Притча 14

Ст. 1-7 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем. В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их. Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст

Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости — безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. XII:4). Далее противополагаются — страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), — высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. XII:6), — свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх XXIII:1; Притч XII:17), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека — не переоценивая значения богатства (ср. X:15; XIII:8), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

Podcast: Play in new window |

1. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
2. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
3. В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
4. Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
5. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
6. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
7. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
8. Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение.
9. Глупые смеются над грехом, а посреди праведных — благоволение.
10. Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.
11. Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет.
12. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти.
13. И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
14. Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый — от своих.
15. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
16. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
17. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
18. Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
19. Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.
20. Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
21. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
22. Не заблуждаются ли умышляющие зло? Но милость и верность у благомыслящих.
23. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
24. Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
25. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
26. В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
27. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
28. Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
29. У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
30. Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.
31. Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
32. За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
33. Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
34. Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.
35. Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *