Примеры для проповеди

На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос довольно сложно или практически невозможно. Джеймс Брага в своей книге Как подготовить библейскую проповедь искренне признает: «Существует множество типов проповедей и множество методов их классификации. Пытаясь классифицировать типы проповедей, авторы гомилетических трудов используют различные определения, многие из которых совпадают». Наверное, именно поэтому, большинство проповедников, не говоря уже о слушателях, не смогут ответить внятно на вопрос «Какой вид проповеди сегодня звучал с кафедры?…».

Метод классификации проповедей зависит от понимания того, что должно быть основанием проповеди как таковой. Другими словами, необходимо ответить на вопрос «Что главенствует в проповеди?». Если в проповеди главенствует проповедник со своими мыслями, идеями, рассуждениями, взглядами, примерами, амбициями, харизмой, жизненным опытом и убеждениями, тогда определение видов проповеди – это философский вопрос. Как при взгляде на картину художника, который привержен стилю абстракционизма. Каждый будет видеть что-то свое, и в этом найдет себе удовлетворение. Однако, если в проповеди главенствует текст Писания с заложенной в него главной мыслью, структурой, лексикой, грамматикой и контекстом, тогда виды проповеди будут определяться подходом к разъяснению текста. Именно главенство текста Писания делает проповедь настоящей «проповедью».

Виды проповеди, когда главенствует

проповедник

Давайте на некоторое время остановимся на самых распространенных случаях, когда в проповеди главенствует проповедник. Видов таких проповедей может быть бессчетное количество, столько же, сколько и самих проповедников, которые проповедуют сами себя, а не Писание. Такие проповеди, к сожалению, часто слышатся на многих церковных собраниях. Пытаясь классифицировать эти проповеди можно прийти к тому же выводу к которому пришел Дерек Томас, который в своей статье «Экспозиционная проповедь» характеризует самые часто встречаемые разновидности проповедей в которых не главенствует текст Писания.

  1. Проповедь «Я желаю вам сказать, что лежит у меня на сердце»

Такая проповедь может начинаться с чтения текста или текстов из Библии, но текст необходим проповеднику только на старте, как выстрел из стартового пистолета, чтобы начать свой бег. А потом, проповедник говорит, размышляет, заявляет то, что он желал сказать и без этого чтения. Нередко на помощь проповеднику приходит аллегорический метод толкования. Так или иначе, чтение текста ему нужно лишь для того, чтобы показать, что все, о чем он говорит также упоминается в Библии, или для того, чтобы никто не сказал, что он проповедуя не использует Библию. Даже несмотря на то, что он может говорить довольно убедительно и искренне до слез, все же, это не является проповедью Божьего Слова.

  1. Проповедь «Я прочитал книгу по систематическому богословию»

Вместо того, чтобы разъяснять то, что сказал Бог в определенном отрывке Библии, проповедник прибегает к помощи «авторитетных источников» избирательно заимствуя из них понравившиеся ему подходящие мысли, «сшивая лоскутки разных идей» в своем конспекте. При этом, в такой проповеди могут зачитываться многие тексты Писания, которые проповедник даже не читал до того, как вышел проповедовать. Однако такая проповедь основывается не на Писании, а на выборе проповедника. Он подобрал чужие мысли, идеи и выражения, добавил к этому чтение различных текстов, вследствие чего, эта проповедь, если ее можно так назвать, превращается в скучный и сухой доклад, который усыпляет слушателей раньше, чем проповедник дойдет до средины своего вступления. Даже если для композиции проповеди были выбраны книги самых авторитетных и богобоязненных богословов, комментаторов и проповедников, которые в своих трудах разъясняют Божье Слово, «распорядитель пира» в такой проповеди не текст Писания, а проповедник.

  1. Проповедь «Я покажу вам, что я закончил семинарию»

Духовное образование оснащает проповедника многими полезными ресурсами для служения, однако, если по какой-то причине он не научился изучать текст Писания и делать экспозицию текста, тогда его образование сделает его «пустым сосудом», который может громко дребезжать, но ничего не передавать. Обычно, при таком раскладе, проповедник горит самоуверенностью из-за своего диплома на стене, но его проповеди выглядят всего лишь, как амбициозные лекции. Много страсти, пыла и огня в глазах. Он может представлять себя за кафедрой как один из известных проповедников, и это ему сильно помогает. Он искренне ожидает что его слушатели будут почитать его так же, как он почитает себя… Если он не дает главенство тексту Писания, его проповеди, наполненные многими крылатыми фразами, риторическими приемами, умными выражениями лица, еврейскими и греческими терминами, приправленные обильным упоминанием разных «измов», никуда не ведут и ни к чему не приводят. Писание здесь не провозглашается потому, что провозглашается он сам полагая, что именно так и должно проповедоваться Слово. Я заметил, что нередко слушателям очень нравятся такие проповеди потому, что, хотя в них ничего и непонятно, но ты начинаешь чувствовать себя большим знатоком на фоне такого «большого проповедника».

  1. Проповедь «Я был так занят, пожалуйста простите что не так»

Проповедник может начинать проповедь с подобной фразы, чтобы наперед вызвать жалость вместо критики, потому что у него не было достаточно времени для подготовки. Нередко, в таком случае, проповедник говорит, что мол «Сегодня буду говорить предельно кратко, не больше десяти минут…», но в итоге его проповедь растягивается на целый час разговоров практически ни о чем. Возможно он и умеет работать с текстом, однако зная, что на правильную экспозиционную проповедь нужно потратить не одну дюжину часов, он, в субботний вечер искренне надеется, что завтра за кафедрой произойдет чудо. Однако, если Слово Божье не главенствовало над проповедником вчера и позавчера во время подготовки проповеди, чуда не произойдет, оно не будет главенствовать и во время выступления за кафедрой.

Конечно же, разновидности проповедей в которых главенствует не Писание, а проповедник не ограничиваются лишь этими четырьмя упомянутыми случаями. Таких видов бессчетное количество так как обычно они зависят от амбиций, причуд и странностей «проповедников». Самое ужасное в таких видах проповеди – то, что, говоря как бы из Слова, но по сути от себя, проповедник совершает грех перед Богом и Его Словом (Иак. 3:1-2; 2 Тим. 4:3-4).

Виды проповеди, когда главенствует

текст Писания

Когда текст Писания главенствует в проповеди, т. е. когда проповедь основывается на одном или нескольких текстах из Библии, такую проповедь принято называть «разъяснительной» или «экспозиционной». Проповедуя разъяснительно проповедник не берет текст в заложники, чтобы сказать то что он желает сказать, а подчиняется тому, что сказано в тексте. При этом, проповедника можно сравнить с музыкантом, который четко следуя нотам, виртуозно исполняет музыкальный шедевр, который до него написал Великий Композитор. Все зависит от точной передачи того что написано. Таким образом, разъяснительная проповедь выходит из текста (текстов) Писания доступно объясняя, раскрывая, преподнося и применяя текст в контексте открытой библейско-богословской истины. При таком подходе к проповеди Слова, проповедник не является источником проповеди, он всего лишь инструмент, который использует Бог для того, чтобы правильно объяснить богодухновенное, авторитетное, непогрешимое Слово. Независимо от текста или темы, которая раскрывается рядом последовательных текстов, независимо от аудитории, места и времени, каждая проповедь, которую провозглашает проповедник должна основываться на тексте Писания, доступно разъяснять этот текст (тексты) и правильно применять написанное в тексте (текстах) для слушателей. В зависимости от того, основывается ли проповедь на одном тексте Писания, или на ряде последовательных текстов, которые объединены общей библейско-богословской темой, разъяснительные проповеди можно разделить на два вида: экспозиционные и тематические.

  1. Экспозиционные проповеди

Главной особенностью стандартных экспозиционных проповедей является то, что они основываются на одном целостном отрывке Писания. Фундаментом проповеди является экспозиция текста на основании которой главная идея этого отрывка формирует главную идею проповеди, а составные части проповеди формируются на основании структуры и акцентов текста, гармонично согласовываясь с ближним и дальним контекстом, а также с главной идеей (идеями) книги, в которой находится этот отрывок. Для экспозиционной проповеди очень важной является работа с оригинальными (еврейским или греческим) текстами Писания, что позволяет максимально точно понять содержание текста, его лексику, грамматику, текстуальные особенности, чтобы максимально точно понять первоначальный замысел автора для первоначальной аудитории и то, как максимально точно это можно объяснить для людей, живущих в наше время. Главная цель экспозиционной проповеди соответствует выполнению тех призывов, которые Павел передал Тимофею: «занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13); «проповедуй слово… будь бдителен во всем… совершай служение твое» (2 Тим. 4:2-5).

Мы говорим об экспозиционных проповедях во множественном числе потому, что в этом виде можно выделить некоторые подвиды в зависимости от специфики влияния литературной формы (жанра) библейского отрывка на особенности понимания его структуры. В Библии мы встречаем четыре литературных жанра: повествование, поэзия, пророчество и дидактика. Таким образом, в зависимости от литературной формы текста, который может быть выбран для проповеди, экспозиционные проповеди можно разделить на четыре подвида:

  1. Экспозиционные проповеди по повествовательным текстам.
  2. Экспозиционные проповеди по поэтическим текстам.
  3. Экспозиционные проповеди по пророческим текстам.
  4. Экспозиционные проповеди по дидактическим текстам.

При таком подходе, подвиды определяются видами литературной формы. Таким образом, экспозиционная проповедь помогает учитывать литературные тонкости той литературной формы, с помощью которой был записан тот или иной текст, что в свою очередь будет отличать экспозиционные проповеди по применяемому подходу к литературной форме (жанру) текста.

  1. Тематические проповеди

Тематическая проповедь – это способ разъяснения определенной темы на основании последовательной экспозиции конкретных отрывков, которые находятся в разных частях Писания, но имеют четкое библейско-богословское тематическое единство. Единственным отличием тематической проповеди от стандартной экспозиционной является то, что она экспозиционно рассматривает больше чем один отрывок Писания исходя из темы, вопроса или проблемы последовательно и исчерпывающе раскрываемых в систематическом подборе отрывков. Фактически, это свод отдельных мини-экспозиционных проповедей, объединенных одной общей темой. Необходимость тематического вида проповеди продиктована тем, что часто ответы на важные богословские и практические вопросы, темы или проблемы не ограничиваются содержанием лишь одного отдельного отрывка, но разъясняться при последовательной библейско-богословской экспозиции (систематизации учения) ключевых отрывков Писания взаимосвязанных между собой. Исходя из тематической направленности и цели, тематические проповеди можно разделить на следующие подвиды:

  1. Богословские (для выражения доктрины или учения)
  2. Апологетические (для защиты от заблуждений и лжеучения)
  3. Практические (для ответа на вопросы по устройству практической жизни)
  4. Биографические (для осветления жизненных уроков библейских личностей)
  5. Исторические (для изучения общего хода библейских событий)
  6. Праздничные (для глубокого понимания празднуемых событий)

Философия тематической проповеди соответствует неизменному факту уникальности и единства Библейского откровения: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). На страницах Нового Завета можно встретить примеры проповедей, которые соответствуют нашему пониманию метода тематической проповеди: пример Христа (Лк. 24:27), пример Петра (Дея. 2:14-36), пример Стефана (Дея. 7:2-53), пример Павла (Дея. 28:23-24) и пример автора Послания к Евреям (Евр. 11:1-40).

При всем этом, проповеднику, практикующему метод тематической проповеди необходимо быть чрезвычайно осторожным, чтобы при подготовке проповеди «из добрых побуждений» не угодить в опасность того вида проповеди, когда проповедник пытается главенствовать над текстами Писания проявляя субъективизм, предубеждение, поверхностность, примитивизм, вырывая тексты из контекста и игнорируя «невыгодные» отрывки. Чтобы этого избегать, приступая к практике тематической проповеди, проповедник должен, во-первых, хорошо знать содержание всего Писания; во-вторых, иметь правильную герменевтику; в-третьих, понимать богословие; в-четвертых, иметь достаточно хороший опыт в практике стандартной экспозиционной проповеди на разные литературные жанры, и в-пятых, уметь систематизировать.

Подводя итог сказанному, необходимо помнить, что только разъяснительная проповедь в двух ее основных видах ставит проповедника-экспозитора в зависимость от написанного Божьего Слова, а не наоборот. Это дает привилегию тексту Писания главенствовать в проповеди проповедника и в жизни его слушателей. В следующий раз мы поговорим о структуре текста обращая внимание на то, от чего зависит главная идея и план разъяснительной проповеди.

Джеймс Брага, Как подготовить библейскую проповедь, пер. с англ. (Санкт-Петербург: Библия для всех, 2000), 13.

Профессор систематического и исторического богословия в Реформатской богословской семинарии (г. Атланта, штат Джорджия), пастор Первой пресвитерианской церкви в г. Коламбия, штат Южная Каролина, а также автор многих книг.

В гомилетической литературе эти два термина обычно используются как взаимозаменяемые подразумевая один и тот же вид проповеди. По большей степени это произошло из-за того, что при переводе термина «exposition” с английского, который буквально означает «детальное описание и объяснение идеи или мысли» перед массами людей (New Oxford American Dictionary, digital edition), одни предпочитают транслитерацию этого термина на русский, как «экспозиция», другие больше склонны делать перевод открывая значение слова как «разъяснение». Поэтому, это на два разных вида проповеди, а одна и та же проповедь, которая называется неодинаково-звучащими терминами, которые подразумевают одно и то же.

Исходя из того, что термин «экспозиционная проповедь» и «разъяснительная проповедь» подразумевают по сути одно и то же, и то что стандартная разъяснительная проповедь – это проповедь которая строиться на одном законченном по смыслу тексте писания, для удобства классификации двух разновидностей разъяснительной проповеди, мы будем использовать термин «разъяснительная» чтобы указывать в общем на все виды проповеди, а термин «экспозиционная», чтобы указать на первый и самый основной подвид.

Обратите внимание, что если человек не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, то это не проходит для него бесследно. Подобно как если человек ведет нездоровый образ жизни, то у него начинают проявляться разные проблемы со здоровьем, так и у человека, который не желает прислушиваться и исполнять учение Иисуса Христа проявляются разные духовные проблемы. Здесь они перечислены: страсть к состязаниям и словопрениям, зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения. Целый букет страшных диагнозов.

В этой беседе хотелось бы поговорить о лукавых подозрениях.

Что означает слово «подозрение». Определение из словаря: «предположение, основанное на сомнении…». В нашей жизни очень много нетвердого и неясного, поэтому зачастую сомнения уместны. Например, мы можем сомневаться в наших силах и это приводит к подозрению, что я могу что-то не сделать из того, что запланировал. Мы можем сомневаться в погоде и это вызывает сомнения в возможности нашей намеченной поездке.

Но Апостол Павел подчеркивает, что человек, который не следует здравому учению Иисуса Христа заражается лукавыми подозрениями. Другими словами, источником этих подозрений является враг душ человеческий, которого часто называют лукавым.

Еще раз стоит прочитать этот текст внимательно. Мы видим, апостол Павел противопоставляет между собой два типа людей: гордые и ничего не знающие противопоставляются тем, кто следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии.

Таким образом, можно сделать вывод, что лукавые подозрения развиваются на фоне гордости и невежества.

В начале мы сравнили те резко отрицательные качества, которые перечислены в послании к Тимофею, с болезнью. Сам Павел дает нам для этого основание. Он использует слово, которое применяется именно к болезням — заражен. Это слово дает нам основание думать, что лукавыми подозрениями можно заболеть, заразиться даже вполне здоровому человеку.

Что вы будете делать, если рядом с вам находится больной, зараженный опасной заразной болезнью? Конечно, вы постараетесь не иметь с ним прямого общения. Такой же совет даёт и Апостол. Он говорит: «удаляйтесь от таких».

17 ноября 2017 года Роспотребназдор предупредил о надвигающейся эпидемии гриппа. Представитель этой организации заявила, что «Сегодня еще не поздно прививаться, еще пара недель у нас есть, и это нужно обязательно сделать».

Библия нас предупреждает, что весь уже мир охватила эпидемия. Эта эпидемия лукавых подозрений. Этой страшной болезнью заражены подавляющее большинство жителей земли. Она приводит к разрушению отношений, депрессиям и духовной смерти. Более подробно о последствиях этой болезни мы поговорим в конце. А сейчас мы предлагаем, пока еще не поздно, сделать прививку здравого учения Господа нашего Иисуса Христа.

Итак, подведем небольшой итог того, мы мы сказали.

Лукавые подозрения — это страшные последствия плоского состояния.
Лукавые подозрения находятся в одном ряду с такими пороками как «зависть», «злоречие», «распри»
Лукавые подозрения подобно заразе могут распространяться и поражать здоровых людей.
Лукавые подозрения развиваются на фоне гордости и невежества.
От больных лукавыми подозрениями нужно удаляться.

Ничего не знают

Мы с молодежью и подростками сейчас изучаем жизнь Давида. Кстати, эта тема изначально тоже планировалась для молодежного общения, но во вторник было чаепитие у молодежи, было не до темы, и поэтому чтобы не выбиваться из графика, я решил изложить её для всей церкви. Поэтому несколько примеров по разбираемой теме будет именно из жизни Давида.

1 Царст. 16
5 И освятил Иессея и сыновей его, и пригласил их к жертве.
6 И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его!
7 Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я , как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце.

Господь Самуилу открывает важный принцип — Бог смотрит на сердце, а человек на лицо. Под лицом, разумеется, подразумевается не только собственно лицо, а вся внешность и поступки.

Я раньше думал, что Господь высказал Самуилу своего рода обличение. Мол не надо так как ты, нужно научиться смотреть на сердце. А потом понял, что Господь просто указал Самуилу на его ограниченность. Он говорит, что человек смотрит на лицо. У него нет возможности заглядывать вглубь сердца человека. Он на это просто не способен. Даже и не нужно пытаться.

Повторю эту мысль иначе: когда мы пытаемся заглянуть в сердце человека, то мы берем на себя функцию Бога!

Апостол Павел говорит про людей, зараженных лукавыми подозрениями, что они ничего не знают! Что это означает? Конечно, они знают таблицу умножения (надеюсь), но они ничего не знают именно о том, о чем подозревают.

Слово «подозрение» состоит из двух частей. Одна часть — «зрение». С этим все понятно. Но вот приставка «под» говорит о том, что подозрение пытается заглянуть в то, что находится под зрением. В невидимом спектре. То, что сокрыто от человека.

Второзаконие 29:29
29 Сокрытое Господу, Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.

Еще один пример. И опять из жизни Давида:

1 Цар. 17
28 И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида, и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение.
29 И сказал Давид: что же я сделал? не слова ли это?

Елиав хоть и был старшим братом, то мудрости еще не набрался. Посмотрите, какие факты были в распоряжении у Елиава?

Услышал, что Давид разговаривал с людьми

Всё! Это всё! Один факт! Но какие выводы?

Ты оставил немногих овец!
Ты высокомерный
У тебя дурное сердце
Ты пришел посмотреть на сражение!

И все это он подкрепляет словами «Я знаю». Ничего он не знал! Давид не оставил овец, а проучил их сторожу. Он не сам пришел, а его послал отец. Он пришел не для того, чтобы посмотреть на сражение, а для того чтобы сражаться!

Елиав рассердился. У него было испорченное настроение. Из-за чего? Он думал, что он знал. Но он ничего не знал.

Если человек не будет останавливать себя в лукавых подозрениях, то он придет к состоянию, о котором пишет Апостол Павел: «люди поврежденного ума». Такие люди всегда и везде видят только подозрительно. Они знаю всё и про всех.

Светский поэт Эдуард Ассадов написал прекрасное стихотворение:

Когда мне встречается в людях дурное,
То долгое время я верить стараюсь,
Что это скорее всего напускное,
Что это случайность. И я ошибаюсь.

И, мыслям подобным ища подтвержденья,
Стремлюсь я поверить, забыв про укор,
Что лжец, может, просто большой фантазер,
А хам, он, наверно, такой от смущенья.

Что сплетник, шагнувший ко мне на порог,
Возможно, по глупости разболтался,
А друг, что однажды в беде не помог,
Не предал, а просто тогда растерялся.

Я вовсе не прячусь от бед под крыло,
Иными тут мерками следует мерить.
Ужасно не хочется верить во зло,
И в подлость ужасно не хочется верить!

Поэтому, встретив нечестных и злых,
Нередко стараешься волей-неволей
В душе своей словно бы выправить их
И попросту «отредактировать», что ли!

Но факты и время отнюдь не пустяк.
И сколько порой ни насилуешь душу,
А гниль все равно невозможно никак
Ни спрятать, ни скрыть, как ослиные уши.

Ведь злого, признаться, мне в жизни моей
Не так уж и мало встречать доводилось.
И сколько хороших надежд поразбилось,
И сколько вот так потерял я друзей!

И все же, и все же я верить не брошу,
Что надо в начале любого пути
С хорошей, с хорошей и только с хорошей,
С доверчивой меркою к людям идти!

Пусть будут ошибки (такое не просто),
Но как же ты будешь безудержно рад,
Когда эта мерка придется по росту
Тому, с кем ты станешь богаче стократ!

Пусть циники жалко бормочут, как дети,
Что, дескать, непрочная штука — сердца…
Не верю! Живут, существуют на свете
И дружба навек, и любовь до конца!

И сердце твердит мне: ищи же и действуй.
Но только одно не забудь наперед:
Ты сам своей мерке большой соответствуй,
И все остальное, увидишь,- придет!

Апостол Павел пишет:

1 Кор. 4:5
Посему не суди;те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Право судить есть у Господа и Его слова. Так написано:

Евр. 4:12
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные.

Иногда Бог передоверяет Бог Свою право судить людям. Например, когда церковь осуждает грех или родители судят своих детей. Но это отдельная тема. В любом случае это ответственно и не плотское дело.

Гордость
В послании к Тимофею мы прочитали, что лукавые подозрение это следствие гордости. Яркое подтверждение этому мы находим в истории с Саулом.

1 Цар. 18

6 Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами.
7 И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!
8 И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства.
9 И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида.
10 И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье.
11 И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него.
12 И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил.

Обратите внимание, что:

Давид вообще не участвовал в этом деле. Он не шел с Давидом, не сочинял песни, не пел их. Он делал только доброе, но, все равно, Саул начал Давида подозревать.
Саул потерял покой. Он только что вернулся с большой победы. Беда миновала Израиль. Все люди радуются, а Саул — беснуется в доме своем.
Он дважды пытался убить Давида. Человека, который мог бы стать ему лучшим другом и соратником. Нередко лукавые подозрения приводит к тому, что мы лишаемся общения лучших людей.
От Саула отступил Бог. Это самое страшное следствие его греха.

Какие страшные последствия. И причиной все этого была гордость, которая привела к подозрениям.

Пример правильного отношения мы видим в послании Иуды. Ангел, занимающий самое высокое положение в небесное иерархии — Михаил, спорил с самым падшим ангелом — сатаной. Михаил был однозначно прав. Тем не менее, он понимал, что не в его компетенции выносить суд сатане, судить его. Это функция и прерогатива Бога. Поэтому он «не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь».

От лукавого

Мы должны понимать, что сатана — очень опытный архитектор, потрясающий режиссер с огромный опытом создания нереальных виртуальных миров. Он предоставляет человеку гордому и невежественному свою интерпретацию фактов таким образом, что у человека складывается вполне четкая и конкретная, но совершенно ложная картина мира.

Последствия лукавых подозрений

Лукавые подозрения лишают мира самого человека
Лукавые подозрения лишают добрых взаимоотношений с людьми
Лукавые подозрения лишают отношений с Богом.

Что делать?

Ответ записан в том тексте, который мы читали изначально: нужно следовать здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *