Примеры становления личности из СМИ

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Наташа Ростова, героиня романа Л.Н. Толстова «Война и мир» родилась обычной девочкой, т.е индивидом.Но в процессе социализации в семье ей были привитых любовь к национальной культуре, языку, милосердие, умение любить, доброта, умение сострадать.На этом процесс её социализации не закончился, душевные страдания, с которыми Наташа столкнулась уже в зрелом возрасте, так же изменили её, дав ей мудрость и породив в ней более глубокие чувства.

Следующий пример приведу из истории.В 1725 году около Хамельна был найден одичавший ребёнок Питер, выросший в условиях крайней социальной изоляции. Мальчик, чьё происхождение и родители были неизвестны, вёл совершенно дикий образ жизни, питаясь лесными растениями и передвигаясь на четвереньках.Таким образом, мальчик так и не смог стать личностью.

Итак, Б.Г. Ананьев действительно прав, считая, что личностью человек становится позднее, взаимодействуя с социальной средой через принятие её норм и ценностей.

Пример 2

Данное высказывание я понимаю так: человек с рождения является индивидом, но, существуя в обществе, он приобретает определенные качества, у него формируются привычки, свои принципы. Тем самым, Б.Ананьев поднимает проблему становления личности. Я согласна с автором высказывания.

Из курса обществознания нам известно, что человек не рождается личностью, а становится ей в процессе жизни в обществе. Он с самого рождения является индивидом — представителем человеческого рода. Лишь в дальнейшем он может стать личностью, а может и не стать ей. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, набор психофизический предпочтений, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личностью можно назвать человека, имеющего свои принципы, интересы, своё мировоззрение. Процесс становления личности в обществе называется социализацией.

Приведу пример не сформировавшейся личности. В произведении Р.Киплинга «Книга Джунглей» главный герой, Маугли, воспитывался среди волков и не смог усвоить определенных человеческих норм, он не умел разговаривать, одним словом, вёл себя, как дикое животное. Поэтому можно считать, что путь становления личности он не прошёл, а значит, личностью он не являлся.

В качестве второго аргумента приведу пример из истории, а именно В.А.Моцарта. Этот известный на весь мир композитор родился таким же индивидом, как и все. Но с ранних лет в нем обнаружили музыкальный талант. Молодой композитор обладал блестящей памятью, он в три года мог запоминать отдельные места музыкальных пьес. Благодаря тому, что Моцарт находился в окружении людей, то есть в обществе, он смог развить задатки, данные ему природой, в способности, которые помогли ему стать великим композитором.

Таким образом, Б.Ананьев был прав. Личностью человек становится гораздо позже, а может ей и не стать. Все зависит от того, находится ли человек среди подобных ему людей. Ведь личность формируется при взаимодействии человека и общества.

Пример 3

Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида (Б. Г. Ананьев)

Я думаю, что автор хотел сказать о том, что человек рождается без каких-либо личностных качеств, он на тот момент является лишь отдельным представителем человеческого рода, то есть индивидом, и лишь спустя время, проходя процесс социализации, человек начинает развиваться как личность. Б. Г. Ананьев поднимает проблему становления личности человека, актуальную на сегодняшний день. Я согласна с высказыванием автора.

Для начала я бы хотела объяснить, что же такое личность. Личность — относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, моральных и социальных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личностные качества человек развивает на протяжении всей жизни, проходя социализацию, то есть процесс становления личностью, взаимодействуя с обществом и т.д.

Я бы хотела привести пример из литературы. Герой произведения «Белые ночи» Ф.М.Достоевского Мечтатель (так герой называет сам себя) живет в Петербурге. Вроде он ничем не отличается от других жителей, но вот только в отличии от других он ни с кем не общается. И нельзя сказать, что он не является человеком, он является индивидом, но ему не знакомы такие чувства, как любовь, дружба, сопереживание. Но когда он встречает Настеньку, жизнь для него в корне изменилась, он никогда ранее не испытывал подобного. Познакомившись с ней, начинает развиваться его духовный мир, ведь до этого он жил очень скучно. На его примере можно увидеть, как способно общение с людьми повлиять на процесс социализации человека.

Второй пример я бы хотела привести из СМИ. Известный музыкант Джон Леннон. Он был творческим человеком и любил струнные инструменты, также он все время проводил за гитарой, развивая свои способности. Когда он добился успеха в музыкальной карьере, он стал политически активным человеком, он сформировал свои убеждения и имел свои взгляды на мир. На его примере можно увидеть, что развивая свои индивидуальные способности, человек может добиться многого и с помощью достигнутого осознать, что ты стал полноценным человеком-личностью, которую запомнят.

Итак, я считаю, что автор был прав в том, что человек не сразу рождается личность, а лишь со временем становится ей.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id31128

Обновлено: 2018-04-28 Опубликовал(а): 5555 Оценка эксперта:

Анализ мини-сочинения»Начало личности наступает гораздо позже, чем начало индивида» (Б.Г Ананьев) (ЕГЭ обществознание)

по критериям оценивания задания №29.Демоверсия 2019г.

29.1. Смысл данного высказывания раскрыт в полном объеме, верно определена проблема и обозначена её актуальность, высказана своя точка зрения (1 балл)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Рассматриваются основные средства влияния СМИ на общественное сознание. Особое внимание уделяется методам преобразования коммуникативно-содержательной стороны информации, обращению к эмоциям адресата, а также лингвистическим средствам воздействия.

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Keywords: public consciousness, manipulation, mass media, linguistic means of influence.

Становление информационной цивилизации характеризуется возрастанием роли общественного сознания во всех сферах жизнедеятельности. Высокие технологии, воплощающие в себе силу и мощь человеческого интеллекта, становятся решающим фактором общественного воспроизводства в материальной и духовной сферах.

Развитие информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия информационных потоков, массовой коммуникации и общественного сознания. При этом общественное сознание формируется и моделируется посредством множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации.

Подобная роль СМИ в процессе формирования общественного сознания достигается оперативностью предоставления информации, доступностью, широким охватом аудитории, многоплановостью (СМИ включают в себя информацию различного характера), социальной ориентированностью (выражение мнения и интересов больших социальных групп) и др.

О воздействии печати на индивидуальное и общественное сознание начали говорить еще с момента изобретения Иоганном Гутенбергом в 1450 году печатного станка. История показывает, что «изначально только правящая верхушка общества осознавала потенциальное социальное воздействие печатного слова. Многие государственные лидеры, опасаясь последствий всеобщей грамотности и доступности печатной продукции, стремились к осуществлению контроля над публикациями, чтобы лишить оппозицию права голоса» . Подобный страх перед влиятельностью СМИ все еще существует во многих обществах с тоталитарным режимом, где лидеры подавляют или контролируют деятельность масс-медиа, чтобы оставаться у власти.

Период XIX – начала XX вв. ознаменован распространением грамотности и развитием технологий в различных областях, что привело к появлению новых форм массовой коммуникации (изобретение телефона, радио). «С этого времени озабоченность последствиями медиавоздействия выражается не только представителями просвещенной элиты, но также индивидами и группами всех слоев общества» .

Вторым по времени появления средством массовой информации (после печатной прессы) является радиовещание. Использование радиоволн позволяет передавать информацию на неограниченные расстояния, причем и в прямом эфире. Истории известно множество примеров воздействия радиовещания на общественное сознание – причем данное влияние могло иметь как положительный, так и отрицательный эффект.

Появление телевидения ознаменовало новый этап в развитии технологий формирования общественного сознания. На сегодняшний день телевидение – самый распространенный канал информационного воздействия на массы, который, «благодаря широким коммуникационным возможностям – оперативности, «эффекту присутствия» – является наиболее эффективным инструментом управления мировоззрением личности на современном этапе» . Телевидение (в отличие от печатных СМИ и радио) воздействует сразу на два органа восприятия – слух и зрение, – благодаря чему зритель получает больший объем информации, нежели чем слушатель или читатель за то же время. В свою очередь, это сказывается и на воздействии телевидения на общественное сознание: «Возможности телевещания позволяют передать максимальное количество информации в том виде, в котором она наиболее легко усваивается, оказывая наибольшее воздействие» .

В последние десятилетия активно развивается всемирная компьютерная сеть, в которой значительное место занимает массовая информация. Во всемирной паутине существует множество электронных версий и дайджестов печатных СМИ (меняющих содержание в режиме реального времени), Интернет-радио, сетевое телевещание – компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ.

Таким образом, в условиях информационного общества человек подвержен одновременному влиянию печатных и электронных СМИ, радио и телевидения – своего рода манипулированию. Так за счет чего подобное манипулирование становится возможным, и кто является «манипулятором»?

В большинстве своем СМИ – проекты коммерческие, следовательно, они стараются максимизировать свою прибыль (в том числе от размещения рекламы). А сделать это несложно – стоит увеличить число потребителей (читателей, зрителей, слушателей), что достигается злободневностью, сенсационностью преподносимой информации, оперативностью реагирования на события и другими средствами, о которых мы поговорим позднее.

С другой стороны, манипулятором может выступать власть, при этом через СМИ органы власти стараются «навязать» обществу, массам определенные смыслы, побудить к действию, повысить свою авторитетность или, напротив, снизить политический вес своих оппонентов.

СМИ используют довольно широкий арсенал методов влияния на общественное сознание, в первую очередь можно выделить преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации и эмоциональное воздействие, которые достигаются в основном лингвистическими средствами. В данной работе мы приведем наиболее эффективные и распространенные методы воздействия.

Прежде всего, необходимо рассмотреть целенаправленное преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации – оно связано с созданием лжесобытий, искажением, утаиванием информации, манипулированием со временем и местом ее подачи.

Искажение информации (прямая ложь либо смещение понятия по семантическому полю) – этот прием позволяет создавать определенное отражение действительности в общественном сознании, в котором искаженные факты будут являться частью реальности. Известный российский исследователь С. Г. Кара-Мурза пишет: «…включение прямой лжи практикуется СМИ все в больших масштабах как прием недорогой, но эффективный в решении срочных задач. При этом наглая ложь оказывается предпочтительной, потому что она разрушает всякую возможность диалога» .

Утаивание информации (замалчивание, избирательная подача материала) – позволяет скрыть от широких масс часть информации нежелательной для манипулятора.

Кроме утаивания информации, в СМИ используется принцип «демократии шума» – потопления сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке информационного шума.

Манипулирование со временем и местом подачи информации. Порядок подачи сведений, время и место их публикации непосредственно влияют на оценку и усвоение информации.

Перегрузка адресатов сведениями, отобранными по определенному критерию, данный прием направлен на то, чтобы адресат отказался от предоставляемой информации. К. Х. Каландаров, описывая подобный прием поясняет, что с этим часто «связано формирование (скрытое, естественно) у адресатов убеждения в том, что информация им, якобы, не нужна или она для них крайне опасна» .

Изоляция адресата. Успех воздействия зачастую зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего информационного влияния. Идеальным вариантом изоляции является полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнения, что возможно при тоталитарном подчинении СМИ властям.

Создание лжесобытий, мистификация. В данном случае под видом реального факта кроется событие, которого не было в действительности. Пример того, как лжесобытие в СМИ влияет на общество, приводят Д. Брайант и С. Томпсон: в газете New York Herald от 9 ноября 1874 года напечатали пугающую мистификацию, которая вызвала массовую истерию читателей. Репортер Т. Б. Коннери, обеспокоенный слабыми мерами безопасности в зоопарке Централ Парк, сочинил историю о том, что его обитатели оказались на свободе. «Число искалеченных, растоптанных и травмированных людей достигает двухсот, около шестидесяти из которых, по предварительным данным, находятся в тяжелом состоянии, а трое из них едва ли доживут до утра», – писал журналист. «Двенадцать хищников все еще остаются на свободе. Место, где они скрываются, точно не установлено…». В последнем абзаце объяснялось, что это сообщение было «чистейшей выдумкой» и «не более чем мистификацией», но до этого места дошел далеко не каждый читатель. Некоторые вышли на улицы с оружием в руках для отстрела сбежавших хищников .

Следующим важным моментом в рассмотрении воздействия СМИ на общественное сознание является обращение к эмоциям адресата.

Э. Тоффлер, рассуждая о влиянии информационных и рекламных сообщений на человека, справедливо обращает внимание на то, что СМИ намеренно апеллируют к эмоциям и чувствам получателя информации: «Стараясь передавать все более насыщенные имиджнесущей информацией сообщения с всевозрастающей скоростью, специалисты по коммуникации, художники и т. п. сознательно прилагают усилия к тому, чтобы каждое мгновение работы средств массовой информации несло возможно большую информационную и эмоциональную нагрузку» .

Такое обращение к чувствам и эмоциям можно объяснить тем, что подобное влияние на человека является более сильным, эффективным, нежели методы рационального воздействия. «В восприятии информации эмоции человека первичны. Разум подключается после того, как информация уже воспринята. <…> Обращение к эмоциям призвано помочь скрыть истину. Неистинное же, недоказуемое логически, под влиянием возбуждаемых эмоций может выглядеть как правильное, приемлемое» .

К основным методам эмоционального воздействия, используемых в СМИ, можно отнести сенсационность, метод запугивания, медианасилие.

Сенсационность – использование сенсаций, то есть таких событий, которым придается настолько высокая важность и уникальность, что внимание публики практически полностью концентрируется на них. Благодаря использованию сенсаций можно умолчать о каких-либо фактах и событиях или ослабить реакцию на какое-либо событие, предшествующее сенсационному.

Метод запугивания состоит в том, что аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол – то есть в сообщение создается ситуация альтернативы, построенная на противопоставлении двух и более заведомо неблагоприятных исходов. Л. С. Салемгареева раскрывает принцип действия подобного приема: «в результате живописного рассказа обо всей ужасности большего зла меньшее представляется уже почти как добро» .

Медианасилие представляет собой эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, насилия, убийств и т. д.

Американские исследователи Д. Брайант и С. Томпсон в рамках изучения психологического воздействия медианасилия на зрителя выделяют ряд психологических процессов, связанных с возбуждением, ослаблением сдерживающего действия социальных санкций, желанием воспроизвести сцену насилия в реальной жизни, испугом, страхом, преувеличенным восприятием опасности реального мира и т. д. .

Однако большинство методов воздействия СМИ на общественное сознание связано с лингвистическими средствами, которые включают в себя композиционные и стилистические особенности построения текста, определенный выбор языковых единиц на разных уровнях (лексика, грамматика, фразеология и т.д.).

Метод фрагментации, заключающийся в дроблении информационного потока на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате аудитории не удается сформировать правильной, полноценной и адекватной действительности картины событий.

Упрощение – позволяет «высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в «краткой, энергичной и впечатляющей форме» – в форме утверждения» . Подобная форма исключает всевозможные обсуждения, заставляя аудиторию принимать описываемый факт как данность.

Повторение придает утверждениям дополнительный вес, заставляет аудиторию акцентировать внимание на наиболее важных для манипулятора моментах. Именно на методе повторения основана большая часть рекламы.

В последнее время актуализировался процесс использования терминологической лексики в СМИ, этому есть свое объяснение. Так, отечественный филолог М. Н. Володина обращает внимание на прагматические качества терминов: «прагматическая ценность терминологической информации заключается в ее способности определенным образом влиять на поведение человека и его способ мышления» . Использование термина в тексте информационного сообщения всегда повышает его авторитетность, позволяет передать коннотативное значение, что, в свою очередь, может вызвать положительную либо отрицательную реакцию аудитории к описываемому событию. Особую роль играет метафорическое использование терминологии, широко распространенное в текстах СМИ: в этом случае «создается панорамность образа, позволяющая выходить за пределы конкретной ситуации» .

С употреблением терминологии и использованием коннотативных значений в целях воздействия на аудиторию связан процесс использования эвфемизмов и дисфемизмов – благодаря им становится возможным избежать употребления грубых, нетактичных слов и выражений в текстах СМИ, либо напротив, намеренно включить их в сообщение. Так, например, во время войны во Вьетнаме в американских СМИ вместо слов с негативной коннотацией использовались синонимы с позитивным смыслом: «бомбардировка» – «непосредственная воздушная поддержка», «второстепенный ущерб» – «ненамеренное разрушение объектов авиационными бомбами», «военные действия» – «программа умиротворения». Последняя фраза настолько вошла в обиход, что в газетах можно было прочесть такое сообщение: «Одна деревня так упорно сопротивлялась умиротворению, что, в конце концов, ее пришлось разрушить» .

По принципу замены одной лексической единицы другой строятся и приемы овеществления и олицетворения, когда в зависимости от цели сообщения ответственность за выполнение какого-либо действия приписывается неодушевленному предмету либо, соответственно, одушевленному.

Так, например, если ответственность за сброс ракеты на жилой массив следует снять с военных, то в прессе возможен такой вариант сообщения: «Ракета из-за технической неисправности сбилась с курса и поразила незаданную цель», напротив, если необходимо подчеркнуть чью-то причастность к этому событию, текст сообщения будет совсем иным: «Командующий ракетным отделением отдал приказ открыть огонь по жилому кварталу. Приказ был незамедлительно исполнен военными». Соответственно, реакция аудитории на одно и то же событие, преподнесенное по-разному, будет сильно различаться.

Немаловажными приемами, повышающими авторитетность сообщения в прессе являются эффект присутствия и введение эксперта.

Эффект присутствия «позволяет направить манипулятивную методику на максимальное достижение необходимого результата. По типу – очевидец всегда прав» . Введение мнения эксперта придает тексту сообщения большую весомость, авторитетность, достоверность.

В условиях становления информационной цивилизации СМИ являются одним из самых влиятельных институтов формирования общественного сознания, однако, зачастую, смыслы, транслируемые СМИ, воздействуют на сознание социума манипулятивно. При этом манипуляторами могут выступать как сами СМИ, ставящие целью своей деятельности максимизацию прибыли, так и органы власти, старающиеся через систему СМИ внести в общество необходимые им идеи, сформировать общественное мнение.

Арсенал средств воздействия СМИ на общественное сознание довольно велик. Можно выделить методы преобразования коммуникативно-содержательной стороны информации, методы эмоционального воздействия, а также лингвистические методы и приемы. Однако помимо этого существует множество невербальных средств воздействия, связанных, прежде всего с визуальной информацией, что в большей степени актуально для телевидения.

Литература:

Положительное влияние средств массовой информации

Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как в обществе, так и индивидуально . К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, телевидение, радио, Интернет и реклама. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: телевидение, интернет и реклама (это связано с «эффектом присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию). СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия (в данном контексте мы говорим о положительном влиянии СМИ, хотя это влияние может быть и противоположным). Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

Всё большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, т.к. несет в себе оттенки трех функций — связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса).

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет — порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.

Формирование целостной личности специалиста означает, по сути, не что иное, как усвоение морально-этических принципов, развитие культуры мышления и стремление к осмысленной профессиональной деятельности. Многие при этом ратуют за постоянное повышение квалификации специалистов. Причем никто не отрицает необходимость формирования целостной личности в будущем враче, провизоре, системном администраторе или педагоге, то есть воспитания специалиста самобытного и самодостаточного. Сегодня практически все признают, что личность современного специалиста должна отличать некая целостность, то есть единство его профессиональных и гражданских качеств. Человек обязан всесторонне и гармонично развиваться. Речь идет о высочайшем профессионализме, особой душевной чуткости, пытливом уме и высокой морально-этической ответственности .

Сегодня смело можно утверждать, что в высших учебных заведениях необходимые качества всесторонне развитого студента формируются с первого и до последнего учебного курса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *