Праздник иконы

Апостолы Петр и Павел. Икона из местного ряда иконостаса церкви Покрова в Филях.

Структура и содержание русских иконостасов строго регламентируется каноном, но, не смотря на это, каждый из них уникален и не похож на другие. Некоторые алтарные преграды вырастают на много метров в высоту и включают в себя по несколько десятков икон. Другие содержат всего два-три ряда из нескольких образов, но поражают богатством художественного убранства, росписями и резьбой. Обязательными для любого иконостаса являются лишь два ряда: деисусный, в центре которого расположена икона Христа Пантократора или «Спас в силах», и первый, называемый местным.

Местный ряд располагается на уровне проходов к алтарю и является своего рода «лицом» иконостаса. Здесь расположена храмовая икона, посвященная празднику или святому, в честь которого был возведен храм. Здесь же находятся образы месточтимых святых, которые наиболее почитаются в данном конкретном приходе.

Исторически местный ряд происходит от икон, которые прислонялись к опорам алтарной преграды. Слева от Царских врат обычно располагалась икона Богоматери, справа — Иисуса Христа. В редких случаях они заменялись изображениями богородичных и господских праздников. С появлением в XIV столетии высоких русских иконостасов, которые полностью отделяли алтарь от наоса, количество образов в местном ряду возросло. К этому времени относится и появление традиции размещения в иконостасе храмовых икон, к которым относится, в частности, и знаменитая «Троица» кисти Андрея Рублева.

Композиция местного ряда в классическом русском иконостасе строится вокруг трех проходов к алтарю. В центре располагаются Царские врата, на створках которых традиционно изображается Благовещение и фигуры евангелистов или святителей. По сторонам от прохода находятся парные изображения Богоматери и Спасителя. Рядом с образом Иисуса Христа, по правую сторону Царских ворот, располагается храмовая икона. Створки боковых дьяконских врат покрыты изображениями архангелов, архидиаконов, первосвященников или ветхозаветных пророков.

В плеяде знаковых событий Русской Православной Церкви есть даты, отметить которые считает своим святым долгом каждый православный христианин. Сколько же главных праздников? Двенадцать. Ключевые знаковые даты в календаре называются «двунадесятыми», и посвящаются эти праздники Господу нашему Иисусу Христу и Божьей Матери.

Во славу каждого из этих праздников и для их надлежащего проведения в Храме Божьем на протяжении многих веков мастера-иконописцы создают иконы ручной работы. Без праздничных икон проведение любого знакового события в церкви немыслимо.

Помимо основных «двунадесятых» праздников есть и даты, в которые чествуются Святые Русской Православной Церкви, а также отмечаются важные священные события. Из этих дат соткан так называемый Церковный год. Примечательно: его точкой отсчёта считается вовсе не 1 января (мирской Новый год), а 14 сентября (или 1 сентября по новому стилю).

Итак, подытожим, какими бывают праздники

  • Господскими (отмечаются знаковые события из жизни Иисуса Христа)
  • Богородицы (в эти дни отмечается всё, что связано с жизнью Пресвятой Богородицы)
  • Святых.

Существует и временная дифференциация праздников. По времени они бывают:

  • Не переходящими (празднуются каждый год в один и тот же день, как Рождество Христово)
  • Переходящими (ориентированными на дату празднования Светлой Пасхи, которая всегда отмечается в воскресенье, но далеко не всегда в конкретные дни)

Существуют и разные степени торжественности службы, которая проходит в Церкви. Как уже отмечалось, праздники бывают двунадесятыми (ключевыми) великими, средними, малыми.

Мастера-иконописцы создадут проникнутые Духом Святым иконы к праздникам Рождества Христова или Пресвятой Богородицы, Благовещения и Крещения.

Ваша душа будет озарена небывалым светом, когда вы возьмёте в руки икону ко Сретению Господню или Входу Господа в Иерусалим. Настоящие шедевры иконописного искусства создают к Успению или Воздвижению. И, конечно, краеугольным камнем иконописи являются иконы, созданные к Пасхе, когда воскрес наш Спаситель.

Необходимо помнить, что каждый праздник начинается не с покраски яиц или освящения куличей, а с контакта с Нашим Создателем, проводником к которому в земном мире является созданная благословлённым мастером икона.

Каждый день в году хранит в себе воспоминания о событиях мирской жизни Иисуса Христа и Богородицы, приурочен к имени святого или посвящен чествованию чудотворных икон. Но есть ещё и большие праздники, такие как Светлая Пасха и Воскресение Христово. После них следует сказать о двунадесятых праздников, имеющих огромное значение для христианства, так как приурочены к событиям из жизни Христа и Пресвятой Богородицы. Раньше эти праздники были и гражданскими, эти дни были нерабочими.

Иконы двунадесятых праздников обычно располагаются между местными и деисусными иконами во втором снизу ряду. Храмы, посвященные какому-либо из 12 праздников, могут разместить свою икону и в местном ряду.

Двунадесятые праздники – это двенадцать православных праздников, каждому из которых соответствует одноименная икона. Праздники условно делят на непереходящие и переходящие, это связано с датами праздников: девять непереходящих ежегодно отмечаются в один и тот же день, а даты переходящих праздников отсчитываются от Пасхи, перемещаясь по календарю вместе с ней.

Каждый из двенадцати праздников имеет кроме самого дня празднества дополнительные дни: предпразднство – подготовка верующих к празднику, попразднство – продолжение празднества, отдаяние – заключительный день. Также почитаются и двенадцать праздничных икон, каждая из которых посвящена отдельному событию. По старому календарю новый год начинался с первого сентября, именно с этого дня и начинаются церковные праздники.

Описание двенадцати православных праздников

  1. Начинается календарь с праздника Рождество Пресвятой Богородицы, который отмечается 21 сентября. Икона Рождество Богородицы наполнена искренностью и счастьем. Молятся иконе о семейном счастье, здоровых детях, защити. Просят икону, когда долго не получается забеременеть. Связано это с тем, что мать Богородицы была бесплодной, но искренними молитвами и праведной жизнью вымолили у Бога долгожданного ребенка.
  2. Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Икона «Воздвижения Креста Господня» имеет и другие названия: «Крестовоздвижение» или «Утверждение Креста». Таких икон очень много в мире, они отличаются друг от друга, но все соответствуют основному сюжету – радостному обретению креста, Животворящего Древа, символу искупления.
  3. 4 декабря посвящено Введению во храм Пресвятой Богородицы. Иконография этого события, описанного в Евангелие, не меняется веками. С этого дня начинается подготовка Марии к рождению Спасителя.
  4. Широко празднуется Рождество Христово 7 января. Икона же описывает момент рождения Иисуса в пещере от Девы Марии.
  5. Икона Крещение Господне посвящена празднику, отмечаемому 19 января. На иконе крещение Иисуса в водах реки Иордан. Примечательно то, что на иконе отсутствует Богородица.
  6. Очень праздничная и нарядная икона Сретенье Господне изображает момент принесения Богородицей младенца Иисуса в храм. Отмечается это событие 15 февраля.
  7. К празднику Благовещение приурочена икона, отображающая момент встречи Пречистой Девы Марии с архангелом Гавриилом, который рассказал Марии, что скоро она родит Сына Всевышнего Иисуса. Радостное событие празднуется 7 апреля.
  8. Восьмая икона — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник зависит от дня празднества Пасхи, отмечается ближайшее перед Пасхой воскресенье, на шестой неделе Великого поста. Называется праздник Вербным воскресеньем.
  9. Немаловажна икона Вознесение Господне, описывающая окончание земной жизни Христа и его присоединение к Богу Отцу. Праздник переходящий, отмечается на 40-й день, считая от Пасхи.
  10. Икона День Святой Троицы описывает сюжет из Ветхого Завета, когда триединый Бог спустился к апостолам, дав им множество способностей и умений. Этот день, 50-й от Пасхи или восьмое воскресенье после Пасхи, считается захождением христианской церкви.
  11. Одна из двунадесятых икон описывает явление истинного лика Иисуса трём его ученикам, которым он поведал о будущих его мучениях и смерти во благо всех людей. Праздник Преображение Господне отмечается 19 августа.
  12. Последним праздником в церковном календаре является Успение Богородицы, отмечающемся 28 августа. На одноименной иконе изображена траурная церемония прощания с Богородицей. Над мертвой матерью Иисус держит на руках младенца, ознаменовывающего начало небесной жизни Богоматери. Этот день завершает цикл двунадесятых праздников и дает надежду на светлый и радостный будущий год.

Все иконы двенадцати православных праздников очень важны для истинно верующих. Эти праздники, в отличие от светских, воспитывают дух и очищают разум.

Единственный (кроме местного) ряд, включённый в состав нашего иконостаса – праздничный, состоящий из икон важнейших праздников литургического года. Исследователи считают его одним из наиболее древних чинов. Предполагают, что наряду с деисусом, он начал формироваться ещё в Византии.

В иконостасе Калининградского собора положение праздничного ряда достаточно своеобразно: иконы тондо, располагаются в дуге триумфальной арки. Поскольку весь традиционный спектр праздничных икон не мог быть умещён в её ограниченном пространстве выбор был остановлен на семи сюжетах: Рождество, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Сошествие во ад, Вознесение и Воздвижение Креста Господня. Так выглядит список икон праздничного ряда, составленный в хронологическом порядке. При соблюдении именно такой последовательности, центральным и наиболее высоко расположенным сюжетом должен был стать «Вход Господень в Иерусалим», что не отвечало бы художественным задачам — икона этого праздника имеет ориентированное вправо движение, ей не свойственна симметрия, которая важна в композиции иконостаса. Кроме того, сюжет «Входа в Иерусалим» не удовлетворяет смысловым задачам центральной иконы, которая должна нести важную семантическую нагрузку, связанную с осуществлением спасения, явлением Царства Небесного, а также литургически обоснованную.

Перед иконописцами встала проблема центра композиции. Поскольку решить её, сохранив наиболее распространённое, хронологическое расположение сюжетов не удавалось, предстояло выбрать иной принцип компоновки икон. Календарная последовательность, имеющая не меньшую популярность в древнерусских иконостасах, также не удовлетворила иконописцев. В результате был выбран иной — художественно-эстетический принцип, связанный с созданием гармонии через симметрию и уравновешивание объёмов. Этот принцип вполне допустим, поскольку красота и гармония – важнейшие качества церковного искусства, имеющие не только эстетическое, но и смысловое значение. Красота – одно из имён Бога.

Попытаемся проследить логику, которой руководствовались мастера при компоновке праздничного чина нашего иконостаса. Направленность движения в иконе Входа в Иерусалим продиктовало перемещение этого образа в левую часть арки, на третье от начала место. Это позволило сохранить хронологию евангельских событий в первой части ряда. Однако простой обмен местами икон «Преображения» и «Входа в Иерусалим» не удовлетворил иконописцев. Несмотря на соответствие иконы Преображения композиционным задачам центрального образа (икона имеет симметричную композицию), с точки зрения значимости она также не смогла претендовать на центральное положение в ряду праздников.

В полных иконостасах приближенное к центру место, как правило, занимает сюжет Распятия, но в нашем случае этот образ включать в иконостас не планировалось. В его отсутствии выбор, вероятнее всего, должен был пасть на икону «Сошествие во ад», которая является образом главного христианского праздника – Пасхи. Но в иконостасе Кафедрального собора образ Сошествия мы видим расположенным на шестой позиции, центральное же место занимает икона «Вознесение Господне». Действительно, только это изображение из написанных для нашего иконостаса обладает абсолютной композиционной симметрией, усиленной фронтальным расположением центральных персонажей — Богородицы и возносящегося Христа, а также направленным в центр разворотом двух групп апостолов. Но неужели выбором иконы Вознесения в качестве центральной (и самой верхней) иконы решаются только эстетические задачи?

Образ «Вознесение» — отображает события сорокового дня по Пасхе, когда в присутствии двенадцати апостолов и Богородицы, собравшихся на горе Елеонской, Христос в сиянии славы вознёсся на Небеса. Вознесением завершилась Миссия Христа на земле. Этот день ещё и завершение Пасхи — Пятидесятница.

Кроме того, сам сюжет, изображающий Христа возносящимся в небесные сферы (на всех других праздничных иконах нашего иконостаса Христос изображён либо стоящим на земле, либо нисходящим – иконы «Сошествие во ад» и «Крещение Господне»), располагает к тому, чтобы поместить его в самой верхней части иконостаса. Подобное высокое положение сцены Вознесения можно наблюдать в ряде древних памятников.

Ещё одна причина расположения иконы Вознесения именно в этом месте иконостаса, может быть связана с особенностью её композиции: очертания горок и фигур апостолов, воспроизводят форму евхаристической чаши. Причём верхней её части усвоен золотой цвет фона (символ нетварного Божественного света), тогда как основание и стоян оказались земляных оттенков, что, вполне соответствует значению частей потира. В «чаше» помещена фигура Христа, что в ещё большей степени соотносит настоящую икону с образом евхаристического сосуда, вместилища Тела и Крови Спасителя. Разместив в центральной и наиболее высокой части алтарной преграды икону с чашеобразной композицией, иконописцам удалось акцентировать литургическую семантику иконостаса, в программе которого отсутствует икона Тайной вечери, или Причащения апостолов.

А при отсутствии в иконостасе Деисуса, на центральную икону возложены ещё и функции восполнения образного строя этого важнейшего чина. Ни одна из праздничных икон в такой мере как «Вознесение» не приближается к решению этой задачи. Только в иконе этого праздника, как и в центре деисусного ряда, Христос представлен восседающим на Престоле, с благословляющим сложением рук. Богородице и апостолам только здесь преданы жесты адорации, что может указывать на их молитвенное предстояние Спасителю.

Таким образом, выбор «Вознесения» в качестве центральной и самой верхней иконы, имеет не только эстетическое, но богословское обоснование.

Обратим наше внимание на расположение других икон праздничного ряда. Как уже было сказано выше, первые три из них, находящиеся в левой части арки, в результате перемещений, не утратили хронологического порядка: «Рождество Христово», «Крещение», «Вход в Иерусалим». Иконы правой части ряда усвоили следующую последовательность: «Преображение», «Сошествие во ад» и «Крестовоздвижение», — что также составляет отражение развития событий во времени. Таким образом, икона Вознесения словно делит ряд на две части, каждая из которых в отдельности представляет сюжеты в хронологическом порядке.

Настоящее расположение икон поддерживает ещё и эстетический принцип, выраженный в композиционной симметрии. Наиболее заметно он нашёл проявление в расположенных на одном уровне иконах «Крещение» и «Сошествие во ад», чашеобразные композиции которых выглядят практически идентично. Композиционное уподобление двух икон не лишено смысловой обоснованности: в образе Крещения Христа – начала Его служения, есть также и прообраз Его жертвы. Форма чаши, образованная очертаниями гор и водами Иордана, в которые входит Господь, представляет «образ жертвенной чаши,…образ искупительной смерти Спасителя». Это является подтверждением слов Иоанна об Иисусе: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29). Не случайно в иконе нашего иконостаса в водах Иордана изображён именно крест, а не аллегорические фигуры, которые в русской иконописи встречаются гораздо чаще.

Иконы Рождества и Крестовоздвижения также составляют симметрично расположенную пару. Можно заметить, что пропорциональные соотношения золотого фона и изображений в двух иконах почти одинаковы. Обе они многофигурны, обе имеют в качестве фоновых объектов архитектурные сооружения, причём если в иконе Воздвижения креста Господня изображение Храма вполне традиционно, то в «Рождестве Христовом» привычная пещера обретает очертания палатки, словно специально для того, чтобы уравновесить изображение храма на иконе Крестовоздвижения. В семантическом плане сопоставление этих двух образов, отображающих два крайних события праздничного ряда, также представляется логичным. Храм является домом Божиим, ну а Вифлеемская пещера стала первым земным домом Спасителя.

Среди расположенных на одном уровне икон лишь «Вход в Иерусалим» не составляет художественно обоснованную пару с иконой «Преображение». Кроме того, их последовательность внутри пары оказалась нарушенной: Преображение совершилось прежде, чем Христос вошёл в Иерусалим. Зато смысловая взаимосвязь парных икон и здесь присутствует. «Осанна!» — приветствовали Христа жители Иерусалима. Они прославляли Небесного Царя, но видели в Нём лишь царя земного. А мы знаем, как тщетна земная слава… Четыре дня спустя та же толпа уже скандировала: «Распни Его!». Преобразившись на Фаворе, Христос явил ученикам свою Небесную Славу – ту, которая не перестаёт…

Внимательные прихожане уже обратили внимание, что у всех икон праздничного ряда нашего иконостаса отсутствует опушь – тонкая полоса красного, коричневого, иногда зелёного цвета по краю иконы. Она часто воспринимается как обычная декоративная рамка, но в иконе каждая деталь наполнена своим смыслом. В. С. Кутковой называет опушь «огненной границей, обозначающей конец одного мира и начало другого…, запрещающей человеку входить в сакральное пространство святого образа». Дело в том, что роль опуши должны были выполнять выделенные цветом края углублений, в которые планировалось поместить иконы. Однако при расчете диаметра икон произошла ошибка, и они оказались несколько большего размера, чем приготовленные для них ниши, в результате чего декоративные обрамления были полностью закрыты. Окантовка проходит лишь по краю всего праздничного ряда, возможно, по стечению обстоятельств, именно она и выполняет роль опуши. В древних иконостасах нередки случаи, когда весь ряд обводился одной общей опушью, поскольку весь он трактовался, как единая икона, отдельные сюжеты которой одинаково важны для спасения. В иконостасе калининградского Кафедрального собора это семантическое обоснование не было продумано заранее – помещение всех икон праздничного ряда в общую окантовку стало следствием несогласованности действий отдельных мастеров. Но иконопись всегда мыслилась как соборное делание, осуществляемое под водительством Божиим. Возможно, именно так проявился Промысел, логически завершивший созидание целостного образа праздничного ряда в нашей алтарной преграде.

Языкова И. К. Храм свв. Бесср. Космы и Дамиана. Наш иконостас. http://damian.ru/

Кутковой В.С. Краски мудрости. М.: Паломник, 2008. – С. 94.

Инна Аполонская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *