Причины агрессии у детей дошкольного возраста

Александр Сазерленд Нилл, английский педагог, новатор в области образования, основатель школы Саммерхилл, как-то сказал: «Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии». Многие психологи утверждают, что это ёмкое выражение отражает всю суть данного явления. Драки, девиантное поведение, мстительность, живодёрство, истерики — всё это есть не что иное как протест против окружения, ответная реакция на жестокость, подавление, насилие, несправедливость.

Родителям нужно знать, чем именно продиктована агрессия у ребёнка, чтобы помочь в решении возникшей проблемы. Без этого борьба с ней будет однозначно проиграна.

Причины

Столкнувшись впервые с этим явлением, родители недоумевают: почему ребёнок агрессивный, ведь в семье никто голоса не повышает, наследственность идеальная. Тут же возникают обвинения в адрес школы, дворовой компании и пр. Но чаще всего причины уходят корнями в детство. Психологи называют 4 основных провоцирующих фактора, срабатывающих на подсознательном уровне ещё в 2-3 года.

Паттерн поведения

Осваивая окружающий мир, малыш пробует разные модели поведения. Если какая-то из них оказывается успешной и позволяет добиться желаемого, она отпечатывается в подсознании и становится устойчивым паттерном. Например, если хоть раз получилось с помощью агрессии отобрать у другого игрушку, он будет прибегать к ней снова и снова.

Копирование

Особенность детского возраста — слепое (бессознательное) копирование чьего-то поведения. Чаще всего — родителей. Если отец (а иногда и мать) ведёт себя агрессивно (по отношению к домочадцам, прохожим на улице, кассиру в магазине), малыш приходит к выводу «Папа хороший, я хочу быть на него похожим, значит буду делать так же». Подражать можно старшим братьям (сёстрам), учителю, сверстнику, любимому персонажу из кино- или мультфильма.

Самозащита

Протест против несправедливых ситуаций или негодование малыш может выражать либо через эмоции (обзываться, плакать, злиться), либо на уровне поступков (драться, кусаться). Чем чаще он сталкивается с жестокостью окружающего мира, тем устойчивее становится агрессия как паттерн поведения.

Недостаток любви

Если ребёнку не хватает внимания со стороны родителей, он пытается привлечь его разными способами. Видит, что они реагируют на агрессию, и повторяет ситуацию. При этом ему не важно, что за это ругают и наказывают. Для него главное — они уделяют ему время.

Самые частые психоэмоциональные причины агрессии у детей:

  • слепое копирование агрессивных взрослых и антигероев;
  • самозащита в ответ на конфликтные ситуации;
  • дефицит внимания;
  • сильная эмоциональная привязанность к кому-либо, которая выражается через агрессию;
  • низкая самооценка;
  • неумение контролировать эмоции;
  • ревность;
  • проблемы с социальной адаптацией, межличностные конфликты, асоциальное окружение;
  • просмотр передач и фильмов, переполненных сценами жестокости и насилия;
  • повышенная возбудимость;
  • психотравма, стрессовая ситуация.

Однако причины агрессивного поведения у детей могут быть продиктованы и физиологией:

  • соматические заболевания;
  • органические поражения головного мозга;
  • недостаточно развитые когнитивные способности: рассеянное внимание, низкий интеллект;
  • наследственные заболевания;
  • переутомление, усталость.

Часто в агрессивности ребёнка виноваты родители, которые:

  • сами ведут себя агрессивно;
  • непоследовательны в воспитании;
  • придерживаются системы жестоких наказаний, чрезмерно строги: бьют, унижают, постоянно критикуют.

В каждом отдельном случае срабатывает свой комплекс причин. Если родители затрудняются ответить, какой из вышеперечисленных факторов стал отправной точкой, не лишним будет посетить психотерапевта. Он подскажет, что делать, чтобы помочь ребёнку справиться с агрессией, пока она не перешла из разряда устойчивого паттерна поведения в черту характера.

Признаки

Во-первых, ребёнок проявляет агрессию через поведение и поступки:

  • дерётся или просто замахивается;
  • пинается;
  • кусается;
  • бросается игрушками и другими предметами;
  • толкается;
  • плюётся;
  • царапается;
  • плачет, кричит, истерит;
  • щипается;
  • рвёт одежду;
  • отбирает игрушки.

При этом агрессивное поведение выставляется напоказ, чтобы все обратили на него внимание. Попутно он демонстративно отказывается соблюдать правила (не идёт есть, не ложится спать, не одевается) и не признаёт своих ошибок. Поэтому бесполезно в такие моменты объяснять, что он поступает плохо.

Во-вторых, агрессивный ребёнок использует словесные приёмы, чтобы излить злость:

  • всех задирает;
  • обзывается;
  • угрожает;
  • матерится;
  • оскорбляет;
  • спорит;
  • насмехается.

Некоторые агрессивные дети используют только один шаблон поведения, закреплённый на подсознательном уровне.

Пример из практики. На приём к психотерапевту привели 4-летнюю девочку, которая в моменты ярости всех вокруг начинала царапать. Она не кричала, не плакала, не дралась. Только изображала злобу на лице и впивалась когтями в кожу того, кто находился рядом. В ходе работы с ней оказалось, что 2 года назад она попыталась отобрать игрушку у кошки, и та в ответ сильно её поцарапала. Двухлетняя малышка запомнила этот метод защиты и стала активно применять.

Но чаще всего агрессия проявляется в комплексе. То есть идут одновременно и гримасы злобы, и поведение-насилие, и словесное выражение эмоций.

Если приступ переходит в истерику, это первый признак того, что поведение становится патологическим и требует психотерапевтического вмешательства.

Виды

Существует множество классификаций детской агрессии. Её виды продиктованы разными причинами, проявляются совершенно по-разному и требуют особых подходов в работе с негативным паттерном.

В зависимости от экстраверсии различают открытое (экстравертное) и скрытое (интровертное) агрессивное поведение.

  • Открытое

Чаще всего наблюдается у дошкольников, которые ещё не научились контролировать свои эмоции, или у детей с патологиями нервной системы. Все отрицательные проявления демонстрируются на публику. Чем больше внимания — тем громче крик, тем сильнее истерика. Главное в такие моменты — игнорировать, не идти на поводу, а затем наказывать и проводить разъяснительные беседы о том, как это плохо.

  • Скрытое

Гораздо большую опасность и для ребёнка, и для окружающих представляет скрытая агрессия. Основные причины — страх наказания, насилие, авторитарный или подавляющий стиль преподавания в школе или воспитания в семье, психотравма, отсутствие близости с родителями.

Развивается у школьников и подростков. Для большинства окружающих (чаще всего взрослых — родителей, учителей) они — спокойные, уравновешенные, даже скромные и послушные. Но в определённом кругу (среди одноклассников, уличной компании, в соцсетях) — злые, грубые, жестокие. Среди проявлений — месть, интриги, наговоры, шантаж. В дальнейшем такие дети вырастают лицемерами и манипуляторами. Справиться с такой формой агрессии способен только профильный специалист в тесном тандеме с родителями.

В зависимости от направленности:

  • гетероагрессия — направлена на окружающих;
  • аутоагрессия — направлена на самого себя (чаще всего обнаруживается в подростковом возрасте).

В зависимости от этиологии:

  • реактивная — ответ на провоцирующие факторы извне;
  • спонтанная — мотивируемая внутренними импульсами.

В зависимости от формы проявления:

  • экспрессивная — демонстрируется интонацией, мимикой, жестами, позами;
  • вербальная (словесная) — через слова;
  • физическая — через применение физической силы.

В зависимости от темперамента:

  • сангвиническая — посредством слов;
  • холерическая — комплекс всех проявлений;
  • меланхоличная — через слёзы, истерику;
  • флегматичная — скрытая.

Данные виды агрессии используются в психотерапии для выбора наиболее эффективного метода коррекции поведения.

Психологические особенности

Специалисты выделяют отдельные психологические особенности детей, склонных к агрессии, которые не свойственны тем, кто не проявляет данную эмоцию на постоянной основе. Условно их разделили на 3 группы.

Импульсивно-демонстративный психологический тип

Цель — привлечение внимания.

Проявления: яркие, шумные, но мимолётные, ситуативные, без жестокости.

Характер агрессии: непроизвольный, непосредственный, импульсивный.

Реакция на замечания взрослых: отсутствует, не слушаются, не подчиняются.

Нормативно-инструментальный психологический тип

Цель — достижение желаемого.

Проявления: через подчинение и подавление других, прямая физическая агрессия без жестокости, равнодушие к обидам чужих, ориентир только на собственные желания.

Характер агрессии: целенаправленный, осознанный.

Реакция на замечания взрослых: присутствует, останавливаются в ответ.

Целенаправленно-враждебный психологический тип

Цель — получение удовольствия от боли и унижения других.

Проявления: прямое физическое воздействие, характеризующееся жестокостью и хладнокровием, мстительность, злопамятность.

Характер агрессии: продуманный, жестокий.

Реакция на замечания взрослых: отсутствует, отрицательные оценки не воспринимаются.

Общие психологические особенности:

  • агрессия — маска, под которой — несчастный ребёнок, глубоко неуверенный в себе;
  • через силу и власть демонстрируется глубокая беспомощность;
  • отсутствие чувства собственного достоинства;
  • уверенность в собственной ненужности;
  • нахождение в состоянии постоянного стресса;
  • чувство полного одиночества.

Таким образом, агрессия у детей и подростков свидетельствует прежде всего о наличии глубоких внутренних противоречий и конфликтов. Они нуждаются в экстренной помощи со стороны взрослых.

Возрастные особенности

У детей дошкольного возраста

Мало кто задумывался, но первые признаки агрессии проявляются ещё в младенческом возрасте. Если малышу не дают кушать или не берут на руки, он начинает злиться, плакать. Может ударить кулачком взрослого или укусить маму за грудь.

  • 2 года

Для этого возраста характерны неконтролируемые и короткие приступы агрессии — так называемые вспышки. Основная причина — проба новой модели поведения с целью добиться желаемого и увидеть реакцию взрослых. Чаще всего проявляется через кусание. Если родители не акцентируют на этом внимание, не торопятся удовлетворить потребность малыша, а просто говорят, что так нельзя, повторов обычно не бывает. В ином случае он прибегает к этому способу снова и снова, но при этом злость нарастает с каждым разом.

  • 3 года

Малыши 3 лет проявляют агрессию уже более ярко и разнообразно. Могут толкаться, плеваться, бросать игрушки, царапаться, истерить — и всё это в одно и то же время. Любые уговоры и попытки заговорить игнорируют. Единственный выход — оставить успокаиваться одного. Основная причина — добиться желаемого.

  • 4 года

Ребёнок 4 лет уже учится контролировать свои эмоции и знает, что за агрессивное поведение могут наказать. Поэтому ведёт себя сдержаннее, более спокойно. Основные проявления — одноразовые: толкнёт, стукнет или кинет игрушкой — и смотрит на реакцию. То есть в какой-то момент эмоция берёт верх, но страх наказания её обуздывает. Основная причина — протест.

  • 5 лет

В этом возрасте психологи отмечают ярко выраженные гендерные особенности проявления детской агрессии. Мальчики начинают самоутверждаться через физическую силу: бьют, толкают, дерутся. Девочки, осознавая свою слабость, используют словесное оружие: обзываются, угрожают, насмехаются, манипулируют. Причины могут быть самыми разными.

  • 6 лет

Шестилетки мудреют: контролируют эмоции и выказывают агрессивность лишь выборочно. Проявляют её там, где уверены в победе (могут побить слабого) и ненаказуемости (перед взрослыми её уже почти не демонстрируют). Объектами чаще всего выступают сверстники в детском саду, младшие братья и сёстры либо беззащитные животные. Основные причины — дефицит внимания и асоциальное окружение.

У детей младшего школьного возраста

  • 7 лет

Дети начинают осознавать себя в совершенно новом качестве, примеряя на себя роль одноклассника, ученика. Если у них что-то не получается, это может вызывать агрессию. Сначала она носит спонтанный и скоротечный характер. Но, если пустить ситуацию на самотёк, превратится в устойчивый паттерн поведения. Здесь важно увидеть, на кого направлена злость, — это поможет понять причину конфликта. Если на родителей — возможно они лишили его уютной домашней атмосферы. Если на учителя — протест против правил и ограничений школьной системы. Если на одноклассников — попытка самоутвердиться, завоевать лидерские позиции.

  • 8 лет

Если агрессивное поведение наблюдается уже после школьной адаптации, психологи настоятельно советуют родителям обратить внимание на то, в какие игры играет и какие фильмы (передачи) смотрит ребёнок. Чаще всего причина кроется в копировании антигероев, которые своей жестокостью добиваются целей, авторитетности, выглядят «крутыми». В основе всё равно лежит дефицит внимания, ведь любящие родители в этом возрасте обязаны контролировать и фильтровать подобную информацию, получаемую школьником извне.

  • 9-10 лет

В 9 лет агрессия проявляется по разным причинам: протест на ограничение личного пространства и запреты, дефицит родительской любви на фоне развода или семейных ссор, ревность к младшим братьям и сёстрам, жестокие компьютерные игры и многое другое. 10 лет — предподростковый период, поэтому на первый план выходят отношения со сверстниками. Пытаясь самоутвердиться, показать себя крутым, издевается над теми, кто слабее, отыскивая жертву. В этом возрасте агрессия редко направлена на взрослых.

Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте — на грани эмоции и устойчивой черты характера. Только от взрослых зависит, как оно будет развиваться дальше. Скоординированные действия родителей, учителей и школьного психолога помогут снизить уровень тревожности и решить детскую проблему, тем самым оставив вспышки ярости в прошлом.

У подростков

С одной стороны, подростковая агрессия часто принимает самые жестокие и неприемлемые для общества формы. С другой, это типичное, закономерное проявление пубертатного кризиса. Под влиянием гормонального всплеска и изменений, происходящих с телом, в этом возрасте каждый ощущает внутренний дискомфорт и в определённый момент не может совладать с нахлынувшими эмоциями.

Задача родителей на данном этапе — свести проявления агрессии к минимуму. Что советуют психологи:

  • перейти на принимающий стиль воспитания: окончательные решения остаются за взрослыми, но с учётом мнения и желаний подростка;
  • объяснять все действующие запреты («Остаться ночевать у друга нельзя, потому что к нам сегодня вечером приедут гости и мне понадобится твоя помощь»);
  • направить агрессию в другое русло — спорт, творчество, хобби, походы, путешествия, новые знакомства;
  • уделять ему больше времени, разговаривать, работать над доверием.

Если родители вовремя не предприняли меры по смягчению подростковой агрессии, последствия будут гораздо опаснее, чем в любом другом возрасте. И дело не только в том, что злоба распространится на большинство окружающих и станет чертой характера. Это скажется и на физическом здоровье. Приступы злости — это скачки давления, гипергидроз, неврозы, сильнейший стресс, психозы и прочие отклонения, которые будут каждый раз подрывать организм.

Если у подростка агрессия стала неконтролируемой (ни с его стороны, ни со стороны родителей), если она уже повлекла за собой проблемы со здоровьем, выход один — записываться на приём к профильному специалисту.

Пример из практики. На приёме у психотерапевта оказалась 16-летняя девушка. Лет с 13 она регулярно устраивала родителям истерики с битьём посуды, криками, швырянием вещей (не только в стены, но и в них), были даже ситуации, когда она бросалась на них с кулаками. Мама при этом где-то (ключевое слово!) слышала, что на подобные истерики не надо обращать внимания, и уводила отца в другую комнату. Тогда девочка начала имитировать приступ удушья: тяжело дышала, делала вид, что не может вздохнуть. Сначала это пугало родителей, они даже вызывали врача. Но, когда поняли, что это всего лишь спектакль, и на это перестали обращать внимание.

А девочка в моменты ярости всё продолжала изображать из себя больную. В итоге она на самом деле стала задыхаться. Диагноз — психогенная одышка с длительным курсом лечения и никаких гарантий на полное выздоровление.

Что делать во время приступа

Как реагировать

Первый шаг — научиться правильно реагировать на приступы. Ошибки родителей потом приводят к закреплению данного паттерна поведения.

Что в такие моменты категорически нельзя делать взрослым:

  • выходить из себя, злиться, раздражаться, вести себя так же агрессивно;
  • кричать, повышать голос;
  • пытаться что-то объяснить, читать нотации, воспитывать;
  • применять физическое насилие: бить, дёргать, давать подзатыльник, шлёпать по попе;
  • удовлетворять требования «бунтаря».

Если взрослый отвечает на детскую агрессию таким же поведением — это вызывает ещё большее обострение приступа. Ребёнок кричит ещё громче, дерётся ещё сильнее. Физическое подавление может сыграть роль временного решения проблемы. Но в этом случае увеличивается риск развития скрытой формы враждебности, которая в дальнейшем превратится в лицемерие и склонность к манипуляциям. Наиболее провальный вариант — дать желаемое. Тем самым паттерн закрепляется и становится постоянным оружием для достижения целей.

Но что же тогда делать взрослым, когда ребёнок ведет себя агрессивно?

Если ему 2-3 года, он всего лишь испытывает данную модель поведения. Как только он ударил кого-нибудь или замахнулся, нужно:

  • остановить его (не позволить повторить действие);
  • сделать недовольный вид;
  • строгим, но спокойным голосом сказать, что это нехорошо и так делать нельзя;
  • можно погрозить пальчиком;
  • спросить, что именно он хочет, и доступно объяснить, почему он не может сейчас этого получить.

Если в ответ на эти действия агрессивное поведение продолжается и даже усугубляется, нужно дистанцировать малыша от окружающих, чтобы он перестал наносить им вред, и не обращать на него внимания. Параллельно, конечно, нужно обязательно следить за тем, что он делает, но чтобы он этого не заметил.

Для более взрослых детей (4-8 лет) срабатывает уже другая схема поведения. В приступе ярости они точно не будут никого слушать. Поэтому надо:

  • твёрдым голосом сделать замечание: «Так нельзя!», «Перестань!» (оно не сработает, но в подсознании останется установка, что такие поступки недопустимы);
  • обезопасить себя и окружающих от его агрессивных действий (взять крепко за руки, отвести туда, где никого нет);
  • набраться терпения и переждать приступ.

Хороший приём — заняться своим делом (открыть книгу, включить телевизор) или начать общаться с кем-то из присутствующих. Демонстрация равнодушия со стороны взрослого показывает ребёнку бесполезность предпринимаемых действий.

Начиная с 9 лет, ребёнка во время таких приступов можно оставлять в комнате одного.

Воспитательный аспект

После того, как буря уляжется и все успокоятся, нужно обязательно провести воспитательную работу, чтобы этого больше не повторилось. Здесь пригодятся советы психолога, предлагающие использовать эффективные приёмы.

Сказкотерапия

Купите или скачайте психотерапевтические сказки против агрессии, написанные Р. М. Ткачом: «Львёнок в школе», «Сказка для Тимофея, который дрался в школе», «Могучий дуб и маленький кабанчик», «Крокодильчик». Проанализируйте поведение главных героев и сравните его с недавним происшествием (приступом агрессии). Обязательно сделайте вывод, как это плохо.

Более подробно о данном приёме читайте в статье: Сказкотерапия для детей и взрослых.

Ролевая игра

Предложите ребёнку поменяться с вами ролями. Пусть он будет мамой (папой), а вы — им. Устройте ему точно такую же истерику, какую он недавно закатил вам. Стройте такие же гримасы, кричите те же выражения, имитируйте его действия (понарошку, конечно). Потом спросите, приятно ли ему было иметь такого сына (дочку).

Со школьниками нужно проводить серьёзные беседы. Никогда не оставляйте приступы агрессии без внимания. Во-первых, нужно выяснить, в чём причина такого поведения. Во-вторых, без всяких компромиссов, твёрдо и уверенно обозначить, что так делать нельзя, что это плохо. Если ситуация вышла из-под контроля, кто-то пострадал (устроил драку в школу, кого-то оскорбил), должно последовать наказание в соответствии с возрастом. Маленьких можно поставить в угол или лишить сладкого, более старшим — запретить играть в телефон и компьютер, использовать трудотерапию.

Что делать дальше

Хорошо, если приступ агрессии был единичным или повторился только спустя полгода. Значит, патологии нет, переживать не стоит, так как это была, скорее всего, кратковременная эмоция в целях самозащиты или продиктованная усталостью, стрессом, переутомлением. Описанных выше воспитательных мер будет достаточно.

Но что делать, если приступы повторяются снова и снова — дома, на улице, в магазине, в детском саду, школе? Если ребёнок агрессивен постоянно, значит, и работать с проблемой надо тоже регулярно.

Предварительный ликбез

Прежде чем бороться с агрессией ребёнка, которая выходит из-под контроля, родители должны осознать несколько важных моментов:

  1. Даже психотерапевтическое лечение не гарантирует 100% избавление от агрессивного поведения.
  2. Методы психотерапии принесут пользу, только если работа с агрессией попутно будет проводиться в семье.
  3. Родители должны быть готовы пересмотреть систему воспитания и взаимоотношения в семье.
  4. Нужно устранять агрессию как черту характера, но не как эмоцию, которая в большинстве случаев выступает как самозащита в ответ на внешние нападки.
  5. Чем раньше начать работать, тем больше шансов на успешный исход лечения.
  6. Задача — помочь ребёнку разрешить внутренние противоречия и проблемы, которые стали провоцирующим фактором.

Сложность именно в том, чтобы не дать эмоции, выполняющей функцию самозащиты, стать устойчивым паттерном поведения и развиться до самостоятельной черты характера, с которой придётся идти по жизни.

Установление контакта

Чтобы снизить агрессивность у детей, родителям нужно в первую очередь пересмотреть систему воспитания в семье:

  • уделять ребёнку больше внимания;
  • хвалить за малейшее достижения, демонстрировать свою гордость за него;
  • не наказывать физически;
  • сменить авторитарный стиль воспитания на гуманистический;
  • следить за тем, что он смотрит по телевизору, в какие игры играет на компьютере и в телефоне;
  • узнать, с кем общается;
  • научить доверию;
  • самим держать себя в руках и не проявлять агрессии ни к кому.

С маленькими можно ежедневно выполнять упражнения для снятия агрессии, по совету психологов:

  • «Пылевыбивалка» — подушка, с которой в течение 5-7 минут можно делать всё что угодно: пинать, бросать, колотить (выброс негативной энергии);
  • «Фейерверк» — пачка цветной бумаги (картона), которую надо мелко изрезать и устроить дома настоящий цветной фейерверк (перевод негатива в радостные эмоции посредством мелкой моторики);
  • «Упрямый ослик» — лечь животом на кровать, бить по ней руками и ногами и кричать протесты: «Не хочу!», «Не буду!», «Отстаньте!» (проговаривание эмоций снизит их актуальность).

Подобные упражнения призваны снять стресс, выплеснуть эмоции, убрать накопившуюся раздражительность. После них ребёнок чувствует себя приятно уставшим и расслабленным. В таком состоянии он уже не проявляет агрессии, так как на неё элементарно нет сил.

Альтернатива данным упражнениям — совместные занятия спортом (погулять по парку, покататься на велосипеде, сходить в бассейн) или трудотерапия (опять-таки вместе помыть посуду, убраться в шкафу и т. д.). Мальчиков, склонных к агрессии, полезно записать на секцию борьбы.

Психотерапия

Родителям нужно увидеть тот момент, когда агрессию необходимо лечить уже у психотерапевта. В каких случаях следует обратиться к специалисту:

  • если приступы носят регулярный характер и длятся более месяца;
  • если они доставляют дискомфорт другим (в детском саду, в школе);
  • если становятся неуправляемыми;
  • если длятся более получаса;
  • если заканчиваются истериками;
  • если привели к проблемам со здоровьем.

Особенно страшно, если агрессия принимает пугающую форму и становится опасной (мучает животных, не контролирует физическую силу). В этом случае необходимо записаться на приём к психотерапевту как можно быстрее. Чаще всего назначаются детские успокоительные препараты в соответствии с возрастом и используются специфические методы лечения. Наиболее эффективные — арт-терапия, символдрама, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия.

Отдельные случаи

Что делать, если ребёнок…

…проявляет агрессию к маме?

Такая ситуация характерна для 2-4-летнего возраста. В первую очередь нужно выяснить причину и устранить её. Таким образом малыш может демонстрировать:

  • ревность (по отношению к папе, другим детям в семье);
  • дефицит внимания (особенно если мама рано вышла из декретного отпуска);
  • усталость от гиперопеки (если мама не даёт крохе свободы, находится с ним 24 часа в сутки).

В таких случаях самое эффективное лекарство — дозированное внимание и искренняя любовь без навязчивости.

…проявляет агрессию к другим детям?

Выяснить, почему он это делает. Если самоутверждается — показать ему, что есть другие способы. Если выплёскивает негативную энергию — ежедневно выполнять вышеописанные упражнения.

По возможности, сменить круг общения. Может быть, дело в личной неприязни и конфликте с каким-то конкретным ребёнком.

Записать на спортивные секции, увлечь чем-то, направить энергию в другое русло.

Больше читать сказок и произведений о добре и зле, разговаривать о правилах поведения в обществе.

Детская агрессия — это серьёзная проблема и для родителей, и для воспитателей в саду, и для учителей в школе. Но в первую очередь — для самого ребёнка. Это своеобразный сигнал бедствия о внутренних противоречиях и конфликтах, с которыми он не может справиться самостоятельно. Нужно вовремя протянуть руку помощи, пока злость не приобрела патологические формы и не стала чертой личности.

Читайте также: Что делать, если ребёнок не слушается

Важным моментом является учет психологических личностных особенностей младших школьников, а именно: появление новообразований (произвольное поведение); ведущей деятельности (учебная); развитие словесно-логического, рассуждающего мышления; изменения, происходящие в памяти; планирование результатов деятельности и рефлексия; способность к сопереживанию; самоутверждение среди сверстников.
Как же выявить агрессивного ребенка?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому очень важно, оказать своевременную помощь ребенку, а не поставить «точный” диагноз и тем более «приклеить ярлык”.
В большинстве случаев у учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер:
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Ребенок
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении регулярно проявляются хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для педагогов (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов.
Благодаря своевременному выявлению агрессивных детей, педагог может выстроить стратегию поведения, которая поможет ребенку адаптироваться в детском коллективе.
Общие рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:

5. Донина И.А., Яблокова Л.В. готовность педагогов дошкольной организации к маркетинговой деятельности / И.А. Донина, Л.В. Яблокова // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 40-41.

6. Езопова С.А Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 201 с.

7. Самыгин, С. И. Педагогика и психология высшей школы / С. И. Самыгин. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.

8. Сиденко А.С. Статья. — Инновационные проекты и программы в образовании. — 2012. — № 2. — С. 68-77.

УДК 159.96.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Мосина Т.Н., 2018 Новосибирская общеобразовательная школаМБОУ СОШ№32, учитель начальных классов, Новосибирск

Аннотация: статья посвящена актуальной теме агрессии у детей младшего школьного возраста. Детская агрессивность имеет специфический характер, и эта специфика проявляется особенно остро в подростковом и младшем школьном возрасте. Рассматриваются основные подходы к изучению агрессии; отличительные признаки подростковой агрессивности. Представлен анализ классификации агрессивного поведения подростков, факторов, стимулирующих агрессию детей, а в частности младших школьников. На развитие агрессивности младших школьников влияют природные особенности темперамента, возбудимость и сила эмоций нервной системы, способствующей формированию таких черт, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Агрессия вызывает также необходимость защищать себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки или словесных угроз.

Ключевые слова: агрессивное поведение, младшие школьники, озлобленность, воспитание

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Mosina T.N., 2018

Novosibirsk comprehensive school №32, primary school teacher, Novosibirsk

Ключевые слова: aggressive behavior, schoolchild, embitterment, parenting. Ведение

В соответствии с современными тенденциями модернизации системы образования особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей младшего школьного возраста, формирования их эмоционального благополучия.

Повышенная детская агрессивность в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Этому способствуют многие факторы, среди которых ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, пропаганда культа насилия средствами массовой информации.

В целом же агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку. Актуальность проблемы в современном мире

Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска. Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.

В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования агрессивного поведения младших школьников. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными, так и отечественными учёными, предлагающими различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей 6 — 10лет (А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, Г.В. Бурменская, и др.). В переводе с латинского языка «агрессия» означает «приступ», «нападение». Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями.

Агрессия представляет собой поведение, которое направлено на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. В роли объектов могут выступать предметы или живые существа. Агрессия может возникнуть как реакция человека на стресс, на фрустрацию, физический или психологический дискомфорт.

В состоянии агрессии человек обладает гневом, ненавистью и т.д. Агрессивное поведение может служить средством достижения какой-либо цели — например, повышению собственного статуса за счет самоутверждения.

Различают несколько типов агрессии: вербальную, физическую, прямую (непосредственно направленную против кого или чего-либо), инструментальную (являющуюся средством достижения какой-либо цели), косвенную (направленную на враждебное лицо окольным путем), альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьих-то агрессивных действий), а также аутоагрессию, которая проявляется в самоуничижении, самообвинении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийств.

Для современного поколения и общества проблема агрессивного поведения детей очень актуальна. Рост агрессивных тенденций, распространение жестокости и насилия на экране и в средствах массовой информации вызывают озабоченность педагогов и родителей. Свою роль играет также увлечённость детей компьютерными играми, видео и фильмами агрессивного характера.

В психолого — педагогической литературе существует ряд определений агрессии. Л. Бендер анализирует агрессию как тенденцию близости к объекту или удаления от него, а Х. Дельгадо пишет, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести ущерб или вред личности, или обществу. Уилсон отмечает, что агрессия есть угроза или физическое действие такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают генетическую приспособленность или свободу другой особи.

Причины появления агрессии в поведении детей

Существуют разные причины и разные формы, критерии агрессивного поведения детей. Оно сопровождается возрастными кризисами (примерно одного года, десяти, семи, трёх лет). Вспышки агрессии могут быть вызваны заболеваниями мозга, воспалительными процессами в организме и т.д., а также быть компенсацией безысходности или незащищённости, средством привлечения внимания, выходом накопленного напряжения и т.д. Возможно, ребёнок просто не знает, как поступить иначе, ведь поведенческий опыт у детей ещё невелик. Агрессия может быть и последствием воспитания.

Можно выделить факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения младших школьников:

— индивидуальный, который определяет психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребёнка в обществе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— психолого-педагогический, который определяет дефекты семейного и школьного воспитания;

— социально психологический, определяющий неблагоприятные особенности взаимодействия ребёнка с ближайшим окружением в семье, в коллективе сверстников, на улице;

— личностный, определяющий активно избирательное отношение ребёнка к предпочитаемой среде общения, к ценностям и нормам своего окружения, к педагогическим воздействиям общественности, школы, семьи, а также способность к саморегулированию поведения и личные ценностные ориентации;

— социальный, который определяется социально экономическими условиями.

Младшие школьники, склонные к насилию, отличаются тем, что для них характерны высокая частота агрессивных действий, их направленность на страдание или физическую боль сверстников, преобладание прямой физической агрессии. Другой ребёнок выступает для агрессивных детей как противник. В зависимости от мотивов выделяют три типа агрессии детей: импульсивно демонстративный, целенаправленно враждебный и нормативно инструментальный. Работа с детьми склонных к агрессии в школе и в семье

В сфере «ребёнок — взрослый» кроме отношений «ребёнок — родители» возникают новые отношения «ребёнок — учитель», которые поднимают ребёнка на уровень общественных требований к его поведению.

Более того, в учителе нормативные требования воплощаются для ребёнка с большей определённостью, чем в семье, потому что в первичных условиях общения ребёнку трудно оценить характер своего поведения и выделить себя. В соответствии с этим только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ученикам, оценивая их поведение, создаёт условия для социализации поведения детей.

В быту агрессия воспринимается людьми как сугубо отрицательное проявление человеческой природы. Представление об этом феномене и его описание в психиатрии и клинической психологии также имеет негативную окраску. Оно включает нанесение ущерба, разрушение, нравственных и физических страданий. Согласно принятым формулировкам, агрессия — это высказывания и действия, направленные на причинение вреда, физической и душевной боли другому существу.

Работа с агрессивными детьми должна направляться на безопасный выход агрессии (эмоциональное расслабление), на повышение самооценки, на развитие навыков общения через игровую деятельность, на преодоление внутренней изоляции и на развитие способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых обычных форм работы учителя. Такие традиционные формы влияния, как убеждения и объяснения педагога, приведение положительных примеров и призывы не обижать других, неэффективны при работе с агрессивными школьниками. Они уже знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, который представлен как модель, может вызвать только неприязнь к ребенку.

Также необходимо отказаться от соревновательного старта в играх и классах. Все виды конкурсов, игр-соревнований, боев и соревнований направляют внимание ребенка на собственные успехи, создают ориентацию на конкурентоспособность и противодействие другим. В конечном счете, независимо от того, побеждает ли ребенок или проигрывает, это приводит к разобщенности и отчуждению детей.

Социальная и профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения и не ограничиваться устранением внешних проявлений разрушенного развития. При разработке профилактических и корректирующих программ следует учитывать не только симптомы (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к его поведению. Наиболее эффективным средством коррекции является игра, специально организованная психологом. Это может служить не только целям исправления, но и предоставить ценный диагностический материал, который позволяет нам увидеть проблему глазами ребенка.

Работа с взрослыми, которые составляют непосредственное окружение ребенка, должна строиться как с точки зрения ознакомления их с причинами агрессивности детей, так и с психологическими характеристиками агрессивных детей (чувство собственного достоинства и структура сферы мотивации и необходимости) и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обратить внимание на ребенка, когда он ведет себя хорошо, чтобы обеспечить выбор в поведении, оценить не человека, а отдельные действия), реорганизацию системы наказания и поощрения. Взрослые (педагоги, родители, психолог) должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка — это кропотливая работа, которая требует понимания проблем таких детей и терпения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В некоторых случаях ребенка следует поощрять, в других — защищать от агрессии. Другими словами, чтобы понять, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не передает ли он свою ярость от виновных невиновным.

Современные психологи предлагают следующие методы для снижения уровня агрессии:

1. Тренинги (дети могут посещать их со своими родителями)

2. Релаксация, направленная на расслабление различных групп мышц

3. Ролевая игра, направленная на разрешение конфликтных ситуаций

4. Неожиданный момент (например, приглашение к группе знаменитого сказочного героя) и т. д.

Работа с агрессивными детьми имеет ряд характеристик. Главная задача в этой работе — помочь

ребенку преодолеть внутреннюю изоляцию, показать сопереживание, нормальную связь со сверстниками. Мероприятия по сокращению агрессии могут осуществляться в различных формах. Очень важно работать с родителями. Формирование агрессивного поведения влияет на многие факторы, в том числе на социальную среду, поэтому вам нужно знать, как индивидуальный уровень агрессивности ребенка и общий в группе.

Имеет скорее значение установки на оказание помощи детям с неярко выраженной инструментальной агрессией. Цель беседы — помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию, и общению со сверстниками в группе.

В игре есть возможность смоделировать жизненные ситуации, найти выход из затруднительного положения, или похвалить и еще раз проиграть ситуации, где ребенок сделал правильный выбор.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Поскольку поведение агрессивных детей является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребёнка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных, стоящих перед взрослыми. Гнев — это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. В коррекционной программе при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева предполагается учить их прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приёмов.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей рекомендуется проводить любые релаксационные упражнения. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребёнком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребёнку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями. Заключение

Таким образом, стало понятно, что агрессия представляет собой подпитываемое отрицательными эмоциями, однобокое отражение реальности, приводящее к неадекватному поведению, к необъективному, искаженному, неверному пониманию действительности.

Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную для человека цель, но выбранный способ поведения — неадекватный, неудачный, — приводит к ухудшению ситуации и обострению конфликта. Чем сильнее невротичность и фрустрация личности, тем более и обостреннее реализуется неадекватное агрессивное поведение.

Представление об этом феномене и его описание в психиатрии и клинической психологии также имеет негативную окраску. Оно включает нанесение ущерба, разрушение, нравственных и физических страданий. Согласно принятым формулировкам, агрессия — это высказывания и действия, направленные на причинение вреда, физической и душевной боли другому существу.

Изучая причины и последствия детской агрессии, важно понимать, что злость — это естественная реакция любого живого организма на чью-либо жестокость или опасность.

По отношению к человеку «боль» следует понимать как-либо моральный, либо физический дискомфорт. То есть агрессию у ребёнка провоцируют не только бьющие его родители, но и равнодушные отец и мать, которым нет дела до малыша; и внутренние проблемы семьи, вроде бы не касающиеся его напрямую. Тревога, неуверенность в себе и в окружающем мире, страх, недостаток внимания — всё это причиняет ребёнку душевную боль, а боль порождает агрессию.

В житейском понимании слово «агрессия» означает действие, направленное на нарушение физической и психической целостности человека, ведущее к причинению материального или психического ущерба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 2015. — 308 с.

3. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. — М.: Просвещение, 2006-173 с.

4. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. — Апрель Пресс ЭКСМО-Пресс, 2016. —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *