Турции, но он далеко не единственный. Какие ещё конфессии ведут свою деятельность в Турции?

3.1. Христианство в Турции

Христиане Турции считаются религиозным меньшинством. В стране зарегистрировано около 300 христианских общин, в числе которых православные, католики и различные протестантские направления. Большинство из христиан хоть и турки по происхождению, но является потомками выходцев из Армении, Ассирии и Греции. Их число в стране составляет около 76 тысяч человек. В Стамбуле располагается резиденция Вселенского патриарха, главы всех православных церквей мира.

3.2 Иудаизм в Турции

Иудейская община в Турции является весьма немногочисленной, её последователи — это в основном евреи ортодоксального толка иудаизма. Всего около 40 синагог функционирует на территории страны.

3.3. Езиды в Турции

Вероисповедание курдов — езида, в основном встречается среди северного населения страны. В 1980 году из-за гонений большинство последователей езиды покинули Турцию.

4. Мечети в Турции

Численность мечетей в Турции растёт из года в год, на 2020 год их насчитывается более 88 тыс. Мечети служат для людей не только местом для проведения религиозных обрядов и молитв. При мечетях часто организуются курсы, различные мероприятия. Все мечети составляют гордость страны и неотъемлемую часть духовности народа.

4.1. Мечеть в Турции Султана Сулеймана

Одно из самых выдающихся сооружений Востока находится в Стамбуле и расположена на одном из семи холмов города. По приказу Сулеймана Великолепного строительство мечети было начато турецким зодчим Симаном в 1550, а завершено в 1557 году.

Здание мечети Сулеймание в Стамбуле базируется на четырёх колоннах, над ними высятся арки из красного гранита. Над основной частью расположены полукупола — это ниши, показывающие направление к Мекке. В мечети Сулеймана четыре минарета с десятью балконами. Свет в помещение проникает сквозь красочные витражи, украшенные цитатами из Корана. Внутренний двор выложен мраморными плитами, а во внешнем дворе растут гигантские кипарисы.

4.2. Голубая мечеть в Турции

Голубая мечеть является символом Стамбула, это величайший шедевр исламской архитектуры. Считается самой большой и самой красивой в Турции. Мечеть строилась 7 лет, материалами служили камень и мрамор.

Особенностью Голубой мечети является использование 20 тысяч керамических изразцов белого и голубого цвета. Высота центрального купола — 51 метр. Надписи украшают купол мечети и его полукупола.

Молитвенная ниша Михраб вырезана из мрамора. На неё поставлен священный камень, привезённый из Мекки. Голубая мечеть вмещает около 10 тысяч человек. Именно в ней собираются мусульмане перед тем, как совершить паломничество в Мекку.

4.3. Мечеть Хюррем в Турции

Это уникальная мечеть воздвигнута в Стамбуле в середине 16 века. Это был первый в Османской империи мусульманский храм, призванный увековечить женщину, жену Сутана Сулеймана — Хюррем (в прошлом — девушку Роксолану христианского происхождения).

Хюррем руководила строительством мечети. Сооружение представляет собой целый архитектурный ансамбль размером с городской квартал. В облике основного строения сочетается османская, персидская и византийская архитектура.

Стены мечети Хюррем покрыты фарфоровой плиткой. Кафедру Михраба внутри украшает искусная деревянная резьба. Сегодня двери мечети ежедневно открыты для верующих и туристов. Во время намаза её двери закрываются.

4.4 Исламский мавзолей суфийского ордена

Конья (Кония) — один из самых древних турецких городов, основным знаковым местом которого является музей исламского поэта Мевляны Руми. Руми дал жизнь дервишскому ордену «Мевлеви», во времена Османской империи оказывавшем огромное влияние на все сферы жизни и политики. Орден, формально основанный уже сыном Руми – султаном Ванадом, существует и по сей день.

После смерти Джалаладдина Руми, получившего имя «Мевляна» (что в переводе с фарси означает «Наш господин»), его преемник Хюсаметтин Челеби построил над могилой Руми гробницу. Особенностью мавзолея, и в дальнейшем, главным объектом паломничества, выдающегося поэта-суфия и богослова, является Бирюзовый купол, украшенный плиткой из фаянса нежно-голубого цвета.

В начале второй половин XIX века, мавзолей был дополнен катафалком, вырезанным из дерева, представляющий прекрасный пример трудов сельджукских мастеров по дереву.

В 1927 году, в результате реформ Ататюрка, на месте комплекса был создан музей. В 1954 году комплексу присвоили его сегодняшнее имя — Музей Мевляны Руми.

5. Заключение

Официально ислам не является обязательной религией для Турции, но жизненный уклад населения неразрывно связан с ним. Многие сферы жизни в стране существуют в согласии с религией и ее предписаниями.

Каппадокия, Ликия, Миры, Константинополь, Айя-София – все это здесь. На территории Турции находились семь самых крупных христианских общин — Эфесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская. Все они были основаны апостолом Павлом или его учениками в 40-50-е годы I века. Предлагаем вниманию читателей краткую информацию о святынях православия в Турции.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время визита в Турцию в июле 2009 года призвал развивать паломничество в Турцию: «У нас существует очень активный религиозный туризм и паломничество в Палестину, в Израиль. И только сейчас русские люди открывают для себя Турцию как место, где находится большое количество святынь, которые они хотели бы увидеть, перед которыми хотели бы помолиться”, — подчеркнул предстоятель Русской Православной Церкви.

Собор Святой Софии — Премудрости Божией

Храм святой Софии – всемирно известный памятник византийского зодчества, был патриаршим собором в центре Константинополя.После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть; в 1935 году приобрёл статус музея.

Храм был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, несколько раз горел, окончательно отстроен при императоре Юстиниане. На строительство храма ушло три годовых дохода Византийской империи. В плане собор представляет собой крест 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками.

Фото: globus-tour.ru

Под куполом храма расположены окна так, что при сильном солнечном свете кажется, будто купол парит в воздухе.

Храм святой Ирины

В настоящее время – концертный и выставочный зал. Церковь Святой Ирины была основной церковью до постройки Святой Софии. Церковь является классической базиликой в форме креста. В 381 году был проведён Второй Вселенский Собор. На протяжении XV—XVIII веков церковь Святой Ирины использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский Музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон.

Фото: rosfoto.ru

Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В отличие от многих других православных храмов церковь святой Ирины не была перестроена в мечеть.

Церковь Святых Сергия и Вакха

Одна из самых древних сохранившихся церквей Стамбула, послужившая прообразом для базилики Сан-Витале и собора святой Софии (отсюда второе название — «малая Айя-София»). Существующий ныне храм был построен в 527—529 гг. близ дома, в котором император Юстиниан провёл свои молодые годы. «Малая София» составляла единый ансамбль с более ранней церковью свв. Петра и Павла, последние свидетельства существования которой были уничтожены стамбульскими властями в XX веке. О том, что церковь свв. Сергия и Вакха была особо любима императорским семейством свидетельствует то, что на многие капители нанесены инициалы Юстиниана и Феодоры.

Церковь Богоматери Паммакаристос

Храмом Божьей Матери Всеблаженнейшей – после того, как Святая София стала мечетью эта церковь стала патриаршим храмом. В 1591 г. и эта церковь была обращена в мечеть (Фетхие-Джами). Ныне – мечеть, в приделе сохранились мозаики 14 века. Одна из самых известных – образ Спасителя в куполе.

Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря

Подворья афонских монастырей построили в конце XIX века для паломников. Обычные пяти- и шестиэтажные дома в портовом районе Каракёй, только с храмом на чердаке. Сейчас это единственное место в Турции, где служат на русском языке.

Каппадокия

Пещерные поселения исторической области Каппадокия — это расположенный на обширной территории уникальный комплекс поселений, создававшийся на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н. э. Включает несколько подземных городов и множество вырубленных в скалах пещерных монастырей.

«В Гереме, самом центре Каппадокии, три храма расписаны позже других, в XIII веке. Известный по многим публикациям Каранлык килисе — Темная церковь, Элмалы килисе — так называемая Яблочная и Чарыклы — Сандальная. Эти три храма расписаны в очень сходной манере и, может быть, и даже, скорей всего, одной рукой. Программы их росписей на первый взгляд похожи, но лишь похожи. Имеются серьезные различия, помогающие в определении посвящения храмов, к чему я вернусь чуть позже. Самый центр Гереме — это высокий холм, испещренный многочисленными помещениями. Церкви, кельи, трапезные, кухни, кладовые. Холм не простой формы, по нему извивается, то расширяясь, то сужаясь, широкая тропа, образующая во многих местах просторные площадки. Легко вообразить себе бурную монастырскую жизнь на этом холме. Рядом с ним расположен один из самых больших и пышно расписанных храмов — Токалы килисе, вероятно, бывший кафедральным собором как раз в конце XII и в XIII веке. Все церкви на холме, а их очень много, не менее полусотни, разные по размеру, внутреннему устроению и по расположению. Холм очень высокий, скорее гора, и храмы расположены на разной высоте от его подножия. Самая верхняя церковь называется Чарыклы килисе, что в переводе с турецкого означает «сандальная». Странное, на первый взгляд, название экскурсоводы до недавнего времени объясняли какой-то невнятной историей про ктитора храма и его сандалии, следы от которых можно видеть на полу храма. Якобы, снимавшего во время службы сандалии и ставившего их на это место. Следы, действительно, видны. Выбитые в каменном полу отпечатки человеческих стоп. Прямо над ними расположена композиция «Вознесение». Не требуется особой прозорливости, чтобы высказать предположение о посвящении храма празднику Вознесения. Но «отпечатки» стоп на полу говорят о большем…» Из статьи Сергея Шихачевского «Я знаю, что русским нужно…»

Город Юргюп (древний Прокопийон). Здесь сохранился дом, где жил св. прав. Иоанн Русский.

Селение Мустафапаша . Здесь находится храм святых Константина и Елены.

Миры Ликийские

Город Миры расположен на новозавершенной дороге из Каша в Фенике, на 25 км в районе Кале. Дата основания города точно неизвестна, но, опираясь на некоторые ликийские надписи, можно предположить, что население здесь существовало еще в пятом веке. В ранние годы христианства здесь в 60 году св.апостол Павел встретился со своими последователями на его пути в Рим. В течение второго века н.э. Мира стала центром епархии. В 300 году н.э. Николай, уроженец Патары, стал епископом Миры, где он проповедовал до самой своей смерти в 325 году. Вскоре после смерти Святого Николая, было отмечено несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться его праху. В последствии, Мира стала местом паломничества и святой веры. Здесь можно увидеть церковь, посвященную имени Николая Угодника (Чудотворца) и его гробницу.

Сегодня храм фактически находится в запустении, Литургия служится несколько раз в год, в остальное время храм представляет собой туристический объект, алтарь не отгорожен от основной части храма, туристы фотографируются на жертвеннике и по совету гидов встают на Вифлеемскую звезду в алтаре, чтобы «очиститься от грехов». К гробнице свт. Николая стоит длинная и медленно продвигающаяся очередь, потому что, опять-таки по советам гидов все стараются прикоснуться к гробнице и по несколько минут загадывать желания. Христианину же достаточно с молитвой приложиться к гробнице и так пройти можно за несколько минут.

Древний Иераполис

Первые постройки на месте Иераполиса появились во 2 тысячелетии до н. э. Это место проповеди и кончины св. ап. Филиппа.

Эфес

Кафедральный собор эфесских епископов, воздвигнутый в V веке на месте древнеримской базилики в связи с проведением в городе Третьего вселенского собора. Это первая в мире церковь в честь Богоматери. Руины храма, изрядно расширенного на рубеже VI столетия, сохранились близ гавани древнего Эфеса.

Место погребения св. ап. Иоанна Богослова.

Могила Иоанна Богослова приведена была в порядок уже в наше время – для посещения паломников и туристов. Она представляет собой расчищенную квадратную площадку, по краям которой стоят четыре колонны. В середине квадрата находится маленькая надгробная плита в виде креста.

Грот семи эфесских отроков

Семь отроков Эфесских— христианские мученики, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Семь отроков жили в III веке, находились на военной службе и были христианами. Император Декий прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса. Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон, где молились, готовясь к мученическому подвигу. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд. Их приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода.

Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти. Отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествие, Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков. Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант — чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота).

В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Был найден ковчежец с надписью, Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых — чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения.

Древний театр — место бичевания ап. Павла

Древний театр в Деяних апостолов назван словом «зрелище». Когда святой апостол Павел добрался до Эфеса и обратил немало здешних жителей в христианскую веру, это не понравилось в первую очередь чеканщикам, делавшим серебряные копии знаменитого храма Артемиды. Чеканщики, схватив спутников Павла, созвали жителей Эфеса в театр, где около двух часов скандировали: «Велика Артемида Ефесская!» Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: «мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды? Если же в этом нет спора, то надо вам быть спокойными и не поступать опрометчиво» (Деян.: 19, 34—40).

Апостола Павла приговорили к бичеванию. Бичевание проходило в том месте, которое сейчас называется античной зоной. В ней хорошо сохранились древние постройки, например, большой и малый театры (как в Москве).

Храм Св. Софии, где проходил Первый Вселенский собор

Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 г. в пригороде Константинополя городе Никее. Поэтому его также называют Никейским Собором. Собор созывался прежде всего для того чтобы разрешить богословский спор между сторонниками александрийского протопресвитера Ария, учившего что второе Лицо Троицы, Логос, меньше Первого Лица, Бога Отца и было создано Богом Отцом, с епископом Александрийским Александром и его сторонниками. Этот спор быстро вышел за пределы Александрии и захватил значительную часть Римской Империи, грозя миру в Церкви.

Император Константин, видя в Церкви основу стабильности Римской Империи, поспешил созвать епископов со всех концов Земли для решения этого спора и установления мира в Церкви и империи. Для осуществления это император Константин предоставил епископам средства передвижения и оплатил им проживание. На соборе присутствовало порядка 300 участников.

Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов.

Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор.

На Первом Вселенском Соборе была осуждена ересь Ария. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).

Храм Христа в Хоре

Наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывший Константинополь). Церковь монастыря Спасителя в Хоре, которая сейчас называется мечетью Карийе (Kariye), находится в довольно глухом районе, неподалеку от ворот Эдирнекапы (Edirnekapi) и руин Влахернского дворца.

Греческое «хора» (как и турецкое «карийе»), означает «пригород» или «загородная местность» и свидетельствует о почтенной древности обители: она была основана в IV или в самом начале V века далеко за пределами города Константина. Монастырь вошел в черту города только после постройки стен Феодосия. Впрочем, в ныне существующем здании церкви, сооруженном в конце XI века, никаких ранневизантийских следов не сохранилось.

Главное сокровище этой небольшой церкви — это мозаики и фрески, которыми храм был украшен между 1315 и 1321 годами.

Заказчиком росписей был великий логофет (первый министр) императора Андроника II Федор Метохит. Это был необычайно разносторонний человек — философ, знаток античности, литератор, астроном. Метохит был прихожанином Хоры, а под конец жизни принял здесь постриг. Мозаики и фрески — не единственный его вклад: в монастыре его стараниями была собрана одна из самых лучших библиотек Константинополя.

В настоящее время церковь работает как музей.

Церковь Пресвятой Богородицы во Влахерне

В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню — Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.

Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда — храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Вскоре, в октябре — ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии, а также важнейший пункт – о Крещении Руси.

Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.

Болгарская церковь Архидиакона Стефана

Православный храм, целиком собранный из металлических конструкций (такие церкви называют железными).

В истории храм знаменит тем, что в нём первый болгарский Экзарх Анфим 11 мая 1872 года, в день памяти святых Мефодия и Кирилла, вопреки запрету Патриархии, совершил литургию, во время которой был торжественно прочитан акт о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной.

Для храма была выбрана железная конструкция из-за того, что грунт достаточно слабый для строительства железобетонного здания. Проект здания был создан Ховсепом Азнавуром, армянином, проживавшим в Стамбуле. В результате международного конкурса заказ на производство металлических частей здания был выигран австрийской компанией «R. Ph. Waagner». Готовые части, весящие около 500 тонн, которые были изготовлены в Вене в 1893—1896 годах, затем транспортировались в Стамбул судном через Дунай и Черное море.

После полугода работ церковь была окончательно закончена в 1898 году и освящена болгарским экзархом Иосифом 8 сентября того же года. Главный остов церкви был сделан из стали и покрыт металлическими пластинами. Все части были соединены болтами и сварочными креплениями.

В настоящее же время церковь Святого Стефана — одна из немногих сохранившихся железных церквей.

В церковной ограде погребены болгарские церковные деятели — Иларион Макариополский, Авксентий Велешский и Паисий Пловдивский.

Подготовлено по материалам открытых источников интернета

Наверняка Вы, как и многие граждане нашей страны, любите отдыхать на курортах Турции. Если это так, тогда знайте, что на территории этой страны со времен Византийской империи сохранилось несчетное количество святых мест. О некоторых из них мы расскажем Вам сегодня.

Патара, Миры Ликийские и Демре

Церковь Святого Николая в Демре

Почему мы объединили эти три местечка в одном пункте? Потому что все они связаны с именем святителя Николая, хорошо известного нам как Чудотворца. Поехали, прогуляемся по жарким улочкам древних византийских городков.

Святитель Николай родился в городе Патара, на берегу Средиземного моря. Время стерло этот населенный пункт с лица земли. И сегодня Вы можете полюбоваться чудом сохранившимися улицами, арками, барельефами и архитектурой античных построек песочного цвета. Но это не помешает насладиться степенной атмосферой древности, которую дополняют палящее солнце и морской бриз. Да, здесь родился святитель Николай.

А вот нести свое служение ему довелось на территории Мир в провинции Ликия. Кстати, в Мирах Ликийских проповедовал апостол Павел по пути в Рим. 43 года святитель Николай служил епископом в городе вплоть до своей смерти. Здесь-то святой и отметился знаменитым поступком, когда в течение трех ночей тайком подбрасывал в дом доведенного до отчаяния бедняка мешочки с деньгами. Кстати, именно этот случай послужил поводом к появлению легенд о Санта Клаусе, прообразом которого был святитель Николай, защитник и покровитель всех маленьких детей.

Похоронен святитель Николай под храмом, который в наши дни территориально относится к городку Демре. После смерти святого на месте его кончины возвели одноименную церковь, а верующие стали стекаться к мощам любимого епископа на поклонение. Событие было отмечено Богом: с началом почитания у могилы святого произошло несколько чудесных исцелений больных людей.

В православной традиции святителя Николая называют «скорым помощником» людям в нуждах и скорбях. Еще бы, святой помогал людям при жизни, спасая их от нищеты и голода, морских бурь и даже смертной казни. Но и по отшествии в иной мир Николай Чудотворец продолжает оставаться помощником всем верующим людям. Чтобы дело спорилось, а печаль уходила, на Руси было принято просить о помощи святых Божиих. И обязательно приглашать к молитве священнослужителей. Ведь таким образом и молитва сильнее, и есть возможность сотворить милостыню в пользу храма. Потому и у Вас есть замечательная возможность обратиться вместе со священником с прошением к Николаю Чудотворцу у его святых мощей в городе Бари:

И да поможет Бог по молитвам святителя Николая Вам и Вашим близким.

София Константинопольская (Стамбул)

София Константинопольская

Это чудо храмовой архитектуры было построено по указу равноапостольного царя Константина (о котором мы подробнее еще поговорим сегодня) в самом центре Константинополя в 324 году. Святой император воздвиг крупнейшую для эпохи церковь рядом со своей резиденцией. В соборе святой Софии – Премудрости Божией служил, например, святитель Иоанн Златоуст.

К сожалению, в наши дни храм не действует. Во время захвата Византии османами Софийский собор стал мечетью, но в наши дни здание является музеем, и богослужения в его стенах не совершаются. Паломники имеют возможность свободного посещения базилики. Гостей поразит масштаб постройки и ее красота, дошедшая до нашего взора сквозь тысячелетия. Святой Константин создавал не просто храм, но рукотворный образ Божьего величия и могущества. И, надо сказать, у императора это получилось. А мы можем только смотреть и восхищаться, как святой царь любил Господа.

Храм Константина и Елены (Мустафапаша)

Святые Константин и Елена

На Руси христианство началось со святой Ольги и взросло посеянными семенами веры в ее внуке Владимире. А в Византии мама царя Константина Елена воспитала сына достойным проповедником Христа. Елена удостоилась чести обрести на святой земле Крест, на котором был распят Спаситель. По просьбе сына святая царица основывала храмы и монастыри на значимых местах евангельских событий.

Константин создал первое христианское государство в мире и прекратил гонения на последователей Истинного Бога. Трудно даже приблизительно оценить как прижизненный вклад в дело распространения христианства по территории империи, так и исторические последствия этих решений. Очевидно, что представители царской династии, Константин и Елена, были особо отмечены Господом. Их жизнь сопровождалась сверхъестественными знамениями и событиями. Например, перед решающей битвой за власть над империей царю Константину на небе явился огненный крест с обещанием победы над врагом.

Святым равноапостольным Константину и Елене молятся об укреплении в вере, избавлении ближних от духовных заблуждений и благополучии детей. Вы можете обратиться с молитвой у мощей святых в монастыре в их честь:

Болгарская церковь архидиакона Стефана (Стамбул)

Церковь Стефана

Стефан был первым христианским мучеником, убитым за веру в Иерусалиме вскоре после Вознесения Иисуса Христа. А вот храм в его честь представители Болгарской Православной Церкви возвели в Стамбуле лишь в конце XIX века. Вы спросите: ну и что же интересного в этом строении, которое явно уступает храмам и городам первого тысячелетия?

Дело в том, что церковь Первомученика Стефана полностью построена из чугуна. Заявленный вес конструкций, из которых собирали здание, равен 500 тоннам. Подобных храмов в мире почти не осталось, зато полюбоваться на архитектурную достопримечательность и помолиться под ее железными сводами Вы можете, посетив Стамбул.

Церковь Богородицы во Влахерне (Стамбул)

Церковь Богородицы

В V веке в Константинополе появилась церковь Пресвятой Богородицы, получившая название Влахернской по имени предместья столицы Византии. Храм удостоился чести стать хранилищем Ризы Божией Матери, а также Её чудотворной иконы. Образу приписывают неоднократную защиту Константинополя от нападений сил неприятеля в разные века. Написал икону апостол и евангелист Лука.

Два удивительных события связывают Влахернскую церковь с нашими предками. Да-да, славяне неоднократно и с переменным успехом совершали набеги на Византию в бытность язычниками. Так, в 864 году 200 русских кораблей подошли к берегам Константинополя, что стало для греков полной неожиданностью. По всем законам человеческой логики византийская столица и ее гарнизон были обречены. Но император Михаил обратился за помощью к Богородице: вместе с патриархом он положил Ризу Божией Матери в воду, что вызвало внезапный шторм, уничтоживший славянское войско!

Во Влахернском храме немногим позже произошло еще одно чудесное событие, которое легло в основу празднования Покрова Пресвятой Богородицы, а спустя века стало одним из самых любимых церковных торжеств среди верующих нашей страны. Покров Девы Марии символизирует защиту Небесной Владычицы всех ее детей-христиан от бед, скорбей и печалей. А еще в России и по сей день на Покров играют свадьбы, а перед образом молятся об удачных женитьбе и замужестве, а также семейном счастье.

Икона Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы»

Если желаете попросить Богородицу о помощи в этих важных для людей нуждах, подайте записку на молебен к иконе Покрова Пресвятой Богородицы:

Да поможет Милосердный Бог и Его Матерь в Ваших прошениях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *