Преподобный трифон

400 лет со дня преставления

21 октября 2012 года исполнилось 400 лет со дня блаженной кончины преподобного Трифона Вятского, широко почитаемого православными жителями не только Вятской земли, но и всего русского севера. Всё это время его жизнь служит примером деятельной любви к Богу и Христовой Церкви. При этом каждое поколение духовенства, монашествующих и мирян находит в ней назидательное для себя.

В начале пути

Будущий наставник монашества родился около 1546 года вдали от вятских пределов – в «северной стране, нарицаемой Мезени», ныне Мезенском районе Архангельской области. Когда-то здесь на берегу реки Немнюги всего в 60 верстах от Белого моря находилась деревня Конешельская, которую принято считать родиной преподобного. Сегодня на карте её не найти. Время сильно изменило эти места. Однако место рождения святого не забыто: ещё в начале XVIII века оно было отмечено деревянной часовней, которая сохранилась до наших дней. Местные жители называют часовню «Трифон» и дважды в год, на память преподобного в октябре и в четвёртое воскресенье по Пасхе, совершают к ней паломничество.

О детстве и юности святого известно немного. Его родители Дмитрий и Пелагея Подвизаевы были крестьянами и сына назвали Трофимом. В скором времени отец скончался, и отрок вместе со старшими братьями остался на попечении матери. Житие не сообщает о том, как родилось и окрепло в душе будущего подвижника искание монашества. Было ли оно таинственным действием благодати Святого Духа или же возникло под влиянием бесед приходского священника, встреч с насельниками северных монастырей или паломниками – не известно. Но уже вскоре ему пришлось сделать выбор, определивший его жизненный путь.

Едва Трофиму исполнилось 17 лет, старшие братья решили его женить. Избрав из числа прислуги пригожую девицу и нарядив в красивые одежды, братья подослали её к Трофиму. Но та, по слову жития, хотя и «жало своего языка сотре, крепкого же столба не поколеба». «Льстивые и блазненные глаголы» девицы не смутили юношу. По слову агиографа, «не блуда ради сотвориша братья сия, но како бы сочетати его браком и удержати во отечествии своем понеже живяста во всяком обилии довольне». Но именно это событие заставило Трофима сделать выбор: или завести семью и в трудах преумножать состояние рода, или же оставить мир сей и искать Царства Божия и правды его (Мф. 6, 33) на путях монашеского жития.

Это случилось около 1564 года, когда Московское царство стояло на пороге опричнины, готовой наложить кровавую печать на весь русский мир. Пройдёт немного времени, и опричники с особой жестокостью обрушатся на Новгород Великий и его владения на русском севере, в которых проживал род Подвизаевых. Конечно, вряд ли родные Трофима могли предвидеть, как скоро и трагично изменится их жизнь, а потому и желали любым способом удержать юношу в родном селе. Да и сам Трофим только в этом случае мог рассчитывать на поддержку живших в «довольстве» родственников. Если же он решался оставить отчий дом, то полностью предавал себя в «руце Божии» (Прем. 3, 1). Даже сегодня это непростой шаг. Можем ли мы представить, что означало «оставить свое отечество» в столь непростые времена? Но Бог, от Которого «стопы человека исправляются» (Пс. 36), утвердил Трофима в решении оставить родительский дом.

Юноша не имел возможности поступить послушником в Соловецкий монастырь или другую прославленную обитель. Причиной тому, как предположил исследователь жития протоиерей Андрей Дудин, могло быть незнатное происхождение преподобного. Известно, что в крупные и состоявшиеся монастыри в те годы принимали преимущественно выходцев из знатных родов, на содержание которых родные могли внести существенный вклад. Простолюдинам же нередко приходилось начинать иноческий путь с небольших и недавно созданных обителей.

Трофим с посохом странника направился в Устюг Великий, а это без малого семьсот вёрст пути. Здесь в его судьбе принял участие священник Афанасьевской церкви Иоанн, в котором Трофим обрёл своего духовного наставника. Священник одобрил желание юноши не вступать в брак и направил его в городок Орёл на реке Каме, бывший в те годы негласной столицей обширных владений Строгановых. С этого времени на долгие пятнадцать лет жизнь молодого подвижника оказалась связанной с пермскими лесами, которые стали для него пустыней первых монашеских подвигов и молитв.

В пермских лесах

Описывая пермский период в жизни преподобного, агиографы, как правило, сообщают о его трудах и подвигах в Пыскорском монастыре, где в возрасте 23 лет Трофим принял монашеский постриг с именем Трифон. Днём инок посещал церковные службы и исполнял труды послушания для братии: пёк хлеб, готовил пищу, рубил дрова в лесу, на своих плечах носил их в монастырь, ухаживал за больными. К утрени он являлся одним из первых, из церкви же выходил последним и в молчании шёл в свою келью. Ночи инок проводил в молитвенных подвигах. Постели у него не было, для отдыха он ложился на землю. Летом, когда бывает много комаров, Трифон до пояса обнажал для них своё тело, а пищей для него были хлеб с водой, да и то в малом количестве.

Эти труды надломили здоровье подвижника. Он слёг и заболел. Болезнь продолжалась уже сорок дней, когда в забытье инок увидел ангела, пришедшего взять его душу, и уже направился за ним по воздуху, как вдруг раздался голос, повелевший ангелу возвратить Трифона в обитель. Больной проснулся и рядом с одром увидел святителя Николая, который исцелил инока и тут же стал невидим.

Когда это чудесное посещение и усердные труды молодого подвижника вызвали зависть у братии, Трифон покинул монастырь и в течение нескольких лет странствовал в пермских пределах. Жил отшельником на реке Мулянке, где, как некогда святитель Стефан Пермский, срубил и сжёг священное дерево остяков, обратив их ко Христу. Затем удалился на реку Чусовую, устроил келью и наставлял добрыми советами местных жителей.

К сожалению, за этими подвигами потерялся урок, который в наши дни, возможно, заслуживает большего внимания. Но чтобы в полноте его оценить, нам следует возвратиться в 1564 год, когда Трофим впервые пришёл в Орёл-городок.

В те годы российское государство стояло перед задачей освоения Урала и Сибири. Эти труды были возложены на сольвычегодского купца и промышленника Анику Строганова, который получил от царя Ивана IV в беспошлинное владение земли по берегам реки Камы и вместе со старшими сыновьями Григорием и Яковом весной 1559 года переселился в Пермь Великую. Строгановы строили города и крепости, развивали солеваренные, охотничьи и рудные промыслы, активно торговали с народами Сибири. При этом они могли назначать «вольные» цены, благодаря чему вскоре нажили «знатную пользу».

Однажды зимой, когда стоял «мраз велий, яко невозможно лица своего явити», Трофим в худой и заплатанной одежде шёл высоким берегом реки Камы. На беду мимо проходили слуги Строгановых. Решив поглумиться над беззащитным странником, они толкнули юношу вниз с обрыва, да так, что сошедший с горы снег совершенно засыпал его. Обидчики испугались, думая, что убили странника. Каково же было их удивление, когда выбравшийся из сугроба Трофим стал кротко молиться за них, прося, чтобы Бог не вменил им во грех жестокого поступка. Трофим с такой кротостью и любовью смотрел на своих обидчиков, что те, устыдившись, попросили у него прощения. Вечером этот случай стал известен в доме Строгановых.

На следующий день Трофим был в храме и, стоя у дверей вместе с нищими, прилежно молился Богу. В числе пришедших в церковь был и Яков Строганов. После заутрени он подошёл к Трофиму и стал просить его помолиться о больном сыне Максиме, пообещав, что в случае исцеления будет ему «помощником на любое дело». Смиренный юноша сначала смутился, но затем уступил этой просьбе. И Господь по его молитвам исцелил наследника.

А теперь представьте, что всё это произошло с вами, и именно на вас обратил внимание один из самых могущественных людей мира сего. Какие перспективы открыло бы это покровительство! Сколько всего можно было бы построить и устроить! Как прочно можно было утвердиться в мире семили, по крайней мере, сделать его более безопасным и успешным.

Но не так думал Трофим. По сути перед ним в полный рост встал всё тот же выбор между Царством Небесным, которое есть «правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим. 14, 17) и «суетой мира сего». Только на этот раз мир сей олицетворяли не старшие братья, желавшие обманом привязать Трофима к имению, а могущественные Строгановы, покровительство которых неизбежно погрузило бы юношу в пучину страстей.

Трофим оставил Орёл-городок и удалился в Пыскорский монастырь, чтобы трудами, молитвами и постом постоянно обновлять в себе искание Царства Божия, ради которого он и покинул родительский дом. Впоследствии так было не раз: как только мирская слава достигала святого, он немедленно оставлял место подвигов и шёл искать новое пристанище.

Так случилось, что покинуть пермские земли преподобному также пришлось по воле Строгановых. Это произошло десять лет спустя, когда подвижник жил на реке Чусовой. Однажды, расчищая от сорной травы поле, он «нача ту подсеку палити огнем якоже обычай надлежит». Внезапно налетел ветер, и начался сильный пожар, в котором сгорели большие склады дров, принадлежащих Григорию Строганову. По его приказу преподобный был схвачен и заключён в оковы, но вскоре получил свободу при условии, что оставит пермский край. «И от того времени вложи Бог в сердце преподобному о Вятской стране».

В Вятской стране

18 января 1580 года святой Трифон пришёл в г. Слободской, а затем в г. Хлынов, столицу Вятской земли. Обойдя окрестности в поисках места для будущего монастыря, он приметил за южной границей города территорию старого кладбища, где стояли две ветхих церкви – Успения Божией Матери и святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Вятчане поддержали преподобного, и вскоре от жителей городов Хлынова, Слободского, Шестакова, Котельнича и Орлова была написана челобитная к царю и митрополиту о разрешении устроить в г. Хлынове монастырь и назначить его строителем инока Трифона. С этой челобитной преподобный отправился в Москву.

24 марта митрополит Антоний рукоположил Трифона в сан иеромонаха и благословил новую обитель иконой Божией Матери Одигитрия. 12 июня царь Иван IV пожаловал под будущий монастырь указанные в челобитной земли и «велел о строении монастыря грамоту дати». 24 июня Трифон покинул Москву и 20 июля возвратился в Хлынов, жители которого, услышав о царском жаловании и святительском благословении, «зело возрадовашася и прославиша Бога и вси течаху к преподобному с радостною душею и приимаху от него благословение».

Вскоре у Трифона появились первые помощники и ученики, среди которых агиограф называет монахов Анисима, Дионисия и Гурия. Первым делом для братии монастыря около ветхих кладбищенских храмов было возведено несколько келий. В это время в соседнем Слободском находилась недостроенная деревянная церковь, которая предназначалась для открытия в городе монастыря, но за смертью строителя не была освящена. Трифон упросил слобожан пожертвовать этот храм для хлыновской обители. Слобожане помогли разобрать церковь и доставить её в Хлынов. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы этот храм был заложен и вскоре освящён в честь «честнаго и славнаго Ея Благовещения». Все эти важные и новые для жителей Хлынова события, по свидетельству агиографа, сопровождались удивительными природными явлениями, а также чудесным явлением Богородицы, которая Сама указала место закладки храма. По всему было видно, что на деле и строителе монастыря пребывает Божие благословение.

Положение обители упрочилось спустя несколько лет, когда Бог послал преподобному Трифону влиятельного помощника – воеводу Василия Овцына. Зная о желании святого возвести в обители храм в честь Успения Божией Матери, воевода в первый день Пасхи 1587 года собрал именитых вятчан и предложил внести жертву на это святое дело. На эти средства в монастыре была построена деревянная Успенская церковь «о шести верхов шатровых со главами», имевшая пять приделов по числу вятских городов, принявших участие в учреждении монастыря.

В следующем 1588 году преподобный во второй раз отправился в Москву, откуда возвратился с таким обилием даров от царя и Патриарха, что пришлось взять двенадцать подвод для доставки икон, риз и церковной утвари. Патриарх Иов возвёл Трифона в сан архимандрита, а царь Феодор Иоаннович пожертвовал хлыновскому монастырю земельные угодья, сёла, озёра и рыбные ловли. Много лет спустя, в середине XVIII века, рачительное использование этой собственности позволило отстроить Трифонов монастырь в камне, превратив его в жемчужину архитектуры и центр духовной жизни всего Вятского края.

В изгнании

Все десять лет, прошедших от прихода преподобного в Хлынов до воплощения замысла о монастыре, были наполнены огромным количеством трудов. Казалось бы, этот период являет нам совсем другого Трифона, уже не отшельника, который бежит от сильных мира сего, а деятельного строителя и опытного политика. «А как иначе? – воскликнет иной читатель. – Одними молитвами монастырь не построишь. Да что там монастырь, крышу на храме не отремонтируешь! Не говоря уже о воскресной школе, общине сестёр милосердия или издании приходской газеты. На всё нужны деньги и связи. А сколько надо всего переделать!»

Как говорят на Вятке, «так-то да». Но эти слова не выражают полного согласия. Между тем ещё тридцать лет назад, когда в России только начиналось церковное возрождение, протопресвитер Александр Шмеман с сожалением писал о том, что и среди духовенства, и среди прихожан Церковь порой «воспринимается как какая-то безостановочная и лихорадочная «активность», для которой нужны деньги, а для добывания денег нужна опять-таки активность. Хотя для спасения эта суета не нужна, для «радости и мира в Духе Святом» тоже не нужна, для «тихого и безмолвного жития» тоже не нужна. И всё это сводится к вопросу: для чего нужна Церковь?»

Возможно, обновить понимание этого вопроса поможет ещё один урок преподобного Трифона, которому в расцвете сил Бог судил пережить заговор братии и изгнание из монастыря.

Вождём этого заговора стал казначей Иона (Мамин), которого святой Трифон юношей привёл в монастырь и которому со временем надеялся передать обитель. Первое время Иона был во всём послушлив преподобному. Однако по мере того, как монастырь рос и занимал всё более заметное место в жизни Вятской земли, часть насельников стала стремиться также занять особое место в обители и в городе. Если святой Трифон никогда «не требовал ни мягких риз, ни сладкой пищи и носил на теле железные вериги, сверху же ветхую одежду из жесткой шерсти, всей душой работая Богу, всегда пребывая в посте, молитве и воздержании», то монахи во главе с Ионой желали столоваться не в общей трапезе, а в кельях, принимать гостей, справлять именины и праздники. Преподобный не мог пойти против совести и согласиться на то, чтобы насельники жили в монастыре, как в миру.

Тогда в 1601 году заговорщики отправили Иону в Москву с челобитной, в которой просили Патриарха сместить преподобного будто бы за то, что он отказывается «беспенно» постригать в свою обитель жителей г. Слободского. Патриарх Иов внял этой просьбе, возвёл Иону в сан архимандрита и назначил наместником монастыря. Но Бог не оставил праведника без помощи. За преподобного Трифона, который в те дни также был в Москве, вступился Никита Строганов, который просил отпустить старца на покой в Сольвычегодск. Здесь в Введенском монастыре Строганов построил для святого келью и дал средства на содержание. Но преподобный всей душой стремился на Вятку. Не имея возможности вернуться в Хлынов, смиренный старец пришёл в соседний Слободской, где, не помня обиды, принялся за строительство монастыря в честь Богоявления Господня.

Завещание

В 1612 году преподобный Трифон вновь совершил паломничество в Соловецкую обитель. Видя его нездоровье, иноки советовали святому остаться в монастыре. Но он не мог покинуть мир, не увидев своей обители и учеников. 15 июля 1612 года преподобный возвратился в Хлынов. Последние несколько вёрст дороги он тяжёло страдал и временами терял сознание. Предчувствуя близкую кончину, святой Трифон смиренно просил архимандрита Иону разрешить повидаться с братией и упокоиться в монастыре. Иона ответил отказом. Но, когда городское духовенство единодушно заступилось за святого, сердце наместника смягчилось.

22 сентября слабый и больной преподобный Трифон пешком через весь Хлынов пришёл в обитель. Иона был так поражён кротостью святого, что, едва увидев его у ворот монастыря, припал к ногам старца и со слезами просил у него прощения. «Чадо мое духовное! Господь простит тя, сие бо дело старого врага диавола есть», – отвечал ему святой Трифон. Совершив молебен, он прошёл в приготовленную для него келью. Через несколько дней, чувствуя упадок сил, преподобный исповедовался и приобщился Святых Тайн. Затем преподал последнее благословение братии и архимандриту Ионе, испросил у всех прощения и отошёл в вечность. Это произошло 8 (21) октября 1612 года.

Почитание преподобного Трифона началось сразу после его блаженной кончины. Спустя семь десятилетий, 2 июня 1684 года, при строительстве в монастыре каменного Успенского собора, его святые мощи были обретены нетленными и по освящении храма положены под спудом у северной стены. Тогда же были написаны первые иконы, составлена служба преподобному. К месту его погребения, которое отмечено серебряной ракой, ежегодно приходят поклониться тысячи паломников. С 2007 года в день его памяти совершается празднование Собору вятских святых.

Подводя итог трудам преподобного Трифона, как правило, вспоминают Успенский монастырь, который за четыре века своей истории пережил многое и достоин отдельного повествования. Когда-то именно при нём появились первая на Вятской земле школа, библиотека, иконописная мастерская, больница и даже первый водопровод. Только не надо забывать, что всё это приложилось потом как результат искания Царства Божия и правды его (Мф. 6, 33), к чему всей душой с юности стремился преподобный Трифон и чему он был верен до конца. На всех этапах и во всех обстоятельствах своей многотрудной жизни.

Неслучайно перед своей праведной кончиной, словно ещё раз напоминая о том, что «Бог не в бревнах, а в ребрах», преподобный писал в своём завещании братии не о монастырских угодиях или рыбных ловлях, а о братской любви: «И я вас молю, Бога ради и Пречистой Богородицы между собою духовную любовь имейте. Без неё никакая добродетель не совершенна перед Богом».

Протоиерей АЛЕКСАНДР Балыбердин

Первая публикация статьи в Журнале Московской Патриархии (№ 9 за 2012 г.)

Скачать эту статью

Однажды один человек стал говорить на Трифона, что он всех обманывает. Человек этот был под внушением диавола. Но в ту же минуту этого человека поразил очень тяжелый недуг, после чего он стал раскаиваться в своих словах. Человек стал просить Трифона помолиться за него. Когда преподобный вознес за него молитву, он окропил его святой водой, после чего тот получил исцеление.

Трифон Вятский — святой Русской православной церкви. Архимандрит Трифон также основатель и настоятель Вятского Трифонова монастыря в Хлынове.

Трифон Вятский — святой Русской православной церкви. Фото: ikona-moscow.ru

Житие преподобного Трифона насыщено его огромными подвигами, прославившую вятскую страну

Житие преподобного довольно интересно, так как насыщено его огромными подвигами, прославившую всю вятскую страну и не только. В Мезени жил один благочестивый крестьянин вместе со своей женой. Всю свою жизнь они жили по заповедям Божиим. Семья имела несколько сыновей.

Самым младшим из них был Трифон. Он всегда слушался своих родителей.

Уже с ранних лет Трифон соблюдал посты, был добрым и приветливым ребенком.

Когда отец Трифона умер, на себя воспитание детей взяла его мать. Когда мальчику исполнилось определенное количество лет, его захотели женить. Но именно в этом Трифон не хотел повиноваться. Он сильно хотел оставаться в девстве. Но его родня этого не хотела понимать. Они часто переодевали служанок в самые лучшие одежды и отправляли к Трифону, чтобы они соблазняли его своими ласками.

Трифон с ранних лет посвятил себя Богу

Но Трифон лишь в ответ кричал им: «Горе мне, горе! Что за несчастье приключилось со мною? За что хотят отлучить меня от Господа, Бога моего, и низринуть на вечную погибель?». Но его братья лишь дивились этому.

Однажды Трифон пришел в храм на богослужение, и священник говоря проповедь сказал такие слова: » Храните измлада чистоту телесную и духовную. Ибо кто сохранит чистоту и восприемлет на себя Ангельский иноческий образ, Господь Бог сопричтет того к Своим избранным». После этого юноша стал молиться Богу, чтобы Он помог ему защитить девство.

Однажды святой Трифон решил уйти из дома, чтобы посвятить свою жизнь Богу

С того времени святой стал думать как бы ему уйти из дома и посвятить себя всецело только Богу. Однажды он отпросился у матери на какое-то дело, и навсегда ушел из своего дома. В Великом Устюге он нашел себе наставника — отца Иоанна. Питался преподобный трудами своих же рук. Вскоре местные жители сильно его полюбили, они хотели, и женить его. Но Трифон помнил свой обет.

Трифон дал обет девства Богу. Фото: berezniki.cerkov.ru

Вскоре он отправился в Орлов, где прожил целый год. Говорил он людям: «…Молю вас для Бога и Пречистой Матери Его имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом…». После он отправился в село Никольское. В селе жил один человек, у которого сильно заболел двухлетний сын. Трофим пришел в дом этого человека, и жена его попросила помолиться святого о его сыне. Трифон молился всю ночь, а на утро он покадил ладаном сначала иконы, а затем младенца, после чего он сразу же получил исцеление.

Очень долгое время Трифон чудотворец находится в Пыскорском монастыре

Затем чудотворец ушел в Пыскорский монастырь и поселился при нем. Он пришел к иеромонаху и стал просить его о том, что его приняли в число братии. Игумен постриг Трифона в иночество. С этого дня святой вятский чудотворец только усилил свои подвиги. Но вскоре от такой тяжелой духовной жизни и великих духовных подвигов преподобный Трифон тяжело заболел. Святой молился и просил прощения за свои согрешения. Однажды к нему явился Ангел и сказал: «Я твой Хранитель, послан от Бога. Мне повелено взять душу твою».

Трифон уже почувствовал, что у него выросли крылья, и он полетел вслед за Ангелом. Но тут он услышал чей-то глас: «Ты поспешил взять его сюда, верни снова, где он был». После чего Трифон очнулся у себя в келии.

После этого он увидел у своей постели старца, это был Святитель Николай Чудотворец. Он благословил его своим крестом и сказал: «Встань и ходи». Но Трифон сказал ему, что не может встать, так как болен. И тогда Николай Чудотворец поднял его со словами: «Встань и ходи». Тогда Трифон встал и почувствовал себя совершенно здоровым.

Перед смертью Трифону явился Ангел, который хотел забрать его душу. После он увидел святителя Николая Чудотворца. Фото: xn—-7sbbfrtj7bkdk8b3heh.xn--p1ai

После этого множество людей Трифон исцелял своими молитвами. Вскоре для отшельничества святой выбрал себе одну гору, где впоследствии он поставил хижину. Окрестные жители стали часто посещать его. Для них Трифон специально построил часовню и украсил ее святыми иконами.

Однажды Трифон решил посеять хлеб. Он расчистил себе место для посева, срубил лес и стал сжигать срубленные деревья. Началась сильная буря, из-за которой загорелся весь лес, а затем и людские постройки. Местные жители забыли все хорошее, что сделал для них святой, они посчитали, что именно он виноват в их бедах. Они схватили его и бросили вниз с горы на острые камни. Но только по благодати Божией, Трифон встал и отправился к реке. Но на этом люди не успокоились, они побежали за ним. Святой решил сесть на лодку и уплыть, после чего долго еще молился за своих обидчиков.

Люди решили пожаловаться своему господину, а тот приказал привести к нему преподобного. Когда Трифона привели к господину, то он стал обвинять его во всем, после чего приказал заковать его в железо. После чего святой ему ответил: «Вскоре и сам ты перенесешь то же!». Чуть позднее так и произошло.

Когда Трифон пришел в Вятскую землю, он решил построить на этих землях монастырь

После этого Трифон пришел на Вятскую землю. Он начал размышлять о том, что нет монастырей в Вятской земле. Он пришел к своему духовному отцу, иеромонаху Варлааму, и стал рассказывать о том, что хочет пойти в Вятку и начать строительство монастыря. Варлаам благословил его, так как знал, что эту мысль ему дал Господь.

Сам Господь благословил Трифона строить на Вятской земле монастырь. Фото: xn—-7sbbfrtj7bkdk8b3heh.xn--p1ai

Еще не успел дойти до Вятской земли, ему было видение, в котором он увидел прекрасное место, которое было покрыто красивыми и большими деревьями. Святой влез на одно из них и увидел, что все деревья преклонились перед ним.

18 января 1580 года Трифон пришел в город Слободский. Вскоре он пришел в Хлыново. Он стал обходить все церкви. Часто приходил Трифон в церковь Николая Чудотворца, так он все вспоминал явление святителя Николая. В храме на него обратил внимание один священник, который понял, что это человек Божий. Он принял его в свой дом.

Вскоре Трифон стал ходить по городу и искать место для будущего монастыря. Он обратился к людям с такими словами: «Слышал я о вере вашей, знаю о вашем желании построить монастырь. И если вы хотите исполнить свое желание, Господь призывает меня, грешного, на сие дело, и я готов поработать Богу и потрудиться, насколько поможет мне Господь…». Люди очень обрадовались, и послали челобитные к царю и митрополиту, чтобы те разрешили постройку монастыря.

Митрополит дал свое согласие на постройку монастыря, а затем посвятил Трифона в сан священника.

Тогда Трифон узнал, что есть еще одна церковь, на месте которой можно построить новый монастырь. Тогда он отправил своих учеников, чтобы они разобрали церковь и привезли ее к месту нового монастыря. Когда они приблизи церковь близко к месту нового строительства монастыря началась страшная буря. Иноки стали молиться, после чего смогли причалить к берегу. В тот лил сильный дождь со дня Успения Пресвятой Богородицы до дня Рождества Ее.

Вскоре была заложена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. С того же дня дождь перестал идти. Позднее церковь освятили. Но Трифон продолжил постройку монастыря. Слава о Трифоне распространилась повсюду, многие стали приходить к нему в обитель из Вятской земли.

Слава о Трифоне распространилась по всей вятской земле

Вскоре Патриарх возвел Трифона в сан архимандрита. После чего он пожертвовал ему книги, иконы, облачения для монастыря. После Трифон много путешествовал, помогал строить монастыри. А также часто помогал людям.

Однажды один человек стал говорить на Трифона, что он всех обманывает. Человек этот был под внушением диавола. Но в ту же минуту этого человека поразил очень тяжелый недуг, после чего он стал раскаиваться в своих словах. Человек стал просить Трифона помолиться за него. Когда преподобный вознес за него молитву, он окропил его святой водой, после чего тот получил исцеление.

Многие люди приходили к Трифону, где всегда получали помощь и исцеление. Фото: img1.liveinternet.ru

Затем святой отправился в Богоявленский монастырь, в Соловецкую пустынь, где приложился к мощам святых. Иноки не хотели отпускать известного святого, многие говорили, что скоро он покинет этот мир. Но Трифон попросил иноков вернуть его на свое место, в Вятку. Там, вблизи своего Успенского монастыря он хотел и упокоиться.

8 октября 1612 года архимандрит Трифон Вятский отошел ко Господу

Когда Трифон плыл к своему монастырю, он отправил своего слугу, чтобы тот прибыл к архимандриту Ионе и попросил принять их в обитель. Но Иона отказался. Тогда Трифон послал слугу к своему давно известному диакону. Тот принял его в свой дом. Диакон ухаживал за ним. Перед смертью своей, Трифон просил Иону пустить его ненадолго в свой монастырь. Тот сжалился над ним, и когда святой прибыл, то все стали просить у него прощения. Остаток своих дней Трифон прожил в обители.

8 октября 1612 года святой Трифон Вятский отошел ко Господу. Тело его погребли в Успенском монастыре.

Погребли тело святого Трифона в Успенском монастыре. Фото: xn—-7sbbfrtj7bkdk8b3heh.xn--p1ai

Краткая биография Трифона Вятского на сайте Азбука.

Трифону Вятскому написан тропарь и кондак

Трифону Вятскому написан тропарь и кондак, которые исполняются во время богослужения в храме.

Тропарь преподобного Трифона Вятского, глас 4:

Яко светозарная звезда, возсиял еси от востока до запада, оставль бо свое отечество, дошел еси Вятския страны и Богоспасаемаго града Хлынова, в немже обитель во славу Пресвятыя Богородицы создав, и, тамо на добродетель вперився, собрал еси иночествующих множество, и, сих наставляя на путь спасения, был еси Ангелом собеседник, и постником сопричастник, Трифоне преподобне, с ними Христа Бога моли спастися душам нашим.

Кондак преподобного Трифона Вятского, глас 8:

Днесь в начале основания добродетелем, блаженне, положил еси в души своей страх Божий, от юности взем крест свой, благочестно Христови последовал еси, ангельским образом облечеся и бысть монах предивен, в добродетелех цветяше, к будущим Богови простирался.

И своей плоти, яко врагу, немилостив, отче, был еси, терпением явися, блаженне, яко злато искушено в горниле, но и ныне не забуди посещати чад своих, поминай нас, чтущих пресвятую память твою, да вси благодарне вопием ти: радуйся, премудре Трифоне, наставниче монахов.

Далекие от церкви люди зачастую бывают уверены в том, что большинство православных святых, почитаемых на Руси, связаны с Византией и Римской империей, к примеру, раннехристианские мученики. Между тем в славянских землях не так мало и своих «родных» небесных заступников. Одним из них и является Трифон — вятский чудотворец и основатель иноческой обители в этом городе.

Кем был этот человек?

Святыми люди не рождаются, ими становятся в течение всей своей жизни, являя ею пример другим, неустанно служа Господу и совершая благие дела с кротостью и смирением, не ища за них мирского признания и наград.

Таким человеком и был Трифон Вятский. Биография его, с одной стороны, полна неясностями, относящимися к периодам странствий, с другой же – о святом известно достаточно многое.

По происхождению Трифон являлся крестьянином, а по призванию – служителем Божиим. Посвятить жизнь Господу этот человек решил в ранней юности. Однако поступил он весьма своеобразно. Вместо того чтобы прийти послушником в ближайшую монастырскую обитель, будущий святой отправился в первое странствие. Подобных путешествий в его жизни было немало, поэтому можно утверждать, что был он странником Божиим.

Во время одного из таких путешествий и произошло чудо, считающееся первым, поскольку оно было зафиксировано. По молитве Трифона случилось исцеление ребенка. Вполне вероятно, что этот случай не был первым, но упоминаний о более ранних чудесах не сохранилось. Соответственно в жизни своей Трифон был не только странником Божиим, подвижником или же блаженным, но и чудотворцем.

Когда он родился? Когда скончался?

Родился будущий святой в 1546 году, упоминаний о дне и месяце не сохранилось. Родители его принадлежали к крестьянскому сословию и были весьма зажиточны и очень набожны. Отца Трифона звали Дмитрием Подвизаевым, являлся он человеком кроткого нрава, отличался богобоязненностью и слабым здоровьем. Сведений о матери не сохранилось, что и неудивительно, ведь в XVI столетии уклад жизни регламентировался Домостроем.

Будущий святой был младшим ребенком в семье. Крестили его именем Трофим. Трифоном его нарекли при пострижении. Иночество этот человек принял в двадцать два года.

Скончался чудотворец вятский Трифон в 1612 году, в октябре, в городе Хлынов, в основанном им же Успенском монастыре.

Подвижничество и первые чудеса

Странствия свои Трифон начал в ранней юности. Ходил он между селами, городами и деревнями пешком. Первого духовника, наставника своего будущий святой повстречал в Великом Устюге. Разумеется, этот человек был священником, а звали его – отец Иоанн. Других сведений о нем не сохранилось. Будучи благословлен отцом Иоанном, Трифон остается на некоторое время в Шомоксе, небольшой волости вблизи Великого Устюга. Здесь он трудится и ведет простую, крестьянскую жизнь.

Пробыв в Шомоксе некоторое время, будущий святой вновь отправляется в путь. Во время странствия он посещает Пермь, а после приходит в небольшой город на берегу Камы. Назывался он в то время – Орлов-городок. Сейчас это поселок Орел, находящийся, разумеется, в Пермском крае, в Усольском районе. Здесь будущий святой живет на церковной паперти и большую часть времени проводит, ходя по улицам.

Во время одной из таких прогулок происходит с Трифоном знаменательный случай. Над ним шутят дворовые люди Строгановых. Шутка заключается в том, что будущего святого сбрасывают с обрыва в сугробы. Однако к дворовым людям быстро приходит раскаяние, они откапывают странника из снега и поражаются отсутствию в нем даже тени досады или злости. Конечно же, о так впечатлившем их случае шутники рассказывают домочадцам, и о событии становится известно хозяину, Якову Строганову.

Он был человеком суеверным и богобоязненным. Узнав о поведении своих слуг, Строганов на следующий же день пришел на церковную паперть, отыскал Трифона и испросил у него прощения. Сообщил он и о тяжкой болезни своего единственного сына. Будущий святой и чудотворец вятский Трифон помолился о ребенке, и Господь даровал наследнику Строганова исцеление. Это и стало первым чудом, сведения о котором дошли до настоящего времени.

Отправившись дальше странствовать, Трифон приходит в село Никольское, находящееся на берегу реки Виледь. Здесь происходит второе чудо исцеления. К будущему святому обращается супруга приказчика Максима Федорова, Ульяна, с просьбой умолить Господа об исцелении ее двухлетнего сына. Целую ночь молился чудотворец вятский Трифон и чудо произошло. Пребывавший на краю гибели малыш проснулся здоровым.

После этого чуда будущий святой оставляет подвижничество, поскольку слава мирская тяготит его. Он приходит в село Пыскор, находящееся в том же Пермском крае и обращается к настоятелю местного монастыря, Варлааму. Отец Варлаам, конечно же, не отказывает подвижнику и постригает его в иноки, нарекая Трифоном.

Житие в Пыскорской обители и чудесные явления

В Пыскорской обители будущий святой и покровитель вятский Трифон усердно трудится, бодрствует ночами, проводя их в молениях, и удивляет братию кротостью и величайшим смирением душевным. Все работы монастырские выполнял он с радостью, без лени и ропота.

Помимо забот о благе обители, будущий святой неустанно истязал плоть свою. Спал он мало и на голой земле. Постился без устали, никогда не нарушал келейного правила, а в летние дни выходил раздетым на подворье и отдавал плоть свою мошкаре, оводам и комарам. Целые ночи выстаивал среди туч насекомых Трифон, молясь Господу.

Вскорости будущий святой тяжело заболел. Пролежал он сорок дней, после чего было Трифону явлено два видения – Ангела, Господом посланного, и святого Николая Чудотворца. Николай Угодник, явившись к иноку, исцелил его.

После выздоровления, дарованного Богом через Великого Чудотворца Николая Мирликийского, служение Трифона стало еще более усердным. И так случилось, что в монастырь стали приходить люди, изнемогающие от болезней. Немало исцелений произошло по молитве Трифона как детей, так и взрослых, являющихся бесноватыми.

Слава мирская Трифона была чрезвычайно велика. Конечно же, это обстоятельство пробуждало зависть и иные, темные качества, среди остальных иноков. Это тяготило будущего святого. В один из дней, помолившись Господу, он покинул обитель, не имея ничего с собой.

Отшельничество и обращение язычников в веру Христову

Идя вдоль Камы, Трифон нашел старенькую брошенную лодку. Сел в нее и поплыл по течению. Неподалеку от устья реки Мулянки услышал Трифон Глас, указавший ему место на берегу. Было на той поляне древнее остяцкое капище, языческое святилище, в котором приносились жертвы идолам. Вблизи него и поселился отшельником Трифон.

Старейшина остяцкой общины, которого звали Зевендук, направил к отшельнику около семидесяти вооруженных человек. Трифон проповедовал им веру Христову и разъяснял об их идолах. Люди покинули отшельника в смятении и, разумеется, поведали обо всем местному князю, звали которого Амбал. Тот изъявил желание воочию увидеть отшельника и послушать его.

Однако события не стали развиваться мирно. Отшельника навестил купец Сухоятин, ведший торговые дела с местными языческими племенами. Он оставил Трифону топор и, вероятно, еще какие-то нужные для жизни вещи. Отшельник же решился использовать их для уничтожения капища и всех даров языческим идолам, в чем и преуспел. Узнав об этом, Амбал и его люди пришли к Трифону и поразились тому, как смог этот человек уничтожить древнее их святилище, не пострадав при этом.

Хотя сам Амбал не поносил святого и не гневался на него, многие остяки пылали жаждой мести. Как раз в это время на их земли пошли войной племена черемисов. Очень боялись их остяки, и особенно велик был страх их из-за уверенности в том, что отшельник укажет врагам на нахождение жилищ. Но когда пошли они убивать Трифона, то не смогли найти его хижины-кельи. Сам же святой в это время молился в ней, не прячась от своей участи.

Чудо это послужило толчком к тому, что остяки приняли веру Христову. Новообращенные часто приходили к отшельнику, слушали его проповеди и несли ему дары – мед, пищу, меха и многое другое. Вновь настигла Трифона мирская слава. Через некоторое время покинул он свою келью и вернулся в Пырскую обитель.

Основание Успенского монастыря и канонизация Трифона

Возвратившись в Пырский монастырь, будущий святой Трифон Вятский вел жизнь простую. Хотя молва и разнесла весть о возвращении в стены обители чудотворца, Трифон не покидал своей кельи, за исключением тех моментов, когда это было необходимо, проводил дни и ночи в молитвах и постижении Священного Писания.

Вскорости Трифон вновь покинул обитель и уединился на землях Строгановых, на горе близ реки Чусовая. Однако люди и сюда приходили бесконечным потоком и далеко не все из них действительно испытывали нужду в помощи. Прожил в этих землях будущий святой девять лет, а покинул их по просьбе Григория Строганова.

Уйдя из владений Строгановых, Трифон направился к своему духовному наставнику, отцу Варлааму. Поделился с ним мыслями о том, что нет в землях Вятских ни одной обители. Получив от Варлаама благословение на основание монастыря, будущий святой отправился в дальний путь, в котором было ему видение места, где и следовало выстроить обитель.

24 марта 1580 года митрополит благословил основание монастыря и положил Трифона в сан священника. А 12 июня того же года особую грамоту на обустройство обители дал царь Иоанн Васильевич, добавив к ней колокола и богослужебные книги.

Само строительство же шло со значительными препонами до того момента, пока одному из местных крестьян не было явлено во сне видение Божьей Матери, указавшей место для храма. Таким образом была заложена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, и дела по обустройству новой обители тут же пошли на лад. Вскоре небольшой монастырь стал тесен и его расширили, заложив большой храм Успения Божией Матери. В наше время эта церковь является Успенским Кафедральным собором Трифонова монастыря и в ней покоятся мощи вятского святого.

Канонизирован же чудотворец вятский был решением Священного Синода только в 1903 году, в лике преподобного. Днем его памяти является 21 октября по григорианскому стилю. Почитаем преподобный Трифон Вятский по всей Руси. Но особенной любовью и уважением пользуется этот святой у жителей Вятского и Пермского края.

Поделиться

Фрагмент иконы «Трифон Вятский перед Богоматерью».

Вятская земля с бескрайними лесами, горный Урал с холодными реками. Тысячи лет на этой земле жили племена идолопоклонников – вогулы и остяки. Они охотились, ловили рыбу и приносили добычу в дар своим богам. Но пришло время, когда по лесным дорогам, по рекам в эти места пришли новые люди. Они рассказывали язычникам о своем Боге, о том, как принял он за всех людей крестные муки. Одним из этих мужественных проповедников был преподобный Трифон Вятский.
Трифон родился в 1546 году в селе Немигонка Архангельской губернии, принял постриг еще юношей и путь послушания привел его на Урал. Он принимал испытания с бодрым духом и улыбкой, примирял и исцелял людей. Однажды он сел в лодку, и отдал себя на волю речных волн. День и ночь плыл он вниз по течению, пока лодка не остановилась у малого притока по прозванью Мулянка. Тогда взял Трифон весла, поднялся вверх по речушке до большой поляны, окруженной непроходимым лесом. На той поляне росла старая ель. Ее ветви были увешаны приношениями охотников-остяков . Преподобный Трифон решил поселиться на той поляне, поставил дом, завел огород. Но остяки быстро узнали, что на их священной поляне появился чужак. Тогда возмутились они, взяли оружие и поспешили на встречу с незваным гостем.
Подступили остяки к жилищу Трифона, закричали, грозя оружием. Преподобный вышел к ним.
Первый остяк-охотник:
Кто ты?! Зачем ты пришел и поселился здесь?!
Второй остяк-охотник:
Это наша священная поляна, здесь мы поклоняемся нашим богам. А эта могучая ель – наше священное дерево. Мы приносим ей дары. Здесь не место чужакам!
Трифон:
Здравствуйте, добрые люди. Имя мое Трифон. И зла я вам не желаю.
Первый остяк-охотник:
Почему он улыбается? Он, что, не боится нас? (Трифону). Эй, чужак! Где твое оружие?
Второй остяк-охотник:
Да, ты посмотри. Все его оружие – тяпка да лопата.
Первый остяк-охотник:
Эй, чужак! Почему ты не ведаешь страха?
Трифон:
Я раб Господа моего Иисуса Христа. И бояться мне нечего.
Первый остяк-охотник:
Иисус? Что за бог? Не слыхали о таком.
Второй остяк-охотник:
Наши боги живут в наших лесах. В каждом камне, в каждом дереве. Только в них мы верим.
Первый остяк-охотник:
А каков твой бог? Какова его сила?
Трифон:
Что ж, я расскажу вам об Иисусе Христе…

Трифон улыбнулся и начал рассказ о своем Боге и его новозаветных деяниях. И остяки с интересом слушали, пока Трифон не закончил свой рассказ.

Трифон:
Вот таков мой Бог. А ваши кумиры – совсем не боги. Одно лишь наваждение!
Первый остяк-охотник:
Может, и силен твой бог, да не сильнее наших.
Второй остяк-охотник:
Да, верно! Многие люди смеялись над нашими богами, над нашими обычаями. Да только боги их наказывали – с ними случались несчастья.
Первый остяк-охотник:
Не смей подходить к священной ели! Если ты коснешься нашей святыни, тебя ждет смерть. Помни об этом!
Трифон:
Спасибо, добрые люди, за предупреждение о силе ваших богов. А вы приходите снова. Гостям я всегда рад.

Остяки-охотники разошлись в смущении и задумчивости. Как только они ушли, Трифона проведал купец Федор Сухоятин – беспокоился он за жизнь преподобного. Но Трифон встретил купца невредим, а еще попросил у него острый топор. Догадался купец, что задумал монах, рассказал, что даже добрые христиане, рискнувшие смеяться над священным деревом, болели и умирали в муках. Но Трифон твердо решил истребить языческое мольбище. Четыре недели он готовил себя молитвами и постом, а затем, взяв святую икону, пошел к языческой сосне. Дерево это было крепкое, широкое, но Трифон принялся его рубить и не остановился, пока старая ель не рухнула на землю. И дерево, и все языческие дары преподобный Трифон сжег на костре.
Когда увидели остяки, что их священная ель превратилась в угли, а Трифон никак не пострадал, воскликнули: «Велик Бог христианский!». Но не сразу смирились язычники, грозились убить монаха, да не смогли – отвел Трифон беду молитвами. В конце концов, остяки покорились, стали почитать блаженного Трифона и приняли веру Христову.
Позже преподобный Трифон вернулся в Пыскорскую обитель, где нес послушание 9 лет. А затем с благословления духовного отца, иеромонаха Варлаама, отправился в вятскую землю, где 24 марта 1580 года основал первый в Вятке монастырь. Остаток жизни он посвятил строительству обители и воспитании монашеской братии. А среди людей получил прозвание Трифона Вятского.

День памяти: 8 октября

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский, происходил от благочестивых родителей, живших в Архангельской губернии. Когда родители захотели женить Трифона, то он, с юных лет чувствуя призвание к иноческой жизни, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он жил в городке Орлеце около церкви, перенося холод и голод, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель на реке Каме. Здесь преподобный Трифон приобщился к монашеской жизни и принял постриг от игумена Варлаама. 22-летний монах не пропускал ни одной церковной службы и нес тяжелое послушание в пекарне. Когда он тяжело заболел, ему явился святитель Николай и, исцелив его, укрепил в подвиге.

В поисках уединения преподобный ушел к устью реки Мулянки и поселился на месте, где теперь расположен город Пермь. Здесь он обратил в христианство язычников — остяков и вогулов. Потом преподобный Трифон удалился на реку Чусовую и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 году он пришел в город Хлынов Вятской губернии, также основал там Успенский монастырь, и был поставлен в архимандриты. Будучи строгим подвижником, он носил на теле власяницу и тяжелые вериги. Душа старца жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Этому святому делу он отдавал все свои силы.

Перед кончиной преподобный Трифон написал завещание братии, в котором говорится: «Собранное о Христе стадо, отцы и братия! Послушайте меня, грешного. Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас, для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). По словам апостола Павла, «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Не осуждайте пред Богом один другого, в храме ли или в келлии, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте; хотя бы и дело было, беги в церковь Божию на духовное пение. Прежде отдавайте Божие Богу, а потом выполняйте другие дела». Преподобный Трифон отошел ко Господу в глубокой старости в 1612 году. Похоронен в основанной им Вятской обители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *