Предопределено

У каждого своя звезда, своя дорога, отмечают философы и поэты. Люди издавна стремятся познать тайну: предопределена ли судьба человека? На этот счет существуют самые разные концепции.

Судьба — совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены.

Что такое судьба

Это протяженная во времени цепь изменяющихся жизненных обстоятельств, событий и поступков, которые обуславливают характер, социальный статус и личную жизнь человека. Такое понимание важной категории мировой культуры в полной мере применимо и к отдельным социальным группам, народам, государствам. События являются результатом реакции людей на воздействие внешних факторов.

Первоначальные представления о том, что такое судьба (по латыни fatum — фатум), у разных народов были удивительно схожими. Древние скандинавы верили во всемогущество трех богинь-сестер Норн — ткачих, посылавших людям небесные предначертания. У античных греков жизнью повелевали мойры, тоже прядильщицы. Богиня Лахесис отмеряла длину нити, Клото пряла ее, а слепая Атропос перерезала.

У древних славян, которые не могли объяснить явления природы, также существовала вера в многобожие. Интересно, что слово «бог» изначально имело другое значение — «доля». Считалось, что при рождении каждому человеку уготована своя участь: добрая, счастливая или, наоборот, злая, лихая доля.Судьба приносит человеку и хорошие, и плохие плоды.

Позже это понятие персонифицировалось в 2 женских антипода. Появились Среча (встреча) и Несреча (невстреча). Среча представлялась русичам в образе молодой красавицы с прялкой. Из ее рук вилась золотая нить жизни. Богиня придавала сил в тяжком труде на сельской ниве, приносила радость в дом. Несреча же рисовалась в воображении людей сгорбленной седовласой старухой. Она пряла тонкую, легко обрывающуюся нить. Слово «судьба» вошло в древнерусский лексикон лишь с XI в. Причем поначалу оно означало «суд божий».

Что говорят Веды

В индуизме основополагающее понятие — карма. Ее квинтэссенция подробно изложена в ведическом трактате «Упанишады». Карма — божественный закон, согласно которому праведные дела или грехи предопределяют судьбу человека. Либо он обретет счастье, либо будет обречен на страдания. От кармы также зависит реинкарнация — переселение души в новое тело после его смерти.

С прошлым поделать ничего нельзя. Но будущее поддается изменениям. Совершенствуя свое сознание в отрешении от суеты бытия, можно достичь высшей духовной свободы (нирваны).

Что говорят в Древнем Китае

Если индус стремился вырвать свою бессмертную душу из плена бренного мира, то у древнего китайца на первом месте была материальная жизнь. Судьба для жителя Поднебесной — предопределение свыше, которое, однако, можно изменить. Философы Конфуций, Мэн-цзы считали, что внимать многочисленным велениям Неба необходимо, но следовать им нужно избирательно.

Существование судьбы невозможно ни доказать ни опровергнуть с помощью материальных фактов.

Жить надо насущными заботами. Силы человеческие велики, поэтому при необходимости можно идти наперекор судьбе. Главное — не нарушать моральные законы общества. В этом китайское и индуистское учения сходны.

Можно ли изменить судьбу?

На этот вопрос разные ответы дают следующие концепции:

  • теологическая (или фаталистическая);
  • атеистическая (вульгарно-материалистическая);
  • диалектическая.

Приверженность к любой из этих трактовок легко определяется по тому, какие фундаментальные характеристики понятия судьбы признает человек:

  • тотальна она или случайна;
  • познаваема или нет;
  • зависит или не зависит от воли людей.

Некоторые вещи, которые определила для нас судьба, изменить нельзя.

Хотя наука отрицает возможность существования сверхъестественных сил, некоторые феномены она пока не в состоянии объяснить (например, предсказания Ванги, большинство из которых сбылись в самом деле). Болгарская прорицательница предвидела немало трагических событий, природных катаклизмов, губительных для мира. При этом искренне сокрушалась, подчеркивая: то, что она предсказала, изменить нельзя.

От судьбы не уйдешь, уверены фаталисты. Чаще всего это верующие люди. Все изначально предначертано высшими силами, считают они. Однако такие убеждения дают человеку возможность при необходимости благообразно уклоняться от ответственности за свои поступки. Появляется лазейка для списания своего бездействия или неправедных деяний. Легко воспользоваться универсальной формулой: на все воля божья, пути господни неисповедимы…

Эта религиозно обусловленная точка зрения — явная крайность. Вспомним народную мудрость, которая является справедливым возражением фаталистам: «На Бога надейся, а сам не плошай!» Этому правилу в течение столетий следовали и продолжают следовать глубоко верующие люди. Они убеждены: каждый сам должен держать ответ за все свои добродетели и грехи.

Противоположная концепция полностью отрицает существование судьбы. Согласно этому утверждению, все происходящее в жизни человека определяет либо он сам, либо Его Величество случай. Это другая крайность, свойственная атеистам, вульгарным материалистам. В основе такого пагубного отношения к бытию, природе, Вселенной — переоценка человеческих сил, гордыня. Это чревато тяжелыми социальными потрясениями (стоит вспомнить историю нашей страны). Период всевластия воинствующего атеизма привел к духовной отчужденности, распаду СССР и едва не закончился гражданской войной.

В спорах противоборствующих сторон рождается истина. Это диалектическая концепция, которая признает существование предначертанной судьбы лишь как изначальной совокупности жизненных обстоятельств. Они являются объективной данностью в момент рождения человека. Младенец не выбирает себе мать и отца, но благодаря родителям может обрести счастье или, наоборот, стать по их вине несчастным.

Считается, что этот сценарий судьбы пишет Бог, Высшие Силы, и он известен еще до того, как человек появится на свет.

Например, у отпрыска, родившегося в семье американского магната, и у наследника индийского мусорщика из касты неприкасаемых — разные стартовые возможности, разные изначальные судьбы. Но их будущее во многом зависит от них самих. Достоверно описано немало случаев, когда молодой человек с долларом в кармане со временем становился миллионером. И наоборот, когда неслыханный богач проматывал свое наследство, терял все и опускался на самое дно общества.

Изначальную судьбу можно как улучшить, так и ухудшить. Она управляет доброй половиной человеческих поступков, утверждал еще в XVI в. великий мыслитель из Флоренции Макиавелли, однако распоряжаться второй половиной предоставляет нам самим.

В чем у нас есть выбор

Главное — не плыть безвольно по течению, не смиряться с суровыми жизненными обстоятельствами. Человек — создатель собственного счастья. Такова позитивная мотивация социально активного индивидуума.

Каждый выбор меняет дальнейшую жизнь, порой кардинально. Важно, чтобы он был правильным. Сколько ударов судьбы получают люди из-за того, что принимают ошибочные решения!

Хотел быть капитаном дальнего плавания, а по настоянию родителей стал экономистом. В пьяной драке покалечил человека и, оказавшись за решеткой, превратился в бандита. Не хотел иметь детей и на старости лет остался в одиночестве… Прав японский писатель Р. Акутагава, утверждая, что судьба человека заложена в его характере.

Выбор, который заключается в том, как именно жить.

Часто люди страдают не только из-за ошибочных поступков, но и из-за бездействия. Обязан был спасти утопающего товарища, однако побоялся рисковать. Страдал признаками язвы желудка, но вовремя не пошел к врачу. Знал, что сын-подросток связался с подозрительной компанией, однако не придал этому должного значения…

Свобода выбора — ценность, которую трудно переоценить, несмотря на то что она относительна. Ведь порой людей ограничивают непреодолимые обстоятельства. Тем не менее альтернатива существует даже при трагичных обстоятельствах.

Например, у человека, прикованного к постели, есть два выхода из этой ситуации. Один — впасть в уныние, превращая повседневность в ад для себя и родственников. Другой — мужественно принять тяжелый удар судьбы и пытаться противостоять ей, как это сделали Александр Беляев, Николай Островский, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль и многие другие.

Судьба — следствие не случайного стечения обстоятельств, а верных или ошибочных решений. Не стоит ждать счастья как манны небесной. Свое светлое будущее приходится создавать самому. Это непросто, но возможно. Нужно запастись терпением, много трудиться и не терять веры в себя.

Губительно действовать в эмоциональном порыве. Важное решение следует хорошо обдумать. Надо определить, что в данной ситуации главное — отбросить второстепенное и спрогнозировать последствия предпринимаемых шагов.

Как узнать судьбу человека по дате рождения

Нумерологи предлагают сделать такой расчет. Например, дата рождения — 02.03.1990. Сначала следует перемножить числа дня, месяца и года, опустив нули: 2х3х1х9х9=486. Затем цифры произведения нужно несколько раз сложить, чтобы оказалась только одна: 4+8+6=18; 1+8=9.

Значения чисел судьбы:

  1. Под знаком единицы рождаются энергичные деятели. Такие люди совершают открытия, реализуют крупные проекты. Но им стоит опасаться профессионального выгорания и тяжелых болезней.
  2. Рожденные под эгидой двойки терпеливы, проницательны, обладают тонкой интуицией. Такие люди становятся отличными психологами, дипломатами, руководителями, но многие их сторонятся.
  3. Это увлеченные, эмоциональные натуры. Они одарены творческими способностями и часто становятся популярными артистами, музыкантами, журналистами, однако избыток энергии может помешать карьере.
  4. Эта цифра отличает деятельных организаторов, управленцев, координаторов, надежных исполнителей сложных проектов. Судьба благосклонна к «четверкам», если они не позволяют себе лениться.
  5. Под таким знаком появляются люди с разносторонними способностями. Но им необходимы благоприятные условия для реализации возможностей, данных от природы.
  6. Эта цифра может сулить как счастливую, так и печальную жизнь. Доброжелательность, совестливость, жертвенность таких людей нередко загоняет их в опасные ситуации.
  7. Семерка — символ прирожденных интеллектуалов, которые нередко становятся жертвами завистников.
  8. Люди данного знака часто достигают поставленных целей. Это мастера на все руки. Но из-за тщеславности, хвастовства, заносчивости они могут многое испортить в своей жизни.
  9. Под влиянием этого числа на свет появляются романтики, мечтатели. Однако суровая реальность часто разрушает их воздушные замки.

Есть более подробные астрологические прогнозы, с учетом времени рождения человека. Множество таких гороскопов можно найти в интернете, но все они крайне условны. Верить им или нет — дело каждого. Как часто повторяла Ванга, у кого есть ум — пусть поразмыслит…

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis – роковой, предопределенный) – представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы и получает широкое распространение в ранних культурах.

В процессе формирования теистических религий, основанных на вере в единое всемогущее божество, идея судьбы уступает место идее промысла, который, хотя и недоступен человеческому разумению, является, однако, не безличной предопределяющей силой, воплощением воли божества. В монотеистических религиях фатализм предстает как провиденциализм , основанный на вере во всемогущество и всезнание Бога, который, создавая мир, заранее предопределил его судьбы, что нашло отражение в исламе (доктрина джабаристов) и христианстве (августинизм, протестантизм).

В классических формах фатализм предстает в античной культуре, вырастая из мифологических представлений о роке, господствующем и над простыми смертными, и над героями и богами (ср., напр., Софокл, «Царь Эдип», «Эдип в Колоне»). Судьбу нельзя изменить, можно лишь мужественно принять свою участь. В трагедии Эсхила «Прометей Прикованный» (105) Прометей говорит:

…Ведь я и сам

Предвидел все грядущее, и нет

Нежданных бедствий для меня. Я должен

Свою судьбу переносить легко:

Нельзя преодолеть необходимость…

В античной философии наиболее последовательно представления о фатализме проявились в стоицизме. Стоики отождествляли необходимое и целесообразное, полагая, что все события в мире предопределены внутренним законом, имманентным миру (Логос ). Добровольное следование внешней необходимости, по мнению стоиков, является способом избежания принуждения, а значит, условием человеческой свободы и счастья. По словам Сенеки , «желающего судьба ведет, а нежелающего влачит» (Сенека. Письмо к Луцилию, 107). Стоя считает нравственным долгом человека сопротивление слепым силам рока, человек в силах выбирать свою нравственную позицию, хотя изменить порядок вещей он не сможет. В Средние века христианство враждебно относилось к идеям, отрицавшим положение о свободе человеческой воли, без которой была невозможна нравственная ответственность человека перед Богом.

В Новое время с фатализмом смыкаются различные формы философского детерминизма. Так, Спиноза полагал, что в мире господствует необходимость (см. Необходимость и случайность ), обусловленная всеобщей причинностью и отсутствием случайности. В то время как единичные модусы подчиняются внешней причинности, в роли всеобщей причины для всей совокупности модусов выступает непосредственно субстанция, являющаяся причиной и самой себя.

Вслед за успехами механики в эпоху Просвещения складывается причинно-механическая картина мира, принимающая всеобщую каузальность как неоспоримый закон природы. Изначально определенными всей предшествующей цепью причинно-следственных связей признаются не только все явления природы, но и поступки людей, равно как и результаты этих поступков. Согласно Гольбаху, «во всех своих поступках человек подчиняется необходимости… его свобода есть химера» (Здравый смысл. М., 1941, с. 60).

Фатализм нашел своеобразное проявление в теории «вечного возвращения» Ф.Ницше, восходящей корнями к античной мифологии. Для философии и этики 20 в. характерно, скорее, обоснование человеческой свободы и ответственности (Н.А.Бердяев, Ж.П.Сартр). Поппер видел в историцизме, обосновывающем закономерную неизбежность тех или иных исторических процессов, разновидность фатализма. Т.н. бытовой фатализм представляет собой реакцию человека на свое бессилие перед лицом противостоящего ему мира.

Литература:

1. Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990;

2. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение суверенной личности. М., 1995;

3. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1995;

4. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995;

5. Березовский Г.В. От Монтеня к Гольбаху. М., 1996;

6. Cioffaan V. Fortune and Fate from Democritus to St. Aquinas. N. Y., 1935.

К.Е.Новиков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. фатализм — ФАТАЛИЗМ, а, м. Вера в неотвратимость судьбы, в то, что всё в мире заранее предопределено таинственной силой, роком. | прил. фаталистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  2. Фатализм — (от лат. fatalis – предопределённый судьбой, роковой) мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения (См. Предопределение), исключающего свободный выбор и случайность. Большая советская энциклопедия
  3. фатализм — орф. фатализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. фатализм — ФАТАЛ’ИЗМ, фатализма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. fatalis — роковой) (·книж. ). Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить. Толковый словарь Ушакова
  5. ФАТАЛИЗМ — ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба) — представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм) — в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п. Большой энциклопедический словарь
  6. фатализм — фатализм м. Вера в фатум I, в неотвратимость судьбы, основанная на том, что всё в мире предопределено и человек не в силах изменить что-либо. Толковый словарь Ефремовой
  7. Фатализм — Вера в господство в мире и особенно в жизни неизбежного и неотвратимого рока. Фаталистические представления весьма распространены уже в народных мифологиях (см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. фатализм — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где fatalisme — суф. производное от лат. fatalis «предопределенный судьбой», суф. образования от fatum «судьба». Этимологический словарь Шанского
  9. ФАТАЛИЗМ — ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — предопределенный, роковой) — англ. fatalism; нем. Fatalismus. Мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Социологический словарь
  10. Фатализм — Представление о неотвратимой предопределенности событий в мире. Получил широкой распространение в ряде религий и философских систем, например, в стоицизме и исламе Краткий религиозный словарь
  11. фатализм — Фатализма, мн. нет, м. (книжн.). Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить. Большой словарь иностранных слов
  12. ФАТАЛИЗМ — ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis — роковой, предопределенный судьбой) — 1) — философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) — соответствующий поведенческий принцип. Новейший философский словарь
  13. фатализм — ФАТАЛИЗМ м. лат. судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности. Основа исламизма — фатализм. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела. Фаталистическое верованье гибельно для нравственности. Толковый словарь Даля
  14. фатализм — -а, м. Вера в неотвратимость судьбы, предопределение. Это усиление впечатления особенно заключается в основной идее рассказа, которая есть — фатализм, вера в предопределение, одно из самых мрачных заблуждений человеческого рассудка. Малый академический словарь
  15. фатализм — Фатализм, фатализмы, фатализма, фатализмов, фатализму, фатализмам, фатализм, фатализмы, фатализмом, фатализмами, фатализме, фатализмах Грамматический словарь Зализняка
  16. фатализм — Фатал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  17. фатализм — ФАТАЛИЗМ а, м. fatalisme m. Вера в предопределение, неотвратимую судьбу. БАС-1. Предопределение — fatalisme, которое впрочем замечается в одной речи Спасителя, когда он говорит об Искариотском. 1808. В. А. Озеров — А. Н. Оленину. // РА 1869 5 133. Словарь галлицизмов русского языка
  18. фатализм — Рок (в смысле предопределенья) Фаталист — верующий в этот рок, неизбежность судьбы; отрицающий свободу воли человека и ответственность за дела его Ср. Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных дел (т.е. Фразеологический словарь Михельсона
  19. фатализм — ФАТАЛИЗМ -а; м. Вера в неотвратимость судьбы, предопределение. Мрачный ф. Мистический ф. ◁ Фаталистический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  20. Фатализм — (лат. fatalis – роковой < fatum – рок, судьба) – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу, в неизменное божественное предопределение. (от лат. Словарь по культурологии
  21. фатализм — сущ., кол-во синонимов: 3 вера в неотвратимую судьбу 2 вера в предопределение 2 стоицизм 9 Словарь синонимов русского языка



Некоторые люди — фаталисты, они считают, что их судьба написана кем-то до их рождения.
Другие — наоборот, уверены, что в каждый момент времени они совершают сознательный выбор и строят свою судьбу своими сильными и умными руками, управляя и руля настоящим.
Второй вид людей — самый смешной.
Если вы вдруг к нему относитесь, вы что, действительно думаете, что вы выбираете, что надеть утром? Не от погоды это зависит, не от состояния вашего гардероба, не от количества сантиметров на бедрах, в связи с которыми часть вашего гардероба лучше выкинуть подарить, чем носить? Если вычесть из вариантов «свободного выбора» все, что вам тесно, все, что не успели постирать, все, что вышло из моды в позапрошлом году, все, что совсем не по погоде и не по ситуации, окажется, что надеть вы можете что-то одно, или два, но второе хуже, поэтому да, одно.
Все остальные случаи в жизни — та же самая иллюзия выбора.
Вы выбрали свою жену? Да? А женщины стояли вокруг вас как кандидатки на Мисс Мира хороводом из которого можно было выбирать? Или у вас была всего одна единственная девушка, в которой совпало и то, что она нравится вам, и то, что вы понравились ей? Причем совпало не очень, пришлось подстраиваться, но других просто не было. Были те, кто нравились вам больше так же, но вы им были не нужны. Были влюбленные в вас, но вам ненужные. Может быть вам кажется, что вот эта ваша симпатия и есть ваш выбор? Думаете, что вы могли себе приказать не симпатизировать своей будущей жене, но приказали симпатизировать? Вряд ли. Влечение возникло само собой, все сложилось почти без вашего ведома, точнее без вашего волевого, сознательного участия. Вы больше наблюдали себя, чем что-то всерьез делали. Любовь спонтанна, а секс — тот и вовсе область чистой спонтанности. Приказать себе не хотеть еще кое-как можно (и то, если не очень хочется, а так), а вот приказать себе хотеть — точно нельзя.
Каким же образом вы делали выбор?
Может быть вы выбирали себе профессию? Вряд ли вы были талантливы по всем предметам (средним по всеми предметам — это может быть). Будь же у вас талант или просто способности, вы с детства знали, что будете заниматься чем-то вроде этого, а после школы ваш выбор сузился до одного единственного вуза, куда вы хотели и могли поступить. В остальные просто не могли или не хотели, и выбирать было нечего. Если же вы настолько бездарны талантливы во всем, что действительно могли бы пойти и туда, и сюда, наверняка на ваш выбор повлияла не ваша свободная воля, а что-то объективное, внешнее, принудительно. Этот вуз поближе, отрасль немного престижней, есть блат в виде знакомой тети Тани и так далее.
То, что люди называют «личным выбором» чаще всего состоит из одной единственной возможности или двух, из которых одна явно лучше. Или одна лучше, а другая проще, и человек примеряется, стоит ли тратить силы или так сойдет. Несерьезно называть этот унылый подсчет громким словом ВЫБОР.
Если у вас не нулевая рефлексия, вы давно заметили, что в момент, когда все выглядит так, будто вы принимаете решение, решение уже принято. Оно предопределено всем тем, что уже есть: вашими возможностями и объективными обстоятельствами. Возможности ваши очень ограничены, а обстоятельства тем более зависят от кучи внешних вещей, поэтому выбирать вам ничего не приходится. И если у вас до сих пор присутствует иллюзия, что вы — кузнец своего счастья и куете его, совершая решительный и свободный выбор в настоящем, вы просто дурак не слишком вдумчивый и внимательный человек.
Можно ли на основании этого делать вывод, что судьба написана до вашего рождения?
Конечно нет. Кому на хрен интересна ваша судьба? Представьте себе сколько таких бактерий существ как вы рождается в мире каждую минуту. Никому не интересно писать вашу судьбу, вы пишете ее сами, как сценарист, исходя из имеющегося бюджета. Чем скучней написанная история, тем меньше бюджет на следующую серию и хуже эфирное время, а чем меньше бюджет, тем сложней придумать что-то захватывающее. Попробуй придумай экшен на три рубля, если главный герой лысеющий серый воротничок, у которого ворчливая некрасивая жена и хрущевка, но не его, а тещи.
Но главная засада — даже не бюджет, а то, что вы вряд ли имеете представление о главном законе написания своей судьбы.
Знаете его? Нет?
Сейчас открою.
В настоящем никакой выбор уже сделать нельзя, но зато можно на будущее.
Все, что происходит с вами в настоящем, уже предопределено, на 100 или 95%. Но сделано это не кем-то сверху, а вами, в прошлом. В прошлом, где ваше настоящее еще было будущим, вы имели власть и возможность повлиять, выбрать, которыми скорее всего не воспользовались, точнее воспользовались, но наобум, спустя рукава и вслепую.
Вы могли выбрать что-то получше того, чем происходящее с вами сейчас. Но вы были заняты настоящим, то есть уже прошлым.
Вы боролись с тем, что уже было предопределено, вы сопротивлялись и мучились от иллюзии выбора. Вам казалось, что вы можете влиять на настоящее.
Но могли вы влиять только на будущее. Но не влияли. И теперь, когда будущее стало настоящим, вы снова с ним сражаетесь, снова сопротивляетесь и мучаетесь от иллюзии выбора.
Настоящим надо просто жить. Его надо проживать, чувствовать, брать энергию, копить опыт, становиться мудрей и сильней, уклоняться от чрезмерного стресса, закалять себя стрессом умеренным, но не сопротивляться идущей на вас волне. Она вас просто сомнет и накроет. На волну надо просто встать и сохранять равновесие, какой бы большой и злой она ни была, а если встать никак нельзя, сгруппироваться и переждать, либо отклониться чуть в сторону, чтобы убытки были поменьше. Но драться с волной или повелевать ей отступить, будто вы владычица морская, не стоит. Поломает.
Настоящее надо просто проживать, по возможности получая пользу и удовольствие, а все свои волевые усилия и сознательные меры необходимо направить в будущее!
Пока вы боретесь с актуальной волной, новая волна лишь формируется, и вы имеете возможность принять участие в ее формировании, а со временем научиться руководить этим процессом. В последнем случае вы действительно станете автором своей жизни и будете делать сознательный выбор. Но и тогда не в настоящем! А заранее, в будущее.

Помните, какие стихии и психические функции отвечают за прошлое-настоящее-будущее? Я несколько раз приводила эту схему.
Будущее — воздух, ментальный план, план сознания и воли. Настоящее — вода, эмоциональный план, план спонтанности (!) и энергии.
Все кто пытаются рулить настоящим, ограничивают свою спонтанность. Они напрягаются, думают, сомневаются, колеблются, маются, и в результате получают меньшее из того, что могли бы получить. Потоку настоящего надо отдаваться. Не безрассудно, но с минимальным сопротивлением, с прямой спиной, но гибко. Серферы и лыжники вас научат, если вы сами не они. А если хотя бы отчасти они, вы легко перенесете эту схему на правила жизни в настоящем. Настоящее — это поток. Он уже сложился, он сформирован, не боритесь с ним с помощью разума. Телом — да, можете попробовать немного отпружинить, но скорее в виде игры. В спарринге с судьбой лучше подойдет не бокс, а айкидо, надо использовать поток для того, чтобы усилить свой маневр, а не просто биться в него как в грушу. Он намного сильней вас, вы просто человек, а это ФАТУМ, СУДЬБА.
А вот когда речь о будущем, вы и есть — строитель своей судьбы. Пусть вы действуете наобум и вслепую, пишете задней лапой, мало чего понимаете в этом, но вы научитесь это делать лучше, если обратите свой разум туда, а не на борьбу с настоящим.
Вспомните примеры.
Вы не можете выбрать, что надеть сегодня, потому что у вас в гардеробе всего два платья по погоде, но одно вам мало. Но вы можете выбрать, что надеть завтра (через месяц). Вы можете заняться вашей фигурой и выбором одежды на следующий сезон.
Вы не можете выбрать профессию прямо сейчас, вас берут всего лишь на одну вакансию, из всех, куда бы вы хотели пойти. Но вы можете обучиться чему-то сегодня и завтра список вакансий расширится. И сегодня вы не очень-то выбираете чему учиться, список возможностей (и желаний) ограничен, но когда вы научитесь чему-то новому, этот список расширится, ведь вы немного изменитесь.
Что касается жены… Сегодня вы уже не можете выбрать ее. Она такая, какая есть или ее вообще нет. Но завтра ваша жена может стать лучше. Сегодня вы можете делать что-то, что завтра снизит дефолт и жена станет дружелюбней, теплей и игривей. А если вы одиноки, вы можете сегодня выбрать путь изменений и эти изменения завтра дадут вам новые возможности.
Надо быть фаталистом по отношению к настоящему, поскольку это уже — судьба, но надо быть делателем по отношению к будущему, поскольку там — еще не судьба, она только складывается.
Перо скрипит, оставляя в Книге Судеб новую строку о вас и какой будет эта строка, зависит от вас. Сначала в небольшой мере зависит, пока вы только учитесь там корябать писать, но чем лучше вы освоите это самое Делание, тем больше будете влиять на судьбу.
Это, в общем-то, главный секрет алхимии (Великого Делания, делания из себя сознательной проактивной личности, это единственная цель алхимии, если не принимать за алхимию мусор). Надо понимать, где именно происходит процесс изменений. Завтра. А сегодня — пожинаем плоды вчера. С благодарностью, самоиронией и здоровой долей пофигизма их лучше пожинать.
А теперь представьте себе, как выглядят большинство людей.
В будущее они смотрят покорно, как овцы фаталисты, «что будет, то будет» (в тайне ожидая, что кто-нибудь о них позаботится и им подаст). Зато уж с настоящим борются изо всех сил и скалками, и щипцами, и другими пыточными инструментами. Требуют отменить все плохое и дать хорошее, умоляют, негодуют, возмущаются, плачут. Нет, нет, не так, не хочу, другое, не это! Или думают, голову ломают, делают «мучительный выбор». Поздно, расслабьтесь.
Займитесь будущим.
Там все еще расплавлено пока, все в процессе подготовки и можно ваять нужную вам форму. Но вы так захвачены борьбой с настоящим, что вам не до будущего.
Как думаете, почему у людей все наоборот?
А у вас как? Получается делать?

КОММЕНТАРИИ
Задание 1.
1) ПО ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, НАСКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг. («По тому» − предлог с указательным местоимением, «насколько» − наречие пишется слитно)
2) ВПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАКЖЕ регулирует работу надпочечников. («Впоследствии» − наречие пишется слитно; «также» — союз пишется слитно)
3) С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО БЫ из мрачного мира я ТОТЧАС перенёсся в мир другой — солнечный и яркий. («Будто бы» − частица; «тотчас» − наречие)
4) ВПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В. М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО ЖЕ время глубоко гражданское понимание России. («Впоследствии» − наречие пишется слитно; «то же» — указательное местоимение с частицей ЖЕ)
5) Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят ОТ ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, НАОБОРОТ, достаточно удалён от них. («От того» − предлог с указательным местоимением, «наоборот» − наречие пишется слитно) Ответ: впоследствиитакже|такжевпоследствии
Задание 2.
1) ЗАТЕМ он повернул линейку компаса В ТОМ направлении, в котором скрылся мальчик. (Наречие ЗАТЕМ пишется слитно. Предлог В с указательным местоимением ТОМ пишется раздельно)
2) ТО ЖЕ выражение готовности к решительным действиям появилось на лице Артёма, что и при первой нашей встрече, ПРИЧЁМ даже его глаза выражали ту же уверенность. (Указательное местоимение ТО с частицей ЖЕ пишется раздельно: ЖЕ можно убрать или переставить в другое место предложения. Союз ПРИЧЁМ пишется слитно)
3) Я ТОТЧАС направился к Татариновым с таким расчётом, ЧТОБЫ не застать Николая Антоновича. (Наречие ТОТЧАС, союз ЧТОБЫ пишутся слитно)
4) В ТЕЧЕНИЕ некоторого времени Вера получает пылкие и страстные любовные письма от неизвестного ей лица, но ПО-ПРЕЖНЕМУ не придаёт им значения. (Производный предлог В ТЕЧЕНИЕ пишется раздельно. Наречие на -ему ПО-ПРЕЖНЕМУ с приставкой по- пишется через дефис)
5) Онегин, ТАК ЖЕ как и герой Б. Констана, умён, но подчёркнуто равнодушен к окружающим его людям и ПРИТОМ не видит в жизни ничего достойного своих душевных усилий. (Наречие ТАК с частицей ЖЕ пишется раздельно: ЖЕ можно убрать или переставить в другое место предложения. Союз ПРИТОМ пишется слитно) Ответ: тотчасчтобы|чтобытотчас.
Задание 3.
1) В начале мы ТОЖЕ не понимали друг друга, а ВПОСЛЕДСТВИИ очень подружились.
2) Ночью развели огромный костёр НА ВЕРХУ горы, а я попытался всем объяснить, ЗАЧЕМ это нужно было сделать.
3) Он сделал над собой усилие, ЧТОБЫ заснуть, но во сне представилось ТО ЖЕ самое мёртвое пространство с грядами серых туч.
4) Отец, В СИЛУ своего высокого положения, прежде ездил только на машине с персональным шофёром, ОТЧЕГО долго не мог разобраться, как войти в метро и где заплатить за проезд.
5) ПО ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ ЛИ он слово. Ответ: тожевпоследствии|впоследствиитоже
Задание 4.
1) В ТЕЧЕНИЕ нескольких лет М.В. Ломоносов занимался изучением русской истории, а ТАКЖЕ точных наук.
2) Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, ПРИЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО ЖЕ понятие.
3) Притяжение между парой электронов может возникать НЕСМОТРЯ на то, что они находятся далеко друг от друга, ПОЭТОМУ движение электронов в паре становится согласованным.
4) Для композитора, который способен слышать мир ТАК ЖЕ, как художник — видеть его в цвете и формах, музыка — это именно звучание, ТО ЕСТЬ процесс, протекающий во времени.
5) В ТЕЧЕНИЕ недели от брата не приходило никаких писем, НАКОНЕЦ пришла короткая телеграмма. Ответ: несмотряпоэтому|поэтомунесмотря.
Задание 5.
1) Мысль о ЗАГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, В ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.
2) ПО НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако ВПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.
3) Павел Петрович НЕ РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК БЫ извернуться и найти недостающую сумму.
4) ПОНАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но ВСКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.
5) Ветви дерева были настолько красивыми, БУДТО КТО-ТО нарочно изгибал их и не давал расти прямо. Ответ: поначалувскоре|вскорепоначалу.
Задание 6.
1) Исходя из предопределённости, можно НАПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ БЫ отталкивающим или преступным он нам ни казался.
2) Поэт тоскует по гармонии, ТАК КАК она недоступна для него, и именно ПОТОМУ, что в его душе гордыня борется с желанием примирения.
3) И КАК БЫ ни маскировалось зло, добрый, чистый душой человек способен его почувствовать, распознать, а ТАКЖЕ пресечь.
4) В ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ ЖЕ лучшего места, чем отчий край, не нашёл.
5) И ТОТЧАС же хлынул дождь, да такой проливной, какой ЗАЧАСТУЮ бывает только в тропических лесах. Ответ: тотчасзачастую|зачастуютотчас.
Задание 7.
1) В НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая — даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но ВПЕРЁД не идёт.
2) ЕСЛИ БЫ природа могла чувствовать благодарность к человеку ЗА ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
3) Тихо опустилось солнце за горы, выбросило КВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал ТОТЧАС отразил в себе нежную зелень.
4) Андрей Рублёв был ПОИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: ОТ ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник.
5) НИ ЗА ЧТО на свете не соглашалась Маруся расстаться СО МНОЙ. Ответ: кверхутотчас|тотчаскверху.
Задание 8.
1) И, как известно, ПОЭТОМУ ничего в природе нет, ЧТО БЫ ни дышало любовью.
2) В ПРОДОЛЖЕНИЕ всего разговора сестра улыбнулась один раз, ЗАТО её улыбка поразила всех.
3) Этот С ВИДУ тихий и скромный человек ВПОСЛЕДСТВИИ проявил себя как настоящий герой.
4) Я ТОЖЕ опустил руку в воду, ПРИЧЕМ вода показалась мне ледяной.
5) ОТЧЕГО люди не летают ТАК ЖЕ, как птицы? Ответ: тожепричем|причемтоже
Задание 9.
1) Мы решили пойти ПО ЭТОМУ переулку, ПОТОМУ ЧТО он тихий: здесь совсем нет транспорта. (оба слова пишутся раздельно; «потому что» – союз, а «по этому» пишется раздельно, так как это не выражение следствия, здесь предлог «по» и местоимение «этому», которое относится к слову «переулку»)
(2) В ЗАВИСИМОСТИ от ситуации общения люди ведут себя ПО-РАЗНОМУ. («в зависимости от» всегда пишется раздельно; «по-разному» – наречие с приставкой по- и суффиксом -ому пишется через дефис)
3) НЕ ВСЕГДА мы понимаем значение топонимов, ЗАЧАСТУЮ звучащих странно для уха современного человека. («не всегда» – частица «не» с наречием «всегда» пишется только раздельно ; наречие «зачастую» пишется слитно)
4) СЕЙЧАС он стремится добиться своего во ЧТО БЫ ТО ни стало. (слитно пишется наречие «сейчас», заменяющееся сочетанием «на данный момент»; все слова в устойчивом словосочетании «во что бы то ни стало» всегда пишутся раздельно)
5) Заведи будильник, ЧТОБЫ не проспать и встать ПОРАНЬШЕ. («чтобы» пишется вместе, так как заменяется сочетанием «для того чтобы»; «пораньше» – наречие, всегда пишущееся слитно). Ответ: чтобыпораньше|пораньшечтобы
Задание 10.
1) ПО ЭТОМУ пути никто не ездит, ПОТОМУ ЧТО дорога здесь в аварийном состоянии. («по этому пути» – предлог с местоимением пишется раздельно; можно заменить, например, сочетанием «по старому пути»; «потому что» – союз, пишется раздельно)
2) НА ВСТРЕЧУ мы опоздали, хотя ИЗ-ЗА снегопада выехали из дома на час раньше. («на встречу» – предлог с существительным пишется раздельно, так как можно заменить «на деловую встречу», или «на важную встречу», а предлог «из-за» пишется через дефис, он указывает на причину)
3) ИТАК, В ЗАВЕРШЕНИЕ разрешите поблагодарить вас за сотрудничество. («итак» пишется слитно; «в завершение» – предлог со значением «под конец, в качестве завершения», пишется всегда раздельно)
4) ВВИДУ нестабильной политической обстановки поездку в Египет, запланированную нами НАСПЕХ, пришлось отложить. («ввиду» – предлог пишется слитно, если имеет причинное (либо следственное) значение – заменяется словом «из-за»; «наспех» – наречие, пишется слитно)
5) ВДАЛИ от цивилизации ты КАК БУДТО осознаёшь всё несовершенство нашего современного мира. (наречие «вдали» пишется слитно (заменяется «далеко»); «как будто» -– всегда раздельно). Ответ: ввидунаспех|наспехввиду

Предопределение в Библии
Священное Писание говорит о предопределении в разных контекстах. Во-первых, о предопределении в мире природы и истории. Предопределение как замысел, или план Творца, согласно которому в мире происходят все события. Во-вторых, о предопределении в духовном мире — участь падших ангелов. В-третьих, предопределена судьба каждого человека и всего человечества в целом. «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138.16). В-четвертых, о Христе: «От века Он был предопределен принести Себя в жертву» (Деян.17:31). Греческий глагол προορίζω (предопределять) появляется только в Новом Завете: один раз в Деян. (4:28), пять раз у апостола Павла (Рим 8:29,30; 1 Кор 2:7; Еф 1:5,11); в русском переводе он два раза передается глаголом «предназначать» — (1 Кор 2.7; Еф 1.11). Существительное «предопределение» нигде не употребляется, однако встречаются термины: «замысел», «изволение» (πρόθησις, βουλή), предведение (πρόγνωσις), напр.: «избранные по предведению Бога Отца» (1 Петр 1.1); избрание (έхλογή) — «Бог от начала… избрал» (2 Фес 2.13). В Библии нет разработанного учения о предопределении. Однако у апостола Павла это действие Божие является важным элементом его понимания замысла Творца. Апостол Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2.12). Этот антиномичный стих указывает направление, в котором и будет развиваться в истории богословская концепция предопределения.
Идея предопределения тесно связана с доктриной спасения, то есть с вопросом о том, каким образом человек участвует в своем спасении — с помощью своей воли (добрые дела) или только принимая Божественную благодать. Идея абсолютного предопределения впервые появляется у блаженного Августина как реакция против пелагианства, дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Бога. Сам Августин сопровождал своё учение о предопределении различными смягчительными оговорками. Основным текстом Августина о предопределении считается «О предопределении святых».
Блаженный Августин полагал, что первородный грех в корне извратил духовные силы человека, что зло неодолимо для него без помощи Божией. Августин пришел к убеждению, что в деле спасения свободная воля человека не играет существенной или даже вообще какой-либо роли. Свободной воли у человека после грехопадения в строгом смысле вообще не существует. Спасение же совершается исключительно всемогущим действием божественной благодати. Августин опровергал главный тезис полупелагианцев, что человек обретает веру в сотрудничестве с Богом. Такое понимание веры для Августина означало то, что человек присваивает себе то, что принадлежит Богу. Тот, кто хочет выступать «соработником Бога», принижает благодать Божью, желая заслужить ее. Вера есть дар Божий. А если человек не способен сам уверовать, то Бог Сам должен избрать, кому дать веру и кого спасти. А значит, избрание не обусловлено ничем, что Бог мог предвидеть в человеке, ничем, кроме воли Божией. С точки зрения Августина избрание состоит не в том, что Бог предвидел, кто откликнется на евангельский призыв, и тех предопределил ко спасению, а в том, что Бог предопределил неспособных уверовать грешников к тому, чтобы дать им веру и тем самым спасти их.
Пелагианская ересь названа по имени своего основателя монаха Пелагия родом из Британии. Возникла в конце IV века. Пелагий написал ряд сочинений, где утверждал, что неодолимого греха не существует. Пелагианцы проповедовали свободу воли и выбора, по мнению ортодоксальной церкви, преуменьшая тем самым роль Божественной благодати. Отрицали божественное предопределение. Считали, что первородный грех не может иметь принципиального значения для человеческого рода, ибо является личным делом самого Адама, поэтому грехопадение не до конца извратило положительные качества человека и, таким образом, природа человека не является изначально грешной. Пелагианство вызвало в V веке большие споры в Церкви на Западе.
На Карфагенском Соборе 419 года были приняты 8 правил «против ереси Пелагия и Целестия» (правила 123—130 в «Книге правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец»), и пелагианство было окончательно признано ересью. Однако споры о соотношении человеческой воли и благодати не прекратились. В 20-е годы V в. в Южной Галлии, в Марселе появилось так называемое Полупелагианство — учение о благодати и свободе, примыкающее скорее не к Пелагию, а к учителям церкви до Августина, и приближающееся к православному. Полупелагианство особенно распространялось среди монахов, для которых вопрос стяжания благодати при помощи личной аскезы стоял более чем актуально. Представителями этого учения были преподобный Викентий Леринский и Иоанн Кассиан, который учил, что Божественное предопределение одних к спасению, других к погибели основывается не на безусловной воле Божией, а на Божественном предведении, примут люди благодать или нет, то есть Бог избирает людей ко спасению на основании предузнанной веры. Тем самым Иоанн Кассиан предпринял попытку занять позицию между Августином и Пелагием.
Полупелагианцы утверждали, что для первоначального акта веры благодать не нужна. Первородный грех ухудшил изначальную природу человека, но не настолько, чтобы он не мог желать и не мог быть способным после падения делать добро. В то же время полупелгианцы не допускали, чтобы человек мог спастись без благодати. Благодать сообщается человеку только в том случае, когда он прилагает максимальные усилия для того, чтобы стать достойным ее. Такое учение придавало монашеству особый статус, особенно в аспекте его аскетической практики.
По сути, это учение представляет собой православное учение о синергии, 13-е собеседование преп. Кассиана считается классическим его выражением.
В последние десятилетия V века полупелагианство было представлено в лице наиболее выдающегося учителя Южной Галлии, Фавста из Риеца, который одинаково восставал как против Пелагия, так и против опасных заблуждений учения о предопределении Августина. Фавст в своем учении еще менее зависит от Августина, чем Иоанн Кассиан. Он учил о том, что в вере как знании и стремлении воли к самосовершенствованию заключается обусловленная первичной благодатью заслуга; ей сообщается спасающая благодать, и ее совместная с волей деятельность создает истинные заслуги. Вера как первичная заслуга. Полупелагианство было признано правильным на соборе в Арле в 475 году, но на соборе в Оранже в 529 году, одновременно с утверждением учения Августина, полупелагианство было определено как материальная ересь, то есть неумышленное заблуждение в важных вопросах веры.
Одобрение со стороны папы Бонифация II увеличило авторитет постановлений собора в Оранже, с которыми считался и Тридентский собор. Выдвинутые там пункты согласуются с учением Августина, но ясное учение о предопределении отсутствует (предопределение к греху отвергается и предается анафеме), также не отведено достаточно места внутреннему процессу, совершаемому благодатью, который у Августина больше всего подчеркивался. Таким образом, на одном из сложнейших и неоднозначных понятий богословия была поставлена точка. Однако такая неопределенность побуждала богословов делать очередные попытки развития темы предопределения. В средние века появляется учение о двойном предопределении. Готшальк (ум. 868) учил, что существует двоякое предопределение — не только ко спасению, но и к погибели (praedestinatio gemina ad vitam et ad mortem), из чего следовало, как обвиняли его противники, бессилие таинств, добрых дел и бессмысленность повиновения церкви и ее распорядкам. Его учение было признано ересью.
Предопределение в христианстве
Предопределение — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе.
Существа нравственно свободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть несомненный факт. Но так как всё существующее, с точки зрения монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества, то, значит, упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других — ко злу и гибели.
Для разрешения этих споров было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог желает всем спастись, а потому абсолютного предопределения или предопределения к нравственному злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия, или к погибели. Предопределение относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати.
Вопрос здесь решён, таким образом, догматически.
Предопределение в протестантизме и католицизме
Новое развитие концепция предопределения получила в эпоху Реформации. Для Лютера идея предопределения была оборотной стороной учения об оправдании и обоснованием для уверенности в спасении. Лютер, как и другие реформаторы, считал, что можно быть уверенным в своем спасении. И эта уверенность есть признак горячей веры, так как спасение основано не на человеческих способностях, а на верности Божией Своим милостивым обещаниям. «Формула Согласия» побуждает верующих «правильно и с пользой для дела думать или говорить о вечном избрании или предопределении и предназначении чад Божьих к вечной жизни».
Другой великий реформатор Меланхтон в 30-е годы XVI в. отказался от идеи жесткого детерминизма в предопределении. Он настаивал на том, что человек должен принять божественную любовь как свободный дар Бога. Он называет три действующие причины обращения — Слово Бога, Святой Дух и человеческую волю. Эта концепция часто подвергалась критике, поскольку в ней усматривали идею о том, что человек способен содействовать собственному спасению.
Позднее лютеранство оставило в стороне взгляды Лютера на Божественное предопределение, изложенные им в 1525 г., и предпочло развиваться в рамках свободного человеческого отклика Богу, а не суверенного Божественного избрания конкретных людей. Для лютеранства конца XVI в. «избрание» означало человеческое решение возлюбить Бога, а не Божественное решение избрать определенных людей.
Основную идею Реформации о бессилии человечества и всемогуществе Бога абсолютизировал Жан Кальвин. Учение Кальвина о предопределении является одним из аспектов его доктрины спасения, которую он считал развитием августинианских взглядов. Кальвин излагает свою доктрину предопределения в третьей книге «Наставлений в христианской вере» издания 1559 г. как один из аспектов доктрины искупления через Христа. Предопределение, по Кальвину, должно рассматриваться в правильном контексте. Оно является не «продуктом человеческих размышлений, а тайной Божественного откровения» («Наставлений в христианской вере»I.ii.2; III.xxi.1-2). Кальвин исходил из понятия об избранничестве человека Богом (ср. Еф.1:4). Вера, деятельное стремление к святости полностью обусловлены не свободой человеческого выбора, но непостижимым и милосердным Божественным избранием. «Природа избрания состоит в том, что чистая благость Бога сделала досягаемым для нас спасение» («Женевский катехизис»). А поскольку Бог вечен, то вечно и это избрание. Поэтому, одни люди предопределены к вечному блаженству, другие — к вечному проклятию. Утверждая абсолютную власть Бога, Кальвин подчеркивает активное участие Бога в творении будущего состояния человека. Предопределение поэтому является «вечным повелением Божиим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим». Человек, существо греховное и непослушное, не отвергнут Богом, но должен уповать на вечное спасение, которое не может быть основано на достоинствах человека. Человек ничего не может сделать для своего спасения. Однако, несмотря на существование предопределения к погибели, человек не может знать, кто избран погибнуть.
Феноменологически можно увидеть только спасающихся — тех, кто уверовал во Христа, — поскольку время спасения каждой личности индивидуально. Кроме того, нет четкого критерия принятия Христа, поэтому уверенность в спасении проистекает из индивидуальной веры в свою избранность. С одной стороны, здесь нивелируется свобода воли, с другой стороны человек (в случае приятия Христа) получает уверенность в своем спасении, а заодно и ослабление чувства ответственности за каждый конкретный поступок. Единственное дело, которое может и должен человек делать (после принятия Христа) — проповедовать Христа, нести благую весть, с помощью чего происходит выявление других избранных, составляющих Божий народ. Реформатская доктрина об избранности и предопределении была ведущей силой экспансии Реформатской Церкви в семнадцатом веке. Доктрина предопределения по Кальвину давала ответы также на вопросы социального порядка. Например, проблема несправедливости в распределении материальных и духовных даров среди людей решалась сведением к Божественному предопределению, которое основано на суверенной и неподвластной человеческому пониманию воле Бога.
Позже в протестантской среде учение Кальвина оспаривалось и критиковалось, однако основной круг проблем и понятий сохранил свою актуальность до сего дня (К. Барт, Р. Нибур). Позже учение Кальвина развивали такие теологи как Петр Мартир Вермигли и Теодор Беза, которые акцентировали тему «избранничества».
В начале XVII в. голландский теолог Якоб Арминий (1560—1609) выступил против основных тезисов Кальвина. В 1610 арминиане обратились к церковным властям с представлением (remonstrantia), которое считается изложением доктрины арминиан, или ремонстрантов. Они выступили против пяти пунктов учения Голландской церкви: 1) о двойном предопределении — к спасению или погибели — в результате свободного акта Божественной воли; 2) о том, что избранный непременно спасется, а осужденный — погибнет; 3) о том, что Христос умер только ради избранных ко спасению; 4) о том, что Бог дает благодать только избранным ко спасению; 5) о том, что получившие спасающую благодать никогда ее не утрачивают. В 1618—1619 реформатский синод в Дордрехте официально осудил учение арминиан. Реформатское социальное мировоззрение в этот период было основано на кальвинистской концепции богоизбранности и «завета благодати». Реформатские общины рассматривали себя как новый Израиль, новый народ Божий, который находится в особых отношениях с Богом — отношениях Завета. Понятие завета как договора человека с Богом с последующим разделением ответственности (верность человека Богу и верность Бога Своим обетованиям) дает широкие основания для дальнейших социально-политических преобразований в протестантском обществе (напр., понятие общественного договора Гоббса и т. д.).
Католическая реакция на протестантское учение о предопределении была явлена на Тридентском соборе.
На шестом заседании Тридентского собора 1547 г. был утвержден Декрет об оправдании. Тридентский собор настаивал на том, что «никто не может знать с определенностью веры, не подверженной ошибкам, получили ли они благодать Божию или нет». По теме предопределения собор в общем подтвердил определения Оранжского собора 529 г.
Восточная церковь миновала полемику вокруг предопределения Св. Иоанн Златоуст подменяет понятие предопределение понятием «предвидение» Бога, затем Иоанн Дамаскин учит о том, что «Бог все предвидит, но не все предопределяет». В Восточной традиции закрепилось воззрение о том, что Бог хочет спасения всех людей, однако Он не определяет их ко спасению, оставляя, таким образом, место для свободной воли человека. Учение о предвидении и промысле Божием получило развитие в учении о синергии человека и Бога.
Современное католическое богословие придерживается тенденции отождествлять предопределение с понятием «предназначение». Напр: Иоанн Павел II: «Эти слова существенным и достоверным образом разъясняют, в чем состоит то, что на языке христианства мы называем «предопределением» или «предназначением» (лат. praedestinatio)» («Верую в Бога Отца»). В понятии «предназначение» акцент переносится на призыв Бога к спасению. Призыв, который может остаться без ответа со стороны человека. Тем самым подчёркивается свободная воля человека в определении своей вечной участи.
Также см. Предопределение, Свобода воли в теологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *