Православный, это кто?

Цитата сообщения Леха_Гетман


«ПравоСлавие» – этимология слова.
ПРАВОСЛАВИЕ – древнерусское понятие, насчитывает несколько десятков тысяч лет и берет свои корни из Древней Ведической Русской национальной Религии, которая описывала мироустройство с помощью понятий «Явь” (мир материальный), «Навь” (мир прототипный), «Правь” (мир формирующий) и «Славь” (мир творящий) – (четырехуровневая структура мироустройства) – в то время русские люди славили «Правь”, жили по Правде и назывались – ПРАВОСЛАВНЫЕ.
Полезно также: Крещение Руси. Кто Крестил Русь? И во Что???
Соответственно, ПРАВОСЛАВИЕ на древнеславянском языке означает волшебное действо, совершенствующее формирующий мир. В настоящее время само понятие «православие» извратили, и даже возникло нелепое словосочетание – «христианское православие», которое употребляется в смысле «христианское правоверие», и обозначает тот же контекст, что и «правоверное мусульманство».
Православие означает Славь Правь. Русская Православная церковь получила свое наименование после реформ Никона, который понял, что победить родноверие Русов не удалось, осталось попробовать его ассимилировать с христианством. Правильное наименование РПЦ МП во внешнем мире «Ортодоксальная автокефальная церковь византийского толка»
Вплоть до 16 века даже в русских христианских летописях вы не встретите термин «православие» в отношении христианской религии. По отношению к понятию «вера» применяются такие эпитеты, как «божья», «истинная», «христианская», «правая» и «непорочная». А в иностранных текстах вы и сейчас никогда не встретите это название, так как византийская христианская церковь называется – orthodox, и на русский переводится – правильное учение (в пику всем остальным «неправильным»).
Ортодоксия – (от греч. orthos – прямой, правильный и doxa – мнение), «правильная» система взглядов, фиксированная авторитетными инстанциями религиозной общины и обязательная для всех членов этой общины; правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью. Ортодоксальной называют главным образом церковь ближневосточных стран (например, греческая ортодоксальная церковь, ортодоксальное мусульманство или ортодоксальный иудаизм). Безусловное следование какому-нибудь учению, твердая последовательность во взглядах. Противоположность ортодоксии – иноверие и ереси. Никогда и нигде в других языках вы не сможете найти термин «православие» относительно греческой (византийской) религиозной формы. Подмена терминов образности внешней агрессивной форме понадобилась потому что ИХИ образы не срабатывали на нашей русской земле, вот и пришлось мимикрировать под уже имеющиеся привычные образы.
Даже термин «евангелие» христиане украли из правительственного языка Рима, оно означает «высочайший приказ” – «благую весть государя народу”. Сначала религия не называлась «христианской» и распространялась по портовым городам среди опустившихся отбросов общества (прозелитов), которые легче всего поддавались христианской лжи и обещаниям списания всех грехов. Самыми набожными христианками становились самые обыкновенные кающиеся гетеры, истрепавшие с годами свой талант. И это не случайно. Раннехристианские «блаженные праведницы» метались между молельней и своими притонами. Это они придумали известную формулу: «Не согрешишь – не покаешься, а не покаешься – не спасешься». Новая религия, заразив достаточное количество куртизанок и рабов, первоначально называлась по разному: то «истинно верующие», то «верные ученики апостолов», то «новое пророчество”. Название «христиан» дали им их противники. Лишь в конце II века оно станет общепринятым и господствующим..
Вершиной проповедей Тертуллиана было изречение: «Верую, ибо абсурдно”. Вот как это положение сформулировано: «Распят сын Божий – не стыдно, ибо это постыдно. И умер сын Божий – это вполне достоверно, ибо нелепо. А погребенный, он воскрес – это верно, ибо невозможно”. Такая вот логика.
Термин «язычество» означает «другие языки». Термин этот, служил ранее русичам просто для определения людей разговаривающих на других языках. Впоследствии евреи решили насытить термин «язычество» (pagan) негативными образами, что успешно сделали и в торе, и в талмуде, и в библии, и в коране, и в настоящее время поддерживают такую позицию во всех средствах массовой информации.
Понятия основ мироздания: Яви, Нави, Прави, Слави, захватчикам Руси требовалось запретить и перевести энергию мысли людей в собственное пользование, ввести понятие «ад», которого на Руси не существовало вовсе.
Явь это наш привычный мир, в котором мы живем.
Навь это мир предков, куда уходят наши души после смерти в мире Яви.
Славь это мир богов, куда и мы и наши предки стремимся попасть, подсознательно помня, что русичи – дети богов.
Правь это каноны и установления, порубежье между всеми тремя мирами, взаимодействующими между собой таким образом, чтобы потомки воплощались в роду своих предков, чтобы были взаимные переходы душ между мирами Яви и Нави, для следования в мир Слави по пути Прави.
«Боги русские не берут ни жертв людских, ни животных, только плоды, овощи, цветы и зерна, молоко, питную сурью, на травах забродившую, и мёд, и никогда живую птицу, рыб. И это варяги и эллины дают Богам жертву иную и страшную – человеческую. Мы же не желали делать это, так как мы сами – Даждьбоговы внуки и не стремились красться по стопам чужеземцев”.
Книга Велеса. «Трояновы века”.
Из Велесовой книги следует, что наши предки поклонялись : Прави, Слави, Яви, Нави, и называли свою религиозную систему ПРАВОСЛАВИЕМ, состоящем из имён двух богов – Прави и Слави. Хотя Никоновская реформа (ХVII век) покончила с двоеверием на государственном уровне, в молитвах старообрядцев сохранились имена богов : Правь, Явь, Перун, Свентовит, Велес,…. , что говорит о сохраняющемся двоеверие даже в наши дни. И даже двоеверие сохранилось в названии русской религиозной системы – «христианское православие» – одна вера христианская, другая православная.
Правь, Славь, Явь и Навь назывались мировыми богами потому, что посвящение каждому из этих богов происходило через «миро». Слово «мир» происходит от «миро», которое представляет собой вид благовонной мази специального состава, изготавливаемой для каждого бога из смолы соответствующего ему священного дерева. С помощью миро человека приобщали к тому или иному богу.
Правь, Славь, Явь и Навь – боги женского рода. От богини Правь происходят два понятия : правый (правильный) и правая сторона. От имени богини Слави тоже образовано два значения : великая (славная) и левая сторона (СЛЕВа – СЛАВА). С приходом христианства была сделана попытка ввести новые обозначения : «справа» заменили словом «ошуя», а «слева» словом «одесная», но новые слова не прижились.
ПРАВЬ – ПРАВда, ПРАВильно, ПРАВо, ПРАВить, ПРАВительство, наПРАВление. На санскрите ПРАВхавапьяя означает то, откуда всё происходит и чём всё растворяется в конце жизни, что соответствует славянским легендам о божественном мире ПРАВи.
СЛАВЬ – СЛАВа, СЛАВяне, СвятоСЛАВ, ВладиСЛАВ, БориСЛАВ, РостиСЛАВ, ВячеСЛАВ, …. .
Киевским князьям в качестве государственной религии было выгодно иметь христианство, утверждающее единоначалие, поскольку православие, строилось на копском праве (см. статью К. Захарова «Копское право») и входила в противоречие с христианским пирамидным построением общества. По этой причине древняя вера была обречена на забвение.
Со времён христианизации России произошло как минимум 4-ре гражданские войны. Русский князь Владимир, принявший и крестивший Русь в христианство, не мог сразу избавится от древних богов и святых, и Христос был уподоблен им. Поэтому с IX по XIII века на Руси существовало двоеверие. Согласно русскому философу А.А.Седову, христианство входило как элемент в древнюю православную веру. Древние арабские источники повествуют, что за период двоеверия на территории древнего российского государства, когда христианство насаждалось огнём и мечом, было стёрто с лица Земли около 3000 православных городов. В это время появились красноверы, задолго до староверов ушедшие в скиты и избежавшие христианизации и мусульманизации. О том же повествует и христианский древнерусский источник – Суздальская летопись : «Волхвы избили стару чать, бо они задержали гобино». Переводчик перевёл эту фразу : «Волхвы избивали людей, так как они утаили богатство». К сожалению, бывает так, что читая переводы древних текстов, мы узнаём не о древней культуре, но о культуре переводчика этих текстов. Чать он перевёл как люди, но русское слово «чадо», означает ребёнка, а санскритское «чало» – ученика-ребёнка (сравните с русским словом ЧЕЛОвек), поэтому, более вероятно, что «старая чать» – это верующие, поклоняющийся старым богам. В этой фразе видно явное противоречие – волхвы избивали верующих, поклоняющимся богам, которым волхвы служили сами. Ясно, что они избивать свою паству не могли, но у христианских попов на это могли быть все основания. Далее переводчик переводит : «потому что они утаивали богатство». Вообще понятие богатства, как изобилие вещей, появилось сравнительно не давно, потому, что богатство было связано с богами, с речью, с нематериальными вещами. И гобино скорее всего не могло означать богатство, в материальном смысле этого слова. Корень ГОБ практически не встречается сегодня в русском языке, но обратное прочтение его даёт слово БОГ, из чего исследователи делают вывод, что этим словом обозначали всё то, что получали от бога, т.е. божественную энергию или биополе, как бы сказали современные экстрасенсы. Основываясь на этой летописи можно сделать вывод, что борьба между православием и христианством на древней русской земле носила жёсткий характер.
Никоновская реформа вызвала очередной религиозный раскол, приведший к очередной гражданской войне, с последующим восстанием старообрядцев под руководством Степана Разина, затем Емельяна Пугачёва. Борьба с двоеверием в России сводилась к борьбе с остатками древней веры, в которой Никон вместе с российским императором Алексеем Тишайшим преуспели. И, как следствие их деятельности, детей в школах до сих пор учат, что восстания народа были вызваны тяжёлым экономическим положением крестьян, а не приверженностью их к православной вере.
Окончательный раскол произошёл после принятия татарами мусульманства. Новая православная вера сохранило старое название, но поменяв суть, разрушила эфирную и астральную составляющие эгрегора, что сделало его беспомощным.

Фото: AP/Sergey Ponomarev

9 февраля 2014 года молодой человек по имени Степан Комаров зашел в церковь города Южно-Сахалинска и расстрелял из ружья находящихся там прихожан. Этот молодой человек увлекался неоязычеством.

Сегодня неоязычество уже не является чем-то экзотическим. Сотни сайтов и многочисленные книги, выпускаемые немалыми тиражами, периодические газеты и журналы – всё это приносит свои плоды. Взрыв в церкви города Владимира, осквернение поклонного креста на месте Новоольгова городища, расположенного рядом с селом Старая Рязань, и, наконец, расстрел в церкви Южно-Сахалинска – не случайные события, а закономерные проявления той антихристианской идеологии, которая подается под видом возрождения дохристианских верований. Людям образованным отлично понятна абсурдность такого рода попыток, поскольку точных исторических сведений о славянском язычестве не существует, кроме разрозненных фольклорных фрагментов, из которых невозможно восстановить единую религиозную систему. В связи с этим иначе как новоделом современное неоязычество назвать нельзя. Хорошо понимают это и сами новоявленные волхвы, поэтому и сосредотачивают свои усилия не на религиозной составляющей учения, а на антихристианской пропаганде, которая, как мы видим, проходит довольно успешно.

Степан Комаров

Несмотря на то, что в наше время в Православной Церкви есть немало талантливых миссионеров и апологетов, системно проблемой неоязычества никто не занимается. Изредка проходят локальные диспуты с представителями неоязычников, публикуются статьи, но полноценного разбора этого нового и крайне враждебного христианству учения нет. Сделать это, на наш взгляд, необходимо, поскольку неоязыческие антихристианские нападки хоть и являются достаточно примитивными, но весьма охотно воспринимаются частью молодежи, не знакомой с историческими и богословскими науками.

Одним из излюбленных полемических приемов неоязычников является искажение значений слов. В данной статье мы разберем несколько наиболее часто используемых язычниками мифов, связанных с этимологией и значением ряда понятий.

Правильное славие

Один из распространенных лингво-мифов – история о том, что слово «православие» не имеет отношения к христианству

Наверное, одним из самых распространенных среди язычников лингво-мифов является история о том, что само слово «православие» никакого отношения к христианству не имеет. Это понятие якобы изначально имело религиозный языческий смысл и означало «прославление Прави», то есть высшего мира богов. С точки зрения сторонников данной теории, древние славяне имели представление о мироздании как о нераздельном сосуществовании трех его частей: «нави» – подземного мира мертвых, «яви» – мира материального и «прави» – мира божественного. Христиане заимствовали термин «православие», причем сделали это довольно поздно – во времена реформ патриарха Никона, а до этого вместо «православие» употребляли слово «правоверие».

Образ Церкви

На самом деле данная точка зрения не имеет ничего общего с действительностью. Прежде всего, стоит заметить, что никакого подтверждения о вере славян в «правь-явь-навь» историки не знают. Эта терминология впервые появляется на страницах так называемой «Велесовой книги», однозначно признаваемой подавляющим большинством научного сообщества довольно неумелой фальшивкой. Есть также широко тиражируемая в интернете неоязыческая выдумка о некоем византийском монахе Велизарии, который в 532 году писал о «православных славянах», однако официальная историческая наука ни такой личности, ни такого текста не знает.

«Православие» – точнейший перевод греческого слова «ὀρθοδοξία» (ортодоксия), вошедшего в христианский лексикон в эпоху Вселенских Соборов

Реальная этимология слова «православие» действительно весьма интересна. «Православие» – это «калька», то есть точнейший перевод греческого слова «ὀρθοδοξία» (ортодоксия). Слово «ортодоксия» состоит из двух частей: «ὀρθός» (ортос) – «правильный, правый» и «δόξα» (докса), что в дословном переводе означает «мнение, суждение, учение», хотя может переводиться и как «слава, честь». Слово «ортодоксия» вошло в христианский лексикон в эпоху Вселенских Соборов и употреблялось отцами Церкви как антоним различных еретических учений – «гетеродоксий» (в дословном переводе – «разные мнения, суждения»). Слово «православие» также имеет два корня. Корень «прав» вопросов не вызывает, однозначная его семантика – «правильное, верное». Вторая часть – «славие» – имеет тот же корень, что и слово «слава», одно из значений которого также «мнение, суждение, учение», например: «об этих людях идет дурная слава». Таким образом, словосочетание «православное христианство» означает «правильное христианское учение». Как мы видим, перевод был сделан предельно точно и полностью аутентичен иноязычному значению. Кроме того, есть большое количество упоминаний этого термина в различных дониконовских письменных источниках, к примеру в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, датируемом историками 1037 годом, или в «Повести о стоянии на Угре» (XV в.). Иногда в летописях также присутствовало слово «правоверие» в качестве синонима «православию». Это вполне корректная замена, однако данный синоним не в полной мере передавал изначальный смысл понятия, поэтому постепенно его употребление сократилось. Наконец, наименование «православие» используется в других Поместных Церквях – Болгарской (Българска Православна Църква) и Сербской (Српска Православна Црква).

Есть еще один интересный момент, на который следует обратить внимание. После отпадения римо-католиков от Вселенской Церкви в католических странах слово «ортодоксия» постепенно стало синонимично слову «фанатик». Именно в таком значении оно снова пришло в русский язык уже без перевода – к примеру, словосочетание «ортодоксальный иудей» по смыслу отнюдь не означает «православный иудей».

Это очень интересный, но далеко не единственный случай, когда переведенное некогда с греческого на церковнославянский слово снова приходило в наш язык уже без перевода и в измененном значении. Например, греческое слово «метаморфоза» было переведено как «преображение», но впоследствии пришло в нашу языковую традицию без перевода в значении «превращение или принятие иного образа», а слово «харизма» было переведено как «благодать», но потом также вошло в употребление без перевода в значении «обаяние, умение вести за собой».

Евпатий Коловрат – перунов солдат или воин Христа?

Характерная особенность неоязыческой пропаганды – стремление записать в ряды своих приверженцев известных исторических деятелей

Образчик языческой премудрости Еще одной характерной особенностью неоязыческой пропаганды является стремление записать в ряды своих приверженцев известных исторических деятелей, живших после Крещения Руси. Совсем нелепо выглядит, когда такого рода попытки предпринимаются в отношении Сергия Радонежского или Серафима Саровского, но не искушенный историческими знаниями обыватель вполне может поверить, например, неоязыческому мифу о «перуновом солдате Евпатии Коловрате».

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре «фэнтези» и «альтернативной истории». Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы:

1. имени Евпатий нет в христианских святцах;

2. «коловрат» – это разновидность языческой свастики;

3. отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны, по мнению данных авторов, исключительно для язычников.

Евпатий Коловрат. Художник: П. Литвинский 1. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: «Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

«Коловратами самострельными» называли разновидность арбалета

2. Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Данное слово состоит из двух корней: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Возможно также, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами; в любом случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

3. Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен для христианина, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. Как пример можно привести прославленного Церковью в лике святых последнего императора Византии Константина XI Палеолога, который во время осады Константинополя турками в одиночку вышел против огромного воинства. История сохранила его последние слова: «Город пал, а я еще жив». Императора нашли бездыханным под грудой вражеских тел.

«А для нас, спасаемых, – сила Божия»

Приписываемая князю Святославу Игоревичу фраза – часть цитаты из 1-го послания Коринфянам апостола Павла

Князь Святослав. Художник: Владимир Киреев Разберем также еще одно неоязыческое заблуждение, на этот раз касающееся князя Святослава. Современные многобожники довольно часто ссылаются на весьма почитаемого в их среде князя Святослава Игоревича, который якобы был большой противник христианства. Так, ему приписывается фраза: «Вера христианская уродство есть». Это выражение кочует из одной неоязыческой книги в другую со ссылкой на летописный свод «Повести временных лет», однако ничего подобного князь никогда не произносил. На самом деле это часть цитаты из 1-го послания Коринфянам апостола Павла, которая целиком звучит так: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1: 18). Ее-то и цитирует автор «Повести временных лет», сетуя на то, что Святослав не хотел креститься, несмотря на увещевания своей матери христианки Ольги. Однако там же летописец поясняет, что Святослав не запрещал никому креститься, но, видимо, сам он был под сильным влиянием дружинников-многобожников и опасался пойти против их мнения. Это видно из его ответа княгине Ольге, который приводится в летописи: «Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь Бога – тоже станешь радоваться”. Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться”». Но уже его сын, князь Владимир, не стал потворствовать своему окружению и смело принял христианскую веру.

Собственно само слово «христианин» с тех пор начало отождествляться со всем народом, став именем нарицательным самому многочисленному сословию – крестьянству.

Почему ядовитые грибы стали именоваться поганками?

Но если христианство стало по сути самоидентификацией большей части русского народа, то сохранилась ли в языковой народной традиции память о язычестве? На этот вопрос можно ответить утвердительно. После Крещения Руси для обозначения человека, придерживающегося многобожия, стали использовать латинский термин «paganus», который стал ассоциироваться со всем нечистым, мерзким и вредоносным. От него произошли такие слова как поганый, поганка, поганец, погань. Именно так стало восприниматься в народном сознании языческое многобожие. И как апофеоз народного отношения к данному явлению – былинная легенда о святом Илии Муромце и его битве с идолищем поганым. И хотя неоязычники любят называть себя староверами, это наименование, согласно историческим документам, употреблялось только в отношении христиан-раскольников, не принявших реформ патриарха Никона, язычников же иначе как «погаными» летописные своды не именуют.

Грибы поганки

Латинское «paganus» значит «деревенщина». И комичны плакаты с брутальными воинами и надписями «Pagan Power»

Не менее интересным является этимология изначального латинского слова «paganus». В дохристианские времена в Римской империи это слово означало «невоенный человек, деревенщина». Но уже во времена первых катакомбных церквей христиане, называющие себя воинами Христовыми, в качестве противопоставления стали употреблять термин «paganus», подразумевая при этом всех, кто не принадлежал к воинству Христа, – то есть последователей различных политеистических религий. В связи с чем довольно комично смотрятся неоязыческие плакаты и обложки музыкальных дисков с изображениями брутальных воинов и надписями типа «Pagan Power», «Pagan Metal War», «Pagan Front» и т.п.

Вообще большинство понятий, связанных с дохристианскими славянскими верованиями, имеют в русском языке крайне отрицательное значение, а порой и просто являются ругательствами. Таким, например, является слово «болван», изначально обозначавшее культовую языческую статую, изготовленную из дерева или камня. Его синонимы – истукан, идолище, чурбан или чурка. Да и сам термин «язычник» также имеет довольно пренебрежительный оттенок. «Языками» славяне называли представителей иных народностей, то есть тех, кто говорит на других языках, поэтому в буквальном смысле «язычник» – это «инородец».

***

В данной статье разобраны далеко не все этимологические манипуляции, которые в огромном количестве генерируют идеологи неоязычества. Конечно, порой далеко не просто доказать человеку, свято верящему, например, тому, что слово «календарь» исконно славянское и означает «Коляды дар», на самом деле происходит от латинского calendae. Однако давать ясный и обоснованный ответ на подчас совсем нелепые с точки зрения науки и здравого смысла утверждения и суеверия всё же необходимо, чтобы уберечь сознание нашего народа от новой «погани».

Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе. Сразу после Великой схизмы (раскола между Западной и Восточной церковью – 1054 год) начинает употребляться в качестве названия существовавших близ Константинополя христианских общин. Следует отметить, что Католическая церковь, также как и остальные древние церкви, тоже называет себя «православной», соответственно Православная церковь именует себя «вселенской», т. е. католической. Таким образом, возникают понятия католицизм и православие, а от них с целью дополнительного уточнения – происходят понятия «римокатолицизм» и «восточное православие».

После схизмы делаются неоднократные попытки сближения и объединения западной и восточной церквей, которые по многим причинам оказываются безуспешными. После 17 века многие православные общины, однако, подписывают унию с Ватиканом, сохраняя свои обряды, но в большой степени принимают его вероучение – так называемые «церкви восточного обряда» или в разговорном языке – униаты. С течением времени разрыв между двумя церквями становится более глубоким и только со второй половины 20 века начинают предприниматься новые попытки если не объединения, то хотя бы сближения ради взаимовыгодных отношений.

Учение

Православное учение строится на основе Священного писания, Священного предания и решений Вселенского собора (таковыми оно признает первые семь). При толковании чьих-либо постулатов прежде всего учитываются учения так называемых «святых отцов» и учителей церкви. Основным вероучительным документом является Никейско-Цареградский символ веры.

Православие исповедует Единого Бога, Троичного в лицах (ипостасях – Отца, Сына и Святого Духа), являющимися единосущными. Второе лицо Святой Троицы – Бог Сын, или Слово, которое воплотилось и вочеловечилось в лице Ð?исуса Христа. Согласно учению православной церкви, исторический Ð?исус Христос является одновременно и Богом и Человеком, так как имеет две природы и две воли – Божественную и человеческую. Божья благодать дается людям от Святого Духа посредством таинств, которых в сегодняшней православной церкви семь. Ð?споведует эсхатологичное воскресение мертвых перед Страшным судом.

Сама церковь воспринимается как богочеловеческое тело, головой которого является Бог, а верующие люди – различные его члены.

Отдается особенное почтение святым, особенно Богородице, которая по своей святости превосходит даже самые высшие ангельские чины. С почитанием святых связано иконопочитание.

Православие и другие христианские конфессии

Православие и учения до Седьмого вселенского собора

Православная догматика (соответственно католическая) развивается и формируется в рамках борьбы с различными обвиненными в ереси учениями

Арианство и македонянство

Согласно учению ариан, Бог Сын не является Единосущным, а подобносущным Богу Отцу, т. е. в действительности не является Богом, а творением и имеет то же происхождение, что и у всех тварей. Вопреки вмешательству императора Константина I Великого, который симпатизировал арианству, это учение было осуждено Первым вселенским собором в Никее в 325 году. Как модифицированное арианство, македонянство выводит идею о тварном происхождении Святого Духа. Это учение отвергается на Втором вселенском соборе (385 год, Константинополь). В постановлениях этих двух соборов православные, католики и представители почти все конфессий, возникших на основе протестантизма, были в общих вопросах единодушны.

Несторианство

Несторианство возникает как реакция против арианства и отрицает основное божественное достоинство Слова. Поэтому несторианцы воспринимают исторического Ð?исуса как обыкновенного человека, который лишь мистическим путем связан со Вторым лицом Святой Троицы. В этой связи они называют Деву Марию (чья девственность не подлежит сомнению) «человекородица”. При обвинении несторианского учения в ереси, и возникает понятие Богородица. Таким образом, Третий вселенский собор в Эфесе (431 год) впервые формулирует культ матери Христа как догму. Сегодня понимание этого вопроса является общим у католиков и православных.

Монофизитство

Монофизитство, хотя и принимает Ð?исуса Христа за Богочеловека, но утверждает, что в нем выражена одна единственная природа – Божественная. Позже монотелитство выскажет предположение, отрицающее существование человеческой воли у Ð?исуса. Эти два учения осуждаются как «неправославные” на Четвертом вселенском соборе (Халкидон, 451 год) и на Шестом вселенском соборе (Константинополь, 680-681 год). В результате этого от православия отпадает ряд древних восточных церквей – таких как Армянская и Коптская, с которыми в наше время православные церкви поддерживают тесные и дружеские отношения.
Непринятие решений Халкидонского собора со стороны некоторых церквей произошло из-за нелепой ошибки перевода. Несмотря на это, в самостоятельном историческом развитии этих христианских общин появляются некоторые значительные различия с православием.

Ð?коноборчество

Ð?коноборчество на продолжении десятилетий было господствующей государственной и религиозной идеологией в Восточной римской империи (VIII век). Его сущность заключалась в отрицании почитания святых и соответственно их изображений (отсюда и название). Учение было определено как ересь во время Седьмого вселенского собора (Никея, 787 год) и вплоть до Реформации иконопочитание было общим для всех христиан.

Римокатолицизм

Римокатолическая церковь является единственным самым большим церковным организмом, которое включает западную церковь с латинскими обрядами и восточную католическую церковь — всего более одного миллиарда крещеных. Отдельным ответвлением являются старокатолики — католики, не признающие римского папу из-за доктринальных несогласий в католицизме.

Главные различия между православием и католицизмом проистекают от политических споров между христианским Западом и христианским Востоком. Формальным поводом для разделения двух самых крупных для своего времени церковных общин послужил так называемый спор о «филиокве” ( по-латински Filioque – Ð? от Сына). В западной церкви на протяжении веков распространяется нововведение Символа веры, связанное с этим словом, в котором объясняется, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Эта поправка упоминается впервые в середине VI века Ð?сидором Севильским, и долгое время она не являлась поводом для разногласий. Несмотря на более поздние интерпретации со стороны двух спорящих сторон, основной аргумент со стороны православия в рамках спора состоит в том, что Символ не может быть изменен без согласия Вселенского собора. Далее критика со стороны православия обвиняет католицизм в нарушении субординаций между ипостасями из-за принижения божественного достоинства Святого Духа. На это католики отвечают, что православие принижает роль Бога Сына. В наше время дискуссии по этой проблеме являются редкостью и ведутся исключительно в особой богословской среде.

Однако в богословской среде существует и разница в толковании первородного греха и связанная с этим проблематика таинств. Если в католицизме всякое таинство совершается de facto, то, согласно православной точке зрения, что человеческое усердие является главным фактором того, что совершенное таинство станет действенным.

Основными дискуссионными моментами между православием и католицизмом являются поздние нововведения Ватикана – догмат о непорочном зачатии Богородицы (т.е. о том, что она была зачата непорочно, подобно Ð?исусу Христу) и догмат о верховенстве и непогрешимости папы (когда говорится ex cathedra, означает «от имени церкви»). Последнее, в целом, является несовместимым с православной экклезиологией.

Различные внешние отклики о религии, календаре, богослужении, способе оформления церковной жизни и др. имеют формальный характер и не могут быть поводом для дискуссий на фундаментальном уровне.

Протестантство

Существует множество ответвлений таких, как: англикане (переход между католицизмом и традиционным протестантством, иногда рассматриваются как ответвление протестантства), лютеране, реформисты-пресвитериане, баптисты, методисты, адвентисты Седьмого дня, назаряне, анабаптисты и пятидесятники. Они являются самыми старыми церквями, которые отделились от римокатоликов в 16 веке после протестантской реформации, разделившись еще больше после ее проведения. Точное число протестантов не определено, отчасти по причине трудности, состоящей в том, какая деноминация попадает в эту категорию, но из этого следует неопровержимый вывод о том, что протестантизм является вторым по величине направлением по количеству его членов (после римокатолицизма) в мировом масштабе. По сравнению с католицизмом, протестантство стоит дальше от православия. Указанные особенности связаны с нововведениями в католической догматике (больше всего в плане непогрешимости папы). Православие отвергает реформаторские тенденции протестантства, связанные с отрицанием культа святых и икон, сокращению числа таинств (православные церкви не признают их совершение в некоторых протестантских общинах), идею о спасении только через верование, упрощение богослужения, непринятие авторитета древних церковных летописцев.

Вопреки этим различиям, православные церкви ведут диалог с основными протестантскими церквями в рамках Всемирного Совета Церквей.

Некоторые особенности религии

Православная иерархия состоит из трех ступеней священнослужителей – дьякона, пресвитера и епископа с их внутренними разновидностями. Характерно то, что епископ должен обязательно дать монашеский обет, в то время когда дьякон и священник могут стать светским лицом, отвечающим определенным требованиям.

Церковный календарь в различных православных церквях часто не совпадает, даже в случаях, когда речь идет об общинах, придерживающихся одного и того же календарного стиля.

Существует ряд региональных религиозных особенностей – например, из-за того, что православные народы находились продолжительное время под османским влиянием, существует так называемое хаджийство – поклонение Гробу Господню, которое заимствовано от исламских традиций (хадж), с которыми эти православные народы долгое время сожительствовали. Налицо различия в местных традициях относительно подобающего поведения в храме – например, в России женщины не имеют права входить в храм в брюках и с непокрытой головой.

Ереси, секты, расколы и учения, возникшие на основе православия

Основные ереси, некоторые из которых превратились в секты, возникают в 17 веке в России как реакция против церковных реформ, осуществленных патриархом Никоном. Появляется так называемое старообрядчество, которое имеет огромное число разновидностей.

На основе православия позднее зарождается и ряд учений, скорее философских, нежели религиозных, которые в том или ином периоде имеют сильное влияние, например, «толстовство».

Большую часть своей истории православная церковь терпит различные расколы и схизмы, во время которых, однако, сохраняется единство религиозных взглядов и прекращается только церковное общение. Причины этого обычно бывают политическими – например, учреждение Болгарского экзархата, отделение русской зарубежной церкви после 1918 года, церковные расколы в 90-е годы 20 века в Болгарии, Эстонии, Украине и др. Ð?ногда по этим и по другим формальным причинам – появляются «старокалендарцы» – после возвращения старых дат в церковном календаре и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *