Причта

Двухэтажный домик шириной всего лишь в три окна своим размером, крышей и постановкой торцом к улице вызывает ассоциации с застройкой средневековых европейских городов. Однако появился этот дом в конце XVIII в. и шире быть не мог: слева граница участка, а справа большую часть владения занимала церковь Успения на Покровке. Интересующий нас дом является домом причта – церковных служителей этой церкви.
Сама церковь впервые упоминается в начале XVI в., в то время здесь находилась слобода котельников – мастеров, изготавливающих котлы. Каменное здание появилось только в 1650-е гг., но простояло недолго. И вот в 1696-1699 гг. на средства богатого купца (гостя) И. Сверчкова построено огромное здание церкви, которое и достояло до советского времени. Это был шедевр нарышкинского стиля, максимум того, чего можно было добиться в XVII в. в жанре приходской городской церкви. Церковь имела краснокирпичные фасады, украшенные виртуозно выполненной белокаменной резьбой. Над входом было написано: «Лета 7204 года октября 25 дня дело рук человеческих делал именем Петрушка Потапов». Кто этот Потапов, спорят до сих пор: то ли зодчий храма, то ли талантливый резчик по камню, выполнивший непосредственно декор. Так или иначе, еще в 1920-е гг. церковь ломать не планировали. Подтверждение тому – переименование двух соседних переулков, названных по церкви и имеющих религиозный оттенок в названии: Большой и Малый Успенские. По инициативе наркома просвещения Луначарского этим переулкам дали названия Потаповский и Сверчков – имена предполагаемых автора церкви и жертвователя. Но в 1935 г. Моссовет принял решение снести церковь. Официальной причиной ее уничтожения стал выступ первого яруса за красную линию улицы – дескать, мешает проезду и проходу по тротуарам. В 1936 г. церковь сровняли с землей, предварительно дав реставраторам сделать обмеры. От декора храма сохранили два экземпляра наличников разных видов и портал второго яруса церкви. Эти детали перенесли в Донской монастырь, являвшийся в то время филиалом музея архитектуры.
На первый взгляд, все, что осталось от церкви, помимо перенесенных деталей, – интересующий нас дом причта. На его месте в середине XVIII в. стояла часовня. К 1780-м гг. на месте часовни возвели двухэтажное кирпичное здание богадельни, которое, скорее всего, и стало основой нынешнего строения. В 1812 г. церковь не пострадала от огня. По легенде, сам Наполеон, поразившись красотой церкви, повелел выставить караул из французских солдат, чтобы не допустить поджога храма. Как бы то ни было, церковь и строения на ее участке не горели. После войны с французами бывшую богадельню превратили в дом причта и в течение XIX в. несколько раз перестраивали. О внешнем облике здания мы можем судить по нескольким картинам иностранных художников. На литографии О. Кадоля (начало 1830-х), рисунке А. Дюрана (1839) и акварели Ж.-Б. Арну (1840-е) фасад дома со стороны Покровки имеет композицию, схожую с нынешней. Декор отсутствует, а форма шести имеющихся на фасаде окон стрельчатая, псевдоготическая. На фотографии начала 1860-х гг. окна уже упрощены до прямоугольной формы, а первый этаж дома занимает заведение – булочная. На месте центрального из трех окон пробита дверь, по краям от нее устроены витрины. В 1870-е и 1890-е дом расширяли, с тех пор габариты почти не менялись. Булочная была оборудована пекаренной печью. В 1890-е заведением владел А. Н. Сальников, в 1900-е – Е. Минаев. В те годы витрина булочной была украшена выпуклыми изображениями калачей и кренделей. В конце 1900-х два окна первого этажа по краям от входа расширили до нынешних размеров. Арендаторами являлся торговый дом «Чуевы Н. и Е». К 1914-м это был сетевой бренд, имевший булочные в 13 адресах.
После революции булочные сменились магазинами другого назначения.
В 1930-е гг. на первом этаже находился магазин «Культтовары», в 1980-е – «Цветы».
В 2004 г. в доме причта прогремела сенсационная находка: при реконструкции здания под кафе внутри поздней перегородки обнаружили почти полностью сохранившуюся стену первого яруса колокольни церкви Успения на Покровке. А еще части крыльца с северной стороны церкви с двумя столбами лестницы и остатками декора. Кладка XVII в., белокаменные карнизы, ширинки и даже уникальные резные узоры – все это было сохранено, реставрировано и теперь является украшением интерьера кафе. Так что кое-что все-таки сохранилось от легендарного шедевра архитектуры времен молодости Петра I. Что касается самой церкви, уже неоднократно появлялись идеи ее восстановления.

Хотя я и знал, что причт — это не один человек, а все служители церкви вкупе, но машинально написал: «Господину причту Митрофаниевской церкви».

В русской православной церкви хорошо известно слово причт — церковный штат, приписанный (причтенный) к определенному церковному приходу, к конкретному храму.

Случалось, как свидетельствуют отцы Стоглавого Собора, что миряне, оставляя в пренебрежении свои прежние церкви, строили новые; многие созидали церкви не ради Бога, а по тщеславию и гордости и ради своих жен; некоторые, увлекаясь сновидениями, давали обеты воздвигать церкви и молитвенные домы, но, соорудив церковь, не имели средств снабдить ее иконами, книгами и содержать при ней причт или если вначале кое-как и делали все это, то вскоре, совсем оскудев, оставляли церковь без всякой поддержки и пустою; еще некоторые строили церкви самовольно, без благословения епископа.

И вот, в один из вечеров, на руках у Масленникова оказывается весь причт, какой полагается для «большого шлема в бескозырях», кроме пикового туза.

Вот почему и причт того прихода, к которому принадлежит Иван Кузьмич, уж и не ждет от него никакого финансового поощрения, раз навсегда решив, что тут много «не пообедаешь», «не разъешься».

На свои именины, праздновавшиеся 28 ноября, он пригласил к обеду многих гостей, и на его низкие поклоны все отвечали согласием, но приходил только причт, а из почетных прихожан не являлся никто.

Маргариты были в большой обиде на соборный причт: ведь идея чудесного потения ног принадлежала их монастырю, она возникла в изобретательной голове брата Доминико.

Весь причт и народ поспешили «по берегу реки Волхова ко святого Георгиа монастырю, умилне глас испущающе, глаголаху: возвратися, честный отче, великый святителю Иоанне, на престол свой, и не остави чад своих сирых, и не помяни еже согрешихом к тебе».

Иными словами, причт — поселение христиан при храме, в том числе христиан-колонистов — отсюда же произошло и название города Париж (Paris), т. е.

Сами названия городов, например, «Париж» (родственное русскому причт, английскому parish и греческому παροικία), и «Кельн» означают «поселение, колония».

• общее наименование служителей культа какой-либо церкви

• духовенство, священнослужитель

• причт одного храма

• священнослужители и церковнослужители

• служитель церкви

• церковный хор

• служители, причт одного храма

• насекомое, жук

• причт

• коллектив храма

• служители одного храма

• духовники храма

• духовенство

• служители церкви

• сословие, отличное от мирян

• штат храма

• церковный причт

• «штат» одного храма

• «кадры» одной церкви

• хор при церкви

• «персонал» одного храма

• причт одной церкви

• то же, что духовенство

• духовный хор

• штат церкви

• хор при храме

• «боевой расчет» храма

• Служители одного храма

• В христианской церкви совокупность священнослужителей, духовенство

• Священнослужители и церковнослужители, причт одного храма

• Церковный хор

• Жук

• «Боевой расчет» храма

• «Кадры» одной церкви

• «Персонал» одного храма

• «Штат» одного храма

• «Штат» храма

• м. церк. собрание священно- и церковнослужителей; весь причт церковный; собрание причетников и певчих. Придти всем клиром, полным собором. Клирный, клировой, к клиру относящ., прнадлежщ. Клировые ведомости, послужные списки клиров. Клирик м. всякий священно- и церковнослужитель, иногда разумеются одни лишь причетники. Клировщина ж. собират. клирики. Клириков, ему прнадлежщ. Клирос м. или переделанное в крылос, место в церкви для певцов и самые певцы, во время службы. Клиросный, к клиросу относящ. Клиросник, клирошанин, крылошанин, поющий на клиросе причетник, дьячек. Клирошанка ж. монастырская послушница, поющая на клиросе. Клиросников, клирошанинов, клирошанкин, ему, ей прнадлежщ. Клиросить, петь на клиросе

• притч одного храма

• «Боевой расчёт» храма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *