Притча про работника

О доброте и справедливости: притча о виноградаре и работниках


Поскольку я тут в каком-то смысле заделался толмачом Библии, то «на волне» выскажу еще несколько толкований общеизвестных библейских притч.
Вот, скажем, притча «О виноградаре и работниках», понимание смысла которой поможет избежать очень многих проблем по жизни. (Мф, гл. 20) Важные места для дальнейшего толкования выделю жирным шрифтом.
…Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой.
Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет, дам вам. Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал тó же.
Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: чтó вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, полýчите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему тó же, чтó и тебе; разве я не властен в своем делать, чтó хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
Одна из главных ошибок, совершаемых людьми во взаимоотношениях друг с другом, это отождествление таких понятий, как добро и справедливость. В чем же между ними разница?
Вот представьте, работаете вы в конторе. Хорошо работаете, не халявите. Есть оклад, есть премии. Оклад твердый, постоянный, согласно договора. Ну, а премия, так сказать, — за качество труда, на усмотрение работодателя. Напарник у вас на работе — раздолбай еще тот, опаздыватель, перекурщик, кофеман, болтун по телефону, чатник и бюллетенщик (наполовину мнимый, разумеется, бюллетенщик). Постоянно вас подставляет, вынуждает часто доделывать и даже переделывать за него. А вы его покрываете (пока что) и тихо ропщете в ожидании переполнения чаши терпения. И тут неожиданно вы узнаёте страшную тайну о его зарплате: что за свою работу он получает оклад больше вашего, да и премий ему отваливают больше. Ё-маё, где же тут, блин, справедливость?!! Набравшись смелости, идете к начальнику и заводите с ним не очень приятный для него разговор (разумеется, не сообщая о своей осведомленности о зарплате напарника, но просто, мол, неплохо бы поднять окладик), намекая: инфляция, мол, цены растут, работы ощутимо прибавилось… Начальник кряхтит, но обещает подумать. Действительно, в следующем квартале ваш оклад сравнялся с окладом напарника, договор пересмотрен в вашу пользу, однако в сумме с премией ваша зарплата все равно заметно уступает тому, что получает ваш коллега (вернее — получал; а вдруг и ему оклад тоже добавили?).
Несправедливость? Не спешите с выводами. Работодатель заключенный с вами договор выполняет? Выполняет. Значит — все справедливо? Формально — да, но как же премии? А премия — это такая вещь: хочу — плачу, хочу — не плачу, в чем проблема? Дали премию — хорошо, не дали — это нормально, не так ли? А у нас в какой-то момент произошел перекос: дали премию — нормально, а не дали — плохо, как будто бы начальник обязан ее выплачивать. Внешне ситуация одна и та же, а по внутреннему отношению к ней — диаметрально противоположна. В первом случае человек живет между позитивом и нейтралом, во втором — между негативом и нейтралом.
Я бы назвал этот эффект эффектом инфляции добра, что ли… Наверное, замечали: если вы делаете какому-то человеку регулярно добро, то он постепенно к этому привыкает и принимает его как должное. Так человек, которому вы регулярно даете денег, постепенно с просьбы переходит на требование. А когда вы набираетесь смелости и отказываете ему, он может даже возмутиться и «наехать», словно вы уже стали обязанными давать ему деньги по первому запросу. Или какую-либо другую услугу оказывать. И кто виноват в том, что он сел вам на шею? Давайте честно признаемся: не только он…
Точно так же обыватель относится к благам, которые ему предоставляет государство. Ну да, конечно, он же платит налоги… хотя, признаться, не очень-то и добросовестно. Зарплату в конверте получаем? А? А налоги с этих денег платим? Тогда — какие претензии к государству?
Эффект «инфляции добра» заключается в том, что понятие добра у эгоистичного человека постепенно трансформируется в понятие «справедливости», и поэтому отсутствие добра начинает представляться как отсутствие справедливости. Об этом как раз и говорится в библейской притче о виноградаре и работниках. Разве виноградарь совершил несправедливость по отношению к тем, кто у него работал с самого утра? Нет, всё согласно договора, какие к нему претензии? А остальным работникам, которые работали неполный день, он просто дал премию, как жест доброй воли. Мог бы не давать, но решил дать. Просто настроение было хорошее, весь урожай собрали. Или пожалел тех, кто нанялся поздновато: у них ведь тоже есть семьи, которые хочут кушать… Но эгоистичный человек, не ценящий добро и заглянувший в чужой карман, почему-то узрел в этом несправедливость и возмутился (возроптал). К тому же мы не владеем всей информацией и не знаем доподлинно о причинах, почему виноградарь решил не премировать этих работников. А они могли быть очень даже уважительными… Ну, не суть.
Как же быть в таких ситуациях? Очень просто. Учиться быть благодарным и ценить добрые поступки в ваш адрес, не давая себе привыкать к ним и рассматривать их как должное.
Помню когда-то давно, в середине 80-х, проходил курсы повышения квалификации по черт-те какой специальности, уже не помню… Но вот там одна женщина прочитала нам лекцию о трудовой дисциплине и привела такой любопытный пример.
Работника предприятия застали за нарушением трудовой дисциплины, скажем, в стельку пьяного у станка. А ведь это еще и грубейшее нарушение техники безопасности! В те советские, «теперь почти былинные», времена рядовой рабочий был лишь «началом большого конца»: за производственную травму вставляли глубокий втык не только ему, но и бригадиру, и мастеру участка, и начальнику цеха, и даже могли директору предприятия пальцем погрозить и поставить на вид в качестве предупреждения. Да, так было в те времена. Работнику, вместо того чтобы давать очередное «китайское» порицание, припомнили еще и привод в вытрезвитель полгода назад и влепили, наконец, выговор с занесениеим в трудовую книжку. Ну, резонно, заслужил. Все справедливо.
А дальше начинается следующее. Вот там от профсоюза раздают бесплатные путевки в санаторий в Крым. Этого работника обошли мимо: ведь у него выговор. Дальше — премии за текущий месяц не дали — с этим понятно, уже разобрались. Ну, а лишение премии за месяц автоматически лишает премии за год (знаменитой «тринадцатой зарплаты»). А тут от завода дом жилой сдали, квартиры распределяют… Этому опять не досталось, прокатили. Извиняй, братец, очередь очередью, но у тебя выговор, а тут надо семью передовика многодетного уважить, у них с жильем туго. Так что — жди когда сдадут следующий дом…
Далее женщина-лектор задает вопрос: сколько раз наказали этого пьянчугу за нарушение ТД и ТБ? Правильный ответ: всего один раз, когда влепили выговор. А все остальное — не наказание, а отсутствие поощрения. Ибо поощрять не за что. Так что — всё справедливо.
Именно поэтому отсутствие добра не есть несправедливость, но напротив, есть норма. Это — нормально, когда нет ни плюсов, ни минусов. Но чтобы это осознать, необходимо научиться видеть и ценить добро по отношению к себе и быть благодарным. Справедливость подразумевает принцип «Ты — мне, я — тебе», а добро — принцип «Это — мне? Спасибо! Тогда вот это — вам!» Ответная плата за «добро» — опять-таки, не есть обязательство, но жест доброй воли. Собственно, в этом и заключен смысл данной библейской притчи.
PS. Это — вам!

Примечание по картинкам. Картинки взяты из мультика моего детства под названием «Сладкая сказка», который, как и 99% советских мультиков того времени, учил детей «добру», а не «справедливости». Очень поучителен, и не только для детей.
Дополнение от 30.06.2015.
Удивительно синхронный с этой темой отрывок прочитал сегодня у Нила Доналда Уолша в его 3-м томе «Бесед с Богом» (гл.13) Излагает ту же самую мысль, но просто другими словами. Для лучшего понимания темы решился его процитировать.
Ты действительно думаешь, что, заставив другого сдержать обещание, ты избежишь вреда?

Да, если говорить о ближайшем времени, может показаться, что, отпустив другого человека «с крючка» данного тебе обещания или взятого им обязательства, ты пострадаешь, но это никогда не случится, если рассматривать более или менее длительный промежуток времени, потому что, давая свободу другому человеку, ты также даешь свободу себе. Ты освобождаешь себя от грусти и страданий, от уязвленного чувства собственного достоинства и собственной самооценки, что неизбежно следует, когда ты заставляешь другого человека сдержать данное тебе обещание, которого он не хочет сдерживать.
Это справедливо и для бизнеса? Как мог бы существовать мир бизнеса, придерживаясь этого правила?
На самом деле это единственный разумный способ ведения бизнеса.

Вы еще не научились использовать искусство убеждения.
Если бы не юридическая сила – «сила закона», применяемая с помощью судов, – как могли бы мы «убеждать» людей, занимающихся бизнесом, соблюдать сроки своих контрактов и придерживаться своих соглашений?
Учитывая вашу нынешнюю этику, другого пути может и не быть. Но с изменением этики способ, с немощью которого вы сейчас пытаетесь уберечь бизнес – и людей – от нарушения соглашений, покажется вам очень примитивным.
Объясни, пожалуйста.
Сейчас, чтобы гарантировать соблюдение соглашений, вы используете силу. Когда ваша этика изменится, включив понимание того, что все вы – Одно, вы никогда не станете применять силу, потому что этим вы только принесете вред своему Я. Вы не станете своей правой рукой наносить удары по левой.
Даже если левая рука душит тебя?
Это другая вещь, которая тоже станет невозможной. Вы перестанете душить свое Я. Вы перестанете кусать себя за нос назло своему лицу. Вы перестанете нарушать свои соглашения. И, конечно, сами ваши соглашения станут совсем другими.
Отдавая что-то ценное другому человеку, вы больше не будете требовать что-то ценное взамен. Когда вы будете что-то давать или чем-то делиться, вас больше не будет останавливать отсутствие того, что вы называете непосредственным возвратом.
Вы будете давать и делиться автоматически, и в результате значительно реже придется разрывать контракты, потому что контракт связан с обменом вещами и услугами, тогда как ваша жизнь будет связана с дарением вещей и услуг независимо от того, получите вы что-то взамен или нет.
И в таком одностороннем «дарении» вы найдете свое спасение, потому что вы откроете для себя то, что испытывает Бог: то, что ты даешь другому, ты даешь своему Я. Что уходит наружу, снаружи приходит.
Все, что исходит от Тебя, к Тебе возвращается.
В семикратном размере. Так что нет необходимости беспокоиться о том, что ты собираешься «получить обратно». Беспокоиться следует только о том, что ты собираешься «отдать». Жизнь требует достижения самого высокого качества давания, а не самого высокого качества получения. Вы продолжаете это забывать. Но жизнь не для того, чтобы «получать». Жизнь для того, чтобы «отдавать», и, чтобы это делать, вы должны проявлять великодушие по отношению к другим – особенно к тем, кто не дал вам того, что, как вы считали, вы должны получить! Такой поворот приведет к полному изменению вашей культуры. Сегодня то, что вы называете «успехом», в вашей культуре измеряется в значительной степени тем, сколько вы «получили», сколько славы, денег, власти и собственности вы приобрели. В Новой Культуре «успех» будет измеряться тем, сколько благодаря вам приобрели другие.
Ирония будет заключаться в том, что чем больше, благодаря вам, получат другие, тем больше, без всяких усилий, получите вы. Без всяких «контрактов», «соглашений», «сделок», «ведения переговоров» или судебных процессов, которые заставляют вас отдавать другому то, что было «обещано».
В экономике будущего в своих делах вы будете руководствоваться не личной выгодой, а личным ростом, который и будет вашей выгодой. А «выгода» в материальном смысле придет, когда вы станете большей и более грандиозной версией того, Кто Вы Есть в Действительности.
Когда наступит это время, вам будет казаться слишком примитивной возможность использовать силу для того, чтобы принудить кого-то отдать вам что-либо только потому, что он «пообещал» это сделать. Если другой человек не будет соблюдать договоренность, вы просто позволите ему идти своим путем, делать свой выбор и получать собственный опыт. А то, что он не отдал вам, не будет потеряно, потому что вы будете знать, что «то, что уходит, умножается» – и что не он ваш источник всего этого, а вы сами.

Притча о работниках в винограднике

«Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20.1–16).

Господь, как хозяин виноградника, зовет всех, кто хочет трудиться для Царства Божия и предлагает им духовное делание в Церкви Христовой. Разные часы в притче (третий, шестой, девятый, одиннадцатый) могут пониматься двояко. С одной стороны, это различные эпохи в истории Церкви, когда одни народы раньше откликнулись на призыв Божий, как еврейский, другие позже, а с другой – различные периоды индивидуальной жизни человека (детство, юность, зрелый возраст, старость), когда он слышит и принимает призыв Божий. Эта притча Господня говорит всем грешникам, стоящим вне Церковной ограды, что и для них есть возможность спасения в любое время, даже в последний час их жизни.

Вторая часть притчи говорит о расплате хозяина с работниками виноградника. Он всем дает, вне зависимости от времени начала работы, такую плату, которую считает нужной. Так, Бог может равно дать Царство и духовные дары человеку, с детства бывшему в Церкви и обратившемуся к вере незадолго до смерти; Он равно примет покаяние и того, и другого, и обоим простит грехи.

Ропот виноградарей, трудившихся с самого утра, как выражение человеческого представления о справедливости, противопоставляется в притче Божественной щедрости и любви. Зависть, охватившая трудившихся весь день, сродни низким чувствам старшего брата в притче о блудном сыне. Конец притчи о виноградарях показывает, что душевное устроение «первых» может снизить достоинство их долгого труда в винограднике Господнем, а усердие «последних», наоборот, более удовлетворит Хозяина виноградника.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Притча о наёмниках.

Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что’ вы стоите здесь целый день праздно?
Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Мф.20, 1-16

В притче о наемниках и тот, кому один только час работать пришлось, был одинаково вознагражден домовладыкою. Часы дня в этой притче — образ течения жизни нашей. Одиннадцатый час — последнее время этой жизни. Господь показывает, что и те, которые до этого срока дожили, не работая Ему, могут начать работать и угодить Ему не меньше других. Нечего, следовательно, отговариваться старостью и отчаиваться, полагая, что уже не к чему начинать. Начинай не робея; милостив Господь; все тебе даст, что и другим, и по чину благодати здесь, и по закону правды там. Только усердием побольше разгорись и посокрушеннее поскорби о нерадении, в котором проведена вся почти жизнь. Скажешь: там позвал хозяин, пусть и меня позовет Господь. А разве не зовет? Не слышишь разве в церкви гласа Господня: «придите ко Мне все» и апостольского призвания: «как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *