Православный Иерусалим

Главная / Израиль / Иерусалим / Христианский квартал

К северо-западу от Армянского квартала (Armenian Quarter) находится Христианский квартал в Иерусалиме (Christian Quarter), куда можно войти через Новые ворота, хотя чаще поднимаются от Яффских.

Его история связана непосредственно с храмом Гроба Господня (Holy Sepulchre Church), потому что люди стали селиться в этом месте в IV в., после того как византийский император Константин воздвиг эту святыню над развалинами римского языческого храма. Здесь множество церквей и часовен, монастырей и патриаршеств, приютов различных конфессий, а также музеев, сувенирных лавок, кофеен, ресторанов и гостиниц.

Прямо у Яффских ворот (Sha’ar Jaffo) стоит Башня Давида (Migdal David). Пересечём площадь Омара ибн аль-Хаттаба (Square Omar ibn al-Khattab), по улице Давида (David Street) дойдём до улицы Христианского квартала (Christian Quarter St.), а оттуда — до улицы Св. Елены (St. Helena) и по ней поднимемся до храма Гроба Господня (Holy Sepulchre Church) (Helena St., 1). Рядом с Храмом (напротив южного внутреннего двора) — мечеть Омара, названная в память о халифе Омаре, которому Софроний Иерусалимский сдал без боя город и пригласил помолиться в Храме. Но тот отказался и совершил свой обряд во внутреннем дворе. В честь этого события султаном аль-Афдалом бин Саладином была построена мечеть (1193 г.), а в 1465 г. к ней был пристроен минарет высотой 15 метров.

Пересечём площадь перед южным входом в храм и выйдем из ворот в юго-восточном углу площади. Каких-то сто метров на восток по улице Ряд Касильщиков (Dabbagha Street) и перед поворотом улицы налево. Так окажемся перед последней дверью с левой стороны. Это вход в Александровское подворье (Dabbagha Street, 25).

Оно расположено на участке, который в 1859 г. был выкуплен российским правительством то ли у эфиопских, то ли у коптских священников. Сначала здесь хотели построить здание российского консульства, но начатые на этом месте раскопки открыли важные для христианского мира раритеты — в этом месте прежде стояла католическая церковь Девы Марии (Santa Maria Latina), а до неё — юго-восточная часть первого храма Гроба Господня, который был построен Еленой и Константином и впоследствии разрушен персами в 614 г.

А ещё раскопки открыли часть городской стены с небольшим отверстием, расширяющимся кверху, т.н. игольным ушком. Через этот лаз мог пролезть человек, оказавшийся за городскими стенами после того, как городские ворота закрывались на ночь. А вот контрабанду через них пронести было невозможно. Отсюда и известное выражение об игольном ушке, приписываемое Христу.

Самая же главная находка — Судные врата, называвшиеся так потому, что около них повторялся вынесенный преступникам приговор, что не подлежал обжалованию. За ними была одна дорога — к месту казни.

После таких открытий было принято решение открыть русское консульство вне Старого города, а здесь заложить церковь, что и было сделано. Здание церкви (1892 г.) совсем не похоже на строения подобного рода. Скорее напоминает солидный особняк. На самом же деле это прямоугольная базилика с двускатной крышей без купола, стены которой возведены на мощных известняковых блоках, положенных на скальное основание. Ни колокольни, ни звонницы. Колокола располагаются за порогом Судных врат в небольшой нише, обозначенной двумя древними гранитными колоннами, которые в своё время были частью пропилеев базилики императора Константина. Эти колокола (весом в 38, 28 и 5 пудов) были тайно доставлены из России. Они прибыли на пароходе в Яффо, оттуда по ночам, тайно от местных властей, их тащили на катках женщины.

По коридору с портретами членов императорской семьи и чиновников Двора пройдём внутрь церкви. В момент открытия церковь украшало 18 больших картин работы Н.А. Кошелева.

Главное же место здесь — древний престол, найденный при раскопках. К востоку от него стоит алтарь с необычным иконостасом, на задней стороне которого имеется большая картина. А рядом с алтарём — картина Ал. Серова «Страдания Иисуса», подаренная церкви автором во время его путешествия по Святой земле.

Отсюда широкая лестница ведёт к порогу Судных врат, что находится в базилике. Он закрыт стеклом и с трёх сторон обнесён чугунной ажурной решёткой.

Во втором ярусе алтарной апсиды — витражи. Это нехарактерный элемент для православных храмов до того времени, как в конце XIX в. появился неорусский стиль, в котором нашло отражение национально-романтическое течение в рамках стиля модерн.

Справа от храма Гроба Господня находится старейший район города — Муристан (Muristan), в который можно попасть, пройдя через легкую арку. Здесь находится рынок Афтимоса (Sug Aftimos). В таком искажённом виде до нас дошло имя греческого патриарха Эфтимиоса.

Достопримечательность этого места — фонтан на рыночной площади, который был построен в 1901 г. в честь 25-летнего правления султана Абдул аль-Хамида II. Правда, он никогда не работает.

Своё название район получил от больницы («Муристан» — искажённое «Бимаристан», что переводится с фарси как «больница»), которая была построена в VIII в. с разрешения Гаруна аль-Рашида, арабского халифа, чьё имя невольно вызывает в памяти сказки Шехерезады, которые она рассказывала в течение 1001 ночи царю Шахрияру.

Главная улица этого района, находящаяся выше рынка Афтимос, тоже носит название Муристан (Muristan). Прежде она носила имя Принца Фридриха, наследника германского престола Фридриха Вильгельма, который в 1869 г. посетил Иерусалим и получил от Абдул Азиза, правившего тогда Оттоманской империей, земельный участок. Здесь, на остатках древних фундаментов строений времён Первого и Второго храмов, началось строительство лютеранской церкви Спасителя (Church of the Savior) — Редимер (Redimer) (архитектор — Фридрих Адлер), ибо к тому моменту в Иерусалиме уже сформировалась немецкая община. В строительстве были использованы фрагменты средневековой церкви Санта Мария Латина (XI в.), от которой сохранился закрытый северный вход здания с изображением знаков зодиака. Как и в других подобных храмах, здесь всё предельно просто, даже аскетично. Нет даже икон. Единственное богатство — прекрасно звучащий орган, украшающий не только службы, но и концерты. Освящение церкви было приурочено к визиту в Палестину императора Вильгельма II и его жены Августы-Виктории (1898 г.). В 1970—1973 гг. в церкви проведены серьёзные работы по реставрации и реконструкции, в результате чего здание как внутри, так и снаружи было украшено мозаикой. При храме имеется колокольня, на которую ведут 178 ступеней. И тем, кто их преодолеет, откроется замечательная панорама города.

А теперь, спустившись вниз от рынка Афтимос, отправимся на улицу Христианского квартала (Christian quarter road), где, не доходя до улицы Давида (David St), увидим неприметный вход с надписью по-гречески «Предтеча» и иконой, изображающей Иоанна Крестителя. Через него можно попасть во двор, где стоит небольшое здание под оцинкованным куполом. Это церковь Иоанна Крестителя (Church of St. John the Baptist) (Christian quarter road, 113).

Церковь Предтечи, как её называют греки-ортодоксы, принадлежит этому течению и является одной из древнейших в Иерусалиме. Это довольно интересный архитектурный образец, состоящий из двух частей.

Древняя, подземная часть (V в.), была построена византийской императрицей Евдокией, женой Феодосия II, которая провела последние годы своей жизни в Иерусалиме, занимаясь благотворительностью и строительством церквей.

Здание, сильно пострадавшее при персидском нашествии в VII в., обнаружили в 1020 г. монахи-иоанниты. Произведя раскопки, нашли нечто, напоминающее пещеру с округлыми сводами, куда сегодня ведёт лестница со двора.

Сохранив нижнюю часть, иоанниты надстроили над ней новое здание, которое в 1244 г. было разрушено, а в середине XIX в. восстановлено. И сегодня на внешней стороне стен можно видеть камни, сохранившиеся от более древних сооружений и использованные заново, о чём говорят имеющиеся на них отметки.

Внизу, где во время Евдокии располагалась крестильня, в которую подавалась вода по трубам из городского пруда Езекии, имеется небольшой продолговатый притвор, из которого три двери ведут в помещение с тремя апсидами. А вверху — простенькая церковь, раритетом которой является икона Иоанна Крестителя в серебряном окладе, хранящем священную реликвию — кусок черепа этого святого.

На северо-востоке по улице Сук Хан Эз-Зейт (Suq Knan Ez-Seit) Христианский квартал в Иерусалиме граничит с Мусульманским кварталом (Muslim Quarter).

Мiръ Россия Московская область Верея Входо-Иерусалимский храм (Верея)

Идёт загрузка карты…

Входо-Иерусалимский храм построен в 1667 году во времена правления Патриарха Иоакима. Возведен на высоком живописном берегу реки Протвы, первоначально имел статус собора Спасского монастыря. Является памятником федерального значения.

История

Храм Входа Господа Спаса в Иерусалим в Красной слободе — бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 г. в связи с указом Екатерины II об упразднении малоимущих монастырей. Относится к древнейшим памятникам Вереи, является памятником федерального значения. Этот храм, безусловно, наиболее ценный в художественном отношении памятник Вереи. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени.

Первое упоминание о монастыре встречается в начале XVII века. В Верейских писцовых книгах «письма и меры Микифора Неплюева да подъячего Алексея Берестова 7135 (1627) и 7136 (1628) годов» мы встречаем упоминание о Входиерусалимском монастыре и его владениях: «Монастырь Вход Иерусалимской на реке на Поротве. А на монастыре церковь Вход во Иеросалим Господа нашего Иисуса Христа древяна клецки. А в церкве образы и свечи и книги и всякое церковное строение монастырское. Да на манастыре ж келья, а в ней черной поп Корнилей. А около монастыря ограды нет, все пусто, да под Монастырем пустошь, что была слободка Служня».

В 1631 году Вход Иерусалимский монастырь вновь встречается в письменных источниках, в мае 1631 г. упоминается «строит.» (очевидно, строитель) Антоний. В 1677-1679 гг. Входоиерусалимская монастырская соборная церковь была выстроена в кирпиче, о чем гласит текст закладной доски, находящейся у западного портала. Кроме того, в XVII в. в монастыре сохранялся «полотняный антиминс, священодействован Иоакимом Патриархом московским в лето 7188 (1680 г.) сентября дня на храм подписан».

В 1679 г. монастырь был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю по челобитной архимандрита Варсонофия. 1717 г. мая в день Спаса Входоиерусалимского монастыря игумен Павел с братию в прошении, поданном в патр. Казенный приказ, объяснял, что в том монастыре церковь Спаса Вход во Иерусалим каменная холодная без трапезы, а теплой церкви в том монастыре нет, а нужда в ней есть, особенно зимней порой; а в то же время в Верейском уезде, в вотчине князя Алексея Коркодинова, в селе Тропарево церковь Покрова пр. Богородицы деревянная ветхая и той церковью поступился вышеупомянутый помещик нам в монастырь. Игумен просил Высочайшего Указа, чтобы Тропареве ветхую церковь разобрать и перевести в Верею, в Спасской монастырь и построить в том монастыре теплую церковь во имя Николая чудотворца, освятить ее и выдать антиминс.

На этом прошении есть отметка о выдаче антиминса. Однако в описи монастыря 1764 г., составленной поручиком Семеном Берсеневым, упоминается о хранившемся в этом приделе антиминсе, освященном «в лето 1700 г.». Возможно, при перевозе Покровской церкви из Тропарево в Спасский монастырь был сохранен антиминс, выданный в этот храм в 1700 году.

Перед упразднением монастыря храм пришел в ветхость и разрушение, своды «разсълись», на колокольне «крестъ отъ вътру сломленъ, глава въ ветхости», и вся колокольня «отъ верху до паперти разсълась».

В конце XIX века в нижнем храме, который до этого не использовался, трудами графини Толстой был возобновлен и освящен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Активные работы по ремонту храма начались в конце XIX и были продолжены в начале XX в. 20 июля 1882 года на звоннице было установлено шесть колоколов. Самый большой в 35 пуд. 31 фунтов, самый маленький в 1 пуд. Пожертвованы они были крестьянином деревни Хрупенки Яковом Дмитриевым с завода Самгина. К 1885 году относится общий ремонт и окраска церкви. Южное крыльцо с лестницей, поднимавшейся вдоль фасада, разобрано около 1886 г., еще раньше утеряна северная паперть.

В 1905 году была устроена солея с мозаичными полами.

В 1904-1905 гг. церковь была впервые расписана внутри, часть этих росписей сохранялась вплоть до начала восстановления храма в 2007 г., был сделан новый метлахский пол, растесаны проемы подклета и нижнего яруса храма. В процессе ремонта была изменена форма глав, поставлены железные кресты, сделано металлическое покрытие, убраны карнизы барабанов, заложены арки западного крыльца, заложен выход из колокольни на галерею, старый колокол пошел в перелив. Эти изменения хорошо видны на фотографии храма 1912 года. Живопись уничтожена в 1934 году. Иконостас – позднее.

Между левым клиросом и входом в алтарь как бы на страже имелось изображение Святителя и Чудотворца Николая (Никола Верейский. Объемная деревянная скульптура была большой редкостью среди храмовых изображений.

В 1877 г. Русское Археологическое общество объявило Входоиерусалимский храм памятником архитектуры XVII века, что само по себе было довольно редкое явление для России того времени.

В 1934 г. храм был закрыт, хотя не функционировал он уже с 1928 года. Богатейший иконостас и церковная утварь были реквизированы. Церковь использовалась в хозяйственных целях.

В 30-х годах в здании храма размещалась ветлечебница. До войны (1941-1945 гг.) на территории располагался пионерлагерь одного из московских предприятий. В годы Великой Отечественной войны завершение храма было повреждено снарядом: снесена глава, пробит барабан. Памятник частично реставрирован в 1960-х годах. В процессе восстановительных работ, проведенных под руководством Н.Н.Свешникова, разобрана пристройка при входе в нижний храм, здание было покрыто тесом, главы – лемехом, установлены деревянные кресты, отреставрировано западное крыльцо, его лестница, некоторые оконные проемы, парапет и арки пролетов, цоколь, карнизы барабанов. Работы были до конца не завершены из-за недостатка средств.

В 2000 г. храм передана православной общине, в 2006 году началось активное восстановление — за 6 лет храм практически полностью восстановлен и вновь предстал во всей своей красоте.

Престольные праздники

Вход Господень в Иерусалим — 2 апреля (переходящая)

Как добраться

Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, г. Верея, ул. Лесная, стр. 3. Входо-Иерусалимский храм.

Проезд:

  • на автомобиле: из Москвы по Можайскому (Минскому) шоссе доехать до 85 км и повернуть на указателе «ВЕРЕЯ» налево, по этой дороге еще 28 км, затем поворот в дер. Колодкино направо.
  • на автобусе: на автостанции «Тушинская» сесть на прямой автобус «Москва-Верея».

Электронная почта: xramwereypmk1@yandex.ru

Паломнику

Расписание богослужений

Фото

Ссылки

Входо-Иерусалимский храм (Верея)

Иерусалим

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова) – иерусалимский храм, расположенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа; является центром христианского паломничества. Ежегодно в субботу, накануне православной Пасхи, в храме на Гроб Господень сходит Благодатный огонь. В эти пасхальные дни в туда прибывает рекордное количество паломников. Храм Гроба Господня — одно из самых священных мест для христиан всего мира, здесь находятся такие святыни как Голгофа, Камень Помазания, Гроб Господень. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Расположение: Старый город Иерусалима, Христианский квартал.

Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Holy Sepulchre Church.

Телефон: 972-2-6273314; 972-2-6284203. Факс: 972-2-6276601.

Как добраться: совершая экскурсию по улице Виа Долороза или автобусами фирмы «Эгед» №№ 3, 13, 19, 20, 30, 41, 99 до Яффских ворот Старого города и далее пешком до Храма.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Елеон)

Храм Успения Богородицы (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата. Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2×2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход.

Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Адрес: Израиль, Иерусалим, Гефсимания

Церковь Иоанна Предтечи (Иерусалим)

Греко-православная церковь святого Иоанна Крестителя в Христианском квартале – один из древнейших христианских храмов на Святой Земле. За его простыми и даже суровыми стенами скрываются богато украшенный интерьер и многовековая история.

Турист, прогуливаясь по улочкам греческого рынка «Автимос» в районе Муристан и увидев издали серебристый купол, может и не понять, как попасть в церковь. Со стороны рынка находится её полукруглая задняя часть, апсида. Чтобы попасть внутрь, надо выйти за пределы Муристана, на Христианскую улицу. Там, неподалёку от улицы Давида, среди лавочек с одеждой и сувенирами, кроется малоприметная дверь, над которой висит скромное изображение усекновенной главы святого Иоанна Крестителя. Эта дверь и ведёт во двор греко-православного монастыря святого Иоанна Крестителя.

Первая церковь была построена здесь в V веке. Уже тогда она была посвящена Иоанну Предтече – последнему пророку, готовившему израильский народ к появлению Мессии. Персидские завоеватели разрушили храм в VII веке, но позже Патриарх Александрийский выстроил его заново.

Адрес: Израиль, Иерусалим, Старый город, угол Христианской ул. и ул. Давида.

Проезд: Вход между лавками с Христианской улицы.

Церковь Георгия Победоносца (Иерусалим)

Исторически церковь была одним из иерусалимских монастырей, однако следует учитывать, что, за исключением Патриаршего монастыря свв. Константина и Елены при Гробе Господнем (собственно, Святогробского братства), греческие монастыри внутри стен Старого города в Иерусалиме разительно отличались от монастырей в России или Греции. В своих записках инока-паломника «Старый Иерусалим и его окрестности» (изданы впервые в 1870-71 г. в журнале «Душеполезное чтение», отдельным изданием в 1873 г.) архимандрит Леонид (Кавелин) остановился на этой особенности, и лучше, чем он, пожалуй, не скажешь: «Для читателей (не бывавших в Святом Граде) прежде всего надобно заметить, чтобы, услышавши слово: монастырь, они не составляли себе понятия о монастырях палестинских по тому, что видят на своей родине. В Иерусалиме монастырями называются дома, по внешнему виду ничем не отличающиеся от прочих городских зданий, а некоторые и даже большую часть по самому назначению своему следовало бы называть не монастырями, а странноприимницами, ибо они исключительно служат для помещения богомольцев. Начальники таких странноприимных домов, из иноков Патриархии, именуются игуменами, имея в помощь себе одного или двух послушников и служителей из наемных арабов. Странноприимницы эти отдаются в полное распоряжение своих начальников, с уплатою в Патриаршую казну положенной с каждого такого странноприимного дома суммы, смотря по тому, сколько каждый может вместить в себе богомольцев… Нельзя не заметить, что смешение названий странноприимницы и монастыря служит нередко, в глазах наших богомольцев и туристов, поводом к нареканиям, которые сами собою устраняются при названии предмета свойственным ему именем».

Адрес: Иерусалим, Армянский квартал

Собор Святой Троицы (Иерусалим)

Соборная церковь во имя Святой Троицы была торжественно заложена 30 августа (11 сентября) 1860 года в рамках строительства русских построек на приобретенных Палестинским Комитетом землях на Мейдамской площади Иерусалима. Закладку храма совершили первый эпитроп Иерусалимского патриарха митрополит Петроаравийский Мелетий и начальник Миссии епископ Кирилл (Наумов) в сослужении русского и греческого духовенства.

Автором проекта был русский архитектор Мартин Эппингер. Первоначально предполагалось освятить храм во имя святого Александра Невского (покровителя Александра II), но затем было решено посвятить собор Святой Троице.

В 1863 году строительство Троицкого собора было закончено, но его освящение состоялось только 27 октября (8 ноября) 1872 года. Богослужение возглавил Иерусалимский патриарх Кирилл II в сослужении четырех иерархов Иерусалимской православной церкви и начальника Миссии архимандрита Антонина (Капустина).

Адрес: Иерусалим, Русское подворье, улица Хешин, площадь Москвы.

Церковь мученицы Александры Римской (Иерусалим)

Домовая церковь во имя мученицы и царицы Александры была освящена 28 июня 1864 года. Название своё церковь получила во имя небесной покровительницы императрицы Александры Федоровны, супруги царя Николая I. Строительство церкви было осуществлено в рамках общей программы основания Русских построек Палестинским комитетом на Мейдамской площади Иерусалима, осуществлявшихся в период с 1860 по 1864 годы.

Торжественное освящение церкви состоялось 28 июня 1864 года при Патриархе Иерусалимском Кирилле II и начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Леониде (Кавелине). Богослужение возглавил патриарший наместник, греческий митрополит Петро-Аравийский — Мелетий. На Богослужении присутствовали русские, греки, абиссинцы, копты.

Местоположение: Иерусалим, Русское подворье (евр. — «Миграш а-Русим», араб. — «Маскобúя»)

Проезд: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме располагается между почтовым отделением на ул. Яффо и Иерусалимским Муниципалитетом (Ирия), в одном здании с Мировым судом (Бейт Мишпат а-Шалом). Вход в Миссию с ул. Яффо или ул. Хешин.

Церковь святого Александра Невского (Иерусалим)

Це́рковь Свято́го Алекса́ндра Не́вского в Иерусалиме — русский православный храм в комплексе Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима. В храме служат священники РДМ РПЦЗ и РДМ МП по предварительной договорённости.

Церковь Святого благоверного князя Александра Невского в Иерусалиме была задумана руководством Императорского православного палестинского общества (ИППО) как храм-памятник основателю ИППО — императору Александру III.

При изысканиях на Русском месте в старом городе Иерусалима, проведённых с 1861 по 1884 год, были найдены археологические древности, прежде всего, Порог Судных Врат, через которые переступал Иисус Христос, ведомый на казнь.

В 1884 году руководство ИППО решило покрыть святыню зданием, которое в начале назвали «Русским домом», а затем переименовали в Александровское подворье в память императора Александра III.

Адрес: Orthodox Palestinian Society 25 Dabbagha Street P.O.Box 991 91009 Jerusalem Israel

Проезд: От Яффских ворот Старого города на восток по ул. Давида 100-150 м. Поворот налево на Христианскую ул. (рхов ха-Ноцрим, шаре аль-Масихийе), по ней на север 250-300 м. до поворота направо к Храму Гроба Господня. Спуститься на площадь перед южным входом в Храм Гроба Господня, пересечь ее, выйти из ворот в юго-восточном углу площади и дале 100 на восток ул. Ряд Красильщиков (Сук ад-Даббагха). Последняя дверь слева перед поворотом самой улицы налево — вход в Александровское подворье.

Армянский собор Святого Иакова (Иерусалим)

Кафедральный Собор Святого Иакова — кафедральный собор армянской церкви в Иерусалиме (Армянский патриархат Иерусалима) в армянском квартале Старого города. Храм построен в XII веке и посвящён апостолу Иакову.

По традиции считается, что Иаков был казнён на этом месте. Сперва здесь находилась византийская церковь, а с XII века — церковь крестоносцев. Современный ансамбль собора включает строения XII—XVIII веков, в течение которых здание было существенно перестроено.

Помимо проведения богослужений собор со стенами метровой толщины неоднократно использовался членами армянской общины в качестве убежища. Последний раз это было в 1948 году во время миномётного обстрела города, когда здесь укрылись более 1000 жителей квартала.

Святыни:

  • Глава апостола Иакова (Заведеева)
  • Могила свт. Макария Иерусалимского (IV в.)

Это центральный (кафедральный) собор Армянской Церкви в Иерусалиме. Расположен в Армянском квартале Старого города. Вообще, христианская часть этого района считается самой малолюдной во всем Старом городе, который буквально кишит священнослужителями, паломниками и туристами. Официально, через него не проходят туристические и паломнические маршруты. Но это, конечно же, отнюдь не потому, что смотреть здесь нечего. Наоборот! Просто армяне в Иерусалиме стараются быть не публичными.

Но, если предварительно договориться с Армянской патриархией, вам с желанием покажут много интересного. Даже, если вы придете сюда без договоренности, все равно есть, что посмотреть.

Наш гид сказал, что собор был построен на месте казни святого апостола Иакова. Центральный алтарь храма посвящен ему, один боковой — Пресвятой Богородице, а второй — святому пророку Иоанну Крестителю.
Красивый герб у Армянской Патриархии.

Центральный вход закрыт красивой дверью с орнаментами в древнем стиле.

А вход в молитвенный зал прикрыт красной ковровой ширмой — вокруг, на стенах, также узоры.

Рядом с дверью на чугунных цепях висит длинная деревянная палка. Называется билло. Ударами по ней монахи созывают верующих на богослужение. Это традиция сохранилась до сегодня — из древности.

Этот собор — легендарное место. Во-первых, в одной из внутренних часовен находится могила апостола Иакова. В двух остальных — похоронены армянские католикосы и епископ Иерусалима Макарий.

Армяне очень почитают апостола. В храме стоит, богато украшенный, трон, как бы — для него. А рядом — тот, что по-меньше — для Главы Армянской Церкви.
Интересная иконография у армян.

С потолка собора свисают красивые мощные металлические светильники, которые заправляют лампадным маслом. Здесь не включают электричество, а во время богослужения горят только лампады и свечи.
На стенах выдолблены армянские кресты — хачкары.

В молитвенном зале царит таинственная атмосфера древности, которую тщательно хранят армяне, в том числе, и благодаря тому, что не пускают сюда огромные толпы людей, как, скажем, в других местах Старого города.

Собор был построен в XII веке, на месте храмов, которые были здесь в древности. У него очень толстые стены. Говорят, толщина в метр. В 1948 году Старый Иерусалим обстреляли из минометов, и здесь спрятались около тысячи жителей города. Здание выстояло.

Собор святого Иакова — далеко не единственная достопримечательность Армянского квартала. Мне нравятся эти улочки — тихо, спокойно, красиво играет на солнце иерусалимский камень. Хорошо просто прогуляться.

Есть торговые лавки, в которых можно приобрести много аутентичных армянских сувениров.
Кстати, здесь продают отличный армянский коньяк. Гид сказал, что это одно из немногих мест в мире, где он настоящий.
Если будете в Старом городе, обязательно найдите время для посещения квартала и собора, в частности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *