Причины существования зла на земле
Содержание
Существование зла
Богослов Фома Аквинский приводит возражение против существования Бога:»…имя «Бог» означает, что Он есть бесконечное добро. Значит, если Бог существует, не может быть никакого зла. Но в мире есть зло; следовательно, Бог не существует» (Ф.Аквинский. Сумма теологии).
Далее следует ответ на возражение:»Сказано Августином: «Господь, который в высочайшей степени благ, никоим образом не позволил бы, чтобы в Его делах было хоть сколько-нибудь зла, если бы не был так всемогущ, чтобы и зло обратить в добро». Таково одно из проявлений бесконечной благости Господней, что Он попускает существовать и злу, дабы и его обращать во благо» (Там же).
Другое объяснение существования зла в мире заключается в том, что зло не является порождением Бога.
Бог дал людям свободу, возможность выбора. Зло творят люди, совершая соответствующие поступки.
Бог мог бы уничтожить зло, сделать так, чтобы люди выбирали только добро. Но тогда они были бы автоматами, роботами, исполняющими команды. А Богу угодно, чтобы люди были свободны, и действовали из любви, а не по принуждению.
Также, кроме людей, ответственность за зло возлагается на дьявола.
Кроме того, добавляют, что Бог терпит зло, потому, что он милосерден и прощает людей, ведь уничтожая зло, ему пришлось бы уничтожить большинство людей (как во время всемирного потопа), ведь люди сами порочны и злы.
Но на вопрос: «Почему страдают невинные дети и животные» нет вразумительно ответа.
Страстный протест против существования Бога, допускающего зло, мы находим у Альбера Камю в его повести «Чума». В городе, где эпидемия чумы уносит тысячи жизней, главные герои собрались вокруг постели умирающего мальчика. Он умирает в агонии. Доктор Риэ бросает священнику Панлю:
—У этого-то, надеюсь, не было грехов — вы сами это отлично знаете!
Потом он отвернулся, обогнал отца Панлю и направился в глубь школьного сада. Там он уселся на скамейку, стоявшую среди пыльных деревцев, и стер ладонью пот, стекавший со лба на веки. Ему хотелось кричать, вопить, лишь бы лопнул наконец этот проклятый узел, перерезавший ему надвое сердце. Зной медленно просачивался сквозь листья фикусов. Бирюзовое утреннее небо быстро заволакивало, как бельмом, белесой пленкой, и воздух стал еще душнее. Риэ тупо сидел на скамье. Он глядел на ветки, на небо, и постепенно дыхание его налаживалось, уходила усталость.
— Почему вы говорили со мной так гневно? — раздался за его спиной чей-то голос. — Я тоже с трудом вынес это зрелище.
Риэ обернулся к отцу Панлю.
— Вы правы, простите меня, — сказал он. — Но усталость это то же сумасшествие, и в иные часы для меня в этом городе не существует ничего, кроме моего протеста.
— Понимаю, — пробормотал отец Панлю. — Это действительно вызывает протест, ибо превосходит все наши человеческие мерки. Но быть может, мы обязаны любить то, чего не можем объять умом.
Риэ резко выпрямился. Он посмотрел на отца Панлю, вложив в свой взгляд всю силу и страсть, отпущенные ему природой, и тряхнул головой.
— Нет, отец мой, — сказал он. — У меня лично иное представление о любви. И даже на смертном одре я не приму этот мир Божий, где истязают детей.
(А.Камю. Чума)
Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле?
Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле?
Если Бог всемогущ, то почему Бог не остановит все зло на земле? Многие считают, что на этот вопрос ответа не существует. Давайте разберемся, так ли это. Понятие о добре и зле известно многим людям. Способность отличать эти нравственные категории является врожденной. Такой же врожденной является любовь к добру, осознание того, что жизнь в добре это нормальное состояние человеческого существования.
Доказательства этого положения таковы: О своих положительных жизненных моментах человек не будет говорить, так как о негативных. Никто не будет жаловаться на хорошую жизнь, скорбеть о своем благополучии, с надеждой ожидать худшей участи и считать, что жизнь во зле это нормальное состояние человека. Каждый человек подсознательно стремится к лучшему, худшее для себя человек не выберет. Эта внутренняя установка «на нормальность добра» говорит о том, что для оптимального развития, существования человека нужна добрая атмосфера. «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:25). Эти слова прозвучали в отношении сотворенного мира, до сотворения человека. Человек был поставлен в эти хорошие условия и эти условия воспринимались им как норма.
Откуда же появилось зло и почему Бог не остановит все зло на земле? На небе в среде ангелов, произошло противление Богу. Самый близкий к Богу ангел воспротивился его воле. И отсюда произошло зло: этот ангел, посчитав, что обладает неимоверными способностями, используя которые он может стать как Бог, стал, однако, удаляться от Бога. Но, так как все в мире живет и существует благодаря Богу, то удалившись от Бога, потеряв связь с Богом, ангел, так сказать, перекрыл себе кислород и стал питаться теми остатками воздуха, которые у него остались. Для того, чтобы этому ангелу брать новые порции воздуха, ему необходимо обращаться к тому, кто их может дать: к Богу. Однако по гордости и сделанному первому шагу (отстранению от Бога) это почти невозможно. Чем дальше в тем, тем больше дров. У кого можно еще получить этот глоток воздуха? От человека, в которого при творении Бог вдунул дыхание жизни (Быт. 2:7). Со времен грехопадения, когда ангел, облекшись в змея, обольстил человека, пообещав ему то, о чем он сам мечтал, но еще не добился (стать Богом), человек поверив и склонив свою волю к этому ангелу со злой волей, приобрел этот навык. С тех пор человек иногда и слушает этого злого ангела, которого называют противником (по греч. «сатана»), или клеветником (по греч., диаволом, тот, который говорит двойственно, потому что исказил слова Бога, оклеветал Его). Злому ангелу это выгодно, потому что чужими руками он загребает жар своих прихотей, не имея силы в себе самом и черпая их через человека от Бога.
Бог есть добро, если он сотворил такой мир, о котором мы читаем в начале книги Бытия. И это были нормальные естественные условия существования человека. Зло, это удаление от Бога, которое вторично по отношению к созданному миру, привнесенное и несвойственное ему, как не происходящее от добрых намерений Бога.
Зло воспринимается человеком, как нечто такое, от чего необходимо отдалятся и что вообще не имеет права быть. Тем не менее, проявления зла мы наблюдаем в этом мире и считаем это ненормальным.
Из Священного Писания мы узнаем о том, что зло появилось как результат противления Богу, то есть начало зла лежит в воле, которая может направить все силы существа ко злу или к добру и развивать соответственно в том или ином направлении.
Чем больше человек грешит, тем более размытыми становятся его представления о границе между нравственными категориями добра и зла. Четкую границу между добром и злом человек определяет в зависимости от своей греховности. Зло это удаление от добра. Чем меньше добра, тем больше зла в человеке, как в некотором сосуде. Следовательно, чем благороднее и праведнее человек, тем острее он чувствует границу между добром и злом.
Если Бог всемогущ, то почему Бог не остановит все зло на земле?
Зло несостоятельно само по себе. Чем сильнее духом человек, тем больше он видит несостоятельность зла. Оно не имеет внутри себя источника для продвижения своих целей, такого источника, который имеет добро. Источник добра в Боге, а источник зла, только в злой воле.
Зло производно от добра и может проявляться, только паразитируя на добре. Зло не родит добро, как тень не может дать света, к образованию тени приводит недостаток света. Доказательством того, что зло не существует само по себе, является внутреннее осознание того, что любая извращенность происходит от неправильного распоряжения добрыми навыками качествами. За эталон, точку отсчета ставят добродетели. Красота это добро, а уродство это зло, недостаток красоты. Вряд ли кто-то скажет наоборот. Что уродство это добро, а красота, это зло, недостаток уродства. Это выражение будет выглядеть перевертышем, сарказмом, язвительной шуткой, неправильным представлением о добре и зле.
Неправильное радикальное представление о добре и зле, является следствием глубокого и безостановочного, бездумного направления своей воли ко злу. Каждый может вместить ту меру добра, на которую он способен. Однако часто человек оказывается способен вместить больше зла, на добро остается меньше места. Попросту человек не впускает в себя добро, а зло приходит само.
Если учесть, что зло паразитирует на добре, иначе оно не сможет проявляться, то, следовательно, зло проявляется, по мере оскудения добра в человеке. В сочинении «Об Божественных именах» говоря об имени Бога «Добро» Дионисий Ареопагит пишет: «А зла, полностью от Добра отпадшего, ни в более, ни в менее благих не бывает. А то, что отчасти благо, отчасти же не благо, борется с неким благом, но не с Добром в целом. И таковое сохраняется благодаря причастности к Добру… Если же Добро уйдет совсем, не будет совершенно ничего ни благого, ни смешанного, ни злого-в-собственном-смысле-слова». Из этого следует, что в самом отъявленном грешнике грех паразитирует на добре, иначе, на помраченном образе Божием. А если так, то есть надежда на исправление, совершенствование в Добре этого грешника. Если бы в человек не было ресурсов, которые дал ему Бог, и воли которую человек к сожалению направляет в сторону от Бога, то никакое зло не привилось бы в нем.
Если Бог всемогущ, то почему Бог не остановит все зло на земле?
Зло есть привнесенное, а не врожденное качество человека. Однако навык уклонятся от Бога, проявлять зло, со времен первого грехопадения настолько вошел в привычку, укоренился и выдрессировал волю человека, что тому уже кажется не в силах жить без проявлений зла. Апостол Павел так свидетельствует об этом: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7: 18–20). Здесь налицо четкое осознание того, что грех в глубине своей человек делать не желает. Грехом может быть все, что пленяет человека и оставляет тяжелый осадок. Однако на глубинного человека, накладывается воля, которая может уводить человека от добрых намерений. Таким образом, осуществлять или не осуществлять зло — зависит от воли человека.
Если человек долгое время, влекомый уловками дьявола, направляет самого себя в сторону зла, постепенно полюса меняются, и в восприятии этого человека происходит подмена понятий: разрушающее его зло становится добром, а добро, созидающее, становится злом. Так человек незаметно для себя, разрушается.
Наличие правильного представления о добре и зле, следование добру является для человека залогом естественного существования, к которому он предназначен. Любое использование «не по инструкции» чревато такими сбоями, которые могут оставить кровоточащие раны на всю жизнь.
Если зло плохо и Бог всемогущ, почему он не может создать для человека условия, удобные для жизни, сообразные для его существования? Но Он однажды создал такие условия, однако человек по своей воле не смог жить в этих условиях. А Бог, дав свободу человеку, не нарушает ее. «Вредить природе, не свойственно Промыслу». Промысел же все проявления зла направляет на благо человеку. Во всем действии Бога есть Его непрестанное попечение о нас.
Протоиерей Андрей Ухтомский,
кандидат богословия,
преподаватель КДА
Религия зла
» | Человек, поклоняющийся Сатане, должен быть успешен во всем. Он должен быть богат, знаменит и славен. Его должны знать, более того, если он хочет принести пользу, его должны уважать. Сатана жесток, он не любит сирых и убогих. Он не любит жалких и бедных. Он не любит смиренных и незаметных. Ему нужны сильные, алчные, богатые, жаждущие жизни, вкушающие мирские блага. Поклоняющимся Сатане должны завидовать, им должны подражать, множа грехи человеческие. Человек, по-настоящему поклоняющийся Сатане и желающий принести пользу, должен демонстрировать привлекательность греха. | » |
— С. Мусаниф, «Подземная канцелярия» |
» | Увечный Бог всегда найдёт множество смертных голосов, которые станут повторять его пустые обещания, а внутри его деспотичного культа будет процветать зло и скверна. Вера, обусловленная болью и чувством вины, не может провозглашать моральную чистоту. Вера, укоренённая в крови и страдании… | » |
— «Малазанская книга павших», книга «Охотники за костями» |
Религии бывают разные. Большинство призывает своих приверженцев к высокоморальному поведению, обещая им за это грядущую жизнь в мире, где не будет зла. Но не эта. Попасть в рай? Скучно. Попасть в ад, но с вилами? Вот это да! Не убий? Тоскливо. Убий во имя Чёрного Властелина? Вот это весело! Царствие Божие на Земле? Ктулху нас упаси от этой беспросветной тюрьмы. Стать свободными, как Великие Древние? За это стоит побороться!
Религия зла — это, как говорит нам Капитан, религия, призывающая ко злу. Либо напрочь отрицающая деление на Добро и Зло, либо признающая его, но считающая именно Зло крутым. Молятся в этой религии Чёрному Властелину или Злому Богу на чёрном наречии, приносят человеческие жертвы, наряжаются на ритуалы в чёрные капюшоны и, в общем-то, веселятся напропалую.
Внимание: сюда не относятся религии с просто другой моралью. Если бог говорит, что испепелять города и истреблять народы во имя его — это добро и ведёт к царствию небесному, это не религия зла, это религия храмовников. А вот если описанное — байка для мирян, а церковники этой религии тайно осознаю́т, что творят зло и это круто — то это Мистерии зла, родственный, но отдельный троп.
Где встречается
Литература
- Культы Великих Древних у Лавкрафта отрицают существование добра и зла, но творят явное зло и наслаждаются этим.
- Различные культы Мелькора и Саурона в Легендариуме Толкина. Наиболее крупный — религия чёрных нуменорцев, созданная Сауроном во время его пленения в Нуменоре.
- Цикл «Наследние» — Культ Хелгринда в Драс-Леоне, требующий человеческих жертвоприношений. Его жрецы ампутируют себе части тела — а главный жрец так и вовсе был «обрубком» без рук и ног, которого переносили другие.
- Но всё ещё хуже, и он при всём этом является мистерией зла — в действительности там поклоняются самим раззакам.
- Пулман в «Тёмных началах» пытался изобразить эталонных храмовников, но у него вышла именно религия зла.
- Пимен Карпов, «Пламень». Культ Тьмяного.
- «Последняя битва» Льюиса — «ташланский» культ. Он же — «на тебе» в адрес синкретических (т. е. считающих разные религии равнозначными и соединяющих элементы оттуда) духовных учений.
- Исходный культ Таш, распространённый в Калормене, тоже подходит.
- «Diablo: Война Греха» Ричарда Кнаака — Храм Триединого, где поклоняются Изначальному Злу в лице Диабло, Мефисто и Баала, но как добрым духам-творцам, а жрецы до некоторого сана даже не догадываются о зловещей сущности своей религии. Нежить в качестве элитных воинов и демоны в качестве убийц. Заправляет всем Великий жрец Люцион — сын Мефисто.
- Роберт Шекли «Цивилизация статуса» — каторжники на Омеге поклоняются «великому чёрному». Земляне же сформировали единую религию гуманизма. А проповедуют обе религии практически одинаковыми стандартными фразами.
- Фриц Лейбер «Сгущайся, тьма!» — сатанистское подполье в тоталитарном глобальном христианском государстве. Оба варианта — религия зла: первый по форме, второй по содержанию.
- Вадим Панов «Тайный Город» — философия Кадаф, основанная на открытой взаимной ненависти всех ко всем. Оригинальность данной философии проявилась в том, что построенная с её помощью культура, как это ни странно, не уничтожила сама себя. Напротив, её адепты и иерархи оказались способны как на героическую (на грани с самопожертвованием) защиту соратников в бою, так и на зверские пытки этих самых соратников после. И то, и другое делается абсолютно искренне и с полной самоотдачей, очевидно, по принципу «встретишь Джавдета — не трогай его, Джавдет мой».
- «Метро 2033» — дикари-червопоклонники на Парке Победы
- Вера Камша, «Хроники Арции» — ройгианство. Жрецы падшего древнего бога пытаются вернуть его в мир. Для этого практикуют, среди прочего, человеческие жертвоприношения.
Кино
- Некоторые доморощенные культы ситхов в Star Wars, например, культ Рагноса из Jedi Academy. Сам Орден Ситхов тоньше, он скорее что-то среднее между социал-дарвиниствующими храмовниками и мистериями зла.
- Некромонгеры из «Хроник Риддика».
- «Шерлок Холмс» Гая Ричи — культ лорда Блэквуда.
Комиксы
- Crossed — христианство стало считаться именно таким явлением среди выживших людей через сто лет после Внезапности. Причины — характерный крестообразный стигмат на лице у зараженных. По мнению большинства населения США, Господь-Бог, если он существует, таким образом наказал человечество за его грехи. Ведь в Библии четко было прописано, что Яхве не будет насылать на людей новый потоп — он и не насылал его. А вот про эпидемию маньяковируса там ничего не было написано, муа-ха-ха. Выжившие, правда, после этого решили, что поклоняться такому ублюдку — много чести, и теперь в большинстве своём крайне негативно относятся к немногим сохранившимся христианам. А вот к мусульманам, наоборот, относятся гораздо более дружелюбно (хотя те поклоняются, по сути, тому же Яхве. Но зато без крестов и прочей схожей символики).
- DC comiks:культ дьякона Блэкфайра в Готэме.
Веб-комиксы
- Homestuck — клоунский культ.
Аниме, манга, ранобэ
- Pandora Hearts — Культ Бездны. Цель культа — устроить вторую Сабрийскую Трагедию, на этот раз провалив не один город, а весь мир в Бездну. А также это обманная религия.
- Re Zero Kara Hajimeru Isekai Seikatsu — культ ведьмы.
Видеоигры
- Might and Magic VI: Орден Баа — культ, поклоняющийся криганцам, как благим созданиям. Хотя культисты простым людям помогают, но из-за антикоролевской пропаганды «мистериями» они не отделаются.
- Gothic — культ Белиара и братство Спящего.
- Blood — культ Кабал в первой части и мегакорпорация CabalCo во второй.
- Arx Fatalis: Культ Акбаа, он же Орден Тьмы. Поклоняются богу Тьмы и Хаоса по имени Акбаа.
- Quest for Glory: поклонение Авузлу Тёмному.
- WarCraft 3 — Культ Проклятых, поклоняющийся Нер’Зулу, в WoW’е также присутствует зловещий Культ Сумеречного Молота, последователи которого поклоняются древним богам, ряженным под Ктулху. Ещё культ Рагнароса, дружественный последнему. А демоны верят в Саргераса.
- StarCraft — «Цепь Вознесения» протоссов-Тал’даримов. Сама суть ещё более-менее нейтральная, построенная на личных качествах, конкуренции и умении чётко строить пирамиду власти, если не брать того, что эти протоссы верят в неминуемый Конец Света, когда их тёмный бог Амун уничтожит мир и создаст заново. Но реализована как всеохватывающая политическая борьба за повышение и власть, кровавая и жестокая, с минимумом принципов, кроме интриганства и права сильного. Не являющиеся Тал’даримами автоматически рассматриваются как недостойные, и убиваются по желанию левой пятки.
- TES — Любой культ, поклоняющийся даэдра (кроме, пожалуй, последователей Меридии, Азуры и Малаката).
- Культ драконов из Скайрима!
- И культ Шестого Дома из Морровинда.
- Resident Evil 4 — культ Лос Иллюминадос.
- SpellForce 3 — культ Бога Света из дополнения (Праведный Свет из оригинала больше подходит к тропу Мистерии зла). Секта, похищающая души гуманоидов с целью впустить в мир, собственно, Бога Света, с приходом которого наступит Йаку. В отличие от более мелких антагонистов и всё того же Праведного Света, данная религиозная организация прекрасно знает, что она делает, и сознательно приближает наступление конца. Её злобность также не является ни для кого секретом.
- S.T.A.L.K.E.R. — Культ Монолита
- Stellaris — чтобы сделать империю Поборниками чистоты, вам понадобятся в качестве идеологий фанатичная ксенофобия и либо милитаризм, либо спиритуализм. Во втором случае получается эталонный сабж — вера, требующая тотального уничтожения всех разумных рас, кроме вашей.
- Castlevania: Aria of Sorrow — культ Дракулы.
- Grim Dawn — культ Х’тона. Судя по запискам, даже нормальные люди, попадающие туда, со временем превращаются в сумасшедших фанатиков, помешанных на больше крови кровавому богу! соберем всю кровь этого мира для Х’тона! Про лидеров культа и говорить нечего — все они сплошь эталонные мраккультисты.
Визуальные романы
- Chaos;Head — Церковь Божественного Света.
Настольные игры
- Dungeons & Dragons — религии поклонения злым богам. А также архидьяволам и князьям демонов. Есть ещё (в Forgotten Realms) Культ дракона и стихийные культы. И Орден Синего Пламени. С точки зрения автора этой правки это всё ближе к Мистериям Зла (Орден синего пламени в четвертой редакции — однозначный пример, ибо официально занимается помощью пострадавшим от «синего огня», реально будучи апокалиптическим культом), ибо, окромя некоторых стран, в открытую подобные организации не могут поклоняться своим покровителям (Орден дракона, например, запрещен во всех странах) и посему им приходится маскироваться под другие религии (обычно на недолгое время, из-за наличия Реальных богов) или нерелигиозные организации. Хотя культы Амберли действуют в открытую и в «добрых странах», а Церковь Бейна правит не такой уж и маленькой территорией.
- WarHammer 40,000 — культы Хаоса, хотя и с элементами субверсии. Хаос противоречив и парадоксален по определению. Богов Хаоса можно описать как олицетворение какой-то в целом нейтральной (или даже доброй) идеи, деконструктивно доведённой до её логического (и неэтичного) завершения.
- Кхорн олицетворяет войну, т. е. достижение цели оправданным применением силы. Логическим завершением этой идеи является война всех против всех, война сугубо ради возвышения Трона Черепов, с которого правит Владыка Вечной Войны.
- Нургл олицетворяет жизнь, за что иногда именуется Добрым Дедушкой. Он противоречив сам по себе, т. к. олицетворяет как процесс распада и гниения, так и состояние неизменно сгнившего (но не сдохшего в процессе) полутрупа; как избавление от боли и страха, так и отчаяние и порабощение воли и смирение с властью Погонщика Рабов и Пастыря Обречённых.
- Слаанеш олицетворяет стремление к совершенству и любым удовольствиям. Логическим завершением идеи является то, что к совершенству и вознесению собственного «Я» адепты стремятся в любом деле — от искусства войны или навыков кулинарии (можно и из человечины) и до навыков создания скульптур из сходящих с ума от боли живых тел (где оцениваются не только скульптура, но и качество страданий материала). Чем эпатажнее (в любом смысле) ваше «искусство» в глазах рядовых обывателей — тем более это угодно Тёмному Принцу и Госпоже Запретных Наслаждений.
- Тзинч олицетворяет тягу к изменению и познанию мира. Изменению в любую сторону и любым способом и познанию безо всяких ограничений (такими для Хаоса несущественными вещами, как совесть или этика). Тзинчитам всё едино: двигать науку или нести в массы ересь, даровать надежду или подстрекать к предательству, лелеять амбиции или плести заговоры, изучать (или внедрять) мутации или толковать (своё ли, чужое ли) безумие. Или всё перечисленное вместе — любые перемены приветствует Архитектор Судьбы и Изменяющий Пути.
- Особенно забавно смотрятся рассуждения о культах Хаоса как религии зла, если рассматривать не тайные культы, действующие на враждебной территории — в Империуме, а в том же Вопящем Вихре, где культисты обычные граждане у себя дома, а самыми неадекватными и зловещими считаются местные имперцы с Мамоны.
>Вопрос:
Я точно не помню как по тексту, но вот что давно интересует: если до Бога ничего не было и был только Бог, то откуда взялось зло??
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Бог не сотворил зла. Мир, вышедший из рук Творца, был совершенным. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). Зло по своей природе есть ничто иное, как нарушение Божественного порядка и гармонии. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям – ангелам и человеку. Сначала от воли Бога по гордости отпала часть ангелов. Они превратились в демонов. Их поврежденная природа стала постоянным источником зла. Потом не устоял в добре и человек. Открыто нарушив данную ему заповедь, он воспротивился воле Творца. Лишившись благодатной связи с носителем Жизни, человек потерял свое первозданное совершенство. Природа его повредилась. Зародился грех и проник в мир. Горькими плодами его стали болезнь, страдания и смерть. Человек уже не вполне свободен (Рим.7:15-21), а раб греха. Чтобы спасти людей совершилось Боговоплощение. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин.3:8). Своей крестной смертью и Воскресением Иисус Христос духовно и нравственно победил зло, которое уже не имеет над человеком полной власти. Но реально зло остается, пока сохраняется нынешний мир. От каждого требуется борьба с грехом (прежде всего в себе). С помощью благодати Божьей эта борьба каждому может принести победу. Окончательно зло будет побеждено в конце времен Иисусом Христом. «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор.15:25-26).