Примеры этнических религий

Виды этнических религий

Теория и история религии. Этнические религии.

Введение в курс «Этнические религии».

  1. Цели, задачи и структура курса;

  2. Понятие «этнические религии». Характерные черты этнических религий;

  3. Виды этнических религий;

  4. Основы вероучения, структура и культ;

  5. Проблемы современных этнических религий.

Рудольф Отто «Сакральное», «Об эмоциональном в идее общественного и его соотношении с рациональным».

Понятия этнических религий. Характерные черты.

Этнические религии существовали повсеместно. На разных этапах развития человечества существовали постоянно. Этнические религии еще называют «народными» религиями, государственными, т.к. они характерны для одного гос-ва, не выходя за его пределы.

Значение их состоит в том, что такие религии оказывают значительное влияние на формирование менталитета народа. Этнические религии регламентируют поведение и быт его представителей. Способствуют развитию и сохранению соответствующего этноса. Препятствует его культурной и языковой ассимиляции.

Этнические религии – это такие религиозные верования, которые охватывают своим влиянием все слои населения в пределах одной национальности или гос-ва.

Характерные черты:

  1. Небольшая численность (от нескольких сот и тысяч, до нескольких миллионов человек);

  2. Ограниченность географического ареала распространения;

  3. Традиционно устная воспроизводимость;

  1. Древнегреческая религия – система политеистических верований.

  2. Древнеегипетская религия

  3. Древнеиндийская религия – как совокупность религиозных взглядов и обрядов

  4. Древнеиранские религиозные верования

  5. Древнеримская религия

  6. Даосизм

  7. Конфуцианство

  8. Синтаизм

  9. Иудаизм

Проблемы и принципы классификации религии

Принципы:

  1. Объединение уже существовавших исторических общин

  2. Объединение сходных религиозных феноменов (позволяющие раскрыть структуру религиозного опыта человечества)

Признаки: этнографические, философские, морфологические, феноменологические, нормативные, географические, лингвистические.

Нормативные признаки наиболее распространенные и делят религии на две группы: истинные и ложные. Недостаток состоит в том, что это ненаучно. Истинность религии в основном поддерживается апологетами, которые, в свою очередь, могут считать, что только одна религия верна. Так же это не толерантно.

Географические принципы основываются на географическом распределении общин. Выделяют такие религии, как океанические, американские, классические религии древней Греции и древнего Рима (в эту же группу добавляют их эллинистические варианты). Многие религии не ограничены существованием в одном регионе.

Этнографические и лингвистические принципы. Выделяют такие расы, как океанические, американские, монголоидные (семиты, арийцы).

Тотем – род его.

> Этнические религии

1. Характерные черты этнических религий.

2. Виды этнических религий.

Характерные черты этнических религий

На смену родоплеменным верованиям приходят этнические религии, которые еще называют национальными или национально-государственными. Обязательным историческим основанием их является наличие в обществе сообществ, рожденных социальной дифференциацией, и консолидация их в форме государства. Этнические религии — это такие религиозные верования, которые, как правило, охватывают своим влиянием все слои населения в пределах одной национального государства. Не все народы прошли этап этнических религий. Некоторые восприняли в своем мировоззрении какую мировую религию, находясь еще на стадии родоплеменной. Так, большинство арабских и африканских народов не проходили стадию этнических религий и сразу приняли одну из мировых.

В национальных религиях конфессиональные и этнические границы, как правило, совпадают, хотя при определенных условиях и обстоятельствах их сторонниками могут быть другие национальности. Существуя на конкретном этнической почве, они тесно переплелись с элементами национальной культуры, традиций и обычаев народов, их исповедовали или исповедуют. Национальные религии оказывают значительное влияние на формирование менталитета народа, регламентирующих поведение и быт его представителей, способствуют развитию и сохранению соответствующего этноса, препятствуют его культурной и языковой ассимиляции. Функционируя в пределах определенных этнических определенности, религия так тесно переплетается с ними, что можно говорить об определенном этноконфессиональных синкретизм.

Истоки этноконфессиональных образований связаны с существованием религий на почве различных исторических типов общностей людей от первобытных племен до современных развитых наций. Формирование связей между ними перерастает в этноконфессиональные сообщества, которые являются следствием взаимодействия определенной религии с элементами этноса. Под влиянием этнических и религиозных традиций в этноконфессиональной общности складывается относительно замкнутый тип ее жизнедеятельности, специфические черты быта. Для этноконфессиональных образований характерна высокая степень изоляции от других этносов и религий который поддерживается запретом межнациональных и межконфессиональных браков, ревнивым защитой своей этнической исключительности и истинности своей веры.

Этап этнических религий связан преимущественно с доминированием политеизма, а то и генотеизму. На этом этапе уже произошло четкое разграничение касты жрецов-служителей этнического культа. Значительно упрощаются, но уже оформляются в строгую систему соблюдения обрядового действа, других форм набирает жертвоприношения. Этнические религии имеют письменное традицию, появляются их «священные тексты». Утверждается учение о потустороннюю воздаяние каждому по его земную жизнь.

Не все этнические религии сохранились. Их, как правило, вытеснили мировые религии. Те же, что сохранились, подверглись значительные трансформации и не появляются в своем первоначальном виде.

Виды этнических религий

Характерной особенностью духовной истории разных народов мира является то, что они на определенных этапах своей истории создают свою собственную религиозную систему. Рассмотрим вкратце некоторые из них.

Древнегреческая религия — это система политеистических верований и культов племен и народов Древней Греции, появились и оформились в период возникновения и развития рабовладельческого общества. Характерными особенностями этой религии были олицетворение и одушевление явлений природы (анимализм), связанные с ними человекообразные боги и толкование их поведения с помощью мифов. Все, что окружало древних греков, по их представлениям, было заселено божествами. Особенно почиталась у них кормилица всего Гея, что отражало влияние матриархата. При господстве родовой знати мелкие местные божества были заменены олимпийскими божествами, иерархию которых возглавил Зевс — «отец людей и богов», который воплощал в религиозной форме черты патриархального владыки: господствовал над небом, землей, морем и адом. Пантеон древнегреческих богов описали Гомер (viii в. До н.э.) в «Илиаде» и «Одиссее» и Геосид (vii в. До н.э.) в «Теогонии», то есть «Родовида богов». В начале новой эры старая греческая вера уступает христианству, которое больше соответствовало требованиям времени и духовным потребностям людей.

Древнеегипетская религия как политеистическая система верований и культов сформировалась в VI-IV вв. до н.э. В каждой области (но-ми) Египта были свои пантеоны и культы богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т. Д. Позже местные божества группируются в виде триад во главе с богом-демиургом (фиванская триада — бог Солнца Амон, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог Луны; мемфисская — Птица, его жена Сехмет — богиня войны, их сын Нефертум — бог растительности и т. д.). Значительную роль в древнеегипетской религии играли представления о загробной жизни как непосредственное продолжение земной, но только в могиле. Со временем возникают представления о том, что души (ба) умерших путешествуют по миру. Характерной чертой этой религии является обожествление животных. Среди наиболее почитаемых — воплощение разных богов — бык (Апис, Мневис и др.), Корова (Хатор, Исида), баран (Амон, Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), сокол (Гор), ибис (Тот) и т.д. По представлениям древних египтян, мир сначала выглядел хаоса, был водной бездной, из которой вышли боги, которые создали землю, небо, людей, животных и растения. Здесь на первое место бога демиурга выступает Солнце. Традиции древнеегипетской религии обожания фараонов, которые важалися «служителями Гора», влияли на династийнисть царствования.

Древнеиндийская религия — совокупность религиозных взглядов и обрядов, которые возникают в ii тыс. До н.э. в среде так называемых индо-ариев. В становлении этой религии выделяют ведическую и брахманский сутки. Первая из них характеризуется созданием Вед — священных книг, где описываются пантеон богов, важные стороны ритуала и обрядности. Весь пантеон состоит из 33 богов (хотя упоминаются и другие числа), которые делятся на земных, атмосферных и небесных. Важное место в этот период занимают также различные божества как олицетворение отвлеченных понятий, полубоги, мы-фологизовани деятели, враждебные силы. Главный смысл обрядности — жертвоприношение (яджна) как употребление священного напитка сома или принесение в жертву богам растений, животных, людей. Мир, по Ведам, созданный или воды враждебными силами (девами и асура-ми), или из яйца богом Праджапати, или Брахманом. Вселенная состоит из пяти элементов — воды, земли, огня, воздуха, эфира (акаша). Брахманский сутки отмечается изменением ритуала, созданием комментариев к Ведам — брахманов и араньяк, а также брахманов, распространяется явление аскезы. Мир, согласно учению этого периода, руководствуется общими законами кармы, которой подчиняются боги и люди. Господствующей становится концепция реинкарнации (переселения душ) и необходимости освобождения от бесконечных изменений своих состояний (сансара).

Источниками изучения древнеиндийской религии, в частности брахманизма, являются: 1) четыре сборника Вед («Ригведа», «Атхарваведа», «Самаведа», «Яджурведа») 2) Брахманы — тексты-комментарии в соответствующие Вед; 3) Араньякы — тексты, связанные с Брахманами; 4) Упанишады — религиозно-философские тексты периода брахманизма. Главный принцип мировосприятия брахманизма — обожествление природы. Большинство богов пантеона Вед воплощают отдельные природные явления и стихии. Они делятся на земных, атмосферных и небесных. Богам-девам противостоят демонические существа — асуры, госпожа, даса и др. Первоосновой мира и действующих в нем законов, универсальным принципом Вселенной, которому подчиняются боги и люди, есть Рита. Ему противостоит принцип Анрита — беспорядок, хаос, отсутствие истины. Позже в брахманизме Рита даст толчок к появлению концепции кармы и дхармы.

Привилегированным положением в древнеиндийском обществе были жрецы-брахманы. Сначала основная их функция состояла из выполнения обрядов и произнесения или пение молитв. Но с развитием религиозного мышления они монополизируют практически все сферы жизни общества. С этого времени в брахманизме начинается переход от многопланового пантеона Ригведы, в котором отсутствовал центральный образ, к системе, зафиксированной в Упанишадах, которая сводила все проявления бытия к безличного космического абсолюта — Брахмана.

Появление в VI в. до н.э. таких религиозных систем, как буддизм и джайнизм, привело к ослаблению брахманизма и поставило перед ним задачу реформации. Следствием этой реформации было появление в конце I тыс. До н.э. индуизма.

Древнеиранская религию называют еще зороастризмом (иногда — парсизмом). Эта дуалистическая религия возникла в Х ^ ее ст. до н.э. и распространилась в Средней Азии и Азербайджане. Ее основателем считают пророка Заратустру (Зороастра), которому приписывают создание священной книги Авесты и объединения основных религиозных представлений древних персов. Основная идея этой религии — признание борьбы двух существующих сил — Ахурамазды

(олицетворяет свет, добро, истину и жизнь) и Анхра-Майнью (темнота, зло, обман и смерть). Ареной борьбы этих сил мир. В ней принимают участие и люди, обладающие свободой выбора. Усилия сторонников Ахурамазды должны привести в конечном итоге к победе света и добра. Праведной жизнью, достойным спасения, в зороастризме считалось приумножение материальных благ с помощью землепользования. Культ зороастризма сводится к признанию бессмертия души, загробной жизни и конца света, честь священного огня, которому посвящались храмы (огонь рассматривается ими как «сила, очищает»). В наше время эта религия сохранилась в парсов (Индия) и в огнепоклонников (Иран).

Римская религия в значительной мере отражена в римской мифологии, которая подверглась воздействию греческой. С образованием Римского государства боги (их было около 30) стали общегосударственными, не связанными с определенной территорией. Самым высоким среди этих богов считался Юпитер, который олицетворял могущество Рима. В Риме для всех граждан был установлен обязательный культ так называемой тройке (Юпитера, Юноны и Минервы). Превращение Рима на средиземноморское государство привело заметное влияние восточных культур с культами богов, в частности митраизма. Кризис же общественного строя в Риме в начале новой эры и особенно в Ш-В ст. н.э. вызвала глубокие социальные и мировоззренческие изменения, вызвала переход огромных масс населения в христианство.

Индуизм в его классическом виде сформировался в середине I тыс. Н.э. в результате эволюции и слияния ведической и брахманистские традиций. В основу его вероучения положены религиозные и философские идеи брахманизма (дхарма, карма, сансара, мокша, Реин-карнации). Среди богов в индуизме наиболее уважаемыми являются Брахма, Вишну и Шива. Они составляют «тримурти» — триаду главных индийских богов и олицетворяют три основные функции — творческую, охранную и разрушительную. Сегодня самостоятельный культ Брахмы почти отсутствует. Предпочтение отдается богам Вишну и Шива, которые доступны и близки простым верующим. Поклонники этих богов — вишнуитов (вайшнавы) и шиваиты составляют две основные группы индуистов. Бог Вишну появляется во многих образах и имеет десятки различных имен. Восьмым воплощением (аватарой) Вишну был Кришна, девятым — Будда, приход десятой аватары — Калки — только ожидается. Шива сочетает в себе противоположные, но одновременно близкие черты: он и носитель смерти, и победитель ее, он уничтожает и дарит жизнь. В индуизме популярен культ богинь, которые выступают в роли жен основных богов. Кроме того, каждый индуист избирает для поклонения собственного бога среди трех тысяч существующих.

Культовая практика индуизма такая же разнородна, как и само учение. Но общим является признание трех путей (марги) чествования Бога, приближение к нему и спасения: кармамарга (праведную жизнь в соответствии с религиозными установками), джнянамарга (правильное познание Бога через философствования и размышления), бхактимарга (приближение к Богу через безграничную любовь к нему ). Все объекты признания в индуизме — священные камни, растения, животные, Боги — имеют свои храмы, часовни, алтари, которых в Индии насчитывается тысячи с различными культурными традициями и архитектурными формами. ^

В индуизме отсутствует единая церковная организация. Его функционирование обеспечивается институтом жречества, высокий авторитет которого сохраняется до сих пор. Храмовые жрецы отправляют культ в храмах, местах массовых молений, домашние — надзор за религиозной жизнью в семьях. Индуистов сейчас в мире около миллиарда. Его исповедует 85% населения Индии, он распространен в Пакистане, Малайзии, Шри-Ланке, Непале, Бангладеш, некоторых странах Африки. Есть сторонники и среди европейцев и американцев, исповедующих его, чаще всего в реформированных или модернизированных вариантах. В Украине неоиндуизм представляют общины Общества Сознания Кришны, Саи-Бабы, Шри-Чинмоя, Общества Всемирной Чистой религии и др.

Китай представляют две национальные религии — даосизм и конфуцианство.

Даосизм (от кит. Дао цзя — школа дао) возник во второй половине I тыс. До н.э. Согласно традиции основателем его считается Лао-цзы. Даосизм как религия базируется на учении о дао (путь, вечный, абсолютный и всеобщий закон спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной). В основе практики лежит принцип подражания Дао, который получил название «у вэй» (недеятельности). Даосизм вобрал в себя магию, алхимию, лечения, демонологии и другие элементы народных культов и шаманских верований. Абсолютизация идеи бессмертия стимулировала поиски даосами различных способов продления жизни (цан шен) с помощью сексотера-пии, диеты, пневмотерапии т.

Пантеон даосизма насчитывает тысячи бессмертных духов, героев местных культов и других существ. Этот пантеон возглавлялся сначала тремя абстрактными мистическими символами Тай-чи Тай-су, Тай и, а по другой версии — Тянь и (небесный начало), Ди и (земное начало) и Тай и (выше единственное). В процессе развития даосизма и поглощения им народных культов абстрактные категории этой триады были персонифицированы в образах Лао-цзы, Хуань-ди и Пань-чу (иногда Тай-е).

Конфуцианство (собственно жу цзя — школа ученых книжников) — наиболее влиятельная религиозно-философское течение Китая, основанная философом Конфуцием. Это своеобразное этико-политическое учение, в котором центральное место занимают вопросы нравственной природы человека, его жизни в семье, обществе, государстве. Важное место в своей системе Конфуций отвел концепции «неба» и «небесного веления». «Небо» — это часть природы, но и высшая духовная сила. Человек, одаренный «небом» определенными этическими качествами, должен жить в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их с помощью обучения. Цель совершенствования — достижение уровня «благородного мужа» (Цзюнь-цзы), который имеет пять «благородных качеств»: Жень (человечность), и (обязанность), Ли (нормы поведения), Чжи (знания), Синь ( верность). Эти качества должны базироваться на принципе Сяо — любви сына к своим родителям. После смерти Конфуция его течение разделилась на восемь школ.

Национальной религией японцев является синтоизм (от японские. Синто — путь богов). Она сформировалась в УИ-УИИ ст. на базе родоплеменных анимистических культов и шаманства. Синтоисты поклоняются сонма божеств и духов (ками), которые, согласно их представлениям, оживляют природу и способны воплотиться в любой предмет (копье, фигурку божества, зеркало и др.), Что становится объектом поклонения (синтай — дословно » тело бога «). Важнейшей среди божеств в синтоизме является солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Главное в синтоизме — поклонение многочисленным ками, которые сначала были олицетворением животных и растений, предметов и явлений природы, душ предков. Согласно синтоизмом связь между ками и людьми осуществляется через представителя богини Солнца на Земле — императора (микадо), который считается родоначальником всех японцев. Священной книгой синто является сборник легенд «Код-зики».

Составляющими государственного синтоизма в Японии стали тенноизм — культ императора (тэнно) и его предков; династический синтоизм, то есть культ, особенно почитается императорской семьей, якобы находится в родственных связях с богами; храмовый синтоизм — культ различных богов в храмах; домашний синтоизм — культ богини Аматэрасу в каждой «верноподданный» семьи.

Целью жизни, согласно синтоизмом, является осуществление идеалов предков. В отличие от буддизма, который признают многие японцы, что видят в нем гаранта своего потустороннего благополучия, с синтоизмом они связывают свои надежды на лучшее земную жизнь. С 1946 года синтоизм в Японии отделен от государства. Формально был отброшен культ императора, хотя покойные императоры продолжают почитаться как «боги» и в их честь построено много храмов.

Классическим образцом национальной религии является иудаизм, распространенный главным образом среди евреев. Формирование иудаизма начинается во II тыс. До н.э. и отмечается развитием принципиально новой религиозной концепции — идеи единого Бога-творца и властителя Вселенной. Традиционную космогоническую мифологию древних верований заступает учение о сотворении мира творческой волей Бога и историческая эпопея, в центре которой — формирование народа Израиля и его завещание с Яхве — богом племени Уды, которое сыграло главную роль в формировании древнееврейского государства. В ней он превращается в общегосударственный культ, а впоследствии — культ единого Бога. Эти представления воспроизведены в трех книгах Моисея (Торе), которое письменно зафиксировал многовековую эволюцию верований евреев.

Важный этап в развитии иудаизма связан с комментированием его священной книги — Библии законоучителями, в результате чего была произведена Галаха — часть Талмуда, которая регламентировала жизнь еврея и стала полным выражением его религии. Основными принципами иудаизма является вера в единого, живого, вездесущего, нерожденного, не умирая и не воскресающего Бога, вера в мессию, воскресение мертвых, необходимость соблюдать 613 заповедей (365 запретов и 248 установок). Комплексное формулировки их совершил Маймонид. Эмансипация европейского еврейства в Новое время вызвала различные реформы в иудаизме, возникновение реформистской, консервативной, реконструктивистский течений. Согласно данным ООН, в современном мире насчитывается около 14 млн сторонников иудаизма.

>Глава 2. РЕЛИГИЯ И ЭТНОС.

Глава 2. РЕЛИГИЯ И ЭТНОС

Концепции места религии в этнической культуре. Религия и этническая динамика. Этноконфессиональные общности. Этноконфессиональная характеристика современного мира.

Теоретическое религиоведение исследует религию в её многообразных связях и объектах. Конкретные формы религии и связанные с ними социальные движения вплетаются в социокультурную жизнь разных народов. Так возникает очень важный вопрос о месте и роли религии в этнической структуре общества, в этнической культуре.

Религиозно-философскоеопределение нации, народа исходит из принципиальных положений вероисповедания. Аллах создал людей народами и племенами, поэтому этнические объединения людей вечны и неизменны, — считают мусульманские богословы. Христианство признаёт фактом существование данного Богом общего для племен праязыка, преобразованного волей Бога во множество этнических языков. Таким образом некогда единое человечество было наказано разделением за творческое дерзание по собственной воле. Ведущая роль языка в бытии этноса признается и философами. Единство народа обеспечивается тремя основаниями: единством происхождения, языком, историей. Национальная форма выражается прежде всего языком (Вл. Соловьев).

Бытие этносов соотносится с семьей. Сохранить семью значит сохранить народ. Термин «семья народов» имеет глубоко символическое значение в христианской теологии. Место семьи в социальной структуре этноса образно выразил Н. Бердяев: этнос есть расширенная семья, а семья – сжатый этнос. Обязательным элементом семьи и этноса является религия, признаваемая теологами ведущим естественным признаком этноса и метаэтноса. Нация – это религиозно оформленное обычное право и религия; на эту идею опираются концепции панисламизма, христианской семьи народов, православного народа, католических наций. Светски ориентированные концепции этноцентризма (пантюркизм, панславянизм и прочие) включают и религию, но отличаются от теологических концепций приоритетом этнического и метаэтнического. Интеллектуалы, как правило, выбирают в религии теоретико-культурный аспект и те обряды, которые подчеркивают этническое.

Теологический вариант дуализма человека переносится на этнос: в каждой нации основой, источником признаётся дух народа – идеальная субстанция, обеспечивающая бытие этноса независимо от внешних обстоятельств. По Гегелю, мировой дух воплощается в духе народов. Народный дух стремится к гегемонии, но сыграть всемирно-историческую роль удаётся лишь тем народам, которые сумели создать государственность и возглавить исторический процесс бытия человечества на какое-то время. Ведущая роль в мировом развитии перешла к европейским народам уже в античности. Взлёты философской мысли, возвышающейся над религией в гегелевской системе, наблюдаются в эпохи, когда дух народа, а с ним и мировой дух стоят на пороге нового качественного рывка в развитии.

Концепция Гегеля прозрачно присутствует во многих современных националистических концепциях, в том числе богословских. Но в теологии доминирует иная точка зрения: приоритет государственности, как и оттеснение религии на периферию жизни могут стать губительными для этноса. Гегеля считают пророком и теологом тоталитаризма и обожествления идеи государства. В германском нацизме видят отрицательный пример подмены нации политической категорией (Ж. Маритен).

Религиозные философы относят дух народа к сфере культуры или психологии этнической общности. Народ есть духовная и культурная характеристика (И. Месснер). Следовательно, ни территория, ни этническое и расовое происхождение, ни государственная власть не являются решающими факторами существования нации (С. Яроцкий). Этносу придаётся духовно-нравственная характеристика. Соответственно, признаётся наличие «добрых» и «злых» наций (Августин).

Религия и этническая (национальная) динамика.

Концептуально теология занимает преимущественно негативную позицию по отношению к этническим движениям. Борьбе за национальную независимость противопоставляется бытие человека на принципах телеологии и провиденциализма. Национальный патриотизм подчиняется патриотизму религиозному (небесному). Основная часть теологов и духовенства ориентируется на взаимодействие с господствующим слоем против радикалов. Религиозные объединения являются участниками социокультурного творчества этносов. Примеры прошлого и современности свидетельствуют, что религиозные лидеры одновременно могут быть выдающимися деятелями национальной (этнической) культуры. Переводом Библии на национальный язык и введением богослужения на немецком языке Лютер и Мюнцер ускорили реформацию, создали основу для развития национальной духовной культуры, в том числе светской.

В связи с переплетением этнических, социальных и конфессиональных интересов религия может оказаться влиятельной стороной этнических движений. Конкретно-исторический анализ свидетельствует, что её воздействие может быть как гуманистическим, так и антигуманным. В частности, религиозная концепция, опирающаяся на библейскую и кораническую версию отношений христиан и мусульман к иудаизму и евреям, способствовала некоторой обособленности иудаистских общин и народов в целом. Эти же причины явились предпосылкой этнических проявлений, которые, паразитируя на идее исключительности и фактической обособленности евреев, приняли форму антисемитизма и (или) сионизма. Эта концепция продолжает служить своеобразным обоснованием исключительности евреев среди народов и находит определённый резонанс в современном иудаизме. В современных этносоциальных процессах религиозные организации, как правило, избегают конфронтации, отдавая приоритет реформированию, и проявляют активность в социально-политической сфере с помощью религиозных партий и общественных движений.

В условиях глобального кризиса традиционная активность религии в духовно-культурной, нравственной жизни народов и соответствующее осуждение фетишизации материально-экономического и научно-технического прогресса содействуют относительному росту авторитета религиозного фундаментализма. В решении глобальных проблем, в деле сохранения культуры и цивилизации фундаменталисты и модернисты взаимодействуют с различными светскими организациями независимо от их социально-политической ориентации. Религия строит универсалистскую схему солидарности этносов независимо от различных уровней социально-экономического, политического и культурного развития наций. Основой солидарности считаются религиозно-моральные принципы социальной справедливости, общего блага. Выступая за мир между народами, религиозные организации считают социально-классовое сотрудничество фундаментом цивилизации.

Религия, как правило, непоследовательна в отношении этноцентризма и дискриминации людей на этнической основе. Культурно-исторический анализ свидетельствует о противоречивых вариантах отношения религии к этноцентризму и его следствиям. Религия выступает против этноцентризма, как правило, в том случае, когда его проявления вступают в противоречие с интересами религиозной организации. Космополитический характер идеологии христианства и ислама, конфессиональные интересы могут приводить религиозные центры к теоретическому обоснованию антигуманизма и соответствующей практике. Так, религиозные организации, выступая против советской формы атеизма, не стали препятствием переориентации верующих Италии, Германии и других стран в сторону нацизма, принятия культа вождя, обожествления своей нации и принижения других этносов.

Историческая интеграция этносовв христианстве и исламе объясняются как реализация сверхъестественного замысла по объединению людей в первую очередь через религиозные институты. Космополитизм христианства и ислама, а также представительство религий на всех континентах планеты являются основанием для утверждения, что религиозно-конфессиональное решение межэтнических проблем является самым эффективным и проверенным временем способом. Идея равенства всех перед Богом представляется универсальной моделью межэтнической интеграции. Концептуально религиозный космополитизм подчиняет национальную культуру религиозным, то есть наднациональным ценностям. На практике любая мировая религия приобретает национальные формы народов, исповедующих ислам, христианство, буддизм. Это противоречие углубляется в связи с современными мобильными этническими процессами, особенно с бурным ростом национального самосознания людей из полиэтничных стран, получивших независимость в конце прошлого века. Религиозные организации в теории и на практике взаимодействуют с современными светскими вариантами сочетания этнического и общечеловеческого.

Одним из вариантов взаимодействия являются разнообразные концепции «религиозных наций». В ряде современных стран господствующие религии имеют мощные исторические и этнокультурные традиции. Применительно к народам этих стран оперируют понятием «религиозная нация». Конкретная религия представляется основой единства данного этноса, носителем его культуры, то есть внеисторическим способом его этнического бытия. Так объясняется и пропагандируется идентификация этнической и конфессиональной принадлежности, формируется модель обетованной родины, согласно которой принадлежность к религиозной общине отождествляется с этнической принадлежностью и наоборот. В «теологии нации» конкретная религия содействует консолидации этноса, формированию государства. В связи с этим особое значение придаётся осмыслению начала проникновения религии в этнос. Так, в документах Русской православной церкви тысячелетие крещения Руси рассматривается как юбилей поворотного момента в исторических судьбах русского, украинского и белорусского народов, начала подлинной культуры, цивилизации, государственности восточных славян в единстве православного и национального.

Совпадение национальной и конфессиональной принадлежности фиксируется в государственно-правовой сфере, в сфере образования и художественной культуры, в обыденном сознании. Эта фиксация является одновременно результатом и средством закрепления взаимодействия национального и религиозного факторов, управления ими. На этой основе складываются привилегии и дискриминации по религиозному или этническому признакам. Факт господства конкретной конфессии в обществе нередко закрепляется конституцией страны. Роль той или иной религии в национальной жизни народа абсолютизируется и идеализируется. Религия, религиозные организации и их лидеры представляются источниками, носителями и хранителями этнических консолидации, культуры, языка, письменности, духовно-нравственных основ. В религиозной философии и теологии религиозное и этническое «религиозных наций» соотносятся как содержание и форма. Религия является содержанием бытия человека, выступающим в национальной (этнической) форме.

Представляется, что реальный процесс симбиоза этнического и религиозного в так называемых религиозных нациях происходит в нескольких плоскостях. Во-первых, мировая религия утверждается в единстве преодоления и усвоения элементов прежних верований народа. Во-вторых, новая конфессия, несущая в себе элементы культуры других этносов, содействует проникновению этнического в сферу быта, традиций, обычаев. В-третьих, взаимовлияние происходит в сфере искусства. В-четвёртых, этноконфессиональной визитной карточкой становится какой-нибудь элемент культа, удачно вписавшийся в этнокультурную сферу бытия народа.

Важнейшими сферами жизни этноса, через которые воспринимается, поддерживается и в чём-то отторгается конфессия, являются семья, школа, обыденная культура. В семье происходит первичная социализация, а вместе с ней усвоение этнического и религиозного компонентов. Религия, как правило, активнее в массовой общеобразовательной, в том числе социальной школе, где взаимодействует с этническим в сферах воспитания и организации досуга. В обыденной культуре религиозное переплетается с этническим в традициях, обрядах, праздниках, в языке и фольклоре. Конфессии активно используют возможности средств массовой информации, этнокультурных центров, удовлетворяя, в частности, социокультурные потребности в этнической форме. Религиозные объединения имеют большой опыт организации общественных и политических структур с конфессионально-этнической и духовно-нравственной направленностью.

Этноконфессиональные общности.

В процессе вхождения религии в этническую культуру ряд специфических особенностей быта, языка впитываются культом или освящаются вне культа. С другой стороны, такие части культа как ритуалы, обычаи и традиции приобретают этническое значение. Таков объективный механизм приобретения религией этноконфессиональной специфики.

Миссионеры разных религий, распространяя конфессию среди других этносов, адаптируют её к новым этнокультурным условиям и пытаются изменить те стороны традиционной этноконфессиональной среды, которые могут стать оппозиционными или, наоборот, опорными в закреплении новой этноконфессиональной культуры. В процессе длительного и сложного переплетения нового и старого формируется своеобразная этническая религия, воспринимаемая народом как самобытное национальное явление. В таком виде ей суждена долгая культурная жизнь.

Наряду с этноконфессиональной спецификой религии складывается этноконфессиональная общность как форма общности людей. Ведущим условием формирования этноконфессиональной общности является длительное обособленное существование группы людей. Важнейшими предпосылками её формирования называют: миграционные процессы; интегрирующее воздействие религии; внутренние браки (эндогамия); локальный способ поселения в иноязычной, иноконфессиональной или иноэтнической среде. Общность исторического бытия отражается в самосознании и самоназвании социума. Почти классическими этноконфессиональными общностями можно считать субкультуры евреев. Среди этноконфессиональных общностей в истории России наиболее известны духоборы, молокане, старообрядцы, в истории Европы – меннониты.

Этноконфессиональная общность является широко распространённым явлением. Её правомерно рассматривать яркой иллюстрацией реального со-бытия таких феноменов, как этнос, религия, культура.

Секуляризация этноконфессионального.

Процесс секуляризации (освобождение от влияния религии) распространяется и на сферу этноконфессионального. Противоречивые внерелигиозные факторы ведут к разделению этнического и конфессионального, дезинтеграции полиэтнических общностей, национальной консолидации, интеграции этносов в метаэтнические и государственно-политические общности. Культурная динамика современности оказывают воздействие и на религию. В ряду интеграционных процессов на основе элементов современных и исторических форм религий происходит образование и развитие нетрадиционных культов. В зависимости от конкретных обстоятельств бытия этноса и религии формируются симбиозы этноконфессионального на уровне сознания (особенно его эмоциональной стороны), поведения и организаций, в том числе политических. Насколько они жизненны, покажет время.

Утверждающийся жёсткими условиями выживания принцип гуманизма подчиняет классовый, этнический и другие локальные принципы. Сама жизнь диктует приоритет оптимизма в оценках перспектив человечества. Люди разных убеждений хотят надеяться, что взамен острой борьбы между государствами, этносами, мировоззрениями за господство группы-элиты утвердится взаимодействие во имя личности.

Этноконфессиональная характеристика современного мира.

Логика анализа взаимодействия религии и этноса приводит к проблеме распространённости религии среди народов планеты.

Приводимые в многочисленных источниках характеристики распространённости религии следует рассматривать как относительные, поскольку данные о религиозном составе человечества всегда приблизительны. Почему приблизительные? Во-первых, статистический учёт религиозных людей ведётся не во всех странах, да и критерии религиозности различны. Во-вторых, сложность религиозной (и нерелигиозной) идентификации. Сложность идентификации обусловлена многими факторами. К числу основных относят: факты отождествления религиозного и этнического (например, всех русских могут считать православными, казахов — мусульманами), влияние культурных традиций, опасение вступить в противоречие с господствующей идеологией. Поэтому предлагается общий сравнительный обзор распространённости религии в странах и среди народов мира.

Большинство взрослых людей планеты являются религиозными в разной степени. Вероятно, мусульман больше, чем христиан. Приблизительно десятая часть мусульман — шииты, остальные сунниты. Среди христиан больше всего католиков, затем идут протестанты и православные. Третье место занимают последователи индуизма, четвёртое и пятое, соответственно, буддисты и последователи конфуцианства. За десятилетия второй половины ХХ века значительно увеличилось число мусульман и индуистов. Учитывая форму учёта и высокий естественный прирост населения в странах распространения этих религий можно предположить дальнейший абсолютный и относительный рост числа последователей этих конфессий. В постсоциалистических странах следует ожидать дальнейшее увеличение числа людей, считающих себя религиозными.

Распространение конфессиональных групп по странам и крупным регионам выглядит следующим образом. В Казахстане среди верующих преобладают мусульмане-сунниты и православные. В России больше всего православных, в республиках Кавказа, Татарии и Башкирии – последователей ислама. На Украине, в Белоруссии и Грузии большинство верующих православные. Верующие Армении принадлежат к древней христианской, так называемой армяно-григорианской церкви. Среди религиозного населения Азербайджана и стран Центральной Азии преобладают мусульмане. В Литве распространен католицизм, в Эстонии и Латвии — лютеранство. На севере Европы преобладают конфессии протестантизма: лютеранство в Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, англиканство в Англии, пресвитерианство в Шотландии. На западе и юго-западе Европы (Бельгия, Люксембург, Франция, Испания, Португалия, Италия), а также в Австрии и на Мальте распространено католичество. В Центральной Европе католиков и протестантов примерно равное число, причем в ФРГ среди протестантов преобладают лютеране, а в Швейцарии и Нидерландах – реформаты. В Греции большинство верующих православные, а в европейской части Турции – мусульмане. В Польше, Чехии, Словакии, Венгрии преобладают католики, в Болгарии и Румынии — православные, в Албании – мусульмане. В странах бывшей Югославии большинство верующих православные, есть значительные группы католиков и мусульман.

В Азии распространены разнообразные религии. Ислам значительно преобладает во всех странах Передней Азии (кроме Израиля, Кипра и Ливана), а также в Пакистане, Бангладеш, на Мальдивских островах и в Индонезии. Более половины населения принадлежит к мусульманам в Малайзии и Ливане, значительное число последователей ислама имеется на Кипре, в Восточном Тиморе, в Индии, Шри-Ланке, на Филиппинах. В Иране, Ираке преобладают шииты, а в Йемене и на Бахрейне суннитов и шиитов примерно поровну. В Иране, Индии, Пакистане имеются небольшие группы зороастрийцев, а в Иране, Ираке и Турции – йезидов. Основными районами распространения индуизма являются Индия и Непал. В странах Индокитая подавляющее большинство религиозного населения придерживается буддизма. Буддизм взаимодействует с конфуцианством в Китае, культом предков и христианством в Корее, синтоизмом – в Японии. Верующее население Монголии, а также Бурятии, Тувы, Калмыкии – буддисты в форме ламаизма. Христианство преобладает только на Филиппинах (преимущественно католики) и на Кипре (православные). Почти половина верующих Ливана – христиане. Последователи племенных культов сохранились лишь в труднодоступных горных районах Южной и Юго-Восточной Азии.

Во всех арабоязычных странах Африки господствует ислам. В Центральной Африке, наряду с другими конфессиями, есть последователи ислама, на юге континента – христианства. За исключением севера, в странах Африки распространены приверженцы местных по происхождению верований: здесь сосредоточено до 80% последователей традиционных культов планеты.

В Америке христианство преобладает почти во всех странах, причем в США и Канаде протестантов больше, чем католиков. В странах Латинской Америки господствует католичество. В Гайане, Суринаме и на Тринидаде и Тобаго кроме христиан имеется значительное число индуистов и мусульман. Индейское население Америки частично сохраняет традиционные верования.

В Австралии и Океании протестантов больше чем католиков. Приверженцев традиционных верований больше всего осталось среди аборигенов Австралии.

Религия и этнос

И религия, и этнос являются специфическим видом социальных объединений людей, не всегда тесно сопряженных друг с другом. Религия и этнос достаточно точно определены и отличаются друг от друга по целому ряду параметров.

Так, подавляющее большинство народов характеризуются общностью языка, в то время как почти все религии не имеют единого языка общения для своих адептов (хотя в ряде религий есть общий богослужебный язык, часто не понимаемый верующими) .

Важнейшим признаком этноса является культурное единство. Религия и культура тесно взаимопроникают друг в друга, на ряд сторон культуры и быта религия оказывает определяющее влияние, поэтому у этносов, относящихся к одной конфессии, будут иметься лишь некоторые общие черты культуры, а не вся культура в целом. Так, у поляков в Европе, бразильцев в Латинской Америке, тетумов в Азии, ибибио в Африке, исповедующих католицизм, материальная культура сильно различается. Лишь в случае моноэтничности в конфессиональной общности достигается полное внутреннее культурное единство.

Для формирования этноса и в определенной степени для поддержания его существования необходима территориальная общность. Религия, возникая на ограниченной территории, при благоприятных условиях распространяется далеко за ее пределы, и ее новая территория носит уже дискретный характер. Для многих конфессий вообще не наблюдается территориального единства. Это связано с тем, что религия, ввиду того что она несет в себе определенную идеологию, может распространяться путем проповеди — прозелитизма. На протяжении своей истории этнос может не раз менять свою религиозную ориентацию. Границы территории этноса расширяются либо путем освоения новых земель, либо путем ассимиляции этносом инородных этнических элементов.

В целом для конфессиональных общностей характерна большая по сравнению с этносами устойчивость к ассимиляции, что связано с их консервативностью. Известны примеры, когда незначительная по численности религиозная группа сохраняется столетиями в инородном конфессиональном пространстве (например, парсы-зороастрий- цы в Индии). Во многом это объясняется тем, что для конфессиональных общностей сильнее выражена склонность к эндогамным бракам. Так, например, в индуизме, иудаизме, католицизме отношение к межконфессиональным бракам резко отрицательное, в исламе право на такой брак имеют только мужчины, да и то только в том случае, если дети, в нем родившиеся, будут воспитываться как мусульмане. И только некоторые протестантские направления и буддизм относятся к межконфессиональным бракам терпимо.

Лишь в ряде случаев происходит сложный процесс срастания этнической и конфессиональной общностей. Соотношение этноса и религии в разные эпохи было различным. Можно говорить о единстве, или, скорее, нерасчлененности, этнического и религиозного на первых этапах культурной истории человечества. На более позднем этапе господства этногенетических религий содержательная сторона религии приобрела этническую окраску. В настоящее время, в эпоху мировых религий, относительно безразличных к этносу, в большинстве случаев народы не обнаруживают тесной сопряженности с конкретной религией. Чаще с религией связана компактная группа этносов, получившая название метаэтноса (метаэтноконфессиональная группа) или суперэтноса. Метаэтнос (по С.И. Бруку и Н.Н. Чебоксарову), или метаэтноконфессиональная группа — это сопряженная с одной конфессией группа этносов, компактно расселенных и близких по культуре (например, так называемые моро на Филиппинах, объединяющие близкие по культуре и языку этносы, или мусульманские народы Пакистана) .

В том случае если с определенной религией тесно сопряжена только определенная часть этноса, при этом обособленная в культурном отношении, то ее называют субэтноконфессионалъной группой (по П.И. Пучкову) . То есть конфессиональная группа внутри этноса превращается в субэтноконфессиональную (или этноконфессиональ- ную) лишь в том случае, если ей присущи не только конфессиональные, но и этнические свойства. При этом этническая специфика (особенности культуры и быта) при взаимодействии с конфессиональной впитывается религией, становясь ее частью, т.е. «конфессионализирует- ся», а отдельные элементы религиозного культа (ритуалы и традиции), проникая в национальные формы общественной жизни, приобретают этническую окраску, «этнизируются» (по А.Н. Ипатову) . Примером субэтноконфессиональных групп могут служить арабы-марони- ты и арабы-друзы в Ливане, арабы-алавиты в Сирии, арабы-копты в Египте, курды-йезиды в странах Ближнего Востока, гуджаратцы-парсы в Индии, итальянцы-вальденсы в Италии и т.д. (табл. 1.3).

Этноконфессиональные (субэтноконфессиональные) группы в современном мире

Таблица 1.3

Название

этноса

Преобладающая

конфессиональная

принадлежность

этноса

Название

этноконфес-

сиональной

группы

Преобладающая

конфессиональная

принадлежность

этноконфессиональной

группы

Болгары

Православные

Помаки

Мусульмане

Итальянцы

Католики

Вальденсы

Вальденсы

Латыши

Лютеране

Латгальцы

Католики

Эстонцы

Лютеране

Сету

Православные

Ливанские арабы

Мусульмане

Марониты

Марониты

(католики-униаты)

Ливанские арабы

Мусульмане,

христиане

Друзы

Друзы

Сирийские арабы

Мусульмане-

сунниты

Нусайриты

(алавиты)

Нусайриты

(алавиты)

Курды

Мусульмане-

сунниты

Езиды

Езиды

Иракские арабы

Мусульмане—шииты и сунниты

Мандейцы

Мандейцы

Иракские арабы

Мусульмане—шииты и сунниты

Халдеи

Халдеи (католики- униаты)

Персы

Мусульмане—шииты

Гербы

Зороастрийцы

Гуджаратцы

Индуисты

Парсы

Зороастрийцы

Малаяли

Индуисты

Мопла

Мусульмане

Малаяли

Индуисты

Сирийские

христиане

Христиане (монофизиты, униаты, несториане, протестанты)

Тамилы

Индуисты

Лаббаи

Мусульмане

Пенджабцы

Мусульмане, индуисты

Сикхи

Сикхи

Египетские арабы

Мусульмане

Копты

Копты (монофизиты)

Чамы

Индуисты,

мусульмане

Паке-чамы Джатс-чамы

Мусульмане,

индуисты

Китайцы

Конфуцианцы, даосисты, буддисты

Хуэй

Мусульмане

Амхара

Христиане

(монофизиты)

Харари

Мусульмане

Бирманцы

Буддисты

Араканцы

Мусульмане

Осетины

Православные,

мусульмане

Иронцы

Дигорцы

Православные,

мусульмане

Татары

Мусульмане

Кряшены

Православные

Понятие «суперэтнос» введено в науку Л.Н. Гумилевым. Суперэтнос — это этническая система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим (на основе единой религии) и политическим общением, и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность. Примерами суперэтносов являются западноевропейский (западнохристианский, или католическо-протестантский), мусульманский, православный (восточнохристианский), иудаистский, индуистский и т.д. По Л.Н. Гумилеву, «суперэтнос в лице своих представителей противопоставляет себя всем прочим суперэтносам, но, в отличие от этноса, суперэтнос не способен к дивергенции. Суперэтнос определяется не размером, не мощью, а исключительно степенью межэтнической близости». Таким образом, понятие «суперэтнос» является фактически синонимом понятия «цивилизация». Неспособность суперэтноса к дивергенции определяется именно его особым стилем жизни, который выработан своим комплексом знаний и признанием авторитета определенной системы ценностей. Каждый суперэтнос-цивилизация целостен, он опирается на собственную мифологию и культурно-историческую традицию. Каждому присущи собственная концепция жизни и человека, своя этика и мораль. При этом религия по отношению к этносу выполняет ряд функций: интегративную и метакультурную, а также лигитимизирующую — утверждая систему ценностей, определяющих способ существования суперэтноса. Религия еще является и главным маркером суперэтноса — основной видимой частью его способа существования, именно с этим связано то, что название суперэтноса часто совпадает с названием религии, исповедуемой народами, его составляющими .

По степени сопряженности с конфессиями все этносы подразделены отечественным религиоведом П.И. Пучковым на группы:

  • 1) этносы, полностью сопряженные с конфессиональными общностями . К этой группе относятся племенные общности, которые еще не сплотились в племенные объединения и в которых не велась про- зелитическая работа крупными конфессиями. Все представители каждого из таких этносов исповедуют один племенной культ;
  • 2) этносы в основном моноконфессиональные, однако придерживающиеся конфессий, распространенных за их пределами. Например, к этой группе относятся тайцы и кхмеры, подавляющее большинство которых исповедует буддизм хинаяны; пуштуны и яванцы, исповедующие почти исключительно суннитский ислам; ирландцы и мальтийцы — почти все христиане-католики и др.;
  • 3) этносы, среди которых преобладает какая-нибудь одна конфессия, но имеются существенные группы представителей других направлений или течений той же религии. К таким этносам относятся: большинство европейских народов, придерживающихся или католицизма (итальянцы, французы, поляки, испанцы), или какого-либо протестантского направления (англичане, шведы, финны), или православия (греки, сербы, украинцы, русские); большинство латиноамериканских народов, в основном приверженцев католицизма; многие мусульманские народы Ближнего Востока, среди которых при преобладании ислама суннитского направления есть и представители шиизма;
  • 4) этносы, у которых ни одна конфессия резко не преобладает, но все исповедания относятся к одной религии. К таким народам относятся немцы (протестанты — лютеране и реформаты — и католики), германо- и франкошвейцарцы (реформаты и католики), йеменские арабы (мусульмане — сунниты и зейдиты), арабы Омана (мусульмане — ибадиты и сунниты), американцы США (протестанты различных направлений, католики и небольшая группа православных);
  • 5) этносы, в составе которых имеются представители разных религий, но одна из них резко преобладает. Это бирманцы, большинство которых относятся к буддизму хинаяны, есть небольшое число мусуль- ман-суннитов, арабы Египта (мусульмане-сунниты и христиане-моно- физиты), арабы Сирии (мусульмане, среди которых преобладают сунниты, а также шиитские направления — алавиты, друзы, исмаилиты, а также христиане — православные, грекокатолики, яковиты), палестинские арабы (мусульмане-сунниты, а также группы православных, грекокатоликов и латинских католиков);
  • 6) этносы, в которых ни одна из религий не обладает резким перевесом над другими религиями, однако все религии достаточно четко размежеваны. Из таких народов следует назвать пенджабцев (мусульмане, сикхи, индуисты), бенгальцев (индуисты и мусульмане), арабов Ливана (мусульмане — сунниты, шииты, друзы, христиане — православные, грекокатолики, яковиты и др.);
  • 7) этносы, для которых характерен пол и конфессионал изм. Наиболее яркие примеры таких этносов: китайцы, религия которых представляет собой совокупность трех учений: конфуцианства, даосизма и буддизма (сплав этих трех религий и называется китайской традиционной религией — сань-цзяо), и японцы, исповедующие синтоизм и буддизм.

Довольно велика была и остается до нашего времени роль религии в этнических процессах, происходящих в мире. Так, в случае конфессиональной однородности населения на одной территории процессы межэтнической интеграции и консолидации, как правило, ускоряются. Так, формирование арабского этноса из семитских кочевых племен Аравии началось с переходом их от язычества к исламу. Католицизм сыграл важную роль в формировании важнейших европейских этносов: французов, испанцев, англичан, итальянцев, немцев и др. Роль православия в формировании русского этноса очевидна. В начале XIX в. идея об интегрирующей роли религии в межэтнической интеграции и об образовании двух народов в стране — индуистского и мусульманского — была выдвинута в среде национально-освободительного движения Британской Индии (М.А. Джинна, М. Икбал, В.Д. Саваркар). В соответствии с этой идеей впоследствии из Британской Индии было образовано два государства — Индия и Пакистан. Хотя до настоящего времени мусульманская и индуистская нации в соответствующих странах не сформировались, тем не менее наблюдается процесс межэтнического сближения народов Пакистана и Индии, в котором религия — ислам и индуизм — играет интегрирующую роль. Аналогичные процессы межэтнического сближения происходят в Таиланде, но уже на основе буддизма тхеравады, а также во многих других развивающихся странах мира.

Неоднородность конфессионального состава населения страны, наоборот, существенно тормозит этнообъединительные процессы. Во многих странах Африки — Эфиопии, Нигерии, ДРК и др. население исповедует ислам, различные направления христианства (католицизм, монофизитство, протестантизм), что не только существенно тормозит внутриэтническую консолидацию народов, в них проживающих, но и приводит к религиозно-общинным конфликтам.

В процессе ассимиляции скорость поглощения инородного элемента в окружающей этнической среде в значительной степени зависит от конфессиональной принадлежности ассимилируемого и ассимилирующего этносов. Само собой разумеется, ассимиляция происходит быстрее в случае конфессиональной однородности народов. Таким примером является относительно быстрая ассимиляция итальянцев- католиков среди католиков — аргентинцев и уругвайцев в Латинской Америке. Однако итальянцы-вальденсы (протестанты) в течение длительного времени сохраняют свою обособленность в населении Аргентины и Уругвая, превратившись в субэтноконфессиональную группу. Арабы-христиане (католики, православные, марониты) гораздо легче адаптируются и включаются в ассимиляционный процесс с этническим большинством в США, Австралии, странах Латинской Америки и Европы, чем арабы-сунниты или арабы-друзы.

Религия также оказывает существенное влияние на процессы этнического разделения, являясь «модусом этнообразования» (П.И. Пучков).

Классическими являются примеры этнической сепарации по конфессиональному признаку говорящего на сербохорватском языке населения Балкан: православные — сербы, католики — хорваты, мусульмане — босняки. По конфессиональным рубежам обособились говорящие на одном языке фламандцы (католики) и голландцы (в основном протестанты). В настоящее время процесс этнической сепарации можно наблюдать в Южной Азии, где идет постепенное разделения бенгальского этноса на два формирующихся народа: восточных бенгальцев (мусульман) в Бангладеш и западных бенгальцев (индуистов) в Индии (штат Западная Бенгалия). В Пенджабе, разделенном между Индией и Пакистаном, из пенджабского этноса формируются уже три народа: пенджабцы-мусульмане (Пакистан, провинция Пенджаб), пенджабцы-индуисты (Индия, штат Харьяна) и пенджабцы-сикхи (Индия, штат Пенджаб).

Примером этнической сепарации по конфессиональному признаку может служить выделение мусульман-хуэй из китайского этноса или мусульман-араканцев из буддийского бирманского этноса.

В условиях стран, в которых велико значение религии, нередко политическое и экономическое соперничество разных этнических групп принимает форму религиозно-общинных конфликтов: например, между мусульманами и христианами, индуистами и мусульманами, буддистами и мусульманами. В некоторых случаях эта борьба сопровождается актами насилия и вандализма.

Идеологией подобных конфликтов является коммунализм (от англ, communal — религиозно-общинный) — идеология и практика религиозного шовинизма в поликонфессиональной или полиэтнической стране. Коммунализм направлен на использование религии в политических целях, на разжигание религиозно-общинной вражды ради достижения политических амбиций верхушки той или иной религиозной общины. Классическим примером коммунализма может служить Индия, где формирование наций еще не окончено и религиозное самосознание индивидуума превалирует над этническим, что представляет собой благоприятную среду для развития коммунализма.

Идеологи коммунализма ставят знак равенства между религиозной общиной и нацией, делят общество на «своих» и «чужих», тем самым содействуя эскалации религиозно-общинных конфликтов. Будущее своих стран лидеры коммунализма видят в политическом строе, обеспечивающем безраздельное господство «своей» общины и фактическое растворение «чужой».

Коммунализм является идеологической основой для сепаратистских и националистических организаций, политических партий и группировок, действующих во многих районах мира со сложным конфессиональным и этническим составом населения. В Индии это Кашмир и Пенджаб, в Европе — Косово, Ольстер, в России — Чечня, в Китае — Тибет и Синьцзян и т.д.

Примером крайнего обострения политической ситуации в стране со сложным этноконфессиональным составом является ситуация в Сирии, где в 2011 г. началась гражданская война, в которой уже погибло более 60 тыс. человек, а еще 1,5 млн были вынуждены стать беженцами. В Сирии насчитывается 22 религиозные общины, в том числе 12 христианских (православные, католики, униаты, армяно-гре- гориане, монофизиты и др.) и 10 мусульманских (сунниты, алавиты, друзы, шииты разных направлений). Кроме того, в стране, кроме арабов (более 80% населения), проживают курды, армяне, черкесы, греки и др. Более 70% населения страны составляют сунниты, тем не менее политическая и экономическая власть в государстве сосредоточена в руках общины алавитов (к которым принадлежит семья президента Сирии Башара Асада), составляющих 10—15% населения, и христиан (6—10% населения). Отсутствие возможности демократической смены власти и обострение социально-экономических проблем в стране на фоне «революционного взрыва» в Арабском мире в результате и привели к гражданской войне, в которой правительственным силам, пользующимся поддержкой конфессиональных и этнических меньшинств, противостоят повстанцы, поддерживаемые суннитским, прежде всего сельским, населением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *