Приснопамятный значение

Время от времени на глаза попадается эпитет «приснопамятный». Пишут это слово, частенько бывает, и с ошибками: то преснопамятный, то пристнопамятный, а то и того хуже. Что означает его странная приставка присно-, да и какой смысл несёт оно само?

Некоторые считают это прилагательное синонимом «незапамятного», то есть стародавнего, весьма отдалённого во времени. Нередко можно встретить контаминационное выражение «с приснопамятных времён», которое вместо подразумеваемого «с давних пор» фактически означает «с незабываемых времён». Всё потому, что приснопамятный первоначально означало «живущий в памяти вечно». Присно — устаревшее наречие, значащее «всегда, вечно», от прилагательного присный — «истинный, вечный». В русском языке, как следует из словаря Даля, существовало множество сложных слов, начинающихся с присно-: присноцветущий, присноблаженный, присноблагодатный, приснорадостный. Впрочем , подобные слова использовались чаще всего в речи православных священнослужителей и в наше время окончательно устарели.

Чудом же уцелевшее слово приснопамятный употребляется теперь, как правило, вместо слова «незабываемый», для создания иронического контекста. Кое-где сохранились приснопамятные автоматы по продаже газированной воды.

Ежи Лисовский

Скачать эту статью

Каждый из нас наверняка слышал по отношению к усопшим такие определения, как «новопреставленный» и «приснопоминаемый». Что это означает и до какого времени усопшего следует именовать новопреставленным?

Новопреставленным в православной традиции называют недавно умершего человека в течение сорока дней после его смерти.

Исход души из тела.

Почему именно сорок дней?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к Библии. Возможно, древнейшие корни следует искать в древнеегипетской традиции погребения. Так был похоронен Иаков:

(Быт. 50:2,3)

И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней

Также можно заметить, что число «сорок» вообще в Библии имеет определенное сакральное значение:

(Чис. 14:33)

Моисей водил евреев по пустыне именно сорок лет.

(Исх. 24:18)

В течение сорока дней он же беседовал с Богом до получения скрижалей

(Мк. 1:13)

Христос постился в пустыне именно сорок дней

Христос в пустыне. Крамской. 1872 г. (Деян. 1:3)

После Воскресения Христос оставался на земле сорок дней, уча апостолов

Не удивительно, что со временем традиционным сроком поминовения стали именно сорок дней, и именно этот срок был утвержден апостолами. Позднее христианское толкование объясняет сорокадневный срок таким образом:

как Господь Бог устоял перед дьяволом во время сорокадневного поста и поборол его, так и раб Божий должен устоять перед темными силами, побороть их и обрести благодать в Раю.

Смотрите также статью Как читать псалтирь по усопшему дома до 40 дней

Что происходит с душой новопреставленного в течение этого времени?

Согласно верованиям православной церкви, первые два дня душа остается на земле. Она посещает места, связанные с поступками усопшего – хорошими или плохими, места, наполненные воспоминаниями о бывших в жизни горестях и радостях. Кроме того, душе предстоит освоиться со своим новым положением, привыкнуть к новому бытию.

На третий день душа возносится на небеса и проходит в сопровождении двух ангелов мытарства – испытания на пути к Богу. На мытарствах душа последовательно отвечает за совершенные за всю свою жизнь грехи.

Мытарства.

С третьего по девятый день душа наблюдает красоту и блаженства рая.

Райский сад. Брейгель. 1612 г.

С девятого же по сороковой день душа наблюдает весь ужас ада, муки и страдания грешников.

Ад. Ганс Мемлинг. 1485 г.

По прошествии сорока дней душа предстает перед Богом на частный суд, где окончательно решается вопрос о ее местонахождении (ад или Рай) до Страшного суда.

Смотрите также статью Богородичное правило

Как молиться за новопреставленного?

Согласно православному вероучению, молитвы в течение периода в сорок дней особенно важны. Душа должна пройти мытарства и не может молиться самостоятельно, молитвы же близких людей облегчают прохождение испытаний. Усердными молитвами можно спасти от ада даже самые заблудшие души.

Сразу после смерти человека о его душе читают канон о единоумершем.

Можно читать родственникам, но лучше позвать священника.

Потом, уже в церкви, по новопреставленному служат панихиду (молебен по умершему). Заказывать в церкви панихиду желательно три раза: над телом усопшего, на третий и на сороковой день.

Иногда вместо панихиды служат литию – сокращенный вариант панихиды. Если панихида длится по времени 40-50 минут, то лития – не более 15.

Потом очень полезно будет заказать сорокоуст. Сорокоуст — это каждодневное поминание новопреставленного во время литургии в течение сорока дней.

Дома родным и близким необходимо читать Псалтырь. Двадцать глав-кафизм как раз предполагается прочесть за сорок дней. Кроме того, дома обязательно нужно читать особую молитву за новопреставленного.

Молитва за новопреставленного:

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имярек), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь».

Близкие должны читать ее самостоятельно в любое свободное время.

По желанию можно читать специальную молитву за усопших. Выделяют отдельные молитвы о супругах, родителях, детях. Кроме того, отдельные молитвы есть о некрещеных и самоубийцах. Хотя можно обойтись и обычной, но пренебрегать этими молитвами все-таки не стоит. Найти их можно в любом православном молитвослове.

Канун в церкви

Канун.

Кануном (или канунником, также используется название «поминальный стол”) называют специальный стол в церкви, где расположено Распятие и куда нужно ставить свечи об упокоении и приношения для поминовения.

Что кладут на канун в церкви? На канун можно положить продукты для поминовения усопших. Как правило, кладут муку, хлеб, сахар, реже – овощи и рыбу, в отсутствие поста не возбраняется класть скоромную пищу, например, яйца или молоко.

На Пасху обычно кладут яйца и куличи.

Можно положить масло для лампад и воск для свечей. Жесткая регламентация приношений отсутствует, единственное строгое исключение – мясо, его ни в коем случае приносить нельзя: в православной традиции приношение может быть только бескровным.

Принесенные продукты потом раздаются священнослужителям и работникам храма, а если есть возможность, то беднякам. Вместе с продуктами обычно кладут записку с именем усопшего, которого необходимо помянуть за упокой. Потом, во время трапезы, священнослужители обязательно помянут усопшего.

Что значит «приснопоминаемый”?

Слово «присный” переводится со старославянского как «вечный”. Само наименование говорит о том, что усопшего будут помнить его родные и близкие на протяжении всей их жизни. Приснопоминаемым называют усопшего в памятные для него дни: рождение, именины, кончина.

Следует помнить о том, что смерть для православного христианина не является концом бытия, душа человека бессмертна. Поэтому сильно скорбеть об умершем не стоит, надо просто за него искренне молиться.

Просто и доступно о распространенной церковной практике рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк)

– Кого по канонам поминают о здравии, кого о упокоении?

– Согласно церковным канонам, Православная Церковь поминает только своих членов, которые составляют единое Тело Христово (1 Кор. 12:12–14, 27). Конечно, что о здравии поминаются живые православные христиане, крещенные в Церкви. О упокоении поминаются православные христиане, почившие в мире с Церковью и похороненные по православному чину. Естественно, что Святая Церковь не поминает людей, которые самовольно ушли из жизни, поскольку самоубийство является очень тяжким грехом.

– Когда можно подавать записки?

– В течение всего года. Но следует обратить внимание, что подавать их нужно заранее, то есть не во время Литургии или перед ее самим началом, а раньше или еще лучше – с вечера на вечерне, чтобы священник мог спокойно помянуть и помолиться о людях, указанных в записке.

– Какие существуют виды записок, кроме «о здравии» и «о упокоении»?

– Других записок нет. Записки «о здравии» и «о упокоении» бывают однодневные и многодневные: 40 дней, полгода, год, три года и больше. Также следует упомянуть, что записки могут подаваться как на Литургию, так и на частные богослужения – молебны, которые христиане заказывают по своим потребностям. Например: молебен о недужных, о путешествующих, благодарственный.

– Сколько имен можно упоминать в одной записке?

– Каких-то канонических ограничений нет, но обычно в каждом приходе или в монастыре используются бланки с размеченными строками для записи имен. Как правило, их количество в пределах 10-15.

– Важно ли, в каком падеже писать имена?

– По сложившейся церковной традиции имена пишут в родительном падеже. Это важно для священника, поскольку в молитве имена поминаются в родительном падеже и ему не приходится их склонять. Также следует отметить, что очень важно писать имена разборчиво и грамотно.

– Если пишешь имя священника или архиерея, нужно ли указывать сан?

– Обязательно надо написать: диакон, священник или архиерей.

– Как правильно записывать детей?

– По сложившейся церковной традиции детей до 7 лет именуют младенцами, а с 7 до 14 – отроками (отроковицами).

– Допускается ли написание таких слов перед именем, как: болящий, путешествующий, заключенный?

– Надо отметить, что Богу и так известны нужды, прошения и состояние каждого человека, хотя таким ведением не обладает священник. Поэтому следует указывать, поскольку в Церкви есть особенные прошения (за болящих, путешествующих и т. п.) и священник, возглашая их, усугубляет свою молитву за тех или иных людей.

– А «учащегося», «скорбящего», «вдовы», «беременной», «страждующей»… нужно указывать? Чего не следует писать в записках?

– Конечно, можно, но не следует вдаваться в подробности. По принятой традиции обычно указывают: «за болящих, путешествующих, учащихся, находящихся на поле брани». Также особо отмечают беременных женщин (пишут: непраздная).

– А в заупокойных записках когда пишется «новопреставленный» и когда «приснопамятный»?

– Усопший до 40 дней после кончины поминается как новопреставленный, а далее поминается как приснопамятный. Слово «приснопамятный» обычно не пишут, поскольку это само собой разумеется.

– Когда подают сорокоуст?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминание за Божественной литургией, которое может подаваться в течение всего года по потребности каждого верующего христианина.

Беседовала Наталья Горошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *