Преступление и наказание про что

История создания романа «Преступление и наказание»

Истоки романа

В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание». Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения. Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения. Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман». Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.

За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности. 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ. Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.

Ф.М. Достоевский. Идиот Купить

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении. В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете. Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления». Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление. Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.

Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги. Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.

Процесс написания

В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова. Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль. Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться».

Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывается на написание своего другого романа — «Игрок». Исполнив тем самым обещание, данное издателю, Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М. Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. В 1866 году «Русский вестник» напечатал первую часть книги.

Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Напечатанное в журнале пользовалось большим успехом у читателей. Дописывался роман в России в подмосковном имении сестры. К концу года работа была закончена. В рабочих тетрадях Фёдора Михайловича осталось множество записей, позволяющих постигнуть всю глубину размышлений и терзаний автора. Писатель выбирал, оставить ли двойственность характера Раскольникову или нет. Решив, что герой в своих «метаниях» более полный, Достоевский сделал акцент на смене характеров и взглядов юноши. Именно в окончательной версии романа появилась та самая наполеоновская идея о «тварях дрожащих» и «властелинах». Теперь Раскольников уже не просто спаситель, но и тщеславный человек, алчущий власти: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу».

Такой персонаж, как Раскольников не мог просто кончить самопрощением, судом или самоубийством. Достоевский желал создать финал спасения Богом раскаявшегося грешника. Однако представителем такого высшего суда стал не Христос, а человек — Сонечка Мармеладова. В последней редакции романа Достоевским было записано: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом «за» и «против», которое нужно перетащить на себе». А заканчиваться произведение должно было словами: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Однако, как мы знаем, «Преступление и наказание» заканчивается совсем другими строками.

Толстой и Достоевский Купить

Итог написания романа для Достоевского

Реакция современников

Сотрудничество Достоевского с журналом «Русский вестник» начиналось необычно. После того, как писатель отправил Каткову план романа, издатель отправил в Висбаден аванс без каких-либо уточнений. К тому времени Достоевский уже покинул город, так и не получив деньги вовремя. Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил. Тянулись недели, а Достоевский так и не мог осознать судьбу своего романа. Окончательно истерзавшись, писатель отправил письмо, где просил, в случае неприятия произведения, свою рукопись обратно.

Наконец от издательства поступил ответ, в котором редакция объясняла заминку и сообщала, что начало уже поступило в печать. Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого. В это самое время и пришли первые страницы «Преступления и наказания». Редакция опасалась Достоевского, но ввиду затруднений согласилась печатать его роман. Неожиданно сотрудничество стало удачным для всех: Достоевский получил так нужные ему деньги, а тираж журнала благодаря интересному произведению резко увеличился.

Современники же по-разному оценивали роман. Одни критики (например, Г. Елисеев) страстно нападали на писателя, ругая писателя за излишнюю озлобленность, неэстетичное описание местности и обстановки (Н. Ахшарумов), осуждение существующего уклада жизни и студенчества в целом. В журнале «Искра» Достоевского называли чуть ли не плагиатчиком и писателем карикатур с нигилистов. В произведении видели намёки на то, чего роман ни в коем случае не нёс, например «Неделя» осуждала за параллель между людьми, занимающимися естественными науками, но становящимися убийцами и проститутками.

Каждый критик, согласно личным убеждениям, видел в романе что-то своё. Например, Д. Писарев считал, что причина поведения Раскольникова таится лишь в его материальных трудностях. Не было бы стеснённых обстоятельств — не было бы и безумных идей. Пустой карман стал настоящей причиной «заражения» Родиона, а развившаяся теория и последствия — буйным цветом расцветшая болезнь.

Несмотря на претензии критиков «Преступление и наказание» стало великим и признанным произведением уже при жизни Ф.М. Достоевского. В Европе писатель был известен ещё задолго до своих значительных романов. После выхода романа «про убийство старушки» произведение было переведено на другие языки: на немецкий — в 1882 году, на французский — в 1884 году и на английский — в 1886 году.

На сегодняшний же день в мировой литературе романы Достоевского и, в частности, «Преступление и наказание» признаны одними из самых значительных произведений всех времён и народов.

Из учебника «Литература. Базовый и углубленный уровень. 10 класс» можно почерпнуть подробные сведения о произведениях классической русской литературы XIX века.

Роман «Преступление и наказание» был написан Ф. М. Достоевским в 1866 году. На работу писатель потратил 2 года, хотя задумка пришла к нему намного раньше, когда он отбывал срок на каторге. В результате произведение стало неимоверно известным и было переведено на множество языков. Главный герой, Родион Раскольников, сложный и многогранный персонаж. Его портретной характеристике и посвящена данная статья.

Сюжет романа

История жизни главного персонажа в его 23 года складывается весьма печально. Родион Романович Раскольников – бедный студент юридического факультета. Автор описывает его высоким брюнетом с красивым лицом:»..он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен…»

Главный герой едва сводит концы с концами, живя в маленькой комнатушке. Ему нечего есть, нечем платить за квартиру и оплачивать учебу. Помощь со стороны матери и друга по университету он считает унизительной. Все эти обстоятельства мучают его, доводят до отчаяния. Родион решается на отчаянный шаг: он собирается убить старуху-процентщицу Алену Ивановну, которую он считает «недочеловеком».

В результате события развиваются совсем не так, как рассчитывал бедный студент. Зарубив топором старуху, к которой он не испытывал симпатии, и считал, что совершив такой поступок, сделает мир чище, он также убивает Лизавету – младшую ни в чем не повинную сестру пожилой женщины.

Свидетелей преступления не осталось, однако следователь Порфирий Петрович подозревает в убийстве именно Раскольникова из-за его заметки в статье о «необыкновенных людях» и «обыкновенных людях», где первым позволено намного больше, чем вторым.

Знакомство с семейством Мармеладовых, а именно с Соней Мармеладовой, меняет жизнь главного героя романа. Молодая девушка, вынужденная заниматься проституцией, спасает его душу, наполняет ее верой, и без тени сомнений следует за ним на каторгу.

Образ Раскольникова

С первых страниц романа становится понятно, что Родион Раскольников является человеком угрюмым, гордым, не приемлющим жалости к себе. Он никогда не принимает помощи от своего универститетского друга Разумихина. Также с большим трудом он принимает денежные средства от матери.

В герое будто уживаются два человека. Один – угрюмый меланхолик, держащийся в стороне от людей, другой – великодушный и добрый, способный пожертвовать собой ради близких людей.

Статья «О преступлении», которую герой посылает в одну из петербуржских газет, может много рассказать о портрете Родиона Раскольникова. В статье говорится о том, что всех людей можно разделить на два вида: люди, созданные двигать этот мир, так называемые «Наполеоны», и обыкновенные люди, то есть «материал». «Наполеонам» позволено совершать намного больше, чем «обыкновенным людям», им позволено совершать преступления и нарушать законы. Именно к таким людям пытался причислить себя Раскольников, когда замышлял убийство, однако в итоге не получил удовлетворения от содеянного.

Говорящая фамилия Раскольникова

По мнению литературоведов Ф. М. Достоевский не просто так наделяет главного героя произведения «Преступление и наказание» фамилией Раскольников. Упоминая, что род известен 200 лет, он делает отсылку к раскольникам. Раскольники – те, кто не отвергая основное течение и его принципы, отделяются от него, но при этом не отвергают.

Подобно раскольникам главный герой отвергает принятые в обществе законы нравственности и морали, оправдывая свои поступки великими целями. Совершенное преступление окончательно раскололо его душу, отделило от друзей, родственников и общества. Единственным человеком способным возродить его является Соня Мармеладова, грешная девушка, которая для Родиона стала святой и подарила веру в будущее.

Также фамилия персонажа может указывать на то, что внутри него уживаются два человека – социофоб, предпочитающий как можно меньше общаться с людьми, и великодушный человек с большим сердцем.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме «Раскольников». В работе раскрывается образ главного героя романа, его биография, взаимоотношения с окружающими людьми.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых любопытных — Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

» И старушку по макушке
Хрястнул он исподтишка,
И остались от старушки
Два дырявых башмака.
»
— Из стихотворной пародии
» С удивлением обнаружил, что сюжет анекдота восходит к записям самого Достоевского. Из «Сибирской тетради»: «Вышел на дорогу, зарезал мужика проежего, а у него- то и всего одна луковица. «Что ж, бать, ты меня посылал на добычу; вон я мужика зарезал и всего-то луковицу нашёл». — «Дурак! луковица — ан копейка, люди говорят. Сто душ, сто луковиц — вот те и рубль».» »
— пять старушек — уже рубль
» Ради высокой цели можно и жизнь отдать. Чужую, конечно. »
— Изначальный девиз Раскольникова

Самый знаменитый роман Фёдора Михайловича Достоевского, интеллектуальный психологический детектив о жизни самых неимущих слоёв Петербурга. Эбсолютли маст рид. В случае, если вас не смущает несоблюдение стандартов литературного построения текста, которые в России оформились только в начале двадцатого века. До тех пор авторы были вынуждены полагаться на собственное чувство прекрасного. Чувство прекрасного Достоевского подводило. Сюжет в этом творении куда важней того, как он написан. Впрочем, несмотря на весьма нескладный эпилептоидный стиль (чего стоит одна только фраза «Он бросал на него злобные взгляды, стараясь, впрочем, чтобы тот их не заметил, и нетерпеливо ожидал своей очереди, когда досадный оборванец уйдет» — кто на кого бросал? кто на ком стоял?) — читается неожиданно легко. Да прямо скажем, МТА пишут хуже.

Суть

Ницшеанец-самоучка Родион Раскольников поднимает вопрос «Тварь я дрожащая или право имею?» В ходе разных сюжетных перипетий выясняется, что таки да, тварь.

Жарким петербургским летним днём больной горячкой студент Родион Раскольников планирует убийство старухи-процентщицы, надеясь взять у неё достаточно денег, чтобы и самому немного приподняться, и выручить свою сестру Дуню из беспросветной бедности, от которой она согласна выйти замуж за протухшего мерзавца Лужина. В дело замешан также помещик Свидригайлов, домогавшийся Дуняши, но получивший облом: из-за него по городу пошли такие слухи, что Дуня оказалась опозоренной.

Шляясь по улицам, Раскольников встречается с разнообразной сволочью — в частности, со спившимся чиновником Мармеладовым. Из-за того, что он гнусный алкаш, его семье не на что жить, кроме скудных заработков старшей дочери Мармеладова, Сонечки, которая пошла на панель, чтобы прокормить сводных братьев и сестёр. Увидев такой тлен и безысходность, Раскольников окончательно понимает, что этот мир уже ничем не испортить и старушку надо валить. Но он не гонится только за пошлой наживой — нет, его цель переступить через моральный горизонт событий, чтобы оказаться по ту сторону добра и зла.

Раскольников берёт топор и убивает старушку. Весьма некстати под руку подворачивается слабоумная (по слухам) сестра процентщицы Лиза — жертвенный агнец. Совершив двойное убийство, Раскольников окончательно расшатывает свою психику, и, забрав немного денег, он прячет их дома за обоями, а остальное — под камнем в одном из дворов. Несколько дней он проводит в бреду и лихорадке, а когда приходит в себя, выясняет, что им всё это время занимался хороший парень Разумихин, его друг и бывший однокашник. Выясняется также, что мать и сестра Раскольникова, а заодно и Лужин, приехали в Петербург. Сюжет закручивается туже: оказывается, Свидригайлов тоже понаехал в Петербург, чтобы доставать Дуню своими домогательствами и тут.

Раскольников встречается с Лужиным и убеждается, что тот — самоуверенный мерзавчик. Раскольникову ситуация с Дуней слишком напоминает ситуацию с Сонечкой, только в роли чмошника Мармеладова оказывается он сам. Раскольников выносит Лужина из своей каморки на пинках и снова идёт шляться по Петербургу. Он в депрессии — во-первых, его мучает совесть, а значит, с моральным горизонтом событий не задалось; во-вторых, то, что излагал Лужин, слишком уж похоже на то, что сам Раскольников писал в одной своей статейке: что люди в мире делятся на две категории, и люди высшего порядка имеют право потреблять во всех смыслах людей низшего порядка.

Словом, Раскольников в депрессии и готов уже прийти с повинной в полицию. Тут он становится свидетелем того, как пьяного Мармеладова сбивает извозчик. Раскольников делает доброе дело — Мармеладова за его счет привозят домой и вызывают врача. Раскольников знакомится с Сонечкой, и её непоколебимая чистота поражает его в самое сердце.

Точно так же Разумихин влюбляется в Дуню. Он готов сделать всё, чтобы она не выходила за Лужина — а для этого надо вынуть Раскольникова из той задницы, в которой тот увяз. Но это не так-то просто, потому что Раскольников сопротивляется.

Одновременно идёт следствие по делу старушки-процентщицы, и следователь Порфирий Петрович, читавший статью Родиона в газете, грамотно психологически прессует подозреваемого, хотя явных улик у него нет.

Великолепный мерзавец Свидригайлов одобряет Раскольникова, только говорит, что тот должен победить в себе Шиллера, то есть отделаться от благородных устремлений. Сам Свидригайлов уже переступил моральный горизонт (убил свою жену) и не парится.

Лужин, который живёт в том же доме, что и Мармеладовы, приходит на поминки Мармеладова и пытается оклеветать Соню, подкинув ей в карман сто рублей. К счастью, находятся свидетели подлога, и Лужину снова облом. Но у бедной Сониной мачехи от нервного потрясения случается острый приступ туберкулёзного кашля, начинается горловое кровотечение, и она умирает. Оплатить похороны и взять на себя содержание детей Мармеладова вызывается, внезапно, Свидригайлов. Этим он как бы намекает Раскольникову, что добро делается из зла. Но когда Раскольников встречается со Свидригайловым ещё раз, тот сам говорит ему, что всё тлен, и его держит на этом свете только один вопрос: даст ему Дуня или не даст? В конце концов, если уж выходить замуж за мерзавца, так лучше за великолепного, чем за такого, как Лужин. Но Дуня не даёт, и Свидригайлов пускает себе пулю в голову.

Узнав об этом, Раскольников понимает, что в существа высшего порядка ему попасть не светит, и сдаётся полиции. Ему дают восемь лет каторги, и Сонечка отправляется за ним в Сибирь как жена декабриста. Мама Раскольникова умирает от горя, сестра выходит за Разумихина. Казалось бы, Плохой хороший конец. Но те, кто внимательно читал дальше, могут наблюдать за тем, какая внутренняя борьба происходит с Раскольниковым на каторге. После преодоления части внутренних противоречий, тот САМ просит у Сони Библию. Автор намекает на обновленную дальнейшую жизнь.

Что здесь есть

  • Боевой топор — знаменитое орудие убийства. Строго говоря, не боевой, а вполне себе плотницкий, да ещё и в первый раз использован как ударно-дробящее оружие — обухом вперёд. Вот Лизавете досталось уже лезвием. Он же и потайное оружие, так как носился Раскольниковым скрыто, с помощью петельки под пальто.
  • Буревестник фанатского сообщества:
    • Аркадий Свидригайлов! Да, для одних он — извращенец, манипулятор, бездушный психологический садист и вообще полное чудовище, но для других — единственный из этого сумасшедшего цирка адекватный и трезвомыслящий человек без «тараканов» (ну, кроме разве что ещё хорошего парня Разумихина и следователя Порфирия Петровича) и, что уж говорить, способен на добрые поступки.
      • Свидригайлов мармеладовских сирот пристроил.
    • Сам Родя Раскольников. Трагический герой или моральный урод без проблеска положительных черт (причем урод мелкий, что настраивает против него в том числе фанатов Свидригайлова выше)? Кое-кого изрядно подбешивает уже тот факт, что он смеет называть себя студентом, фактически, нигде не учась.
      • Многие поклонники великолепных мерзавцев бьются в истерике от умственных способностей Раскольникова. Воплощение тропа «Умный — не значит мудрый» на все сто, причём в максимально уродливой форме.
      • А не преувеличение ли называть «моральным уродом без проблеска положительных черт» человека, который «из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища», «во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей, и был при этом обожжен», отдал последние деньги нищей семье Мармеладова, стал спасать изнасилованную пятнадцатилетнюю девочку от еще одного насильника, обратившись к полицейскому?
    • Соня Мармеладова — второй претендент. Готовая к самопожертвованию и бескорыстным поступкам непоколебимо чистая девушка или неприкрытая Мэри Сью-резонёр, которая волей самого Достоевского неспособна на ошибки и плохие поступки?
  • Буйный силач — Разумихин, человек роста довольно высокого (два аршина десять вершков — 185 см) и силы немалой. Да и при всём своём добродушии нередко буянит по пьяни, порой и до драк с городовыми доходит…
  • Великолепный мерзавец — Свидригайлов, нескучный и очень проницательный и, как ни странно, способный на добрые поступки.
  • Вербальный тик — манера Порфирия Петровича говорить со словоерсами.
  • Верхнее бельё — вот как выглядел Мармеладов при первой встрече с Раскольниковым: «Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая». А вот как сам Мармеладов говорит про Катерину Ивановну: «причешутся, воротничок там какой-нибудь чистенький, нарукавнички, ан совсем другая особа выходит».
  • Вечная загадка — отравил ли Свидригайлов свою жену Марфу Петровну? Сам он признался только в том, что готов был это сделать. И была ли Лизавета в момент смерти беременна? (Некоторые читатели утверждают, что да, была — на основании слов одного эпизодического персонажа, утверждавшего, что Лизавета беременела поминутно).
  • Гнусный алкаш — Мармеладов. Нет, он не злой и никого не бьёт, но, потратить деньги, которые на панели заработала дочка-подросток, не на еду для больной жены и её детей от первого брака, а на водочку для себя, любимого? Да запросто!
  • Девственность — самое дорогое — «»А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!» И часу в шестом Сонечка встала и с квартиры отправилась, а в девятом часу обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».
  • Доннерветтер унд сосиски — Амалия Липпевехзель, квартирная хозяйка Мармеладовых. Отчество же её — какая-то вечная загадка: Мармеладов называет её Амалией Фёдоровной, Катерина Ивановна — Амалией Людвиговной, а саму себя она изволит величать Амалией Ивановной.
    • Мармеладов мог просто путать, а Катерина Ивановна явно говорит назло.
  • Драматическая болезнь — Катерина Ивановна страдает чахоткой, от которой, судя по всему, и умирает в конце романа.
  • Жертвенная старая коза, злая бабка и скупой рыцарь — процентщица.
  • Жертвенный агнец — её сестра.
  • Знахарский диагноз — Раскольников совершил преступление в состоянии горячки: лихорадка, перемежающаяся ознобом, с бредом и галлюцинациями, после чего пролежал четыре дня. Симптомы убедительно указывают на гриппозный психоз в острой форме.
  • Красивый — не значит хороший — Аркадий Свидригайлов. Красивый, дородный мужчина в расцвете лет — и при этом конченный извращенец и полное чудовище.
  • Маленький человек — Мармеладов.
  • Мета-пророчество — почти одновременно с выходом в печать первой главы (а точнее — за несколько дней до выхода, то есть о «заимствовании» говорить не приходится) было совершено очень похожее преступление: некий студент Данилов убил ростовщика и его служанку, неожиданно вошедшую в дом.
    • А после пандемии сами-знаете-какого вируса пророческим оказался сон Раскольникова о моровой язве из глубины Азии.
  • Момент характеристики — в первое знакомство с господином Лужиным читатель узнаёт, что он, во-первых, предпочитает невесту из небогатых, ибо жена должна почитать мужа за благодетеля, и во-вторых, что он прибыл в Петербург первым классом, отправив невесту в третьем классе для экономии. Прекрасный, прекрасный человек.
    • Закадровый момент характеристики произошёл ещё раньше. Мать Раскольникова в письме рассказывает, что Лужин — «человек деловой и, кажется, добрый». Для тех читателей, у которых жанровая смекалка неразвита, автор подсветил устами самого Раскольникова.
  • Названые братья — Соня Мармеладова и Лизавета в своё время обменялись крестами, став крестовыми сёстрами (вернее, Соня дала ей не крест, а нагрудный образок, но для ритуала это равноценная замена).
  • Неудачная басня — для романа об угрызениях совести очень неожиданна фигура следователя Порфирия Петровича и его угроза разоблачить ГГ, если тот не сознается в убийстве сам. Кроме того, неясно, в чем именно состояло изначальное заблуждение Раскольникова. В идее, что есть некие особые люди, стоящие выше обычной морали и имеющие право проливать кровь? Или в надежде «уравновесить» убийство, потратив добытые деньги на благотворительность?
  • Ницшеанец-самоучка — ГГ.
  • Педофил — Свидригайлов. Строго говоря, не столько педофил (основной его страстью была вполне совершеннолетняя Дуня), сколько вообще развратник. Так что в малолетних девочках его привлекала больше запретность плода, ну и детская неопытность заодно.
  • Полное чудовище — Свидригайлов, конечно же!
  • Птичку жалко — Мармеладов. То есть Достоевский пытался добиться такого эффекта, но у многих современных читателей смерть Мармеладова вызывает несколько иной отклик: «Сдох, наконец? Ну и слава Богу!»
  • Разумный паразит. «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими». Впрочем, всё это лишь пригрезилось главному герою.
  • Самоуверенный мерзавчик — Лужин.
    • В чём-то и сам Родя Раскольников, если задуматься.
  • Серобуромалиновая мораль — по мнению Свидригайлова, её носителем является сам Раскольников: «Убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало».
  • Смищной аксэнт — речь квартирной хозяйки Мармеладовых Амалии Людвиговны Липпевехзель передана включает характерные ошибки и ненамеренное словотворчество человека, плохо знающего русский язык.
  • Ты знаешь, кто я — разговор между Раскольниковым и Соней, в котором первый признаётся, что знает убийцу старухи-процентщицы, и подталкивает вторую догадаться, что это он.
  • Характерное имя:
    • Родион Романович Раскольников — решительная аллитерация трёх Р в имени, отчестве и фамилии. Кроме того, русские раскольники, давшие имя роду героя, отличались решительностью и храбростью, но упорствовали именно в косности и отсталости, шли на муки и сопротивлялись официальной церкви по таким нелепым вопросам, как «двумя или тремя пальцами креститься». Нельзя не признать, что все семейство Раскольниковых отличается тем же бунтарским упорством и по таким же бредовым поводам. А ещё Родион Романович два черепа топором расколол!
    • Следователь Порфирий Петрович с неизвестной фамилией — тоже аллитеративное имя.
    • Мармеладов — такой же бесхребетный и липкий, как и то вещество, от которого произошла его фамилия.
    • Разумихин, друг Раскольникова — почти говорящая фамилия, но при помощи суффиксации Достоевский придает ей оттенок женственности, мягкости. Причём сам персонаж настаивает, что его настоящая фамилия — Вразумихин. Здесь виден намёк на его физическую силу: он кого угодно способен вразумить.
    • Лебезятников — инверсия: в нужный момент перестаёт лебезить и разоблачает подлую аферу Лужина.
    • Свидригайлов: фамилия указывает одновременно и на благородное происхождение персонажа (самый известный в истории Свидригайло происходил из рода великих князей литовских), и на его сволочизм (исходный князь был редкостной сволочью). Ну и т. д. А ещё Достоевский питал редкостную нелюбовь к полякам, а тут такие корни.
  • Характерный тик — Дуня имеет привычку ходить в раздумьях взад-вперёд по комнате.
  • Хороший парень — Разумихин.
  • Шлюха с золотым сердцем — Соня, русский кодификатор.
  • Экзистенциальный ужас — знаменитый вопрос Раскольникова: «Тварь я дрожащая или право имею?». Сюда же стоит отнести мрачную теорию Свидригайлова о загробной вечности (та самая «банька с пауками»).
  • Эпизод-фокус: ближе к концу несколько глав посвящены путешествию Свидригайлова, его душевным мукам и, наконец, — самоубийству.

Адаптации

Всего в мире существует около 20 экранизаций этого романа. Здесь перечислены только самые известные:

  • Фильм 1909 года Василия Гончарова, первая экранизация (к сожалению, не сохранился).
  • Французский фильм 1956 года. Действие перенесено во Францию, Родион Раскольников переименован в Рене Брюнеля, а Соня Мармеладова (которую, к слову, играет Марина Влади) — в Лили Марселен.
    • Порфирия Петровича играет сам Жан Габен.
  • Советский фильм 1969 года Льва Кулиджанова. Родион Раскольников — Георгий Тараторкин, Соня Мармеладова — Татьяна Бедова, Порфирий Петрович — Иннокентий Смоктуновский, Аркадий Свидригайлов — Ефим Копелян.
  • Финский фильм 1983 года, первая режиссерская работа знаменитого творца в жанре артхаус Аки Каурисмяки. Действие перенесено в Хельсинки 80-х годов; с текстом романа также обошлись весьма вольно.
  • Российский восьмисерийный сериал 2007 года режиссера Дмитрия Светозарова. Родион Раскольников — Владимир Кошевой, Соня Мармеладова — Полина Филоненко, Порфирий Петрович — Андрей Панин, Аркадий Свидригайлов — Александр Балуев.

Культурное влияние

  • Под влиянием «Преступления и наказания» были написаны некоторые из произведений Альбера Камю, который называл себя учеником Достоевского. В первом романе Камю «Счастливая смерть» главный герой, как и Родион Раскольников, решается на убийство «по совести», а после совершенного деяния доходит до полного отчаяния. Отсылки к «Преступлению и наказанию» можно заметить и в романе «Посторонний».
  • Сочинение итальянского писателя Луиджи Капуаны «Маркиз Роккавердиана».
  • Роман французского писателя Андре Жида «Подземелья Ватикана», воспринимаемый многими критиками как парафраз «Преступления и наказания».
  • А. Бушков, «Стервятник» — простой бомбила-неудачник Родион Раскатников начинает с того, что отвозит с места преступления откинувшегося зэка, ограбившего киоск, а к концу повествования становится серийным убийцей более чем с десятком трупов на счету.
  • Британец Роджер Моррис (Roger Morris) написал цикл исторических детективов «Петербургские повести», главный герой которых — Порфирий Петрович (Porfiry Petrovich):
    • The Gentle Axe (2007) / Благородный топор. Петербургская мистерия.
    • A Vengeful Longing (2008).
    • A Razor Wrapped in Silk (2010).
    • The Cleansing Flames (2011).
  • Фильм «Иррациональный человек» Вуди Аллена.
  • Манга и аниме Death Note традиционно считается своеобразной вариацией на тему сабжа. Разница в том, что дилемму Раскольникова Ягами Лайт очень быстро разрешил в пользу «право имею» и сомнений до самого конца на сей счет не испытывал.
  • Песня «Куплеты старухи-процентщицы» российской группы «Зимовье зверей».
  • «Песенка про Аркадия Ивановича Свидригайлова» и «Свидригайловская банька» русского рок-музыканта Александра Непомнящего.
  • Это сразу не очевидно, но обе части Red Dead Redemption очень сильно вдохновлены «Преступлением и наказанием» (аналогом Раскольникова там выступает Датч, а не Артур Морган или Джон Марстон, за которых мы играем. В палатке Датча можно найти именно эту книгу, правда, под несколько изменённым названием).

И так далее, всего и не упомянешь. Трудно переоценить влияние этого романа, как и других ключевых произведений Достоевского («Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») на мировую культуру.

Классика школьной программы

Денис Фонвизин

Недоросль

Александр Грибоедов

Горе от ума

Александр Пушкин

Евгений Онегин • Капитанская дочка • Руслан и Людмила

Михаил Лермонтов

Герой нашего времени

Иван Гончаров

Обломов

Николай Гоголь

Вечера на хуторе близ Диканьки • Тарас Бульба • Ревизор • Мёртвые души

Иван Тургенев

Записки охотника • Отцы и дети

Александр Островский

Бесприданница • Гроза

Николай Некрасов

Кому на Руси жить хорошо

Фёдор Достоевский

Братья Карамазовы • Преступление и наказание

Лев Толстой

Анна Каренина • Война и мир

Антон Чехов

Каштанка • Вишнёвый сад

Максим Горький

Детство — В людях — Мои университеты • Старуха Изергиль • На дне

Михаил Булгаков

Мастер и Маргарита

Андрей Платонов

Котлован

Александр Твардовский

Василий Тёркин

Александр Солженицын

Один день Ивана Денисовича

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями. Дать характеристику героям «Преступления и наказания» Достоевского возможно только исходя из их поступков, так как голоса автора в произведении мы не слышим.

Родион Раскольников – главный герой романа

Родион Раскольников – центральный персонаж произведения. Молодой человек обладает привлекательной внешностью. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Незаурядный ум, гордый характер, больное самолюбие и нищенское существование – причины преступного поведения героя. Родион высоко оценивает свои способности, считает себя исключительной личностью, мечтает о великом будущем, но материальное положение действует на него угнетающе. Ему нечем платить за обучение в университете, не хватает средств рассчитаться с квартирной хозяйкой. Одежда молодого человека привлекает внимание прохожих своим потрёпанным и старым видом. Пытаясь справиться с обстоятельствами, Родион Раскольников идёт на убийство старухи процентщицы. Тем самым он пытается доказать самому себе, что относится к высшему разряду людей и может переступить через кровь. «Тварь ли я дрожащая или право имею», – думает он. Но одно преступление влечёт за собой другое. Гибнет ни в чём не повинная убогая женщина. Теория героя о праве сильной личности заводит в тупик. Лишь любовь Сони пробуждает в нём веру в бога, возрождает к жизни. Личность Раскольникова состоит из противоположных качеств. Равнодушный жестокий убийца отдаёт последние гроши на похороны малознакомого человека, вмешивается в судьбу юной девочки, пытаясь спасти её от бесчестия.

Второстепенные персонажи

Образы героев, играющих главную роль в повествовании, становятся полнее и ярче в результате описания их отношений с другими людьми. Члены семьи, друзья, знакомые, эпизодические лица, возникающие в сюжете, помогают лучше понять идею произведения, разобраться в мотивах поступков.

Чтобы облик действующих лиц романа стал понятнее читателю, писатель использует различные приёмы. Мы знакомимся с подробным описанием героев, вникаем в детали тоскливого интерьера квартир, рассматриваем унылые серые улицы Петербурга.

Софья Мармеладова

Софья Семёновна Мармеладова – юное несчастное существо. «Соня была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Она молода, наивна и очень добра. Пьяный отец, больная мачеха, голодные сводные сёстры и брат – вот окружающая среда, в которой живёт героиня. Она стеснительная и робкая натура, неспособная постоять за себя. Но это хрупкое создание ради близких людей готово жертвовать собой. Она продаёт тело, занимаясь проституцией, чтобы помочь семье, отправляется вслед за осуждённым Раскольниковым. Соня – добрый, бескорыстный и глубоко верующий человек. Это даёт ей силы справиться со всеми испытаниями и обрести заслуженное счастье.

Семён Мармеладов

Мармеладов Семён Захарович – не менее значимый персонаж произведения. Он бывший чиновник, многодетный отец семейства. Слабый и безвольный человек решает все свои проблемы с помощью алкоголя. Мужчина, уволенный со службы, обрекает на голод свою жену и детей. Они живут в проходной комнате, в которой почти нет обстановки. Малыши не ходят в школу, не имеют сменного белья. Мармеладов способен пропить последние деньги, забрать у своей старшей дочери заработанные копейки, для того, чтобы напиться и уйти от проблем. Несмотря на это образ героя вызывает жалость и сострадание, так как обстоятельства оказались сильнее его. Он сам страдает от своего порока, но не может справиться с ним.

Авдотья Раскольникова

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Девушка из бедной, но честной и достойной семьи. Дуня умна, хорошо образованна, воспитанна. Она «замечательно хороша собой», чем, к своему несчастью, привлекает внимание мужчин. Чертами характера «она была похожа на брата». Авдотья Раскольникова – натура гордая и независимая, решительная и целеустремлённая, была готова выйти замуж за нелюбимого человека ради благополучия брата. Чувство собственного достоинства и упорный труд помотают ей устроить свою судьбу и избежать непоправимых ошибок.

Дмитрий Вразумихин

Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – единственный друг Родиона Раскольникова Бедный студент, в отличие от своего товарища, не бросает учёбу. Он зарабатывает на жизнь всеми доступными средствами и не перестаёт надеяться на удачу. Бедность не мешает ему строить планы. Вразумихин благородный человек. Он бескорыстно старается помочь другу, заботится о его семье. Любовь к Авдотье Романовне Раскольниковой окрыляет молодого человека, делает сильнее и решительнее.

Пётр Лужин

Пётр Петрович Лужин – почтенный, уважаемый человек средних лет приятной наружности. Он успешный предприниматель, счастливый жених Дуни Раскольниковой, богатый и уверенный в себе господин. На самом деле под маской добропорядочности скрывается низкая и подлая натура. Воспользовавшись бедственным положением девушки, он делает ей предложение. В своих поступках Пётр Петрович руководствуется не бескорыстными мотивами, а собственной выгодой. Он мечтает о жене, которая была бы рабски покорна и благодарна до конца своих дней. Ради собственных интересов он притворяется влюблённым, пытается оклеветать Раскольникова, обвинить в воровстве Соню Мармеладову.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитёр и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей. Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон. Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: «Мы одного поля ягоды».

Пульхерия Раскольникова

Раскольникова Пульхерия Александровна – матушка Родиона и Дуни. Женщина бедная, но честная. Человек добрый и отзывчивый. Любящая мать, готовая ради своих детей на любые жертвы и лишения.

Некоторым своим героям Ф. М. Достоевский уделяет совсем немного внимания. Но они необходимы в ходе повествования. Так, процесс расследования невозможно себе представить без умного, хитрого, но благородного следователя Порфирия Петровича. Лечит и разбирается в психологическом состоянии Родиона во время болезни молодой доктор Зосимов. Важным свидетелем слабости главного героя в полицейском участке является помощник квартального надзирателя Илья Петрович. Возвращает доброе имя Соне и разоблачает лживого жениха приятель Лужина Лебезятников Андрей Семёнович. Незначительные на первый взгляд события, связанные с именами этих героев, играют важную роль в развитии сюжета.

Значение эпизодических лиц в произведении

На страницах великого произведения Фёдора Михайловича Достоевского мы встречаемся и с другими действующими лицами. Список героев романа дополняют эпизодические персонажи. Катерина Ивановна, жена Мармеладова, несчастные дети-сироты, девочка на бульваре, жадная старуха-процентщица Алёна Ивановна, больная Лизовета. Их появление неслучайно. Каждый, даже самый незначительный образ, несёт свою смысловую нагрузку и служит воплощению замысла автора. Важными и необходимыми являются все герои романа «Преступление и наказание», список которых можно продолжить и дальше.

Тест по произведению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *