Предадут анафеме

Рубрика: Основы веры, Церковный этикет

О церковном понятии анафемы

Ни одно другое решение Церкви не вызывает такого отклика в светском обществе, как анафема. Одни возмущаются отсутствием «любви к ближнему” у церковной власти. Другие считают анафему проявлением отсутствия толерантности и средневекового варварства. Третьи предполагают, что анафема – это проклятие. Все эти мнения объединяет лишь одно – они демонстрируют непонимание истинного значения отлучения от Церкви. Высказывающие их люди считают, что такие решения никак не могут сочетаться с истинной христианской любовью.

Чин анафемы в День Торжества Православия

В Ветхом Завете слово «анафема” истолковывалось как заклятие и было одним из правил ведения войны. Как повествует «Книга Чисел” (гл. 21), воины должны были свою добычу посвятить Богу. Это производилось путем полного уничтожения материальных предметов и живых существ. Отступление от правила считалось кощунством и наказывалось. Хотя заклятие использовалось не всегда, например во время завоеваний закон не действовал.

Во время жизни Иисуса Христа отлучению от Синагоги подвергались последователи Спасителя (Ин.9:22). Апостол Павел отлучал от Церкви, ожидая второе Пришествие Спасителя:

«Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа” (1Кор.16:22).

Маран-афа переводится с арамейского как «Господь близко” и указывает на будущее пришествие Господа. Ведь только Бог может вынести окончательный приговор грешнику.

Анафема как высшая мера наказания

Анафема (от греческого глагола «отлучать”) является высшей мерой наказания церковной власти за тяжкие преступления. Чаще всего предают анафеме за измену Православию, раскол, впадение в ересь. Также анафематствуют за мятеж и измену Родине. Отлученный человек перестает быть членом Церкви, не имеет права участвовать в таинствах. За него не совершается церковная молитва. То есть человек полностью передается на суд Божий.

Протоиерей Максим Козлов объясняет:

«В церковном значении анафема – то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует о следующем. Данный человек, пусть даже и именует себя христианином, своим мировоззрением и поступками сам удостоверил – к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения”.

Анафема – это не проклятие. За что предают анафеме?

Если использовать светское определение (анафема – церковное проклятие), то можно запутаться в сущности отлучения от церкви. На самом деле первые упоминания об анафеме в христианстве встречаются в посланиях апостола Павла:

«Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема” (Гал.1:9).

То есть все те, кто относились к Иисусу Христу как к мудрому человеку и учителю, а не как к Сыну Божьему, предавались анафеме.

В 325 году на Никейском Вселенском Соборе анафеме был предан еретик Арий (пресвитер Александрийской церкви). Он был убежден, что Сын Божий не равен Богу-Отцу. Так же Церковь поступила с Несторием (патриархом Константинопольским). Он вводил в заблуждение верующих, утверждая, что Иисус Христос был человеком, в котором пребывал Бог. Божественная и человеческая природа в Нем якобы существовали раздельно, самостоятельно.

Также анафеме были преданы иконоборцы в VIII веке. Они боролись с идолопоклонством, к которому относили и иконы. Иконоборцы придерживались мнения, что Бога никто не видел, поэтому изображать Его нельзя. Христиане, которые считали догматы Церкви неверными и впадали в ересь, отлучались от Церкви Христовой.

В 842 году впервые отмечался праздник Торжества Православия. В этот день же был совершен первый чин анафематствования. Все ереси и их последователи были преданы анафеме. Этот чин совершался до 1917 года в первое воскресенье каждого Великого поста. В наши дни этот чин не считается обязательным, но может совершаться по решению местного архиерея.

«Данный чин в качестве общецерковного на сегодня не восстановлен. Это представляется разумным, поскольку он нуждается в уточнении применительно к нынешней церковной ситуации. Какой резон предавать анафеме несуществующих ариан или преемников тех же несториан? Сегодня россияне буквально стонут от вакханалии враждебных Православию тоталитарных сект, псевдохристианских «учений» и лжехристов?” (протоиерей Максим Козлов).

Анафема – что это значит?

Итак, анафеме предают только глубоко заблуждающихся в вероучении людей. Этот крайний шаг свидетельствует о том, что «бывший” христианин не желает отступать от своих вероотступнических и враждебных Православию убеждений. Но анафема не является бесповоротным актом, который навсегда закрывает дорогу к Церкви и спасению. Для того, чтобы стать членом Церкви необходимо публично принести покаяние за содеянные прегрешения. И если церковная власть будет убеждена, что человек действительно раскаивается и он не опасен в своих суждениях для верующих, анафема снимается.

К сожалению, в истории Церкви нет покаявшихся в своих заблуждениях основателей той или иной ереси. Однако на Халкидонском соборе в 451 году была снята анафема с блаженного Феодорита и епископа Ивы Эдесского (последователи несторианства).

Кого предавали анафеме в России

В конце XV века в чин анафемирования в Русской Православной Церкви входили «жидовствующие». В XVII веке были преданы анафеме самозванцы и мятежники, как «Гришка Отрепьев”, «Стенька Разин”, а также раскольники Аввакум (Петров) и его последователи.

Одним из печальных примеров анафемы был гетман Иван Мазепа – врага государства. Его отлучение было следствием измены Родине – гетман объединился с шведским королем Карлом XII во время Северной Войны. В те времена церковная и светская власть были тесно связаны друг с другом. Считалось, если кто-то восставал против власти государства, восставал и против Православия.

Анафеме также были преданы старообрядцы-раскольники, которые не согласились в реформой Патриарха Никона, проведенной в 1652-1658 годах. Нововведения подразумевали изменения в в богослужебных книгах, а также некоторых обрядах. Например, совершать крестное знамение стали не двумя перстами, а тремя. Патриарх считал, что русский обряд должен быть таким же, как греческий. Были предприняты бескомпромиссные меры по введению нового порядка. Это привело к несогласию со стороны некоторых верующих. Их впоследствии назвали старообрядцами и отлучили от Церкви.

Но в 1971 году Поместным собором Русской Православной Церкви анафемы были сняты. Это единственный случай, когда Русская Православная Церковь приняла решение об отмене анафемы.

Анафема Льва Толстого

Наиболее горячие споры будоражили умы верующих в случае анафемы великого писателя Льва Николаевича Толстого. Но насколько велик был его писательский талант, настолько он был горделив. «Очень горд” – сказал изможденный старец Амвросий (Оптинский) после тяжелого разговора с Львом Николаевичем. Писатель представлял Бога как некоего Абсолюта. Не верил в Богочеловека Иисуса Христа и отвергал догмат о Святой Троице. Толстой не признавал таинства, особенно Причастие. А также крайне негативно относился к Церкви, презирал иконы.

Святитель Феофан Затворник писал о Толстом:

«В его писаниях — хула на Бога, на Христа Господа, на Св. Церковь и её таинства. Он разрушитель царства истины, враг Божий, слуга сатанин… Этот бесов сын дерзнул написать новое евангелие, которое есть искажение евангелия истинного”.

Праведный Иоанн Кронштадтский о Толстом:

«Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения… Невоспитанность Толстого с юности и его рассеянная, праздная с похождениями жизнь в лета юности, как это видно из собственного его описания своей жизни, были главной причиной его радикального безбожия; знакомство с западными безбожниками ещё более помогло ему стать на этот страшный путь, а отлучение его от Церкви Святейшим Синодом озлобило его до крайней степени, оскорбив его графское писательское самолюбие, помрачив ему мирскую славу… о, как ты ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны…”

Льва Толстого предали анафеме в начале 1901 года.

Современные примеры анафемы

Был предан анафеме бывший священнослужитель Александр Осипов (1911 – 1967). Он имел профессорскую степень и преподавал в Ленинградской духовной семинарии, служил в сане протоиерея. Но в 1950 году отрекся от Бога, снял с себя священнический сан и с 1959 года открыто пропагандировал атеизм. Был соавтором известной книги «Настольная книга атеиста”. В конце 1959 года был предан анафеме.

Бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко) – еще один трагичный случай анафемирования. Его отлучение от Церкви произошло из-за стремления получить всю полноту церковной власти в Украине. Призывам Русской Православной Церкви покаяться один из самых влиятельных архиереев РПЦ советских времен не внял.

В результате в 1997 году:

«Освященный Архиерейский Собор на основании 28-го Апостольского правила, гласящего: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви», а также 14-го правила Сардикийского Собора, 4-го правила Антиохийского Собора, 88-го правила святого Василия Великого отлучил монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой” (официальный сайт Московской Патриархии).

Метки: анафема что это, анафема что это значит, анафема это, предать анафеме что это, что такое анафема

У этого термина существуют и другие значения, см. Анафема (значения).

Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать») — изначально — жертва Богу по данному обету, посвящение Богу; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

В русском языке имеет несколько значений:

  1. Отлучение христианина от общения с верными и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.
  2. Торжественное публичное отречение от своих прежних религиозных заблуждений в Чинопоследовании соединяемых из иноверных к Православной церкви.
  3. Проклятие (устаревшее).
  4. В русском просторечии употреблялось как бранное слово; имеет производное прилагательное анафемский, в современной речи практически не употребимое.

Согласно «Православной энциклопедии» (2000), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с «отлучением» (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение христианина из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также «малым отлучением», оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу».

Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:1 971 5 717 9 860
  • ✪ Что такое анафема?
  • ✪ АНАФЕМА ЭКУМЕНИЗМУ!
  • ✪ Twenty One Pilots TUESDAY — Anathema Explanation

Субтитры

Люди, далекие от религиозной обрядовости, нередко путают понятия «анафема» и «проклятие». На самом деле это две разные вещи. Проклясть может любой человек. Для этого достаточно просто произнести соответствующее выражение, вложив в него максимум негативной энергетики. Анафема — прерогатива исключительно церкви. Да и смысл у нее совсем иной, нежели у обычного проклятия.

Трактовка понятия

Как и многие церковные термины, существительное «анафема» имеет греческие корни. В древнегреческом языке существовало слово «ἀνάθεμα», которое в переводе обозначает «отлучение». В языческие времена так называли обряд изгнания из общины одного из ее членов, совершившего особо тяжкое преступление. Позднее эту традицию переняла Христианская Церковь.

В Православной Энциклопедии 2000 года «анафема» определяется как «великое отлучение, которое может применяться лишь к членам Церкви». Соответственно, Церковь может лишать отлученного только тех благ, которыми сама заведует. Это касается участия в богослужениях, причащения таинств, возможности исповедоваться и получать прощение грехов, после смерти — шанса попасть в рай.

Протоиерей Максим Козлов в интервью корреспонденту газеты «Труд» объяснил, что преданный анафеме грешник полностью отдается Церковью на Суд Божий. С момента отлучения этот человек больше не имеет ни защиты, ни попечения Церкви. Священнослужители — духовные пастыри — больше не станут его направлять и молиться за него Господу.

Даже если грешник после отлучения называет себя христианином и продолжает молиться, на деле он больше не принадлежит к Христианской Церкви и не имеет права на ее заступничество. В этом суть анафемы.

Кого предавали анафеме

Термин «анафема» довольно часто используется в литературе, а порой и в повседневной жизни. Иногда люди в гневе говорят это слово, даже не понимая его истинного значения. Несмотря на все это, процедура «великого отлучения» за всю историю Церкви проводилась не так уж часто.

Анафема — это самая крайняя мера. Священники, как духовные пастыри, несут ответственность за все стадо. Отлучение даже одной «заблудшей овцы» — это серьезное действие. Церковь буквально снимает с себя ответственность за спасение души грешника.

Анафеме предают за самые тяжкие грехи: преступления против веры, иконоборчество, церковный раскол, ересь. Так, в 325 году были преданы анафеме все адепты ереси арианства. В 518-ом таким же образом наказали епископа Северия Антиохийского, распространителя евтихиевой ереси. В 1666 году отлучили от Церкви всех старообрядцев.

Несмотря на то, что анафема обычно налагается на людей, имеющих непосредственное отношение к Церкви и вере, история знает случаи применения ее и к мирянам. В числе отлученных — Степан Разин (1671), Иван Мазепа (1708), Ленин (1970).

Процедура отлучения

В отличии от обычного мирского проклятия, анафема требует соблюдения определенного ритуала. Существует 3 степени отлучения: 1 — от святых таинств (нельзя бывать в церкви на богослужениях, причащаться, исповедоваться); 2 — от таинств, молитв и духовного общения с другими верующими; 3 — полное отлучение, изоляция от любого общения с христианами.

Первые два варианта относятся к так называемому «малому отлучению». Его налагают на провинившегося монаха или священника высшего чина временно. Обычно малое отлучение становится карой за такие грехи, как воровство, прелюбодеяние, взяточничество и пр. Полное отлучение является окончательным наказанием за самый тяжкий грех — вероотступничество.

Каноническая процедура наложения анафемы (великого отлучения) оформилась приблизительно в 340 году. Это событие приурочивают к Гангрскому собору, который созвали из-за возникновения ереси Евстафия. Борьбой с этим раскалывающим Христианскую Церковь явлением и было вызвано создание канона ритуала отлучения.

Полное отлучение провозглашается публично во время церковного собора. Изрекает анафему после детального обсуждения и вынесения решения специальный уполномоченный орган — собор архиереев или синод. Для случаев исключительной важности собирают Вселенский Собор.

Анафему грешник может получить как при жизни, так и после смерти (как было с Лениным). Во втором случае душа отлученного лишается права на поминовение. О великом грешнике больше не молятся, не читают поминальных служб.

Возможно ли снятие анафемы?

Великое отлучение считается окончательным, самым страшным наказанием человека, совершившего такой грех, который может отпустить только Господь по Его милости. И все-таки в истории были случаи, когда анафему снимали.

Согласно той же Православной Энциклопедии, это возможно в случае, если грешник покаялся, отказался от своих заблуждений или ереси и пожелал вернуться в лоно Церкви. Интересный случай, иллюстрирующий это правило, произошел в 1964 году в Иерусалиме.

Тогда папа Павел VI и константинопольский епископ Афинагор сняли друг с друга анафемы, которые наложили за несколько лет до этого. Такой «полюбовный» исход непримиримой вражды объясняется просто: священники встретились и после долгих обсуждений достигли политической договоренности.

С князем Дмитрием Донским произошел и вовсе курьезный случай. В XIV веке за антицерковную деятельность его предал великому отлучению митрополит Киева Киприан. В XX столетии безо всякого снятия анафемы Донского причислили к лику святых на соборе 1988 года.

Анафема. Этим древним церковным термином в наше время любят часто жонглировать светские журналисты, когда имеют задачу упрекнуть Церковь в жестокости, потере евангельского духа и т.п. Да и современные верующие люди часто соблазняются, когда слышат об анафеме.

Оно и не удивительно, ведь начиная с Большой Советской Энциклопедии и заканчивая современными Википедиями, слово «анафема» нам упорно трактуют как «изгнание, проклятие». Действительно ли это так? Комментирует протоиерей Владимир Ровинский.

Как понимает анафему сама Церковь?

Дело в том, что Церковь — живой организм. Сердцевиной и Главой этого Богочеловеческого организма есть Христос. Как и всякий живой организм, Церковь имеет способность и необходимые механизмы, чтобы постоянно себя восполнять и обновлять, но вместе с тем, здесь необходимы и другие механизмы — отторжения мертвых клеток и самоочищения.
Так вот, нам всем в той или иной мере знакомы священнодействия (в Церкви они называются Таинствами), благодаря которым сама Церковь растет и обновляется. Это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Соборование. И даже таинства Венчания и Священства играют в этом процессе ключевые роли. Таинства — это средства не только количественного роста церковного организма, но и качественного. И этот процесс называется освящением, преображением и обожением каждого церковного члена, каждой клеточки этого организма.

А что мы знаем о самоочищении Церкви?

Прежде всего заметим, что Церковь очень бережно относится к своим членам. Забота о здоровье каждой клеточки — главная задача Церкви. Здесь состояние болезни называется грехом. Грех — болезнь заразная, можно сказать, инфекционная. Она опасна не только для самого больного, но и для окружающих его.

В борьбе с грехом первым и главным средством является покаяние. Чтобы покаяние было более действенным, Церковь через пастырей нередко предписывает кающемуся своеобразное лекарство-катализатор — епитимию.

Заметим, что грех, как и любую другую болезнь, нельзя излечить без непосредственного участия больного, его доброй воли и искреннего желания быть здоровым.

Случается, что болезнь требует не только усиленного лечения, но и изоляции больного. Понятие карантина нам всем известно. В Церкви такое явление называется отлучением. Отлучение, как правило, имеет временный характер, пока болезнь не станет угасать. Мирян на определенное время отлучают от участия в Евхаристии, а священнослужителей — от совершения священнодействий.

Как и в каждом живом организме, среди членов Церкви случаются духовные болезни, подобные раковым

Да, ереси, расколы, лжеучения вполне сопоставимы с раковыми опухолями на церковном теле. И пусть никто не смущается, что в Богочеловеческом организме и такое возможно. Это лишь еще раз косвенно свидетельствует, что Церковь жива. Но как и всякий нормальный организм, Церковь должна иметь свою иммунную систему, защищающую ее от заражения.

Что же происходит на этой стадии духовной болезни того или иного члена Церкви. Во-первых, под действием гордости, эгоизма, самонадеянности такой член — клеточка церковного организма начинает мутировать, видоизменяться. Он не способен более выполнять свои функции, не соответствует своей роли и предназначению. По сути, для церковного, как и любого другого организма, эти клетки являются мертвыми. Но если бы они были просто мертвы. Нет, это не так!

Эти больные члены, во-вторых, начинают быстро делиться, расти количественно и все более деградировать качественно. Они способны стремительно заражать болезнью соседние клетки и угрожать целому организму.

Что делать? Да, сначала химиотерапия, потом облучение. Но если и это не помогает — операция по отторжению.

В Церкви такое отторжение получило название анафема

Анафема слово древнегреческое (от ana – далеко; tihein – ставить). Его использовали еще апостолы, когда предостерегали о последствиях духовных болезней среди первых христиан. «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16, 22), — говорит апостол Павел коринфянам. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (1 Гал. 8), — повторяет апостол галатам.

Апостолы в таком свидетельстве об отделении от Церкви тех, кто сам себя уже отделил, опирались на учение Христа: «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и… повеждь Церкви», «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Впрочем, История Церкви свидетельствует, что только в крайних и редких случаях провозглашалась анафема

А когда уже были употреблены все другие средства для врачевания, не с целью наказания, а последнего средства для вразумления отпавшего и воспитательного акта ему сочувствующих, провозглашалась анафема.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий так пишет об анафеме: «Но как ясно вручил Господь апостолам и их преемникам право и власть крестить и таким образом вводить в Церковь достойных, так точно ясно же уполномочил Он их и отлучать от нее недостойных».

В Православии укоренилась традиция, что засвидетельствовать об отпадении от Церкви согрешающих, которые впали в ересь или раскол, т.е. провозгласить анафему, может только церковный собор.

Епископ Никодим Милош в толковании на 5 правило святых апостол так объясняет, что такое анафема:

«Совершенное исключение из церкви или большое отлучение (παντελής άφορισμός, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т. е. теряет:

а) право общей молитвы с верными,
б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии,
в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и
г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти.

С лицом, подвергшимся полному отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения».

Как видим, анафема не есть проклятие. Это и не акт, закрывающий путь к возвращению в Церковь

Если отпавший будет способен на покаяние — анафема может быть снята.

Одной из последних достаточно известных анафем была провозглашенная в 1997 году архиерейским собором Русской Православной Церкви анафема своему бывшему иерарху Филарету (Денисенко). К тому времени, в ожидании покаяния и обращения, монах Филарет был лишен всех степеней священства и предупрежден о возможных последствиях его раскольнической деятельности. Однако он продолжал совершать «богослужения», лжехиротонии. В соборном постановлении сказано, что «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон Православию. Ссылаясь на апостольские и святоотеческие правила, собор вынес определение: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

В завершение следует сказать, что провозглашая анафему, Церковь всегда руководствуется законом любви. Она всегда применяет апостольский принцип: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня» (Иуд. 1, 22-23).

Протоиерей Владимир Ровинский

В первое воскресенье Великого Поста после Божественной Литургии традиционно совершается Чин Торжества Православия, установленный в IX веке в память окончательной победы над ересью иконоборчества. С текстом анафемы можно ознакомиться .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *