Природа личности

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Лиза, бедная крестьянка, обладает качествами настоящего человека. Добрая, искренняя, чуткая, способная к самопожертвованию, верная и преданная своей любви. Такой предстает перед читателями героиня Карамзина. Не удивительно, что молодой дворянин Эраст влюбляется в Лизу.

Таким образом можно сказать, что и Лиза, и Изергиль, и Олеся умеют горячо любить. Главные героини выросли в гармонии с природой, для них характерны лучшие духовные качества. Это и объединяет их.

В данном фрагменте старая Изергиль противопоставляется автору повествователю. Старая телом, но молодая душой Изергиль стремится к свободе и любви. Она, несмотря на свою старость, по-прежнему верит в чудеса, в любовь и стремится к эгоистичной свободе. Автор повествователь же наоборот преисполнен скептицизма, мрачности и уныния. Именно поэтому Изергиль и укоряет своего собеседника: «У!., ста­ри­ка­ми ро­ди­тесь вы, рус­ские. Мрач­ные все, как де­мо­ны… Бо­ят­ся тебя наши де­вуш­ки… А ведь ты мо­ло­дой и силь­ный..»

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id74567

Обновлено: 2020-02-18 Опубликовал(а): Алина Попова

Итак, человек — социальное, общественное существо, в то же время и существо природное, биологическое. Поэтому личность, являясь социальной по своей природе, несет на себе известный отпечаток своей биологической организации.

Какова же роль биологического и социального факторов в формировании личности? Иначе говоря, каково соотношение, взаимозависимость и взаимосвязь в развитии личности человека природного, биологического, врожденного, с одной стороны, и социального, приобретенного — с другой, какова роль внутренних и внешних факторов (наследственности и среды)?

Когда мы ставим вопрос о природе личности, о происхождении индивидуально-психологических различий — особенностей темперамента, характера, способностей, интересов, то мы имеем в виду вопрос о том, являются ли эти особенности природным, прирожденным образованием или они складываются, формируются и развиваются под влиянием внешних условий жизни и деятельности человека, личности, под влиянием обучения и воспитания.

Буржуазная психология исходит из представления о том, что психика человека биологически обусловлена. С этой точки зрения все особенности личности предопределены природой, являются врожденными, и психическое развитие представляет собой процесс «созревания», «вызревания» этих наследственно предопределенных свойств. В последнее время в связи с успехами микробиологии в деле раскрытия генного механизма наследственности физических свойств человека сторонники этой точки зрения стали говорить о том, что и свойства личности, характер, способности «запрограммированы» так же, как, скажем, цвет глаз, и соответствующая наследственная информация содержится в генах в особой «закодированной» форме.

Правильное решение вопроса о природе личности строится на основе марксистско-ленинского учения. Каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими членами общества. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность. Во-первых, это означает, что человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы. Во-вторых, отметим, что, согласно определению К. Маркса, сущность человека есть совокупность общественных отношений. А это означает, что психические особенности личности определяются тем местом, которое занимает человек в системе общественных отношений, в которые он включен и как член общества, и как член определенного класса, и как член той или иной социальной группы, и, наконец, как член определенных конкретных коллективов. Положение, место человека в обществе, или, говоря словами К. Маркса, его общественное бытие, и формирует особенности его личности. Поэтому сущность личности по своей природе социальна; источники развития всех ее психических свойств, ее творческой активности находятся в окружающей социальной среде, в обществе. Процесс развития личности в этом смысле есть процесс усвоения личностью социального, общественного опыта многих поколений людей. Этот опыт усваивается в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этого и складываются психические особенности личности: ее моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности, способности.

До сих пор мы рассматривали человека как общественное, социальное существо. Но ведь, помимо этого, он все-таки и природное существо. Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание его биологическую сущность? Нет; его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он… наделен природными силами…». Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и человеческая нервная система, чтобы на этой основе стало возможным формирование психических особенностей человека.

Природные особенности человека — это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Ни одна психическая особенность личности не может быть врожденной. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления личности — продукт общественного бытия человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее Человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 г. были найдены две девочки, живущие в волчьей стае. Младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6—7 лет, прожила более 10 лет. В последние годы печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.

Нервная система обладает врожденными органическими предпосылками для познания окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни, в процессе обучения и воспитания формируется соответствующая способность человека.

Как уже отмечалось, общественный строй существенным образом влияет на личность. Духовный облик человека — типичного представителя классового общества, основанного на угнетении человека человеком, существенно отличается от облика человека — члена социалистического общества.

При капитализме общество распадается на эксплуататоров и эксплуатируемых: в результате складываются уродливые отношения между людьми. На одном полюсе — изнурительный труд, безжалостная эксплуатация, на другом — богатство и пресыщение жизнью.

В капиталистическом обществе отношения между людьми строятся на основе частной собственности, на корыстном расчете. Исходя из принципов «человек человеку волк», «мое дело — сторона», проповедуя законы джунглей, культивируя расовую и национальную вражду, капитализм разрушает у людей элементарное представление о человеческой морали. Капитализм создает тупик, в котором невозможно свободное развитие личности и выход из которого дает только социалистическое переустройство общества.

Все возможности для полноценного и всестороннего развития личности создаются только при социализме и коммунизме. Навсегда покончив с классовыми противоречиями, социалистическое общество создало совершенно иную, качественно новую основу для развития нравственных сил личности. «Раньше весь человеческий ум, весь его гений, — указывал В. И. Ленин, — творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».

Конституция СССР, принятая Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г., законодательно закрепляет великие достижения нашей страны за прошедшие 60 лет. В Основном Законе СССР отмечается, что в нашей стране построено развитое социалистическое общество, при котором все полнее раскрываются созидательные силы народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Укрепилось социально-политическое и идейное единство советского общества. На основе сближения всех классов и социальных слоев, равенства всех наций и народностей сложилась новая историческая общность людей — советский народ.

Советское социалистическое государство стало общенародным, главной задачей которого является создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические. Среди главных задач социалистического государства в Конституции указывается и задача воспитания человека коммунистического общества.

По мере постепенного перехода к коммунизму расширяются возможности физического и духовного расцвета каждого человека, всех членов общества. Формирование нового человека происходит в процессе общественного обучения и воспитания, активного участия в строительстве коммунизма, под воздействием всей системы воспитательной работы партии, государства и общественных организаций. Совместный труд членов общества, развитие коммунистических отношений, товарищеского сотрудничества и взаимной поддержки ведут к формированию людей в духе коммунизма.

Новый общественный строй формирует новую личность, человека всесторонне развитого, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Нельзя забывать, однако о том, что остатки идеологии и морали старого общества вместе с его традициями и предрассудками еще сохраняются в виде отдельных пережитков прошлого в сознании некоторых людей. Само общество ведет с этими пережитками успешную борьбу.

И наконец, последнее. В нашем обществе исчезает то неравенство между людьми, которое было связано с существованием классов, но индивидуальные различия между людьми в потребностях, интересах, способностях, характере остаются. Социализм не означает выравнивания личностей по некоторому стандартному образцу. Напротив, открываются безграничные просторы для развития каждой личности, для ее полного расцвета.

XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза уделил большое внимание вопросам коммунистического воспитания советского народа и особенно молодого поколения — будущего нашей страны. В Отчетном докладе ЦК КПСС XV съезду была подчеркнута необходимость дальнейшего повышения уровня и эффективности нашей воспитательной работы, в частности в связи с расширением и усложнением идеологической борьбы между силами социализма и капитализма. Были сформулированы положения о том, что важнейшей задачей коммунистического воспитания является формирование у советских людей активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, что воспитание внутренней потребности трудиться на общее благо является условием формирования всесторонне, гармонично развитой личности. В этой связи Л. И. Брежнев выдвинул идею комплексного воспитания советских людей на основе единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Советские педагоги и психологи в настоящее время разрабатывают конкретную систему воспитания, реализующую эту задачу.

Иеромонах Дамаскин (Кристенсен)

Наверное, многие почитатели духовного наследия о.Серафима (Роуза) знакомы с книгой «Не от мира сего», изданной у нас в стране Российским отделением Валаамского Общества Америки в 2001 году. Автор этого биографического исследования жизни отца Серафима – его духовный ученик иеромонах Дамаскин (Кристенсен). В настоящее время он ведёт переговоры об издании в России новой, более полной, биографической книги.

Каждый приезд о.Дамаскина из Америки – из монастыря св.Германа Аляскинского, что в Платине (штат Калифорния), – насыщен множеством встреч. Вот и ныне целью приезда в Россию были не только переговоры в издательстве Сретенского монастыря, но и участие в различных научно-богословских конференциях. Договориться об интервью удалось в перерыве заседания миссионерско-просветительского центра «Шестоднев», где о.Дамаскин выступал с докладом «Святоотеческое учение о космосе до грехопадения». Так что наш разговор невольно коснулся вопросов эволюции, православного понимания сотворения мира и того, что об этом думал о.Серафим (Роуз).

Надо заметить, беседовали мы с помощью переводчика, к чему я никак не мог привыкнуть. Ведь отец Дамаскин совершенно не похож на иностранца – настоящий русский батюшка. Наверное, таким же «русским» был после принятия православия и о.Серафим (Роуз). Это впечатление и подтолкнуло задать первый вопрос…

– Вы пришли в Православную Церковь благодаря отцу Серафиму?

– Можно сказать, да. Когда я встретился с отцом Серафимом, то как раз в ту пору приглядывался к православной вере и окончательного решения стать православным ещё не принял. Но когда отец Серафим приехал в наш студенческий городок, в тот же самый день – когда впервые его встретил – принял окончательное решение. Я увидел живое воплощение веры, человека… как бы это сказать… высокой добродетели, который полон мудрости и любви к Богу.

– Миссионерский центр «Шестоднев» у нас в России стал инициатором «прославления американского подвижника благочестия иеромонаха Серафима (Роуза) в лике Святых как Преподобного», он собирает материалы для канонизации, на сайте центра есть примерные образцы икон о.Серафима. Почему именно «Шестоднев»? Этот центр, как известно, занимается развенчиванием дарвинской теории эволюции. Сам отец Серафим также много писал и говорил на эту тему. С чем это было связано?

– Отец Серафим не раз говорил, что когда он принял крещение в Православной Церкви, то очень скоро понял: если ты становишься православным, то оставляешь далеко позади интеллектуальные приобретения мира, в числе которых, естественно, находится и теория эволюции. Но вы спрашиваете, почему он всё-таки заинтересовался вопросами происхождения, почему стал работать в этом направлении? Есть простое объяснение.

У о.Серафима было духовное чадо – отец Алексий Янг, работавший в своё время директором обычной американской школы. И вот однажды о.Алексий написал небольшую статью в православный журнал о том, как в публичной школе преподают учение об эволюции и что сама теория эволюции противоречит православному учению. После этой публикации ряд православных священников стали возражать: мол, как можно идти против эволюции, когда это – доказанный факт! И тогда отец Серафим увидел, что не только люди светские, но даже в православной среде многие не осознают всей сложности вопроса. И он понял, что это очень важный вопрос нашего времени и что православному пастырю нельзя его оставлять в стороне. Проблемой происхождения мира о.Серафим интересовался и прежде, но теперь стал изучать её более глубоко, стал интересоваться, что говорили святые отцы на эту тему. Он не просто делал выписки из святоотеческих творений, но стремился к тому, чтобы предоставить, так сказать, наиболее целостно православное учение о сотворении мира. И конечно, переложить это на английский язык, чтобы об этом прочитали многие и многие в США и вообще на Западе. Всеобъемлющий труд написать он не успел. Но сохранились записи множества лекций, на которых в том числе присутствовал и я, в монастыре в Платине. После того как о.Серафим почил в Бозе, мы собрали эти лекции в объёмистую книгу.

– Что даёт его исследование современному человеку?

– Что даёт? Хотя бы понимание того, в каком мире мы живём. Мы видим окружающую нас природу, весь космос такими, какие они есть в данный момент. Но это неправильно. Представьте: вы общаетесь с человеком, пытаетесь его понять. Как вы на него смотрите? Целостно. Имея в виду, каким он был раньше, какой сейчас и каким стремится стать в будущем. Точно так же надо смотреть на природу, памятуя, какой она была в «детстве» и какое преображение ждёт её в конце времён.

Каким же космос был в «детстве»? Святой Симеон Новый Богослов однозначно говорит, что до грехопадения не только рай, но и весь тварный мир был в состоянии нетления. Он писал примерно так (здесь и далее цитирование сверено по тексту доклада «Святоотеческое учение о космосе до грехопадения». – Ред.). Многие считают, что Бог в самом начале только лишь рай сотворил нетленным. Нет! Не только рай, но и весь мир, вся сотворённая вселенная была нетленной, хотя она была материальной и осязаемой. Этот мир был предназначен для Адама и его потомков для наслаждения. В этом мире не было тленных плодов и колючих растений, плоды на деревьях никогда не портились и никогда не прекращались, они были всегда свежи и сладки. А другой святой отец, Григорий Синаит, уточнял: рай был ни совершенно нетленным, ни совсем тленным. Падающие плоды с дерева не истлевали, но превращались в ароматную землю. Всё это происходило от изобилия Божьей благодати в раю. Так было на седьмой день творения.

Впрочем, сам отец Серафим (Роуз) считал, что вот это нетленное состояние космоса до грехопадения словами описать невозможно, оно непостижимо для нас, потому что мы глубоко погружены в искажённый мир. Только при помощи Божественного Откровения мы что-то можем о нём знать. Может быть, сама сущность материи была другая, откуда нам знать? Но вот что мы знаем по Откровению, и что весьма существенно: весь тварный мир был создан ради человека. И когда Адам совершил грех и получил смертное тело, то же самое произошло с окружающим миром, со вселенной, только небесный рай остался нетленным.

Отец Серафим (Роуз)

– Можно сказать, что, обратив на это внимание, отец Серафим (Роуз) делал экивок на вину человека перед природой?

– В таком экологическом смысле, как это представляют «зелёные», он, конечно, не мыслил. В своём докладе я цитировал толкование святителя Иоанна Златоуста на Послание к Римлянам апостола Павла. Можно ещё раз его привести. Святитель пишет: «Вообще, к неодушевлённому и бесчувственному не следует прилагать понятия о справедливом и несправедливом. Но Павел… не входит в дальнейшие рассуждения по поводу сказанного, а спешит как можно более утешить слушателя другой мыслью. Какою же именно? Что ты говоришь? – рассуждает он. – Неужели тварь чрез тебя претерпела зло и стала тленной? Но ей не причинено этим никакой обиды, потому чрез тебя же она опять будет нетленной». Понимаете? Человек несёт не вину перед природой, поскольку она неодушевлённа, а ответственность за будущее природы – чтобы она снова была обожествлена, стала нетленной.

Вот ещё цитата из творения святого Симеона, он пишет об этой будущей природе: «Весь мир сделается совершеннейшим паче всякого слова. Сделавшись духовным и божественным, соединится он с умным миром, явится неким мысленным раем, Иерусалимом Небесным, некрадомым наследием сынов Божиих». Как достичь этого? Русский философ Владимир Лосский замечал: раз Адаму не удалось совершить эту миссию, то мы можем видеть её сейчас в деле Христа – Нового Адама.

– А в чём проявляется эта миссия?

– Как считали святые отцы, Церковь исповедует не только искупление души человека, но и тела. Это видно по тому, как у нас бережно относятся к человеческому телу после смерти. Например, Церковь запрещает кремацию. Конечно, не потому, что в день Страшного Суда Господу трудно восстановить тело из пепла. Нет, Богу всё возможно. А просто из-за уважения к телу как носителю будущего нетления. Точно так же мы должны относиться с уважением к неодушевлённой природе – её будущему обожению. Поэтому мы можем и должны с состраданием относиться к Божьему миру в его искажённости. Но не в том смысле, как это делают экологи.

– Святые отцы не только писали об этом, но и сами так относились к природе?

– Да, и не только древние отцы, кто жил в первые века христианства. Широко известны примеры отношения к природе преподобного Серафима Саровского. Или святой нашего времени старец Паисий Афонский – когда он шёл по тропе и видел сломанное деревце, то делал шину и перевязывал его. Никогда мимо не проходил. В том месте, где он жил, можно было видеть на деревьях множество таких перевязок.

Или вот совсем близкий пример – один из основателей нашего монастыря о.Серафим (Роуз). У него был обычай ранним утром, ещё до службы, ходить по монастырю, благословляя и даже целуя деревья. Встречные его спрашивали: «Зачем вы это делаете?» Он улыбался и шёл дальше, не отвечая.

– И как к этому братия относилась?

– Мы принимали это за выражение любви к Божьему творению. Он ведь умел видеть мир не только в нынешнем искажённом состоянии, но также в прошлом и в будущем нетленном виде.

Осенью прошлого года к нам в монастырь приезжал митрополит Иосиф, глава Болгарской Архиепископии в США, Канаде и Австралии. Когда зашёл разговор о том, что отец Серафим (Роуз) целовал деревья, владыка высказал своё мнение: возможно, так, благословляя деревья, он просил прощения за то, что они должны страдать за наши грехи. Но, повторюсь, это не просто вина перед природой, а сострадание в любви, переживание ответственности и радость воспоминания о прошлой нетленности.

Святой Варсонофий Оптинский говорил, что мы черпаем восторг и утешение в созерцании «частичек» первоначального Божьего творения. Однажды ночью он стоял у окна, а рядом был его ученик Никон (последний оптинский старец, почивший у нас на Севере, – см. Пинежского края заступники, «Вера», № 556). Варсонофий показал ученику на Луну: «Смотри, какая картина! Это оставлено нам в утешение. Неудивительно, что пророк Давид сказал: «Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоём”…» И далее Варсонофий объясняет. Что значит «возвеселил»? Это только намёк на чудесную, не постижимую для нынешнего человека красоту. Мы не знаем, какой была до грехопадения Луна, какой – Солнце, каким был свет… Но намёк на это остался – для нашей радости и ободрения.

– Хочу вернуться к вопросу о канонизации отца Серафима. Православные в США его почитают?

– Очень часто многие из наших братий в Платине молятся ему, просят о различной помощи. Конечно, молятся не соборно, поскольку он не канонизирован, а келейно. И конечно, мы знаем, что он слышит наши молитвы и помогает нам. Точно так же в своё время часто молились отцу основателю нашего монастыря – почившему Иоанну Шанхайскому, когда он ещё не был общецерковно прославлен. Было это тоже келейно, тем более что в ту пору в монастыре не было большого храма.

В течение многих лет происходили чудесные подтверждения духовной связи почившего отца Серафима не только с теми, кто знал его при жизни, но и с новопришедшими в монастырь. Многие чувствуют его присутствие. Случаи чудесной помощи в нашей епархии происходят и по сей день.

– Эти случаи кто-нибудь фиксирует?

– Да, есть много описаний. Они, кстати, вошли в новую биографическую книгу об о.Серафиме (Роузе), которую мы намерены выпустить в свет в России, в издательстве Сретенского монастыря.

– А можете привести хотя бы один пример?

– Кратко расскажу об очень яркой истории. Один человек, принадлежавший к общине пятидесятников на Аляске, не так давно увидел во сне православного монаха. Батюшка сказал ему: «У тебя есть призвание – стать православным священником». Этот человек спросил во сне: «А как вас зовут?» И получил ответ: «Серафим Роуз». Кто такой Серафим (Роуз), этот пятидесятник совершенно не знал и даже не слышал о нём. Стал выяснять. Подошёл к первому же попавшемуся православному священнику и спросил, слышал ли он о Серафиме (Роузе). Тот дал ему адрес, где батюшка раньше служил. Пятидесятник приехал к нам в монастырь, в Калифорнию, принял крещение и сегодня подвизается в православной вере.

– Батюшка, где можно узнать о жизни монастыря в Платине, какие там последние события?

– А какие события у монахов? Молимся, издаём просветительскую литературу. Обитель расширяется, к нам приходят всё новые братья. У нас есть свой веб-сайт (www.sainthermanpress.com), но там, к сожалению, больше говорится об издательских новинках. О самом монастыре преподобного Германа Аляскинского в Платине, о его истории, с чего он начинался, можно будет прочитать в книге, которая скоро выйдет в России.

* * *

Расставаясь, батюшка благословил и по-американски ненавязчиво, этак невзначай, спросил: «What is your orthodox name?» Вопрос был понятен и без переводчика, но я не сразу сообразил, зачем священнику-иностранцу нужно знать моё имя, данное при крещении. Всё-таки трудно привыкнуть, что в Америке точно так же, как и у нас, но на английском языке, молятся о спасении чад единой Православной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *