Православные воины

Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в угождении Богу мы почитаем в лике святых. Сегодня мы предлагаем вспомнить русских святых воинов и их великие свершения:

1. Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич

Все мы знаем, что именно мудрому князю Владимиру мы обязаны как нашей верой, так и нашей великой культурой.

В молодости князь Владимир был язычником и часто поступал жестоко и неблагородно. Но, познав истинную веру, он прошёл через глубокие внутренние изменения, стал регулярно молиться, много благотворить, строить храмы и основывать княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению страны в Православие святой князь сумел заключить союз с Византией – самым сильным и культурным государством его времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому и на воинской стезе: князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

Кроме того, святой Владимир сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью.

За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

2. Преподобный Илия Муромец

Святой жил в XII веке. Он происходил он из простой крестьянской семьи и, как повествуют былинные источники, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен по молитве странников.

Обретя здравие он решил встать на путь воинского служения, поступил в дружину киевского князя и много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов.

В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, вероятнее всего, в конце 80-х годов XII века.

В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря своим покровителем.

3. Благоверный великий князь Дмитрий Донской

С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории России, чем крещение нашей страны – освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига.

Великий князь Московский перешёл от междуусобной брани с другими русскими князьями к заботам об интересах всего Отечества. Занятый собиранием русских земель, великий князь Димитрий сумел собрать коалицию русских княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси.

Это было тяжёлое решение, ведь крупных побед над татарами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Димитрий даже ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил его в своей молитвенной поддержке и дал в помощь двух иноков своего монастыря.

В результате русские армии под руководством князя Димитрия на Куликовом поле разбили орду Мамая и этим положили начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу князь получил прозвище «Донской”.

4. Преподобный Александр Пересвет

Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве.

Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать.

Перед началом сражения он вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника.

Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой Пересвета.

5. Преподобный Андрей Ослябя

Второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, бившийся на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя бился без доспехов в своих монашеских одеждах.

Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу преподобный Андрей выполнил до конца и пал бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть.

До пострижения в монахи — Андрей Ослябя был знатным боярином и профессиональным военным. Предположительно, он даже командовал московской тысячей в Пьянском побоище.

Вторая часть ТОПа

Андрей Сегеда

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)49

1375 — июль 1378 гг.

Апеннинский полуостров

Мирный договор в Тиволи

Война восьми святых
Дата Место Итог
Противники
Папская область Коалиция итальянских городов-государств:
Флоренция
Милан
Сиена
Командующие
Джон Хоквуд (до 1377),
Роберт Женевский (с 1377)
Флорентийская комиссия

Война Восьми Святых (итал. Guerra degli Otto Santi) — война между Папским государством во главе с папой Григорием XI и коалицией итальянских государств во главе с Флоренцией, имевшая место в 1375—1378 гг.

Флорентийская комиссия называлась коллегией Восьми по ведению войны, или — с традиционной флорентийской лаконичностью — Восемью войны (Otto della guerra). Поскольку они возглавляли войну против самого римского папы, их шутя именовали Восемью святыми (Otto santi), так как только святые могли набраться смелости воевать с наместником Бога на земле. Отсюда вся война получила название войны Восьми святых (La guerra degli Otto santi).

Причины

В 70-х годах XIV века папская курия начала строить планы по возвращению свого влияния в центральной Италии, чего опасались многие итальянские города. Так, Флоренция участвовала в конфликте из-за того, что курия присоединила к своим владениям Романию и Умбрию, игравшие важную роль в хозяйственной жизни города. В свою очередь, Григорий XI был недоволен отказом Флоренции помочь ему во время войны с правителем Милана Бернабо Висконти. В 1375 году, когда война подходила к завершению, многие флорентийцы боялись, что папа обратит свой взор на Тоскану.

Кроме того, жителям папских городов доставляли много проблем безработные наёмники, нанятые Григорием XI для участия в войне против Милана.

Война

Поводом стал конфликт Флоренции с папским легатом в Болонье, запретившим продавать флорентийцам зерно. Весной 1375 года он направил на город войско английского наёмника Джона Хоквуда. Но флорентийская комиссия отдала ему 130.000 флоринов, собранных с местного духовенства (епископы, аббаты, монастыри и духовные учреждения), а также обязалась выплачивать ежегодное вознаграждение и пожизненную пенсию, равные 600 и 1 200 флоринов.

Флоренция создала альянс с Миланом в июле 1375 года, ещё до начала войны. Также во многие города папы были отправлены агенты, целью которых было формирование народных волнений. Это было несложно, и скоро жители городов Поджо, Монтефьякони и Перуджи уничтожили многих представителей городской администрации, чем дали Флоренции преимущество на первых этапах войны. К антипапскому союзу присоединилось около 80 городов и крепостей, получивших от Флоренции знамя свободы, объявив себя независимыми республиками.

31 марта 1376 года Григорий XI наложил на Флоренцию интердикт, отлучил всех её жителей и призвал всех европейских монархов изгнать флорентийских купцов. Это нанесло ощутимый удар по городу, поскольку именно заработанными на торговле деньгами оплачивались услуги кондотьеров.

Роберт Женевский (будущий авиньонский антипапа Климент VII) — командир войск Папы с 1377 года

В 1377 году кардинал Роберт Женевский (будущий авиньонский антипапа Климент VII) возглавил армию из 6000 бретонцев, направленную на подавление восстания. 1 февраля она устроила резню в городе Чезена близ Римини, где уничтожила 4 тысячи бунтовщиков.

Хоквуд придерживался условия своего договора с Флоренцией, не воюя в Тоскане, подавляя восстания в Папской области. Но в 1377 году он оставил Григория XI, присоединившись к антипапской коалиции. Летом 1377 года папские кондотьеры отвоевaли Болонью, что позволило открыть дорогу на несколько городов, поддерживающих Флоренцию.

Весной 1378 года в Сарцане произошла встреча, где присутствовали послы Рима и Флоренции, представители императора, королей Франции, Венгрии, Испании и Неаполя. В ходе этой конференции было объявлено, что папа только что скончался (в ночь с 26 на 27 марта 1378).

Окончание

В июле 1378 года в городе Тиволи был заключен мирный договор, принятый папой Урбаном VI в связи со смертью его предшественника и началом великого западного раскола. Согласно документу, Флоренция выплачивала Папе 200.000 флоринов (Григорий XI требовал 1.000.000), обязывалась отменить все постановления против церкви, а также возвратить всю конфискованную у духовенства собственность. Папа в свою очередь отменял интердикт.

Примечания

Литература

  • Поздникин А. А. Война «восьми святых против церкви» (1375—1378) в оценке Поджо Браччолини


Воинский храм ничем, кроме причесок прихожан, от любого другого не отличается. Фоторепортаж Аркадия Колыбалова

У Церкви нет военных семинарий, а в министерстве обороны не предусмотрено института полковых священников. Но, как известно, если чего-то нельзя, но очень хочется, то можно.

Дорога к храму

Ну часть как часть: колючая проволока, КПП, плац, наглядная агитация с призывами к бдительности и пояснениями для личного состава, откуда исходит угроза миру (место империализма сегодня занял терроризм). О том, что мы находимся в расположении «православного полка» Российской армии, почти ничего внешне не напоминает. Маршируют на плацу бойцы не с хоругвями и распевают не псалмы, а обычные строевые песни, не изменившиеся со времен, которые помнит старшее поколение россиян. То есть тогда, когда представить себе солдата, открыто осеняющего себя крестным знамением, было просто невозможно. Впрочем, почему только старшее поколение? А и не так уж давно это было.

— Православных частей в армии нет, — строгим тоном разъясняет подполковник Владимир Пуликов. — К нам, в соответствии с соглашением между РПЦ и Ген-штабом, направляют служить верующих. Да, преимущественно это молодые люди православного вероисповедания. Но называть нашу часть христианской некорректно не только по соображениям уставного характера, а хотя бы потому, что служат и мусульмане.

Гарнизон затерян во владимирских лесах, примерно в ста километрах севернее столицы. Часть инженерных войск преимущественно занята охраной арсенала, в котором хранится то, о чем посторонним знать не положено.

С названием — сложно. Когда-то, для того чтобы ввести вероятного противника в состояние географической прострации, ее «приписали» к почтовому отделению Плеханы, но часть расположена не там. Часто называют «Арсаками», по одноименной железнодорожной станции, но это тоже мимо. Самое точное определение: Свято-Смоленская Зосимова пустынь. Поскольку знаменитый мужской монастырь, основанный Зосимой, находится не просто рядом, а на территории гарнизона.

Укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, которое положено во время крестного хода нести впереди шествия (в старые времена с хоругвями иногда шли в бой), стоит в храме. А сам храм — в казарме. Создан руками солдат, естественно, исключительно на добровольной основе. С начала 90-х годов, когда сюда стали призывать семинаристов, в части появились настоящие мастера. Они писали иконы, вырезали деревянные киоты, иконостас, Царские врата. Войсковой храм освящен осенью 2001 года в честь преподобного Даниила Московского, официального покровителя инженерных войск.

По словам офицера, который в части служит с лейтенантских погон, идея призывать в отдельную часть верующих родилась в начале 90-х годов. Армия тогда массово передавала Церкви монастыри и храмы, находившиеся на территории воинских частей или просто на землях минобороны. После того как Церкви вернули Зосимову пустынь, сюда в качестве эксперимента направили служить несколько будущих священнослужителей, благо под боком семинария в Сергиевом Посаде.

Слава о православной части мгновенно разнеслась по всей стране. В армии есть еще несколько православных гарнизонов, например на Валааме. Но там всего-навсего рота ПВО: полтора десятка человек (по пехотным меркам это половина полноценного взвода), а здесь — почти полк.

Верующие всеми правдами-неправдами стали пристраивать в Зосимову пустынь своих детей-призывников. Мотив, собственно, один: спасти ребенка от ужасов дедовщины.

По секрету сообщим, что с дедовщиной в православной части покончили гораздо позже, чем это принято считать.

Были и проблемы у местной братии. Старожилы вспоминают, что одно время половину храма Смоленской иконы Божией Матери занимал армейский клуб, в другой ее части шли богослужения. Представьте, лихие 90-е: в храме одновременно и молятся, и пляшут. Дошло до рукоприкладства. Легенда гласит, что монахи вспомнили, что веру надо отстаивать. Помолившись, братия закатала рукава… В рукопашной «виктория» была на стороне служителей Церкви. Их зауважали. А вскоре и храм полностью отошел монастырю.

Сегодня подобные эксцессы невозможны в принципе: священнослужители с военными живут душа в душу. Иначе и не получится: в монастырь можно попасть только через КПП части. Другого пути нет. Конечно, это только в буквальном смысле слова.

Отец родной

С дедовщиной бились долго и упорно. Успех связывают с именем иеромонаха Варнавы. В части его называют отцом родным.

— К нам часто приезжают бывшие солдаты, — рассказывает ефрейтор Вадим Новиков, стрелок караульной роты. — Некоторые, из числа священников, даже служат в нашем храме. Рассказывают, что раньше были и отношения хуже, и вообще все жестче. Дедовщина при них определенно была.

В родной Твери Новиков окончил музыкальное училище. Стоял перед выбором: либо в консерваторию, либо в армию. Отец-игумен благословил сюда.

— Да и косить от армии не хотелось, — простодушно признается стрелок.

— Дело в том, что старослужащих в нашей части принято уважать, — продолжает Новиков. — Этому учит и отец Варнава. Батюшка так и говорит: вы должны уважать тех, кто больше прослужил, без этого нельзя. Они опытнее, могут подсказать, как лучше поступить в той или иной ситуации. А вот кровати за старослужащими заправлять никто не должен, кроме них самих. В казарме горничных нет.

— И вообще, служить надо правильно, — философски заключает ефрейтор. — Так, чтобы тебя уважали. А если все все понимают и можно объяснить не кулаком, а словом — то откуда взяться дедовщине?

Кроме «чуда» наведения уставного порядка в казарме отец Варнава, сам когда-то отслуживший срочную в ракетных войсках, — автор еще нескольких «чудес».

Он бессменный попечитель гордости части и монастыря — православного воинского хора (кстати, стрелок и профессиональный музыкант ефрейтор Новиков — его солист). В репертуаре — духовные песнопения, военные марши и патриотические песни. Записано несколько дисков. Хор 15 лет подряд участвует в музыкальных конкурсах, в том числе и международных, и неизменно становится их призером. Что чудесного? Не путайте коллектив с ансамблями песни и пляски, там музыканты и солисты служат на постоянной основе. «Чудо» Зосимовского коллектива в том, что хор полностью состоит из солдат срочной службы, а это значит, что находится в состоянии превентивного обновления. Тем не менее здешний взвод певчих — по-прежнему самый известный духовный православный хор в России.

Секрет — в правильном отборе. Это касается и музыкантов, и солдат.

Перед тем как молодого человека призовут в эту часть, ему предстоит пожить какое-то время в монастыре. Фактически отец Варнава проводит и отбор молодого пополнения, и организует с ними допризывную подготовку.

— Обратите внимание: призывники в монастыре ходят в форме и кирзовых сапогах, — говорит батюшка. — Это надо, чтобы парень привык к некоторым неудобствам еще до армии. Здесь же мы учим их подшивать подворотнички, пришивать пуговицы и так далее. Так что к периоду прохождения срочной службы у ребят уже есть некоторые навыки, и им легче служить.

Отец Варнава охотно разъясняет родителям будущих призывников, как попасть служить в Зосимовский полк.

— Нужно для этого прежде всего молиться, — говорит батюшка. — и не позже чем за полгода до призыва приехать к нам, готовиться к военной службе при монастыре, знакомиться с командованием части. Здесь же мы готовим специальные списки, которые подаем в Генеральный штаб и военный отдел Московской патриархии.

География призыва: от Петропавловска-Камчатского до Подмосковья. Много ребят из Астрахани, Ростова, из-за Урала. Чтобы не гонять будущего воина по всей стране (представьте — слетать на Дальний Восток), его временно приписывают к Троице-Сергиевой лавре. Оттуда и призывают.

Священный «калашников»

— Перед религиозными праздниками батюшка всегда меня вызывает, — рассказывает Реваль Шигапов. — Дает продукты, инст-руктирует по блюдам, которые готовят для храма. Говорит: надо вот такой-то салат приготовить. Допустим, если пост, нельзя животное масло, только растительное.

Батюшка ко мне нормально относится, доверяет. Хотя знает, что я сам не православный, в храм не хожу. Я ведь вообще-то мусульманин…

Реваль — повар. До службы заочно учился в родной Казани в Институте управления экономики и права. После призыва попал в учебку: школа военных поваров в Новочеркасске.

— Нужная профессия, — убежден солдат. — Фактически я старший повар, и вроде бы у меня получается. Те солдаты, которые бывали в других частях и могут сравнивать, говорят, что готовим мы вкуснее. Да и продукты здесь лучше. И вообще — хорошая часть. Люди общительные, нет агрессии. А с христианами проблем нет.

Реваль в мечеть в увольнение не отпрашивался. Просто нет потребности. Но уверен, что, если бы попросил командира, его бы отпустили. Хоть в Москву.

Высокое начальство говорит, что солдат не ошибается.

Бойцы-христиане храм посещают ежедневно, точнее — ежевечерне. По меньшей мере трижды в день верующие солдаты молятся. Перед завтраком, обедом и ужином в столовой раздается непривычное для казармы: «Отче наш, иже еси на небеси…» В караульной роте в отличие от других подразделений все сто процентов личного состава — православные, поэтому делают это организованно.

У части есть свои традиции. На Новый год личный состав поздравляет командир вместе с батюшкой. Перед присягой здесь принято освящать оружие. То есть каждый автомат освящают раз в полтора года. Сейчас, в связи с сокращением срока службы, будут это делать раз в год. Пожалуй, здесь самые освященные «калашниковы» в армии.

После службы в части солдаты иногда остаются в монастыре.

— Сейчас среди братии, правда, бывших солдат нет, — говорит монах Аристоклий. — Был у нас замечательный мальчик, учится в семинарии, был келейником у самого Варнавы. Он уехал в Свято-Пафнутиев Боровский монастырь. Сейчас готовится к пострижению.

Чаще, уволившись, «зосимов-ские солдаты» становятся священнослужителями. Таковых уже более 70.

Блицопрос

Нужны ли в армии штатные полковые священники?

Владимир Пуликов, подполковник:

— А зачем? Все воинские части так или иначе находятся вблизи храмов. Поэтому полковой священник нужен на корабле, кстати, на флоте они первыми и появились. Нам-то еще один зачем? Наоборот, есть стимул у Церкви и командования наладить взаимодействие. Польза от этого всегда обоюдная — и храму, и воинской части есть чем друг другу помочь.

А вот в боевых условиях священник бы, пожалуй, и не помешал.

Вадим Новиков, ефрейтор:

— Как таковой — нет. Священник — ну какой он офицер? Офицер — он всегда начальник. Ему все не расскажешь, не исповедуешься.

Монах Аристоклий:

— Нет, нет и нет! Это уже проходили, это уже показали. Были до революции полковые священники, как они в 1917 году защитили Родину? Да никак! Штык в землю, все разбежались. Их постреляли вместе с офицерами, вот и все.

Распорядок дня

Монастырь

Начинается день в 5 часов утра келейной молитвой.

22.00 или 23.00 — упокоение сном.

* Келейное правило — молитвы и псалмы с определенным числом поклонов. Правило назначается для каждого монаха сообразно его силам души и тела. Общий устав для молитвенного правила заключается в том, чтоб оно никак не превышало сил подвижника, не истощало этих сил, не расстраивало его здоровья и этим не принудило отказаться от всякого правила.

В/ч 42754

Подъем — 6.00

Утренняя физзарядка — 6.10-6.40

Завтрак — 7.30-7.40

Учебные занятия — 8.40-15.50

Выполнение производственных задач

на объектах части — 8.30-13.20

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *