Притча о трех строителях


Поскольку я тут в каком-то смысле заделался толмачом Библии, то «на волне» выскажу еще несколько толкований общеизвестных библейских притч.
Вот, скажем, притча «О виноградаре и работниках», понимание смысла которой поможет избежать очень многих проблем по жизни. (Мф, гл. 20) Важные места для дальнейшего толкования выделю жирным шрифтом.
…Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой.
Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет, дам вам. Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал тó же.
Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: чтó вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, полýчите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему тó же, чтó и тебе; разве я не властен в своем делать, чтó хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
Одна из главных ошибок, совершаемых людьми во взаимоотношениях друг с другом, это отождествление таких понятий, как добро и справедливость. В чем же между ними разница?
Вот представьте, работаете вы в конторе. Хорошо работаете, не халявите. Есть оклад, есть премии. Оклад твердый, постоянный, согласно договора. Ну, а премия, так сказать, — за качество труда, на усмотрение работодателя. Напарник у вас на работе — раздолбай еще тот, опаздыватель, перекурщик, кофеман, болтун по телефону, чатник и бюллетенщик (наполовину мнимый, разумеется, бюллетенщик). Постоянно вас подставляет, вынуждает часто доделывать и даже переделывать за него. А вы его покрываете (пока что) и тихо ропщете в ожидании переполнения чаши терпения. И тут неожиданно вы узнаёте страшную тайну о его зарплате: что за свою работу он получает оклад больше вашего, да и премий ему отваливают больше. Ё-маё, где же тут, блин, справедливость?!! Набравшись смелости, идете к начальнику и заводите с ним не очень приятный для него разговор (разумеется, не сообщая о своей осведомленности о зарплате напарника, но просто, мол, неплохо бы поднять окладик), намекая: инфляция, мол, цены растут, работы ощутимо прибавилось… Начальник кряхтит, но обещает подумать. Действительно, в следующем квартале ваш оклад сравнялся с окладом напарника, договор пересмотрен в вашу пользу, однако в сумме с премией ваша зарплата все равно заметно уступает тому, что получает ваш коллега (вернее — получал; а вдруг и ему оклад тоже добавили?).
Несправедливость? Не спешите с выводами. Работодатель заключенный с вами договор выполняет? Выполняет. Значит — все справедливо? Формально — да, но как же премии? А премия — это такая вещь: хочу — плачу, хочу — не плачу, в чем проблема? Дали премию — хорошо, не дали — это нормально, не так ли? А у нас в какой-то момент произошел перекос: дали премию — нормально, а не дали — плохо, как будто бы начальник обязан ее выплачивать. Внешне ситуация одна и та же, а по внутреннему отношению к ней — диаметрально противоположна. В первом случае человек живет между позитивом и нейтралом, во втором — между негативом и нейтралом.
Я бы назвал этот эффект эффектом инфляции добра, что ли… Наверное, замечали: если вы делаете какому-то человеку регулярно добро, то он постепенно к этому привыкает и принимает его как должное. Так человек, которому вы регулярно даете денег, постепенно с просьбы переходит на требование. А когда вы набираетесь смелости и отказываете ему, он может даже возмутиться и «наехать», словно вы уже стали обязанными давать ему деньги по первому запросу. Или какую-либо другую услугу оказывать. И кто виноват в том, что он сел вам на шею? Давайте честно признаемся: не только он…
Точно так же обыватель относится к благам, которые ему предоставляет государство. Ну да, конечно, он же платит налоги… хотя, признаться, не очень-то и добросовестно. Зарплату в конверте получаем? А? А налоги с этих денег платим? Тогда — какие претензии к государству?
Эффект «инфляции добра» заключается в том, что понятие добра у эгоистичного человека постепенно трансформируется в понятие «справедливости», и поэтому отсутствие добра начинает представляться как отсутствие справедливости. Об этом как раз и говорится в библейской притче о виноградаре и работниках. Разве виноградарь совершил несправедливость по отношению к тем, кто у него работал с самого утра? Нет, всё согласно договора, какие к нему претензии? А остальным работникам, которые работали неполный день, он просто дал премию, как жест доброй воли. Мог бы не давать, но решил дать. Просто настроение было хорошее, весь урожай собрали. Или пожалел тех, кто нанялся поздновато: у них ведь тоже есть семьи, которые хочут кушать… Но эгоистичный человек, не ценящий добро и заглянувший в чужой карман, почему-то узрел в этом несправедливость и возмутился (возроптал). К тому же мы не владеем всей информацией и не знаем доподлинно о причинах, почему виноградарь решил не премировать этих работников. А они могли быть очень даже уважительными… Ну, не суть.
Как же быть в таких ситуациях? Очень просто. Учиться быть благодарным и ценить добрые поступки в ваш адрес, не давая себе привыкать к ним и рассматривать их как должное.
Помню когда-то давно, в середине 80-х, проходил курсы повышения квалификации по черт-те какой специальности, уже не помню… Но вот там одна женщина прочитала нам лекцию о трудовой дисциплине и привела такой любопытный пример.
Работника предприятия застали за нарушением трудовой дисциплины, скажем, в стельку пьяного у станка. А ведь это еще и грубейшее нарушение техники безопасности! В те советские, «теперь почти былинные», времена рядовой рабочий был лишь «началом большого конца»: за производственную травму вставляли глубокий втык не только ему, но и бригадиру, и мастеру участка, и начальнику цеха, и даже могли директору предприятия пальцем погрозить и поставить на вид в качестве предупреждения. Да, так было в те времена. Работнику, вместо того чтобы давать очередное «китайское» порицание, припомнили еще и привод в вытрезвитель полгода назад и влепили, наконец, выговор с занесениеим в трудовую книжку. Ну, резонно, заслужил. Все справедливо.
А дальше начинается следующее. Вот там от профсоюза раздают бесплатные путевки в санаторий в Крым. Этого работника обошли мимо: ведь у него выговор. Дальше — премии за текущий месяц не дали — с этим понятно, уже разобрались. Ну, а лишение премии за месяц автоматически лишает премии за год (знаменитой «тринадцатой зарплаты»). А тут от завода дом жилой сдали, квартиры распределяют… Этому опять не досталось, прокатили. Извиняй, братец, очередь очередью, но у тебя выговор, а тут надо семью передовика многодетного уважить, у них с жильем туго. Так что — жди когда сдадут следующий дом…
Далее женщина-лектор задает вопрос: сколько раз наказали этого пьянчугу за нарушение ТД и ТБ? Правильный ответ: всего один раз, когда влепили выговор. А все остальное — не наказание, а отсутствие поощрения. Ибо поощрять не за что. Так что — всё справедливо.
Именно поэтому отсутствие добра не есть несправедливость, но напротив, есть норма. Это — нормально, когда нет ни плюсов, ни минусов. Но чтобы это осознать, необходимо научиться видеть и ценить добро по отношению к себе и быть благодарным. Справедливость подразумевает принцип «Ты — мне, я — тебе», а добро — принцип «Это — мне? Спасибо! Тогда вот это — вам!» Ответная плата за «добро» — опять-таки, не есть обязательство, но жест доброй воли. Собственно, в этом и заключен смысл данной библейской притчи.
PS. Это — вам!

Примечание по картинкам. Картинки взяты из мультика моего детства под названием «Сладкая сказка», который, как и 99% советских мультиков того времени, учил детей «добру», а не «справедливости». Очень поучителен, и не только для детей.
Дополнение от 30.06.2015.
Удивительно синхронный с этой темой отрывок прочитал сегодня у Нила Доналда Уолша в его 3-м томе «Бесед с Богом» (гл.13) Излагает ту же самую мысль, но просто другими словами. Для лучшего понимания темы решился его процитировать.
Ты действительно думаешь, что, заставив другого сдержать обещание, ты избежишь вреда?

Да, если говорить о ближайшем времени, может показаться, что, отпустив другого человека «с крючка» данного тебе обещания или взятого им обязательства, ты пострадаешь, но это никогда не случится, если рассматривать более или менее длительный промежуток времени, потому что, давая свободу другому человеку, ты также даешь свободу себе. Ты освобождаешь себя от грусти и страданий, от уязвленного чувства собственного достоинства и собственной самооценки, что неизбежно следует, когда ты заставляешь другого человека сдержать данное тебе обещание, которого он не хочет сдерживать.
Это справедливо и для бизнеса? Как мог бы существовать мир бизнеса, придерживаясь этого правила?
На самом деле это единственный разумный способ ведения бизнеса.

Вы еще не научились использовать искусство убеждения.
Если бы не юридическая сила – «сила закона», применяемая с помощью судов, – как могли бы мы «убеждать» людей, занимающихся бизнесом, соблюдать сроки своих контрактов и придерживаться своих соглашений?
Учитывая вашу нынешнюю этику, другого пути может и не быть. Но с изменением этики способ, с немощью которого вы сейчас пытаетесь уберечь бизнес – и людей – от нарушения соглашений, покажется вам очень примитивным.
Объясни, пожалуйста.
Сейчас, чтобы гарантировать соблюдение соглашений, вы используете силу. Когда ваша этика изменится, включив понимание того, что все вы – Одно, вы никогда не станете применять силу, потому что этим вы только принесете вред своему Я. Вы не станете своей правой рукой наносить удары по левой.
Даже если левая рука душит тебя?
Это другая вещь, которая тоже станет невозможной. Вы перестанете душить свое Я. Вы перестанете кусать себя за нос назло своему лицу. Вы перестанете нарушать свои соглашения. И, конечно, сами ваши соглашения станут совсем другими.
Отдавая что-то ценное другому человеку, вы больше не будете требовать что-то ценное взамен. Когда вы будете что-то давать или чем-то делиться, вас больше не будет останавливать отсутствие того, что вы называете непосредственным возвратом.
Вы будете давать и делиться автоматически, и в результате значительно реже придется разрывать контракты, потому что контракт связан с обменом вещами и услугами, тогда как ваша жизнь будет связана с дарением вещей и услуг независимо от того, получите вы что-то взамен или нет.
И в таком одностороннем «дарении» вы найдете свое спасение, потому что вы откроете для себя то, что испытывает Бог: то, что ты даешь другому, ты даешь своему Я. Что уходит наружу, снаружи приходит.
Все, что исходит от Тебя, к Тебе возвращается.
В семикратном размере. Так что нет необходимости беспокоиться о том, что ты собираешься «получить обратно». Беспокоиться следует только о том, что ты собираешься «отдать». Жизнь требует достижения самого высокого качества давания, а не самого высокого качества получения. Вы продолжаете это забывать. Но жизнь не для того, чтобы «получать». Жизнь для того, чтобы «отдавать», и, чтобы это делать, вы должны проявлять великодушие по отношению к другим – особенно к тем, кто не дал вам того, что, как вы считали, вы должны получить! Такой поворот приведет к полному изменению вашей культуры. Сегодня то, что вы называете «успехом», в вашей культуре измеряется в значительной степени тем, сколько вы «получили», сколько славы, денег, власти и собственности вы приобрели. В Новой Культуре «успех» будет измеряться тем, сколько благодаря вам приобрели другие.
Ирония будет заключаться в том, что чем больше, благодаря вам, получат другие, тем больше, без всяких усилий, получите вы. Без всяких «контрактов», «соглашений», «сделок», «ведения переговоров» или судебных процессов, которые заставляют вас отдавать другому то, что было «обещано».
В экономике будущего в своих делах вы будете руководствоваться не личной выгодой, а личным ростом, который и будет вашей выгодой. А «выгода» в материальном смысле придет, когда вы станете большей и более грандиозной версией того, Кто Вы Есть в Действительности.
Когда наступит это время, вам будет казаться слишком примитивной возможность использовать силу для того, чтобы принудить кого-то отдать вам что-либо только потому, что он «пообещал» это сделать. Если другой человек не будет соблюдать договоренность, вы просто позволите ему идти своим путем, делать свой выбор и получать собственный опыт. А то, что он не отдал вам, не будет потеряно, потому что вы будете знать, что «то, что уходит, умножается» – и что не он ваш источник всего этого, а вы сами.

«Пусть мечта изменит твою жизнь до того, как жизнь изменит твою мечту»

По первому своему фундаментальному образованию я долгое время не любил людей. Мое первое высшее образование называется «Национальная безопасность». И некоторое время я посвятил государевой службе и изучению человеческих пороков. И в этом смысле человеческие пороки дают пытливому наблюдателю некоторое представление о бесконечности.

По второму своему фундаментальному образованию я как руководитель ценю людей как ресурс для выполнения задачи. Второе мое фундаментальное образование – «Mini-MBA: Управление персоналом».

И, наконец, по третьему своему фундаментальному образованию, я люблю людей. Это, конечно, «Университет практической психологии».

О чем это я?

Есть такая притча.

«Случилось это в средние века. Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил рассказать о его работе.

– Не мешай мне, я таскаю камни, смотри, сколько еще надо перетаскать до вечера, – сказал тот со злобой.

Монах подошел ко второму каменщику и спросил о том же.

– Я бью по камню резцом, я хороший специалист, я зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, – ответил мастер сдержанно.

Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.

– Я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, – улыбнувшись, ответил каменщик.

Монах удалился.

На следующий день он пришел к ним опять и предложил третьему каменщику стать вместо него руководителем работ».

О чем это я?

По своему первому образованию я первый каменщик, я таскал камни.

По своему второму образованию я второй каменщик, я зарабатывал деньги.

По своему третьему образованию я третий каменщик, я строю храм.

На этот путь осознания ушло 10 лет.

О чем это я?

Твоя карьера. Пусть ты в самом начале Пути, задумайся, что ты делаешь и зачем? Таскаешь камни? Зарабатываешь деньги? Строишь храм?

Предприниматель. Дело твоей жизни? Вопросы те же.

Шаг 1: Осознать​​​​​​​.

Будем считать, что с этим разобрались.

Шаг 2: Что дальше?

Конечно, я призываю «строить храмы».

Там, где ты работаешь.

Там, где ты живешь.

Создавать нечто, что сделает жизнь людей вокруг лучше, что останется после тебя.

И если ты решился-таки перестать таскать камни и начать уже строить свой «храм», то напоследок, еще история.

«Жил однажды прораб. Всю свою жизнь он строил дома, но настал день, когда человек понял, что устал и больше не хочет работать, что пора ему на пенсию.

Пришел он к своему хозяину и сказал:

– Устал я. Решил уйти на пенсию. Буду сидеть дома, с внуками возиться, цветы выращивать.

Строитель он был хороший, и хозяин стал его уговаривать повременить с уходом на пенсию, но прораб был тверд в своем решении. Тогда хозяин попросил:

– Слушай, построй последний дом, а потом мы тебя проводим на заслуженный отдых. Проводим с хорошей премией.

Прораб уважил хозяина и согласился. Дом, который надо было построить, был маленьким коттеджем для одной семьи.

Прораб работал нехотя, он уже видел себя на пенсии, поэтому торопился, что-то упрощал, что-то недоделывал, покупал материалы, которые в данный момент были на складе, а не те, которые требовались согласно проекту…. Он был опытным строителем и понимал, что дом, который он строит – не лучшая его работа, но оправдывал себя тем, что это его последняя работа перед уходом на пенсию. Что, чем раньше он закончит, тем скорее наступит долгожданный отдых.

Наконец строительство было закончено, и прораб позвал хозяина, чтобы показать ему дом.

Тот осмотрел коттедж и сказал:

– Знаешь, а ведь этот дом ты строил для себя. Это подарок от нашей фирмы за многолетнюю безупречную работу. Вот ключи и документы. Владей!

Что испытал в этот момент человек, было известно только ему одному! Все окружающие аплодировали, поздравляли, а он стоял красный, как рак от стыда за собственную небрежность: ведь он прекрасно понимал, что все недочеты и небрежности, допущенные во время строительства, в будущем станут для него большими проблемами. И последние годы своей жизни он будет вынужден прожить в единственном доме, который он построил спустя рукава».

Все мы строим свою жизнь, «свои храмы», и многие даже осознанные люди делают это так, как построил прораб свой последний дом перед уходом на пенсию. А спустя годы вдруг осознают, что живут в доме, который построили сами. Ведь все, что мы делаем сегодня – фундамент для того, что будет завтра.

Сегодня мы строим дом (или даже храм!), в котором будем жить завтра.

И если что не так… Никогда ведь не поздно сделать капитальный ремонт, так ведь?

В конторе одной был директором Шмель,

Он план непосильный давал.

Трудился веселый простой Муравей,

С утра и до ночи пахал.

Директор сказал: » Это что за бардак?»,

Работаешь сам по себе.

Контроль очень важен, возможен ведь брак,

Я взял контролера тебе.

Знакомься скорей, дорогой Муравей

Жук будет теперь в ОТК.

Имеет он сотни прекрасных идей,

Работа его не легка.

Запомни, я занят и мне недосуг,

И с этого дня, Муравей.

Мне нужен отчёт – сказал грозно Жук,

Отчёт о работе твоей.

Работал весь день весельчак Муравей,

А после отчёты писал.

И вечером Жук в каморке своей,

Их долго и нудно читал.

Но стало Жуку работать невмочь,

Пора обновить инвентарь.

Чтоб в трудном контроле немного помочь,

Был нанят Паук-секретарь.

За новым огромным дубовым столом,

Сидит многорукий Паук.

В костюме он чёрном всегда дорогом,

И смотрит как важный Индюк.

Улыбка сползла с лица Муравья,

Он денно и нощно в трудах.

Но как-то не стало совсем жития,

Проносится день впопыхах.

Хоть Шмель был доволен отчетам Жука,

Но требовал так, же прогноз.

А так как работа сия не легка

В помощницы нанял Стрекоз.

И вот департамент с десяток Стрекоз,

Печатает схемы и план.

А чтобы спокойней начальству жилось,

Стал главным у них Таракан…

С тех пор Муравей раздражительным стал,

Всё чаще пыхтел и бухтел.

Все хуже и дольше отчёты писал,

Работать совсем не хотел.

Служебку Шмелю написал грозный Жук,

В ней стал Муравья он ругать.

Мол, этот бездельник отбился от рук,

Пора что-то уж предпринять.

Шмель понял, что фирме нужен гарант,

Проблем ворох, невпроворот.

Спасителем станет для нас консультант,

Уж он-то все сразу поймёт.

Кузнечик три месяца дебет сводил,

Он складывал и отнимал.

А после Шмелю всё как есть доложил,

На фирме раздут персонал…

И вот наступил сокращения день,

Вмиг весь персонал приутих.

Считаю, что лишний у нас Муравей,

Шмель вынес строгий вердикт…

Вот так вот и в жизни бывает порой,

Коль выпало быть Муравьём.

То штат Тараканов, Жуков и Стрекоз,

Несёшь на горбу ты своём…

Мф., 87 зач., 21, 33– 42

Сказал Господь такую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Вся эта притча – рассказ об отвержении Самого Господа Иисуса Христа. Виноградник в ней – вначале избранный Богом народ Израилев. Как говорит пророк Исаия: виноградник Господень – народ Израилев (Ис. 5, 7). Хозяин виноградника – Бог, виноградари – религиозные вожди народа, слуги, которые приходят, чтобы собрать плоды – посланные Богом пророки. И, наконец, Сын – Христос Мессия, Он послан как последний посланник в мир.

В притче нет другого объяснения Его смерти, кроме того, что виноградари убили Его, потому что знали, что Он наследник, что Он – Сын Божий. Не потому что не знали, а потому что знали. «Придем и убьем Его, – говорят они, – и наследство будет наше». Какое простое решение всех проблем, существующих в роде человеческом, когда он отворачивается от Бога! От Каина до Каиафы, от Каиафы до убийц нашей святой Царской Семьи и до последнего убийцы, который будет на земле. Вынуть камень, всего один, из строения жизни – и не заботиться ни о чем. Все теперь принадлежит нам, и мы поступаем так, как мы хотим. Как просто и ясно показана в этой притче история и судьба Израиля и всего человечества!

Обратим внимание на то, как милостив Господь по отношению к тем, кому Он вверяет Свой виноградник. Господь дает его делателям и оставляет их одних. Он не стоит над ними, как надсмотрщик. Он доверяет им то дело, которое они призваны осуществить на земле. И мы видим еще, с каким непостижимым терпением снова и снова, несмотря на все страшные грехи и преступления, Господь дает им возможность ответить на Его доверие, на Его любовь. Однако это не означает, что праведного суда Божия не существует. Все кончается тем, что Господь, как мы слышали, предает смерти злых делателей, забирает виноградник у них и передает его другим.

Со времени пришествия Христова новый виноградник Божий распространяется по всей земле. Весь человеческий род включается в этот виноградник. И этот новый виноградник – Церковь Христова с апостолами, мучениками, святителями, исповедниками, преподобными, благочестивыми царями и царицами – теми, кто достойно трудится в Господнем винограднике. Это «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел», как говорит нам слово Божие (1 Пет. 2, 9). «Якоже красный плод спасительного сеяния», приносят Господу добрые виноградари свой труд, и будут приносить Ему до скончания века.

Однако эта притча Господня – о злых виноградарях. И она касается не одного только Ветхого Завета. Вся Церковь наша – виноградник Господень. Каждая душа человеческая, говорят святые отцы, это своего рода виноградник. И подобно тому, как хозяин винограда в притче не получил ни одной кисти виноградной, точно также Бог очень часто не получает духовных плодов от многих людей, которых Он любит. Что за опустошение над нашей землей прошло в недавние годы? Сам диавол иссушил почти весь виноградник. И Господь предупреждает, что будет горшее. Сын Человеческий, говорит Он, придя, найдет ли хоть одну виноградину на земле?

Кто же будет виновен в этом более всего? Мы знаем, что князь мира сего, все более утверждающий свою власть в этом мире, зная, что ему мало осталось времени, все более неистовствует, все более утверждает свое господство, «тайну беззакония», о которой говорит апостол Павел в Послании к Солунянам (2 Фес. 2, 7). Но она действует не только во внешнем мире – говорят святые отцы – она касается и самой Церкви, потому что, в конце концов, «человек беззакония», как говорит апостол, придет и в храме Божием сядет, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2, 4).

Совершенно понятно, что более всего противостоять «тайне беззакония» должны те, кто поставлен Господом трудиться над возделыванием душ человеческих; те, кто ответственен перед Богом за духовное состояние народа. А в чем же будет их вина? Как смогут эти люди дойти до отвержения Самого Бога? Вот притча о злых виноградарях показывает, сколь ужасным может быть возрастание во зле. Чем больше Господь проявляет милосердие по отношению к делателям виноградника, тем более они утверждаются в своем зле.

Мы видели ряд явлений неправедного суда злых виноградарей, пока они не доходят до убийства Сына Хозяина виноградника. Все начинается с утраты чувства реальности, утраты страха Божия. Каждый человек, живущий духовной жизнью, может знать, что можно потерять страх Божий, потерять благодать. Что можно с небрежением относиться к святыне. Слово Божие говорит: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). А если человек проклят, значит, лишен благодати. Значит, он подчиняется князю мира сего, силам зла. Он становится на тот самый путь, по которому шли злые виноградари.

Чтобы понять нашу ответственность, в особенности ответственность тех, кому вручен виноградник Божий, мы должны увидеть, что все подробности притчи имеют значение. С самого начала притчи говорится, что Господь дал делателям для служения ограду, башню и точило.

Точило в винограднике – место, где получают сок и вино. Согласно изъяснениям святых отцов, это тайна обетованного Мессии, истинного Спасителя рода человеческого, в ожидании Которого жили все в Ветхом Завете – и в чаянии Второго Пришествия Которого живем мы. «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет» (Ин. 7, 37), говорит Господь, обращаясь к таким людям. Башня, говорят святые отцы, означает древний Иерусалимский храм – предтечу Церкви Христовой, где совершались прообразовательные жертвоприношения. И также она – все храмы самой Христовой Церкви. Но она, кроме того – наблюдательная башня, с которой наблюдали и должны наблюдать всегда за приближением врагов, в особенности, когда наступает время созревания плодов. Это назначение башни лучше всего, наверное, помогает нам понять, как совершается постепенно «тайна беззакония» в Церкви. Ведь и ограда, которой был обнесен виноградник, существует для тех же самых целей. Ограда – то, что отделяет виноградник от невозделанной земли и то, что должно защищать виноградник от воров, от диких зверей. Неогороженный виноградник открыт для разорения. Если ограда где-то оказывается разрушенной – тот, кому не все равно, что делается с виноградником, постарается немедленно восстановить ее. И в духовной жизни существует ограда. Как говорят святые отцы, это заповеди Божии. Прежде всего, оградительный древний закон: не убивай, не воруй, не блуди. Эти запреты не утесняют свободу человека, как мы знаем, но защищают человека, ограждают его, хранят его свободу. Без этой ограды человеческая жизнь станет подобной винограднику, который могут вытоптать и пожрать стада диких свиней. Есть и другие ограды в винограднике Господнем. Это таинства Церкви, Тайны Христовы, перед которыми мы молимся: «Не бо врагом Твоим тайну повем». Это догматы и каноны, и все установления церковные, которые должны храниться от всякого злого поползновения на них.

Когда не будет у делателей виноградника заботы об ограде, тогда придет его запустение и гибель. Пусть не думает кто-нибудь, что он простой мирянин и какой с него спрос. Если ты принял дар Духа Святаго, ты тоже делатель, какое бы место ты ни занимал в Церкви. И пусть не скажет кто-нибудь, что он заботится только о своем личном благочестии и остальное его не касается. Что значит твое благочестие, если тебя не заботит, что весь виноградник гибнет у нас на глазах? Нам всем дал Господь виноградник и снабдил его всем необходимым, чтобы мы достойно исполняли свой главный труд. Мы все облечены доверием Божиим, и все свободны отнестись к этому дару так, как нам заблагорассудится.

Однако и для нас всех приближается день, когда мы должны будем предстать пред Господом с отчетом, что мы сделали с тем, что Он нам вручил. Все мы должны будем дать ответ на последнем и Страшном Суде Господу об этом. И выбор, перед которым мы стоим, как показывает Крест Христов, оказывается предельным. В этом мире, лежащем во зле, существуют зло и смерть. Когда зло раскрывается до предела, человек становится либо мучеником, либо убийцей. До такого предела дойдет жизнь, что иного выбора не будет дано никому.

В притче ясно показано, что Христос знает, что ждет Его впереди и каким путем должна идти Его Церковь. Он сознательно восходит к смерти, чтобы отдать Себя за спасение всех, чтобы стать краеугольным камнем, на котором строится жизнь и без которого, чему теперь, казалось бы, должно стать свидетелем все человечество, рушится все. Отвержение и смерть ожидают Господа и Церковь Его, но это все для того, чтобы изнести милость, и суд, и победу для любящих Его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *