Притча о Христе

Библейские притчи для учащихся 4-5 класса

Притча о злых виноградарях

В Иерусалиме Христос каждый день учил народ в храме. Первосвященникам и старейшинам иудейским Он рассказал такую историю.

Один хозяин насадил виноградник, окружил его оградой и построил сторожевую башню, а после этого нанял работников, чтобы они выращивали его виноград и собирали урожай, а сам отлучился.

Наконец пришло время сбора урожая. Хозяин послал в виноградник своих слуг, чтобы они получили от работников то, что было собрано.

Но виноградари схватили слуг и одного избили, другого убили, а третьего побили камнями. Хозяин узнал об этом и послал новых слуг. Теперь их было больше, чем в первый раз. Но виноградари и с ними поступили так же преступно, как с первыми.

Хозяин подумал и послал к ним своего сына, надеясь, что уж его-то они постыдятся.

Однако, увидев хозяйского сына, виноградари решили: «Это наследник. Пойдём убьём его и завладеем наследством его».

Так и сделали.

«Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» — спросил Христос.

«Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои», — отвечали Ему.

«Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».

И поняли первосвященники и старейшины иудейские, что это о них говорил Христос в притче.

Притча о Мытаре и Фарисее

Предостерегая всех нас от гордости и хвастовства, от высокомерного отношения к другим людям, Иисус Христос рассказал такую притчу.

Два человека вошли в храм: один был фарисей, другой — мытарь, то есть сборщик налогов.

Фарисей стоял и молился так:

«Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Мытарь же, которого все презирали, пробравшийся в дальний угол храма, не смел даже глаз поднять на небо. Он ударял себя в грудь и тихо повторял:

«Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»

Закончив притчу, Христос сказал, что мытарь пошёл в дом свой более оправданным, чем фарисей, «потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Притча о немилосердном заимодавце

Апостол Пётр спросил Иисуса Христа:

«Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?»

«Не говорю тебе: до семи, — ответил Иисус, — но до седмижды семидесяти раз».

И Христос рассказал историю про царя, который однажды решил получить долги со своих слуг. Слуги были должны ему много денег. Особенно один — целых десять тысяч серебряных монет. А так как бедняга жил очень бедно и ему нечем было заплатить, то государь приказал продать его жену, детей и дом.

Услышав это, слуга пал перед ним на колени и, рыдая, принялся умолять:

«Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу».

Царю стало жаль раба, и он простил ему долг. Слуга очень обрадовался. Он вышел из царского дворца и отправился к своему товарищу, который когда-то взял у него сто монет.

«Отдай мне, что должен», — потребовал слуга, схватив его за горло.

«Потерпи на мне, — попросил товарищ, — и всё отдам тебе».

Но тот не захотел, а пошел и посадил несчастного должника в темницу. Товарищи его очень огорчились и отправились всё рассказать царю.

Тогда царь снова позвал своего слугу:

«Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»

И, разгневавшись, приказал отвезти этого слугу в тюрьму.

«Так и Отец Мой Небесный, — сказал Иисус Христос, — поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Притча о блудном сыне

И ещё Христос рассказал им притчу о человеке, у которого было двое сыновей. Младший сын попросил у отца свою часть наследства и отправился в дальнюю страну, где очень скоро промотал своё состояние.

Случилась в той стране засуха. Юноша нанялся пасти свиней. Бедняга так оголодал, что был рад той пище, которую ели свиньи, но ему не давали её. Одежда его изорвалась, башмаки развалились, и наступил день, когда ему стало нечем прикрыть своё тело.

И тогда он одумался и решил вернуться домой. Когда юноша подходил к родному селению, отец увидел его, бросился навстречу, обнял и расцеловал.

«Отче, — сказал юноша, — я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».

И отец приказал своим слугам:

«Принесите лучшую одежду, и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

И слуги с радостью бросились исполнять повеление своего хозяина.

Узнав об этом, старший сын рассердился на отца:

«Вот, я столько лет служу тебе… но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».

«Сын мой! — ответил отец с любовью. — Ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Притча о сеятеле

Иисус Христос сидел на берегу Геннисаретского озера. Вокруг Него собралось множество людей. Каждому хотелось услышать слово Учителя. Тогда Иисус вошёл в лодку и, отплыв немного от берега, стал поучать народ. Сначала Он рассказал притчу о сеятеле.

Вышел человек сеять зерно. И когда он разбрасывал зёрна, некоторые упали возле дороги. Прилетели птицы и склевали их.

Другие зёрна упали на каменистые места, где земля была неглубокой. Зерна проросли, однако, когда взошло солнце, ростки быстро засохли, потому что у них не было корней.

Какие-то семена упали в заросли сорняка, и он заглушил их.

Но некоторые зёрна попали на добрую почву и принесли хороший урожай.

Закончив притчу, Христос объяснил ученикам её смысл.

Ко всякому, кто слушает слово о Царствие Божием и не понимает его, приходит лукавый и похищает посеянное — вот кого можно назвать зерном, посеянным при дороге.

А посеянное на каменистых местах — это те, кто слышат слово и тотчас с радостью принимают его. Но эти люди не имеют в себе корня и непостоянны. Как только изменится у них настроение или почувствуют они гонение, так и забудут услышанное.

Посеянное же среди сорняков означает тех, кто слышит слово, но суета и погоня за богатством заглушают его.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего и понимающего Слово Божие. Такие люди и приносят добрый урожай.

Рекомендуем посмотреть:

Платонов «Ещё мама»

Житков «Как я ловил человечков»

Былины для учащихся 4 класса

Сказки русских писателей, 4 класс

Стихи о природе, 4 класс

Четыре главных добродетели в христианстве есть:
1.Мудрость
2.Умеренность
3.Мужество
4.Справедливость
Ценен человек, обладающий этими добродетелями. Он заслужил
честь.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ПРИТЧИ
О ФАРИСЕЕ И МЫТАРЕ
от Луки 18, 9-14.
Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один
фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже!
Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики,
прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть
из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на
небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне грешному!»
Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо
всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится.
ИЗ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ
От Матфея 6, 1- 6, 16 -18
Господь ученикам сказал:
Пусть милостыня тайная откроет людям вас.
Запомнят эти люди
Пришедший важный час.
Когда творишь милостыню
Пусть левая рука твоя не знает
Что делает правая.
Господь, увидев помощь, вас вознаградит.
И молитвы, и дела Господу известны
Помогайте людям и живите честно.
И как мытари смиренно
Вы оценки ждите.
Станет ясно
Что Господь ваш большой Учитель.
ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ
От ЛУКИ 10:25-37
Из Иерусалима в Иерихон шел еврей…
Вдруг разбойники напали –
Били, грабили, пинали.
Ушли, оставив еле живым.
Шел священник, увидел лежащего, но прошел мимо
За священником шел левит.
Видит, человек лежит
Но у левита дел премного
Посмотрел и пошел своей дорогой.
…Самарянин подошёл ,
Помощь оказал и в гостиницу привёл.
«Помогите раненому, труд ваш будет награжден»,
Заплатив монеты, удалился он.
Вывод этой притчи: Ближнем человеку окажется тот, кто поможет и спасёт.
МАРФА И МАРИЯ
Пришел Господь в одно селение.
Хозяйки дверь открыли – тут нет другого мнения.
И Марфа побежала: «Чем гостя угостить?».
Мария же старалась получше усадить.
У ног его присела, внимая слову каждому,
Такой великий гость их посетил однажды
Господь сказал: «Мария будет награждена»
Не пропустила слова малейшего она
За суетой домашней Марфе трудно было
Но ценность слов Господних, дел Господних
Марфа упустила.
ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ
Десять дев светильники в свои руки взяли.
Жениха-Спасителя с нетерпеньем ждали.
А пять из них «разумницы» взяли масло про запас:
«Чтобы неприятности не настигли нас».
А жених замешкался… Ночь была темна,
Перед выбором поставила девушек она.
Девы, взявшие запас, жениха встречали.
Неразумные за маслом быстро побежали.
И на брачный пир, конечно, эти девы не попали…
Нам разумным девам нужно подражать
Чтобы быть готовым жениха встречать.
ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ
Раз Господь таланты людям раздавал.
Пять талантов первому юноше подал.
А второму — два таланта, третьему – один.
«Пользуйтесь с успехом!», молвил господин.
Год прошёл – и первый десять возвратил.
И второго тоже был поступок мил:
Он вернул четыре, заработав два,
И в ответ услышал добрые слова.
Человек, которому дан был один талант,
Закопал его
И через год вернул Господину со словами:
«Я сберег твое добро».
Господин ответил: «Ленивый раб,
Ты не принес пользу ни себе, ни мне
Целый год храня талант
Поэтому у тебя отнимают его,
Живи во тьме
От подарка
света ты не смог найти
Только темень будет рядом
на твоем пути».
ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ
от МАТФЕЯ 13:3-9, 18-23
Полюшко засеять сеятель решил
Семена старательно в сумку уложил
Первое зерно упало при дороге, птицы были рады
Нет для птичек малых сладосней награды
Следующее зерно упало на каменистое место, но
Земля была не глубока,
а земля и влага важны для ростка
и солнце скоро высушило землю
И всходы тут не устояли
Через день они завяли
В тернии упало новое зерно
Выжить не сумело в терниях оно
Тернии поднялись быстро разрослись
Вширь они стремились и стремились ввысь
Только то зерно, которое упало на добрую землю
Принесло плод.
Сеятель был рад, зерно увеличилось во много крат.
Зерно посаженное при дороге, расклеванное птицами означает невозможность
вырастить из него плод.
Нельзя садить зерна в неглубокую почву, потому что солнце высушит посевы.
Означает тех, кто слышит слово и тотчас с радостью меняет его на другие
убеждения, пренебрегая своим опытом.
Посеянное в тернии означает, что ценное зерно не принесет плода, так как заботы
и обольщения отвлекают сеятеля от самого важного в жизни.
Посеянное на доброй земле принесет урожай во много крат, так как слышащий и
разумеющий сеятель обо всем позаботился.
ПРИТЧА О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ
От ЛУКИ 12:15-21, 29-34
У одного богатого человека был хороший урожай
И он рассуждал: » Много фруктов, ягод я трудясь собрал.
Житницы по шире перестрою я.
Будет жить в довольстве вся моя семья.»
Поломал он житницы и душе сказал:
«Вот каким богатым я сегодня стал.
Радуйся в достатке ты моя душа
Буду веселиться, петь я не спеша».
Но Господь сказал:
«Постой, ты добро навечно не возьмешь с собой.
И сегодня ночью предрекаю я
Полетит на небо верь душа твоя».
Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Живите бодро, весело и веселитесь шумно — считать себя богатым все же –
неразумно. Господь следит за нами и ему решать, когда душе смириться, когда
душе сиять.
ПРИТЧА О ПОТЕРЯННОЙ ОВЦЕ
От ЛУКИ 15:3-7
Об овечках притчу нам Господь принёс
Одна из ста овечек скрылась за утес
Пастух заволновался ищет тут и там
Пропадёт овечка, пойдет на корм волкам.
Пастух овец оставил и пошёл искать
Часов прошло немало, ну может 25
Найдя овечку он взял её на плечи
Вернул овечку к стаду, хотя спустился вечер.
Созвал друзей, знакомых все были очень рады
Пастуху не надо любой другой награды
В грехе сознался грешник.
Господь им восхитился, искал родное стадо, нашел и возвратился.
Прощаются заблудшему все промахи, ошибки
и ждут сегодня встречи, объятия и улыбки.
ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ
От ЛУКИ 16:19-31
Один человек очень был богат,
Пересчитывать монеты был он очень рад
В струпьях нищий под забором богача лежал
И, конечно, помощи этот нищий ждал
А собаки подбегали, струпья Лазаря лизали.
Умер нищий, за его дела ему честь на ложе Авраамово
Предложена была.
Ангелы беднягу взяли
И на небушко подняли
Умер богач и попал в Ад
И увидеть вдруг Авраама и Лазаря
Богач был очень рад.
Обратился к Аврааму: «Пошли Лазаря пусть смочит губы мои».
Авраам ответил: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе в своей жизни, а
Лазарь – злое. Поэтому Лазарь здесь утешается, а ты страдаешь.»
То, как мы жили на Земле, предопределит и нашу будущую вечную жизнь.
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
От ЛУКИ 15:11-19 ЛУКИ15:20-32
Было у человека два сына.
И сказал младший сын отцу: «Отче! Дай мне пол имения твоего!»
И отец разделил имение выполнив просьбу сына.
В дальней стороне младший сын расточил свое наследство
И скоро стал бедствовать.
Младший сын был вынужден устроиться свинопасом
И ел он то, чем кормят свиней.
«А в доме моего отца даже наёмники ели хлеб» —
Вспоминал он.
И он возвратился к отцу и сказал:
«Я согрешил против неба и перед тобою.
Прости меня и прими в число наемных работников твоих».
Рад был отец и сказал слугам:
«Принесите лучшую одежду, дайте перстень на руку, обувь на ноги.
Мой сын был мертв и ожил, пропадал и нашёлся».
И начался пир.
Старший сын был удивлен празднику в доме отца.
Но отец сказал: » Ты всегда был со мной, всё моё это твоё, а радовались мы
потому, что брат был твой мертв и ожил, пропадал и нашелся.»
Этой притчей Иисус еще раз показал, с какой радостью и прощением Небесный
Отец принимает всякого грешника, приходящего к Нему с раскаяным сердцем.
ПРИТЧА О ЗЛЫХ ВИНОГРАДАРЯХ
От МАТФЕЯ 21:33-46
Хозяин дома посадил виноградник, оградил его
Выкопал в нем точило, построил башню
И отдал его виноградарям в аренду.
Через год хозяин послал слуг за арендой (частью урожая)
Но виноградари избили слуг хозяина ничего им не дав
Вновь через год хозяин прислал еще больше слуг за плодами
Но виноградари убили и тех.
На третий год хозяин послал сына своего.
Виноградари убили и сына не желая возвращать долг.
Господь сказал: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу,
приносящему плоды его.»
Долг виноградарей стал краеугольным камнем.
И тот на кого он упал будет раздавлен,
А тот кто упадет на этот камень разобъется.
Есть кормящее семью дело в твоих руках
Только ты не забывай о своих долгах.
ПРИТЧА О МОЛИТВЕ ПЕРЕД ЕДОЙ И ДЕВОЧКОЙ
В доме одних богатых людей перестали молится перед едой.
Однажды к ним в гости пришел священник.
Стол накрыли очень изысканно,
Достали самые лучшие явства и подали лучшие питье.
Семья села за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он
помолится перед едой. Но священник сказал:
— Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в
семье.
Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился.
Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в
молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке – это
пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше
не молимся».
Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала:
— Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить
«доброе утро»?
ПРИТЧА О ДОБРОЙ СТАРУШКЕ И ЕЕ МОЛОДОЙ ДУШЕ
У одной доброй, мудрой старушки спросили:
— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас.
Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
— Есть, милые! Всё хорошее, что мне сделали, я записываю в своём сердце, а всё
плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце моё сейчас было бы все в
страшных рубцах, а так оно – рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные
способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность
требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забывать его.
ПРИТЧА О КРЕСТЕ
Шла толпа, каждый нёс свой крест.
Одному крест показался слишком тяжелым.
Отойдя в сторону, он отпилил кусок своего креста, сделав его легче
Но дорогу идущих перегородила пропасть
Все перебросили свои кресты и как по мостику прошли на другую сторону
И только у хитрюги крест не дотянулся до противоположного края пропасти и
продолжить путь он не смог.
Часто уставая ты начнешь лениться,
Но забота – это крест надо им гордиться.
ПРИТЧА ОБ ОРЛЕ И ПЕТУХЕ
Преподобный Силуан Афонский.
Орел парил высоко, землю облетал
Реки и озера, города, селенья видел он и знал,
Подумал он о петухе хоть пернатый
Ничего не знает дальше хаты.
Полечу-ка к нему расскажу о красоте мира
Во дворе петух гулял гордо среди кур
Задумался орёл, он доволен чур.
Бодро тот петух глядел, даже красовался
И рассказами орла он не увлекался
Так у каждого из них жизнь своя была
Увлекали интересы, мысли и дела.
Так духовный человек тянется к Богу
А крестьянин к своему дому – огороду.
И когда духовный встречается с недуховным
Им трудно друг друга понять и друг другу поверить.
ПРИТЧА О ЖЕМЧУЖИНЕ
От Мф 13:44-52
У одного купца было много товара (жемчужины)
Но найдя одну драгоценную жемчужину,
Он осознал ее ценность и силу,
Тогда он продал весь свой жемчуг
И купил одну ценную, которой все завидовали.
В древности жемчуг очень ценился, поэтому жемчугом считалось все самое
ценное, даже Царство Небесное.
Обладающие жемчугом (знаниями) знают, что они богаты. Долгие поиски истины
называются поисками жемчужины.
ПРИТЧА О СОКРОВИЩЕ В ПОЛЕ
От Мф 13:44
Еще подобно Царство Небесное сокровищу, которое скрыто на поле.
Человек нашедший это сокровище продал всё своё имущество и приобрел поле.
И душе его было радостно и спокойно.
Сокровище – это учение и знание Христа, сокрытые в мире, а поле – это наш мир.
ПРИТЧА О СЕТИ ВЫЛОВИВШЕЙ РЫБ
От Мф 13:44
Царство Небесное подобно большой сети, в которой выловили и хорошую рыбу и
много негодной. Рыбаки отобрали хорошую в корзину, а негодную выбросили.
Так и ангелы отберут нечестивых из среды праведных и отправят в печь.
ПРИТЧИ ЦАРЯ СОЛОМОНА
ПРИТЧА О НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ
Две женщины одновременно родили мальчиков. Однако младенец одной из
рожениц умер, и тогда та заявила свои права на оставшегося младенца. Женщины
отправились за советом к мудрому царю Соломону. Царь приказал принести меч
и велел разрубить младенца пополам, чтобы каждой досталась ровно половина.
Одна женщина отнеслась к этому равнодушно. Но другая заплакала и, упав на
колени, умоляла Соломона не причинять ребенку вреда. «Отдайте дитя моей
сопернице! – сказала она. – Только пусть он останется жив!» Тут-то и стало ясно,
кто мать малыша.
ПРИТЧА О МИМОЛЕТНОСТИ БЕД И РАДОСТЕЙ
Один мудрец подарил царю кольцо. «В минуты отчаяния посмотри на него, —
велел он Соломону, — и ты утешишься! В минуты радости посмотри на него, и ты
будешь ценить их!» На кольце была выгравирована надпись — «Все пройдет». Но
однажды, озабоченный чем-то, царь настолько рассердился, что и кольцо ему не
помогло. Он снял его с пальца и хотел было зашвырнуть его подальше. Однако на
внутренней стороне увидел другую надпись, гласящую «И это пройдет!»
ПРИТЧА О ПРАВИЛЬНОМ ВЫБОРЕ
Однажды к царю пришёл человек и посетовал на то, что в любой ситуации он
страшно мучается, потому что боится принять неправильное решение. «Если ты
увидишь тонущего ребенка, что ты сделаешь?» — неожиданно спросил Соломон
визитёра. «Конечно, брошусь спасать его!» — не задумываясь, ответил человек. «И
вчера ты поступил бы так же? И завтра?» — снова спросил царь. Гость закивал.
«Вот так и во всем остальном, — сказал мудрый правитель. – На самом деле есть
только одно верное решение. И оно зависит от моральных ценностей самого
человека. А выбора как такового не существует вовсе!»
ПРИТЧА ОБ ОБЕЩАНИЯХ
Однажды Бог спрятал на земле клад и велел змее сторожить его. Змея честно
несла службу, пока не наступила засуха. Змея мучилась от жажды. И когда мимо
нее проходил крестьянин с кувшином молока, змея попросила у него напиться, а
взамен пообещала показать ему, где спрятаны сокровища. Крестьянин согласился.
Змея утолила жажду и привела своего спасителя к заветному месту. Но когда
мужчина склонился над кладом, змея вдруг вспомнила о божьем наказе и
обвилась вокруг шеи крестьянина. Но тот не испугался, а предложил змее
подождать с расправой и спросить совета у мудрого царя Соломона. Змея
поведала царю о том, что имеет право покусать любого, кто приблизится к
вверенным ей сокровищам. «Тогда, — сказал Соломон, — каждый имеет право
размозжить змее голову!» Крестьянин тут же схватил камень и ударил змею. Та
упала замертво.
ПРИТЧА О ЖИЗНИ
Как-то раз царь Соломон спустился с вершины горы, где ежедневно встречал
восход Солнца. Внизу его, как обычно, уже ждали люди, жаждущие познать
истину. Они стали задавать царю вопросы о смысле жизни, счастье и горе.
— Скажи нам, кто мы есть? – спросили поданные Соломона.
— Вы – свет мира. Вы – звезды. В каждом из вас Вселенная, — ответил царь.
— А в чем смысл жизни? – снова спросили люди.
— Жизнь – это танец любви. А ваше предназначение – расцвести. Относитесь к
жизни как к празднику. Жизнь – это только настоящее. А смысл настоящего –
быть в нём.
— Почему несчастья преследуют нас?
— Что вы посеяли, то и собираете. Несчастья – это ваш выбор. Обвиняя, вы теряете
силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Нищий тот, кто не познал себя. Бедным
становится тот, кто впустую тратит время. Да не будет богатство вашим
проклятием.
— Как же преодолеть несчастья? – снова спросили люди.
— Не осуждайте себя. Ибо вы божественны, — ответил Соломон не задумываясь. –
За всё благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо
любящие себя любят все.
— Каков же путь к счастью?
— Счастливы любящие, благодарящие, умиротворённые. Счастливы дарящие в
радости и принимающие дары с радостью.
— Как обрести гармонию?
— Не приносите никому вреда. Не завидуйте.
— Как достичь совершенства жизни?
— Счастливый преображает многих. Несчастные остаются рабами, ибо счастье
любит свободу.
Золотые слова царя Соломона
1. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.
2. Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
3. Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын
беспутный.
4. Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает
плоть свою.
5. Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная.
-17-
6. Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и
приходит.
7. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
8. Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
9. Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому
воздается.
10. Всякий благоразумный действует со знанием, а глупый выставляет на показ
глупость.
11. Обращающийся с мудрыми будет мудр; а кто дружится с глупыми,
развратится.
12. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
13. У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает
глупость.
14. Весёлое сердце делает лице весёлым, а при сердечной скорби дух унывает.
15. Все дни несчастного печальны; а у кого весело, у того всегда пир.
16. Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
17. Путь ленивого – как терновый плетень, а путь праведных гладкий.
18. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.
19. Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
20. Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
21. Мудрость пред лицом у разумного, а глаза глупца – на конце земли.
22. Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит
лишение.
23. Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
ОМАР ХАЙЯМ
1.Как часто в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим.
Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.
Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаём.
Кто нас так любит, обижаем, а сами извинений ждем.
2. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
3. О тайнах сокровенных невеждам не кричи,
И бисер знаний ценных пред глупым не мечи.
Будь скуп в речах и прежде взгляни, с кем говоришь;
Лелей свои надежды, но прячь от них ключи.
4. Красивым быть – не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою человек –
Какая внешность может с ней сравниться?
5. Чем за общее счастье без толку страдать –
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.
6. Цель творца и вершина творения – мы,
Мудрость, разум, источник прозрения – мы,
Этот круг мироздания перстню подобен, —
В нем граненый алмаз, без сомнения, мы.
7. Отзывчивых людей сравню я с зеркалами.
Как жаль, что зеркала себя не видят сами!
Чтоб ясно разглядеть себя в своих друзьях,
Вначале зеркалом предстань перед друзьями.
8. И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдёшь.
Обидишь друга – наживешь врага ты,
Врага обнимешь – друга обретёшь.
9. Коль день прошёл, о нем не вспоминай,
Пред днем грядущим в страхе не стенай,
О будущем и прошлом не печалься,
Сегодняшнему счастью цену знай!
10. Не завидуй тому, кто силен и богат,
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
11. Хоть мудрец – не скупец и не копит добра,
Плохо в мире и мудрому без серебра,
Под забором фиалка от нищенства никнет.
А богатая роза красна и щедра!
12. Ты скажешь эта жизнь – одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведешь её, так и пройдёт,
Не забывай: она – твоё творенье.
13. Свою слепить бы жизнь из самых умных дел,
Там не додумался, тут вовсе не сумел.
Но Время – вот у нас учитель расторопный!
Как подзатыльник даст, ты малость поумнел.
14. Нас учит жизнь пройти дорогу чести,
Не искушаясь на моменты лжи,
Чтоб различить смогли б мы дифирамбы лести,
Чтоб не налили сами яд в сосуд души.
15. Мир любви обрести без терзаний нельзя,
Путь любви отвести по желанью нельзя.
И пока от страданья не станешь согбенным,
Суть его донести до сознанья – нельзя!
СЛОВАРИК
1. 1054 – год разделения Православной и Католической Церквей
Евангельские Притчи.
Господь Иисус Христос нередко учил в форме иносказательных рассказов, притч,
беря примеры из природы и современной жизни. Хотя притчами пользовались
иногда и ветхозаветные пророки, особое совершенство и красоту они получили в
устах Богочеловека.
Притчи сохраняли чистоту учения Христова тем, что облекали его содержание в
форму конкретного повествования. Притчи обладают большой нравоучительной
широтой, которая дает возможность применять Божественные законы не только к
частной, но и к общественной жизни и даже историческим процессам. Притчи
являются ярким примером тесного единства, которое существует между
духовным и физическим миром, между внутренними процессами в человеке и их
проявлением в жизни.
В Евангелиях мы находим более тридцати притч.
2. Даваемые имена обозначали особенности деятельности или жизненную участь
того, кто будет это имя носить.
Соломон – «Мир».
Царь Соломон проявил мудрость не только в суде сограждан, но и в
многочисленных литературных трудах: «Притчи», «Песнь песней» и
«Екклесиаст».
Самым великим делом царь Соломон считал строительство Иерусалимского
Храма. В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением
славы Бога.
Слава царя Соломона стала для него великим нравственным испытанием.
После смерти царя Соломона произошло разделение на два государства:
Иудейское и Израильское.
Царь Соломон прожил 62 года. Но своими делами он навечно остался в истории.
3. Омар Хайям Гийяс Оддин Абольфатх Омар ибн Ибрагим Хайям Нишапури –
родился 18 мая 1048 года в Нишапуре (Северный Иран) – умер 4 декабря 1131, —
великий поэт, астроном, философ, математик.
Автор особого поэтического стиля Рубаи – стихотворные философские афоризмы.
Омар Хайям внес великий вклад в математику, разработал солнечный календарь
(точнее Григорианского).
Омар Хайям умер в возрасте 80 лет и завещал похоронить его в месте, где каждую
весну ветерок будет осыпать его цветами. Его похоронили рядом с садом, где
грушевые и абрикосовые деревья каждую весну осыпают цвет на его могилу.
Труды Омара Хайяма, особенно его Рубаи, стали дороги и известны всему миру.
Поэтому нашим детям также должно быть дорого имя этого ученого и поэта.
В добрый Путь, дети!

В Новом Завете, главном христианском сборнике книг, особо высокое место занимают притчи Христа. Обучение людей религиозной грамотности в христианскую эпоху в большей степени происходило и поныне происходит через пересказ и толкование этих кратких рассказов. Что такое притча, почему Христом был избран такой способ обучения людей Царству и насколько вольную она позволяет трактовку?

Когда что-либо приходится объяснять людям непонимающим, важно всегда в первую очередь учитывать, что люди слабо способны усваивать даже простые вещи не по причине вовсе их какой-то умственной отсталости, а из-за того, что весь багаж их знаний о самом даже предмете разговора разрознен, отрывочен, а то и вовсе неверен. Прежде всего, люди часто не знают, о чём говорят. На свете много вещей, понятия о которых имеется лишь у профессионалов, и с каждым столетием, а теперь уже десятилетием и чуть ли не с каждым уже годом, таких вещей становится все больше.

Как правило, для пользования большей частью непонятных предметов для масс создаются интерфейсы связи. С религией дело обстоит точно так же. Религия настаивает на том, что знать все духовные премудрости способны лишь духовные профессионалы. Всякие рабби, аввы и всё, что выше их, тоже, конечно. Они, в свою очередь, всегда готовы предоставить «интерфейс связи», а как оно работает, народ всё равно не поймёт: «Этот народ невежда в законе, проклят он» (Иоан.7:49). Христос, как мы помним, профессионалов не любил. Говорил, что они специально делают из простого сложное, чтобы без них не обходились, а профессионализм их весь липовый, потому что говорят, о чем не имеют ни малейшего понятия. Ругался с ними. И метод обучения избрал такой, каким религиозные профессионалы обычно не пользуются.

Итак, в первую очередь всегда приходится начинать с закона тождества. Определить предмет разговора. Но как этого добиться с учётом того, что профессионалы уже поработали и сдвинули мозги населению настолько, что прежде потребуется разъяснить что тут неверно, а то и прямая ложь? Это займёт не просто кучу времени, под такие задачи всех придётся сперва образовать где-нибудь в Кембридже. Для того чтобы в людях пробудить и обострить чуткость к восприятию знаний издавна существует язык образов, метафор. Метафора может служить акселератором смысла, позволяя кратчайшим, быстрейшим способом эффективно донести и закрепить не самую простую для восприятия мысль, которая, будь она высказана сухим «учительским» языком с использованием всего доказательного аппарата, скорее всего, прошла бы мимо, не отложилась бы и не усвоилась. Да и забылась бы почти тотчас. Любое объяснение должно пройти процедуру формализации, и процесс этот в профессиональном исполнении может быть очень непростым и долгим. Разговорный, естественный язык не приспособлен для объяснений. У Чапая нет слов, он раскладывает на столе картошку — всё становится ясно. Во избежание долгих переговоров о значениях в обыденном, разговорном языке люди, чтобы не передраться, давно интуитивно научились ради абстрагирования использовать метафоры, когда требуется не просто поделиться некоторой информацией, но и приложить объяснение, и этот навык стал уже свойствен людям.

Метафора может отлично справляться с такой задачей, создавая своего рода локальную формальную систему, понятную собеседнику, в рамках которой смысл легко удерживается, не расползается по множеству сторонних, всякий раз двоящихся смыслов. Понятно же, что эта формальная система удерживает тот смысл, ради которого образовалась, и не может, не имеет даже права претендовать на объяснение всего на свете, и так же объяснять другую мысль, к ней не относящуюся. Христос, понимая, что люди вокруг него собирались простые, умом не великие, использовал в обучении Царству этот народный язык метафор — запоминающихся и узнаваемых образов, наделяя их необходимым значением, говорил с людьми притчами. И так учение становилось более-менее понятным народу. По крайней мере тем, кто понять хотел. В качестве примера можно привести притчу о рабах ничего не стоящих, из 17 главы Евангелия от Луки, где Иисус одной краткой метафорой вернул вопрос в осмысленное русло и после этого дал ответ: «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Здесь сказано, что вера — это не капитал и не имущество, чтобы ей умножаться, ей достаточно быть живучей, если бы вы относились к ней как к зерну горчицы, то она стала бы вашим рабочим инструментом. Неприхотливость к внешним условиям, способность быстро укореняться и расти практически на голом месте — Христос часто использует этот образ «самого мелкого зерна», обгоняющего в росте все прочие растения на огороде и всех конкурентов на грядке — вот что требуется в первую очередь. И, наконец, требуется постоянная неудовлетворённость своими результатами, держать веру следует голодной, не удовлетворённой, не давать ей насытиться, иначе итогом станут лень и самодовольство. Она должна служить, быть в постоянном подчинении. Вера не ваш капитал, а ваш раб. Не «приумножать» её надо, не служить ей, а заставлять пахать как лошадь, не давая никаких поблажек, не расхваливая, и не ублажая. Одним словом, довольно простая притча, если видеть её целиком, законченную формальную систему, изложенную незатейливым метафорическим языком. Для той эпохи каждое слово для чуткого слушателя должно было быть столь же понятным, как если бы сейчас сказать о том, что охотник не станет кормить собаку колбасой и позволять ей валяться на диване, если хочет, чтобы она поднимала дичь. Кто захочет понять — поймёт.

Итак, речь тут о вере и только о вере. Что она такое и как ей эффективно пользоваться. Не о том, что «надо считать себя хуже других», не про то, что «Господь нас учит смирению», и совсем не про то даже, что «надо слушаться священноначалия», и всего прочего, о чем привыкли говорить рабби, аввы и прочие высшие профессионалы на проповеди. Непонимание того, что они говорят — это первое, что бросается в глаза, когда читаешь или слушаешь речи официальных лиц Церкви, «профессионалов», на тему «а теперь про Бога». Непонимание не сегодня возникло, ему уже много веков. Взять тот же процитированный выше отрывок и прочитать о нём в «Толковой Библии» Лопухина — единственном, кажется, более-менее систематизированном сборнике толкований Писания для православных в России. Прочтём следующее: «Притча о рабах, ничего не стоящих, находится только у одного ев. Луки. Связь с предыдущим установить здесь невозможно. Господь рисует здесь картину возвращения раба с тяжёлой работы на ниве или же с пастбища. Господин раба, не обращая внимания на усталость раба, велит ему приготовить для него, хозяина, ужин и служить ему подпоясавшись. И потом, когда раб исполнит приказание господина, этот последний и не подумает поблагодарить его. Притчу эту Господь сейчас же и разъясняет. Ученики Христа также должны чувствовать себя рабами Божиими». Связь притчи с вопросом учеников, с упоминанием зерна и смоковницы «установить невозможно», вот так, ни больше, ни меньше. Потому что притча «про рабов». Про то, что рабами Божьими себя «надо чувствовать». Нет даже попытки осмыслить. Просто, кондово — «велит чувствовать себя рабами». Про «предыдущее» же, с которым нет связи, сказано так: «Апостолы, очевидно, просят об усилении в них чудодейственной веры, которая им представлялась даром Божиим. Господь отвечает им, что это не особо какая вера, а высшее развитие обыкновенной веры».

Приведённый пример хорошо показывает, как происходила, происходит и довела религию до сегодняшнего состояния утрата смысла читаемых в Писании слов. Фрагмент текста изымается из формальной системы, где он был создан и только там может жить, и произвольно переносится куда вздумается. Тыкается в проповедь, с помощью которой читают мораль про то, как надо побуждать себя к смирению. И всё нормально. Смысла ноль, зато религия стоит как тут вкопанная. Слова даже Христа перестают содержать хоть какой смысл и сливаются в одно сплошное морализаторство. «Господь хочет от нас», «Господь велел», «Господь требует, чтобы мы». Вместо того, чтобы отыскивать всегда очень конкретный смысл, толкователи сделали так, что притчи стали «содержать богатство смыслов», то есть вообще лишились смысла. Стали поводом для произнесения скучных морализаторских проповедей про «вечные ценности», то есть ни про что. Притчи Христовы демонстрируют отказ в обучении от повелительных форм, призывающих к бездумному исполнению — «делай», «не делай» — они предлагают осмыслить, а значит привести в порядок свой логический аппарат, совершить метанойю, преобразить свой ум, заставить, вынудить его на адекватную реакцию, посмотреть и увидеть мир таким, каков он есть. Соотнести увиденное с понятым, не слушая ничьих сказок. А для религии это очень невыгодная форма. У неё главная забота — чесать языком про «тот мир». Она даже метанойю сделала «покаянием», то есть исключительно требованием ощущать себя клопом. Перед величием «того мира».

Из Евангелий прочитывается, что притчи не только народом, но и учениками почти никогда сразу не понимались, так что ученикам приходилось дополнительно разъяснять. Из чего становится ясно, что цель притчи выявить понимающих или хотя бы просто заинтересовавшихся. И это правильно, потому как если религиозные провокаторы чего и поймут, то может всем не поздоровиться. Понимать должен тот, кто хочет понять, и кого никуда силком не гонят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *