Притча про сеятеля

Притча о сеятеле в толковании блаж. Феофилакта Болгарского


И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря. И учил их притчами много.
Хотя, казалось, и отослал Мать Свою, однако, опять повинуется Ей, ибо ради Нее выходит к морю. Садится в лодку для того, чтобы, имея перед глазами всех, говорить в услышание всех и никого не иметь позади Себя.
И в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах, так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют; да не обратятся, и прощены будут им грехи.
Первую притчу предлагает о семени, дабы сделать слушателей более внимательными. Так как Он намерен сказать, что семя есть слово и что оно, упавши в невнимательных, пропадает, то говорит об этом прежде всего, дабы слушатели постарались быть внимательными и непохожими на ту землю, которая губит семя. Но кто такой Сеятель? Сам Христос, Который по человеколюбию и снисхождению неотлучно исшел из Отчих недр, исшел же не для того, чтобы сожечь проклятую землю и злые сердца, не для того, чтобы иссечь терния, но чтобы сеять семя. Какое семя? Не Моисеево ли? Не семя ли пророков? Нет, Свое, то есть, чтобы проповедовать Свое Евангелие. Он и сеял; но из семян одно пало на душу, подобно дороге, попираемой многими, и птицы небесные, то есть демоны, владеющие в воздухе, пожрали это семя. К таким людям относятся человекоугодники; они то же, что дорога, попираемая многими. Кто все делает только для угождения тому или другому, тот бывает попираем многими. Но заметь, Господь не сказал, что семя брошено при пути, но что оно пало при пути, потому что Сеятель бросает семя на землю, как на добрую, а она сама уже, оказавшись худой, губит семя, то есть слово. Впрочем, некоторые хорошо принимали упавшее при пути в том смысле, что оно пало на неверное сердце. Ибо Путь есть Христос, а находящиеся при пути суть неверные, которые вне пути, то есть Христа. Другое семя пало на душу каменистую, разумею тех, которые легко принимают слово, но потом отвергают. Они каменисты, как уподобившиеся несколько камню, то есть Христу, поскольку приняли слово; но как они принимают слово на время и потом отвергают, то через это теряют и подобие. Иное семя упало на душу, пекущуюся о многом, ибо «терние» суть житейские попечения. Но четвертое семя пало на добрую землю. Итак смотри, как редко добро и как мало спасающихся! Только четвертая часть семени оказалась уцелевшей! Ученикам спросившим Его наедине, говорит: «вам дано знать тайны». Но неужели по распределению и назначению от природы одним дано это, а другим, нет? Быть не может; но тем дано, как ищущим: «ищите, — сказано, — и дастся вам», а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного. Впрочем, хочешь ли знать, что от Бога дано всем видеть должное? Слушай! «Своими глазами смотрят» — это от Бога «и не видят» — это от злобы их; ибо Бог создал их видящими, то есть понимающими доброе, но они не видят, смежая очи свои добровольно, чтобы не обратиться и не исправляться, как бы завидуя собственному спасению и исправлению. Можно и так понимать: прочим же говорю притчами, «так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют», чтобы хотя поэтому обратились и исправились.

И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают; и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
Здесь указано три разряда людей, в которых слово пропадает: одни — невнимательны, эти означены словом «при дороге»; другие — малодушны, сии разумеются под словом «на каменистом месте»: третьи — сластолюбивы, означаемые словом «в тернии». Три же разряда и тех, которые приняли и сохранили семя: одни приносят плод во сто — это люди совершенной и высокой жизни; другие — в шестьдесят, это средние; иные — в тридцать, которые хотя немного, но все же приносят по силе своей. Так, одни суть девственники и пустынники, другие живут вместе в общежитии, иные в мире и в браке. Но Господь принимает всех их, как приносящих плод. И благодарение Его человеколюбию!

ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ

Говоря с множеством народа, Иисус часто учил их с помощью притч – простых историй об обычных событиях, обстоятельствах и вещах, которые его слушатели легко могли понять. Большинство из тех, к кому обращался Иисус, были простыми людьми, и Он знал, что Его весть будет интересна даже детям, если Он изложит ее, используя такие наглядные истории.

`Притча о сеятеле” – одна из немногих притч, содержащихся в трех различных Евангелиях: от Матфея, глава 13, Марка, глава 4 и Луки, глава 8. Эта чудесная притча раскрывает четыре группы, на которые можно разделить состояния людских сердец. По мере того, как мы сейчас будем читать слова Самого Иисуса, ты можешь спрашивать себя, какая из этих четырех категорий описывает тебя!

`Вышел сеятель сеять семя свое. Когда он сеял, (1) иное упало при дороге, и птицы небесные прилетели и поклевали его. (2) А иное упало на каменистое место, где не много было земли. Оно скоро взошло, потому что земля была неглубока. Но когда взошло солнце, оно иссушило растение, и оно завяло, потому что не имело глубоких корней.

(3) Иное семя упало в терние, и терние выросло вместе с ним и заглушило растение. (4) Но иное семя упало на добрую землю и взошло, выросло и принесло плоды – в тридцать, шестьдесят или сто раз больше того, что было посеяно!

И сказав это, Он воскликнул: `Кто имеет уши слышать, да слышит! Слушайте, что значит притча о сеятеле!”

Сейчас Иисус раскроет и объяснит для нас, что именно значит эта притча: `Семя есть Слово Божие. Упавшее при пути суть слушающие, к которым потом приходит Дьявол и уносит Слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись“.

Когда жизнетворное семя Слова Божьего сеют на этой первой земле, в такое сердце, что происходит? Земля на дороге обычно твердая и утоптанная. Прежде чем семя может пустить корни, сатана приходит и уносит его (прежде чем люди смогут понять, принять Слово и обрести спасение)!

Дьявол яростно борется против Божьего Слова! Библия говорит нам, что `вера от слышания Слова Божьего” (Римлянам 10:17). Дьявол, стараясь сделать так, чтобы люди не уверовали в Иисуса и не спаслись, будет делать все, что в его силах, чтобы они не услышали или не приняли истину Божьего чудесного Слова! Апостол Павел говорит: `Если наше Евангелие закрыто, то оно закрыто для тех, кто погибает, для неверующих, для тех, у кого бог этого ми0ра (дьявол) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет славного Евангелия Христа” (2-е Коринфянам 4:3,4).

Мы надеемся, что ты, читающий это, уже родился снова, что ты уже принял драгоценное семя Божьего Слова и попросил Его Сына, Иисуса, войти в твое сердца. Если ты принял Иисуса, тебе не надо волноваться о том, что ты можешь быть первой землей, спасибо Господу!

Но как насчет второго вида земли, которую описывает Иисус? Он говорит: `Некоторые, как семя, посеянное на каменистой почве, слышат Слово и сначала принимают его с радостью. Но они не имеют в себе корня, и временем верят, а когда настает скорбь и гонение за слово, они соблазняются и быстро отпадают!”

Эти вторые на самом деле радостно принимают Слово и начинают расти, но когда приходит время соблазнов или испытаний, или гонений за Слово, их энтузиазм убывает, их вера засыхает, и они умирают! Это не значит, что они теряют свое спасение: если ты принял Иисуса своим сердцем, ты принадлежишь Ему навеки. Он говорит: `Я с вами во все дни, никогда не оставлю вас и не покину” (от Матфея 28:20, Евреям 13:5). Но такие христиане просто `не имеют корней“, глубины, они неглубоки и никогда по-настоящему не встают, не растут и не начинают приносить плодов. Они как бы духовно умирают и отпадают, когда приходит время испытаний, когда восходит жаркое солнце гонений или скорби. Они слабы, и они не могут этого перенести.

Как много таких христиан! Они счастливы принять Иисуса, но они никогда по-настоящему не изучают и не впитывают Божье Слово и не позволяют Его Истине проникнуть глубоко в их сердца. Они – `лекговерующие”, которые радостно принимают Божий Дар спасения; очень удобная пожарная лестница из Ада и нечто вроде `страхования жизни” на будущую жизнь. Но когда приходит время, и они должны по-настоящему постоять за свою веру, рассказывать другим об Иисусе, быть готовыми перенести упреки, отвержение, унижение, или даже настоящие муки и гонение за Евангелие, они просто засыхают и отпадают!

А вот как Иисус объяснил, что такое третий тип земли: `Иные, как семя, посеянное в тернии, слышат Слово; но заботы и тревоги этой жизни, обольщение богатств и желание получить другое входят и заглушают Слово, и делают их бесплодными”.

Быть заглушенными заботами, богатствами и тревогами этой жизни – это, возможно, самая опасная ловушка для большинства христиан в сегодняшнем мире! То, каким чудесным образом Бог мог бы их использовать, полностью подавляется и заглушается материальными заботами этой временной жизни. Они заняты столь многим (`делами житейскими”, 2-е Тимофею 2:4) помимо Господа, Его Слова и Его работы, что их духовный рост жестоко ограничен, их сила истощена и тернии этого мира заглушают их способность приносить плоды, делают их бесполезными для Божьего вечного Царства!

Это не значит, что богатства плохи. `Любовь к деньгам” – корень всех зол (1-е Тимофею 6:10). Только когда мы ценим богатства, состояние и материальные вещи больше, чем Господа, нас начинает заглушать, делать бесплодными и сбивать с пути `обольщение богатствами”!

И, наконец, четвертый тип земли, который описывает Иисус: `Те, кто принимают семя, упавшее на добрую землю, те, кто с честным и добрым сердцем слышат Слово и хранят его, и с терпением приносят каждый год плоды в тридцать, шестьдесят или сто раз больше, чем было посеяно!”

В отличии от других неплодородных земель, эта четвертая земля принимает Слово и оставляет его в себе, хранит его и терпеливо бережет его, пока оно не вырастет, не разовьется и не принесет плоды во славу Богу!

* * *

А какова земля твоего сердца? Даже будучи спасенными, многие христиане становятся похожими на вторую землю, твердую, каменистую и неглубокую, из-за своего непослушания Господу. Их сердца `ожесточаются, обольстившись грехом” (Евреям 3:13), и они никогда не становятся теми сильными растениями для Господа, какими могли бы быть, они никогда не вырастают, не развиваются духовно и не начинают приносить плодов. Так что когда приходят `огненные искушения” соблазнов, их вера увядает, потому что в них не было глубины, они никогда не были `укоренены и утверждены в вере”, как должны были быть! (1-е Петра 4:12, Колоссянам 2:6,7)

Или, как третья земля, они позволяют материальным заботам этой жизни, подобно терниям, заглушить их потенциальную пользу для Бога. Они, кажется, никогда не находят времени – не отводят времени – для того, чтобы с молитвой читать и впитывать Божье Слово, и поэтому у них нет `духа и жизни”, которую Его Слово дало бы им (от Иоанна 6:63).

Насколько по-иному Библия описывает человека, который, как четвертая земля, отводит Господу и Его Слову первое место: `В Слове Господа радость его, и о Слове Его размышляет он день и ночь. Будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет. И во всем, что он ни делает, успеет!” (Псалом 1:2,3).

О, если бы мы только осознали вечную важность покорения себя Божьему Слову и Божьей воле – как добрая, плодородная, восприимчивая земля покоряется крестьянскому плугу, принимает семя, которое он сеет и терпеливо приносит урожай – тогда, несомненно, в нас вызвала бы презрение мысль о том, чтобы позволить преходящим материальным вещам заглушить нашу пользу для Бога! И мы уж конечно не позволим нашей вере завять или погибнуть из-за небольшого сопротивления, бед или гонений ради Евангелия!

Если ты хочешь угодить Господу, приносить плоды и быть полезным Ему, покорись Ему сегодня же своим сердцем и позволь Ему сделать тебя тем, кем Он хочет, чтобы ты был! Если ты будешь верно читать и черпать силу из Божьих животворных Слов, тебя удивит быстрота твоего духовного роста. А если ты будешь повиноваться повелению Иисуса `проповедовать Евангелие” и будешь рассказывать другим о Его любви, тогда семя Божьего Слова, которое ты посеешь в их сердцах, пустит корни и вырастет, и ты завоюешь других для Иисуса и тем самым принесешь плоды в тридцать, шестьдесят или даже сто раз больше того, что было сначало посеяно в твоей жизни! И Сам Бог вознаградит тебя вечными спасенными душами, и ты будешь сиять, как звезды, во веки! (Даниил 12:3.)

МОЛИТВА: Дорогой Господь, мы искренне просим Тебя, пожалуйста, помоги нам покориться Тебе, быть послушными Тебе, чтобы мы могли быть той хорошей, плодородной землей, которую Ты хочешь иметь! Ты сказал: `Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся”. Помоги нам по-настоящему стремиться к Тебе и Твоему животворному Слову, верно читать его и делиться им с другими, чтобы они тоже могли обрести Тебя. Во имя Иисуса, аминь.

Жанр: притча
Главные герои сказки «Притча о сеятеле» и их характеристика

  1. Иисус. Сын Божий.
  2. Сеятель. Труженик, пророк, учитель.

План пересказа сказки «Притча о сеятеле»

  1. Зерна на дороге
  2. Зерна в камнях
  3. Зерна в тернии
  4. Зерна в плодородной почве
  5. Объяснение притчи

Кратчайшее содержание сказки «Притча о сеятеле» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сеятель сеял зерна.
  2. Часть склевали птицы на дороге.
  3. Часть высушило солнце на камнях.
  4. Часть задавило терние.
  5. А часть принесла плоды.
  6. Плоды приносит вера, основанная на понимании и принятии.

Главная мысль сказки «Притча о сеятеле»
Человек должен верить всем сердцем, должен работать над собой, чтобы чего-то достичь.
Чему учит сказка «Притча о сеятеле»
Притча учит верить, учит смирению, трудолюбию, учит не поддаваться искушениям и не стремиться к легкой жизни.
Отзыв на сказку «Притча о сеятеле»
Это очень интересная притча с глубоким смыслом. Она говорит нам не только о вере, но и вообще о жизненных устремлениях человека, о его целях. Цель жизни человека должна быть достойной, человек не должен тратить свою жизнь на низкие устремления, на поиски славы и богатства, что есть суета и тлен.
Пословицы к сказке «Притча о сеятеле»
Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Не тот живет больше, кто живет дольше.
Жизнь правде посвящай.
Кто правдой живет, тот верно живет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Притча о сеятеле»
Однажды Иисус рассказал ученикам притчу о сеятеле, который сеял зерна.
Часть зерен упали на дорогу, прилетели птицы и склевали эти зерна.
Вторая часть зерен упала на каменистую землю. Они быстро проросли, но как только взошло солнце и высушило их, погибли. Ведь у этих зерен не было корней.
Третья часть зерен упала в терние. Они также проросли, но поднялось терние и заглушило эти ростки.
Наконец последняя часть зерен упала в плодородную почву, проросла, выросла, и принесла плоды, какое в сто крат, какое в шестьдесят, а иное в тридцать.
И Иисус пояснил смысл своей притчи.
Всякому, кто слушает божье слово и не понимает его, приходит нечистый и похищает посеянное в его сердце. Как птицы, склевавшие зерна на дороге.
Тот, кто слышит обращенное к нему слово и сразу принимает его с радостью, оказывается непостоянен, он легко соблазняется и теряет веру. Так солнце легко убивает выросшие без корней растения.
Иной слышит слово и понимает его, но каждодневные заботы и погоня за богатством заглушают слово, как тернии.
Ну а тот, кто слышит и принимает слово всем сердцем, становится плодоносным, несет в своем сердце веру. Но у некоторых вера сильнее, у других чуть слабее. Вот и плоды она дает разные.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Притча о сеятеле»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *