Пресвитер 5 букв

Пресви́тер (πρεσβύτερος, presbyter)

  • древнейшее каноническое (т.е. усвоенное древним церковным законодательством — правилами апостолов, вселенских и поместных соборов,) название второй степени христианского таинства священства (в России — синоним слова «священник»).
  • В реформатской церкви название выборных от мирян представителей для заведования вместе с пастором церковными делами прихода.

Во времена апостолов пресвитерами часто назывались епископы и, наоборот, епископами — пресвитеры (см. Деян., ХХ, 17—18, 28; 1 Петр., V, 2; Тит., I, 5, 7; 1 Тим., III, 1, 2, 7; V, 17 и др.) не в смысле обозначения иерархической степени тех и других, а лишь в древнем общенарицательном смысле слов «епископ» и «пресвитер» для указания на личные качества, обозначаемые этими словами в буквальном их смысле. Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец, старейшина). Тех пресвитеров, которые были поставлены самими апостолами и находились под их непосредственным руководством, хотя и без права посвящения других в пресвитеры или диаконы, называли епископами (надзирателями, управителями). В смысле возраста, пресвитерами называли себя даже апостолы Петр (1 Петр., V, 1) и Иоанн (2 Иоан., I, 1; 3 Иоан., I, 1). Вероятно, к епископам и пресвитерам относились одинаково и другие нарицательные названия, присваиваемые в книге Деяний и в Посланиях апостольских лицам, стоявшим во главе той или другой церковной общины: пастыри (ποιμένες — Ефес., IV, 11), вожди (ήγούμενοι — Евр., XIII, 7, 17, 24), предстоятели (προεστόμενοι, praepositi, antistites — 1 Сол., V, 12; Римл., XII, 8), председатели (προέδροι, praesidentes), иереи (ιερεύς).

Обязанности пресвитеров, как видно из Деяний и Посланий апостольских и творений св. отцов II и III вв., были следующие:

  • преподание благословения верным;
  • председательствование в собраниях верных в отсутствие епископа; в его присутствии пресвитер занимал второе место;
  • проповедь с благословения епископа, которому это право принадлежало главным образом;
  • совершение таинств и священнодействий.

В храме епископ восседал на седалище возвышенном (tronus celsus), пресвитеры — на седалищах, стоявших ниже (tronus secundus). Если при епископе служили несколько пресвитеров, то они образовывали около него полукруг (corona ecclesiae, spiritualis corona, circuli presbyterii). В римских катакомбах найдены фресковые изображения таких coronae ecclesiae, относящиеся к древнейшему времени. При посвящении нового пресвитера пресвитеры во время руковозложения епископского имели право возлагать на него свои руки (соб. карф. IV). Корпорация пресвитеров при епископе называлась пресвитерий (πρεςβυτέριον, presbyterium, πρεςβύτειον, συνεδρον του πρεςβυτερίον, senatus ecclesiae, senatus Christi, consiliarii episcopi, consilium ecclesiae). В средние века на Западе пресвитерий заменен капитулом.

На соборах пресвитеры занимали места во втором ряду, позади епископов (подписи их имеются на многих соборных актах). На Западе без собора пресвитеров епископ не постановлял ничего, относящегося к церковной дисциплине (Карфаг. соб., IV, 22, 23; соб. Толедский, VI). В отсутствие епископа, а также по его смерти или по удалении его с кафедры до назначения ему преемника пресвитерий исправлял его обязанности (кроме посвящений — см. посл. Киприана, V, Х и XXI, послание Игнатия к антиохийцам).

Терминологически, в смысле обозначения именно второй степени священства с ее специальными обязанностями, название πρεςβύτερος в первый раз встречается в Деяниях апостолов, XIV, 23, при рассказе о поставлении апостолом Павлом через рукоположение пресвитеров во все церкви Дервии. Листры, Иконии и Антиохии. Затем в посланиях к Тимофею и Титу говорится о рукоположении пресвитеров епископами, каждым в своей епархии (1 Тим., V, 17, 19, 22; IV, 14; 2 Тим., 1, 6).

В избрании пресвитеров принимала участие и паства, т. е. миряне. Климент Римский и Игнатий замечают, что поставление пресвитеров «совершалось с согласия всей церкви» (т.е. прихода, для которого они избирались). Климент Александрийский упоминает об избирательном списке кандидатов на пресвитерство (έκλογή), составлявшемся паствой. Участие ее в выборе пресвитеров совершалось столь чинно, что император Александр Север (III в.) ставил выборы кандидатов на пресвитерство в христианских общинах в пример для выбора гражданских чиновников. Лаодикийский собор (IV в.) отменил участие паствы в выборе пресвитеров . Участие мирян в избрании кандидатов на пресвитерство не означало участия их в посвящении их; оно было только свидетельством о их достоинствах и качествах; благодать, характеризующую пресвитерство, преподавало лишь руковозложение епископа.

По мнению протестантских ученых, пресвитер и епископ имели сначала одну и ту же степень и достоинство; различие между ними появилось лишь в III в.; название «пресвитер» указывает на достоинство, а «епископ» — на должность, совмещенные в одном лице. Это мнение имело свои зачатки еще в IV в., но тогда же было отвергнуто Церковью. Чем дальше, тем подробнее выясняется в учении церкви и в творениях св. отцов значение пресвитерства как второй степени священства. Отцы церкви IV-го и последующих веков (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Григорий Двоеслов и др.) в своих творениях подробно разработали богословское учение о священстве.

См. также

  • Священник.

Литература

Ссылки

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

см. Павлов, «Об участии паствы в делах церкви», Казань, 1866

В статье, написанной три с лишним года назад в качестве отклика на «исповедь бывшей послушницы», я писал:
Был один батюшка святой жизни, постриженный в схиму Глинскими преподобными отцами. Незадолго до смерти он указал своему келейнику на одну матушку и сказал «вот это – настоящая старица». Она жива сейчас, наставляет сестёр в не скажу каком монастыре. Ее необыкновенным духовным дарованиям и я свидетель. Но когда я привожу кого-нибудь с собой в ту обитель, и стучусь к матушке – та ворчит «отец Димитрий! Ну что ты ко мне людей возишь! Нет у меня благословения никого принимать под окормление». «Матушка, да мы просто навестить тебя приехали, соскучились» – «а, ну раз просто навестить, тогда ладно». Пусть она и не скажет чего-то особенного, но хоть благословит спутников моих, помолится – у тех и сдвигается жизненный вектор в нужную сторону. А иной раз и скажет что-то такое, что от меня бы они не услышали, а услышали бы – не восприняли.
Сегодня матушка отошла ко Господу. Имя ее в схиме было Назария; когда монастырь, где она была старшей сестрой, еще числился как приход, по устному неофициальному благословению патриарха Алексия II один архиерей возвел ее в сан игумении. Из той обители она после смерти своего старца перебралась в Сезёново — женский монастырь под Лебедянью, рядом с Шовским — родным селом преподобного Силуана. Поскольку ее игуменство так и осталось неофициальным, отпевать ее будут в понедельник как схимонахиню.
Матушка уже была в возрасте, конечно, и уход ее был ожидаем, в последние месяцы она тяжело болела. И всё равно грустно прощаться. Очень много значила каждая встреча с мать Назарией для меня и многих из моих близких. Был у матушки дар утешения. Любовь свою она старалась скрывать под ворчанием, но всегда чувствовалось, что ворчание это не настоящее, а сила духа в хрупкой маленькой старушке великая. Ей многое Господь открывал из того, что она ниоткуда не должна была знать, но ехали мы к ней не за прозорливостью, а за духовной мудростью и любовью. И из этой плеяды — она была воспитанницей схиархимандритов Макария Болотова и Серафима Мирчука — остались уже очень немногие: несколько месяцев назад похоронили отца Силуана Сухаревского, теперь вот провожаем мать Назарию…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *