Прилепись к жене своей

Ограничивать вмешательство

— Отец Владимир, с тещами и свекровями в русской народной традиции связана масса анекдотов. И анекдоты эти бывают порой довольно желчны. Приходится признать, что когда мы женимся или выходим замуж, наши мамы при всех своих благих намерениях иногда действуют на нашу семью разрушительно. Как должны вести себя наши дорогие родители, чтобы нам в браке не навредить?

— В Библии сказано — да отлепится муж от матери и прилепится к своей жене. Поскольку мы говорим о христианском построении семьи, то все здесь должно быть очень просто: ушел муж от родителей — прилепился к жене. Так же и жена должна прилепиться к своему мужу, стать его частью, его половиной.

Как только создалась семья — корабль вышел в море. Это самостоятельная единица. И проблема в чем? В том, что не все ее таковой сразу воспринимают, это общеизвестно из семейной психологии. Как правило, в течение трех лет как минимум ни родители жены, ни родители мужа не воспринимают их как семью. Для них он все равно свой Коля, своя Маша. А к ней прилепился какой-то там Саша, а к Коле — «дура эта Лена», которая «портит ему жизнь»…

На эту схему накладывается масса разных индивидуальностей. Например, мама жены может быть чрезмерно активной, а папа мужа — слишком властным. Вариантов много, но в каждом из них задача и мужа, и жены в молодой семье — оградить свою собственную семью, свой только что вышедший в море корабль от тех канатов, которые пытаются на его борт забросить родители, чтобы его пришвартовать.

— А как оградить? Родителей же за борт не выбросишь. Да и любим мы их, как правило…

— Ограничивать их вмешательство. Я не собираюсь все подноготную своего личного семейного опыта рассказывать, но я вас уверяю — мы обычная семья, у нас ничего идеального нет. Все проблемы, которые были у всех, мы испытали и на своей шкуре прошли.

Муж должен защищать не только свою жену, а свою собственную семью от своих родителей. Когда мама начинает капать на мозги — да она у тебя такая, она у тебя сякая — здесь просто нужна мудрость. Нужно с одной стороны не оскорбить собственную маму, с другой — все, что она вылила на тебя, в себе же и похоронить. Не нужно быть ретранслятором, нужно быть таким хорошим «болотом», в котором все тонет. Потому что твоя собственная супруга или супруг будет крайне тяжело воспринимать критику в свой адрес, ретранслированную тобой.

Муж и жена — это единое целое. Роднее и ближе не должно быть никого. И если муж начинает высказывать жене претензию, которую ему высказывает его мама, для жены это крайне обидно. Она чувствует, что теряет защиту, теряет в нем того, кто ее в принципе должен защищать. То же самое и наоборот. Поэтому это задача молодых первейшая – свою семью от влияний извне оградить.

Я более того скажу, мы, когда людей венчаем, всегда их предупреждаем, что в семейных отношениях есть такой закон: как только вы стали мужем и женой, вы никому не должны ничего вообще рассказывать о ваших семейных отношениях. Вот спрашивает мама: ну как там чего? «Все хорошо мама, все прекрасно….»

— Но мама же так просто не сдастся. Ей же интересно, она дальше начнет расспрашивать.

— А вы дальше продолжайте ее бдительность усыплять — «все хорошо мама, не волнуйся….» Блокировать надо это все. Нельзя позволять даже под благовидным предлогом влезать в ваши отношения – это закон. Если ваши родители, а также многочисленные родственники на первой стадии к этому привыкнут, потом они вообще перестанут вас беспокоить.

— Мамам, наверное, тяжело так сразу привыкнуть. Трудно с ребенком расставаться. Может начать казаться, что твой родной сын, которого ты растила лет двадцать, от тебя отдаляется. А может, вообще разлюбил уже «из-за дуры этой Лены»…

— Здесь не должно быть никакого соперничества, никакой эгоистичной привязанности. Сына или дочь нужно уметь отпускать. Ну и что, что растила двадцать лет? Теперь-то уже вырастила. Не держать же всю жизнь при себе.

Что касается добрых отношений, то если между матерью и сыном или матерью и дочерью они были, если они были по-настоящему близкими людьми, то они такими и останутся и на расстоянии.

Вообще самое надежное средство против всех проблем — молодых отселить, как это всегда было. На Руси молодых всегда отселяли, у них всегда было сразу свое жилье. В русских деревнях как было? Готовятся к свадьбе — строят молодым дом. Или, по крайней мере, флигель какой-нибудь пристраивают, либо на худой конец комнату отдельную выделяют. Именно отдельную, в которую бы не заходили.

Вы же понимаете, что значит для молодой семьи отдельное проживание. Поэтому если своего отдельного жилья нет, но есть маломальская возможность снять жилье, это очень важно на первых этапах семейной жизни. А если и это не получается, тогда здесь просто нужна большая мудрость. Нужно учитывать, что совместное проживание будет больше трудностей вносить в совместные отношения.

Не загонять в угол

— Вы говорите — не надо ретранслировать негатив. Но бывает, что муж старается не ретранслировать, а жена все равно чувствует, что его мама ее не любит. Ей становится обидно и она его же маму при нем же оскорбляет. Тогда уже обидно становится ему – это же его мама, он не может в ее адрес оскорбления терпеть даже от любимой жены. Как тут быть? Об этот клубок противоречий и взаимных обид многие спотыкаются…

— Это уже ошибка жены. Здесь очень простая вещь — в нашей жизни есть определенные статусы, и заповедь «чти отца своего и мать» никто не отменял. И жена должна понимать, что она не может провоцировать мужа на нарушение этой заповеди. Потому что это в принципе религиозная вещь, и он будет вынужден отреагировать на это.

И даже если вы стали семьей, эту заповедь никто не отменяет. Даже если родители умерли, ее никто не отменяет, потому что вы должны тогда чтить как? Молиться об упокоении своих родителей. Поэтому, какой бы свекровь ни была, не может жена мужа провоцировать. Она же прекрасно понимает, что есть вот, к примеру, заповедь — «не прелюбодействуй». Нормальной женщине же не придет в голову провоцировать мужа на нарушение этой заповеди. Так и тут нельзя. Это простая математика.

У нас в свое время Владыка Евгений, ректор Московской духовной академии, хороший пример приводил. Он говорил — никогда человека в угол нельзя загонять. Потому что если вы загоните человека в угол, у него один выход из этого положения — дать вам в лоб и пройти. Других нет вариантов…

— Кстати, по поводу лба. Я знаю случаи, когда вполне себе спокойные любящие мужья поднимали руку на своих жен за некорректное высказывание об их мамах. Я ни в коем случае это не оправдываю, но понимаю, что это от бессилия.

— Конечно, а какие остаются варианты? Вы ставите человека в положение, в которое его ставить нельзя. Это грубая ошибка, так делать нельзя. Надо каяться и свою жизнь в этом смысле исправлять.

— Сейчас половина читателей подумает, что мы оправдываем семейное насилие…

— Ничего подобного. Мужу тоже надо каяться, что не сдержался. Каждый должен каяться за свое.

— А если свекровь невестку по каким-то причинам не любит, невестка должна пытаться ее симпатию заслужить? Должна стараться ей угодить, понравиться?

— Специально заслуживать, я думаю, не нужно. Задача невестки в данном случае — критически отнестись к себе и к высказываемым свекровью претензиям. Если она не видит в себе какой-то реальной вины; если она свекрови не дерзит, не хамит, если нет, одним словом, нравственной составляющей в этом «не нравится», то тогда ничего предпринимать не нужно.

Почему девушка может маме мужа не нравиться? Причины могут быть самые, казалось бы, смешные. Я, например, сталкивался с такими вещами: например, свекровь ее ругает за то, что она медлительная. Свекровь быстрая, а она медлительная. И вот свекровь это начинает раздражать — «эта курица все медленно делает, ползает там… »

Здесь мы видим плотские отношения, это чистая физиология. То есть невестка не нравится ей не потому, что она плохой человек. Ей не нравятся ее качества, ее какие-то чисто физиологические особенности. Здесь не нужно играть никакую роль и пытаться переделать себя. Здесь нет причины для изменений. Нужно просто смиренно, по-христиански этот крест понести, тем более что он не самый тяжелый. Ну, не нравится и не нравится. Отнеситесь к этому как к данности.

Со временем это пройдет, уверяю вас. Жизнь это марафон. Пройдет несколько лет, и все изменится. Самое тяжелое — это начальный период семейной жизни, потому что семью как семью не воспринимают.

— А если в антипатии свекрови есть нравственная составляющая, попытаться себя изменить?

— Да, конечно. Если ты видишь, что тут ты была резка или повела себя бестактно, тогда исправляйся. Но не ради того, чтоб понравиться, а по-христиански. Стремись к духовному совершенству и все. Исправляйся не ради свекрови, а ради самой себя. Не надо делать специально с собой что-то ради кого-то. Как говорил Серафим Саровский: спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи. Это правило на все времена, на всю жизнь.

Газета «Саратовская панорама» № 44 (1023)

Так много сказано, так много написано о семье. А много ли счастливых? Поговоришь со знакомой женщиной – несчастна, муж огорчает. Послушаешь знакомого мужчину – жена, боль сердца. Да прилепится муж к жене своей, и будут двое одно целое … Да прилепится жена к мужу своему и будут … Так кажется. Посмотришь вокруг, семьи-то есть, а чтоб одно целое, мало. Они, как драгоценные жемчужины, мелькнут, порадуют лучиком света, согреют надеждой.

Но я не из них, мой брак не удачен, семьи не получилось. Кто виноват? Он, конечно. Обижал. Обижал ли? Теперь я сомневаюсь, излишняя чувствительность затмевала любовь, а готовность обидеться была чертой характера. Очень надеюсь, что была. Ах, как бы хотелось мне сейчас увидеть со стороны ту мою, готовую родиться, но так и не родившуюся семью. Ведь со стороны всегда видно главное, особенно главное. Дружны ли в семье, уважительно ли относятся к отцу или к матери. Так хотелось бы понять свою ошибку. Зачем? Принести Господу свои слезы, слезы покаяния о неродившемся.

Когда-то прочла: женщина – хранительница очага. Что за нелепица, как это понять, думалось мне. Очаг в доме – центр, где собираются все родные после дневных трудов. У очага тепло, и особенно уютно в непогоду; у очага светло и радостно, а еще как-то доверительно-спокойно и можно обо всем поговорить. Значит, получается, женщина – хранительница чего-то такого, что трудно точно назвать, но это что-то очень важно для семьи. Может, это способность к творческой, созидательной любви, под лучами которой и дети растут по Божьей воле, и старикам тепло и радостно в таком доме. А что же муж? Мужчина в таком доме крепнет и становится способным, как крепкий дуб, выдержать любую бурю. Как странно, женщина – сосуд немощный, а такая важная задача в жизни. Вот ведь как выходит.

Попросили меня как-то приютить женщину из другого города на пару дней. И вот чем она со мной поделилась. Выросла она в многодетной семье (советской). Мать ее всегда как-то принижала отца, все он у нее в виноватых был. Братья и сестры отца не слушались и, как мать, поругивали. Смотрела на это моя знакомая и думала: » Нет, я так делать не буду, каким уж ни будет мой муж».

Выросла, вышла замуж, у самой народилось пятеро детей. Слово свое она сдержала. Даже в самые трудные времена, когда сама на трех работах подвизалась, когда сама старшему сыну квартиру выбивала, когда дом в деревне нашла, как дачу для семьи, все это старалась детям представить в таком виде, что все это папа, а она только помогает. Хорошо ли так, не знаю. Но, по словам этой женщины, дети очень уважают отца, без него ничего важного в своей жизни не решают; ей даже обидно бывает – все папа да папа. И хотя муж у нее обычный рабочий человек, за эти годы он не спился, не опустился, все домой спешил, к детям, а потом и к внукам. Вот как бывает.

Да, со стороны всегда виднее. Вот идет православная семья в Церковь, и сразу видно, кто главный. Жена – царица, муж как-то робко, заглядывая ей в глаза, как-то пригибая голову, как будто ожидая удара, семенит рядом. Неужели и моя, так и не родившаяся, семья когда-то выглядела так же? Женщина, вкусившая от плода познания добра и зла, до сих пор упивается его вкусом, а современная женщина особенно. Способности и знания пьянят, успех кружит голову, «ты этого достойна» звучит отовсюду; и рядом, конечно, должен быть только успешный «крепкий орешек».

Вот праздник в приходе, радостно, Рождество. Но почему-то бросается в глаза, как в толпе женщин, очень деловитых, некоторые из мужчин выглядят как-то приниженно, будто ожидают окрика или команды. Может им неуютно среди такого количества женщин? Заметили ли вы, как на вопрос батюшки, кто хочет высказаться, откликнулись женщины? Уж очень мы активны и всегда знаем правильный ответ. И я такая, мне всегда хочется быть впереди , и я всегда все знаю… Даже в Церкви, в толпе уверенных, крепко сбитых женщин, мужчины иногда выглядят как-то приниженно, резкий окрик ревнителей благочестия во время помазывания «мужчины, проходите вперед» заставляет многих застывать на месте… А если просто расступиться, не лезть вперед, может, тогда мужчины пройдут вперед сами? Как выдавить из себя это и уважать мужчин, не лицемеря…

В пылу борьбы за справедливость, за равную оплату за тот же труд, за возможность быть летчиком, банкиром или президентом, мы не оставляем себе возможности стать настоящей женщиной, а возможно, и нашей половине стать мужчиной. И снова, как когда-то Адам, он уступает: все для тебя, дорогая, если ты так хочешь. А мы оглядываемся, ищем – где ты, сердце мое; а вокруг в голубизне различных страстей одни компьютерные персонажи… В лихие годы мужчины приняли на себя такой удар, что их даже численно теперь просто меньше. Но ведь мы хотим, чтобы рядом были настоящие мужчины, такие, какими их замыслил Бог. Правда? А может, для этого нужно нам стать настоящими, какими нас замыслил Бог. Могу ли я, а главное, хочу ли быть настоящей…

Почему это должно начинаться с нас? Ну хотя бы потому, что в семейном доме есть очаг, а мы его храним, хотя бы потому, что нас просто численно больше, а еще…все-таки Ева сорвала плод. Вот ведь как выходит…

Прихожанка

Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей

Есть в Писании некоторые вещи, которые очень сложно принять. Некоторые утверждения и фразы, первой реакцией на которые становится отторжение.

«И оставит человек отца и мать своих, и прилепится к жене своей, и будут двое едина плоть» тоже из таких. У многих она вызывает недоумение, а иногда и возмущение – как это маму и папу оставить? И только с возрастом, да и с возрастанием в семейной жизни начинаешь понимать, насколько это правильно. Так, так, и только так можно рассуждать, если ты выбрал для себя семейную жизнь. Эта фраза должна склеить будущих супругов намертво, как самый крепкий на свете клей. Даже не склеить, а слить воедино. И если все склеилось правильно, то никакие внешние факторы не смогут провести трещину между супругами.

Более того – пока человек не готов принять это «оставит отца и мать», не стоит ему, на мой взгляд, и создавать собственную семью. А что значит принять? Это значит, раз и навсегда понять, что отныне жена/муж является приоритетным направлением твоей жизни, как принято сейчас говорить в политике. Что на первом месте – впереди интересов и мнений родителей – будут стоять интересы и мнения супруга. Я не хочу рассматривать какие-то вопиющие ситуации и приводить их в пример, когда явным и несправедливым образом ущемляются родители, когда супруг или супруга специально думают лишь о своей выгоде и т.д. и т.п. Тут уже стоит вопрос любви и доверия друг другу, уважения друг к другу. В конце концов, заповеди о почитании родителей никто не отменял.

Я не говорю, что если родители нуждаются в помощи, нужно сидеть и смотреть с любимым мужем футбольный матч, а не бежать помогать им. Все должно быть разумно и в меру. Но, однозначно, вопросы семейные решаются между мужем и женой, БЕЗ привлечения родителей с той или другой стороны. И муж с женой должны быть всегда на стороне друг друга, а не на стороне своих родителей. Потому что супруг/супруга важнее, чем мама и папа! Потому что, если муж или жена разрывается между супругом и родителями, то ничего путного из такой семьи не выйдет. Не секрет, что именно вмешательство родителей в семейную жизнь детей является одной из самых частых причин разногласий между супругами. И чаще всего не просто вмешательство, а авторитарное давление на своего взрослого ребенка. Сколько случаев вокруг нас, когда просто таки разваливается семейная жизнь стараниями родителей, чаще, увы, матерей. И счастливы те семьи, в которые «не лезут» тещи и свекрови.


Кстати, именно поэтому мне никогда не нравилась идея «большой патриархальной семьи», когда несколько поколений живут вместе. Ибо это то самое – никакой личной жизни. Супруги должны жить отдельно, насколько это возможно. Хотя бы в начале своей семейной жизни, когда они выстраивают свои отношения на все последующее время. Плюс в такой семье существует авторитет старшего, что тоже не может положительно влиять на семейную жизнь детей. Потому что раз человек взрослый – он сам должен стать главой семьи, принимающим решение, ответственным за них. А женщина должна быть единоличной хозяйкой. Оставим в стороне обсуждение ухода за престарелыми родителями, это уже из другой оперы, тут все решается обстоятельствами.

И, как бы горько это ни было, но в случае глобальных разногласий лучше поссориться с родителями, чем с супругом. И даже прервать с ними отношения. Ведь в супружестве муж становится для жены самым родным человеком, а жена для мужа. Роднее и важнее, чем самые близкие, кровные родственники. Ибо кровное родство это нечто отчасти животное, инстинктивное. Ради интереса и, отчасти, из соображений статистики я спрашивала знакомых женщин о том, кому они больше доверяют и с кем соглашаются чаще в спорных ситуациях – мужу или маме. Подавляющее большинство ответили, что мужу. Причем, даже в тех случаях, когда, образно выражаясь, в отношениях супругов не все «шоколадно». И чаще всего ответом было – он меня лучше знает и понимает, чем мама.

Казалось бы тут ужаснуться, как так??? Мама, родная мама, хуже понимает дочь, чем ее муж. Но ведь это же естественно! Для мамы ты всегда ребенок, сколько бы лет тебе ни было. И даже самая мудрая и прекрасная мама в глубине души все-таки пытается контролировать твои поступки. А муж – это практически ты сама, часть тебя, значит и его решение – это твое решение (которое по каким-то причинам ты не можешь высказать сама).

Когда-то я читала, что самое близкое родство (генетически) у пчел из одного улья. Ближе, чем у родных братьев-сестер (а это наиболее близкое родство у людей, насколько я понимаю). И пчелы поэтому совершенно единомысленны. Так вот если такое генетическое единство удивительно, насколько же удивительнее супружество!!! Когда самыми родными в мире людьми становятся два человека, которые когда-то были друг другу совсем чужие…

И мамашам, которые активно лезут в супружескую жизнь своих детей надо бы помнить – что Бог сочетал, то человек да не разлучает. Так уж по жизни нам повезло, что наши родители не вмешиваются в нашу семейную жизнь. В связи с чем у нас с ними прекрасные отношения. А если что-то и слышится в наш адрес, это именно в НАШ адрес, а не осуждение зятя или невестки. И вот что еще вдруг вспомнилось – когда-то бабушка рассказывала мне, что ее родители всегда вставали на сторону ее мужа (а не ее) в семейных делах. Бабушка иногда даже обижалась, и только со временем поняла, как мудро это было.

Интересно, как порой какой-нибудь дурацкий фильм, книга, разговор, какая-нибудь мелочь вдруг может натолкнуть вас на серьезные размышления по серьезному вопросу. Вот смотрела я тут недавно старый фильм «Стой, а то мама будет стрелять» и так вдруг задумалась. Меня как-то спрашивали – а как ты говоришь со своими девочками на тему будущей жизни, замужества и т.д. Задумалась и затруднилась ответить, потому что специально пока никак не говорю. Так, между делом, к слову, что-то можем обсудить, но специальных бесед пока не складывалось. В принципе, я много чего имею им сказать на тему замужества. Хоть и понимаю, что, скорее всего, на определенном этапе особо слушать меня никто не будет, как это бывает у подростков. Думаю, это временно, и надеюсь, пример нашей семьи сам их всему научит. Одно знаю точно – постараюсь донести до своих дочерей, что с момента выхода замуж главным в их жизни должен стать именно муж. Потому что «едина плоть», и слова о «прилеплении» к мужу, оставлении отца и матери – не метафора.

Представляете, какая ответственность лежит на нас за будущее, взрослое будущее наших детей? Мы ведь и к семейной жизни их тоже должны подготовить. Конечно, в семье, где родители единомысленны, это сделать гораздо проще. Собственно, ничего специально и не нужно делать – дети сами видят, как близки мама и папа, муж и жена. И каждый из нас, родителей, чьи дети когда-то – дай Бог – найдут свою половину, станут «единой плотью» и навсегда покинут нас (как зависимые от нас люди) должен заранее смириться с этим. Подготовиться, чтобы спокойно отпустить своего ребенка в семейную жизнь. И даже немного охладить особо нежные отношения, чтобы не было соблазна у дочери (или сына) чуть что бежать плакаться от мужа к маме. Несомненно, мама все равно остается дорогим и родным человеком, но если бы меня спросили, я бы ответила – хочу чтобы у моих дочерей САМЫМ родным человеком был все-таки муж, а не мама и не папа.

В этом смысле мне кажется, что детское желание девочки выйти замуж за папу (я тоже хотела :)) является очень хорошим признаком того, что отношения между мужем и женой в семье сложились правильные. Это ведь значит, что девочка не просто любит своего папу, это значит, она видит, как он относится к маме, насколько они близки и едины. И как будущей женщине, нормальной и обычной, девочке хочется таких же отношений внутри своей семьи. Не скажу за мальчиков и мам, ибо не имею опыта в этом вопросе. Но мне кажется, что на мамах мальчиков (и на папах, конечно, но папы все же в нынешнее время реже вмешиваются в семейные дела своих взрослых детей) лежит еще большая ответственность – так воспитать сына, чтобы когда-то он смог стать единым целым со своей женой и поставить ее выше мамы.

Вообще, чем больше живешь с мужем, тем больше уже не просто умом понимаешь, а всем своим существом чувствуешь, насколько неразрывна связь между супругами. Насколько это действительно мистическая связь. Которая даже после смерти одного из супругов сохраняется, чему есть множество примеров, думаю, и среди ваших знакомых. Как раз, когда я уже несколько дней обдумывала этот текст и вообще тему общности супругов, мне попалось на глаза вот это высказывание из дневников императрицы Александры Феодоровны Романовой:

Есть нечто святое и вызывающее почти благоговейный страх в том, что жена, вступая в брак, сосредотачивает все свои интересы на том, кого она берет себе в мужья. Она оставляет дом своего детства, мать и отца, разрывает все нити, которые ее связывают с прошлой жизнью. Она оставляет те развлечения, к которым раньше привыкла. Она смотрит в лицо того, кто попросил ее стать его женой, и с дрожащим сердцем, но со спокойным доверием вручает ему свою жизнь. И муж с радостью чувствует это доверие. Это на всю жизнь составляет счастье человеческого сердца, способного и на несказанную радость, и на неизмеримые страдания. Жена в полном смысле все отдает своему мужу. Для любого мужчины это торжественный момент – принять ответственность за молодую, хрупкую, нежную жизнь, которая доверилась ему, и лелеять ее, защищать, оберегать, пока смерть не вырвет у него из рук его сокровище или пока смерть не поразит его самого.

Насколько это точно, так могла написать только жена совершенно единомысленная с мужем, полностью ставшая с ним одним целым.

И тут я даже скажу (хотя уверена, что со мной многие и не согласятся), что связь между мужем и женой настолько тесна, что даже дети в семье вторичны. Они уже только дополнение к родителям, а их главной семьей когда-то станет собственная семья. Очень часто с рождением детей акценты смещаются, и через некоторое время оказывается, что вся семейная жизнь сосредоточилась только на детях, крутится вокруг них и выше всего ставит их интересы и приоритеты. Мне кажется, что это как-то неправильно… Хотя несомненно, в какой-то период жизни никуда от этого не деться. Главное, не забыть выйти из этого состояния потом и вернуться супругам друг к другу, не стать лишь коллегами по обслуживанию детей. И обязательно супругам надо хоть какое-то время проводить вдвоем, это, если хотите, производственная необходимость. Так же как любому человеку необходимо побыть наедине с собой. И иногда польза чего-либо для жены/мужа должна ставиться выше интересов и пользы для детей. На мой взгляд, детей нужно сразу приучать к тому, что у мамы с папой есть только их время, их личная жизнь, доступ в которую для детей закрыт.

Кому-то может показаться, что я сама себе противоречу, тому, что писала в предыдущих статьях, про то, как полезно быть строптивой женой, а теперь вдруг о единомыслии. Но в том-то и удивительность супружеского единства, что становясь одним целым, единой плотью, каждый из супругов остается самим собой. Это не растворение, это со-трудничество, дополнение друг друга, взаимное обогащение, воспитание себя, а значит, и друг друга. Важно, чтобы главное было общим, главное направление жизни, если хотите. У каждой семьи это единение складывается по-своему, часто не сразу, и очень часто это получается «через тернии к звездам». Главное – пусть получится!

«Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» (Мк. 10:7-8)

Резюме.

Мф. 19:5,6 «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Под словом «оставит» здесь подразумевается не оставление родителей без попечения и внимания, но создание новой отдельной от них семьи. Господь прямо осудил фарисеев, которые под лукавым предлогом заботы о храме нарушили заповедь Божию о почитании родителей и помощи им (Мк. 7:11-13).

О значении слов будут два одною плотью святитель Григорий Богослов пишет: «Связанные узами супружества заменяют друг другу и ноги, и руки, и слух. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость. Общие заботы облегчают скорби. Общие радости для них восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а скудость переносится легче. У них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу». Святитель Иоанн Златоуст христианскую семью называет малой церковью. Он говорит, что муж и жена подобны рукам и глазам. Когда рукам больно, то плачут глаза. Когда глаза плачут – руки утирают слёзы.

Отсюда можно понять и смысл предупреждения: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Распад семьи — это разрыв живого организма на части (отец, мать, дети). Поэтому издревле во всех народах брак рассматривался как дело священное и его разрыв осуждался.

Тем не менее, всегда были и остаются обстоятельства, при которых развод разрешается. В частности, в Русской Православной Церкви указываются следующие причины.

«В 1918 году Поместный Собор Русской Церкви в определении о поводах расторжения брачного союза, освящённого Церковью, признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также следующее:

Противоестественные пороки;

Неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения;

Заболевание проказой или сифилисом;

Длительное безвестное отсутствие;

Осуждение к наказанию, соединённому с лишением всех прав состояния;

Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей ;

Снохачество или сводничество;

Извлечение выгод из непотребств супруга;

Неизлечимую тяжкую душевную болезнь;

Злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Но все эти основания для развода нельзя рассматривать как требования. Они – лишь допущение для расторжения брака, окончательное же решение всегда остаётся за самим человеком.

Григорий Богослов, свт. Творения. М., 2007. Т. 2. С. 50.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2001. С. 75-76.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *